Научная статья на тему 'Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе'

Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТФОН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОГРЕСС / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Ветюгова Мария Васильевна, Родионова Мария Сергеевна

Данная статья представляет собой анализ причин негативного отношения учителей к использованию смартфонов в процессе обучения. В работе разобраны самые популярные из них, а также установлены истинные причины такого отношения. Объект исследования: использование смартфонов в образовательном процессе. Предмет исследование: конфликт между учителями и учениками на почве использования смартфонов в процессе обучения. Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение и описание. Цель работы: исследовать конфликт между учителями и учениками на почве использования смартфонов в образовательном процессе и найти наиболее целесообразные решения способы их разрешения. Полученные в результате исследования методы разрешения конфликтов могут быть использованы психологами для работы со школьниками, а также с педагогами для улучшения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Ветюгова Мария Васильевна, Родионова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе»

УДК 371. 179

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ СМАРТФОНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Ветюгова Мария Васильевна,

учитель МБОУ Школа 127 (e-mail: inya76@mail.ru) Родионова Мария Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина

Данная статья представляет собой анализ причин негативного отношения учителей к использованию смартфонов в процессе обучения. В работе разобраны самые популярные из них, а также установлены истинные причины такого отношения. Объект исследования: использование смартфонов в образовательном процессе. Предмет исследование: конфликт между учителями и учениками на почве использования смартфонов в процессе обучения. Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение и описание. Цель работы: исследовать конфликт между учителями и учениками на почве использования смартфонов в образовательном процессе и найти наиболее целесообразные решения способы их разрешения. Полученные в результате исследования методы разрешения конфликтов могут быть использованы психологами для работы со школьниками, а также с педагогами для улучшения качества образовательного процесса.

Ключевые слова: смартфон, образовательный процесс, школьники, учителя, информация, прогресс, школа.

В 21 веке каждый из нас сталкивается с современными технологиями, в лице смартфонов. Ускорение ритма жизни, развитие современных технологий и, соответственно, увеличение информационного потока, все это является неотъемлемой частью прогресса, поэтому необходимо принимать и перерабатывать большой объем информации, а современные технологии позволяют нам с легкостью находить эту информацию и использовать ее для собственного обучения.

При эффективном использовании, гаджеты, а именно смартфоны, могут существенно улучшить образовательный процесс и облегчить его для преподавателей [1]. Однако присутствуют и отрицательные стороны использования смартфонов в обучении[2]. Так как школьники не всегда используют смартфоны для получения нужной информации, они отвлекаются от урока, «зависают» в социальных сетях, играют в игры.

В статье Суворовой А.И. и Кондратович М.А. «Гаджеты и их использование в школе» были обнаружены результаты опроса, проведенного авто-

рами, «где приняло участие 120 человек из них 65% женского пола и 35% мужского в возрасте от 15 до 45 лет». Результаты опроса таковы: «Использование гаджетов на уроках в старших классах не чаще чем до 2 раз в неделю считают приемлемым 29,2% опрошенных, в то время как 37,5% полностью исключают использование гаджетов, как средства образования. Вместе с тем только 39,1% готовы отказаться от гаджетов и вести поиск информации исключительно в книгах». Но вместе с тем «использование гаджетов облегчает процесс обучения для 75% опрошенных и только 8% считает, что наличие гаждета на уроке ухудшает способность подростков самостоятельно мыслить» [3].

Таким образом, из этого можно сделать вывод о том, что немногие из опрошенных верят в абсолютно-отрицательное влияние гаджетов, в частности смартфонов, на процесс обучения. Однако, большинство против смартфонов как средств, для поиска дополнительной информации. Причиной этого является излишний консерватизм представителей школ и министерства образования, который передается нам с помощью СМИ, на собраниях в школах и т.д.

Очень часто в СМИ нас уверяют в том, что гаджеты отвлекают школьников во время занятий, что влияет на их успеваемость [4, 5]. Также и многие учителя убеждены в том, что смартфон является причиной неустойчивого внимания на уроках, поэтому он оказывает негативное влияние на качество образования. Но является ли это действительно весомой причиной для отказа от смартфонов во время уроков?

