Научная статья на тему 'Смена кадров'

Смена кадров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смена кадров»



ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 ■

Для инновационной экономики, рождающейся сейчас в нашей стране, нужны новые технологии и оборудование. Но в большей степени ей нужны новые кадры, способные создавать инновационную продукцию. Сейчас на предприятиях не хватает не просто специалистов, а людей с принципиально новым мышлением. Вузы должны давать студентам компетенции, которые обеспечат им успех в бизнесе.

Александр ТРУШИН

Смена кадров

Все течет. Но не меняется

Если вы сравните результаты нынешнего и прошлогоднего наших рейтингов, вы увидите очень мало изменений. Немного их было и в предыдущие годы. В 2008-м мы получили чуть меньше ответов от наших респондентов — 135, против 154 в 2007-м. Но число вузов, из которых предприятия берут выпускников, или в ко-

торые направляют на учебу своих работников, практически не изменилось — 248 (в 2007 — 251 вуз). Что может свидетельствовать о некотором росте спроса на выпускников и увеличении их мобильности. То есть предприятия, расположенные в регионах, больше, чем раньше, привлекают кадры из Москвы и Санкт-Петербурга. Как и в 2007-м, среди столичных вузов лиди-

рует Московский государственный университет путей сообщения (табл.1). Вероятно, это связано с тем, что все выпускники ведомственного вуза, как и в советские времена, распределяются главным образом в филиалы и на предприятия ОАО «РЖД». Впервые в число двадцати лучших московских вузов вошел Московский государственный институт международных отношений.

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008

Это не случайно. В начале года (в номере 2-м) мы писали о том, что русский бизнес вышел в мировое пространство. Совокупный объем зарубежных активов российских компаний увеличился за последние два года в 2,5 раза и составляет $25-30 млрд. Одно из следствий этого процесса — рост спроса в бизнесе на специалистов в области международного права (в том числе и международного контрактного права), международной экономики и культурологов, да и просто людей, знающих языки. Именно такие кадры готовят вМГИМО.

В рейтинге региональных вузов также нет значительных изменений (с. 18). Разве что питерские вузы представлены более плотной группой, занимая места в первой десятке

вслед за лидером — Уральским государственным техническим университетом.

В нынешнем году мы уже во второй раз задаем работодателям вопрос о заработной плате выпускников. Как и в прошлом году, больше всего платят молодым экономистам и юристам. Но в 2008 году зарплаты увеличились примерно на 10-15% (таблица 4). Очевидно, факт этот связан как с общим ростом средней заработной платы в стране, так и с уровнем инфляции. Так, увеличились зарплаты выпускников столичных вузов, как в Москве, так и в регионах. Например, кадры из ГУ ВШЭ, лидера этого рейтинга, сейчас получают в среднем 30225 руб. против 27375 руб. в прошлом году. Также увеличились и зарплаты выпускников ре-

Методика составления рейтинга вузов

Респонденты — руководители предприятий нефтегазового, энергетического, машиностроительного, телекоммуникационного, сельскохозяйственного, финансового, торгового, строительного, перерабатывающего секторов экономики регионов — отвечали на вопросы анкеты нашего журнала.

За каждого выпускника, принятого на работу в2005-2007 годах, вузу начислялся 1 балл. За каждого выпускника, принятого на работу в 2008 году, — 2 балла. За каждого студента целевого обучения — 2 балла. За каждого слушателя курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки — 2 балла. Каждый голос «Всегда готовы брать выпускников данного вуза» —1 балл.

гиональных университетов. Напомним, что в этом рейтинге мы, как и в прошлом году, придерживались правила: считать средние зарплаты по ответам не менее трех респондентов. Самые низкие зарплаты на нижегородском предприятии «Ударник», где выпускникам Волго-Вятской академии государственной службы платят всего лишь 30% от средней зарплаты по региону. Между прочим, довольно много выпускников этого вуза пошли в бизнес в нынешнем году. Но почему-то им платят везде мало. Например, на нижегородском торговом предприятии «Дружба» — 7300 руб. или 55% от средней по региону. Может, в Нижегородской области чиновников некуда девать. А может, работодатели достаточно хорошо знают умение государственных служащих извлекать из своей должности дополнительные доходы.

