Научная статья на тему 'СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ С.П. ДЯГИЛЕВА'

СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ С.П. ДЯГИЛЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сергей Павлович Дягилев / служение Отечеству / идеализм / семейные традиции / искусство / культурный проект / воспоминания / «Мир искусства» / «Русские сезоны» / волевая натура / коллекционирование / Sergey Pavlovich Diaghilev / service to the Fatherland / idealism / family traditions / art / cultural project / memories / «World of Art» / «Russian Seasons» / strong-willed nature / collecting
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ С.П. ДЯГИЛЕВА»

Яковлева Е.Л.

д.филос.н., кандидат культурологии, доцент, профессор Казанского инновационного университета

[email protected]

СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ С.П. ДЯГИЛЕВА

Ключевые слова: Сергей Павлович Дягилев, служение Отечеству, идеализм, семейные традиции, искусство, культурный проект, воспоминания, «Мир искусства», «Русские сезоны», волевая натура, коллекционирование.

Keywords: Sergey Pavlovich Diaghilev, service to the Fatherland, idealism, family traditions, art, cultural project, memories, «World of Art», «Russian Seasons», strong-willed nature, collecting.

В современных условиях остро стоит проблема принятия российским народом сложившегося положения дел, демонстрации собственного величия и национальной идентичности. Безусловно, выполнение столь грандиозной миссии зависит от гражданской позиции каждого россиянина. И в этом сложном процессе в условиях нестабильности, неопределенности и нагнетания страхогенности бытия огромное значение имеют примеры реальных людей, оказавшихся в сходных условиях существования. Модель жизни яркой исторической личности наглядна, что оказывает поддержку любым начинаниям Других, вызывая у них желание подражать подобному. В связи с этим вспомним некоторые страницы биографии великого импресарио Сергея Павловича Дягилева (1872-1929). О нем его соратник А. Бенуа сказал, что он был стихийным человеком и характерной фигурой России. Современник маэстро Ф. Стейгмюллер справедливо заметил, что Дягилев «открыл Россию русским, открыл Россию миру». Необходимо подчеркнуть, живя в Западной Европе, Сергей Павлович мастерски держал все удары судьбы, демонстрируя (противо)стояние в бытии с русским колоритом. Его деятельность можно охарактеризовать как служение Отечеству.

Путь первопроходца причудлив и труден. Этот путь усложняется и непривычными условиями жизни, связанными с отрывом от своих корней, сохранением памяти о них и желанием явить их миру. Такова была судьба С.П. Дягилева. В безвыходных ситуациях его спасало то, что он был переполнен безудержной стихией русской творческой силы (А.Я. Головин). Он был личностью увлекающейся, с грандиозными планами и проектами. Премьера каждого его детища превращалась в яркое культурное событие. Согласно мнению хореографа М. Фокина, Дягилев был «пропагандистом, эстетом, просвещенным любителем, энтузиастом, организатором», связанным с творческими людьми1.

Сергей Павлович Дягилев, будучи идеалистом, мечтал преобразовать мир и личность на основе законов красоты и искусства. У него сформировался собственный идеал, связанный со «стремлением с помощью культуры воссоздать идеальную сферу общения, образцом которой выступали воспоминания о семейных праздниках в родовом име-нии»2. Это ключевая идея стала стержнем всей его жизни и творчества. Образцом подобной среды стала для маэстро его семья и семейные традиции, родовое имение Бикбарда и Пермь, где прошли детство и гимназические годы. Балерина Тамара Карсавина в своих мемуарах отмечала, что Дягилев «под маской отчужденности бережно хранил воспо-

3

минания прошлого» , воспоминания о своем детстве.

В родовом имении проводились с русским размахом семейные праздники и музыкальные вечера, сопровождающиеся постановками сцен из опер М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ш. Гуно. Помимо концертов и спектаклей в семье очень любили постановки живых картин по произведениям художников: их детализировано ставили, воспроизводя сцены, героев, их костюмы и фон. Интересы семьи родителей Сергея Павловича «концентрировались на искусстве, образовании и путешествиях, что считалось первостепенным для развития кругозора, повышения социального статуса и качества жизни»4. Само искусство ценилось и занимало особую нишу в повседневной жизни семьи. Громадное значение имела и провинциальная атмосфера детства с красивой русской природой, что научило юного Дягилева особому подходу к искусству через его переживание. Как заметил Ф. Ницше, «пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний - это творит высших людей»5. Подобным высшим человеком был С.П. Дягилев, что отразилось и на его служении Отечеству.

