Научная статья на тему 'Выбор кадров'

Выбор кадров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор кадров»

Наши рейтинги высших учебных заведений показывают постоянно растущий спрос на молодых специалистов со стороны работодателей. При этом, как и в других отраслях экономики, у нас нет рынка потребителя, а есть рынок производителя. Вузы предлагают предприятиям свою продукцию — подготовленных ими выпускников. Однако выбор лучших специалистов — дело непростое и пока у нас почти не практикуется. И если предприятию удается привлечь хорошие кадры, оно платит им хорошие деньги.

Александр ТРУШИН

Выбор кадров

За что платят вузам

Как и в предыдущие годы, «ВЕСТИ» представляют рейтинг высших учебных заведений России, составленный по опросам предпринимателей. В нынешнем году наши корреспонденты опросили руководителей 208 государственных и частных предприятий различных отраслей в Москве, Санкт-Петербурге и еще 19 регионах страны. Они дали информацию по выпускникам 241 вуза, принятым на работу в 2004-2007 годах. Кроме того, руководители предприятий отвечали на три наших вопроса: «Довольны ли вы подготовкой молодых специалистов в вузах?», «Что, на ваш взгляд, необходимо из-

менить в профессиональной подготовке студентов?» и «Есть ли у вас возможность влиять на содержание профессиональной подготовки в вузах?»

Мы даем два рейтинга, с точки зрения работодателей, вузов — московских и региональных (см с. 17, 18). В обеих таблицах лидирующие группы незначительно изменились по сравнению с прошлым годом. Первую строчку в рейтинге столичных вузов занял Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС), причем с большим отрывом от других. В ОАО «РЖД» уже несколько лет идет перестройка системы управления. И естественно, железнодо-

сс

со со

сс ^

о

0

1

^

рожному ведомству требуются новые кадры. МГУПС — один из немногих сохранившихся «ведомственных» вузов. При том, что его выпускники работают не только в ОАО «РЖД» (что показывает наш опрос), но и в других отраслях. Самое главное: этот вуз прямо выполняет поставленную перед ним задачу подготовки кадров. В нем по сравнению другими вузами обучается гораздо больше студентов-целевиков (3042 человека, в том числе по направлению ОАО «РЖД» — 3013 человек), а слушателей курсов переподготовки — 3803 человека, причем один — не из системы ОАО «РЖД».

То же самое можно сказать и о Санкт-

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВУЗЫ, КОТОРЫМ ОНИ ПЛАТЯТ

50 лучших региональных вузов

Место Название вуза Сумма баллов Выпускники, принятые на работу 2004-2006 200/ Студенты- целевики предприятия Слушатели курсов переподготовки "Всегда готовы брать"

1 2 0 Пермский государственный технический университет Санкт-Петербургский институт машиностроения 2425 1501 1 0К1 2/6 2 1 07 96 158 107 144 558 11/1 831 33 / 1 1 0

3 4 5 6 7 Уральский государственный технический университет Казанский государственный технический университет Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Самарская государственная академия путей сообщения 1263 94/ /36 /21 С/1 Л 18/ 415 5 /5 Л 18/ 114 260 60 10 334 3 2 130 1П 11 145 102 132 п 12 8 3 2 о

/ 8 □ Северо-Кавказский государственный технический университет Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций 640 512 5 14 5 ОЕР 32 151 30 2 10 0 92 1 р 2 1/ 1 л

10 1 1 Ульяновский государственный технический университет Санкт-Петербургский политехнический институт 50/ 490 /1/11 269 6 О^П 61 142 7П 32 5 1 п 19 8/ 14 16 л

11 12 1 1 Самарский государственный технический университет Вятский государственный университет ГУ 441 412 /1ГИ 250 13/ 010 /0 /5 10 16 п 15 45 01 1 3 01

13 14 1 ^ Калиниградский государственный технический университет Ставропольский государственный университет 40 1 369 1СЛ 232 325 01 с 53 22 10 0 0 0 21 0 1П 21 0 1 л

15 16 17 Ульяновский государственный университет Санкт-Петербургский морской технический университет 360 350 001 2 16 / 32 /9 ок 3 5 ОР 30 80 07 14 15 л

1/ 18 1 Р Казанский государственный технологический университет Оренбургский государственный университет 283 269 01 я 115 118 1 ОР 26 20 1 0 29 14 п 2/ 40 п 4 3 с

19 20 01 Волгоградский государственный технический университет Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 2 18 214 оги 189 2 0 12 5 07 0 2 о 0 92 К/1 5 14 11

21 22 01 Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики Дальневосточный государственный университет путей сообщения 201 1/8 170 2 2/ /10 2/ 32 1 Р 2 22 /17 64 11 п 13 21 л

23 24 Уральский государственный горный университет Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 1/8 1/1 1 СР 42 8 19 45 /10 4/ 5 0 25 0/1 4 13 1 /I

25 26 07 Санкт-Петербургский государственный университет Казанский государственный университет 169 164 1 [лР 11 4/ С/1 42 10 0 6 42 п 24 4 14 5

2/ 28 ОР Сибирский федеральный университет Томский государственный университет 159 152 1 м 64 80 1 /1П 2 10 с 0 2 п 45 22 п 1 4 <1

29 30 31 32 Красноярский государственный технический университет Северо-Западный заочный технический университет Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики Хабаровский государственный технический университет 151 148 14/ 139 10/1 140 1 31 39 17 5 55 10 28 00 0 1 14 2 п 0 15 32 14 1 7 1 5 4 12 □

33 34 35 36 17 Нижегородский государственный технический университет Балтийский государственный технический университет Волгоградский государственный сельскохозяйственный университет Уральский государственный университет путей сообщения 124 121 115 106 1 ПК 3/ 4 41 6 00 22 34 6 11 ОП 0 3 0 1 1/ 21 30 3/ О 9 1 2 2 1 П

3/ 38 39 40 /11 Хабаровская государственная академия экономики и права Калининградский институт международного бизнеса Комсомольский-на Амуре государственный технический университет Ставропольский государственный аграрный университет 106 105 103 102 1 ПО 28 8 1/ 60 о 20 / 14 10 11 6 0 / 10 л 8 32 1/ 0 10 19 10 2 1 К

41 42 /11 Санкт-Петербургский технологический институт Нижегородский государственный университет 102 94 Р1 2 39 00 13 14 ОП 4 0 п 25 / 1 0 16 13

43 44 А 1л Новосибирский государственный аграрный университет Сибирский государственный технологический университет 93 93 Р1 28 89 оп 20 2 с 0 0 п 12 0 п 1 0

