ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEOLOGICAL RESEARCH
***
УДК [94+27](476) ГРНТИ 03.17
СЛУЖЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВАХРОМЕЕВА) КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА
Воробьёв Павел Анатольевич
Белорусский государственный университет Магистр исторических наук Республика Беларусь, г. Минск [email protected]
SERVICE OF METROPOLITAN FILARET (VAKHROMEEV) AS A REFLECTION OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN BELARUS OF THE LAST QUARTER OF THE XX CENTURY
Pavel A. Vorobyev
Belarusian state University Master of historical sciences Republic of Belarus, Minsk [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена деятельности митрополита Филарета (Вахромеева), главы Русской Православной Церкви в Беларуси в 1978-2013 гг., направленной на возрождение церковноприходской жизни белорусского народа в последней четверти XX века. В статье рассмотрены основные вехи в жизни архиерея, его личный вклад в укрепление всемирного миротворческого движения и межконфессиального мира в Беларуси, восстановление белорусской системы православного образования, развитие диалога между церковным и светским сообществами.
ABSTRACT
The article is devoted to the activity of Metropolitan Filaret (Vakhromeev), the head of the Russian Orthodox Church in Belarus in 1978-2013, aimed at the revival of the parish life of the Belarusian people in the last quarter of the XX century. The article deals with the main milestones in the life of the Bishop, his personal contribution to the strengthening of the world peace movement and inter-confessional peace in Belarus, the restoration of the Belarusian system of Orthodox education, the development of dialogue between the Church and secular communities.
Ключевые слова: митрополит Филарет (Вахромеев); Русская Православная Церковь в Беларуси; Белорусский Экзархат Московского Патриархата; межконфессиональная толерантность.
Key words: Metropolitan Filaret (Vahromeev); the Russian Orthodox Church in Belarus; the Belarusian Exarchate of the Moscow Patriarchate; inter-confessional tolerance.
Вопрос о вкладе харизматичных личностей в историю человечества всегда волновал историков. Вспомним хотя бы «Жизнь 12 цезарей » Светония. Одни историки видят главную движущую силу исторического процесса в попытках человека удовлетворить свои экономические требования, другие - в достижении политической власти и ее удержании, третьи - в конкретных личностях, «перевернувших мир» и т. д.
Даже главный принцип воспитания состоит в том, что детей убеждают не высокопарные слова взрослых о том, что можно, а чего нельзя, а личный пример своих наставников. Данный принцип применим и к современному белорусскому обществу, которое невольно наблюдает за тем, в какой мере православная церковь, проповедующая любовь, радость, смирение и нестяжательство, следует евангельским предписаниям.
В этом отношении для нас весьма интересна личность Почетного Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева), что составляет объект нашего исследования. Интерес обусловлен тем, что в этом человеке, его деятельности сосредоточились и получили практическое применение идеи о значительном влиянии харизматичной персоны на жизнь общества, о действенности выше указанного принципа воспитания через личный пример, о
возможности и важности слова подкреплять делом. Феномен личности митрополита Филарета можно выразить краткой фразой: «Из потомственных российских дворян, коренной москвич, духовный авторитет среди белорусских священников и мирян, Герой Беларуси».
Историографическое внимание к его личности отражают посвященные ему библиографический справочник (1997 г.), книги «В послушании преданный» (2003 г.) и «Жизнь на пути правды (Митрополит Филарет из рода Вахромеевых)» (2010 г.). Статья А. Курьяновича (2011 г.) посвящена деятельности митрополита Филарета в качестве депутата Верховного Совета Республики Беларусь XII созыва и т. д.
Несомненно, углубленное исследование деятельности главы Русской Православной Церкви в Беларуси в период 1978-2000 гг. позволяет нам лучше понять новейшую историю церкви и белорусского государства.
Кирилл (при монашеском постриге - Филарет) Варфоломеевич Вахромеев родился 21 марта 1935 г. в Москве. Воспитывался в семье верующих-интеллигентов. Отец, Варфоломей Александрович, был родом из Ярославских потомственных дворян Вахромеевых. Его отец, мать Александра Федоровна и старшая сестра Ольга - все они связали свою жизнь с преподаванием музыки. В 1953 г. он окончил среднюю школу и параллельно хоровое отделение музыкальной школы, директором которой был его отец.
