ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15275
УДК 37.032:004.9
Саблина Ирина Владимировна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 г. Жирновска» Волгоградской области, г. Жирновск [email protected]
Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски
Аннотация. Современные младшие школьники с детства окружены интерактивными технологиями и считают их неотъемлемой частью жизни. Использование таких технологий, в частности интерактивной доски, в процессе обучения существенно увеличивает степень заинтересованности учеников в получении информации и знаний, помогает им более быстро и качественно усваивать новый материал. Повышение познавательной активности школьников не только способствует улучшению их успеваемости, но и помогает педагогу вывести учеников на уровень саморазвития и самообразования.
Ключевые слова: современное образование, интерактивная доска, демонстрационные материалы, познавательная активность, наглядно-образное мышление школьников, развитие творческого и личностного потенциала, повышение мотивации к обучению.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Образование ставит своей целью помочь каждому человеку раскрыть заложенный природой умственный и творческий потенциал, найти свое место в социуме, стать полезным обществу и своей стране специалистом. Развивая человека с помощью систематизированных основ наук и искусств, образование не только дает ему совокупность ценностных ориентиров и взглядов на мир, но и выводит на уровень дальнейшего саморазвития и самовоспитания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что образование способствует гармоничному развитию личности, чьи экзистенциальные ценности соответствуют жизненным потребностям общества [1].
Соответствовать потребностям общества было бы гораздо проще, если бы они оставались неизменными. Но, как говорил знаменитый философ Гераклит еще за сотни лет до нашей эры, »все течет, все меняется», и современное образование должно своевременно реагировать на подобные изменения в условиях стремительного развития общества.
Наш век - это век информационных технологий. Информатизация воспитательно-образовательного процесса в учебных заведениях помогает человеку в полной мере в будущей деятельности использовать блага технического прогресса. Начинать знакомство с информационными технологиями можно прямо с начальной школы.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы», - говорил академик А. П. Семёнов, и с этим высказыванием трудно не согласиться. Современные дети с ранних лет окружены различными гаджетами - компьютерами, планшетами, сотовыми телефонами, плеерами и ноутбуками. Всего 15-20 лет назад в быту человека не было ничего подобного, и некоторые представители старшего поколения до сих пор не могут найти общий язык с компьютерной техникой. А дети в силу своего подвижного и живого ума не только быстро осваивают работу с информационными технологиями, но и считают их неотъемлемой частью жизни.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
Зная, что современные дети с ранних лет привычны к красочным визуальным материалам и интерактивным играм, а также то, что у младших школьников преобладающим является наглядно-образное мышление, можно заключить, что интерактивное оборудование, в частности интерактивная доска, набирающая популярность среди педагогов, может способствовать развитию и активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста [2].
Интерактивная доска позволяет преподавателю повысить интерес учащихся к теме урока, их мотивацию к получению знаний и творческому решению учебных задач. Возможность демонстрации презентаций и другого визуального материала развивает образное мышление учащихся.
Учителя знают, что некоторые дети испытывают страх и стеснение перед выходом к обычной доске - электронная же доска, наоборот, вызывает у детей неподдельный интерес, тем самым легко вовлекая их в процесс обучения. Более того, многие дети сами стремятся поработать с интерактивной доской, потому что им интересен не только результат выполнения задания, но и сама процедура. Активное участие детей в процессе освоения материала позволяет учителю эффективно использовать время урока, улучшать темп и качество обучения.
Учителю больше не нужно писать образцы букв или цифр, заниматься разлиновкой доски, прикреплять используемый наглядный материал магнитами или другими канцелярскими принадлежностями и снимать его, когда он больше не нужен. Больше нет необходимости записывать на доске задания и упражнения и стирать их, когда место на доске закончится, - теперь все это возможно сделать с помощью интерактивной доски. Сэкономленное драгоценное время урока можно потратить на усвоение нового материала.
Благодаря интерактивной доске преподаватель может не только демонстрировать заранее заготовленный материал, но и прямо на экране с помощью электронного маркера оставлять к нему комментарии и замечания, высказанные учениками в ходе урока, например, в режиме мозгового штурма. Или, опять же с помощью учеников, резюмировать занятие, тем самым создавая общий конспект учебного материала.
В дальнейшем эти совместные наработки могут передаваться ученикам на флеш-накопителях, дисках и других магнитных носителях, распечатываться или отправляться по электронной почте.
Несмотря на многофункциональность интерактивной доски и очевидный интерес, который она вызывает у учащихся, в ходе урока она не смещает центр внимания на себя - учитель по-прежнему остается ключевой фигурой занятия. Интерактивные технологии в обучении помогают развиваться не только ученикам, но и самому учителю.
Стремясь сделать каждый урок максимально наглядным и интересным, учитель применяет, а иногда и сам придумывает различные интерактивные приложения, повышая тем самым свой собственный уровень технической грамотности. Возможность использования не только видео-, но и аудиоматериала помогает заметно «оживить» урок, сделать его более эффективным и динамическим. Учителю самому интересно работать с таким материалом, поэтому занятия получаются более легкими в подаче и усвоении материала [3].