Любопытное исключение, вероятно, составляет Республика Адыгея. Средняя зарплата здесь около 5 тыс. руб. Однако шесть выпускников Санкт-Петербургского университета растительных полимеров, приехавших на работу в ЗАО «Картон-тара» получили феноменальную по здешним меркам зарплату в 15 тыс. руб. — 300% к средней по региону. Но на большинстве предприятий страны молодым специалистам платят 100-120% от средней зарплаты.

Таблица 1. Лучшие вузы столицы

1 Московский государственный университет путей сообщения 13965 1300 120 2710 3500 5

2 Академия народного хозяйства при правительстве РФ 883 120 41 0 315 51

3 Московский инженерно-физический институт 834 220 123 0 160 48

3 Государственный университет Высшая школа экономики 821 201 235 18 25 64

4 Московский государственный технический университет 603 209 130 23 17 54

5 Московский энергетический институт 534 165 48 125 0 23

6 Московский государственный университет 523 230 114 0 0 65

7 Российский государственный университет нефти и газа 518 120 75 0 147 9

8 Московский технический университет связи и информатики 432 115 43 76 35 9

9 Государственный университет управления 397 69 36 65 46 34

10 Московский банковский институт 274 92 33 41 15 4

11 Российская экономическая академия 241 76 24 8 19 63

12 Финансовая академия при правительстве РФ 158 47 38 15 0 5

13 Московский государственный институт международных отношений 128 47 36 9

14 Московский институт радиотехники, электроники и автоматики 107 73 4 0 4 18

15 Московская государственная юридическая академия 98 31 18 1 1 27

16 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 92 68 11 0 0 2

17 Московский институт стали и сплавов 91 19 4 9 5 36

18 Московская финансово-юридическая академия 87 29 14 3 2 20

19 Международный институт менеджмента «ЛИНК» 79 0 0 0 34 11

20 Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» 70 14 2 0 19 14

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 ■

Таблица 2. Лучшие вузы России

1 Уральский государственный технический университет 1686 270 315 334 53 12

2 Санкт-Петербургский институт машиностроения 1635 150 151 558 33 1

3 Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения 956 205 260 12 102 3

4 Санкт-Петербургский политехнический институт 809 213 142 5 143 16

5 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций 712 183 162 2 92 17

6 Нижегородский государственный университет 701 190 145 29 75 13

7 Северо-Кавказский государственный технический университет 640 514 32 30 0 2

8 Санкт-Петербургский государственный университет 557 213 95 6 64 14

9 Санкт-Петербургский морской технический университет 504 147 79 5 87 15

10 Ульяновский государственный технический университет 438 217 53 30 21 13

11 Самарская государственная академия путей сообщения 431 75 60 85 32 2

12 Вятский государственный университет 412 137 75 16 45 3

13 Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики 407 126 68 2 64 13

14 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 381 87 46 2 92 14

15 Ульяновский государственный университет 360 216 32 3 30 14

16 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 336 83 54 5 61 13

17 Оренбургский государственный университет 269 118 20 14 40 3

18 Волгоградский государственный технический университет 218 189 12 0 0 5

19 Дальневосточный государственный университет путей сообщения 178 27 32 22 11 21

20 Уральский государственный горный университет 178 42 19 47 0 4

21 Казанский государственный университет 164 47 10 42 4 5

22 Сибирский федеральный университет 159 64 2 0 45 1

23 Томский государственный университет 152 80 10 2 22 4

24 Северо-Западный заочный технический университет 148 1 55 1 15 5

25 Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики 147 31 10 14 32 4

26 Хабаровский государственный технический университет 139 39 28 2 14 12

27 Нижегородский государственный технический университет 135 48 22 0 17 9

28 Санкт-Петербургский технологический институт 127 27 13 4 25 16

29 Санкт-Петербургская академия гражданской авиации 126 47 30 1 8 1

30 Балтийский государственный технический университет 121 4 34 3 21 1

31 Волгоградский государственный сельскохозяйственный университет 115 41 6 0 30 2

