стях приспособления исторических объектов, как правило, ограниченных по площади и нормам использования. Такие «рассеянные» системы имеют большой потенциал в новом технологическом укладе, при широком использовании цифровых технологий, и выявляют возможности построения сетевого взаимодействия. Сети производственных и социальных отношений генерируют внешние эффекты, значительное влияние которых обуславливает необходимость синергии во имя креативного развития.
Обобщая все вышесказанное, креативные индустрии способствуют сохранению культурного наследия в малых городах. Их гибкость и широкое использование распределенных производств и информационных технологий может обеспечить эффективную рефункционализацию исторических сооружений и территорий, имеющих ограничения по площади и возможному использованию участков. Кроме того, креативные индустрии напрямую задействуют творческий потенциал исторических поселений не только в сфере услуг, но и в формировании производств на основе народных промыслов и традиций, а потому могут служить задаче возрождения хозяйственной базы города как залога его устойчивости.
Библиография:
1. Абанкина Т.В. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия / Т.В. Абанкина. - Текст: электронный // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Ред. Е.Г. Ясин. - Москва: Издательский дом Выс-
шей школы экономики, 2011. - URL: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share/folder/phop8x38mm/direct/71179525.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
2. Благовидова Н.Г. Скрытый потенциал малых городов / Н.Г. Благовидова, Н.В. Юдина // Academia: Архитектура и строительство. - 2021. - №1. - С. 52-62.
3. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под. ред. К. Динни; пер. с англ. В. Сечная. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-91657-655-9.
4. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - Москва: Т8, 2021. - 119 с. -ISBN: 978-5-517-05487-6.
5. Кордонский С.Г. Архаические экономические институты: распределенные мануфактуры в малых городах России / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин // Мир России. - 2018. - Т. 27. - №4. -С. 6-30. - DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-4-6-30.
6. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. -Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 376 с. - ISBN 5-315-00027-3.
7. Маркин В.В. Малые города России: комплексный мониторинг развития. Ч. 1 / В.В. Маркин, М.Л. Малышев, Д.Ю. Землян-ский // Мониторинг правоприменения. - 2019. - № 4 (33). -С. 46-54. - DOI: 10.21681/2226-0692-2019-4-46-55.
8. Distributed Manufacturing: Paradigm, Concepts, Solutions and Examples / Ed. H. Kuhnle. - London: Springer Science & Business Media, 2009.
9. Mapping the Creative Industries / BOP Consulting; P. Rossello, S.Wright (eds.). - London: British Council Creative Economy Unit, 2010. - URL: https://creativeconomy.britishcouncil. org/media/uploads/files/English_mapping_the_creative_ industries_a_toolkit_2-2.pdf (date of access: 13.05.2021). - Text: eleceronic.
Е.С. Карпова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0017
E.S. Karpova
Смена использования и трансформация образа исторических архитектурных объектов
Change of use and transformation of the image of historical architectural objects
Ключевые слова: приспособление для современного использования, архитектурный образ, социальный фактор в архитектуре, историко-культурная ценность, экономическая целесообразность.
Keywords: adaptation for modern use, architectural image, social factor in architecture, historical and cultural value, economic feasibility.
Аннотация: В статье обобщается практический опыт приспособления исторических зданий. Проводится системный анализ утилитарных и эстетических аспектов реконструкции. Устанавливается взаимосвязь архитектурных методов адаптации с историко-культурными, социальными и экономическими факторами развития среды обитания человека.
Abstract: The article summarizes the practical experience of adapting historical buildings. A systematic analysis of the utilitarian and aesthetic aspects of reconstruction is carried out. The interrelation of architectural methods of adaptation with historical, cultural, social and economic factors of the development of the human environment is established.
