Столыпинский вестник №8/2023
Столыпинский вестник
Научная статья Original article УДК 37.013
СМАРТФОНЫ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ, КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ
ШКОЛАХ
SMARTPHONES ACCESSIBLE TO CHILDREN AS AN OBSTACLE TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AND TEACHING IN PRIMARY SCHOOLS
Хошанг Фархад Абдулла, кафедра психологии, факультет искусств, университет Соран, Курдистан, Ирак, степень доктора философии, [email protected]
Hoshang Farhad Abdullah, Department of Psychology, Faculty of Arts, Soran University, Kurdistan, Iraq, PhD degree, [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены смартфоны, доступные детям, позиционируемые как как препятствие развитию образования и преподавания в начальных школах. Автор указывает, что при правильном использовании смартфон может стать надёжным инструментом для педагогов начальной школы в современных условиях. Однако, нельзя забывать о том, что смартфон - это устройство, которое предназначено, в большей степени, для взрослых. По этой причине использование смартфона детьми возможно только под контролем педагогов или родителей. Ни в коем случае нельзя допускать бесконтрольное
4165
использование данного электронного устройства как в учебной деятельности, так и в досуговом периоде, когда школьники предоставлены сами себе. Abstract: The article discusses smartphones available to children, positioned as an obstacle to the development of education and teaching in primary schools. The author points out that with proper use, a smartphone can become a reliable tool for primary school teachers in modern conditions. However, we must not forget that a smartphone is a device that is intended, to a greater extent, for adults. For this reason, the use of a smartphone by children is possible only under the supervision of teachers or parents. In no case should the uncontrolled use of this electronic device be allowed both in educational activities and in the leisure period, when schoolchildren are left to themselves.
Ключевые слова: смартфоны, дети, развитие образования, преподавание, начальные школы
Key words: smartphones, children, education development, teaching, primary schools
В современном мире доступность смартфонов для детей младшего школьного и даже дошкольного возраста достаточно высока. Как показывает практика, у большинства детей в 1-м классе уже есть смартфон, который ребёнок регулярно берёт с собой в школу. К 5-му классу остаются единицы детей без смартфонов, а многие также имеют свободный выход в Интернет. Многие родители считают, что необходимо приучать детей к навыкам владения мобильным телефоном необходимо как можно ранее, в результате чего уже сегодня учащиеся начальной школы имеют собственный смартфон, которым пользуются не только дома, но и в школе [4]. Также, покупая гаджет, родители или родственники обосновывают своё решение необходимостью «быть с ребёнком всегда на связи».
Смартфоны, которыми пользуются современные ученики начальной школы, могут иметь как негативное, так и позитивное влияние на образовательный процесс. Так, современные смартфоны способны выступать в
4166
качестве достаточно ценного образовательного инструмента, поскольку предоставляют детям возможность обратиться к различным ресурсам в области образования, а также использовать приложения, способные помочь им в освоении учебных навыков. В частности, отработка навыков грамотного письма, речевых навыков в приложениях, позволяющих осуществлять коммуникации, позволит детям повысить свой образовательный уровень, закрепить навыки грамотности, расширить и укрепить знания, которые они получают на уроках в школе.
Однако использование смартфонов в школе может негативно повлиять на учебный процесс. В частности, они могут повлиять на снижение внимания детей, что скажется на их производительности во время уроков. Смартфон - это не только средство связи с родителями, но и окно доступа в виртуальный мир. В каждом классе обязательно находится пару ребят, у которых к сим-карте подключен Интернет, и они его расшаривают для всех, в том числе чтобы повысить свой статус в глазах сверстников. В результате дети с младших классов начинают всё больше погружаться в медиапространство в то время, когда психологически они к этому явно не готовы.
Кроме того, смартфоны могут отвлекать детей от работы в классе, что также отразится на результативности их обучения. Соответственно, для того, чтобы использовать смартфоны в образовательном процессе, необходимо сбалансировать их применение, а также контролировать степень использования данных электронных устройств учащимися, поскольку они не должны мешать проведению уроков и других учебных занятий. В этой связи очень важно сотрудничество родителей и педагогов школы, поскольку оно позволит оптимально организовать взаимодействие школьников со смартфонами и даст положительные результаты [2].
