Научная статья на тему 'О НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В США'

О НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квашис Виталий Ефимович

Анализируются изменения в практике федеральных органов юстиции, которые диссонируют с долговременными позитивными тенденциями, сложившимися в практике применения и исполнения наказания в виде смертной казни в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NEW TRENDS AND PROSPECTS OF THE DEATH PENALTY IN THE UNITED STATES

The article analyzes the changes in the practice of the federal justice authorities, which are discordant with the long-term positive trends in the practice of the application and execution of the death penalty in the United States.

Текст научной работы на тему «О НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В США»

Квашис Виталий Ефимович

О новых тенденциях и перспективах института смертной казни в США

Анализируются изменения в практике федеральных органов юстиции, которые диссонируют с долговременными позитивными тенденциями, сложившимися в практике применения и исполнения наказания в виде смертной казни в США.

Ключевые слова: законодательство, смертная казнь, смертный приговор, общественное мнение.

On new trends and prospects of the death penalty in the United States

The article analyzes the changes in the practice of the federal justice authorities, which are discordant with the long-term positive trends in the practice of the application and execution of the death penalty in the United States.

Keywords: legislation, death penalty, death sentence, public opinion.

В силу специфики федерального устройства страны законодательство и правоприменительная практика в различных штатах и в системе федеральных органов юстиции развивались по-разному -в зависимости от юрисдикции федеральной власти и властей штатов, закрепленной в Конституции. Эти различия особенно заметны в сфере уголовного законодательства и правоприменительной практики, связанной с регламентацией порядка применения наказания в виде смертной казни, ее назначения и исполнения. В штатах, например, развитие указанной сферы законодательства и практики его применения базируется чаще всего на принципах плюрализма, определенного общественного консенсуса и, главное, является куда более динамичным, чем на федеральном уровне. В разных штатах в разные периоды истории страны указанная мера наказания вводилась или отменялась, менялись основания и правила ее назначения, перечень преступлений, за которые она могла быть назначена, порядок и способы исполнения смертных приговоров, их распространенность и т.д. В этом плане развитие института смертной казни в разных штатах имеет свою давнюю, специфическую и весьма насыщенную историю [1, с. 181-357]. Укажем, что в отличие от прежних лет сегодня эта мера наказания применяется лишь в половине штатов; в 22 штатах она в разные годы была законодательно отменена, а еще в 3 штатах в последние годы введен мораторий на казнь (Орегон, Пенсильвания и Калифорния).

Развитие федерального законодательства и практики федеральных органов юстиции, связанных с применением этой меры наказания, шло другим путем и потому имеет свои осо-

бенности. Оно отличается весьма заметным консерватизмом, единообразием правоприменительной практики, а также практической независимостью от состояния и динамики общественного мнения, которое, как известно, определяло соответствующие политико-правовые решения в тех или иных штатах.

На федеральном уровне наиболее значимые трансформации в сфере применения смертной казни произошли в конце ХХ в. В 1994 г. был принят Закон об усилении борьбы с насильственной преступностью (The Violence Crime Control and Law Enforcement Act of 1994), в силу которого перечень деяний, наказуемых смертной казнью, насчитывал более 60 составов преступлений. В 1996 г. был принят Закон о борьбе с терроризмом и эффективном применении смертной казни (Anti-Terrorism and Effective Death Penalty Act of 1996), который резко ужесточил положение таких осужденных и, в частности, ограничил их права и сроки на подачу апелляции в федеральные суды.

В правовом регулировании рассматриваемой меры наказания наряду с законами штатов и федеральным законодательством весьма важную роль играют и решения Верховного Суда США, а также верховных судов штатов. Поскольку речь идет о стране прецедентного права, их решения являются не только важнейшими ориентирами для судебной практики, они существенно влияют на развитие уголовного законодательства, на динамику и масштабы применения и исполнения смертной казни, а также на состояние общественного мнения в отношении этой меры наказания.

Несмотря на отмеченное ужесточение федеральных законов, в XXI в. практика вынесения и исполнения смертных приговоров была край-

7

не ограниченной. Последние 17 лет в федеральных тюрьмах США не было исполнено ни одной казни, а смертные приговоры федеральными судами выносились крайне редко (точнее, в единичных случаях). Еще одним важным индикатором практики применения и исполнения этой меры наказания служит так называемая «очередь смертников» - осужденных, долгие годы ожидающих исполнения приговора в специальных тюрьмах (Death Row). На 1 июля 2020 г. здесь содержался 2591 осужденный, причем лишь 62 из них (2,4%) были осуждены федеральными судами (остальные -почти 98% - судами различных штатов).