45 46 /17 Сибирский государственный аэрокосмический университет Оренбургский государственный аграрный университет 91 89 оо 80 59 77 5 10 о 0 4 л 0 0 п 1 2 с

4/ 48 49 50 Пермский государственный университет Самарский государственный аэрокосмический университет Красноярский государственный университет цветных металлов и золота Сибирский государственный аграрный университет 88 88 О СО СЛ С // 5 /8 // 2 / 2 1 -00 оо 2 0 4 0 0 5 2 1 1

Петербургском институте машиностроения. строчку рейтинга. Этот институт тесно связан рального директора предприятия: «Учеб-В прошлом году этот вуз был лучшим среди с ОАО «Ижорские заводы». Рассказывает но-методические программы института со-региональных, в нынешнем занимает вторую Николай Демичев, заместитель гене- ставляются по согласованию с дирекцией по

персоналу. Предприятие платит студентам стипендии (до 3,6 тыс. руб.), оплачивает аренду помещений для занятий и проезд преподавателей к месту обучения студентов. Студенты на II курсе получают рабочие квалификации (токарь, слесарь, сварщик). На IV курсе изучают профессии техника-конструктора, техника-технолога, техника, помощника мастера. А на VI курсе в течение двух месяцев работают на предприятии, собирая материал для дипломных работ».

Тем же путем идет и лидер нынешнего рейтинга региональных вузов — Пермский

В учебных планах российских вузов мало времени отводится производственной практике

государственный технический университет: 144 студента-целевика и 831 слушатель курсов переподготовки. В Уральском государственном техническом университете — 334 студента-целевика. В столичной Академии народного хозяйства при правительстве РФ — 216 слушателей курсов переподготовки.

В прошлогоднем опросе работодателей мы отмечали: предприятия платят универси-

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ ИНЖЕНЕРОВ МГУПС

20 лучших вузов столицы

тетам от 1 до 31 млн. руб. за подготовку и переподготовку кадров. Понятно, что предприятие не будет платить вузу деньги просто за красивые глаза. Работодатели платят за качественную подготовку специалистов. Начальник отдела кадров ООО «Оренбургский радиатор» Таисия Геранькина: «Подготовка студентов соответствует нашим требованиям примерно на 30%, если студенты обучались самостоятельно, и на 70% — если за них платит деньги предприятие». С нею согласен начальник отдела кадров ОАО «Казанский оптико-механический завод» Д.М. Хайруллин: «Мы заключаем с вузами долгосрочный договор о сотрудничестве в подготовке квалифицированных кадров. В договоре предусматривается: целевой набор студентов по направлению предприятия; участие руководителей предприятия в работе госэкзаменационных комиссий; участие специалистов предприятия в разработке учебных программ; организация производственных практик и экскурсий; участие профессоров и доцентов вуза в повышении квалификации и переподготовке специалистов предприятия».

Из высказываний руководителей предприятий о содержании и качестве подготовки молодых специалистов (см с. 30) можно сделать неутешительный вывод: большинство предпринимателей считает, что подготовка студентов в вузах не соответствует требованиям производства. У выпускников хорошие теоретические знания, но при этом почти полное отсутствие каких-либо практических навыков. «Больше практики!» — вот к чему призывают работодатели вузовских преподава-

Место Название вуза Сумма Выпускники, Студенты- Слушатели "Всегда

баллов принятые на работу целевики курсов готовы

А л сгос 2004-2006 lin-l/l 2007 ОПП предприятия пп Л П переподготовки оопо брать"

1 2 О Московский государственный университет путей сообщения Академия народного хозяйства при правительстве РФ 15685 675 RflQ 12/1 78 OflQ 360 52 1 Qfl 0 ОТ 3803 216 Л 1 4 61 С/1

3 4 С Московский государственный технический университет Государственный университет — Высшая школа экономики 603 539 /IRQ 209 186 Л ГИ I30 118 /1R 23 13 п 1/ 14 л чо 54 63 О

5 6 Российский государственный университет нефти и газа Московский энергетический институт 463 415 10 1 119 45 34 0 108 132 0 8 12

7 Московский технический университет связи и информатики 411 133 42 63 31 6

8 Q Государственный университет управления 397 QOR 69 л ПО 36 7 R 65 п 46 п 34 со

9 10 Московский государственный университет Московский банковский институт 326 214 108 76 75 24 0 38 0 6 68 2

11 Московский инженерно-физический институт 175 73 37 0 0 28

12 Российская экономическая академия 168 35 15 3 15 6/

13 Финансовая академия при правительстве РФ 158 47 38 15 0 5

14 Л R Московский институт радиотехники, электроники и автоматики 107 QQ 73 Q'l 4 1 Q 0 л 4 л 18 07

15 16 Московская государственная юридическая академия Московский государственный университет экономики, 98 31 18 1 1 2/

Л 1 статистики и информатики 92 СИ 68 Л Q 11 л 0 □ 0 с 2

17 18 Л Q Московский институт стали и сплавов Московская финансово-юридическая академия 91 87 7Q 19 29 П 4 14 3 п 5 2 0/1 36 20 Л Л

19 20 Международный институт менеджмента "ЛИНК" Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" 79 70 0 14 2 0 0 34 19 11 14

телей, и это пожелание мы слышим из года в год с момента выпуска первого рейтинга.

Высокое звание — инженер

«Зато мы даем студентам фундаментальные знания»,—так отвечают сегодня во многих вузах. При этом подразумевается, что если у выпускника есть хорошая «фундаментальная база», он сможет легко перестроиться в любых условиях и стать полноценным специалистом.

Правда, этот тезис остается голословным и никакими исследованиями не подтверждается, никто серьезно этот вопрос не изучал. Чего же не хватает молодым инженерам? Если обобщить высказывания работодателей — менеджерских, экономических, психологических и многих других знаний, вплоть до иностранных языков. Не надо удивляться. Если выпускник вуза глубоко изучил науку под названием «Сопротивление материалов» или «Теоретическая механика», то его можно считать специалистом в этой

науке, но еще не инженером. Потому что на производстве ему придется управлять людьми, как минимум — бригадой. Кто его этому научит в университете? Ему придется управлять машинами и оборудованием, изготовленным в Германии или Великобритании. Сможет ли он прочитать хотя бы инструкцию для пользователя? Ему придется решать такие проблемы, как производительность труда, заработная плата рабочих и прочая микроэкономика. Он этого не знает. Он много еще чего не знает.

