Научная статья на тему 'СМЕНА ВЕКТОРА В ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ В США'

СМЕНА ВЕКТОРА В ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ В США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / НАКАЗАНИЕ / СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР / ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квашис Виталий Ефимович

В статье анализируются самые последние изменения и тенденции в практике исполнения смертных приговоров на фоне изменения политики федеральных органов юстиции и судебной практики штатов; сравниваются подходы Республиканской и Демократической партий США, рассматриваются итоги последних опросов общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR CHANGE IN USA DEATH PENALTY POLICY AND PRACTICE

This article analyzes the most recent developments and trends in death penalty practices against the backdrop of changing federal and state justice policies; compares Republican and democratic parties of the USA approaches; and examines the results of recent public opinion.

Текст научной работы на тему «СМЕНА ВЕКТОРА В ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ В США»

Квашис Виталий Ефимович

Смена вектора в политике и практике исполнения смертных приговоров в США

В статье анализируются самые последние изменения и тенденции в практике исполнения смертных приговоров на фоне изменения политики федеральных органов юстиции и судебной практики штатов; сравниваются подходы Республиканской и Демократической партий США, рассматриваются итоги последних опросов общественного мнения.

Ключевые слова: смертная казнь, наказание, смертный приговор, отсрочка исполнения, общественное мнение.

Vector change in USA death penalty policy and practice

This article analyzes the most recent developments and trends in death penalty practices against the backdrop of changing federal and state justice policies; compares Republican and democratic parties of the USA approaches; and examines the results of recent public opinion.

Keywords: death penalty, punishment, death sentence, reprieve, public opinion.

2020 г. в США был во многих отношениях знаменательным. В социальном и экономическом плане течение привычной жизни было весьма существенно нарушено нарастающей эпидемией Covid-19. Страну охватили страх, безработица, паника, массовые протесты в наиболее крупных городах, огромные людские и экономические потери. Все это не могло не сказаться на политическом фронте, где в таких необычных условиях вступала в завершающий этап кампания по выборам президента страны. Правление Администрации Д. Трампа близилось к концу, и чем ближе была развязка выборной гонки, тем острее была политическая борьба за власть. Надо отдать должное Трампу -он сражался одновременно на многих фронтах: на политическом и экономическом, на социальном и медицинском, на психологическом, этническом и криминальном, на информационном и уголовно-политическом, а в конечном итоге на фронте выборном. Напомним, что лето 2020 г. в США, помимо всего прочего, было ознаменовано массовыми протестами, вспышками насилия в ответ на жесткие действия полиции, ростом опасных преступлений во многих крупных городах страны. Особую тревогу вызывал заметный рост числа убийств, охвативший ряд крупных городов США. По данным Совета по уголовному правосудию, уровень убийств за лето 2020 г. в 21 городе США вырос на 42%; по данным аналитика Дж. Ашера, за 2020 г. число убийств в 51 городе США выросло на 36% [1]. Только в одном Нью-Йорке при общем росте насилия число убийств за год выросло на 44,8% (с 319 до 462); полицией зафиксировано более 1 500 «инцидентов со стрельбой», что на

97% больше, чем в 2019 г., а число пострадавших в этих «инцидентах» выросло на 102% [2].

На финише выборной кампании Д. Трамп вспомнил о своих обещаниях и летом 2020 г. поручил генеральному прокурору США У. Барру принять срочные меры по исполнению смертных приговоров, вынесенных федеральными судами. Последним толчком к возобновлению казней на федеральном уровне стали вызванные расовыми противоречиями массовые беспорядки и резкий всплеск преступности в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Филадельфии и других городах. В июне 2020 г. У. Барр, выполняя прямое указание президента, распорядился в срочном порядке привести в исполнение приговоры федеральных судов в отношении четырех детоубийц. «Все четверо убийц, - заявил У. Барр, - прошли через всестороннее судебное разбирательство в соответствии с нашей Конституцией и законами. Мы обязаны исполнить эти приговоры ради жертв ужасных преступлений». (Эти казни были проведены уже в июле и августе текущего года.) В Белом доме считали, что показательные казни «остудят головы» уголовников, поэтому в расписание казней, намеченных до конца года, были внесены имена еще 7 осужденных федеральными судами, в том числе женщина, хотя казни женщин в стране не проводились уже около 70 лет.

