Научная статья на тему '"СМЕШАННОЕ" ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВУЗЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

"СМЕШАННОЕ" ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВУЗЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашкина Т.В.

В статье рассматриваются возможности технологии «смешанного» обучения при обучении программированию студентов первого и второго курса вуза. Исходя из опыта работы, описаны инструменты on-line площадок для проведения дистанционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашкина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"СМЕШАННОЕ" ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВУЗЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

эмоционального взаимодействия между обучающимися в условиях моделирования процессов межкультурной коммуникации на занятиях, способствуют формированию у обучающихся навыков коммуникативного взаимодействия, развивают способность грамотно формулировать и толерантно выражать свою точку зрения, уважая мнения и позиции других участников коммуникации. Можно сделать вывод о том, что активное использование интерактивных методов в процессе обучения студентов неязыковых факультетов позволяет наиболее эффективно формировать у них коммуникативную компетенцию. Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что ключевую роль в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку играет формирование не базовых языковых знаний, а коммуникативной компетенции, которая является гарантом подготовки студентов к межкультурному взаимодействию.

Список использованной литературы:

1. Быстрай Е.Б., Власенко О.Н., Скоробренко И.А. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2020. № 11 (20). С. 211-218.

2. Еловская С.В., Круглова Е.А. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 35-39.

3. Узенцова Е.А., Зеленина А.В. Интерактивные методы в контексте мотивации студентов к изучению иностранного языка // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1 (2). С. 101-104.

4. Ярмашевич М.А. Обучение профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 482-486.

© Рогожова А.М., 2021

УДК 378.147

Ромашкина Т.В.

к.пед.н, доцент,

Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)

г. Пермь, РФ

«СМЕШАННОЕ» ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВУЗЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности технологии «смешанного» обучения при обучении программированию студентов первого и второго курса вуза. Исходя из опыта работы, описаны инструменты on-line площадок для проведения дистанционных занятий.

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, смешанное обучение, программирование, технология.

Одна из задач, которую призвана решать дидактика высшей школы, - это выбор содержания, методов, форм, технологии обучения[1].

При переходе на дистанционный формат обучения, видоизменились и методы, и формы, и технологии, согласно тем педагогическим задачам, которые решаются на данный момент в процессе обучения.

Из педагогических технологий, используемых при цифровизации процесса обучения

программированию, автором использовалась технология «смешанного обучения». Под «смешанным обучением» понимается педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (on-line) обучения с очным или автономным обучением.[2]

При организации смешанного обучения рекомендуется учитывать временные затраты обучающихся. Предполагается, что обучающийся должен тратить: 40% времени на дистанционные формы обучения; 40% времени на очные; 20% времени на самообразование.[3]

Лекции, лабораторные, практические занятия являются неотъемлемыми составляющими дидактического цикла обучения. Материал лекций по программированию, особенно при рассмотрении новой темы, содержит большой объем сложной для восприятия, требующий методической переработки, информации. В «традиционной» лекции ряд вопросов можно изложить в словесной форме, - при «очном» взаимодействие со студентами ответить на вопросы, прокомментировать сложные элементы рассматриваемого материала. В on-line формате это зачастую сделать не так просто, а порой и не представляется возможным, даже, если студент имеет возможность видеть преподавателя на экране монитора. Сказывается отсутствие эмоциональной составляющей взаимодействия преподавателя и студента, визуального контакта.

Современные информационные технологии предоставляют различные возможности организации и проведения учебных занятий, в том числе и коллективных форм обучения студентов, в on-line формате. Для работы на лекциях и практических занятиях по программированию, использовался сервис для проведения видеоконференций Zoom. Данная платформа предоставляет возможность для организации и проведения, индивидуальных и коллективных on-line занятий. При проведении on-line лекции использовался, например такой инструментарий zoom, как «демонстрация экрана» с возможностями: выделить и «отслеживать» определенный часть демонстрируемого материала; установить «метку», например в виде знака «?», рядом с обсуждаемым фрагментом программного кода.

Практика показала, что подачу лекционного материала при дистанционной форме обучения можно осуществлять с использованием «опорных конспектов лекции», в которых в тезисной форме, изложен материал лекции. Такие конспекты, при подготовке к лекции, рассылаются студентам. В процессе работы на лекции с преподавателем, студенты вносят в конспект необходимые дополнения. Для активизации внимания студентов в процессе проведения on-line лекции, можно использовать традиционный прием «вопрос в начале лекции», с помощью чата данного сервиса, с настройкой «Кому: Все» (вопрос пишется в чат или озвучивается) и «Участники могут общаться в чате с: Все открыто» (ответ студент пишет в чат, и видит ответы других участников процесса обучения).

Для поддержания, мотивации учебной активности студентов, для организации взаимодействия с преподавателем каждого студента, в течении лекции, озвучиваются несколько вопросов (по одному, через некоторое время) или заданий, всем студентам. Для получения ответа «лично» от каждого студента, необходимо настроить чат «Участники могут общаться в чате с: только с организатором». При этом, отвечающий студент не видит ответов других участников процесса. Чтобы зафиксировать результат работы, чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную.

В конце лекции, для рефлексии использовались диаграммы связей (ментальные карты, карты памяти, интеллек-карты), где акцентировалось внимание студентов на основных содержательных элементах рассмотренного материала, на уровне ключевых слов. Программ по созданию и работе с ментальными картами существует много (XMind, MindManager, FreeMind и др.). В данной работе карты создавались с помощью программы Xmind.(P^. 1)

На практических занятиях по программированию, важна не только коллективная работа, но и индивидуальная работа с каждым студентом. В on-line формате организовать индивидуальную работу, например по защите выполненных заданий, возможно с помощью инструмента zoom «демонстрация экрана» с возможностью передать демонстрацию экрана конкретному студенту, а так же использовать настройки «демонстрации экрана»: «несколько участников могут осуществлять демонстрацию одновременно».

Рисунок 1 - Пример диаграммы связей по теме одной из лекций

Одним из основных звеньев учебного процесса, в том числе и в вузе, является контроль освоения дисциплины студентами. В смешанном обучении контроль изучения материала, можно проводить как традиционными методами, так и на on-line площадке, в частности на площадке Online Test Pad. Данный сервис позволяет создавать тесты и другие продукты дистанционного обучения. Благодаря гибким настройкам каждого из инструментов, были разработаны тесты для фронтального тестирования студентов по различным темам курса.

Специфика лабораторных работ позволила сохранить очную форму их проведения. При этом дистанционное проведение лекционных занятий оказало положительное влияние на другие дидактические компоненты учебного процесса. Так, на основе наблюдений за ходом учебного процесса, можно сделать предположение, что со стороны студентов произошло осознание и переосмысление ценности прямого межличностного взаимодействия с преподавателем. Можно отметить более тщательную подготовку студентов к защите самостоятельно выполненной работы, именно в очном формате, которая выражена в: выстроенном сообщении с логическим обоснованием выбранного алгоритма решения задачи, реализованного определенными средствами языка программирования.

Таким образом, использование технологии смешанного обучения позволило сохранить непрерывность учебного процесса для приобретения необходимых навыков, освоения приемов разработки программного кода, в объективно сложных условиях организации образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. Кох М. Н. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова Краснодар: Куб ГАУ, 2011. - 150 с.

2. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52653-2006.

3. Соломонова, А. А. Кейс-технологии в электронном обучении / А. А. Соломонова, Д. Р. Аседова // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. - 2018. - № 3. - С. 25-18.

© Ромашкина Т.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.