На Западе, например в Германии, квалификацию инженера присваивают не по окончании вуза, а после работы на производстве. В вузе присваивают степень «бакалавр» или «магистр». А вот когда человек проработал года три, он подает документы в специальную профессиональную квалификационную комиссию, которая оценивает результаты его труда и принимает решение о присвоении квалификации. И только после этого человек имеет право называться инженером.

Работодатели очень долго вообще не интересовались, что происходит в российских вузах. Одним это просто не нужно было, другие говорили выпускникам, как в старой райкинской шутке: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Но бизнес на месте не стоит, он постепенно преодолевает техническое отставание от зарубежных конкурентов. И по-видимому, работодателям надоело переучивать молодых специалистов на рабочем месте.

При этом в отношениях с вузами бизнес действует по принципу: кто платит, тот и заказывает музыку. В 2002 году корпорация INTEL создала в Нижегородском государственном университете «резервацию»: специальное отделение, где готовила кадры для своих российских подразделений. В 2004 году ОАО «Ижорские заводы» создало в Санкт-Петербурге Северо-Западный институт машиностроения. 150 выпускников его каждый год прямым путем отправляются на это предприятие.

Во многих университетах учреждены наблюдательные советы, в которых участвуют представители предприятий. Например, в Международном институте экономики и финансов ГУ — ВШЭ (членами этого совета являются, в частности, руководители Сбербанка России), в Новосибирском техническом, Томском политехническом и других вузах. Надо сказать, что «наблюдатели» не только дают университетам деньги, но и прямо участвуют в работе кафедр, направляют своих сотрудников для проведения занятий со студентами и принимают у них государственные экзамены.

Сейчас бизнес перешел от частностей к общему. Точнее, к одному из главных вопро-

Самые высокие зарплаты — у молодых экономистов и юристов

Место Название вуза Средняя зарплата

выпускников

(руб. в месяц)

1 Государственный университет — Высшая школа экономики 24/50

2 Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова 24550

3 Всероссийский заочный финансово-экономический институт 23500

4 Московский государственный технический университет 22500

гражданской авиации

5 Калининградский государственный технический университет 22426

6 7 Московский банковский институт 21500 0 л ЕПП

/ 8 Q Московская государственная юридическая академия Московская финансово-юридическая академия 21500 21500 ОПРПП

9 10 11 Финансовая академия при правительстве РФ Академия народного хозяйства при правительстве РФ 20900 19850 -1 QROfl

11 12 Московский институт стали и сплавов Московский инженерно-физический институт 19520 19225

13 Московский государственный университет экономики, 19000

статистики и информатики

14 Государственный университет управления 18900 Л оопп

15 16 Московский государственный университет Московский государственный технологический университет 18900 18225

1/ Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 18000

18 Московский государственный университет путей сообщения 15 /50

19 Московский государственный технический университет 15650

20 Пермский государственный технический университет 14391

21 Пермский государственный университет 13900

22 01 Уральский государственный университет 13053 -1 OQKK

23 24 Уральский государственный горный университет Уральский государственный экономический университет 12866 12582

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Казанский государственный университет 12218

26 Пермская государственная сельскохозяйственная академия 12032

2/ Казанский государственный технический университет 11998

28 Казанский государственный финансово-экономический 115/5

университет

29 Московский государственный институт радиотехники, 11400

электроники и автоматики

30 Ульяновский государственный технический университет 11103

31 Нижегородский государственный университет 10226

32 Уральский государственный технический университет 10222

33 Оренбургский государственный университет 10064

34 Томский государственный университет 953/

35 Московский технический университет связи и информатики 9500

36 Ульяновский государственный университет 9268

3/ Томский государственный архитектурно-строительный 8625

университет

38 Казанский государственный технологический университет 8293

39 Казанский государственный энергетический университет 8150

40 Томский государственный политехнический университет 8000

41 Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия /885

42 Казанская государственная архитектурно-строительная //25

академия

43 Поволжская государственная академия телекоммуникаций /000

и информатики

44 Таганрогский радиотехнический университет 6500

сов: чему должны учить в университетах, какими компетенциями должен обладать выпускник, который приходит работать на предприятие? Дело в том, что российские вузы работают по так называемым Государственным образовательным стандартам (ГОС). В ГОСах прописано, по какой специальности какие дисциплины студент должен изучить, сколько ему положено получить лекционных и лабораторных часов. На основании ГОСов государство оплачивает работу преподавателей. Создают эти ГОСы учебно-методические объединения (УМО) по каждой специальности. Но поскольку эти УМО никак не связаны с работодателями, постольку ГОСы остаются, как говорит ректор Института проблем образовательной политики Александр Адамский, «плодом воображения методистов».

Бизнес с этим мириться не хочет. В прошлом году в Российском союзе промышленников и предпринимателей была создана рабочая комиссия по реформированию образования.

Говорит ее председатель, глава «IBS груп» Анатолий Карачинский: «Одно из главных направлений деятельности рабочей комиссии — создание профессиональных стандартов. Вузы должны получать от консолидированного работодателя информацию: какие люди, с какой подготовкой, в каком количестве им нужны, какими навыками, знаниями и компетенциями должны обладать кадры в той или иной профессии. На основании профессиональных стандартов должны разрабатываться образовательные стандарты. То есть надо решать вопрос, как всему этому научить студентов, какие курсы, какие учебники, какие профессора должны быть,

Преподаватели и студенты Московского инженерно-физического института участвуют в международном проекте CERN

сколько лекционных часов и сколько практических. Образование должно отвечать требованиям рынка труда. Чтобы этот тезис реализовать, надо вынести оценку и контроль качества образования за пределы учебных заведений. Сегодня получается, что вузы сами учат студентов и сами ставят себе «пятерки». Результат работы вуза должен оцениваться независимой структурой. Здесь надо отметить несколько важных моментов.

Во-первых, присвоение квалификации. Сейчас это делают прямо в вузе на основании того, что студент прослушал определенное количество часов лекций и сдал экзамены. Можно ли такого человека назвать инженером и поручить ему, например, рассчитать на прочность крыло самолета? Этого не делают ни в одной стране, и у нас тоже. Чтобы получить квалификацию, инженер должен подтвердить свои знания перед профессиональным сообществом. Следовательно, нужно создавать общественно-профессиональные центры сертификации.

Когда у нас будут профессиональные стандарты, тогда можно будет на их основании оценивать качество образования в вузе, причем оценивать по уровню подготовки выпускников. Если большинство их успешно проходит общественную сертификацию по специальности, значит, в этом университете их хорошо готовят».

