Научная статья на тему 'Смена нравственной парадигмы в образовании в условиях транскультурного взаимодействия'

Смена нравственной парадигмы в образовании в условиях транскультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смена нравственной парадигмы в образовании в условиях транскультурного взаимодействия»

СМЕНА НРАВСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Т. И. Суслова

В связи с прогнозированием будущего, усилением роли человеческого фактора и развитием человеческого потенциала проблемы образования, его непрерывности попадают в последние годы в число интересов комиссии ПРООН. Первый доклад о развитии человечества был сделан в 1992 г. Он включал такие показатели, как: уровень ВВП на душу населения, уровень грамотности и продолжительность жизни. Под уровнем грамотности понимается возможность непрерывности получения образования человеком. Увеличение продолжительности жизни, по мнению ряда исследователей, приводит к необходимости постоянного пополнения знаний, изменяющихся в условиях инновационного развития в течение 3-4 лет, с одной стороны. С другой -возраст молодости «удлиняется» как в силу увеличения затрачиваемых на образование лет, так и по причине более позднего вступления в профессию.

Включение человека в общественную жизнь начинается с получения им образования, что формирует необходимую сегодня способность к получению непрерывного образования. При всех заявлениях на различных государственных уровнях, подчеркивающих необходимость вкладывать капитал в развитие человеческого потенциала личности, в первую очередь, через образование и здравоохранение, в действительности наблюдается падение их доступности. По мнению экспертов ЮНЕСКО, на образование в постиндустриальном обществе необходимо тратить не менее 10 % ВВП. К сожалению, в нашей стране этот показатель в разы меньше.

Осуществляемая в 2013 г. программа выявления неэффективных вузов привела к пониманию главной причины их неэффективности: несоответствие уровня образования выпускников требованиям работодателей и современным высоким технологиям. Существуют тревожные цифры экспертов о том, что 36 % выпускников российских вузов работают не по специальности и не планировали по ней работать; 60 % - недовольны своим трудоустройством. Следует добавить, что при поступлении в вуз большинство студентов не представляют, где они будут работать. Наблюдается «рассогласование между системой образования и потребностями экономики в квалифицированных работниках ряда специальностей» [2]. Так, на вопрос: «Что для Вас высшее образование?» 53 % молодых людей ответили - элемент успеха, престижа, статуса, 27 % - затруднились ответить, 3 % - отсрочка от армии и только 17 % ответили, что образование для них - возможность самореализации [3]. Для сравнения этот же вопрос был задан бакалаврам нашего университета в ноябре 2013 г. При анонимном опросе получились следующие данные: 48 % студентов рассматривают высшее образование как элемент успеха и социального статуса, 23 % - считают его возможностью самореализации, для 29 % - главное получить диплом. Наши студенты в большинстве своем (83 %) знают, где будут работать, или хотят получить второе высшее образование. Вызывает сожаление, что 18 % студентов не думают работать по специальности из-за низких заработков.

285

Требования этики предполагают, что компетентностный подход в образовании реализует установление соответствия требований работодателя к профессиональному набору тех компетенций, которые предполагает приобрести студент, а также их соответствие возможностям заданных компетенций, скорректированных преподавателем на основании его знаний - умений - навыков и представлений о специальности выпускника. Есть надежда, что одна из возможностей достижения этого соответствия будет устранена через преодоление системных недостатков ФГОС третьего поколения, по которому уже идет выпуск бакалавров. Прежде всего, это разночтения в понимании структуры компетенций и их неадекватность параметрам деятельности выпускника. Приблизить программу подготовки в вузах к требованиям рынка труда призвана новая редакция ФГОС, которая будет принята в ближайшее время. Предполагается осуществить четкое разграничение и определение понятий «компетенции» и «результаты обучения»; выделение «базовой» и «вариативной» составляющих; изменение норм еженедельной учебной нагрузки и т. д.

К причинам неудовлетворенности образованием следует отнести также проблему избыточности ряда специальностей; падение авторитета педагога в силу прагматичного настроя студентов на успех и карьеру, связанные с высоким в отличие от педагогического труда заработком. Речь идет о том, что формирующая человека среда далека от идеальной модели, прописанной в законе «Об образовании» и рисующая радостную картину о «равных стартовых возможностях», «доступности образования» и т. д. Еще одна проблема связана с требованием опыта работы по специальности со стороны работодателя. Ее применение по отношению к выпускнику оборачивается необходимостью работать по профилю избранной специальности, начиная с третьего, а то и второго курса обучения в ущерб освоению образовательной программы. В отдаленной перспективе этот «недобор» знаний непременно скажется на какой-либо из сторон профессиональной сферы деятельности.

