Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.23 УДК 37.015.31: 004.89
Н.П. Паздникова, В.В. Романов, А.В. Максимова, П.А. Моргутова
СМАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ
Проблемы российского образования связаны с трансформацией образовательного процесса и системы образования в целом. Основная идея и цель статьи продемонстрировать причины снижения успеваемости учеников и важность внедрения современных технологий smart-характера, что позволит обеспечить повышение умственной активности учеников, а значит, эффективное протекание образовательного процесса. Для выявления причин снижения успеваемости учеников был проведен анализ зарубежных и отечественных исследований по выявлению причин снижения умственной активности обучающихся. На основе чего предложена авторская гипотеза, что умеренные физические нагрузки положительно влияют на уровень успеваемости учеников. В авторском исследовании особый акцент сделан на идентификацию причин снижения успеваемости учеников, которые представлены тремя блоками, основной из которых - это слабая административная поддержка в применении умных технологий. Предложен методико-технический инструмент образовательного процесса учащихся на основе внедрения комплекса «Умная тренировка». Апробация проводилась среди учеников 2-го класса и показала убедительные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу. В числе основных выводов можно назвать улучшение показателей усвоения информации и повышение результативности выполнения тематических тестирований при сравнении результатов начальных и последних тестирований. Выделен факт, что интерактивные тесты, основанные на игровом подходе с использованием интерактивных элементов, вызвали большой интерес и мотивацию у учеников, в том числе, к сложным темам освоения знаний. Основные выводы авторов доказывают, что на протяжении всего образовательного процесса влияние смартизации на умственную активность учеников очевидно.
Ключевые слова: smart-технологии, ученик, обучение, успеваемость, умственная активность.
На протяжении процесса трансформации системы образования возникает огромное число вызовов для органов управления. Современная российская система образования, по мнению экспертов, особенно сталкивается с вызовами неуспеваемости, что характеризуется исследованиями, начатыми в 2018 г.
© Паздникова Н.П., Романов В.В., Максимова А.В., Моргутова П.А., 2023
Паздникова Наталья Павловна - д-р экон. наук, профессор кафедры государственного управления и истории ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», профессор кафедры предпринимательства и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», е-mail: pazdnikovan@mail.ru.
Романов Владимир Викторович - канд. экон. наук, генеральный директор ООО «Интеллект-Ресурс», Пермь, e-mail: rv8@yandex.ru.
Максимова Анна Владимировна - доцент Департамента маркетинга и спортивного бизнеса ФГБОУ ВО «Финансовоый университет при Правительстве Российской Федерации», Пермь, e-mail: maksimova@dolso.ru.
Моргутова Полина Александровна - экономист-аналитик ООО «Интеллект-Ресурс», Пермь, e-mail: morgutova.p@yandex.ru.
в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Данные исследования в Российской Федерации проводились Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии федеральных и региональных органов управления образованием [1]. Финансирование осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования». Согласно отчету Федерального института оценки качества образования, свыше 22 % всех тестируемых не достигли минимального уровня читательской грамотности и многие показатели ниже аналогичных результатов, полученных в 2015 г. [2]. Данная тенденция видна и в 2022 г.
По мнению Ю.П. Вавилова, «...школьная успеваемость зависит от степени усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, и обладающих полнотой, точностью, прочностью и сознательностью» [3, с. 20]. С мнением эксперта сложно не согласиться. Однако меры, направленные на повышение успеваемости, определяют предпосылки развития всей системы образования в будущем.
В настоящий момент в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», который подразумевает, что Российская Федерация будет входить в число десяти лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 г. [4]. Указанная программа должна положительно повлиять на результаты школьников, повысив уровень академической грамотности. Однако заметим, что одну из ключевых ролей в повышении качества получаемого образования, играет школа и школьное образование. Фундамент академической подготовки обучающихся следует закладывать начиная с первого класса, когда дети только входят в учебный процесс. Ключевая цель общеобразовательных программ начального образования заключается в формировании личности ребенка, его индивидуальных способностей, умений в учебной деятельности, развитии положительной мотивации, а также приобретении прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации и культуры поведения. Основное содержание начального образования основывается на интеграции двух подходов: академической подготовки учеников и развития их самостоятельности в процессе сочетания учебной дея-тельностей и использования современных технологий.
Согласно исследованию, проведенному С.Г. Косарецким, Т.А. Мерцало-вой, Н.А. Сениной, доля неуспевающих учеников начинает расти с третьего класса и продолжает увеличиваться до девятого класса высокими темпами -от 7,9 до 30,4 % соответственно [5, с. 9].
При этом руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки отмечает, что 32-35 % обучающихся не осваивают даже минимальный базис образования по некоторым предметам. Это свидетельствует
о том, что есть различного рода проблемы в системе образования и требуются дополнительные финансовые, организационные, административные меры для повышения качества обучения [6].