В другом объединении наших бизнесменов — «Деловой России» — создали Совет по профессиональному и бизнес-образованию. Его возглавил заместитель председателя

правления ОАО «Российские коммунальные системы» Николай Брусникин. Позиции Карачинского и Брусникина по поводу профессиональных стандартов совпадают. Именно бизнесмены продавили в Госдуме в мае 2007 года закон о двухуровневой системе «бакалавриат — магистратура». Ректоры российских вузов долго сопротивлялись. Главным их аргументом было утверждение, что «работодатель не понимает, кто такой бакалавр». Позиция ректоров понятна: они опасались, что переход с пятилетнего учебного плана на четырехлетний сократит финансирование вузов. Однако оказалось, что бизнес очень хорошо понимает, что ему нужно. По словам Николая Брусникина, все предприятия разные, у всех разная система управления, и работодателям нужны выпускники вузов с разным уровнем подготовки.

Пока мы можем говорить лишь о том, что в некоторых наших университетах хорошо готовят молодых специалистов. В этих университетах преподаватели не только занимаются научной и исследовательской работой, но и хорошо знают бизнес, многие пришли в университет из бизнеса, и обладают педагогическими способностями — то есть имеют склонность заниматься со студентами. Такие вузы занимают верхние строчки нашего рейтинга.

Наука умеет много гитик

Теперь несколько слов о научной и исследовательской работе в вузах. Для начала обратимся к документам, которые дают определение, что такое «научная» и «исследовательская» работа. 12 ноября 1997 года в Париже были опубликованы «Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений», принятые 29-й сессией генеральной конференции ЮНЕСКО. Там, в частности сказано:

«Под «научной работой» понимаются процессы, посредством которых преподавательские кадры учреждений высшего образования постоянно обновляют знания по своему предмету или готовят научные публикации, распространяют свои труды, развивают и совершенствуют свои педагогические навыки и в качестве преподавателей своих дисциплин повышают свою научную квалификацию».

«Под «исследовательской деятельностью» в контексте высшего образования понимаются оригинальные исследования в области технологии, естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук, медицины, культуры или образования, предполагающие тщательно организованные изыскания на основе критического подхода с использованием различных приемов и методов, в соответствии с характером и условиями поставленных проблем, которые на-

Самые престижные вузы России

Место Название вуза «Всегда готовы

в рейтинге брать выпускников»

1 Московский государственный университет 68

2 Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова 6/

3 Государственный университет — Высшая школа экономики 63

4 С Академия народного хозяйства при правительстве РФ 61 С/1

5 6 7 Московский государственный технический университет Московский институт стали и сплавов 54 36

/ 8 □ Государственный университет управления Московский инженерно-физический институт 34 28 07

10 Московская государственная юридическая академия Калиниградский государственный технический университет 2/ 21

11 Дальневосточный государственный университет путей сообщения 21

12 Московская финансово-юридическая академия 20 л а

13 14 Калининградский институт международного бизнеса Московский институт радиотехники, электроники и автоматики 19 18

15 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций 1/

16 1 7 Санкт-Петербургский политехнический институт 16 1 к

1/ 18 Санкт-Петербургский технологический институт Санкт-Петербургский морской технический университет 16 15

19 Ульяновский государственный технический университет 14

20 Ульяновский государственный университет 14

правлены на уточнение и/или решение этих проблем и опираются на соответствующую

инфраструктуру, если осуществляются в определенных институциональных рамках».

Так принято в мире. Теперь посмотрим на наши университеты. Исследовательской работой в российских вузах не занимаются. Во всяком случае, автор этой статьи должен признать, что он не знает ни одного «оригинального исследования в области технологии, естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук, медицины, культуры или образования», проведенного за последние десять лет, и будет счастлив, если читатели его поправят. Исключение составляет,

может быть, Московский инженерно-физический институт, преподаватели и студенты

В Международный институт экономики и финансов не берут преподавателей, если они не занимаются научной работой

которого участвуют в международных исследовательских проектах. Об этом в прошлом году рассказывал журналу «ВЕСТИ» бывший ректор МИФИ Борис Оныкий.

Если говорить о научной работе в российских вузах, сошлемся на слова ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьмино-ва: «Мы превратили высшую школу в техни-

кум с пятилетним сроком обучения. У нас в 2001 году 20% преподавателей занимались научной работой в вузах, а по измерению 2004 года — 16%. По иронии судьбы, это ровно столько, сколько занималось наукой в техникумах при советской власти. Как вы можете вообразить профессора университета, который бы не занимался наукой? Который бы читал по чужим учебникам? В высшую школу идут те, кто просто ориентируется на заработок любыми путями. Кризис образования не в устаревших методиках (методика — это производная от человека, который ее применяет). Не в том, что мы учим пять лет, а не четыре плюс два. Кризис образования в том, что сам генный код в образовании поменялся. Что мы в огромной степени стали имитировать образование». Подчеркнем: только 16% вузовских преподавателей ведут научную работу. Чем заняты остальные — это тема для другой статьи.

Еще раз напомним об опыте Международного института финансов. Его создали совместно ГУ — ВШЭ и Лондонская школа экономики. Студенты после четырех лет обучения получают два бакалаврских диплома: наш российский и ЛШЭ. Ректор МИЭФ Сергей Яковлев рассказывал в 5-м номере журнала «ВЕСТИ», как отбирают преподавателей для этого института: «Важно, как и кто учит. Раз в год в январе проводится «Годовое собрание экономистов Америки». Оно проходит в разных городах, в этом году было в Чикаго. В рамках этого собрания проводится ярмарка преподавателей. Организаторы этого мероприятия заранее собирают заявки от педагогов из разных стран, которые хотели бы поменять место работы. На ярмарке проходят личные собеседования таких преподавателей с работодателями. В этом году мы получили около 80 заявок из разных стран, предварительно отобрали 20 претендентов, трое из них сейчас приступают к работе в МИЭФ». Главный принцип отбора, по словам Сергея Яковлева, — научная работа преподавателя: «Если у него нет научных публикаций, его в МИЭФ не возьмут».

Но сейчас появилась надежда, что что-то изменится к лучшему в научной работе вузовских преподавателей. В 2006-2007 годах в рамках национального проекта «Образование» проходил конкурс вузовских инновационных программ. В результате 30 млрд. руб. поделили между 57 университетами. Не всем вузам досталось поровну. Кому-то 200 млн., кому-то под миллиард. На эти деньги вузы будут приобретать научное оборудование (8590% средств) и отправят на повышение квалификации сотрудников университетов. О том, как проходил конкурс, рассказывает Ирина Аржанова, руководитель отдела проектов в сфере высшего образования Национального фонда подготовки кадров: «Ин-

22

актуальная тема

Инновационные вузы России Итоги конкурса в рамках национального проекта "Образование"

Названия вузов Выделенные

средства

(млн. руб.)