Если резюмировать вышесказанное, то получится, что интерактивные доски позволяют:
- использовать групповые формы работы с учащимися;
- проводить совместную работу над текстом, таблицами, документами, изображениями;
2
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
- производить записи, пометки и комментарии поверх демонстрационных материалов;
- изменять текстовые файлы, выведенные на экран, при помощи виртуальной клавиатуры;
- создавать во время урока схемы, карты, рисунки, таблицы, которые можно достраивать на следующих уроках или обращаться к ним как к вспомогательному материалу;
- сохранять все изменения, которые учитель в ходе урока делает поверх демонстрационного материала самостоятельно либо совместно с учениками, записывая их комментарии и пометки, в специальном файле на компьютере;
- использовать интерактивную доску как обычную, но при этом иметь возможность распечатать изображение с доски на принтере и сохранить на электронных носителях;
- передавать сохраненные материалы любому ученику на электронных носителях;
- демонстрировать сохраненные материалы на других уроках, например, для повторения пройденного материала;
- демонстрировать всему остальному классу работу одного ученика;
- демонстрировать мультипликационные картины, познавательные фильмы, тематические видеоролики.
Несмотря на все очевидные плюсы использования на уроках интерактивной доски, необходимо помнить, что она не заменяет традиционные подходы к обучению, а повышает их эффективность. Поэтому не нужно, следуя инновационным тенденциям в образовании, стремиться использовать доску во время каждого урока и тем более на всем его протяжении - каждый учитель должен сам определять, когда целесообразность такой работы очевидна и даст максимальный эффект [4].
А. Франс сказал: «Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом». Интерактивная доска прекрасно усиливает «аппетит» учащихся к знаниям. Это ценный и действенный способ удерживать внимание детей, работа с доской полностью увлекает их. Каждый ученик с большим интересом слушает объяснения преподавателя, а размеры доски позволяют хорошо видеть учебный материал даже с задних парт.
Интерактивная доска позволит повысить эффективность урока на каждом из этапов:
- при подаче нового материала;
- закреплении нового материала;
- обобщении и закреплении уже изученного материала;
- контроле знаний, проведении тестирований;
- проверке домашнего задания.
Использование интерактивной доски улучшает концентрацию внимания, способствует более быстрому усваиванию материала и, как следствие, повышению общей успеваемости учеников [5].
Интерактивная доска дает учащимся следующие преимущества:
- более интересные занятия;
- повышение мотивации к обучению;
- эффективное усвоение материала за счет более наглядной, динамичной подачи материала;
- применение различных стилей обучения, которые преподаватели могут самостоятельно выбирать и комбинировать в зависимости от цели урока;
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
- использование красочного, яркого визуального материала, а также различных аудиофайлов;
- повышение творческого потенциала учащихся и развитие их уверенности в себе.
Благодаря интерактивной доске можно:
- использовать интерактивные модели, которые учитель может «оживить» в нужный момент объяснения материала для большей наглядности;
- проводить выступление ученика с демонстрацией своего проекта или работы, подготовленной им заранее;
- демонстрировать на экране задания для коллективного или индивидуального обсуждения ответов;
- проводить анализ и построение моделей;
- проводить тестирование учащихся.
Однако, несмотря на все очевидные плюсы работы с интерактивной доской, есть несколько трудностей.
Во-первых, это возможность присутствия чисто технических моментов, таких как, например, скачки напряжения, отсутствие электричества, сбои в программе или неисправность доски без видимой причины. Не каждый педагог справится с решением таких проблем, поэтому, чтобы не терять напрасно драгоценное время урока, ему придется адаптироваться к сложившейся ситуации и проводить урок в другом формате.
Во-вторых, временные затраты педагога на подбор и компоновку визуального ряда иногда очень велики, особенно если учитель ответственно подходит к каждому уроку и стремится сделать его максимально интересным.
В-третьих, есть необходимость соблюдения санитарных норм, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача № 189 от 29.12.2010 г. Согласно этому постановлению, интерактивная доска относится к техническим средствам обучения, а именно к категории «учебные доски и экраны отражённого свечения», и детям возрастной группы с 1 -го по 4-й класс не рекомендуется просматривать на них статические и динамические изображения непрерывно более 15 минут.
Также каждый педагог, который использует в своей работе интерактивную доску, должен помнить определенные правила. При оформлении визуального материала нужно учитывать эргономические требования к экранной информации. Желание учителя сделать занятие более наглядным и ярким может привести к появлению ненужной анимации, переизбытку картинок, пестроте. Также нужно понимать, что маленький шрифт, неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому - ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза, или появится головная боль.
Однако эти минусы работы с интерактивной доской решаемы, и, учитель, вооружившись знаниями и практикой, вполне в состоянии справиться с ними.
На уроках с использованием интерактивного оборудования заметен рост мотивации к усвоению материала среди учеников, повышается уровень использования демонстрационного материала. Активная вовлеченность учащихся в учебно-воспитательный процесс качественно меняет взаимоотношения между его субъектами, приводит к повышению производительности на уроке и, как следствие, улучшению качества знаний [6].