Войне Д. Трампа с органами федеральной юстиции, долгие годы саботировавшими эту практику, а также изменениям в динамике и характере преступности был посвящен ряд недавних публикаций автора, которые освещали ситуацию в разные периоды 2019-2020 гг. [3;

7

4; 5] и напоминали сводки с полей смертельных боев (причем не фигурально, а в самом прямом смысле). К середине 2020 г. в федеральных тюрьмах страны содержались 62 смертника, но вынесенные им приговоры не исполнялись с 2003 г. Только за вторую половину 2020 г. усилиями У. Барра казнили 7 осужденных, а в отношении еще трех осужденных казни были перенесены на январь 2021 г. Как и предсказывал автор, общее число казненных в 2020 г. составило 17 человек, в том числе впервые за 20 лет было казнено 10 смертников, осужденных федеральными судами. Такой интенсивности казней федеральная юстиция не знала многие десятилетия современной американской истории. Но Д. Трамп на этом не остановился - последние три казни в федеральных тюрьмах состоялись 13-15 января 2021 г., когда в соответствии с традициями страны президент, проигравший выборы, уже покинул Белый дом, а до инаугурации Дж. Байдена оставалось меньше пяти дней! Таким образом, только за последние полгода были казнены 13 осужденных, или 20% всех смертников, содержавшихся в федеральных тюрьмах! Это, конечно, своеобразный исторический рекорд.

Покидая пост президента, Д. Трамп «хлопнул дверью». Это был ответ на усиливающееся давление демократов в Конгрессе и созданное Дж. Байденом и Б. Сандерсоном (еще в начале выборной гонки) движение за мораторий и последующую отмену смертной казни. Среди левых демократов в Конгрессе и сторонников реформ все больше усиливалась убежденность в том, что принципиально иное отношение к смертной казни (в отличие от Д. Трампа) является одним из самых первых и крайне важных шагов по искоренению системы уголовного правосудия, основанной на расовых предрассудках. Дж. Байден, действительно, сделал немало для того, чтобы сформировать партийный консенсус по ключевым вопросам реформирования уголовного правосудия и тюремной практики. Прекращение практики казней на федеральном уровне - одна из первоочередных задач этих реформ. И эта позиция получила реализацию с первых же дней прихода демократов к власти. Уже в инаугурационной речи Дж. Байден заявил: «Мы можем обеспечить расовую справедливость. Мечта о справедливости для всех больше не откладывается».

Реальность поставленной задачи подтверждает поддержка рядовых демократов и республиканцев, контроль над обеими палатами в Конгрессе США, а также недавний опрос

СаНыр, указывающий на то, что ныне в общественном сознании поддержка практики казней «поразительно низка».

Одна из ведущих сторонников реформы уголовного правосудия, член Палаты представителей Аянна Пресли заявила недавно: «Мы должны остановить федеральные казни, чтобы в конечном итоге отменить федеральную смертную казнь в целом» [6]. Деятели Конгресса, не дожидаясь объявления моратория, решили продвигаться законодательным путем. Специфика федерального устройства США, как известно, такова, что законодательство и правоприменительная практика в различных штатах и в системе федеральных органов юстиции развивались по-разному в зависимости от юрисдикции федеральной власти и властей штатов, закрепленной в Конституции США. Ныне в Палате представителей уже подготовлен законопроект, именуемый как Федеральный закон о запрете смертной казни. Другой и большой вопрос, как скоро может быть принято такое решение, ибо забот и проблем у новой власти хватает с избытком. Но важно иметь в виду, что, помимо давления прогрессистов и итогов опросов общественного мнения, на такое решение не могут не влиять умонастроения властей и резкое сокращение практики судебных органов штатов по вынесению и исполнению смертных приговоров. В самом деле в последние годы страна, как мы не раз уже отмечали, фактически балансировала между отменой и сохранением этой меры наказания. До сих пор, несмотря на позитивные тенденции, фиксируемые статистикой, есть основания полагать, что ее кончина будет довольно долгой и болезненной. Наша позиция не изменилась, но в последние годы, особенно на рубеже 2020-2021 гг., ситуация в этой сфере с каждым днем стремительно менялась.