1. По результатам исследования в 2022 г. образовательной компании MAXIMUM Education: одним из основных блоков причин неудовлетворительных результатов успеваемости учеников является отсутствие мотивации [7]. Снижение мотивации начинается на школьных уроках, когда тема урока преподносится неинтересно или непонятно, ребенок перестает слушать учителя и пытаться понять предмет. Во многом, по нашему мнению, неинтерес ребенка к образовательному процессу может быть вызван низким уровнем подготовленности ребенка и некомпетентностью самого учителя.
В качестве одной из причин отсутствия мотивации у учеников можно назвать наполняемость классов. Количество учеников в классе может оказывать существенное влияние на качество образования: чем больше школьников в классе, тем сложнее контролировать дисциплину и обеспечивать эффективный учебный процесс. Переполненность классов может в значительной мере сказываться и на мотивации учеников к учебе и, как результат, их успеваемости. Отметим, что, согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил СП 2.4.3648-20, количество учеников в классе должно соответствовать норме площади на одного обучающегося. На обычных уроках норма составляет не менее 2,5 м2, а на групповых или индивидуальных занятиях - не менее 3,5 м2. Таким образом, для стандартной классной комнаты площадью около 50 м2 оптимальное количество учеников не должно превышать 20 чел. Количество учеников в классе зависит от размеров классной комнаты и может быть увеличено или уменьшено в соответствии с площадью помещения[8]. Однако при превышении рекомендуемого количества учеников в классе, может возникнуть ряд проблем: ослабление контроля за поведением и успеваемостью учеников, увеличение шума и различных отвлекающих факторов, ухудшение качества учебного процесса. На сегодняшний день проблема переполненности школ и, как следствие, классов выявляется во многих регионах Российской Федерации. Так, например, ошеломляющая переполненность школ наблюдается в Тюменской, Ленинградской, Новосибирской областях и других регионах [8].
Озвученная причина может быть связана еще с одной причиной - старым фондом школьных помещений, поэтому масштабы учебных помещений не всегда соответствуют количеству детей, проживающих поблизости. Как правило, это касается районов новостроек, где население вынуждено посещать образовательные учреждения в соседних районах (микрорайонах). Неудовлетворительная обеспеченность в школах зависит от недостаточного финансирования на образование, от демографических изменений и других социально-экономических причин. При увеличении количества учеников возрастает количество отвлекающих факторов, которые могут мешать кон-
центрации внимания, вызывать шум и перебои в работе. Кроме того, большое количество учеников приводит к тому, что каждый из них получает меньше времени на индивидуальное внимание учителя, что затрудняет понимание материала и развитие навыков.
В свою очередь с увеличением количества учеников у учителя суцщест-венно возрастает нагрузка: учитель должен проверять ненормируемое количество домашних заданий и самостоятельных работ, проводить индивидуальные консультации и выявлять ошибки. Это отнимает у учителя время, которое он мог бы потратить на подготовку более интересных и запоминающихся уроков, что в свою очередь снижает уровень образования.
Как следствие, это приводит к нехватке кадровых ресурсов в школах. Педагогических вузов становится с каждым годом все меньше, а те вузы, которые выпускают педагогов, сокращают направления подготовки в силу невостребованности профессии. Однако тенденции образования требуют от учителей знаний не только педагогических, но и информационных.
Таким образом, оптимальное количество учеников в классе способствует более эффективному, качественному обучению и преподаванию, а перегруженные классы могут отрицательно сказываться на успеваемости и развитии школьников. Выявленные проблемы в значительной степени объясняют причины роста неуспеваемости школьников с 3-го по 9-й классы.
2. Следующей блок причин низкой успеваемости учеников - недостаток методических и технических инструментов. Недостаток методик работы со слабыми учениками является важным фактором низкой успеваемости учеников, отмечает 30 % опрошенных учителей [9]. Кроме того, недостаточное оснащение школ необходимым инвентарем и отсутствие соответствующих ресурсов могут затруднять процесс обучения и повлиять на результаты учеников. При этом четверть опрошенных преподавателей считают, что причиной неуспеваемости может быть отсутствие технологических средств, в том числе информационных. Использование современных технологий может сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учеников.
Интересен подход доктора педагогических наук Ю.К. Бабанского, который считает, что «недостаток физического развития ребенка является причиной неуспеваемости в обучении» [10, с. 338].
Важно отметить, что для сокращения числа неуспевающих учеников следует обращать внимание на уровень успеваемости уже в начальной школе, что позволит своевременно предотвратить и скорректировать число успеваемости в старших классах.
На наш взгляд, для поддержки школьников, имеющих трудности в обучении, необходимо использовать комплекс различных подходов и методик. Основные блоки работы могут включать в четыре направления (рисунок).