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что интерактивная доска благотворно влияет на результаты всех без исключения учеников, но те педагоги, которые в своей практике используют интерактивную доску, могут отметить большую заинтересованность детей в получении информации, нежели на уроке с бумажным наглядным материалом.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
Использование интерактивной доски, как и любых других средств информационно-коммуникативных технологий, не представляется возможным без специального технического оснащения школ. Современная школа должна идти в ногу со временем, и информационная доска - это настоящая находка для тех школ, которые готовы развиваться и работать с компьютерными технологиями [7].
С каждым годом все больше российских школ прибегают к использованию подобного оборудования. Интерактивные доски стали незаменимым инструментом для творчески мыслящих преподавателей, которые стремятся сделать каждый урок ярким, интересным и запоминающимся для своих учеников.
Если использовать интерактивное оборудование системно, то становится заметно, как изменяется характер взаимодействия между учителем и классом. Задача современного образования - не только дать необходимый набор знаний, но и вывести маленькую личность на тот уровень, когда ребенок начинает самостоятельно искать знания, развить у него познавательный интерес. Возможно, именно этим и следует измерять продуктивность обучения в школе - тем, насколько ребенок хочет и готов учиться, то есть его мотивацией к дальнейшему самообучению. Ведь, как известно, обучение не заканчивается с получением школьного аттестата, а в будущем и диплома о высшем образовании - человек учится всю жизнь, а «учат учиться» именно в начальной школе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование интерактивных технологий в процессе образования способствует формированию личности, чьи качества, знания и умения продиктованы современным обществом. Среди таковых наиболее значимой на сегодняшний день является информационная компетентность - люди окружены компьютерами и другими результатами технического прогресса, неумение взаимодействовать с ними в наше время расценивается скорее как минус, пробел в профессиональных навыках. А чтобы взрослый человек чувствовал себя с подобной техникой «на ты», уже с детства нужно начинать знакомиться с ней и использовать те преимущества, которые она дает.
Чтобы дети знали, что информационные технологии, с которыми они регулярно сталкиваются в повседневной жизни, можно использовать не только для развлечений и облегчения быта человека, взрослым необходимо показать им, что эти технологии практически неограниченный источник саморазвития и самообразования.
Такую функцию берут на себя учителя младших классов, когда используют на своих уроках интерактивную доску, которая дает очень много преимуществ в процессе образования. Сюда относится и активизация учебной деятельности учащихся, и повышение уровня их познавательного интереса, и реализация их творческого потенциала. В итоге мы наблюдаем:
- развитие интеллектуального, познавательного, творческого личностного потенциала учащегося;
- становление информационной компетентности;
- формирование навыков саморазвития и самообучения ребенка через участие в проектах, конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах.
Вопрос, как достигнуть наилучшего эффекта в повышении познавательной активности младших школьников, до сих пор остается открытым как в педагогике, так и в психологии. Использование интерактивной доски на уроках, на наш взгляд, - это отличная возможность заинтересовать детей учебным материалом. Главное - не увлекаться формой больше, чем содержанием, и использовать доску там, где это наиболее эффективно.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15275.htm. -ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. www.edu.ru
2. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
6. Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
7. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа. - 1999. - № 7.
Irina Sablina,
Primary school teacher, Secondary school №1, Zhirnovsk [email protected]
Increase of younger schoolchildren’s informative activity of by means of interactive whiteboard Abstract. Modern junior schoolchildren are surrounded by interactive technologies and consider them as an integral part of life. The use of such technologies, in particular interactive whiteboard, in the learning process significantly increases the level of interest of children in obtaining information and knowledge that helps them to assimilate new material more quickly and easily. Improvement of schoolchildren’s cognitive activity both help to improve their performance and helps a teacher to bring students to the level of self-development and self-education.
Key words: modern education, interactive whiteboard, demos, cognitive activity, visual-figurative thinking pupils, creative and personal development potential, increase motivation to learn.
References
1. www.edu.ru (in Russian).
2. Semenov, I. N. (2000) Tendencii psihologii razvitija myshlenija, refleksii i poznavatel'noj aktivnosti, MODJeK, Moscow (in Russian).
3. Polat, E. S. (2003) Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija, Iz-datel'skij centr “Akademija”, Moscow (in Russian).
4. Shamova, T. I. (2001) Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole, Centr “Pedagog-icheskij poisk”, Moscow (in Russian).
5. Selevko, G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Narodnoe obrazovanie, Moscow (in Russian).
6. Repkin, V. V. & Repkina, N. V. (1997) Razvivajushhee obuchenie: teorija i praktika, Peleng, Tomsk (in Russian).
7. Dusavickij, A. K. (1999) “Razvitie lichnosti v uchebnoj dejatel'nosti”, Nachal'naja shkola, № 7 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 19.05.15 Получена положительная рецензия 22.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 22.05.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Саблина И. В., 2015
www.e-koncept.ru
6