32 Уральский государственный университет путей сообщения 106 6 11 1 37 2

33 Хабаровская государственная академия экономики и права 106 28 20 6 8 10

34 Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет 103 17 14 7 17 10

35 Сибирский государственный технологический университет 93 89 2 0 0 0

36 Сибирский государственный аэрокосмический университет 91 80 5 0 0 1

37 Самарский государственный аэрокосмический университет 85 5 7 28 4 2

38 Вятская государственная сельскохозяйственная академия 66 51 7 0 0 1

39 Казанский финансово-экономический институт 77 44 8 1 6 3

40 Волгоградский государственный университет 53 44 4 0 0 1

41 Нижегородский коммерческий институт 77 36 13 0 5 5

42 Уральский государственный экономический университет 77 33 20 1 0 2

43 Ивановский государственный энергетический университет 67 30 5 13 0 1

44 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет 47 26 9 0 0 3

45 Нижегородский государственный лингвистический университет 39 26 5 0 0 3

46 Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия 42 22 7 0 0 6

47 Уральский государственный университет 42 15 12 1 0 1

48 Таганрогский государственный радиотехнический университет 38 11 6 2 3 5

49 Хабаровская академия государственной службы 40 7 11 0 4 3

50 Волжская академия водного транспорта 51 4 0 0 23 1

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008

Знакомы ли молодые специалисты с новейшими технологиями в вашей отрасли и способны ли они участвовать в создании инновационной продукции?

Павел Строков,

директор по кадрам АКГ «Ваш советник»:

«Структура спроса на специалистов не соответствует структуре предложения. Качество подготовки не позволяет выпускникам вузов достаточно быстро адаптироваться в профессиональной среде. Молодые специалисты лучше знакомы с оборудованием, достойным музея, нежели с новыми технологиями».

Игорь Соболев,

генеральный директор МАО «Седин»:

«Мы на территории предприятия совместно с Кубанским государственным технологическим университетом недавно создали специальную академию, для того чтобы приобщить молодых специалистов к инновационным технологиям в отрасли станкостроения и привить им реальные практические навыки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Александр Феоктистов,

директор Омского филиала Страхового дома «ВСК»: «В омской системе образования пока нет вузов, ориентированных на разработку и продвижение услуг страхового бизнеса. Любой работодатель ценит опыт и квалификацию, но у начинающего сотрудника их нет. На трудовой рынок молодой специалист приходит неподготовленным к жизненным реалиям. Причина - разрыв между уровнем теоретической подготовки и производственной базой. Сломать старую систему образования и выстроить новую, адекватную потребностям рынка -значит провести серьезную реформу профессионального образования».

Владимир Шаповалов,

генеральный директор ЗАО «Байкалвестком»: «Сказать, что выпускники вузов полностью готовы к работе в отрасли мобильной связи, нельзя.

Во-первых, достаточно общая квалификация («телекоммуникации и связь», «радиофизика»), которая предполагает знание лишь основ сотовой связи и, скорее, в теоретическом аспекте. Во-вторых, «теоретизированность»: российское образование традиционно сильно академической стороной, практическое же применение полученных знаний у выпускников нередко вызывает затруднения. Поэтому компания нередко выступает как некий институт «практического послевузовского образования»: конечно, мы делаем ставку на обучение в процессе работы, благо, все принимаемые на работу сотрудники показывают к этому большие способности».

Сергей Круглов,

генеральный директор ОАО «Омский аэропорт»: «К сожалению, в наших вузах не преподают современные технологии авиационного бизнеса. Новые знания специалисты Омского аэропорта получают на различных курсах повышения квалификации. К качеству подготовки на нашем предприятии предъявляют строгие требования. Так что у способных молодых специалистов есть возможность пополнить багаж знаний за счет средств организации».

Виктор Туляков,

директор по персоналу Nitol Solar (Иркутск):

«Для формирования инновационного мышления студент должен получать знания о последних достижениях науки и техники, обладать способностью и возможностью принимать самостоятельные, смелые решения. Наше предприятие совместно с рядом вузов, прежде всего Иркутским государственным техническим университетом, создало «сквозную» систему подготовки кадров: средняя школа -учебные заведения высшего и среднего профессионального образования -предприятие. Молодые специалисты,

получившие отличную подготовку, будут задействованы компанией на высокотехнологичном производстве поликристаллического кремния для нужд солнечной энергетики, участвовать в развитии этой новой для России индустрии».

