Научная статья на тему 'Смешанное обучение иностранному (немецкому) языку в условиях индивидуализации образовательного процесса'

Смешанное обучение иностранному (немецкому) языку в условиях индивидуализации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ) / УЧЕБНАЯ ПЛАТФОРМА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубив Н. В., Кантышева Н. Г.

В связи с построением образовательного процесса в Тюменском государственном университете с учетом индивидуализации, актуальным становится использование технологии смешанного обучения при изучении иностранных языков. Смешанное обучение представляет собой комбинирование традиционного обучения с обучением при помощи виртуальной платформы, что позволяет студентам выполнять задания более эффективно, а также способствует формированию самостоятельной организации деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубив Н. В., Кантышева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение иностранному (немецкому) языку в условиях индивидуализации образовательного процесса»

Смешанное обучение иностранному (немецкому) языку в условиях индивидуализации образовательного процесса

Дубив Надежда Викторовна,

к.пед.н., доцент кафедры немецкой филологии, Директор центра российско-немецкого сотрудничества им. Георга Вильгельма Стеллера,

Тюменский государственный университет, [email protected] Кантышева Надежда Геннадьевна,

к.ф.н., доцент кафедры немецкой филологии, Тюменский государственный университет, [email protected]

В связи с построением образовательного процесса в Тюменском государственном университете с учетом индивидуализации, актуальным становится использование технологии смешанного обучения при изучении иностранных языков. Смешанное обучение представляет собой комбинирование традиционного обучения с обучением при помощи виртуальной платформы, что позволяет студентам выполнять задания более эффективно, а также способствует формированию самостоятельной организации деятельности.

Ключевые слова: смешанное обучение, иностранный язык (немецкий), учебная платформа, преподаватели немецкого языка, индивидуализация образовательного процесса, педагогическое моделирование

В связи с построением образовательного процесса в Тюменском государственном университете с учетом индивидуализации, студенты трех Институтов ТюмГУ (Социально-гуманитарный институт, Институт химии, Институт педагогики и психологии) получили возможность самостоятельно формировать свой учебный план (5). Дисциплина иностранный язык выбиралась студентами разных направлений. Следует отметить, что многие студенты пришли в вуз с низким уровнем владения иностранного языка. На дисциплину предусмотрено 54 часа аудиторной работы и большая доля самостоятельной работы. Становится очевидным, что невозможно научить студентов необходимым навыкам владения языка, используя только традиционные методы. Основной тенденцией развития современной образовательной системы является ориентация на реализацию дидактического потенциала компьютерных технологий, что подразумевает Концепция модернизации российского образования на период до 2020. Это предусматривает обязательное использование информационных технологий в образовательном процессе. Учитывая названные факторы, это потребовало от преподавателей всех институтов, реализующих дисциплину «иностранный язык» перестроить традиционный образовательный процесс. Одним из возможных решений стало использование смешанного формата обучения (Blended Learning). «Смешанное обучение — совмещение онлайн- и очного обучения» (4). Как отмечает А. М. Евсеева, смешанное обучение «представляет собой рациональное сочетание традиционной и электронной форм обучения, что позволяет использовать их самые сильные стороны и минимизировать слабые» (1).

Но существуют сложности при переходе на смешанную модель обучения, так как многие преподаватели не владеют достаточным уровнем информационно-коммуникационной компетенцией, которая бы позволила им применять задания на основе учебной платформы.

Но преподаватели кафедры немецкой филологии Тюменского государственного университета имеют хорошую теоретическую и методическую базу дистанционного и смешанного обучения. Виртуальная учебная платформа кафедры немецкой филологии, поддерживающая учебный процесс, существует с 2011 года. Целью создания платформы являлось овладение студентами частью программного материала дисциплины, так препо-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

сч

м

01 Z

даватели решали задачу организации самостоятельной работы студентов. На данный момент виртуальная платформа насчитывает около 45 учебных классов и 600 пользователей и помогла уже нескольким поколениям выпускников отделения лингвистики освоить не только лингводидакти-ческие дисциплины, но и современные информационные технологии.

В рамках гранта Благотворительного фонда В. Потанина преподаватели кафедры немецкой филологии провели на платформе Moodle курс повышения квалификации «Smart Class» в формате Blended Learning. Участниками курса стали преподаватели ТюмГУ. В течение месяца они внедряли в процесс обучения современных образовательных технологий. Курс был посвящен двум современным разработкам: созданию виртуальных учебных классов в среде дистанционного обучения Moodle и технологии BYOD (Bring your own device) - использованию мобильных устройств студентов в учебном процессе.

Также преподаватели кафедры немецкой филологии являлись участниками гранта на реализацию проекта Темпус 544161-TEMPUS-1-2013-1-UK-TEMPUS-JPCR Aston University — «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» (2013-2016). Проект Темпус «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» был нацелен на повышение потенциала университетов-партнеров, осуществляющих подготовку преподавателей европейских языков, в частности, на усиление взаимосвязи между средним и высшим образованием, путем разработки и внедрения основанной на онлайн-технологиях и Европейской системе переводных зачетных единиц магистерской программы подготовки учителей иностранных языков.

Благодаря потенциалу кафедры немецкой филологии все курсы практического иностранного языка с 2017 года были разработаны с учетом принципов смешанного обучения. При методической поддержке преподавателей кафедры немецкой филологии, преподаватели другихз дисциплин стали внедрять в образовательный процесс технологию смешанного обучения.