Современная европейская культура развивается под лозунгом «Единство в разнообразии». Она признает уникальность каждой части целого, колебания между противоположностями и возможность их сосуществования в едином целом, а взаимодействия между разными полюсами выступают в роли движущей силы
развития 1. Применительно к проблемам повторного использования произведений исторической архитектуры
1 На рубеже ХХ-Х1 вв. европейская культура претерпела ряд существенных изменений. В современном состоянии она значительно отличается от эпохи постмодернизма. Для описания этих изменений наиболее широко применяется понятие «метамодернизма», которое связано с именами Р. Ван ден Аккера, Т. Вермюлена и Л. Тернера.
это выражается в том, что в реконструкции задействован широкий круг участников. Каждая из заинтересованных сторон имеет свои цели и потребности, которые могут противоречить друг другу. В качестве примера такого противоречия можно привести типичный конфликт между полным сохранением архитектурного облика и неизбежным историческим развитием среды обитания. Традиционные методы сохранения, направленные на продление жизни исторических конструкций и материалов, экономически обоснованы лишь для выдающихся объектов наследия. Но т.к. с экономической точки зрения тотальное сохранение невозможно, рядовые исторические постройки в отрыве от потребительской ценности становятся ненужными и разрушаются. В этом случае сохранение исторических ценностей возможно за счет их интеграции в современную социальную, культурную и экономическую жизнь.
Следующие несколько примеров, среди которых будут и небольшие постройки, и довольно масштабные объекты, проиллюстрируют, как в компромиссных путях развития проявляются местные социальные, профессиональные, потребительские и экономические требования и как расстановка приоритетов обуславливает изменения в художественном образе.
В 2015 г. бывший монастырь св. Марии (Гонцага, Италия), который прежде, в 1980-е гг., уже был переоборудован в библиотеку, был дополнен лестнично-лиф-товым узлом и хозяйственными помещениями (рис. 1а).
Монастырь был основан в конце XV века, но многократно подвергался существенным изменениям. В XX в. после долгого периода запустения и утраты церкви, сооружение сперва использовалось как жилое, потом как производственное помещение. Многочисленные перепланировки и сложные условия эксплуатации нанесли урон зданию, но позволили уберечь его от разрушений.
В 1980 г. бывший монастырь и прилегающие сооружения были куплены муниципалитетом Гонцага. Ему был присвоен статус памятника [4], поскольку сохранились клуатр с колодцем, окруженный сводчатой галереей, фрагменты росписей, более поздние лотковые своды на распалубках и арочные ниши в основных помещениях. Было начато восстановление, а помещения были переданы местной библиотеке. В результате первого приспособления историзм интерьеров был раскрыт для широкой публики. В 2010 г. был принят проект Dominus [5]. В этой программе наследие рассматривается как фактор экономического и социального развития региона и уделяется внимание преумножению культурных ресурсов. В этой связи в ходе реконструкции 2015 г. библиотека расширялась с целью создания безбарьерной среды и удобств. Изменения были обусловлены пожеланиями администрации и местных жителей, которые используют помещения не только в качестве книгохранилища и выставочного пространства, но и для деятельности местных ассоциаций.
Сейчас бывший монастырь находится в южной части города в стороне от исторического поселения и визуально не взаимодействует с городским центром. Он окру-
жен разреженной малоэтажной сельской застройкой, как современной, так и исторической.
Новый лестнично-лифтовой узел, спроектированный итальянским архитектурным бюро ЪЯ-АгеЬйеШ, расположен в пятне застройки утраченной церкви. В неиспользуемом здании, примыкающем к монастырю с севера, расположились уборные и служебные помещения. Внутренние пространства были реорганизованы при помощи мобильных конструкций, которые не нарушают первоначальной планировочной структуры.
Пристройка продолжает композицию северного фасада. Она облицована традиционными материалами, поддерживает оригинальный масштаб и ритм контрфорсов. Свободно расположенные оконные проемы отражают внутреннюю структуру лестницы. В интерьере главенствует бетон со следами опалубки. Его дополняют нейтральная черная краска на рамах и чугунные лестничные ограждения [1].
Это пример возрождения исторической постройки и ее включения в современную жизнь местного сообщества. Преобладание прагматических целей определило лаконичную стилистику пристройки. В отношении интерьеров эволюционировало качество внутренних пространств, повысилась степень комфорта, при этом первоначальные планировки и ценные исторические элементы остались нетронутыми.