В силу разных причин (в том числе, из-за несогласованности правил применения инъекции между юридическими и медицинскими ведомствами) смертные приговоры федеральных судов, как уже отмечалось, долгие годы не приводились в исполнение. В 2015 г. президент Б. Обама поручил федеральному Министерству юстиции разработать меры по реформированию судебной практики назначения суровых мер наказания, но череда отставок министров юстиции и саботаж федеральных чиновников, ожидавших скорой смены власти, эту инициативу фактически заблокировали.

Сменивший Б. Обаму президент Д. Трамп еще в ходе своей выборной кампании обещал избирателям «навести порядок» в этой сфере на принципиально иной основе: он призывал к более широкому применению смертной казни и обязательному исполнению давно вынесенных судами смертных приговоров. В первую очередь это, по его мнению, относилось к практике федеральных судов, хотя число таких приговоров, как только что отмечалось, было ничтожным. Между тем федеральные чиновники от юстиции предпочитали сохранять статус-кво, тем более что такая политика никак не влияла на общую статистическую картину происходящего в сфере применения смертной казни.

Уже не раз отмечалось, что проблема смертной казни давно разделила общество, политические классы и юридическое сообщество. Отношение к ней стало маркером, по которому либералы и консерваторы могли отличать «своего». Впрочем, и внутри каждой партии - и среди республиканцев, и среди демократов - отношение к ней было разным. Поэтому в ближайшей перспективе рассчитывать на достижение компромисса рационального с эмоциональным, общественного консенсуса не приходится.

Трампу надо отдать должное: он не забывал о своих обещаниях; другое дело, что о казнях он вспомнил лишь в самом конце своего

правления, уже на волне новой избирательной кампании. Д. Трамп поручил Генеральному прокурору США принять срочные меры по исполнению приговоров, вынесенных федеральными судами. Одновременно шла работа с федеральными судьями, происходило качественное изменение состава Верховного Суда США. Д. Трамп, как известно, рассчитывал заручиться поддержкой членов Верховного Суда США и федеральных судей в штатах на случай пересчета голосов избирателей и опротестования неблагоприятных итогов выборной кампании. Назначение Сенатом в октябре 2020 г. нового члена Верховного Суда США - авторитетного юриста-консерватора Кони Баррет еще больше укрепляло позиции Трампа; теперь в Верховном Суде США у него уже было абсолютное большинство: 6 из 9 членов суда консерваторы, сторонники республиканской партии. Одновременно тщательно подбирались и федеральные судьи в штатах. Казалось бы, все «под контролем», но система уголовной юстиции, как и судебная власть в США в целом, основана на демократических принципах и отличается своей независимостью от исполнительной власти, она вовсе не так «послушна» и управляема, как на это рассчитывал прямолинейный Д. Трамп. Показательно, например, что федеральный судья в штате Джорджия, лично отобранный и назначенный Д. Трампом, отклонил все три иска его администрации по поводу якобы имевших место нарушений и искажения результатов выборов. Правда, случилось это уже к концу выборной кампании, но факт все же показательный и, как вскоре выяснилось, не единичный.

Другой пример прямо связан с проблемой применения смертной казни. В августе 2020 г., несмотря на усилившееся давление исполнительной власти, средств массовой информации и общественности, федеральный Апелляционный суд США отменил приговор по делу Джохара Царнаева, осужденного к смертной казни, и направил дело на новое рассмотрение со стадии принятия решения о назначении наказания. Апелляционный суд счел серьезными и заслуживающими учета аргументы адвокатов, утверждавших что Царнаев не мог получить справедливого наказания в суде Бостона -города, до сих пор травмированного трагедией в связи с террористической атакой во время проведения марафона 2013 г. Федеральный судья О.Р. Томпсон в своем развернутом постановлении (224 с.!) не только обратил внимание на ряд допущенных судом процессуальных нарушений, но и сделал важное замечание: «Ос-

8

новное обязательство нашей системы уголовного правосудия состоит в том, что даже самые худшие из людей заслуживают справедливого судебного разбирательства».

Заметим, что хронология рассматриваемых здесь событий последнего времени формируется буквально месяцами. Федеральная юстиция, как уже отмечалось, долгое время не реагировала на призывы к ужесточению карательной политики. Вопрос о возобновлении казней был поставлен исполнительной властью в августе 2019 г. в связи с массовыми убийствами в Дейтоне, Эль-Пасо и других городах. Генеральный прокурор США У. Барр издал тогда распоряжения о казни нескольких осужденных, но эти распоряжения были обжалованы в судебном порядке и приостановлены.