1 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова 970

2 0 Санкт-Петербургский государственный университет 970 оги

3 4 Новосибирский государственный университет Дальневосточный государственный университет 901 856

5 Московский государственный институт электронной техники

(технический университет) 816

6 Томский политехнический университет 776

7 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 776

8 Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова 748

9 Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 738

10 Дальневосточный государственный технический университет (Владивосток) 710

11 Томский государственный университет 680

12 Уральский государственный технический университет (Екатеринбург) 637

13 Московский государственный институт международных отношений (университет) 632

14 Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана 594

15 Российский университет дружбы народов (Москва) 583

16 Московский государственный лингвистический университет 583

17 Новосибирский государственный технический университет 583

18 Санкт-Петербургский государственный университет информационных

технологий, механики и оптики 583

19 Уфимский государственный авиационный технический университет 583

20 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 580

21 Пермский государственный технический университет 570

22 Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) 566

23 Московский энергетический институт (технический университет) 564

24 Государственный университет — Высшая школа экономики 556

25 Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева (Москва) 548

26 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского 544

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Московский государственный строительный университет 541

28 Владимирский государственный университет 528

29 Уральский государственный университет (Еатеринбург) 496

30 Академия народного хозяйства при правительстве РФ (Москва) 492

31 Самарский государственный аэрокосмический университет

им. академика С.П. Королева 486

32 Тамбовский государственный университет им. Державина 476

33 Российский государственный педагогический университет (Санкт-Петербург) 448

34 Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 438

35 Российский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма (Москва) 438

36 Ставропольский государственный аграрный университет 438

37 Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (Москва) 436

38 Белгородский государственный университет 423

39 Московский физико-технический институт (государственный университет) 420

40 Тюменский государственный университет 414

41 Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск) 413

42 Московский педагогический государственный университет 407

43 Кубанский государственный аграрный университет 400

44 Московский государственный институт стали и сплавов

(технологический университет) 400

45 Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (Москва) 395

46 Пермский государственный университет 395

47 Казанский государственный технический университет им. Туполева 390

48 Московский государственный университет путей сообщения 388

49 Таганрогский государственный радиотехнический университет 365

50 Якутский государственный университет им. М.К. Амосова 353

51 Саратовский государственный университет им. Чернышевского 349

52 Российский государственный университет им. И.Канта (Калининград) 341

53 Московский городской психолого-педагогический университет 341

54 Московский государственный медико-стоматологический университет 322

55 Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) 220

56 Орловский государственный аграрный университет 209

57 Вятский государственный университет (Киров) 200

новационная программа вуза — это комплекс мероприятий, направленных на изменения в образовании, на внедрение новых образовательных технологий, нового содержания обучения. Во втором раунде конкурса участвовали уже не только технические и классические университеты, но и педагогические, вузы культуры, военные вузы.

В инновационной программе обязательно должен быть научный раздел, но речь идет не о научных проектах, а о внедрении научных разработок в учебные курсы. Кроме того, инновационная программа должна быть включена в стратегический план развития вуза.

Сама процедура конкурса проходила в два этапа. На первом заявки рассматривала экспертная комиссия. Конечно, у каждого эксперта было свое понимание инновацион-ности, своя шкала оценок. И мы потратили много времени, чтобы получить сравнимые результаты по этим проектам. Каждую заявку рассматривали два эксперта, оценки выставлялись по 100-балльной шкале. Если оценки расходились более чем на 30 баллов, заявка направлялась третьему эксперту.

Второй этап конкурса — оценка инновационного потенциала вуза. Она нужна для того, чтобы оценить реальные возможности вуза выполнить то, что заявлено в проекте. Здесь оценка была чисто формальная, компьютер обрабатывал данные, которые предоставляли университеты. Это более 50 показателей, включая конкурс абитуриентов, количество победителей олимпиад, количество профессоров, академиков, состояние материальной базы и т.д.

Деньги вузам, победившим в конкурсе, выдаются в виде субсидий. Их можно использовать по трем направлениям: закупка оборудования, повышение квалификации сотрудников (не только преподавателей, но и инженеров, которые будут работать на новом оборудовании) или разработка программно-методического обеспечения. 20% стоимости программы должен финансировать сам вуз, причем это должны быть либо реальные деньги, которые проходят через его бухгалтерию, либо оборудование, поставленное на баланс вуза.

В конкурсе победили сильные вузы. Мы не ждем, что в ближайшее время эти инновации как-то повлияют на социально-экономическую ситуацию в регионах или отраслях. За 500 млн. руб. сделать это невозможно. Но что-то, несомненно, улучшится в самих университетах. И даже не во всем университете, а может, на одном-двух факультетах студентов обучать будут по современным технологиям. Условия обучения станут лучше. И я надеюсь, что-то изменится в сознании абитуриентов, их родителей и в обществе по отношению к вузам».

Основа рейтинга вузов — оценка работодателей

Григорий Канторович, проектор Государственного университета — Высшей школы экономики

Во всем мире основой рейтингов вузов является оценка работодателей. В этой оценке должны быть две составляющие — заработная плата выпускников и их карьерный рост

Сегодня только вузы имеют возможность прогнозировать рынок труда. Они, принимая молодых людей на учебу, должны предвидеть, каков будет спрос на рынке труда через пять лет. Этого не могут сделать ни министерские чиновники, ни даже ассоциации работодателей. Только вуз, имея обратную связь со своими выпускниками, может корректировать свои учебные программы. Если он ошибется — он скоро потеряет и набор студентов, и престиж. Ничто так не влияет на абитуриентов и их родителей, как информация о трудоустройстве выпускников. Откуда они это узнают, я не знаю. Но вот факт: как только наладилось трудоустройство выпускников нашего юрфака, так уже два года подряд улучшается ситуация с приемом.

Чтобы не было проблем с трудоустройством, вуз должен привлекать к преподаванию людей, знающих реальный бизнес. И не только в качестве постоянных преподавателей, но также и на временной основе тех, тех, кто готов делиться своим опытом со студентами.

И конечно, работодатели ценят молодых специалистов, которые не только обладают теоретическими знаниями, но и владеют информационными системами, знают иностранные языки, ориентируются в законодательстве и налогах, умеет написать отчет и доклад, в конце концов... Но самое главное — выпускник должен быть готов учиться, если даже чего-то не знает.