Анатолий Килин,

генеральный директор ООО «Омсиб» (фабрика спортивной одежды): «Вузы декларируют: образование -важнейшая социальная отрасль, оно все больше ориентируется на запросы рынка труда, а образовательные учреждения сами становятся субъектами рыночной экономики. Однако на деле не многие выпускники соответствуют запросам рынка труда. Интересны те вузы, которые дают не только фундаментальные знания, но и имеют тесную связь с работодателями. Возможно, переход на двухуровневую систему образования будет способствовать решению проблемы качества подготовки выпускников. Логика реформы видится в том, чтобы настроить высшую школу на практический лад».

Юрий Хризман,

начальник ФГУП «Дальспецстрой»: «С новыми технологиями знакомы те молодые специалисты, которые ставят перед собой задачу после института сразу пойти на производство. Практические знания и навыки они получают в большинстве своем на производственной практике. Высшее образование по нашей отрасли дается скорее теоретическое, многие дисциплины устарели».

Анатолий Меркулов,

и.о. заместителя председателя правления Волго-Вятского банка, управляющий Кировским отделением Сбербанка России:

«Для нас определяющий фактор - не столько диплом, сколько профессиональные навыки, способность решать поставленные задачи, применяя

творческий подход. Но так уж сложилось исторически, что наибольшее число молодых специалистов приходит из стен Вятской государственной сельскохозяйственной академии и Вятского государственного университета. В Сбербанке все новые технологии, особенно сегодня, идут с уровня территориального банка и центрального аппарата, где для их разработки специально созданы структурные подразделения, хотя инициатива из регионов всегда приветствуется».

Валерий Цветков,

заместитель начальника отделения железной дороги, начальник отдела управления персоналом Кировского отделения Филиала ГЖД- филиала ОАО «РЖД»:

«Все молодые специалисты получают экспертную оценку их трудовой деятельности. По ее результатам их зачисляют в основную или перспективную группы, а также закрепляют за руководителями отраслевых служб. По отдельному плану раз в квартал молодые специалисты изучают новейшие технологии в железнодорожной отрасли, а наиболее подготовленные из них (11 человек) участвуют совместно с руководством предприятий отделения в их разработках и практическом внедрении».

Елена Коновалова,

заместитель начальника отдела управления персоналом ОАО «Электомашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»:

«Молодые специалисты знакомы с новыми технологиями, но поверхностно. Поэтому им трудно применять эти знания на практике в реальном производстве. Хорошо можно узнать проект, только конкретно участвуя в его внедрении. Именно для этого на базе предприятия создан филиал ВГУ - кафедры «Электрические машины и аппараты».

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 ■

Таблица 3. Самые престижные вузы России Таблица 5. В каких российских вузах создаются

Название вуза Число голосов научные школы

«Всегда готовы брать» Название вуза Количество базовых кафедр

1 Московский государственный университет 65 и научных центров*

2 Государственный университет Высшая школа экономики 64 Московский государственный университет 32

4 Российская экономическая академия 63 Московский физико-технический институт 32

5 Московский государственный технический университет 54 Санкт-Петербургский государственный университет 14

6 Академия народного хозяйства при правительстве РФ 51 Петрозаводский государственный университет 10

Пущинский государственный университет 9

7 Московский инженерно-физический институт 39

Российский государственный университет нефти и газа 6

8 Московский институт стали и сплавов 36

Московский государственный технический университет 5

9 Государственный университет управления 34

Самарский государственный университет 5

10 Московская государственная юридическая академия 27

Московская академия тонких химических технологий 4

11 Московская финансово-юридическая академия 20

Московский государственный технологический университет 4

12 Московский энергетический институт 18

Нижегородский государственный университет 4

13 Московский институт радиотехники, электроники и автоматики 18

Российский государственный химико-технологический университет 4

14 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций 17

Российский университет дружбы народов 4

15 Санкт-Петербургский политехнический институт 16 Ростовский государственный университет 4

16 Санкт-Петербургский технологический институт 16 Казанский государственный университет 3

17 Санкт-Петербургский морской технический университет 15 Московский авиационный институт 3

18 Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» 14 Московский институт радиоэлектроники и автоматики 3