Взращиванию идеализма способствовала и культурно-историческая атмосфера серебряного века русской культуры с ее революционными идеями. В дягилевскую эпоху искусство интерпретировалось как культурный проект, способный изменить мир и личность. Проникшись этой идеей, импресарио нес людям красоту и искусство словно прометеевский огонь. Подобно родителям Дягилев всю жизнь принимал участие в благотворительной деятельности,

1 «Русские сезоны» Сергея Дягилева / Ред.-сост. С.З. Кодзова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - С. 138.

2

Ласкин А.С. Русский период жизни и деятельности С.П. Дягилева: Формирование художественных принципов: диссертация на соискание доктора культурологии. - https://www.dissercat.com/content/russkii-period-zhizni-i-deyatelnosti-s-p-dyagileva-

formirovanie-khudozhestvennykh-printsipov

3

Цит. по: Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 364.

4 Схейен Ш. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. - М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2020. - С. 22.

5 Ницше Ф. Злая мудрость. - http://lib.ru/NICSHE/mudrost.txt

организуя выставки, давая концерты и ставя спектакли. Как истинный сын серебряного века, Сергей Павлович оказался той активно действующей фигурой, миссия которой заключалась в реализации проекта улучшения общества и личности посредством искусства. Дягилевская целеустремленность, основанная на страсти к искусству, привела к созданию им грандиозных проектов (концертов, выставок, оперных и балетных спектаклей).

В основе его деятельности лежали воспоминания о детском периоде жизни. Среда просвещенного дилетантизма родителей стала той питательной почвой, из которой выросла дягилевская деятельность как импресарио. Так, первые выступления на Западе назывались Русскими историческими концертами. Их идею и название Сергей Павлович заимствовал у своих родителей. Но связи маэстро помогли укрупнить концепцию концерта, превратив его в антологию русской музыки от М. Глинки до А. Скрябина. Печатная программа концерта была оформлена благодаря редакторскому опыту Сергея Павловича: она содержала не только перечень произведений, но и биографические сведения о композиторах, их автографы и портреты, выполненные кистью русских художников. Так многогранно мир стал знакомиться с русской культурой.

Началом «Русских сезонов» Дягилев считал 1906 год, когда он организовал выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Но исследователи его жизни считают началом сезонов Пермь и Бикбарду. Они были исходным пунктом формирования художественного мировосприятия, музыкальной одаренности, театральности мышления и интуитивного чутья Сергея Павловича. Все в его детстве было проникнуто художественной атмосферой. Именно «здесь пробуждается его интерес к музыке», «он получает первые театральные впечатления», «вбирает в себя все художественные навыки и духовные основы», «подспудно развиваются его организаторские способности и блестящие творческие идеи»1.

Родители Дягилева любили организовывать разные музыкальные сообщества. Например, его отец Павел Павлович в Селищенских казармах собрал любителей пения среди офицеров и создал хор. В 1876 году в Петербурге Дягилевы организовали домашний музыкальный кружок, где разучивали и исполняли современные произведения. Переехав в Пермь, семья создает музыкальный кружок, ставший знаменитым в городе.

Следуя примеру родителей, Сергей Павлович создавал разные сообщества («Мир искусства», «Русские сезоны»), где воплощал собственный идеал о преобразующем и воспитательном потенциале искусства как культурного проекта. Дягилеву была присуща фантастическая энергия организатора (М.В. Добужинский), благодаря чему он объединял людей в творческие сообщества. Он, «подхватив идею своих родителей, поднял ее на более высокий уровень и блестяще реализовал спустя 20 лет в Париже»2. Своим энтузиазмом, целеустремленностью и страстностью Дягилев сплачивал вокруг себя единомышленников, творивших новое искусство. Как считал С. И. Мамонтов, «Дягилев умеет зажигать огнем искусства каждого талантливого человека, раздуть искры дарования»3. Уже руководя «Миром искусства», Сергей Павлович «чувствовал себя человеком, которому предстоит преобразовать страну», а «созданный им журнал был пробным камнем преобразования, первотолчком грядущих перемен»4. За десять лет выставочной деятельности Дягилев создал 19 экспозиций, покоривших не только Россию, но и Западную Европу. Современники считали, что «приемы выставочного дизайна Дягилева превращали его выставки чуть ли не в самостоятельный вид изящных искусств»5. В выставочной деятельности Сергей Павлович тщательно продумывал драматургию, рождающую праздничную атмосферу. Создавая пространство выставки, маэстро не упускал из виду ни одной детали. Настоящим ударом для будущего импресарио стало закрытие «Мира искусств» и потеря экспонатов выставки русских портретов. Собирая экспозицию русских портретов, «Сергей Павлович раньше всех почувствовал, что грядут новые времена, которые неизбежно повлекут за собой изменения в быту, прежде всего в помещичьих усадьбах»: «культ предков многим стал казаться пережитком»6. Своей деятельностью он пытался уберечь от уничтожения искусство прошлых эпох. Дягилев мечтал сохранить собранную им в 1905 году в Таврическом дворце масштабную историко-художественную выставку русских портретистов. Но «хлопоты Дягилева не увенчались успехом, - пришлось возвращать портреты в усадьбы для того, чтобы... почти все они погибли в "иллюминациях" 1905 года (а почти все без исключения, уцелевшие в 1905 году, погибли в революции 1917 года)»7. Данной выставке никогда не суждено повториться и воскреснуть ни в России, нигде в мире. Это был мощный удар по идеализму Дягилева, который он мужественно выдержал.