Я убежден, что в России нет перепроизводства экономистов и юристов. Напротив, их мало. И поэтому у них на производстве, в финансовой сфере — самые высокие заработки. И так во всем мире.

30 млрд. руб. на 57 университетов — это много или мало? Опять же можно сравнивать. Университет Джона Хопкинса (далеко не первый в международных рейтингах) получает от Министерства обороны США и NASA $600 млн. ежегодно на исследовательские работы. Но все же наши российские вузы получили от государства прямые субсидии. И по нынешнему финансовому состоянию университетов, деньги большие. Общий федеральный бюджет всех наших университетов — 140 млрд. руб. Годовой бюджет одного Гарвардского университета — $9 млрд. (около 230 млрд. рублей).

Мы предлагаем читателям список вузов — победителей конкурса инновационных программ (см. с. 22). В целом список этот совпадает с нашим рейтингом.

20 лучших московских и 50 лучших региональных вузов. Названия самих программ мы опускаем — воспринимать эти наукообразные формулировки довольно сложно. Кто заинтересуется — может узнать на сайте Национального фонда подготовки кадров. Все инновационные программы российских университетов предполагают изменения в содержании подготовки кадров. Это именно то, что в мире называется научной работой преподавателей. Но отдачу от этих средств работодатели увидят не раньше, чем через четыре года.

Еще одна победа российских производителей

Если еще пару лет назад офисную мебель с отделкой из шпона могли позволить себе разве что очень состоятельные компании, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Причина проста. Выросло не только благосостояние наших соотечественников, но и мастерство российских производителей офисной мебели.

В 2006 году Компания «ФЕЛИКС» первой внедрила на своем производстве серийный выпуск офисной мебели, фанерованной шпоном. Сегодня в активе Компании уже целое «семейство» коллекций с отделкой из шпона, которые выполнены в различных стилях. По стоимости эти модели примерно в полтора раза дешевле импортных аналогов, а по качеству ни в чем им не уступают. Оборудование, установленное на фабриках Компании, частично разработано и изготовлено специально для «ФЕЛИКСа» ведущими мировыми поставщиками из Италии и Германии.

Эстетические характеристики материалов, используемых при производстве, отвечают самым взыскательным вкусам - так, шпон «ФЕЛИКС» закупает в Италии. Он обработан по технологии fine-line, что позволяет получить шелковистую текстуру и добиться однородности цвета. Экологическая безопасность выпускаемой «ФЕЛИКСом» продукции — дополнительный аргумент в пользу того, чтобы использовать ее для меблировки не только офисных, но и домашних кабинетов. При покрытии шпона «ФЕЛИКС» использует специальные лаки ультрафиолетового отверждения, которые обеспечивают ровную поверхность, и главное - не имеют запаха. Во время эксплуатации они на 100% остаются на поверхности и не испаряются, тог! да как лаки других видов могут испаряться на 80%. Благодаря внедрению автома-£ тизированной технологии нанесения лака компании удалось сократить временные

и трудовые затраты на изготовление фанерованных шпоном изделий, снизив себестоимость продукции, уменьшив сроки поставки и одновременно улучшив качество мебели.

При этом можно смело говорить и о прорыве российских производителей не только в технологическом плане, но и в дизайнерском. На последнем конкурсе в области промышленного дизайна «Российская кабриоль» (где в том числе представляются коллекции, созданные приглашенными зарубежными дизайнерами) золотую медаль получила коллекция «Дипломат» производства Компании «ФЕЛИКС» (на фото).

Лучшие в мире

Год назад ректор МГУ Виктор Садовничий на последнем съезде Российского союза ректоров (июнь 2006 года) заявил: «Российская система образования до сих пор является одной из лучших. Подготовка специалистов по многим дисциплинам соответствует самым высоким мировым стандартам». Может, он и прав, но лишь в том случае, если наши университеты ни с кем не сравнивать. А нас сравнивают, и в этом сравнении мы явно проигрываем. Ребята из Китая и Индии едут учиться не к нам, а в США и Великобританию. Учатся у нас в основном студенты из стран СНГ, арабских и африканских стран — видимо, потому, что у нас образование все-таки обходится дешевле, чем в Европе и в Америке. Ректор МГТУ Борис Федоров (см. с. 26) назвал цифру: иностранные студенты платят за весь срок обучения в МГТУ $3,6 тыс.

В минувшем учебном году цены в ведущих московских вузах поднялись до $8-10 тыс. за год. Это уже близко к мировым. О качестве же образования говорить трудно, поскольку у нас и на Западе (да и на Востоке) системы очень разные.

Но все же российские вузы включают в международные рейтинги. Общепризнанных рейтингов в мире три: The Times Higher Education Supplement, Шанхайского университета и журнала Newsweek. Они рассчитываются по разным методикам. В рейтинге The Times 40% веса занимают пока-

затели опроса 1300 преподавателей университетов 88 стран. В Шанхайском рейтинге большое значение имеет компьютерная обработка статистических данных. А Newsweek — нечто среднее между первыми двумя. Во всех рейтингах учитываются такие показатели, как публикации статей преподавателей в мировых научных журналах, индекс цитирования, количество нобелевских лауреатов, преподающих или подготовленных в университетах, количество иностранных студентов и т.д.

В 2006 году во всех трех рейтингах лучшим университетом мира был признан Гарвард. В первых десятках, как правило, семь-восемь американских и два-три английских вуза. Где наши университеты? В Шанхайском рейтинге 2006 года МГУ на 67-м месте, Санкт-Петербургский университет — в четвертой сотне (по предыдущим годам информации нет).

В рейтинге The Times МГУ — на 93-м месте (потеряв 6 позиций с 2005 года), СПбГУ — в пятой сотне. В Top-100 журнала Newsweek наши не попали в 2006 году, в предыдущие годы МГУ занимал места 80-90-е.

Никто не спорит, что в России самая лучшая в мире научная математическая школа. У нас есть замечательная школа-интернат имени Колмогорова, куда отбирают лучших детей со всей страны. Наши ребята каждый год побеждают на международных физико-математических олимпиадах. Их без экзаменов принимают в университеты. И что по-

том? Куда они пропадают? Уезжают в тот же Гарвард или Стэнфорд.

Сколько нобелевских лауреатов преподают в российских вузах? Сколько нобелиа-тов подготовлено в наших университетах? Ну вот такое и наше место в мировых рейтингах.

Во всех мировых рейтингах есть обязательный показатель: заработная плата выпускников вуза. Мы в нашем рейтинге впервые в России ввели такой показатель.