19 Санкт-Петербургский государственный университет 14 Московский педагогический государственный университет 3

20 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического Санкт-Петербургская инженерно-экономическая академия 3

приборостроения 14 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 3

Саратовский государственный университет 3

Таблица 4. В цене менеджеры, юристы и финансисты Башкирский государственный университет 2

Название вуза Средняя зарплата Воронежский государственный университет 2

выпускников 2008 года Государственный университет управления 2

Дагестанский государственный университет 2

Государственный университет Высшая школа экономики 30225

Дубненский государственный университет 2

Московский государственный университет 26700

Московский государственный институт электроники и математики 2

Российская экономическая академия 26500

Московский государственный станкоинструментальный институт 2

Московский банковский институт 26000

Московский институт стали и сплавов 2

Иркутский государственный университет 24200 Московский институт электронной техники 2

Академия народного хояйства при правительстве РФ 23750 Ростовский государственный университет 2

Иркутский государственный технический университет 23700 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет 2

Московская государственная юридическая академия 23200 Уфимский государственный технический университет 2

Московская финансово-юридическая академия 22900 Владимирский государственный университет 1

Финансовая академия при правительстве РФ 21800 Ивановский государственный университет 1

Всероссийский заочный финансово-экономический институт 21350 Кабардино-Балкарский государственный университет 1

Московский инженерно-физический институт 21150 Калмыцкий государственный университет 1

Московский институт стали и сплавов 20850 Московская государственная сельскохозяйственная академия 1

Государственный университет управления 20100 Московская государственная медицинская академия 1

Московский государственный технический университет 19700 Московский государственный автодорожный институт 1

Уральский государственный технический университет 19150 Московский государственный автомеханический институт 1

Уральский государственный университет 18300 Московский государственный геологоразведочный университет 1

Московский государственный университет путей сообщения 17375 Московский государственный технический университет связи и информатики 1

Уральский государственный экономический университет 16200 Московский государственный энергетический институт 1

Уральский государственный горный университет 15400 Мурманский государственный педагогический университет 1

Нижегородский государственный университет 12750 Мурманский государственный технический университет 1

Ульяновский государственный университет 12700 Мурманский государственный университет 1

Новочеркасская государственная медицинская академия 1

Московский государственный институт радиотехники,

Пензенский государственный университет 1

электроники и автоматики 12650

Самарский государственный аэрокосмический университет 1

Ульяновский государственный технический университет 12500

Санкт-Петербургская лесотехническая академия 1

Нижегородский государственный технический университет 12500

Саратовская государственная академия права 1

Московский технический университет связи и информатики 11500

Северо-Осетинский государственный университет 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Томский государственный политехнический университет 11350

Ставропольский государственный университет 1

Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики 9500

Стерлитамакский государственный университет 1

Омский государственный университет 9000

Тульский государственный университет 1

Омский государственный технический университет 8700

Уральский государственный университет 1

Таганрогский радиотехнический университет 8300

Ярославский государственный технический университет 1

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия 7885 * Университетские выпускающие кафедры, созданные в научных учреждениях Российской академии наук

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008

Гора не идет к Магомету

У нашего рейтинга вузов очень простая методика. Пишем по одному баллу за каждого выпускника, принятого на предприятие за три предыдущих года, по два балла — за каждого нового выпускника, за каждого студента-целевика и слушателя курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а потом это все складываем и добавляем по одному баллу за каждый голос «Всегда готовы брать выпускников из данного вуза». На самом деле любой подсчет баллов, даже более сложный, в условиях российской системы высшего образования дает примерно одинаковый результат. Есть группа лидирующих вузов, их названия всем известны. И работодателям тоже.

Но посмотрите, что говорят руководители предприятий о молодых специалистах (с. 19). Мы задавали вопрос: «Знакомы ли молодые специалисты с новейшими технологиями в вашей отрасли и способны ли они участвовать в создании инновационной продукции?». Увы, ответы в основном отрицательные. Причем из года в год звучит одна мысль: студентам в вузе дают слишком много теории, но они совершенно не знакомы с практикой. И нехитрый этот постулат повторяется из года в год. Ничего не происходит. Система не реформируется. Не идет она никак навстречу бизнесу. Сколько попыток что-то изменить предпринимали и РСПП, и «Опора России», и «Деловая Россия» на высшем уровне — пока безрезультатно. Например, вопрос о профессиональных стандартах и профессиональных экзаменах для врачей, инженеров, технологов, адвокатов и т.д. Это крайне необходимо, потому что на основе таких стандартов станет ясно, чему сегодня надо учить в вузах. Но дело никак не движется. Система высшего образования упорно сопротивляется.