Все школьные перемены проходят с гаджетами в руках - ребята массово, а зачастую и коллективно, играют в видеоигры и потребляют всевозможный «развлекательный контент» из соцсетей и видеохостингов. При этом по форме
4167
доминирует самый вредный клиповый тип информации, а по содержанию -отупляющий и деградационный контент, так как именно он находится на первых местах трендов интернет-платформ.
Уже к 4-5-му классу большинству детей учёба становится абсолютно не интересна, а их мысли даже в школе целиком погружены в видеоигры или соцсети. Во время уроков ребёнок думает о том, как и во что он поиграет на перемене или сколько ему поставили лайков в соцсетях.
Необходимо отметить, что негативное влияние смартфонов на образовательный процесс может выражаться в следующем: в частности, выполняя различна арифметические расчёты, дети могут для этой цели воспользоваться калькулятором, что значительно затормозит возможность развития у них навыков счёта, особенно умножения и деления. Возможность обращения к электронному устройству, которое способно выполнить за ребенка различные элементарные математические действия и операции, создаст ситуацию, в которой у школьника не будет необходимости, например, учить таблицу умножения. В результате этого в будущем данные счетные навыки могут не смогут быть развиты в достаточной степени. Кроме того, при изучении различных правил написания слов, ребёнок может вместо их изучения обратиться к различным сайтам или приложениям, которые продемонстрируют ему правильное написание того или иного слова. Это также исключить возможность изучения ребёнком правил письма, и его грамотность в будущем будет недостаточной [1].
В школьной программе предусматривается развития у детей навыков коммуникации, то есть умения вслух пересказывать текст, чтения наизусть стихотворение и воспроизведения различных правил. Данный фактор очень важен для тренировки памяти ребёнка, а также для развития его возможностей общаться с педагогом и со своими одноклассниками. Однако если у ребёнка нет необходимости в аудировании, например, большая часть заданий выполняется
4168
им самостоятельно, с применением смартфона, то данный навык в полном объеме развиваться у обучающегося не будет.
Далее следует сказать о выполнение домашних заданий, которые призваны развивать у ребёнка те навыки, которые он получает на занятиях в школе. Используя смартфон, ребёнок может также не воспроизводить по памяти различные упражнения, задания и правила, которые он изучал в классе. В данном случае ученик просто обращается к электронному устройству, которое по поиску воспроизводит необходимую информацию. После ребёнок использует эту информацию для приготовления домашних заданий, и в памяти у него необходимые учебные данные не откладывается. Данная ситуация также негативно влияет на запоминание учебного материала, который в будущем будет школьнику необходим [5].
Отдельно следует сказать о негативном влиянии социальных сетей, которые могут в значительной степени снизить внимание ребёнка к учебе, а также создать проблемы с межличностным взаимодействием, поскольку ребёнок научится общаться только виртуальной среде и не будет получать навыки общения офлайн. Отсутствие возможности развивать свои коммуникативные навыки в реальной жизни, а также навыков выстраивания общения со своими одноклассниками способно привести к различным межличностным проблемам, которые негативно отразятся на развитии личности обучающегося.
Нельзя также забывать о том что смартфоны могут выступать в качестве площадки для кибербуллинга, а также других факторов, которые могут угрожать не только его психологическому состоянию ребенка, но и его жизни. По этой причине необходимо отслеживать безопасность в онлайн- пространстве, в котором ребёнок пребывает, используя смартфон, и контролировать его действия онлайн среде.
Кроме того, самым, наверное, важным фактором, который следует отметить в рамках рассматриваемого вопроса, выступает развитие зависимости обучающихся от смартфонов. Использование данного электронного устройства
4169
современном ребенком в последнее время становится все более частым явлением, он отправляется на прогулку со смартфоном, он идёт в школу со смартфоном, и дома он также проводит всё своё свободное время со смартфоном. В результате чего школьник может утратить необходимость общаться с окружающими людьми, поскольку в сети он может получить все необходимые для него данные информацию, найти там о себе друзей, а также получить различные отклики на какие-то свои виртуальные действия. При этом, школьник будет удовлетворён данным фактором, потому что окружающие люди, как ему кажется, не будут делать различные замечания и вмешиваться в его деятельность. Ребенок будет чувствовать себя в этой среде комфортно и бесконтрольно, в результате чего впоследствии у школьника могут возникнуть различные психологические срывы, сформироваться негативное отношение к окружающей действительности, что также отрицательно повлияет на его обучение в школе.