Последним толчком к возобновлению казней на федеральном уровне стали вызванные расовыми противоречиями массовые беспорядки и резкий всплеск преступности в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Филадельфии и других городах. В июне 2020 г. У. Барр, выполняя прямое указание президента, распорядился в срочном порядке привести в исполнение приговоры федеральных судов в отношении четырех детоубийц. «Все четверо убийц, - заявил У. Барр, - прошли через всестороннее судебное разбирательство в соответствии с нашей Конституцией и законами. Мы обязаны исполнить эти приговоры ради жертв ужасных преступлений». (Эти казни были проведены уже в июле и августе текущего года.) В Белом доме считали, что показательные казни «остудят головы» уголовников; поэтому в расписание казней, намеченных до конца года, были внесены имена еще 7 осужденных федеральными судами, в том числе одной женщины, хотя казнь женщин в стране не проводилась уже около 70 лет.

О том, как быстро начала работать смертельная машина федеральной юстиции, будет сказано позже. А сейчас - о том, как складывалась и как выглядит ситуация в практике применения и исполнения смертной казни в штатах, на долю которых приходится абсолютное большинство смертных приговоров, казней и осужденных, содержащихся в «очереди смертников».

Чуть забегая вперед, отметим, что в последние 20 лет в США сформировалась все более очевидная тенденция к резкому и почти синхронному сокращению практики назначения и исполнения наказания в виде смертной казни. Каждая из составляющих этого, вроде бы, двуединого динамического процесса на самом деле имеет специфику своего формирования и развития, связей и взаимодействия с различ-

ными факторами политико-правового плана, с меняющимися общественными настроениями, которые на разных отрезках современной истории отражают разные стороны и проблемы экономического, политического, и социального развития страны. Поэтому составляющие этого процесса требуют самостоятельного анализа.

Если говорить об этом в общих чертах, то надо будет в первую очередь отметить все более очевидную тенденцию к последовательному (ежегодному) снижению числа вынесенных судами смертных приговоров. По данным официальной статистики, по сравнению с 1998 г. их число в 2019 г. снизилось с 295 до 34, т.е. в 8 раз [2].

Другую составляющую процесса характеризует синхронно развивающаяся тенденция к последовательному и весьма интенсивному снижению числа таких приговоров, приведенных в исполнение (казней). Если представить эту тенденцию графически, то ее можно изобразить в виде равнобедренного треугольника, в основании которого лежат два равных (по 20 лет) временных отрезка, а его катеты показывают разную направленность и интенсивность роста числа казней в 1980-1999 гг. и все более быстрого снижения казней в 2000-2019 гг. При этом в вершине этого треугольника располагается максимальный показатель числа казней (98 в 1999 г.) за весь 40-летний период современной истории страны. За последние 20 лет, как показывает официальная статистика, число казней в США снизилось с 98 в 1999 г. до 22 в 2019 г., т.е. в 4,5 раза [3, с. 4].

Отметим далее, что в рамках тенденций, характерных для каждого из двух указанных периодов, заметны различия не только количественного, но и качественного плана. Так, на первом отрезке при общей тенденции к росту числа казней наблюдалась почти ежегодная смена показателей (то снижение, то их рост); на втором отрезке сформировалась четкая и последовательная тенденция к ежегодному и существенному снижению числа казней. Другими словами, на втором отрезке интенсивность снижения числа казней была выше, чем интенсивность их роста на первом отрезке. Как будет показано далее, эта во многих отношениях важная тенденция развивается и сегодня.

Здесь следует сделать одно серьезное замечание. Специфика исполнения смертных приговоров в США, помимо всего прочего, связана с длительным периодом ожидания казни, который обусловлен неограниченным числом и длительностью рассмотрения апелляций. И даже после «окончательного» утверждения такого приговора Верховным Судом США его ис-

9

полнение может затянуться на долгое время. В этот период дата казни может переноситься на более поздний срок по решению суда или по указу губернатора штата; кроме того, наказание либо по решению суда, либо по указу о помиловании может быть заменено на более мягкое. Наконец, даже после назначения «окончательной» даты казни и включения ее в расписание казней (обычно оно составляется на три года и подлежит опубликованию) апелляционный суд любой инстанции может запросить отсрочку и перенос даты казни по самым разным причинам (из-за вновь открывшихся обстоятельств, болезни осужденного, рассмотрения поданного ходатайства о помиловании и т.п.). Поэтому с учетом отмеченной тенденции сокращения числа казней был сделан вывод о том, что исполнение приговоров, вынесенных в последние годы, является все менее перспективным, следовательно, можно достаточно обоснованно прогнозировать их дальнейшее сокращение.

Обоснованность нашего вывода и прогноза как минимум на ближайшие годы подтверждает и официальная статистика последних лет о числе запланированных, отложенных и проведенных казней. Так, в 2017 г., например, из 83 казней, запланированных на основании приказа прокурора или верховного суда штата (Death Warrants), состоялись лишь 23 (27,7%). В 2019 г. из 65 проведено 22 казни (33,8%). По состоянию на 1 декабря 2020 г. из 61 запланированной проведено 15 казней (24,6%), исполнение приговоров в отношении других 46 осужденных по разным основаниям отложено [4]. Такова в целом картина явления, включающая в себя практику исполнения смертных приговоров и в штатах, и в федеральных тюрьмах.