Г Л Поддержка вовлеченности и мотивации учеников (учитель использует различные методы - игры, дискуссии, интерактивные упражнения и пр.)
г Индивидуализация обучения (индивидуальный подход в обучении и дифференцированное преподавание, разработка индивидуальных учебных планов)
/-\
Дополнительные образовательные программы и занятия (дополнительная помощь ученикам, конкурсы и состязания)
V_/
Психолого-педагогическое сопровождение (психологическая поддержка для учеников, методы психологической коррекции и психотерапии для решения с проблем) Л
Рис. Направления поддержки школьников, имеющих трудности в обучении
Следует учитывать, что каждый ученик уникален и может потребоваться индивидуальный подход, что достаточно затруднительно осуществить на практике в обычных общеобразовательных школах в силу складывающихся проблем.
3. Последний блок причин низкой успеваемости учеников - слабая административная поддержка в применении умных технологий. Ключевым способом повышения мотивации и вовлеченности в учебный процесс является использование интерактивных упражнений, проведение конкурсов и состязаний, что должно сопровождаться административной поддержкой.
Для апробации и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был разработан комплекс «Умная тренировка» для учеников. «Умная тренировка» - это гибкий комплекс с разнообразными тестовыми заданиями по всем предметам из школьной программы. Комплекс имеет игровую форму, что способствует значительному сокращению напряжения во время урока, улучшению усвояемости материала и повышению уровня остаточных знаний. Игровые элементы способствуют полной вовлеченности учащихся в процесс обучения, благодаря атмосфере дружеского соревнования.
Разнообразное содержание комплекса позволяет сделать процесс получения и проверки знаний нескучным, актуальным и современным. Кроме того, комплекс «Умная тренировка» можно отнести к интерактивным средствам обучения.
Важным аспектом интерактивного обучения является создание условий для соответствующей взаимосвязи между учителем и учениками, где каждый ученик становится одинаково значимым участником учебного процесса. В рамках интерактивного обучения педагог становится не только преподавателем, но и «фасилитатором», который помогает ученикам самостоятельно искать решения задач и формировать собственные знания. Такой подход к обучению способствует развитию творческого и критического мышления, инновационных и социальных способностей и повышению мотивации учеников.
Важный критерий «Умная тренировка» - наглядность, поскольку мировые и отечественные исследования показывают, что до 80 % информации ребенок воспринимает с помощью зрения.
Таким образом, комплекс «Умная тренировка» оснащен беспроводными планшетами, между которыми предполагается движение ребенка (при отсутствии ограничений) - бег:
1) любой планшет выбирается в качестве «планшета-старта»;
2) остальные планшеты устанавливаются в качестве «планшетов-баз».
Учитывая, что при активном движении повышается сердечный ритм и увеличивается приток крови в мозг, что способствует более эффективной работе мозга и структур, отвечающих за память и внимание. Кроме того, кровь является основным источником поставки кислорода и питательных веществ к нейронам, благодаря чему клетки могут более эффективно функционировать. В результате повышения притока крови в мозг, улучшается гемодинамика и насыщение тканей кислородом, что обеспечивает более здоровую работу мозга.
Учитывая, что физическая активность способствует выработке нейротро-фических факторов - белков (самый активный среди них - BDNF), которые стимулируют рост и развитие нейронов, что также оказывает положительное влияние на память, внимание и другие когнитивные функции мозга. Благодаря белку BDNF мозг может физически меняться - появляется нейропластичность. Нейропластичность позволяет мозгу изменять свою структуру и функционирование в ответ на новые условия, включая обучение и запоминание информации [11, с. 168].
По убеждению Н.В. Гуляевой, «...упражнения могут способствовать синтезу белка BDNF. Во время физической активности мышцы используют кислород и питательные вещества, которые поступают из крови, и этот процесс, в свою очередь, приводит к повышению уровня BDNF в мозге. При регулярных занятиях физической активностью, это может привести к усилению ней-ропластичности мозга, следовательно, к улучшению памяти, внимания и других когнитивных функций» [12, с. 369].
Доказательством вышесказанного являются результаты исследований ученых из Италии, Китая и Таиланда, показавшие, что занятия спортом могут помочь в изучении иностранных языков. В эксперименте участвовали
40 студентов колледжей из Китая, которые учат английский язык. Они были разделены на две группы: одни занимались на велотренажерах перед занятиями и во время них, а другие постоянно сидели. В результате исследования было обнаружено, что занятия на велотренажерах положительно повлияли на лексический запас студентов, они более успешно справлялись с тестами, связанными с пониманием иностранных языков. Это может объясняться тем, что физическая активность способствует повышению кровотока к мозгу и росту уровня белка BDNF, что в свою очередь может улучшить работу мозга в целом и способствовать лучшему запоминанию иностранных слов [13, с. 66].