Тем не менее, Сергей Павлович не опустил руки, став идейным вдохновителем «Русских сезонов» в Западной Европе. Он занимался великим делом с восторгом и энтузиазмом. Как заметил Ф.И. Шаляпин, «вокруг Дягилева движения и жизни было едва ли не больше, чем на всех улицах Парижа»8. Балетные постановки «Русских сезонов» превратились в своеобразную лабораторию (музыкальных, хореографических, художественных) экспериментов. Русские артисты совершали на сцене невозможное, достигнутое путем многочасовых репетиций с тщательной шлифовкой действий каждого персонажа и каждой сцены. Как справедливо вспоминал М. Фокин, «на такой подвиг во имя искусства готов был каждый»9. Дягилев выступал в роли вдохновляющей силы, проявляя художественную прозорливость.

1 Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 72.

2 Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 69.

3 Цит. по: Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 123.

4 Ласкин А. Долгое путешествие с Дягилевыми. - http://opushka.spb.ru/text/laskin_glava1.shtml

5 Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 159.

6 Чернышова-Мельник Н. Д. Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2011. - С. 68.

7 Лифарь С. Дягилев. - СПб.: Композитор, 1993. - С. 153.

8 Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни // Ф. Шаляпин Страницы из моей жизни. - М.: Книжная палата, 1990. - С. 176.

9 «Русские сезоны» Сергея Дягилева / Ред.-сост. С.З. Кодзова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - С. 76.

Так, балеты И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», связанные с русским фольклором и архаикой, поразили воображение западноевропейской публики, открывшей для себя русскую старину и традицию. Необходимо признать, что публика не всегда могла оценить инициативы и новации дягилевских постановок. Как заметил И. Стравинский, испытавший провалы некоторых своих произведений в антрепризе, в своем снобизме зрители нередко глупы и тупы, а «зрительный зал выказывает полное отсутствие воспитания»1. Тем не менее, Дягилев был непреклонен в своей деятельности и вел наступательную русскую линию в театральном пространстве Западной Европы.

Особую роль в дягилевском служении Отечеству сыграла его волевая натура. Мачеха в детстве учила мальчика не произносить фразы я не могу, потому что, когда хотят - всегда могут2 Как известно, «желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера»3. Умение хотеть двигало все само собой. Благодаря подобному воспитанию Сергей Павлович сформировал жизненное кредо, изложив его в статье «Европейские выставки и русские художники»: «Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступить сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности. Отвоевав себе место, надо сделаться не случайными, а постоянными участниками в ходе общечеловеческого искусства»4. Данному принципу импресарио следовал всю жизнь, буквально прививая вкус публике и воспитывая ее в духе новаторских постановок своей антрепризы. В критических ситуациях Дягилев шел напролом, не желая капитулировать. «Чем больше на пути Дягилева будет возникать препятствий, тем крепче будет становиться его энергия и его воля»5. Сосредоточенная в Дягилеве сила воли «могла объединить все невероятное разнообразие индивидуальностей» (М.В. Добужинский)6, что способствовало осуществлению грандиозных проектов. По мнению Н.К. Рериха, «в самые трудные часы Дягилев не падал духом»: «у него хватало природной стойкости, чтобы одиноко, на своих плечах, выносить и разрешать самые запутанные положения»7. Игоря Стравинского поражала воля и целеустремленность Дягилева, его выдержка и упорство в достижении поставленных задач. «Работать с этим человеком всегда бывало и страшно, и в то же время спокойно, настолько неодолимой была его сила»8.