Обратимся теперь к практике исполнения приговоров федеральных судов. Судя по реализации мер, которых требовала администрация Д. Трампа, ситуация 2020 г. могла стать переломной. Частично так и случилось. Но лишь частично. Что именно произошло в текущем году? Напомним, что до сих пор смертные приговоры федеральных судов в США не исполнялись на протяжении 17 лет. Вслед за первыми казнями в расписание были включены имена еще 7 осужденных. Таким образом, только на вторую половину 2020 г. были запланированы казни 11 осужденных федеральными судами. В их список, как отмечалось, впервые за почти 70 лет была включена и женщина - Лайза Монтгомери, осужденная еще в 2007 г. за убийство в 2004 г. беременной женщины и киднэппинг. Надо признать, что машина федеральной

юстиции сработала весьма быстро. За пять месяцев из 11 намеченных казней было проведено 8, еще 3 были запланированы на декабрь. Однако в ноябре процесс затормозился. 18 ноября Окружной суд столичного округа Колумбия отложил казнь Л. Монтгомери до решения вопроса о ее помиловании (до конца года он вряд ли будет решен), а апелляция еще одного из 3 осужденных федеральным судом пока еще находится на рассмотрении. Это означает, что 100%-ная эффективность исполнения смертных приговоров, характерная для первых месяцев работы федеральной юстиции, к концу года снизится до 80%. В любом случае этот статистический факт, вероятно, надолго останется в истории федеральной юстиции как явление событийное.

Чтобы продемонстрировать, насколько затормозила разбуженная Д. Трампом смертельная машина федеральной юстиции и каково ее ближайшее будущее, укажем, что в только что опубликованном расписании казней на 2021 г. содержатся имена 3 осужденных федеральными судами (в том числе, тех, чьи казни перенесены с 2020 г.), а в расписании казней на 2022 и 2023 гг. нет ни одного осужденного «федерала» [4]. Очевидно, что со сменой власти былое давление на федеральную юстицию станет печальным историческим эпизодом и уйдет в прошлое, а бюрократия от юстиции вернется к своему привычному режиму сохранения статус-кво.

Посмотрим теперь, как в этот период сложилась ситуация с исполнением смертных приговоров в штатах. Из состоявшихся до 1 декабря 15 казней на долю осужденных судами штатов приходится 7 казней - впервые за долгие годы меньше, чем осужденных федеральными судами. Выходит, что в штатах эффективность исполнения приговоров в 2020 г. составила 13,9%, что в шесть раз ниже показателя федеральной юстиции. Добавим к сказанному, что из намеченных на декабрь казней 3 осужденных судами штатов вопрос о судьбе одного из них еще находится на рассмотрении, а по 2 другим указами губернаторов штата Теннесси и Огайо дата казни перенесена, соответственно, на год и на два с половиной года (!) с целью более тщательного анализа вынесенных судами смертных приговоров.

Такова контрастная картина необычной для США ситуации, которая сложилась к концу 2020 г. из-за предвыборных политических игр Д. Трампа. Другое дело, что эта ситуация, как уже отмечалось, не изменила общую для США тенденцию к последовательному сокращению числа казней, а, наоборот, продолжила ее,

10

обозначив вектор ее перспективного развития. Поскольку из 6 намеченных на декабрь казней 4 по разным причинам отложены, в любом случае к концу 2020 г. их общее число за год составит 16 либо максимум 17 казней. Это будет не только значительно меньше, чем в предыдущем году, но и меньше, чем во все предыдущие 36 лет современной истории США.

1. Квашис В.Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы. М., 2008.

2. URL: www.deathpenaltyinfocenter. Fact Sheet, 2020.

3. Квашис В.Е. Новые веяния в практике федеральной юстиции США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2019. № 6.

4. URL: www.deathpenaltyinfocenter. Outcomes of Death Warrants, 2020.

И хотя США, как отмечалось, пока еще балансирует между сохранением и отменой действующей практики применения и исполнения смертной казни, судя по всем отмеченным здесь тенденциям, этот институт объективно обречен на постепенное отмирание. Другое дело, что его кончина будет довольно долгой и с точки зрения общественного сознания, несомненно, болезненной.

1. Kvashis V.E. Death penalty. Global trends, challenges and prospects. Moscow, 2008.

2. URL: www.deathpenaltyinfocenter. Fact Sheet, 2020.

3. Kvashis V.E. New trends in the practice of the U.S. federal justice // International criminal law and international justice. 2019. No. 6.

4. URL: www.deathpenaltyinfocenter. Outcomes of Death Warrants, 2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Квашис Виталий Ефимович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: kvashis@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

V.E. Kvashis, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Researcher of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kvashis@ mail.ru

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.