Научная статья на тему 'Служить другим, чтобы найти себя (волонтерство и поступление в вуз)'

Служить другим, чтобы найти себя (волонтерство и поступление в вуз) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО (ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО) / ИНТЕРНЕТ-ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ / VOLUNTEER PROJECT / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / STUDENTS'' KEY COMPETENCES / СОЛИДАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNITED ACTIONS / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ENGAGEMENT / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-FULFILLMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL PRACTICES / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НКО) / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGO) / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS / COLLABORATION / INTERNET-VOLUNTEERING (ONLINE VOLUNTEERING) / COMMUNITY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсеньева Татьяна, Загладина Хмайра, Кондракова Эльвира

Представлен практический опыт по реализации волонтерских проектов. Подчеркнуто значение добровольческой активности молодежи для перспектив развития российского общества, показаны формы вовлечения в добровольчество и его влияние на самоидентификацию и развитие личностных качеств молодого человека. Раскрывается роль государственной политики в поддержке добровольчества в сфере образования, в том числе при учете индивидуальных достижений поступающих в вузы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Serve others to find yourself (volunteering and entering university)

The article presents practical experience of volunteer projects implementation. The authors emphasize the significance of youth volunteering for the Russian society development prospects, describe forms of involvement in volunteering and its influence on self-identification and personal development of a young person. The role of the government policy in supporting volunteering in education, including consideration of individual achievements within admissions to country's universities, is explained.

Текст научной работы на тему «Служить другим, чтобы найти себя (волонтерство и поступление в вуз)»

ТАТЬЯНА АРСЕНЬЕВА, ХМАЙРА ЗАГЛАДИНА, ЭЛЬВИРА КОНДРАКОВА

Служить другим, чтобы найти себя

(волонтерство и поступление в вуз)

Аннотация. Представлен практический опыт по реализации волонтерских проектов. Подчеркнуто значение добровольческой активности молодежи для перспектив развития российского общества, показаны формы вовлечения в добровольчество и его влияние на самоидентификацию и развитие личностных качеств молодого человека. Раскрывается роль государственной политики в поддержке добровольчества в сфере образования, в том числе при учете индивидуальных достижений поступающих в вузы страны.

Ключевые слова: волонтерство (добровольчество), волонтерский проект, базовые компетенции школьников, солидарные действия, взаимодействие, сотрудничество, гражданская активность, самоорганизация, самореализация, социальные практики, некоммерческие организации (НКО), Интернет-волонтерство, общественно полезная деятельность, индивидуальные достижения.

риумф олимпийского волонтерст-ва «Сочи-2014» открывает принципиально новые возможности использования добровольчества как системного элемента в формировании базовых компетенций современных детей и подростков. Опыт разработки и внедрения волонтерских проектов Центра развития молодежных волонтерских программ Центрального федерального округа - экспериментальной площадки ФИРО - убедительно демонстрирует эффективность добровольческих усилий в воспитании гуманистически ориентированной личности, готовой к солидарным социальным действиям и инициативам, в развитии гражданской активности и профессиональных навыков.

Разработка и внедрение волонтерских проектов в систему общего, дополнительного и неформального образования формирует у школьников умения

и навыки развития будущих профессиональных и личностных компетенций. С этой точки зрения, именно волонтер-ство становится важнейшим инструментом, стимулирующим стремление молодого человека к самореализации и самоактуализации через его служение обществу. В Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) указывается на то, что познавательная активность личности выходит сегодня за рамки собственно образовательной среды, за рамки процесса обучения в сферу самых разнообразных социальных практик: будучи «членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение

об авторе

Разработка и внедрение волонтерских проектов в систему общего, дополнительного и неформального образования формирует у школьников умения и навыки развития будущих профессиональных и личностных компетенций. С этой точки зрения, именно волон-терство становится важнейшим инструментом, стимулирующим стремление молодого человека к самореализации и самоактуализации через его служение обществу.

основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» (Педагогика достоинства..., 2014, с. 62).

В этой связи олимпийский волонтерский проект «Сочи-2014» открыл новые, уникальные и высокоэффективные модели вовлечения молодых людей в социальную практику, развития у них навыков межличностной коммуникации, позитивных жизненных ценностей, основанных на мировоззренческих постулатах солидарности и сотрудничества. Высокий профессионализм, трудолюбие, доброжелательность и гостеприимство волонтеров на Олимпиаде в Сочи стали неотъемлемыми составляющими нового имиджа российского добровольчества.