И поэтому предприятия сами начинают работать со студентами. Например, как рассказывает генеральный директор МАО «Седин» Игорь Соболев, создают на своей территории специальную академию, «чтобы приобщить молодых специалистов к инновационным технологиям в отрасли станкостроения». Кстати, точно так же был организован Санкт-Петербургский институт машиностроения на базе ОАО «Ижорские заводы», занимающий верхние строчки нашего рейтинга уже несколько лет. Либо идут другим путем, создавая лаборатории и центры инноваций в университетах. Так, например, действует INTEL в Нижегородском университете (с. 28-29), или Microsoft в пяти российских вузах (с. 26-27). Почитайте, что рассказывает на с. 34-39 гендиректор «Информационной внедренческой компании (ИВК)»

Григорий Сизоненко. ИВК создала в МГТУ им. Баумана специальный учебный класс, затратив на это около $1 50 тыс. Григорий Сизоненко говорит: «Подобные проекты основываются на очень доверительных отношениях. Не во всяком вузе тебя даже выслушают. А с людьми из МГТУ мне проще общаться — я сам его выпускник».

На все попытки бизнеса что-то изменить в нашем высшем образовании, ректоры отвечают одно: «Мы даем студентам фундаментальные знания». Михаил Цыганков, руководитель группы по работе с партнерами и технологическими предпринимателями Департамента стратегических технологий ООО «Майкрософт Рус», называет учебники программирования, по которым сейчас учатся студенты, «библейскими книгами, написанными 30-40 лет назад». Для отрасли ИТ, в которой поколения технологий меняются каждые три -четыре года, — это огромный срок.

Конечно, есть исключения. В нашем рейтинге 2007 года мы давали список 57 российских университетов, получивших статус инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И мы отмечали, что этот список практически совпадает с лучшими вузами, отмеченными в нашем рейтинге.

Совершенно новая система высшего образования складывается сейчас в Московском инженерно-физическом институте. По словам проректора МИФИ Михаила Панина, в этом вузе сейчас идут от знаний к компетенциям. Студенты должны не только уметь вычислять интегралы и решать дифференциальные уравнения. В МИФИ учат, как превратить результаты научного исследования в продукт, который можно продать на рынке. Такой подход — принципиально новый для нашего высшего образования. И надо думать, что президент России Дмитрий Медведев неслучайно посетил 24 июля 2008 года этот вуз. Он вполне заслуживает звания современного и инновационного.

Специалист из пробирки

В июле этого года министр образования РФ Андрей Фурсенко сказал: «80 процентов российских вузов надо понизить в статусе». Резко, но справедливо. Дело в том, что в системе высшего образования сложился и развивается, как раковая опухоль, сектор псевдообразования. Студенты прилагают минимум усилий, преподаватели читают лекции по чужим учебникам. Все довольны, и через пять лет выпускники получают дипломы. Год назад «Прямые инВЕСТИции» приводили данные исследования ГУ

ВШЭ: только 16% вузовских преподавателей занимаются научной работой. В этом году Российская академия наук проводила конкурс научных исследований преподавателей вузов. Сергей Сидоренко, руководитель отдела интеграции научных и образовательных учреждений РАН, рассказал, что поступило всего лишь 105 работ от более 300 тыс. преподавателей. Чем заняты остальные? Правильно, натаскиванием абитуриентов к вступительным экзаменам. По данным ГУ ВШЭ, в нынешнем году сумма, затраченная семьями на поступление детей в вузы, составила около $520 млн., включая оплату репетиторов, взятки и т.д.

Давайте будем честными: такая система образования не способна готовить людей к инновационной деятельности. Любая инновация, в принципе, должна проходить несколько этапов. Первый — научное исследование. Затем — создание опытного образца нового продукта. И наконец, вывод его на рынок. В большинстве российских вузов нет первого, самого главного звена - науки.