/—\ а
Рис. 1: а - Монастырь св. Марии (фото Marco Introini, источник: http://lr-architetti.com/portfolio/add/); б - Кафетерий в руине Арсенала (фото Constantin Meyer, источник: https://www.baunetz.de/meldungen/Meldungen-Eroeffnung_ einer_Cafeteria_in_Kassel_743734.html?bild=1)
Еще один пример решения, где внимание направлено на интерпретацию внутренних пространств, Кафетерий в здании Арсенала в Касселе [6, с. 31]. В данном случае проектирование было направлено на поиск корректной функции, которая обеспечивала бы постоянное использование руины. В ходе адаптации требовалось проявить уважение к исторической материи и максимально сохранить общее впечатление от руины (рис. 1б).
Арсенал был заложен в 1582 году. Первоначально ре-нессансное здание имело внушительные размеры - 96,8 на 21,8 м. Оно сильно пострадало во время бомбардировки 1943 г., а в 1972 г. внушительная часть грандиозного сооружения была разрушена для строительства школы. В 1980-1990-е гг. возросло осознание ценности наследия. Руинированные, но фрагментарно сохранившиеся наружные стены были законсервированы. Сегодня Арсенал признан памятником культуры, обладающим художественной и исторической ценностью [12].
В настоящее время руина находится на окраине исторического центра. Окружающая застройка центра хорошо сохранилась, хотя прибрежная полоса р. Фульды была реорганизована в связи с продлением Везерш-трассе.
Проект реконструкции был предложен директором строительного департамента Гансом-Иоакимом Нойка-тером в 2008 году. Местному сообществу была отведена активная консультативная роль. В результате внутри исторических стен был выстроен стеклянный объем. Прямоугольная в плане пристройка имеет 3 уровня и минимальное количество опор.
Рис. 2: а - Рынок За1ыНа11 (источник: https://www.mynewsdesk.com/se/ та1то/ images/malmoe-saluhall-finalist-till-stadsbyggnadspris е^2017-1006689), б - Торговый центр «Арена» (источник: https:// www.archdaily. com/530762/las-arenas-alonso-y- balaguer?ad_ medium=gallery)
Сквозь новую постройку практически отовсюду просматривается отреставрированная историческая кладка. Вместо второго этажа был возведен мезонин, чтобы еще больше облегчить пристройку. Современные конструкции не касаются исторической кладки из песчаника, даже фундамент приподнят на решетке. Такой хрупкий, призрачный объем не ассоциируется с постоянством и, вероятно, носит временный характер. Однако использование способствует сохранности и позволяет пресечь попытки вандализма.
Еще один характерный пример - приспособление железнодорожного грузового депо под нужды розничной торговли в Мальмё. Продуктовый рынок Saluhall был открыт в 2013 году (рис. 2а). В ходе реконструкции требовалось отремонтировать историческую постройку и расширить площади.
Кирпичный корпус был построен в 1898 году. Вскоре строение расширили под нужды депо. В 1911 г. с востока возвели пристройку с конторскими помещениями, которая не сохранилась. После закрытия железной дороги здание пустовало с 1955 года. Депо предназначалась для сноса, но в 2006 г. было признано культурным объектом, подлежащим охране [7] 1. Несколько лет спустя оно было модернизировано по инициативе местного предпринимателя.
В 1970-1980-е гг. город столкнулся с резким сокращением населения и разрушением экономики из-за закрытия верфей, и за последние несколько десятилетий Мальмё был преобразован из порта в «город знаний».
Рынок расположен в бывшем промышленном районе на окраине исторического центра в припортовой зоне. Бывший порт Вестра-Хамнен на рубеже веков был реконструирован [11]. Сегодня там располагаются престижные жилые кварталы и университеты. Район застроен современными зданиями средней этажности. В ближайшем окружении рынка от эпохи развитой промышленности сохранились только элеваторы Лайнтманнен. На месте железнодорожных путей была проложена автомобильная дорога.