В последние годы накоплен огромный практический опыт реализации волонтерских проектов как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Сегодня необходимы системный анализ этого опыта, экспертная оценка его результативности для разработки стратегических направлений развития национальных моделей добровольчества. Представляется, что именно успешное проведение Олимпиады в Сочи и роль в этом волонтеров существенно изменили у большинства граждан нашей страны понимание и значение добровольческой активности для перспектив развития российского общества.

Вариативный характер дополнительного образования детей открывает колоссальные возможности для включения в образовательный процесс «актуальных явлений социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии» (Там же, с. 63). В этом смысле современная российская школа и педагоги нуждаются в серьезном совершенствовании работы

Т.Н. Арсеньева, директор Центра развития молодежных волонтерских программ Центрального федерального округа, член Совета Ассоциации волонтерских центров России, кандидат психологических наук, доцент

по вовлечению детей и подростков в добровольческую деятельность, по обучению их умению проводить общественные кампании, акции, привлекать новых добровольцев, использовать имеющиеся возможности для взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО), планировать и анализировать результаты своей деятельности. Хотя модель взаимодействия общеобразовательных организаций и социально ориентированных НКО, занимающихся общественнополез-ной деятельностью, только формируется, практика успешного партнерства школ с НКО существует. Примером может служить опыт работы экспериментальных площадок ФИРО - фондов «Созидание» (Москва), «Фокус-медиа» (Москва), молодежного общественного объединения «Поколение LEX» (г. Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Распространение информационных технологий и доминирование социальных сетей в коммуникационном пространстве детей и молодежи остро ставит вопрос о необходимости самоидентификации и развития личностных качеств молодого человека. Здесь трудно переоценить роль добровольчества.

По оценкам специалистов Высшей школы экономики, через Интернет в добровольчество вовлекаются чуть больше полумиллиона человек (они делают денежные пожертвования через Интернет, с помощью веб-кошелька). В Интернете, на Интернет-форумах благотворительностью занимаются представители экологических организаций (23%), профсоюзных ассоциаций и творческих союзов (18%), молодежных неформальных объединений неполитического характера (17%). Данные проведенного этими специалистами исследования подтверждают наличие потенциала для переноса практики самоорганизации из Интернета в традиционные формы. Среди молодежи традиционная и онлайн-формы самоорганизации пересекаются и взаимодополняются (Мерсиянова., Корнеева, 2011, с. 23). Вовлеченность населения, а особенно молодежи в благотворительную деятельность является важным показателем зрелости гражданского общества и уровня его самоорганизации.

Поскольку в настоящее время поиск смыслов у детей и подростков зачастую

происходит в Интернете, в социальных сетях, необходимо поддержать этот процесс и помочь подрастающему поколению найти себя в меняющемся мире. По мнению Г.А. Асмолова, «модели взаимопомощи и сотрудничества через сетевые технологии должны стать неотъемлемой частью школьной программы. Взаимопомощь, добровольчество и сетевые технологии должны сделаться не только фактором эволюции, но и фактором образовательной политики» (Асмолов, 2011).

2014 год стал знаковым в плане серьезных изменений, происходящих в государственной политике поддержки добровольчества в сфере образования. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, согласно Концепции развития дополнительного образования детей, предполагает «внедрение системы выявления и учета (в том числе и при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность» (Педагогика достоинства..., 2014, с. 76).

Отрадно заметить, что особенно большое внимания сегодня уделено различным формам стимулирования школьников к участию в волонтерских проектах. Так, в документе «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 839) есть раздел IV - Учет индивидуалънъх достижений поступающих при приеме на обучение1.

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления соответствующих баллов поступающему, который представил документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений, и включаются в общую сумму конкурсных баллов. В п. 44 раздела IV указывается, что при приеме на обучение по

1 См.: URL http://base.garant.ru/70731218/

программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и/или золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием;

3) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет) ;

4) участие и/или результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и/ или преимуществ при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления) и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях

В последние годы накоплен огромный практический опыт реализации волонтерских проектов как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Сегодня необходимы системный анализ этого опыта, экспертная оценка его результативности для разработки стратегических направлений развития национальных моделей добровольчества. Представляется, что именно успешное проведение Олимпиады в Сочи и роль в этом волонтеров существенно изменили у большинства граждан нашей страны понимание и значение добровольческой активности для перспектив развития российского общества.