Наука у нас сосредоточена в другом месте — в институтах РАН и в отраслевых НИИ. Вячеслав Корнилов, заместитель председателя Пущинского научного центра РАН, говорит, что в нашей стране уже больше 70 лет тянется неблагополучная ситуация: вузы и наука оказались разделены. По нашим нынешним законам, университеты не могут содержать научные лаборатории. А в научных институтах нельзя проводить занятия со студентами. Как только кто-то пытается эти правила нарушить, тут же являются инспекторы — пожарные, санитарные, налоговые. Только в декабре 2007 года Государственная дума приняла поправки к закону о высшем образовании, разрешающие ученым проводить занятия со студентами в научных учреждениях. Ученые, много лет добивавшиеся этого, гордо называют эти поправки «законом об интеграции науки и образования».

Однако, несмотря на то, что до сих пор было «нельзя», вузы и научные учреждения все же пытались наладить взаимодействие. Эти попытки выразились в том, что некоторые университеты создавали в научных институтах так называемые базовые кафедры и научные центры. Суть проста: студенты занимаются в научных лабораториях под руководством ученых. Сначала, может быть, «моют пробирки», а потом выходят и на собственные научные исследования. Сергей Сидоренко считает, что эти кафедры и центры сегодня стали прообразом научных школ, которые когда-то, еще до революции, существовали в российских университетах. Теперь их надо заново восстанавливать. Список таких вузов, предоставленный нам отделом интеграции

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 ■

научных и образовательных учреждений РАН, мы публикуем в таблице 5.

Но научная работа в вузах - это лишь начало инвестиционной деятельности. Потому что к результатам исследований надо добавлять еще многое, что обеспечит выход на рынок новых конкурентоспособных продуктов. Как говорит Михаил Панин, каждого студента надо обучать умениям работать в команде, умениям рассказать о своем результате, вести переговоры, убеждать оппонентов, получать от инвесторов деньги, наконец. С таким набором компетенций выпускники вузов будут успешны не только в науке, но и в бизнесе, они найдут свою нишу на рынке труда.

Очевидно, что в таком состоянии система российского высшего образования дальше существовать просто не может. Она неэффективна и не отвечает потребностям инновационной экономики.

2 сентября 2008 года коллегия министерства образования и науки РФ обсудила

и в основном одобрила государственную программу «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». В ней предусматриваются ключевые системные изменения на всех уровнях образования. Отметим несколько очень важных моментов:

— расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в системе профессионального образования;

— вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования как важнейший ресурс и инструмент освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, что позволит <...> развернуть систему исследований нового качественного уровня, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний;

— формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, си-

стемы сертификации и квалификаций, <...> позволяющей создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Эти пункты как раз отвечают проблемам, которые мы поставили в статье. Без решения таких задач наши университеты не смогут в будущем готовить кадры для инновационной экономики.

Отметим еще один момент. В программе ставится задача «появления нескольких ведущих вузов в международных рейтингах на местах не ниже 500». Дело в том, что в последние годы два наших ведущих вуза — МГУ и СПбГУ — постоянно сползали в международных рейтингах (Times, Business Week и др.) и в 2008 году, кажется, вообще выпали из «обоймы». Причина в том, что наши вузы не соответствуют важнейшим университетским показателям, принятым в мире. Мы надеемся, что вузы, занимающие верхние строчки нашего рейтинга будут достойно представлять нашу страну и в рейтингах международных. Ш

Наши респонденты

Республика Адыгея: ЗАО «Картон-тара», ЗАО «Адыг-Юрак». Краснодарский край: ОАО «Краснодарский трубный завод», ЗАО «Хладокомбинат», ОАО «Кубаньхлебопродукт», МАО «Седин». Хабаровский край: ОАО «Далькомбанк», ОАО «Региобанк», ТК «Контур», ОАО «Амуркабель», ОАО «Дальавиа», ОАО «Авиакомпания «Восток», ОАО «Ургалуголь», ОАО «Комсомольский нефтеперерабатывающий завод Роснефть», ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Дальэнергомаш», Хабаровский ликеро-водочный завод, завод «Балтика-Хабаровск», ОАО «Николаевский-на-Амуре судоремонтный завод», ЗАО «Трансбункер», ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», ОАО «Дальлеспром», ОАО «Дальсвязь», ФГУП «Дальспецстрой», ЗАО «Агроком», ОАО «Амурское речное пароходство».