В самом деле в последние 20 лет число смертных приговоров в стране последовательно снижалось. С 1998 г. оно снизилось с 295 до 34 в 2019 г., а затем до 18 в 2020 г. Таким образом, сегодня масштабы применения этой меры сократились в 16 раз, и судебная практика впервые вернулась к показателям 40-летней давности.

Не менее выразительными являются и показатели интенсивности исполнения смертных приговоров (казней). Отметим, что за последние 50 лет в США казнили 1 533 осужденных. Понятно, что в разные годы интенсивность казней была разной - первые 30 лет она росла, а последующие 20 лет все заметнее снижалась.

8

Вот как эта тенденция выглядит в самое последнее время:

в 2018 г., по данным специального Информационного центра, в США было проведено 25 казней;

на 2019 г. было запланировано 65 казней, из них приведены в исполнение приговоры в отношении 22 осужденных [7]. В итоге, последовательно снижающаяся интенсивность казней составила 33,8% (заметим, что поименное расписание казней обычно составляется на 4-5 лет);

в 2020 г. планировалось проведение 62 казней, казнено 17 осужденных (в том числе 10 в федеральных тюрьмах и 7 в тюрьмах штатов); интенсивность казней составила 29%. (В одной из последних публикаций автора прогнозируемое число казней в США полностью совпало с итоговым.) Но, главное, по числу казней США вернулись к показателям середины 70-х гг. XX в.! По сравнению с пиковыми показателями 1998 г., число казней снизилось с 98 до 22 в 2019 г. и до 17 в 2020 г., т. е. почти в 6 раз. Это минимальный показатель за последние 40 лет современной истории страны;

на 2021 г. запланировано 35 казней; за первое полугодие прошли, как уже отмечалось, три казни в федеральных тюрьмах (в январе, еще при Д. Трампе) и лишь одна казнь в самом «кровожадном» Техасе. Итого - 4 казни. Интенсивность казней к началу второго полугодия составила 11% (!). Учитывая последние тенденции в судебной практике штатов, полагаем, что к концу 2021 г. итоговое число казней не превысит 10, а с учетом отмеченных тенденций в их интенсивности возможно не более 8 казней.

Одним из важных факторов для такого рода прогнозов является принципиально иная позиция федеральной юстиции - в расписаниях казней на 2021-2024 гг. не упомянуто ни об одном из 49 смертников, содержащихся в федеральных тюрьмах. В итоге, фактически остановленная новой администрацией федеральная практика исполнения смертных приговоров, по сути дела, стыкуется с тенденциями в практике штатов, символизируя и гарантируя дальнейшее снижение числа казней.

Уже не раз отмечалось, что проблема смертной казни давно разделила общество, политические классы и юридическое сообщество на два количественно почти равных лагеря. Отношение к ней стало маркером, по которому либералы и консерваторы могли отличать «своего». (Впрочем, и внутри каждой партии -и среди республиканцев, и среди демократов

отношение к ней всегда было разным.) Поэтому в ближайшей перспективе рассчитывать на достижение компромисса рационального с эмоциональным, на достижение общественного консенсуса в целом не приходится.

Об этом говорят и результаты опроса населения, проведенного Rew Research Center в апреле 2021 г. Недостаточная репрезентативность этого исследования (опрошено 5 тысяч граждан) нивелируется тем, что полученные данные во многом перекликаются с итогами опросов института Гэллапа и потому в контексте отмеченных тенденций представляют определенный практический интерес.