Х.Т. Заглади-на, руководитель Центра социализации, воспитания и неформалъно-го образования ФИРО, кандидат исторических наук

об авторе

С уверенностью можно констатировать процесс кардинальных изменений в государственной политике поддержки волонтерства (добровольчества). Вместе с тем нормативно-правовое обеспечение развития волонтерст-ва в общеобразовательной школе нуждается в подготовке и принятии норм и правил, детально регулирующих добровольческие усилия школьников как элемент их индивидуальных достижений.

и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

5) выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения).

Кроме того, «Методические рекомендации по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета» (утв. Министерством образования и науки РФ 20 февраля 2015 г. № АК-10/05вн) также обращают особое внимание поступающих на учет их достижений в области общественной (в том числе и волонтерской) деятельности. Так, в п. 5 Методических рекомендаций указывается: «С учетом особого внимания к развитию волонтерского движения образовательные организации высшего образования по своему усмотрению могут учитывать осуществление волонтерской "добровольческой" деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четырех лет). Рекомендуется учитывать осуществление волонтерской деятельности для лиц, являющихся членами волонтерских организаций»2. Примеры учета индивидуальных достижений см. в табл.

Э.Д. Кондракова, проректор по формированию социальных компетенций, гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере Пятигорского государственного лингвистического университета, член Совета Ассоциации волонтерских центров России, кандидат педагогических наук, профессор

Таким образом, с уверенностью можно констатировать процесс кардинальных изменений в государственной политике поддержки волонтерства (добровольчества). Вместе с тем нормативно-правовое обеспечение развития волонтерства в общеобразовательной школе нуждается в подготовке и принятии норм и правил, детально регулирующих добровольческие усилия школьников как элемент их индивидуальных достижений.

Необходимы также практические рекомендации, четко устанавливающие порядок оценки волонтерского труда учащихся и предусматривающие дополнительные моральные стимулы для школьников, реализующих волонтерские проекты.

В этом плане для формирования нормативно-правового «пакета», оценивающего волонтерство как часть индивидуальных достижений поступающих в вузы, необходимо учесть опыт деятельности волонтерских центров, осуществлявших подготовку персонала (по важнейшим направлениям) для Олимпиады в Сочи3. Использование этого опыта, на наш взгляд, позволит выделить четкие критерии оценки добровольческой активности школьников и создаст механизм противодействия для возможных злоупотреблений в этой сфере.

На экспериментальных площадках ФИРО осуществляется научно-исследовательская и практическая работа по изучению опыта деятельности детско-юношеских волонтерских организаций, созданию условий для развития процесса формирования гражданской идентичности, готовности к продуктивным социальным действиям и становлению социально-психологической зрелости личности. Кроме того, были проведены два Всероссийских конкурса по поддержке творчески активных педагогов и специалистов, мотивированных на развитие новых образовательных практик, которые способствуют вовлечению детей и подростков в добровольческое движение,

2 См.: URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

3 В результате конкурсного отбора в 2010 г. были созданы 26 волонтерских центров на базе высших образовательных учреждений и обучено 25 тыс. человек. Подготовка волонтеров проводилась по 11 направлениям: «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпизм».

Таблица

Примеры учета индивидуальных достижений в ряде ведущих вузов страны в период вступительных испытаний 2015 г.

Вуз Чемпионский статус ГТО Аттестат с отличием Волонтерская деятельность Сочинение