Затем он поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Практически в течение всего времени обучения в ней Кирилл Вахромеев выполнял обязанности иподиакона при Патриархе Московском и всея Руси Алексии I (Симанском), который, несмотря на запрет советского руководства принимать в духовные школы представителей столичной интеллигенции, помог ему поступить в семинарию. Спустя четыре года, завершив обучение в семинарии, он продолжил свое духовное образование в Московской духовной академии (МДА).
Определяющим событием для него стало принятие монашества с именем Филарет, состоявшееся 3 апреля 1959 г. Вскоре монах Филарет был рукоположен
в иеродиакона. В 1961 г. он окончил академию со степенью кандидата богословия и был рукоположен в сан иеромонаха, а 4 августа 1963 г. - в сан игумена. Будучи уже в сане архимандрита 17 октября 1963 г. он вступил в должность секретаря Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) по вопросам христианского единства. В связи с фактом нового назначения считаем важным отметить, что еще по окончании академии иеродиакон Филарет был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций на III курсе по истории и разбору западных исповеданий.
Согласно постановлению Священного Синода от 8 октября 1965 г., архимандрит Филарет был назначен епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии с последующей хиротонией в сан епископа.
Весной 1966 г. епископ Филарет стал ректором (до этого был ее инспектором) Московских духовных академии и семинарии (МДАиС) с новым титулом епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 18 апреля 1973 г. архиепископ (в чине с 1971 г.) Филарет был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы.
В 1975 г. был возведен в сан митрополита. Особенно важным для нас как исследователей является решение Священного Синода от 29 сентября 1978 г. о его переводе в Минско-Белорусскую епархию - единственную на тот момент православную епархию в БССР. К тому же на него были возложены обязанности Патриаршего Экзарха Западной Европы.
Перед митрополитом Филаретом стояла сложная задача налаживания церковной жизни в Беларуси в условиях общего тяжелого положения Русской Православной Церкви в СССР. В 1978 г. на территории БССР насчитывалось всего лишь 369 православных приходов, действовал только один Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь, в котором вынужденно проживали и монахини, перебравшиеся туда после закрытия в республике всех женских обителей.
М. Егоров, вспоминая о советских реалиях, отметил, что с церковью ни государственные, ни общественные организации практически не сотрудничали, а единственной организацией в Беларуси, которая сотрудничала с ней, был Белорусский фонд мира [8, 52]. И сам митрополит Филарет признает, что «в 1980-е гг. у церкви и государства была, наверное, единственная точка совпадения интересов - миротворческое движение» [цит. по: 11, 388].
Благодаря активности нового архиерея наблюдалось увеличение числа семинаристов - выходцев из Беларуси - в духовных школах за пределами БССР: в Ленинграде, Москве и Одессе. Митрополит Филарет в обход негласных запретов со стороны властей подписывал рекомендации на поступление. Минская духовная семинария была закрыта еще в 1963 г.
В целом, власти всячески ограничивали участие детей и молодежи в церковной жизни, в том числе в богослужениях. Нынешний архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) вспоминает, что до момента назначения митрополита Филарета в Беларусь механизм «отлучения» от храма молодежи был примитивно прост: (по распоряжению государственных и партийных служащих - П. В.) молодежь прогоняли церковные работники [8, 144] . С назначением Филарета началось омоложение состава мирян и клира, возобновлялось общение между священником и несовершеннолетними.
Чиновниками находились разные причины, чтобы епископ не приезжал на далекий сельский приход и не поднимал религиозный дух населения, из-за чего митрополиту Филарету приходилось убеждать Председателя Совета по делам религий, что никаких контрреволюционных действий с его стороны не будет [8, 280].