Прежде всего эти данные подтверждают постепенный прирост числа противников смертной казни, который особенно заметен в последние годы.

Большинство опрошенных (57%) полагают, что вероятность смертного приговора у афро-американцев значительно выше, чем у белых обвиняемых (среди чернокожих в этом убеждены 85% опрошенных), 41% считает, что закон одинаково относится к тем и другим.

78% опрошенных считают, что при вынесении смертного приговора существует «некоторый» риск осуждения невиновного (21% полагает, что существует достаточное число мер и средств, чтобы избежать ошибочного или «необоснованного» решения).

63% опрошенных граждан полагают, что наказание в виде смертной казни не может удержать от совершения преступления (35% верят в превентивный эффект этой меры наказания).

Среди противников смертной казни 63% -белые, а среди сторонников сохранения этой меры 36% - афроамериканцы.

С возрастом число поддерживающих смертную казнь заметно растет. Так, в возрастной группе от 18 до 29 лет такую поддержку разделяет 51%, в возрастной группе от 30 до 49 лет -58%, от 50 до 64 лет - 69%.

Чем ниже уровень образования опрошенных, тем выше доля тех, кто поддерживает применение смертной казни; такую поддержку разделяют 68% лиц со средним и неполным средним образованием, среди опрошенных с высшим образованием - 49% [8].

Приведенные данные не следует переоценивать, их осмысление важно именно в общем контексте меняющейся ситуации в стране и тех очевидных изменений в практике назначения и исполнения смертной казни, которые зафиксированы в качестве тенденций самых последних лет и на уровне практики в штатах страны, и на федеральном уровне.

9

1. The rise in murders in the US, explained. URL: https://www. vox. com/2020/8/3/21334149/ murders-crime-shootings-protests-riots-tramp-biden (дата обращения: 18.06.2021).

2. URL: https://nashdom.us/mestnye sobytiya/ 04.01.2021 (дата обращения: 18.06.2021).

3. Квашис В.Е. Основные показатели и тенденции преступности в США // Виктимо-логия. 2019. № 1(19).

4. Квашис В.Е. О новых тенденциях и перспективах смертной казни в США // Общество и право. 2020. № 4.

5. Квашис В.Е. О новых веяниях в практике федеральной юстиции США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2020. № 6.

6. URL: https://www.thedailybest.com/left-tells-biden-to-kill-the-death-penalty-already?utm_ source (дата обращения: 18.06.2021).

7. URL: https:// www. Death Penalty Information Center (Оutcoming warrants, Facts Sheet) (дата обращения: 18.06.2021).

8. URL: https://inosmi.ru/news/2021/0603/ (дата обращения: 18.06.2021).

1. The rise in murders in the US, explained. URL: https://www. vox. com/2020/8/3/21334149/ murders-crime-shootings-protests-riots-tramp-biden (date of access: 18.06.2021).

2. URL: https://nashdom.us/mestnye sobytiya/ 04.01.2021 (date of access:18.06.2021).

3. Kvashis V.E. Main Indicators and Trends of Crime in the United States // Victimology. 2019. № 1(19).

4. Kvashis V.E. On New Trends and Prospects of the Death Penalty in the USA // Society and law. 2020. № 4.

5. Kvashis V.E. On New Trends in the Practice of Federal Justice of the USA // International Criminal Law and International Justice. 2020. № 6.

6. URL: https://www.thedailybest.com/left-tells-biden-to-kill-the-death-penalty-already?utm_ source (дата обращения: 18.06.2021).

7. URL: https:// www. Death Penalty Information Center (Outcoming warrants, Facts Sheet) (date of access: 18.06.2021).

8. URL: https://inosmi.ru/news/2021/0603/(date of access: 18.06.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Квашис Виталий Ефимович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: kvashis@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

V.E. Kvashis, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Research Fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Chief Research Fellow of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kvashis@mail.ru

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.