Еще одним доказательством стал эксперимент английских ученых, проведенный в 2021 г., доказывающий взаимосвязь между физической активностью и успеваемостью школьников. В эксперименте было задействовано 104 школьника в возрастной категории 9-11 лет. Каждый школьник перед началом учебного процесса был занят физической активностью. После выполнения физических упражнений ученики решали несколько тестов и математических задач. Результат показал, что после физической активности у учеников улучшилась память, гибкое мышление и самоконтроль. Кроме этого, было определено, что дети, которые постоянно занимаются спортивной деятельностью, быстрее справляются с решением тестом и математических задач [14].
Американскими исследователями из Стэнфорда было обнаружено, что ходьба влияет на работу мозга обучающихся, помогая улучшить их творческое мышление и вследствие этого успеваемость [15].
Исследование, проводимое в Республике Беларусь среди 84 учащихся школ из нескольких населенных пунктов, показало, что у детей, занимающихся в спортивных секциях, лучше развита концентрация внимания и гибкость мышления, что непременно влияет на уровень успеваемости в обучении. Кроме того, физическая активность может помочь снизить стресс, улучшить настроение и повысить уровень самооценки, что также может способствовать более эффективной работе мозга [16, с. 140].
Таким образом, все указанные выше факты доказывают, что физическая активность непосредственно влияет на развитие личностных качеств обучающихся и их здоровье. Во время обучения школьникам приходится длительное время сидеть за школьной партой в одной и той же позе, что напрямую влияет на их дыхание и обмен веществ [17, с. 40]. Все это приводит к снижению работоспособности обучающихся (ослабляется память, увеличивается время мышления, снижается концентрация и внимание) [18, с. 82].
Именно поэтому суть предлагаемого комплекса «Умная тренировка» состоит в сочетании физической активности и умственной работы, что должно способствовать повышению результативности выполнения такой работы.
Основу комплекса составляют тестирования, которые являются средством сбора данных для их дальнейшего анализа. Сбор данных в исследовании - это
процесс поиска, накопления и анализа информации и фактических данных для подтверждения или опровержения гипотезы, анализа явлений или понимания определенных аспектов исследуемой проблемы. Сбор данных представляет собой этап, на котором исследователь активно собирает нужные ему данные для анализа и интерпретации. Сбор данных может включать в себя различные методы, в зависимости от типа исследования и доступных ресурсов.
Тестирование является одним из распространенных методов сбора данных в исследованиях, оно позволяет измерять определенные навыки, знания или характеристики участников исследования.
Для сбора данных в рамках комплекса «Умная тренировка» использовался такой тип сбора данных, как академическое тестирование. Академические тесты широко используются для оценки знаний, умений и навыков учащихся в рамках учебных программ и помогают оценить степень понимания материала, способности анализировать информацию, решать проблемы и демонстрировать умения в конкретных предметных областях.
Прохождение тестирования в комплексе «Умная тренировка» предполагает следующий алгоритм:
1. За каждым ребенком в классе закрепляется определенный стартовый номер.
2. Ребенок подходит к планшету-старту и нажимает кнопку со своим номером по списку, запускается таймер.
3. Ребенок оббегает все базы, начиная с базы № 1 и заканчивая базой № 4, отвечает на вопросы, представленные по одному на каждой из баз.
4. Ребенок возвращается на место старта и нажимает кнопку с его номером по списку.
5. На экране появляются результаты - попытки ребенка правильно ответить на все вопросы. Если на все вопросы был дан верный ответ, то таймер останавливается. Указывается время забега ребенка. Испытание считается завершенным.
6. Если ребенок неправильно ответил на некоторые вопросы, например, на базе № 1 и на базе № 2, то указанные базы выделены на экране результатов. Таймер не останавливается. Ребенок снова бежит для ответа на базу № 1 и на базу № 2, соответственно.
7. После повторного прохождения баз ребенок возвращается на место старта и нажимает кнопку с его номером по списку.
8. На экране появляются результаты - попытки ребенка правильно ответить на все вопросы. Если на все вопросы был дан верный ответ, то таймер останавливается. Указывается время забега ребенка. Испытание считается завершенным.
Первое место из группы тестируемых школьников занимает ребенок, у которого меньше всего попыток и который быстрее всех завершил испытание. В результатах указывается время забега ребенка, предпринятое количест-
во попыток (количество попыток отражает количество ошибок ученика: 1 попытка - 0 ошибок, 2 попытки - 1 ошибка, 3 попытки - 2 ошибки и т.д.), фиксируется его показатель (занимаемое им место в классе).
Полученные в ходе тестирования результаты являются данными, которые будут подлежать дальнейшей обработке. Обработка данных - это процесс преобразования и анализа собранных данных для получения информации, выводов и понимания исследуемых результатов учеников [19, 20].