Жизненное кредо идти напролом, которому импресарио следовал до конца своих дней, помогало ломать стереотипы в искусстве и пропагандировать русскую культуру. Он был личностью петровского склада: ему удалось «в едином сплаве сочетать все самые типичные русские элементы с духовными богатствами Запада»9. Сделав ставку на балет, Дягилев придал ему современные чувствования, одновременно изнеженные, изломанные и болезненные. Броские декорации, иступленные движения в сценографии, новые звучания производили впечатление на публику, влияя на ее мирочувствование. Внедряемые им новшества опережали время.

Тоска по Родине и невозможность съездить в советскую Россию были особой, довольно болезненной темой в жизни Дягилева. Неосуществимость поездки на Родину была замещена коллекционированием русских книг. В импресарио жил микроб коллекционерства (С. Лифарь). Н.К. Рерих причину коллекционирования увидел в идее сохранения русской литературы, которую «надо спасать и окружить особой бережностью»10. В поисках старых изданий Сергей Павлович колесил по всей Европе, проводя по много часов в букинистических лавках. В своей коллекции он собрал более 2 тыс. редких русских книг, в том числе, с автографами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Для хранения книг он снял в Париже квартиру. Для своей коллекции «он писал фишки, в которые заносил о своих редких экземплярах все сведения, какие только мог найти в библиографических указателях и справочниках»11. Дягилев мечтал открыть в Европе крупное книгохранилище русских изданий, но его мечтам не суждено было сбыться. Смерть нарушила все планы русского импресарио, делавшего великое дело, связанное с распространением русской культуры и искусства в Западной Европе.

В заключении выделим следующие моменты. Служение Отечеству в жизни Дягилева выразилось в его духовно-практической деятельности, отличавшейся космополитическими взглядами и русским размахом. Она была направлена на перспективу и поиск нового, что позволило остаться его имени в анналах истории культуры и искусства. Жизнь Дягилева была насыщена коллизиями, борениями за идеи, переживаниями, мечтами и их сбываниями/несбываниями. Воспринятые в детстве семейные ценности развернулись в грандиозный культурный проект, связанный с распространением ценностей русской культуры по всему миру. Реализуя его, Дягилев проявлял себя толе-рантно и одновременно деспотично, играя по своим правилам. В этом ему помогала сила воли. Великий русский импресарио прославлял русское искусство на чужбине. Россия была его истоком и домом, а в Западной Европе он был скитальцем, распространявшим идеи русской культуры и искусства. Сохранив в памяти патриархальность уклада жизни русской провинции и традиции, он пытался передать их публике через искусство. Результатом его деятельно-

1 Стравинский И. Хроника моей жизни // И. Стравинский. Хроника. Поэтика. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. -

С. 85.

2

Цит. по: Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 113.

3 Ницше Ф. Злая мудрость. - http://lib.ru/NICSHE/mudrost.txt

4 Цит. по: Брезгин О. Сергей Дягилев. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С. 113.

5 Лифарь С. Дягилев. - СПб.: Композитор, 1993. - С. 56.

6 «Русские сезоны» Сергея Дягилева / Ред.-сост. С.З. Кодзова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - С. 32.

7 Там же, с. 238.

8 Стравинский И. Хроника моей жизни // И. Стравинский. Хроника. Поэтика. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. -

С. 27.

9 Там же, с. 75.

10 «Русские сезоны» Сергея Дягилева / Ред.-сост. С.З. Кодзова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - С. 238.

11 Лифарь С. С Дягилевым // С. Лифарь. Страдные годы. С Дягилевым. - Киев: Муза, 1994. - С. 250.

сти стало новое восприятие России европейцами. Россия была признана как культурная и одаренная нация. Биография С.П. Дягилева и его начинания служат наглядным примером для современных россиян в служении Отечеству и возможности распространения великой русской культуры, несмотря ни на какие жизненные коллизии. Необходимо подчеркнуть, что примеров жизни личностей, подобных по масштабу фигуре С.П. Дягилева, в российской истории предостаточно. Необходимо каждому выбрать своего героя и следовать его примеру, в чем усматривается определенная доля идеализма в условиях общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.