Реконструкцией занималось шведское архитектурное бюро "М^апЗЬ АгкйеккоЩог [10]. Концепция заключалась в возведении лаконичной пристройки-двойника. Свободное внутреннее пространство ангара изначально отвечало нуждам розничной торговли. К основному корпусу была добавлена пристройка, идентичная историческому объему. Южной части пристройки необходимо было отступить вглубь участка, чтобы обеспечить доступ к подземным коммуникациям. Это ограничение пятна застройки дало возможность организовать линейный двор вдоль южного фасада и отапливаемую крытую оранжерею. Под пристройкой был устроен подвал для размещения производственных помещений и холодильных камер.
Существующее здание было тщательно отремонтировано. На исторических фасадах были сохранены следы дополнений. Чтобы связать новое со старым, архитекторы продублировали фронтонный силуэт, который вызывает у зрителя ассоциации с традициями. (Хотя
1 01Ьгакаща1ап 6, Ма1шо
этот повтор довольно условный, поскольку половина фронтона выполнена в виде консоли.) Металлические листы, использованные в качестве облицовочного материала пристройки, гармонируют с кирпичной кладкой и косвенно напоминают о проходившей здесь прежде железной дороге. В помещениях используются стандартные стальные профили, волокнистая звукоизоляция, типовые фермы и листовая кровля. Коммуникации проложены открытым способом в специально предусмотренном зазоре между старым и новым объемами.
Кирпичный корпус грузового депо типологически и географически подошел для конкретной предпринимательской модели. Здание утилитарно востребовано, расположено вблизи городских трасс и маршрутов общественного транспорта. В художественном образе преобладают традиционные масштаб, фактура и силуэт. Несмотря на то, что у проектировщиков была возможность продемонстрировать свое творческое кредо, о новизне сообщает лишь инженерное решение козырька-фронтона.
Еще одним примером может служить реконструкция от Ричарда Роджерса, выполненная в сотрудничестве с Алонсо и Балагером. Бывшая Арена для боя быков в Барселоне была приспособлена под многофункциональный коммерческий центр (рис. 2б). Преобразование Арены - это культурное явление, связанное с изменением ценностных ориентиров общества ввиду глобализации мира.
Здание Арены в Барселоне было спроектировано архитектором Аугусто Фонт Каррерасом в конце XIX в. в стиле неомуджар и возведено в 1900 году. В первой половине XX в. коррида пользовалась популярностью, и постройка полностью себя оправдывала. К 1977 г., когда международный интерес к бою быков угас, сооружение было заброшено. Попытка снести здание в 1988 г. вызвала протестную реакцию общества, и Арена стала рассматриваться как объект, представляющий «документальный интерес». Местные жители предлагали превратить Арену в зеленую зону, спортивное сооружение, музей или школу и считали недопустимым создание историко-религиозного музея или места массового скопления людей [2, с. 4]. Но, вопреки их мнению, она была преобразована в многофункциональный центр с торговыми, развлекательными и офисными пространствами, хотя интересы муниципалитета и местных жителей тоже были учтены.
Арена занимает квартал в Эшампле [8] 1. Она участвует в формировании площади Испании, которая была построена позже по единому проекту к Всемирной выставке 1929 года. Цилиндрический объем выступает городским ориентиром и выделяется на фоне окружающей застройки за счет мощной и нетипичной формы. Первоначально арена была поднята над уровнем окружающих улиц и связывалась с ними пандусами и лестницами. В ходе реконструкции отметка 1 этажа была выровнена с уровнем земли.
Здание так и не было включено в реестр объектов культурного наследия, но под давлением общества был
1 Кадастровый участок 891040ШР2881Б
сделан выбор в пользу его приспособления и сохранения исторического фасада [3, с. б]. Р. Роджерс увеличил количество полезных площадей, а новый внутренний объем спроектировал с учетом оригинальной типологии и местного менталитета. Круглый атриум торгового центра сопоставим с площадью для боя быков, а само здание восстановлено как место проведения досуга.