Обработка данных, полученных в ходе использования комплекса «Умная тренировка», включает следующие шаги:
• предварительная обработка данных: происходит первичная проверка и очистка данных от ошибок, пропущенных значений, выбросов и других аномалий, также данные конструируются и организуются для удобства дальнейшего анализа;
• анализ данных: проводится статистический и качественный анализ данных (статистический анализ включает расчет средних значений и других показателей для выявления закономерностей и взаимосвязей в данных, а качественный анализ включает интерпретацию текстовых данных или содержательный анализ исследуемых материалов);
• интерпретация результатов: анализируются полученные результаты и делаются выводы на основе данных;
• визуализация данных: представление данных в графическом или диа-грамматическом виде (визуализация позволяет увидеть тенденции и взаимосвязи в данных, что может способствовать лучшему пониманию исследуемой проблемы);
• документирование результатов: после обработки данных и получения результатов важно документировать все этапы и процессы, используемые при обработке данных, а также полученные результаты [21, 22].
В проводимых тестированиях принимали участие ученики второго класса по основным общеобразовательным предметам: русский язык и математика. В результате проведенного анализа данных, полученных по итогам применения комплекса «Умная тренировка», были получены четыре основных значения:
1) среднее время прохождения начальных тестирований учениками, допустившими не более 1 ошибки (всего 9 тестирований),
2) среднее время прохождения начальных тестирований учениками, допустившими 2 и более ошибок (всего 9 тестирований),
3) среднее время прохождения последних тестирований учениками, допустившими не более 1 ошибки (всего 9 тестирований),
4) среднее время прохождения последних тестирований учениками, допустившими 2 и более ошибок (всего 9 тестирований).
Для каждой группы было определено среднее время прохождения тестирования. В процессе анализа проводилось сравнение полученных данных: оце-
нивалось соотношение средних временных показателей групп учеников, допустивших не более 1 ошибки и допустивших 2 и более ошибок, в начальных и последних тестированиях, соответственно. Полученное соотношение характеризовало текущий разрыв в усвоении информации у двух групп учеников.
В соответствии с проведенным анализом были определены следующие итоговые показатели: по предмету русский язык соотношение среднего времени двух групп в начальных тестированиях составляло 2,183 п., в последних тестированиях - 2,177 п.; по предмету математика данное соотношение сократилось с 2,508 п. в начальных тестированиях до 1,973 п. в последних тестированиях. Обобщенный анализ результатов по двум тестируемым предметам определил следующие значения: соотношение показателей в начальных тестированиях составляло 2,137 п. и 1,889 п. - в последних тестированиях.
Наблюдаемое сокращение разрыва временных показателей начальных и последних тестирований свидетельствует о повышении качества прохождения тестирований.
Полученные результаты в ходе проведения тестирований с применением комплекса «Умная тренировка» демонстрируют улучшение показателей усвоения информации и повышение результативности выполнения тестирований при сравнении результатов начальных и последних тестирований [23, с. 143; 24]. Полученные результаты могут свидетельствовать об улучшении успеваемости, вовлечения в учебный процесс, развитии внимательности и координационных способностей, ускорении мыслительных процессов детей, повышении мотивации учащихся [25, с. 173].
Проведенный анализ результатов подтверждает приведенные гипотезы. Использование интерактивного средства обучения «Умная тренировка» позволило в новом интересном формате организовать проведение проверки знаний учеников по различным темам.
Кроме того, стоит отметить следующие аспекты положительного влияния интерактивного формата проведения тестирований с помощью комплекса «Умная тренировка» на учеников:
1. Интерактивные тесты, основанные на игровом подходе с использованием интерактивных элементов, вызвали большой интерес и мотивацию у учеников, что привело к активному участию в процессе тестирования и повышению их сосредоточенности и вовлеченности.
2. Интерактивные тесты обеспечили более глубокое погружение в учебный материал, обеспечивая улучшение усвоения информации, повышение понимания и улучшение запоминания. Ученики могут применять свои знания и навыки в практических ситуациях, решая задачи и принимая решения.
3. Интерактивные тесты способствуют развитию навыков проблемного мышления: такой формат часто требует от школьников анализировать информацию, находить решения и применять свои знания для решения проблем. Это
способствует развитию навыков проблемного мышления, критического мышления и логического рассуждения.
4. Интерактивные тесты предоставляют немедленную обратную связь о правильности или неправильности ответов. Это позволяет ученикам исправить ошибки, уточнить свои знания и лучше понимать учебный материал. Эффективная обратная связь помогает лучше ориентироваться в своих успехах и слабых сторонах.
5. Интерактивные тесты способствуют повышению мотивации учеников к самостоятельному изучению материала. Возможность проверить свои знания и умения через интерактивные тесты может создавать чувство достижения и уверенности, что в свою очередь может способствовать более активной самостоятельной учебной деятельности.