Волгоградская область: ОАО «Волгоградский судостроительный завод», ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», Народное предприятие «Конфил», Волгоградский алюминиевый завод ОК «Русал», ОАО «Волгоградский трубный завод», ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1», Узел связи и радионавигации Филиал ФГУ «Волго-Донской ТБУ ВП и Ф», ОАО «Керамический завод», ОАО «Производственный комплекс «Ахтуба», ООО «Аргус», ООО «Югтранс», ООО «Волгоградобл-продукт», Филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго», ГК «Волгоградский тракторный завод», Волжский район Гидросооружений судоходства, ОАО «Хлебзавод №5», ОАО «Волгоградский моторный завод».

Иркутская область: Nitol Sola, ЗАО «Байкалвестком». Кировская область: Кировский филиал ОАО «Волгателеком», ОАО «Кировский завод ОЦМ», Кировское отделение №8612 Волго-Вятского банка Сбербанка России, ЗАО «Кировский молочный комбинат», Кировское отделение ОАО «РЖД», ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», ОАО «Кировский машзавод им. 1 Мая». Нижегородская область: ВНИИЭФ, «Нижегородский дом», «Семар», «Коммунальщик», «Колос», «Дружба», ТД «Альфа», Нижегородская энергетическая компания, Сергачский элеватор, «Агат», «Спектр», «Квинтет», «Ваш советник», Хлебзавод №5, «Элком», «Ударник».

Омская область: ПО «Радиозавод им. А.С. Попова», ООО «Элитная недвижимость. ИД Премьер», ОАО «Омский аэропорт», РА «Дельфин», РА «Паритет-медиа», ИП Вераховский А.Н., ООО «Коммерческая недвижимость», ЗАО «Октан-брокер», ООО «Омские новостройки», ООО «Теленеделя. Омск», ООО «Западно-Сибирская зерновая компания», ОАО «Карбышевское», Фабрика спортивной одежды «Омсиб», Филиал ООО «Росгосстрах-Сибирь», Сибирское региональное представительство ФГУ «Редакция «Российской газеты», Омский филиал ОАО «Страховой дом ВСК».

Ростовская область: ОАО «Южная генерирующая компания ТГК-8», ООО «Группа агроком», Южный торговый банк, Новочеркасский электровозостроительный завод.

Свердловская область: Каменск-Уральский металлургический завод, Каменск-Уральский литейный завод, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ОАО «НПК «Урал-вагонзавод», ЗАО УК «Энтерра».

Ульяновская область: Авиакомпания ОАО «Волга-Днепр», ОАО «Автодетальсервис», Ульяновское отделение ОАО «РЖД», Компания «ДАРС», Ульяновский филиал ОАО «Волгателеком», ЗАО «Авиастар СП», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ООО «Союз-партнер», РГ «Мозаика», Ульяновский филиал «Билайн», ГК «Взлет», кондитерская фабрика «Волжанка», компания «Индустрия», ООО «Евродорремстрой», Филиал 7331 ВТБ-24, ЗАО «Фирма «Русь», ОАО «Промышленно-торговая швейная фирма «Элегант», ФГУП ГНЦ РФ «Научно-исследовательский институт атомных реакторов». Санкт-Петербург и Ленинградская область: ОАО «Балт-трейд», ОАО «Международный банк СПб», ОАО Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Морской порт СПб», ОАО «Кировский завод», ОАО «Ижорские заводы», Филиал ОАО «Российские железные дороги» — «Октябрьская железная дорога», ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской», ФГУАП «Пулково», ОАО «Северсталь», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», ОАО «Электросила», ОАО «Силовые машины», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Тинькофф», ОАО «Балтика», ОАО «ЛОМО», ОАО «Лентрансгаз». Москва: ОАО «ВТБ-24», ОАО «Росбанк», ОАО «Росгосстрах», ЗАО «ФИНАМ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.