Экс-уполномоченный Совета по делам религий по Минску и Минской области (1976-1985 гг.) И. Плахотнюк в своих мемуарах пишет, что с первых дней служения митрополита Филарета в Беларуси вряд ли у кого из высокопоставленных лиц возникала мысль посоветовать ему штатский костюм при посещении присутственных мест, что практиковалось ранее [8, 298]. Это подтверждают слова протоиерея Феодора Повного, тогдашнего иподиакона при
митрополите Филарете: «Владыка надевал гражданский костюм лишь тогда, когда отправлялся на прием к врачу» [8, 302].
По примеру своего наставника - митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) - он проявлял широкую активность в экуменическом и миротворческом движениях. Его международный авторитет способствовал ослаблению государственного давления на церковь [8, 6]. Только за один 1979 г. Беларусь посетили 23 иностранных делегаций. Властям нужно было показать советскую действительность в лучшем свете, продемонстрировать «реальность» свободы слова и вероисповедания в СССР.
14 апреля 1981 г. митрополит Филарет был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) и постоянным членом Священного Синода. Председательство в Отделе содействовало налаживанию не только межцерковных связей Русской Православной Церкви, но и личных, плодотворных для Минско-Белорусской епархии контактов.
К слову, миротворческая деятельность минского митрополита была признана советским государством: 22 мая 1981 г. он был награжден Почетной медалью Советского фонда мира «за заслуги перед Движением в деле укрепления мира между народами». Он также стал главным организатором и председателем всемирной конференции под общим названием «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», которая проходила с 10 по 14 мая 1982 г. в Москве и собрала 600 представителей разных религий из 90 стран мира.
После того как в 1983 г. в Советском комитете защиты мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами миротворцев, ее председателем единодушно избрали митрополита Филарета.
Отметим, что из воспоминаний народного художника СССР М. Савицкого также следует, что архиерей материально поддержал белорусское общество «Радзiма», которое занималось связями (преимущественно культурными) с эмигрировавшими соотечественниками. В свою очередь, при поддержке М.
Савицкого удалось добиться разрешения властей на строительство нового здания Минского епархиального управления, завершенное в 1985 г
Дело в том, что накануне приезда в Беларусь митрополита Филарета местные власти снесли архиерейский (как его называли) домик возле Дома Правительства, из-за чего главе Минско-Белорусской епархии приходилось проживать и работать в деревянном доме на Долгиновском тракте.
Важно отметить, что после проведения в 1986 г. XXVII съезда ЦК КПСС, принявшего новую программу партии, в которой говорилось о распространении научно-атеистического мировоззрения и религия отнесена к области патологических отклонений, ее Генеральный секретарь М. Горбачев впоследствии все-таки стал избегать со своей стороны прямых выпадов против веры [15, 385].
В 1988 г. митрополит Филарет был включен в Избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от Советского Комитета защиты мира и от Ассоциации содействия ООН в СССР. Тогда же состоялся чуть ли не первый в советской Беларуси контакт церкви со светскими учеными посредством проходившей в Минском епархиальном управлении церковно-исторической конференции. По мнению Г. Шейкина, именно «благодаря Владыке Филарету церковно-исторические исследования в Беларуси сдвинулись с мертвой точки» [8, 118].
В условиях начавшейся в СССР политики «перестройки», составной частью которой стал принцип гласности, в 1988 г. православные священнослужители получили доступ к СМИ, их стали приглашать для проведения встреч с общественностью и для участия в различных форумах и собеседованиях. Такой поворот связан, в первую очередь, с широким празднованием 1000-летия Крещения Руси, получившим мировой резонанс.
Знаменательным событием в жизни Русской Православной Церкви в Беларуси стало учреждение в 1989 г. Белорусского Экзархата Московского Патриархата (второе название - Белорусская Православная Церковь), наделенного определенной самостоятельностью [2, 12]. Новую церковно-
административную единицу (включавшую на тот момент Минскую, Полоцкую, Пинскую и Могилевскую епархии) возглавил митрополит Филарет, получивший титул «митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси» [4, 33].