Список литературы
1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.) [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования ИСРО РАО. - URL: https://www_centeroko.ru (дата обращения: 6.12.2022).
2. Schleicher Andreas. PISA 2018: Insights and Interpretations (англ.). OECD. -URL: https://fioco.ru/contents/item/display/2204808 (accessed 6 December 2022).
3. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 19-24.
4. PISA 2018: Results (англ.). OECD. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (accessed 6 December 2022).
5. Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Сенина Н.А. Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении: информационный бюллетень. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2022. - 48 с.
6. Каждый третий школьник в России не осваивает минимума по какому-либо предмету. ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ob-schestvo/8208227 (дата обращения: 18.03.2023).
7. Российские учителя рассказали о причинах неуспеваемости слабых учеников в их классах [Электронный ресурс] // МЕЛ. - URL: https:// mel.fm/novosti/1607359-rossyskiye-uchitelya-rasskazali-o-prichinakh-neuspevaye-mosti-slabykh-uchenikov-v-ikh-klasakh (дата обращения: 13.06.2023).
8. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. - URL: https:// lyceum.urfu.ru/fileadmin/user_upload /docs/SP_2.4.3648-20.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
9. Российские учителя рассказали о причинах неуспеваемости слабых учеников в их классах [Электронный ресурс] // Новости NEWS. - URL: https:// news.myseldon.com/ru/news/index /267514811 (дата обращения: 22.02.2022).
10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
11. Биохимический и клинический взгляд на нейротрофический фактор мозга (BDNF) / Ю.И. Доян, Ю.К. Сидорова, О.А. Кичерова, Л.И. Рейхерт // Медицинская наука и образование Урала. - 2018. - Т. 1. - С. 165-169.
12. Гуляева Н.В. Молекулярные механизмы нейропластичности: расширяющаяся вселенная // Биохимия. - 2017. - Т. 82, вып. 3. - С. 365-371.
13. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология: Наука об образовании. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 65-67.
14. Ждон Эли. Физическая активность улучшает успеваемость ребенка в школе [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dailymaiLco.uk/health/article-10061789/Exercise-make-child-better-school-study-finds.html (дата обращения: 07.04.2023).
15. Мэй Вонг. Исследование в Стэнфорде показало, что ходьба улучшает креативность. Стэнфордский университет [Электронный ресурс]. - URL: https://news.stanford.edu/2014 /04/24/walking-vs-sitting-042414/ (дата обращения: 22.02.2022).
16. Хайруллин Р.Р., Сальникова О.В., Прохоров В.А. Влияние физических упражнений на стрессоустойчивость студентов в образовательной деятельности // Двигательная активность учащейся молодежи в современном образовательном пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. / Поволж. гос. технол. ун-т. - Йошкар-Ола, 2015. - С. 138-142.
17. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления: учеб. пособие / М.Г. Харитонов, И.П. Иванова, Т.В. Романова, О.В. Чернова; Чуваш. гос. пед. ун-т. - Чебоксары, 2021. - 67 с.
18. Гришанова Н.В. Влияние занятий различными видами спорта на успеваемость и развитие психических процессов учащихся учреждений общего среднего образования // Весшк Палескага Дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. - 2022. - № 2. - С. 81-86.
19. Физкультурно-спортивная направленность // ЭПОС. Информационно-справочная система Пермского края. - URL: https://epos.permkrai.ru/dop/roditelyam-i-uchashhimsya/fizkulturno-sportivnaya-napravlennost (дата обращения: 03.05.2023).
20. Показатели образовательной деятельности субъектов РФ [Электронный ресурс] // Открытые данные России. - URL: https://data.gov.ru/information-usage (дата обращения: 12.08.2023).
21. Умная тренировка [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aaflpnjiclsdvk7p.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.08.2023).
22. Открытый бюджет Пермского края [Электронный ресурс]. - URL: https://https://budget.permkrai.ru/budget/indicators2022 (дата обращения: 10.10.2022).
23. Бобровский Е.А. Развитие детско-юношеского спорта в России // Карельский научный журнал. - 2017. - № 3 (20). - С. 141-144.
24. Архипова В.Ю. «Умные» технологии для детей: анализ рынка и тенденции потребительской корзины детских гаджетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 1. - URL: http://e-koncept.ru/ 2020/203001.htm (дата обращения: 01.04.2023).
25. Харевич Е.О. Анализ тенденций на рынке детских товаров // Молодой ученый. - 2019. - № 19. - С. 171-174.
References
1. Mezhdunarodnaia programma po otsenke obrazovatel'nykh dostizhenii uchashchikhsia (2018 g.) [International program for student assessment (2018)]. Center for assessing the quality of education ISRO RAO, available at: https://www centeroko.ru (accessed 06.12.2022).