Конечно, не все педагоги абсолютно придерживаются этой позиции, однако старшее поколение учителей, привыкшее к советскому типу обучения, давит на них своим авторитетом, что не дает образованию развиваться, используя дары прогресса. В данном вопросе не стоит обобщать всех учителей старшего поколения, однако как показывает практика именно они зачастую категорически против использования смартфонов и других гаджетов на своих уроках[6, 7].

Каждый ученик может спросить своих родителей, бабушек и дедушек, о том, как часто они отвлекались во время занятий в школе на что-то помимо темы урока. Ответы будут разные, но из большинства будет несложно понять, что школьники, пребывая в столь юном и прекрасном возрасте, найдут любой способ отвлечься от процесса обучения, если им неинтересно. Младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, Диана Королева отмечает: «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона. Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию» [8]. Таким образом, этот аспект в использовании смартфонов можно исключить, так как его корни зарыты в нашей природе, и он не является проблемой лишь поколений 21 века.

Разберем же другую причину, из-за которой педагоги негативно относятся к использованию смартфонов в образовательном процессе. Большин-

ство учителей, так или иначе, уверены в том, что благодаря гаджетам школьники плохо усваивают полученный ими, во время урока, материал, так как при написании тестов, самостоятельных и контрольных работ с их помощью списывают. Данную проблему, к сожалению, решить непросто, но возможно. В качестве примера, можно рассмотреть ситуацию из реальной жизни: «Однажды, на урок литературы 11А класс Школы №14 г. Нижнего Новгорода принес с собой коробочку, где, заранее договорившись, все ребята оставили свои смартфоны на время урока, чтобы тем самым показать свою самостоятельность и порадовать классную руководительницу. После перемены ученики уже другого класса, придя на урок и увидев на первой парте заветную коробочку, положили туда свои телефоны и провели занятие без них». Это лишь частный случай поведения школьников, но доказывающий то, что, несмотря на желание пользоваться смартфонами, иногда они и сами не против избавиться от них на время урока. Все ученики разные, однако, все они идут вслед за большинством, и если начнет это делать небольшое количество людей, остальные за ними потянутся. Итак, списывания можно избежать, используя авторитет учителя и собственную инициативу школьников для того чтобы избавлять учеников от телефонов на время проверки знаний.

Истинные же причины негативного отношения учителей к использованию смартфоном в процессе обучения определить трудно. С одной стороны, это страх перед грядущими переменами. Скорость прогресса с каждым днем только увеличивается, и людям, привыкшим делать свою работу определенным образом, иногда становится трудно принять что-то новое и поменять структуру своей деятельности. Лишь недавно во многих школах России стали появляться в большом количестве компьютеры, проекторы, интерактивные доски и т.д. До сих пор большое количество педагогов еще не владеют компьютером и другими техническими средствами на нужном уровне, поэтому им так тяжело уследить за постоянно меняющимися современными технологиями, чтобы перейти на новые способы проведения уроков[9, 10, 11].

С другой стороны, весомой причиной является боязнь потери контроля над школьниками, а также качеством информации, которую они могут получить посредством смартфонов. С этой причиной связаны ухудшение дисциплины на занятиях в школе и недостоверность информации из интернета. Конечно, это страх вполне обоснован, ведь мы все привыкли к тому, что именно учитель является главным источником сведений для учеников. В данном случае имеет значение еще одна немаловажная причина -падение авторитета педагога в глазах школьников. Для каждого учителя должно быть важным поддерживать дисциплину в классе, уважение к себе и удерживать внимание учеников к своим словам. Все это в той или иной степени обеспечивает авторитет. Из-за того обилия данных, что присутствует в интернете, они могут неверно решить, что «интернет знает лучше», однако при грамотном распределении их внимания в течение урока на учи-

теля и на смартфон этого можно избежать. Так или иначе, пока дети еще ходят в школу, учитель должен быть главным на уроке, несмотря на количество гаджетов, которых с каждым днем все больше становится в нашем мире[12, 13].

Итак, причин для негативного отношения педагогов к смартфонам во время уроков достаточно. Однако, лишь немногие из них являются действительно серьезными и не решаемыми пока проблемами. Большинство из них - это лишь страхи, которые необходимо побороть, чтобы облегчить жизнь и себе, и другим. Образование играет огромную роль в формировании будущего поколения России, и именно учителя могут помочь ему стать лучше, поэтому просто необходимо понимать не только уровень пользы использования смартфонов в процессе обучения, но и их негативное влияние на урок в целом, которое лучше всего видят педагоги, когда проводят его [14,15].