Зависимость от смартфона может иметь пролонгированные негативные последствия: помимо проблем с учёбой, к средним классам погруженность в деградационный медиаконтент способствует развитию следующих тенденций:
- повсеместное использование детьми нецензурной лекции;
- хамское поведение по отношению к учителям и одноклассникам;
- проблема травли сверстников, в том числе интернет -травли;
- раннее знакомство с порнографическим или как минимум пошлым, вульгарным контентом, и как следствие несвоевременное пробуждение интереса к половой сфере (по сути, растление);
- развитие эгоистической, потребительской системы ценностей, транслируемой современной массовой культурой под прикрытием «развлечения» [5].
Учителя видят эти проблемы, чувствуют, что источником во многом являются смартфоны, и призывают в школьных чатах родителей проводить беседы с детьми, чтобы они не сидели постоянно в гаджетах. Но зависимость от
4170
смартфонов настолько высока, что дети не могут от них отказаться. Надо понимать, что все видеоигры и интернет-платформы создаются с применением множества технологий, ориентированных на максимальное удержание внимания пользователя. Над ними работают большие команды профессионалов, в том числе психологов.
Все вышеназванное свидетельствует о том, что использование школьниками смартфонов должно находиться под жёстким контролем родителей и педагогов, поскольку чрезмерное их применение может оказать негативное влияние как на обучение ребёнка, так и на его межличностное общение, как со взрослыми, так и с ровесниками.
Возможное эффективное решение - это полный запрет смартфонов со стороны руководства школы. Такая система работает в некоторых специализированных (например, кадетских) учебных заведениях, и благодаря этому учебная атмосфера в них лучше. Однако в обычной школе вероятность самовольного совершения директором такого резкого манёвра даже после обращения к нему отдельных родителей низкая. Причина простая - будет большое количество других недовольных родителей, которые начнут звонить, писать и обращаться в инстанции, требуя «защиты прав своего ребёнка».
Другой вариант - это длительная разъяснительная работа с родителями по донесению до них важности проблемы. Хорошо если бы она велась в рамках масштабной кампании на государственном уровне с последующим принятием решения о полном запрете смартфонов во всех общеобразовательных школах, либо частичном - для младших и средних классов (вместо смартфонов можно разрешить кнопочные телефоны без доступа к Интернету). Но такого пока нет. Не исключено, что по мере нарастания проблемы, государственная политика в этом вопросе изменится, чему необходимо способствовать подобными статьями и регулярными обращениями в органы власти.
На практике сегодня для решения проблемы гаджетов на уровне отдельной школы остаётся один вариант - деятельность в порядке личной инициативы
4171
отдельных активистов и родительских комитетов по разъяснению проблемы другим родителям и педагогам (проведение собраний, лекций, рассылка обучающего контента по школьным чатам, взаимодействие с местными СМИ, чиновниками и так далее).
Однако нельзя забывать о том, что смартфоны на сегодняшний день прочно вошли в нашу жизнь, поэтому избавиться от них тотально не представляется возможным, и в этом нет необходимости. Для того, чтобы мотивировать ребёнка к обучению, необходимо сочетать использование смартфонов и обычного традиционного обучения. Одним из таких способов сочетание выступает персонализированное обучение [6].
В период пандемии, когда был объявлен локдаун, все дети были переведены на домашнее обучение, и образовательный процесс в школах был организован онлайн. В этот период многие школы отработали возможность проведения учебных занятий в дистанционном формате, и дети, которые не имели возможности доступа к персональным компьютером, смогли организовывать свое участие в учебном процессе посредством смартфона. В современных условиях все вышепредставленное может быть развито в том объеме, в котором оно необходимо для создания персонализированного обучения.
Интеграция смартфона в учебный процесс педагогом - это одно из самых важных решений, которые может позволить ему, с одной стороны, поддерживать интерес детей к учебному процессу посредством использования данных электронных устройств, а с другой стороны - позволит получить возможность интенсифицировать учебный процесс и дать детям возможность получать больший объем знаний за не меньшее время. Нельзя не сказать о мультимедийных ресурсах, использование которых также позволяет осуществить смартфон. Это различные видео уроки, видеоматериалы, которые могут быть воспроизводиться как на уроках, так и в домашних условиях. То есть детям может быть дано задание выполнить какие-то упражнения в рамках
4172
изучаемой в классе темы урока в виде аудио- или видеоматериала. Кроме того, педагог должен разговаривать с детьми о том, как безопасно пользоваться смартфонами в различных условиях, дома и в школе [2].