В связи с новым назначением было удовлетворено прошение митрополита Филарета об освобождении его от должности Председателя ОВЦС. Ведь из-за частых поездок из Минска в Москву не хватало времени на управление Экзархатом и даже на сон. При этом за ним сохранялось место постоянного члена Священного Синода, но уже в качестве главы Белорусского Экзархата [5, 4].
По вопросу образования Белорусского Экзархата сам митрополит Филарет, инициатор идеи создания, дал в 1991 г. следующую оценку: «С этого момента в истории Православной Церкви в Беларуси впервые появляется институт Экзархата. Это не формальный акт: его проявление - это ответ на злобу дня, ибо статус Экзархата предоставляет Белорусской Православной Церкви более самостоятельный образ действий» [1, 6].
Тем временем Экзархат разрастался: к началу 1991 г. в Беларуси насчитывалось уже около 660 православных приходов, что на 291 приход больше в сравнении с майским показателем 1988 г. Увеличивалось число епархий и епископов. Так, в июне 1989 г. были учреждены епархии в Полоцке, Могилеве и Пинске, в январе 1990 г. появились таковые в Гомеле и Бресте, в феврале 1992 г. - в Новогрудке и Гродно (титул митрополита Филарета изменился на «митрополита Минского и Слуцкого»), а в мае 1992 г. - в Турове и Витебске.
Осенью 1989 г. в стенах Жировичского монастыря возобновила свою деятельность Минская духовная семинария (МинДС), первый курс которой составили 42 студента [3, 12]. О необходимости открытия в Беларуси семинарии говорилось в докладе председателя Учебного комитета архиепископа Дмитровского Александра (Тимофеева) еще в 1988 г. До этого, несмотря на отсутствие духовной семинарии в Беларуси, проблема повышения образовательного уровня духовенства частично решалась посредством организации при Жировичском монастыре ежегодных образовательных курсов.
Интересен тот факт, что около 600 книг из личной библиотеки для семинарии пожертвовал сам митрополит Филарет. В том числе, был передан экземпляр одной из первых печатных книг на землях Восточной Европы -«Апостола», изданного в Москве в 1564 г. И. Федоровым и уроженцем Беларуси П. Мстиславцем.
В том же 1989 г. была образована Библейская Комиссия Белорусского Экзархата. По распоряжению митрополита Филарета началась работа по церковному переводу на белорусский язык Нового Завета, главной целью которого являлось соборное вырабатывание литургического стиля белорусского языка. Член Библейской Комиссии Т. Матрунчик поясняет это также тем, что «поскольку сегодня невозможно обеспечить изучение церковно-славянского языка как элемента в нашей системе образования, то существование переводов -действенное средство для постижения современным сознанием глубины православного богослужения» [8, 135].
9 мая 1990 г. митрополит Филарет вошел в состав Синодальной Библейской Комиссии Русской Православной Церкви, а 16 июля вступил в должность Председателя Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. Он не побоялся сказать общественности обо всей трагичности последствий взрыва, что тогда замалчивалось.
Относительно вопроса межконфессионального мира в Беларуси показательны воспоминания католического кардинала Казимира Свёнтэка. Поздравляя его с назначением на должность митрополита Минского и Могилевского, Филарет вручил католическому архиерею икону св. Николая Чудотворца, которого почитают верующие обеих конфессий, и пожелал: «Пусть общее почитание святого Николая послужит символом нашего будущего единства [в данном случае говорится о единстве усилий, а не про объединение конфессий - П. В.]. И да поможет нам в этом Господь» [8, 75].
В период с 1990 по 1995 гг. митрополит Филарет являлся депутатом Верховного Совета БССР (Республики Беларусь) 12-го созыва, где возглавлял временную комиссию по вопросам депутатской этики.
Уникальным событием в истории отечественной церкви стал первый визит Патриарха Московского и всея Руси на белорусские земли, который состоялся в июне 1991 г. Алексий II (Ридигер) посетил районы, наиболее пострадавшие от ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Патриаршие визиты с тех пор стали регулярным явлением.