Сколько стоит выпускник

В рамках нашего рейтинга вузов мы представляем лист средних заработных плат выпускников 2007 года (см с. 19) Подобный опыт — первый не только для рейтингов журнала «ВЕСТИ», но и вообще для России. Мы считаем, что зарплата молодых специалистов — лучшая и наиболее точная оценка работы вуза со стороны работодателей.

Мы прекрасно понимаем, насколько щепетилен для директоров российских предприятий вопрос зарплат. И мы благодарны им за то, что они откликнулись на нашу просьбу и указали, сколько они платят молодым специалистам.

Информацию о зарплатах выпускников мы не ставили в подсчет суммы баллов. Во-первых, пока у нас недостаточно данных для рейтингования всех вузов по этому показателю. Во-вторых, на зарплаты выпускников большое влияние оказывают такие факторы, как средняя заработная

Методика составления рейтинга

Рейтинг составлялся методом опроса руководителей предприятий. В каждом регионе опрашивались представители предприятий пищевой промышленности, торговли, транспорта, энергетики, нефтехимии и нефтепереработки, связи, строительства, финансовые учреждения. Всего отвечали руководители 208 предприятий. Сумма баллов складывалась следующим образом: за каждого выпускника, принятого в 2004-2006 году, — 1 балл; за каждого выпускника, принятого в 2007 году, — 2 балла; за каждого студента-целевика — 2 балла; за каждого слушателя курсов переподготовки — 2 балла; голос «всегда готовы брать выпускников» — 1 балл. Наши респонденты:

Республика Татарстан (10): ОАО «Электроприбор», ОАО «Казанский оптико-механический завод», ОАО «Нэфис Косметикс», Татарстанская корпорация «РАССТАЛ», ОАО «Чистопольский часовой завод «Восток», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «Мелита», ОАО «Кондитерская фабрика «Заря», ОАО ХК «Татнефтепродукт», ОАО «С КПО ВС». Оренбургская область (11): ООО «Оренбурггазпром», ООО «Оренбургский радиатор», ОАО «Завод «Инвертор», ООО «Строительная корпорация «ЛИКОС», «ТНК-ВР Оренбург», Банк «Форштадт», ООО «Оренбургский автоцентр «КАМАЗ», ГУП «Орен-бургоблпродконтракт», ОАО «Телесот», ООО «УК ЛХ «Лифтсервис», ОАО «Оренбургэнерго». Волгоградская область (14): ГК «Волгоградский тракторный завод», ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», группа компаний «Эккаунтинг Сервис», ОАО «Керамический завод, «ФГУ «Волго-Донской ТБУ ВП и Ф», ОАО «Производственный комплекс «Ах-туба», Народное предприятие «Конфил», ОАО «Судостроительный завод», ООО «Аргус», ОАО «Волгоградский трубный завод», ОАО «Хлебзавод №5», ОАО «Волгоградский моторный завод», ООО «Югтранс», ООО «Волгоградоблпро-

дукт». Хабаровский край (20): АКБ «Далькомбанк», АКБ «Регионбанк», «Контур», «Амуркабель», «Хабаровский рынок», авиакомпания «Восток», ОАО «Ур-галуголь», Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, «Дальэнергомаш», Хабаровский ликеро-водочный завод, «Балтика-Хабаровск», Николаевский-на-Амуре судоремонтный завод, «ДВ-металл», ОАО «Хабаровскэнерго», «Амурметалл», Амурский судостроительный завод, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, «Дальнефтетранс», компания «Ай-Пи». Кировская область (4): Филиал ОАО «ВолгаТелеком», ЗАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе», ОСБ №8612 Волго-Вятского Сбербанка России. Ульяновская область (17): ОАО «Автодеталь-Сервис», рекламная группа «Мозаика», ОАО «Промышленно-торговая швейная фирма «Элегант», ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», самолетостроительный завод «Авиастар СП», группа компаний «Взлет», ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Кондитерское объединение «Сладко», «Средневолжская промышленная компания», ЗАО «Фирма «Русь», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ЗАО «Ульяновскнефтепро-дукт», Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги, филиал ОАО «ВымпелКом», ЗАО «Филиал № 7331 Банка ВТБ24», ООО «Ульяновскрегион-газ». Свердловская область (14): ЗАО УК «ЭнТерра», ЗАО «Фирма «АВЭЛС», ФГУП «Уралвагонзавод», Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Каменск-Уральский металлургический завод, Серовский завод ферросплавов, Среднеуральский бокситовый рудник, Богословский алюминиевый завод, торговая сеть «Кировский», Богдановичское АО «Огнеупоры», ООО «АСА-Инвест», Екатеринбургский муниципальный банк, Березовское рудоуправление, ОАО «Уралэлектромедь». Красноярский край: ОАО «Сибтяж-маш», Восточно-Сибирский банк Сбербанка России. Курская область (18):

плата по региону, по отрасли, финансовое состояние конкретного предприятия и т.д.

Итак, мы получили информацию о заработных платах выпускников 124 вузов. В нашем листе представлены 44 вуза. «За бортом» мы оставили информацию, поступившую от одного или двух источников, и публикуем средние зарплаты на основании данных трех и более респондентов. Заметим также, что данные о зарплатах предоставили нам предприятия, расположенные преимущественно в регионах. Из московских предприятий поделились этим «секретом» Сбербанк России и ОАО «РЖД». Так что эти зарплаты не следует рассматривать как «столичные». Наш рейтинг показывает: выпускники московских вузов работают по всей стране, а выпускников региональных вузов можно встретить в столице гораздо реже.

Верхнюю строчку листа занимает Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ — ВШЭ). Средняя зарплата молодых специалистов из этого вуза составляет 24750 руб. в месяц. Весной этого года ГУ — ВШЭ опубликовал на своем сайте данные о зарплатах своих выпускников за три года — 21500 руб. Это незначительно расходится с нашей цифрой. Повторим, что это средние значения. Встречаются зарплаты и 35 тыс. руб., и 15 тыс. руб. К тому же за последние два года уровень средней заработной платы в стране увеличивался на 10-11%. Вторую строчку занимает Российская экономиче-

ская академия имени Г. В. Плеханова — 24 550 рублей.

Из первой десятки восемь вузов — экономического и юридического профиля. Этот факт опровергает высказывания ректоров некоторых вузов, что предприятиям «больше не нужны юристы и менеджеры». Оказывается, еще как нужны, им-то и платят больше других молодых специалистов.

На четвертой строчке стоит Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУГА) — 22 500 рублей. Вероятно, «потому, что мы пилоты». Выпускники этого вуза, кстати, работают и на земле, и не только в авиакомпаниях, их ценят и на предприятиях, далеких от авиации.