Таким образом, смартфоны современного типа - это высокотехнологичные устройства, с помощью которых можно не только позвонить или послать смс, но и выйти в Интернет, послушать музыку, сфотографироваться или пообщаться с друзьями в различных мессенджерах/на страничках социальных сетей. Роль мобильного телефона в жизни школьника порой попросту недооценивается. С помощью телефона сверстники обмениваются информацией, делятся новостями и, конечно, общаются.
Практически у каждого современного школьника есть смартфон. С помощью него он общается, находится на связи с родителями и просто проводит с гаджетом свободное время. Однако часто школьники злоупотребляют имеющимися возможностями и роль мобильного телефона в жизни школьника становится несколько больше, чем просто способ оставаться на связи с родителями.
Использование телефонов в школе, в особенности на уроках, не приветствуется учителями и администрацией учебных заведений в целом. По мнению современной системы образования, школьники и телефоны на уроках -не приемлемое сочетание. Именно по этой причине в уставе многих школ присутствуют пункты, подразумевающие ограничения использования телефонов в школе.
Можно заключить, что при правильном использовании смартфон может стать надёжным инструментом для педагогов начальной школы в современных условиях. Однако, нельзя забывать о том, что смартфон - это устройство, которое предназначено, в большей степени, для взрослых. По этой причине использование смартфона детьми возможно только под контролем педагогов или родителей. Ни в коем случае нельзя допускать бесконтрольное использование
4173
данного электронного устройства как в учебной деятельности, так и в досуговом периоде, когда школьники предоставлены сами себе.
Защита конфиденциальности данных и безопасность в онлайн-среде должны быть приоритетными задачами при использовании смартфонов в образовании. Вовлечение родителей и поддержка со стороны образовательных организаций сыграют важную роль в успешной реализации потенциала смартфонов в образовательном процессе.
В целом, смартфоны предоставляют уникальные возможности для улучшения образования в начальных школах, однако их использование должно быть осмысленным, контролируемым и ориентированным на создание лучшей образовательной среды для детей. Стремление к сбалансированному подходу и постоянная адаптация к изменяющимся технологиям помогут справиться с вызовами и максимально использовать преимущества смартфонов в образовании.
Литература
1. Бевз С.О., Горягин Р.А. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1.
2. Волчегорская Е.Ю.. Жукова М.В., Шишкина К.И., Фролова Е.В. Риски цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста // ПНиО. 2022. №4 (58).
3. Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1.
4. Потапов А.А. Дополненная реальность как инструмент создания образовательного СМАРТ-пространства для детей 6 - 10 лет // КПЖ. 2019. №6 (137).
5. Сергеева О.В., Лактюхина Е.Г. Социальные аспекты цифровизации детской городской мобильности // ЖИСП. 2019. №4.
4174
6. Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н,А., Маркелова С.В. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи // Экология человека. 2021. №7.
References
1. Bevz S.O., Goryagin R.A. On the influence of gadgets on cognitive development of personality: genesis, history and consequences of the problem // Problems of modern pedagogical education. 2019. No.63-1.
1. 2.Volchegorskaya E.Yu. Zhukova M.V., Shishkina K.I., Frolova E.V. Risks of digital addiction in children of primary school age // PNiO. 2022. №4 (58).
2. Karpova E.E. The impact of the digital environment on the academic performance of students in primary school // Mir science. Pedagogy and psychology. 2019. №1.
3. Potapov A.A. Augmented reality as a tool for creating an educational SMART space for children 6 - 10 years old // KPJ. 2019. №6 (137).
4. Sergeeva O.V., Laktyukhina E.G. Social aspects of digitalization of children's urban mobility // ZHISP. 2019. No.4.
5. 6.Ushakov I.B., Popov V.I., Skoblina N.,A., Markelova S.V. Duration of use of mobile electronic devices as a modern risk factor for the health of children, adolescents and youth // Human ecology. 2021. №7.
©ХОШАНГ Ф. А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.
Для цитирования: ХОШАНГ Ф.А. СМАРТФОНЫ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ, КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ/ Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.
4175