Для реализации учебных программ была выбрана учебная платформа Moodle - модульно объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Возможно использовать также готовые методические разработки иностранных издательств или организаций, занимающихся продвижением иностранного языка. Так, Гете-институт предлагает готовые модули программы «Учим обучать немецкому» (Deutsch lehren lernen). В основе DLL лежат актуальные исследования в области преподавания немецкого языка как иностранного и инновационный подход к подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и преподавателей немецкого языка - исследование через деятельность (6). Также возможно разработать авторский курс, ориентированный на конкретную рабочую программу и целевую группу, что явилось

важным шагом при переходе на индивидуальную образовательную траекторию для Тюменского государственного университета. Многие преподаватели разработали ряд авторских курсов (электи-вов). На сегодняшний день преподаватели ТюмГУ разработали 75 элективов, в том числе более 15 по иностранным языкам. Как отмечают преподаватели иностранного языка, работающие на платформе, педагогическое онлайн-моделирование позволяет уменьшить разрыв в разном уровне владения иностранным языком между студентами за счет индивидуального подхода.

Мельченкова Н.В. рассматривает психологические критерии оценки эффективности обучения, которые могут быть сформированы следующим образом в процессе смешанного обучения: «1) используемые в учебном процессе элементы дистанционного обучения способствуют развитию самостоятельности и саморегуляции, так как студенты должны сами планировать свою деятельность, определять цели обучения; 2) использование программного обеспечения позволяет повысить уровень мотивации студентов, так как они сами определяют скорость и темп своей работы с учебным материалом и чувствуют собственную ответственность за результат; 3) использование ИОТ способствует повышению активности, самостоятельности студентов при работе с материалом, а также развивает творческое отношение к процессу учебы, поскольку позволяет сделать процесс обучения английскому языку мобильным, адаптировать его под потребности каждого студента, учитывая его уровень знаний, а также скорость и способ усвоения информации; 4) возможность доступа к необходимым мате-риалам через сеть Интернет позволяет работать с профессионально-направленными источниками для получения необходимой информации, что делает процесс обучения удобным и знакомым, а также способствует повышению уровня мотивации» (3).

Апробация показала, что смешанное обучение является эффективным средством формирования лингводидактических компетенций обучающихся, способствующим не только совершенствованию навыков устной и письменной коммуникации на немецком языке, но и расширению методического репертуара будущих преподавателей. В процессе обучения студенты овладевают профессиональными умениями и мотивированной готовностью к профессионально-педагогической деятельности по обучению иностранному языку в школе. Это происходит благодаря овладению коммуникативной культурой: речевыми умениями, умениями восприятия и умениями взаимодействия с участниками процесса обучения.

Формирование коммуникативной компетенции в таком формате отвечает требованиям модернизации профессионального обучения в онлайн-пространстве.

Использование смешанного обучения в учебном процессе по иностранному языку позволяет решать задачи, важные не только для преподавателей, но и для студентов.

С помощью педагогического онлайн-моделирования преподаватели могут создать основу для исследования особенностей формирования профессионально-ориентированной среды в обучающей среде. Это может способствовать дальнейшей разработке теории функционирования дистанционного обучающего пространства. С другой стороны, у студентов сформируются необходимые навыки, заявленные в курсе, которые в дальнейшем определят эффективность в профессиональной деятельности. В разработанных курсах закладываются основы коммуникативной и социальной компетентности, формируется специфическое профессиональное мышление.

Литература

1. Евсеева А. М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 2-3.

2. Кантышева Н.Г., Соловьева И.В. Формирование языковой личности студентов в профессионально ориентированной среде: опыт разработки программы магистратуры в тюменском государственном университете. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 147-152.

3. Мельченкова Н.В. Использование смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе для повышения эффективности учебного процесса. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.17, №1 (5) 2015.

4. Reay J. Blended learning — a fusion for the future [Журнал] // Knowledge Management Review, 2001.

5. https ://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie /609966/

6. https://www.goethe.de/de/spr/unt/for/dll.html

Blended learning in teaching foreign language (german) within the frameworks of individual learning tracks

Dubiv N.V., Kantysheva N.G.

Tyumen State University

Due to the fact that the system of individual learning tracks is being implemented in the University of Tyumen today, it has become relevant to use technologies of blended learning in teaching foreign languages. Blended learning is the combination of traditional comprehensive learning with the one on the virtual platform. This combination allows students to work more efficiently and also develop their independence and self-maintained activity.

Key words: blended learning, foreign language (German), educational platform, teachers of German, individualization of education, pedagogical modeling.

References

1. Evseeva A. M. Blended learning as a form of organization of the

educational process in a foreign language in a technical college // Modern problems of science and education. 2014. No. 6. P. 2-3.

2. Kantysheva N.G., Solovyova I.V. Formation of the linguistic identity of students in a professionally oriented environment: the experience of developing a master's program at Tyumen State University. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2017. No. 3. P. 147-152.

3. Melchenkova N.V. The use of blended learning a foreign language in a non-linguistic university to improve the efficiency of the educational process. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vol.17, # 1 (5) 2015.

4. Reay J. Blended learning - a fusion for the future [Journal] //

Knowledge Management Review, 2001.

5. https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/609966/

6. https://www.goethe.de/de/spr/unt/for/dll.html

о

о

и

n

m

S

m

X

X

о

m

m

й

А

-i

О

-i

S

£

m

О

X

О

m

О

DI

n

А

ы

о

и

А

X

s

m

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.