Исторический объем получил и несколько современных дополнений [9]. С северо-восточной стороны был пристроен нейтральный по архитектуре E-Forum. Этот офисный корпус и торговые площади исторической части были организованы по требованию заказчика. Историческую форму накрыл пологий купол. Он соотносится со спортивной функцией верхних уровней, что отвечает требованиям общества. Со стороны площади появился оторванный от стены лифтовой блок со шпилем в стилистике хай-тек. Так архитектор удовлетворил свою потребность в творческом самовыражении. И, наконец, пожеланиям властей отвечает безбарьерная среда на прилегающих территориях.
Однако решение не получило однозначного признания. К куполу массовый зритель равнодушен, шпиль вызывает критику местных профессиональных элит, а типология торгового центра не соответствует испанскому укладу жизни.
Обобщая вышесказанное, можно заметить, что увязка старого и нового происходит за счет вариации исторической формы, создания новой целостности из разнохарактерных элементов или демонстрации инженерных возможностей (шпили, купола, козырьки и т.д.). Существенно, что при этом вопросы рентабельности сохраняют значимость и в малоценных постройках, и в значительных произведениях - таких, как Арена.
Конечно, крупномасштабные преобразования, вызванные коммерческими интересами, более решительно изменяют художественный образ исторических сооружений, а поддержание традиционных черт наследия требует более активной реакции со стороны местного сообщества. Это можно видеть при сопоставлении проектных решений в Касселе и в Барселоне. Но, так или иначе, проблематика сохранения наследия и поддержания традиции присутствует во всех рассмотренных примерах. Это можно признать закономерным.
Библиография:
1. Addizione ex Convento di S.Maria // LR-Architetti: [sito ufficiale]. - URL: http://lr-architetti.com/portfolio/add/ (date of access: 27.11.2020). - Text: electronic.
2. Angulo, S. La plaza de los sueños / S. Angulo // La vanguardia. Vivir en Barcelona. - 0б.05.2001. - P. 4.
3. Aroca, J. Richard Rogers acepta el encargo de Sacresa para remod-elar las Arenas / J. Aroca // La vanguardia. Vivir en Tarragona. -01.07.2000. - P. б.
4. Comin, I. Convento di S. Maria (ex) / I. Comin, M. Sbravati, T. Lodigiani // Lombardia Beniculturali: [portale web]. - Published: 14.10.201б. - URL: http://www.lombardiabeniculturali. it/architetture/schede/MN360-00619/?view=luoghi&offset=5& hid=7.664&sort=sort_int (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
5. DOMInUS. Distretto culturale dell'Oltrepo Mantovano per l'Innovazione, l'Unicità e lo Sviluppo // Oltrepo Mantovano: [sito ufficiale]. - URL: https://www.oltrepomantovano.eu/dominus/ (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
6. Jager, F.P. Old & New: Design Manual for Revitalizing Existing Buildings / F.P. Jager. - Basel: Birkhäuser, 2010.
7. Kulturmilj öprogram Skäne // Länsstyrelsen Skäne: [geoportal]. - URL: https://ext-geoportal.lansstyrelsen.se/standard/?appid=4d604e7e08a1 471bbf90c6c5781c1a3a (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
8. La referencia catastral 8910401DF2881B // Portal de información urbanística BCN: [pagina web official]. - URL: https://ajuntament.barce-lona.cat/informaciourbanistica/cerca/es/fitxa/8910401DF2881B/--/--/ pa/ (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
9. Las Arenas // Rogers, Stirk, Harbour + Partners: [pagina web official]. - URL: https://www.rsh-p.com/projects/las-arenas/ (date of access: 28.11.2020). - Text: electronic.
10. Malmö Saluhall / Wingärdh Arkitektkontor AB // Archdaily: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily.com/870949/ malmo-saluhall-wingardh-arkitektkontor-ab. - Опубликовано: 11 мая 2017. - Text: electronic.