Современные технологии настолько влились в жизнь каждого человека, что даже дети и подростки стали подвержены их влиянию. Все чаще мы видим как школьники, которым родители покупают смартфоны, приносят их в школу и пользуются ими на уроках. Конечно, в современном мире просто необходимо «идти в ногу со временем», поэтому смартфоны нужно воспринимать не только как отвлекающий от учебы фактор, но и как способ качества образования.

Однако не все люди старшего поколения согласны с положительным влиянием современных технологий на процесс обучения. Из-за этого зачастую между учителями и учениками возникают споры и конфликты, решение которых просто необходимо для дальнейшего развития образовательного процесса. Только сумев грамотно соединить образование и современные технологии, мы сможем получить наиболее развитое, эрудированное и образованное поколение людей, которые смогут привести нас к светлому будущему.

Список литературы

1. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

2. Мальцева С.М., Сулимова И.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.

3. Суворова А.И. Кондратович М.А. Гаджеты и их использование в школе // Научные исследования и разработки студентов: сборник материалов VI международной студенческой научно-практической конференции (Чебоксары, 30 января 2018г.) Чебоксары: Изд-во Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 32-34.

4. Горбушин А.Г. Глава 3. Использование мобильных технологий (технологии ВУОБ) в образовательном процессе // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Изд-во Аэтерна, 2014. С. 31-45.

5. Бозиев Р.С. Перминова Л.М. Гаджеты в учебном процессе: за и против (по материалам опроса) // Педагогика, 2018. № 8. С. 44-56.

6. Феклисова Т.М. использование мобильных телефонов и планшетов в образовании // Проблемы и перспективы развития науки и образования в XXI веке: Материалы

Международной (заочной) научно-практической конференции (София 09 февраля 2017 г.). Нефтекамск: Издательство Научно-издательский центр "Мир науки", 2017. С. 543549.

7. Балашова Е.С., Пшеничнова А.Ю. К вопросу о современных особенностях восприятия художественного текста: кросскультурный аспект // Российская наука в современном мире: Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 170-171.

8. Поливанова К. Н. Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 173-182.

9. Протопопова С. В. Макаренко Т. А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

2017. Т. 32. С. 264-267. URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm (дата обращения: 23.12.2018).

10. Котельникова О. А. Возможности применения современных гаджетов в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла. 2015. URL: https://for-teacher.ru/edu/himiya/doc-90i3dn0.html (дата обращения: 23.12.2018).

11. Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1312-1314. URL: https://moluch.ru/archive/114/30094/ (дата обращения: 23.12.2018).

12. Шумская О.А. Влияние современных гаджетов в образовательном процессе.

2018. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/vliianiie-sovriemiennykh-ghadzhietov-v-obrazovatie.html (дата обращения: 23.12.2018).

13. Соболевская О.В. Как смартфон помогает учиться. 2017. URL: https://iq.hse.ru/news/201190162.html (дата обращения: 24.12.2018).

14. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование методологической культуры педагога-исследователя в процессе изучения дисциплины "Основы научно-исследовательской деятельности" // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 140-144.

15. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Гнетова Л.В. Конституция российской федерации о признании прав и свобод человека и гражданина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 202-204.

Maltceva Svetlana Mihailovna, candidate of Philosophy, Associate Professor

Vetyugova Maria Vasilyevna,

teacher, MBOUSchool 127

Rodionova Maria Sergeevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

THE REASONS FOR THE NEGATIVE ATTITUDE OF TEACHERS TO USE STUDENTS ' SMARTPHONES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article is an analysis of the reasons for the negative attitude of teachers to the use of smartphones in the learning process. The paper deals with the most popular of them, as well as the true reasons for this attitude. Object of research: the use of smartphones in the educational process. Subject of research: the conflict between teachers and students on the basis of the use of smartphones in the learning process. Research methods: analysis, generalization, observation and description. Purpose: to investigate the conflict between teachers and students on the basis of the use of smartphones in the educational process and to find the most appropriate solutions ways to resolve them. The methods of conflict resolution obtained as a result of the study can be used by psychologists to work with students and teachers to improve the quality of the educational process

Key words: smartphone, education, students, teachers, information, progress, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.