Научная статья на тему 'Смертная казнь: историко-правовые аспекты'

Смертная казнь: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2016
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОТМЕНА СМЕРТНОЙ КАЗНИ / CRIMINAL PUNISHMENT / DEATH PENALTY / LIFE IMPRISONMENT / THE ABOLITION OF THE DEATH PENALTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жамулдинов Виктор Николаевич

в статье затрагивается проблема такого вида наказания, как смертная казнь. Автор прослеживает историческое становление и дает юридический анализ самого сурового и вместе с тем древнего вида наказания, известного уголовному праву современных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смертная казнь: историко-правовые аспекты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Смертная казнь: историко-правовые аспекты Жамулдинов В.Н.

Жамулдинов Виктор Николаевич / Zhamuldinov Viktor Nikolaevich - кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, права и философии, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: в статье затрагивается проблема такого вида наказания, как смертная казнь. Автор прослеживает историческое становление и дает юридический анализ самого сурового и вместе с тем древнего вида наказания, известного уголовному праву современных государств.

Abstract: the article deals with a problem of this kind of punishment, the death penalty. The author traces the historical development and provides a legal analysis of the most rigorous and at the same time the ancient form ofpunishment known to the criminal law of modern states.

Ключевые слова: уголовное наказание, смертная казнь, пожизненное лишение свободы, отмена смертной казни. Keywords: criminal punishment, the death penalty, life imprisonment,the abolition of the death penalty.

Уголовно-правовая политика Республики Казахстан ориентирует государственные органы, с одной стороны, на борьбу с преступностью, с другой - на гуманность и дифференцированный подход к осужденным, что является правильным решением для государства, провозгласившего себя правовым и демократическим.

Уголовно-правовая политика, представляет собой неотъемлемую часть внутренней политики государства, занимает доминирующее положение в сфере определения стратегии и тактики противодействия преступности, минимизации ее неблагоприятного воздействия на социальные процессы посредством использования уголовно-правовых средств [1, С.21].

Наметившееся обновление правовой системы государства предполагает доктринальное и законодательное обеспечение прав и свобод человека, как высшей ценности государства, реализацию практических мер по укреплению законности и правопорядка [2, С.13].

Решением о моратории и в дальнейшем принятием решения об отмене смертной казни актуализируется проблема наказания в виде пожизненного лишения свободы. Здесь и правительству при формировании бюджета, и правоохранительным органам следует иметь в виду, что введение этого вида наказания ставит вопросы, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Сегодня никто не может точно сказать, когда было совершенно первое преступление, когда и какое наказание было применено впервые [3]. Доподлинно известно только одно - во все времена за преступлением следовало наказание. Наказания применялись самые разные - от бесчеловечных пыток и изощренных казней до общественного порицания. По мере развития общества менялось и его отношение к наказанию [4].

Лишение жизни - является самым древним и суровым наказанием, предусмотренным уголовным законом многих стран мира. Впервые в истории русского общества лишение жизни как наказание упоминается в Двинской уставной грамоте в 1398 году. Данное наказание применялось к уличенным в воровстве в церкви, конокрадстве, государственной измене, поджогах, а также кражах, совершенных в третий раз.

Судебник 1497 года расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской грамотой, а именно, смертной казни подвергались за разбои, убийство, повторную кражу, клевету, убийство своего господина, измену, святотатство, кражу холопов, поджог, государственные и религиозные преступления. Следует отметить, что «Судебник 1550 года карал вторичную татьбу смертью. Этим он несколько отличается от губных грамот, где за вторую татьбу полагались кнут, отсечение руки и изгнание из пределов уезда» [5].

Во времена Ивана Грозного в Москве на лобном месте вешали бояр, подозреваемых в заговоре против царя, сжигали еретиков и колдунов, закапывали заживо в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, четвертовали, колесовали различных преступников, отсекали головы политическим противникам.

Иван Грозный изощрялся в придумывании новых видов смертной казни. Одно из его новшеств заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру, а затем натравливали на него собак. Один из видов казни заключался в попеременном обливании человека кипятком и холодной водой, пока он не умрет. Применялось вырезание из кожи живого человека ремней, сдирание кожи полностью, разрезание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские способы умерщвления. Также предусматривались другие способы исполнения смертной казни: простые (отсечение головы, повешение и утопление) и квалифицированные (сожжение, заливание горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посадка на кол). Также широко применялась смертная казнь при Петре I. Так, многочисленные уголовно-правовые акты этого периода предусматривали применение смертной казни в 123 случаях, и предусматривали три способа смертной казни - расстрел, обезглавливание и повешение.

Следует отметить, что обычное право казахов также предусматривало смертную казнь за ряд тяжких преступлений - воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние.

После установления Советской власти, СНК РСФСР принял декрет о возможности применения смертной казни, в котором смертная казнь в качестве альтернативной меры наказания предусматривалась по 28 составам преступлений.

В тридцатые и сороковые годы смертная казнь с последующими дополнениями предусматривалась уже за 42 состава преступления.

В январе 1950 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», а в апреле 1954 года смертная казнь была введена и за умышленное убийство. Был установлен конкретные перечень преступлений, за которые допускалось применение смертной казни. Это - измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Основы допускали также возможность применения исключительной меры наказания - смертной казни в условиях военного времени или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных законодательством.

В дальнейшем уголовное законодательство пошло по пути существенного расширения круга деяний, за которые возможно применение исключительной меры наказания.

В 1959 году исключительная мера наказания была предусмотрена в санкциях 33 статей. «На основании Основного закона Республики Казахстан, статья 15 пункт 1 каждый имеет право на жизнь. Пункт 2 никто не вправе произвольно лишать человека жизни» [6]. Как известно, Уголовный кодекс Республики Казахстан в ст. 49 исключительной мерой наказания определяет смертную

казнь [7].