2. Schleicher Andreas. PISA 2018: Insights and Interpretations. OECD. Available at: https://fioco.ru/contents/item/display/2204808 (accessed 06.12.2022).
3. Vavilov Iu.P. Problemy uchebnoi neuspevaemosti shkol'nikov [Problems of schoolchildren's educational backwardness]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2016, no. 2, pp. 19-24.
4. PISA 2018: Results. OECD. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (accessed 06.122022).
5. Kosaretskii S.G., Mertsalova T.A., Senina N.A. Vozmozhnosti rossiiskikh shkol dlia podderzhki i razvitiia detei, imeiushchikh trudnosti v obuchenii: informatsionnyi biulleten' [Opportunities for Russian schools to support and develop children with learning difficulties: Facts sheet]. Moscow, HSE, 2022, 48 p.
6. Kazhdyi tretii shkol'nik v Rossii ne osvaivaet minimuma po kakomu-libo predmetu. TASS [Every third schoolchild in Russia does not master the minimum level in a subject. TASS]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/8208227 (accessed 18.03.2023).
7. Rossiiskie uchitelia rasskazali o prichinakh neuspevaemosti slabykh uchenikov v ikh klassakh [Russian teachers spoke about the reasons for the failure of weak students in their classes]. Available at: https://mel.fm/novosti/1607359-rossyskiye-uchitelya-rasskazali-o-prichinakh-neuspevayemosti-slabykh-uchenikov-v-ikh-klasakh (accessed 13.06.2023).
8. Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4.3648-20 "Sanitarno-epide-miologicheskie trebovaniia k organizatsiiam vospitaniia i obucheniia, otdykha i ozdorovleniia detei i molodezhi" [On approval of sanitary rules SP 2.4.3648-20 "Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth"]. Available at: https://lyceum.urfu.ru/fileadmin/user_upload /docs/SP_2.4.3648-20.pdf (accessed 20.03.2023).
9. Rossiiskie uchitelia rasskazali o prichinakh neuspevaemosti slabykh uchenikov v ikh klassakh [Russian teachers spoke about the reasons for the failure of weak students in their classes]. Available at: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/267514811 (accessed 22.02.2022).
10. Babanskii Iu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika, 1989, 558 p.
11. Doian Iu.I., Sidorova Iu.K., Kicherova O.A., Reikhert L.I. Biokhimicheskii i klinicheskii vzgliad na neirotroficheskii faktor mozga (BDNF) [Biochemical and clinical view of the neurotrophic factor of the brain (BDNF)]. Meditsinskaia nauka i obrazovanie Urala, 2018, vol. 1, pp. 165-169.
12. Guliaeva N.V. Molekuliarnye mekhanizmy neiroplastichnosti: rasshiriaiu-shchaiasia vselennaia [Molecular mechanisms of neuroplasticity: An expanding universe]. Biokhimiia, 2017, vol. 82, iss. 3, pp. 365-371.
13. Vorob'eva I.N., Godzhiev G.T. Vliianie fizicheskoi kul'tury na umstvennoe razvitie shkol'nikov [Influence of physical culture on mental development of schoolboys]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia: Nauka ob obrazovanii, 2018, vol. 7, no. 4 (25), pp. 65-67.
14. John Lee Physical activity improves a child's performance in school (Russ. ed.L: Zhdon Eli. Fizicheskaia aktivnost' uluchshaet uspevaemost' rebenka v shkole. Available at: https://www.dailymail.co.uk/health/article-10061789/Exercise-make-child-better-school-study-finds.html (accessed 07.04.2023)).
15. Wong M. Stanford study finds walking improves creativity (Russ. ed.: Mei Vong. Issledovanie v Stenforde pokazalo, chto khod'ba uluchshaet kreativnost'. Stenfordskii universitet. Available at: https://news.stanford.edu/2014/04/24/walking-vs-sitting-042414/ (accessed 22.02.2022)).
16. Khairullin R.R., Sal'nikova O.V., Prokhorov V.A. Vliianie fizicheskikh uprazhnenii na stressoustoichivost' studentov v obrazovatel'noi deiatel'nosti [The influence of physical exercises on students stress resistance in educational activities]. Dvigatel'naia aktivnost' uchashcheisia molodezhi v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Proc. of All-Russian Acad. Conf. Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology, 2015, pp. 138-142.
17. Kharitonov M.G., Ivanova I.P., Romanova T.V., Chernova O.V. Shkol'naia neuspevaemost': psikhologo-pedagogicheskie prichiny i puti preodoleniia [School failure: Psychological and pedagogical reasons and ways to overcome it]. Cheboksary, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2021, 67 p.