11. Västra Hamnen // Malmö Stad: [officiell webbplats]. - URL: https:// malmo.se/Stadsutveckling/Stadsutvecklingsomraden/Vastra-Ham-nen.html (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
12. Zeughausruine // Kassel. Documenta stadt: [offizielle website]. -URL: https://www.kassel.de/buerger/kunst_und_kultur/seh-enswertes/zeughausruine.php (date of access: 28.04.2021). - Text: electronic.
А.Ю. Вахрушева, М.А. Новоселова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0018
A.Yu. Vakhrusheva, M.A. Novoselova
Принципы приспособления исторических территорий под креативные кластеры The principles of adapting historical territories to creative clusters
Ключевые слова: исторический центр города, креативный кластер, Серпухов, Саранск, кластерный подход. Keyword: historical city center, creative cluster, Serpukhov, Saransk, cluster approach.
Аннотация: В проведенном исследовании на примере городов Серпухова и Саранска предлагается рассмотреть возможность развития потенциала исторических центров, благодаря образованию креативных кластеров. Abstract: The study suggests the development and disclosure of the potential of historical centers on the example of the cities of Serpukhov and Saransk, thanks to the formation of creative clusters in the researched territories.
В последние десятилетия интерес к сохранению культурного наследия в России неуклонно растет; и в регионах все активнее принимаются меры, направленные на актуализацию и интеграцию памятников истории и архитектуры в ткань города.
Исторические центры некоторых городов смогли сохранить свою уникальность, приумножая культурные ценности на протяжении нескольких веков существования. Тем не менее, будучи центрами в основном производительных сил страны, сегодня эти поселения объединены только большинством схожих проблем, которые с каждым годом все усугубляются: это проблемы убыли и оттока населения; утрата градообразующей функции, и, как следствие, недостаток мест приложения труда и распространение маятниковой миграции; неудовлетворительное состояние жилого фонда, устаревание системы городских коммуникаций и многие другие.
Процесс урбанизации приводит к трансформации первоначального облика городов. Так, например, некогда бывшие окраины часто стали занимать в современной структуре города практически центральные позиции. Территории бывших фабрик, уже не занимающихся производством или находящихся на стадии банкротства, используются как частные гаражи, склады. Такие территории являются деградирующими и нарушают целостность и связность города.
Исторически сложившаяся среда - это уникальная ценность для каждого города, особенно при наличии объектов культурного, в т.ч. архитектурного и археологического наследия. Сохранение и адаптивное преобразование ценных объектов является одной из ключевых задач развития современных городов.
Одним из универсальных и эффективных способов развития подобных территорий может стать образование креативных кластеров Одним из универсальных и эффективных способов развития подобных территорий может стать образование креативных кластеров [2, с. 52-58]. «Кластер - гибкое и свободное объединение предприятий по территориально-пространственному принципу» 1, образование которого способно перепрограммировать территорию, помочь сформировать недостающие общественные пространства, новые точки развития, а также решить часть экономических, политических и архитектурно-планировочных проблем города. Кластеры получили широкое распространение с помощью развития цифровых технологий и интеллектуальных производств. Возможность удаленной работы повышает уровень развития как малых и средних городов, так и региональных столиц, способствует уменьшению оттока населения, интеллектуализации общества [6].
Среди различных типов производственных кластеров выделяется креативный тип, который наиболее точно отвечает задачам преобразования бывших промышленных территорий и объектов недвижимости, не участвующих в хозяйственном обороте, в креативные кластеры 2. В Свердловской области в 2020 году в рамках форума АСИ «Сильные идеи для нового времени»
1 Хавина С.А. Кластер / С.А. Хавина // Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru/economics/text/2623087 (дата обращения: 27.04.2021).
2 Путин поручил заняться преобразованием бывших промтерри-торий в креативные кластеры // ТАСС: [сайт информационного агентства]. - Опубликовано 21 декабря 2020. - URL: https://tass. ru/obschestvo/10316607 (дата обращения: 04.05.2021).