Современное пространство культуры, включающее в себя науку, образование, политику, бизнес, претерпевает серьезные изменения, что с необходимостью требует переосмысления в теоретико-методологическом плане тех инноваций, которые становятся доминирующими в ситуации междисциплинарного взаимодействия гуманитарного и технического знания в образовании. Особую актуальность это приобретает в условиях распространения ставшей популярной идеи тройной спирали (Triple Helix). В науковедческой литературе можно встретить следующие варианты ее понимания: наука-технология-общество, наука-промышленность-природа, наука-экономика-правительство.

Актуальная сегодня концепция трансинституциональных взаимодействий (университет-правительство-бизнес) строится в некоторой степени на предшествовавшей ей разработке идеи трансдисциплинарости. По мнению ряда авторов, инновациям в технике или других областях деятельности всегда предшествуют социальные инновации в виде создания трансинституциональных центров, рабочих групп, компаний и т. д., которые сводят вместе практически разобщенные группы ученых, бизнесменов и политиков. Насколько продуктивным будет это взаимодействие разноплановых специалистов, где «на систему ценностей и норм,

286

характерную для научного познания, накладывается еще система ценностей и норм, специфическая для той организации, которая создана для решения конкретной предпринимательской задачи» [1]. Думается, что одна из задач современного образования - аналитика трансдисциплинарного подхода в познании природной реальности. Это потребует от специалистов навыков коммуникативной культуры, ответственности в пространстве морального поступка, умения говорить и понимать понятийный язык как смежных наук, так власти и бизнеса, объединенных идеей создания инновационного производства.

Чтобы осмыслить этот вопрос, рассмотрим понятие транскультуры, которое возникло в России в начале 1980-х гг. в ходе развития в культурологии сравнительного анализа разных культур. Транскультура - это особое состояние человека, освобождённого культурой от природы [4]. Это состояние виртуальной принадлежности одного индивида многим культурам, это область «вненаходимости» по отношению ко всем наличным культурам, свобода каждого человека жить в границах или за границами своей «врожденной» культуры, белой или черной, французской или грузинской, мужской или женской. Концепция транскультуры подробно изложена в книге Элен Берри и Михаила Эпштейна «Транскультурные эксперименты: Российская и американская модели творческой

коммуникации» (Нью-Йорк, 1999). Авторы определяют транскультуру как «раздвижение» границ этнических, профессиональных, языковых и других идентичностей на новых уровнях неопределимости и виртуальности. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций в образовании в условиях инновационного развития России с необходимостью требует знания основ транскультурного взаимодействия. В концепции тройной спирали - это зона перехода от науки к правительству и от правительства - к бизнесу. Здесь проявляется в полной мере необходимость навыков и умений находиться в пространстве транскультуры как особом состоянии человека, отрекшегося не только от своей национальной культуры, традиции, языка, но и от своих узкопрофессиональных пристрастий, административнобюрократической составляющей и «артельной» принадлежности.

В ситуации расширенного взаимодействия сообщества педагогов и ученых особое место занимает вопрос нравственной ответственности, своего рода транскультурная этика будущего. Современный компетентность^ подход в образовании предусматривает знание основ деловой и профессиональной этики, главным образом в общении. В этой связи представляется уместным вернуться от технологичного подхода и изучения основ профессиональной, корпоративной, прикладной этики к изучению классической как системы идеального представления о поступке, дающей возможность прогнозирования последствий профессиональной деятельности в глобальном масштабе и позволяющем вести транскультурный образовательный и научный диалог.

Прогнозируя развитие потенциала личности, не следует забывать о нем самом, его потребностях и особенностях становления, а не только о потребностях общества-государства-промышленности и бизнеса. Обеспечивая индивиду возможность получить высшее образование, общество не только

287

«инвестирует в свое будущее, а всего лишь приносит жертву, как будто интеллектуальное развитие имеет смысл лишь для подготовки ресурсов для общества-государства и нисколько не является чем-то самоценным [5]. Именно по этой причине обозначение этических вопросов в образовательной парадигме современности на сегодня важны и актуальны.

Список литературы

1. Киященко Л. П. Тройная спираль трансдисципинарности в обществе знаний // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 3. - С. 67-77.

2. Старцев Б. Ю. Если вузы существуют, значит это кому-нибудь нужно // Официальный сайт портала ГУ-ВШЭ, 14 ноября 2008 г. - URL: http://www.hse.ru/news/recent/4549735.htm.

3. Что для Вас высшее образование // Вечерняя Москва. - 2012. - 2 сент.

4. Эпштейн М. Говорить на языке всех культур // Наука и жизнь. - 1990. - № 1. - С. 1001035.

5. Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала // Официальный портал РГГУ и РГНФ. - URL: http://www.Zpu-jomal.ru/gum/prospects/article

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.