18. Grishanova N.V. Vliianie zaniatii razlichnymi vidami sporta na uspevaemost' i razvitie psikhicheskikh protsessov uchashchikhsia uchrezhdenii obshchego srednego obrazovaniia [The influence of various sports on the academic performance and development of mental processes of students of institutions of general secondary education]. Vesnik Paleskaga Dziarzhaynaga yniversiteta. Seryia gramadskikh i gumanitarnykh navuk, 2022, no. 2, pp. 81-86.
19. Fizkul'turno-sportivnaia napravlennost' [Physical education and sports orientation]. Available at: https://epos.permkrai.ru/dop/roditelyam-i-uchashhimsya/ fizkulturno-sportivnaya-napravlennost (accessed 03.05.2023).
20. Pokazateli obrazovatel'noi deiatel'nosti sub"ektov RF [Educational activities indicators of the RF constituent entities]. Available at: https://data.gov.ru/information-usage (accessed 12.08.2023).
21. Umnaia trenirovka [Smart training]. Available at: https://xn--80aaflpnjiclsdvk7p.xn--p1ai/ (accessed 08.08.2023).
22. Otkrytyi biudzhet Permskogo kraia [Open budget of the Perm region]. Available at: https://https://budget.permkrai.ru/budget/indicators2022 (accessed 10.10.2022).
23. Bobrovskii E.A. Razvitie detsko-iunosheskogo sporta v Rossii [Development of children and youth sports in Russia]. Karel'skii nauchnyi zhurnal, 2017, no. 3 (20), pp. 141-144.
24. Arkhipova V.Iu. "Umnye" tekhnologii dlia detei: analiz rynka i tendentsii potrebitel'skoi korziny detskikh gadzhetov ["Smart" technologies for children: Market analysis and trends in the consumer basket of gadgets for children]. Kontsept, 2020, no. 1, availale at: http://e-koncept.ru/2020/203001.htm (accessed 01.04.2023).
25. Kharevich E.O. Analiz tendentsii na rynke detskikh tovarov [Analysis of thrends in the market of goods for children]. Molodoi uchenyi, 2019, no. 19, pp.171-174.
Оригинальность 80 %
Поступила 31.08.2023 Одобрена 15.09.2023 Принята к публикации 01.12.2023
N.P. Pazdnikova, V.V. Romanov, A.V. Maksimova, P.A. Morgutova
SMARTIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A FACTOR OF INCREASING MENTAL ACTIVITY
The problems of Russian education are connected with the transformation of the educational process and the education system as a whole. The main idea and purpose of the article is to demonstrate the reasons for the decline in students' academic performance and the importance of introducing modern smart technologies, which will ensure an increase in students' mental activity, and therefore the effective flow of the educational process. In order to identify the reasons for the decline in students' academic performance, an analysis of foreign and domestic studies was conducted to identify the reasons for the decline in students' mental activity. On this basis, the authors' hypothesis is advanced that moderate physical activity has a positive effect on the level of students' academic performance. In the study, special emphasis is placed on identifying the reasons for the decline in student performance, which are represented by three blocks, the main of which is weak administrative support in the use of smart technologies. The methodological and technical tool of the educational process of students based on the implementation of the complex "Smart training" is proposed. The approbation was carried out among 2nd grade students and showed convincing results that
confirm the hypothesis above. Among the main conclusions are the improvement of information assimilation indicators and the increase in the effectiveness of thematic testing when comparing the results of initial and recent tests. The fact is highlighted that interactive tests based on a game approach using interactive elements aroused great interest and motivation among students, including in relation to complex topics of knowledge. The main conclusions of the authors prove that throughout the educational process, the influence of smartization on the mental activity of students is obvious.
Keywords: smart technologies, student, learning, academic performance, mental activity.
Natalia P. Pazdnikova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Public Administration and History of the Perm National Research Polytechnic University, Professor of the Department of Entrepreneurship and Economic Security of the Perm State National Research University, e-mail: pazdnikovan@mail.ru.
Vladimir V. Romanov - Cand. Sc. (Economics), General Director of Intellect-Resource LLC, e-mail: rv8@yandex.ru.
Anna V. Maksimova - Associate Professor, Department of Marketing and Sports Business of the Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: maksimova@dolso.ru.
Polina A. Mogutova - Economist-analyst of Intellect-Resource LLC, e-mail: morgutova.p@yandex.ru.
Received 31.08.2023 Approved 15.09.2023 Accepted for publication 01.12.2023
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов равноценен.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Смартизация образовательного процесса как фактор повышения умственной активности / Н.П. Паздникова, В.В. Романов, А.В. Максимова, П.А. Моргутова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 339-354.
Please cite this article in English as:
Pazdnikova N.P., Romanov V.V., Maksimova A.V., Morgutova P.A. Smartization of the educational process as a factor of increasing mental activity. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 339-354 (In Russ.).