МГУ им. М.В. Ломоносова 4 6 0 0-10

МГТУ им. Н.Э. Баумана 10 2 4 0 1-3

МФТИ 0-2 1 1 1-2

ВШЭ 3-4 1 2 0 0-10

МГИМО 3 1 3 0 -

ГУУ 1 1 5 0 0-10

МГСУ 10 5 0 0-10

МИСИС 10 3-5 10 0 0-10

МАТИ 5 2-3 5 1-4 0-10

МГЛУ 0 3-5 10 0 не учитывается

МИФИ 10 2 10 1-3 0-3

МЭСИ 2 5 0 5

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2 1 5 0 1

РНИМУ им. Н.И. Пирогова 5 3-4 5- 0 0-10

РГГУ 0-10

РУДН 3 1 3 0 0-10

Финансовый университет при Правительстве РФ 3 7 0 1

РЭУ им. Г.В. Плеханова 2 2 4 0 0-10

РГУНГ им. И.М. Губкина 10 1 7 0 1

МАИ 0-10

МИИТ 10 10 0 0-10

РАНХиГС 2 3 0 0-10

МПГУ 2 5 0 0-10

СПбГУ 3 1 1 1

СПбГПУ 0-10

Медицинский университет им. акад. И.П. Павлова 3 3 2 0-1

РГПУ им. А.И. Герцена 2 3 0 0-10

УрФУ 0-10

УрГПУ 1 2 1 0-1

ТулГУ 3 1 3 0 0-10

ТГПУ им. Л.Н. Толстого 3 4 0 0-10

Сибирский федеральный университет 7-10 1 10 2 1

Северо-Восточный федеральный университет 3-5 1-2 5 0 0-10

Казанский (Приволжский) федеральный университет 2 3 0 0-4

Дальневосточный федеральный университет 5-10 2-4 5 0 0-5

Балтийский федеральный университет им. И. Канта 2 3 1 0-10

формированию у молодых людей на- Пятигорского государственного лин-выков гражданского участия. гвистического университета. Волон-В контексте вышеизложенного ин- теры этого центра ведут большую ра-тересен опыт деятельности Волонтер- боту по внедрению добровольческих ского центра «Профи-соци-лингва» практик в образовательную среду школ

100

Именно подходы, учитывающие особенности образовательной среды в многонациональном российском обществе, во многом предопределяют эффективность и практическую значимость добровольческих проектов. Универсальность волонтерства как инструмента развития вариативного образования позволяет формировать интерактивные технологии и новые социальные компетенции школьников. Многие старшеклассники на деле получают ценный опыт социализации, что способствует созданию основы для построения индивидуальной траектории развития профессиональной карьеры.

Северо-Кавказского федерального округа. Это имеет особую значимость в условиях поликультурного образовательного пространства республик данного округа. В частности, ежегодно проводимый конкурс «Педагогический дебют» позволил сформировать настоящую многонациональную волонтерскую «элиту». Реализация проектов конкурса проходит на базе школ г. Пятигорска, в 2015 г. одним из ярких его результатов стало выявление талантливых школьников.

Именно такие подходы, учитывающие особенности образовательной среды в многонациональном российском обществе, во многом предопределяют эффективность и практическую значимость добровольческих проектов. Универсальность волонтерства как инструмента развития вариативного образования позволяет формировать интерактивные технологии и новые социальные компетенции школьников. Многие старшеклассники на деле получают ценный опыт социализации, что способствует созданию основы для построения индивидуальной траектории развития профессиональной карьеры.

Центр развития молодежных волонтерских программ Центрального федерального округа совместно с общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» и ФИРО проводит ежегодный Всероссийский конкурс молодежных волонтерских проектов «Добрая воля, здоровое сердце, чистая

страна!». Целями данного конкурса являются пропаганда здорового образа жизни, массового спорта и основополагающих идей комплекса ГТО среди детей и молодежи, воспитание таких общечеловеческих ценностей, как нравственность, милосердие, дружелюбие, патриотизм, толерантность, чувство красоты и гармонии через создание и реализацию социально значимых инициатив. В 2015 г. было подано свыше двухсот заявок, представляющих различные регионы России (от Санкт-Петербурга до Республики Саха).

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что конкурс стал федеральной коммуникационной площадкой всероссийского экспертного сообщества. Системный анализ проектов конкурса позволяет сформировать достаточно цельное представление о достижениях и проблемах волонтерства в Российской Федерации. Думается, что эффективность добровольческой деятельности в современной школе во многом будет зависеть от высоко технологичного экспертного проектирования, конструктивного взаимодействия всех заинтересованных субъектов образования. Авторский коллектив статьи уверен: расширение государственной поддержки волонтерства на федеральном уровне создает принципиально новые возможности для преодоления патерналистских настроений, привлечения юношества к более активному участию в решение социальных проблем общества на добровольной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов Г.А. Интернет, сетевое общество и взаимопомощь как стандарт образования // Образовательная политика. 2011. № 1 (51). С. 57-58.

2. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: НИУ ВШЭ, 2011.

3. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования / Под общ. ред. А.Г. Асмолова; введение А.Г. Асмолова. М.: ФИРО, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.