По действующему Уголовному кодексу Республики Казахстан, расстрел, как исключительная мера наказания, может быть применен только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за преступления, совершаемые в военное время или в боевой обстановке, государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления (16 статей). Вместе с тем законодательство 58 стран не предусматривает применение смертной казни ни за какие-либо преступления. К этой группе относятся некоторые европейские страны - Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, а также ряд латиноамериканских стран.

В 14 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например, в военное время. К их числу относятся такие европейские страны, как Великобритания, Греция, а также Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада, Мексика.

30 стран сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяют ее на практике в течение последних 10 и более лет (Чили, Конго, Гватемала, Турция и другие).

В настоящее время 90 стран применяют смертную казнь за общеуголовные преступления. К их числу относятся большинство бывших республик Советского Союза, а также ряд азиатских стран - Афганистан, Бангладеш, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Пакистан и другие; целая группа африканских государств - Замбия, Зимбабве, Нигерия и другие; все арабские страны - Египет, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Ливия. В Соединенных Штатах Америки 38 штатов применяют смертную казнь (в 13 штатах она отменена).

Разнообразны способы исполнения смертной казни в указанных странах. По данным организации «Международная амнистия», расстрел, как способ смертной казни, применяется в 86 странах мира, повешение - в 78 странах, обезглавливание используется только в Саудовской Аравии.

Забрасывание камнями принадлежит к числу мучительных способов исполнения смертных приговоров: осужденного закапывают в землю, оставляя на поверхности лишь голову, после чего забрасывают его камнями (статья 119 Исламского Уголовного кодекса Ирана).

Существует казнь на электрическом стуле с помощью электродов, специально подключенных к телу приговоренного к смертной казни.

Отравление газом применяется только в США. В ряде штатов США казнь осужденного осуществляется путем смертельной инъекции. Осужденному внутривенно вводится комбинация препаратов, вызывающих потерю сознания, а затем - прекращения дыхания и остановку сердца.

По действующему Уголовному кодексу Республики Казахстан, единственным способом исполнения смертной казни является расстрел.

Доводы как «за», так и «против» смертной казни многоаспектны - это аргументы политического, социально-экономического и чисто криминологического характера. И поэтому нашей стране, которая решила объявить мораторий на смертную казнь и хочет отменить ее совсем, приходится учитывать все эти направления. Так, неоднозначен внешнеполитический аспект. С одной стороны, государства Европы оказывают сильное давление на мировое сообщество, призывая отказаться от смертной казни. С другой стороны, те новые вызовы, которые испытывает мир сегодня в лице терроризма, заставляют серьезно подумать, таким ли безальтернативным актом является отмена смертной казни, насколько она соответствует потребностям человечества на этом этапе.

Во всем мире ведутся активные споры по поводу сохранения в законе смертной казни. Многие ученые считают, что в наших странах нужно сохранить смертную казнь до тех пор, пока не улучшится криминальная обстановка.

Так, за сохранение смертной казни для убийц высказался доктор философских наук Алтай Тайжан. «Я так думаю: несколько человек убил, потом двадцать лет получает, иногда даже десять лет или семь. Такие люди не должны находиться на свободе. Либо пожизненное, либо смертная казнь», - сказал философ. Его поддержал коллега, академик НАН РК, доктор философских наук Абдумалик Нысанбаев. По мнению профессора, в обществе еще не сформировалось правовое поле, которое позволяет отменить этот вид наказания.

Растущее количество преступлений не позволяет думать о гуманизации, рассуждает Нысанбаев. «Я считаю, если человек совершил страшное преступление, изнасиловал или убил кого-то, надо смертную казнь сохранить. Наше общество еще не стало таким гуманным, демократичным. У нас много убивают, действуют террористы. Мораторий надо отменить», - сказал Нысанбаев.

О том, что смертная казнь должна существовать как исключительный вид наказания, заявил директор международного центра культур и религий Агентства РК по делам религий Айдар Абуов. «Если человек не хочет соответствовать образу жизни, законам, нормам поведения, то его надо лишить возможности находиться в этом обществе. Тюрьмы - это не самая исключительная мера наказания», - сказал философ.

Представитель Института философии, политологии и религиоведения МОН РК Анатолий Косиченко высказался за сохранение текущего положения дел. «Философия ценит жизнь, но это возможно только во вполне определенной системе, когда общество понимает это целиком. А если есть ужасающие преступления? Получается, что это не совсем гуманно», - сказал Косиченко [8].

Российский опыт показывает, что люди, получившие пожизненное, пишут просьбы привести смертную казнь в исполнение. И это тоже невыносимая вещь.

Литература

1. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности. / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права.- 2012.№4. С.21.

2. Авдеев В.А., Авдеева О.В. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации./ В.А. Авдеев, О.В. Авдеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права [27].2014.№1. С.13.

3. Посмаков П.А. Тюремный синдром.- Алматы: ТОО «Баспа», 2001 С.3.

4. Указ Президента Республики Казахстан «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь». Астана, 17 декабря,

2003 год, № 1251.

5. Памятники права периода укрепления русского централизованного государства ХУ-ХУП вв. Выпуск №4, под редакцией проф. Л.В.

Черепнина. Государственное издательство юридической литературы. Москва.1956.-С.298.

6. Общество / Tengrinews // За смертную казнь в Казахстане выступили философы. URL:http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/society/14950735/ (дата обращения: 27.09.2013).

7. Уголовный Кодекс Республики Казахстан.- Алматы; Юрист, 2011.- 148 с.

8. Абдиков Б.К. Проблемы смертной казни в современном мире / Б.К. Абдиков // Закон и правосудие. Астана. №46 (86). С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.