Пятую строчку занимает Калининградский государственный технический университет — 22 426 руб. В Калининградской области, как показывает наш рейтинг, наиболее высокие зарплаты среди российских регионов. Другой калининградский вуз — Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота — занимает 17-ю строчку с зарплатой 18 000 рублей.

Заработная плата выпускников МГУПС, если они идут работать в ОАО «РЖД», по всем регионам одинаковая — 17 тыс. руб. Лишь на некоторых отделениях Северной железной дороги выше — до 20 тыс. руб. Но за счет того, что выпускники МГУПС работают и в других отраслях, средняя зарплата их оказалась ниже — 15750 рублей.

Мы просили также наших респондентов

указать процентное соотношение зарплаты молодых специалистов к средней зарплате по региону. Так вот — ниже 100% выпускники вузов не получают нигде. Потолок — 260%. В основном цифры колеблются в диапазоне 120-160% к средней заработной плате по региону.

Но из этих данных виден и резкий контраст по доходам специалистов в разных регионах в разных отраслях. Выпускники Московского технического университета связи и информатики, работающие в телекоммуникационных компаниях разных регионов, получают в среднем 9500 руб. Очень низкие заработки в Южном Федеральном округе. Таганрогский радиотехнический университет — хороший вуз, но средняя зарплата 6500 руб. — немного, хотя и составляет 120% от средней по Ростовской области. Немного больше получают выпускники ульяновских и томских вузов. А вот зарплата молодых кадров из Перми — от 13 до 17 тыс. руб. Выпускники Екатеринбургских университетов зарабатывают по 12-15 тыс. рублей.

Можно заметить, что лист зарплат подтверждает и «рейтинг престижа» (Таблица

№, с.....). Если работодатели говорят, что из

ГУ — ВШЭ, Российской экономической академии имени Плеханова, Всероссийского заочного финансового финансово-экономического или Бауманского технического университета они всегда готовы брать выпускников, значит, они готовы им и платить хорошие деньги. И

ООО «Курскрегионгаз», Завод силикатного кирпича, ООО «Русский дом», ОАО «Коневский завод НВА», ЗАО «Агропромдор», ОАО «Маслодел», ЗАО «Изоп-лит», ОАО «Курский холодильник», ФГУП Курский завод «Маяк», ООО «Кур-скмедстекло», ОАО «Прибор», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Швея», ОАО «Картонажно-полиграфическая фабрика», ОАО «Курскхлеб», ОГПУ птицефабрика «Курская», ОаО «Молоко». Томская область (16): ООО «Телец», РГУПНПО «Микроген», ООО «Полиплен», ОАО «Сибэлектромотор», ООО « Ней-роробот», ТЭЦ -3, ООО «Томская спичфабрика», ООО «Сибирская карандашная фабрика», ОАО «Томская судоходная компания», ООО «Томский завод резиновой обуви», ООО «Межениновская птицефабрика», ООО «Томский рыбозавод», ООО «СУ-13», ОАО «НИКИ», ООО «НПК «Электротепловые технологии». Калининградская область (20): ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ЗАО «Металлопласт», ЗАО «Типек», группа компаний «Виктория», ЗАО «Торговый дом «Семья», ЗАО «БалтАвтоЛайн», Калининградская железная дорога, ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Северо-Западный Телеком», филиал ОАО «Ростелеком», ООО «ВестерСтройСервис», ООО «Калининградгазав-томатика», инвестиционно-строительная компания «Стройпрогресс», ООО Ин-вестСервисСтрой», ООО «Калининграднефтепродукт», производственный комбинат корпорации «Союз», филиал Северо-Западного банка Сбербанка России, ЗАО «Бауцентр», ОАО «КД-авиа», ОАО «Молоко». Краснодарский край (7): ОАО «Краснодарский трубный завод», ЗАО «Хладокомбинат», ОАО «Кубаньхле-бопродукт», ОАО «Элеваторстройдеталь», ОАО «Акционерный банк «Кубань-банк», МАО «Седин», «Кубаньэлектросвязь». Ростовская область (1): Ростовский филиал Южной телекоммуникационной компании. Кабардино-Балкарская республика (1): Кабардино-Балкарский филиал Южной телекоммуникационной компании. Республика Калмыкия (1): Калмыцкий филиал Южной телекоммуникационной компании. Астраханская область (1): Астрахан-

ский филиал ЮТК. Нижегородская область (13): ЗАО «Нижегородский дом», Нижегородский «Едок», Арзамасская кондитерская фабрика, Нижегородская электрическая компания, Волго-Вятская строительная компания, Ради-отехбанк, ОАО «Молоко», Дзержинский мясокомбинат, Дзержинский пивоваренный завод, «Нижегородэлектротранс», ЗАО «Гармония», Нижегородская телекоммуникационная компания, ОАО «Самотлор». Ставропольский край (2): ГУП «Кавминводыавиа», Концерн «Энергомера». Пермский край (8): ОАО «Метафракс», ООО «Новогор-Прикамье», ОАО «Сильвинит», ОАО «Кам-кабель», ОАО «Губахинский кокс», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Кировский завод ОЦМ». Санкт-Петербург (17): ОАО «Петро-табак», ОАО «Международный банк СПб», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Морской порт СПб», ОАО «Кировский завод», ОАО «Ижорские заводы», филиал ОАО «Российские железные дороги» — «Октябрьская железная дорога», ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской», ФГУАП «Пулково», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», ОАО «Электросила», ОАО «Силовые машины», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Балтика», ОАО «ЛОМО», ОАО «Лентрансгаз», ОАО «Балт-трейд». Москва (11): Сбербанк России, ОАО «РЖД», ОАО «Мосэнерго», Российское представительство компании Eset, компания «Феликс», LETA IT-company, ОАО «Нижфарм», «Страховой дом ВСК», ОАО «РОСНО», ГК «Конти», холдинг «МИЭЛЬ», Century 21, компания «ИВК», ИК «Финам».

В подготовке рейтинга принимали участие: Ирина Воробьева, Ольга Заи-кина, Венера Карпинская, Виктория Мусорина, Юлия Рудник, Любовь Аниси-мова, Алена Ахмадуллина, Тимон Афинский, Вера Башканова, Андрей Григорьев, Юлия Жаркова, Виктор Ильиных, Станислав Звонок, Светлана Моргунова, Жанна Новикова, Саида Панеш, Марина Ситникова, Татьяна Скобелева, Александра Старикова, Дмитрий Сохин, Роман Фильцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.