В 1993 г. Патриарший Экзарх всея Беларуси возглавил Синодальную Богословскую Комиссию Священного Синода, которая ранее называлась Комиссией по вопросам христианского единства. По мнению митрополита Филарета, «большинство проблем, возникающих сегодня в жизни и служении Православной Церкви, имеют богословский характер» [цит. по: 8, 43].
В 1994 г. митрополит Филарет был признан человеком года Беларуси. Тогда же был осуществлен первый выпуск студентов, которые прошли 5-летнюю программу обучения в семинарии. МинДС с тех пор обеспечивала высшее, а не среднее богословское образование. К слову, в духовных семинариях Москвы и Санкт-Петербурга первый такой выпуск был осуществлен только в 2002/2003 учебном году. В 1996 г. на базе семинарии была открыта Минская Духовная Академия (МинДА), чья учебная программа предусматривает трехлетнее обучение с присвоением ее выпускникам степени кандидата богословия.
1 октября 1993 г. в Минске был открыт факультет теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Европейского гуманитарного университета (ЕГУ), первым деканом которого стал митрополит Филарет. Учебный план факультета получил государственное признание, что в результате привело к регистрации специальности «теология» в официальном реестре Республики Беларусь.
В 1997 г. брестский художник-эмальер Н. Кузьмич завершил работы по изготовлению копии белорусской святыни - воздвизального Креста прп.
Евфросинии Полоцкой - бесследно пропавшего в 1941 г. Митрополит Филарет для столь ответственного задания лично искал мастера.
Одним из плодов сотрудничества этих лет между государством и церковью стало учреждение в 1997 г. ежегодной премии «За духовное возрождение».
Начиная с сентября 1997 г. по благословению митрополита Филарета в Минском Свято-Петро-Павловском Соборе на белорусском языке регулярно стали совершаться молебны за белорусский народ с акафистом св.
мч. Антонию, Иоанну и Евстафию Виленским, а с января 1999 г. - Божественная литургия.
Данные на 1998 г. показывают, что во многом благодаря усилиям митрополита Филарета в границах Белорусской Православной Церкви насчитывалось 5 мужских (79 насельников, из которых 43 монашествующих) и 7 женских (153 насельницы, из которых 92 монашествующих) монастырей, 13 православных братств и 21 сестричество. Систему духовного образования Экзархата составили академия, семинария, богословский факультет, Минское духовное училище, регентская школа, регентские курсы, школа катехизаторов, 2 детские иконописные школы, 200 воскресных школ. Сюда же относятся 9 церковных газет и 6 журналов, свечной завод, 2 свечных мастерских при храмах и одна по иконописи, а также мастерская резьбы по дереву, одна по чеканке и 2 по швейному делу (без учета монастырских мастерских) [19, 79-80].
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в свое время высказался о служении митрополита Филарета в Беларуси следующим образом: «[Он] не устает напоминать своим современникам о том главнейшем принципе, на котором строится всякая человеческая жизнь: никакой внешний, даже самый справедливый порядок не сделает нас счастливыми, пока не будет порядка в нас самих, в нашем отношении к Богу и ближним» [8, 51].
Подводя к логическому концу наше повествование, мы предлагаем следующие выводы:
1) личность митрополита Филарета (Вахромеева) характеризуют такие слова, как добрый пастырь, богослов (одно из главных его произведений -«Богословие добрососедства») и философ (сам он убежден, что православное
богословие может развиваться только в тесной связи, в диалоге с философской мыслью);
2) митрополит Филарет - архиерей, пресекший устоявшуюся традицию полного подчинения церкви руководству БССР;
3) он стал главным организатором современной белорусской системы православного богословского образования, сам долгое время преподавал в семинарии, его лекции пользовались огромным спросом;
4) митрополит Филарет - глава Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, сохранивший каноническое единство с Русской Православной Церковью и добившийся особой поддержки по отношению к Белорусскому Экзархату со стороны руководства Республики Беларусь.
Митрополит Филарет вначале XXI в. дал личную оценку предыдущим годам своего служения в Беларуси: «Главным же достоянием прошедших лет считаю сохранение как внутрицерковного мира и единства, так и межконфессионального мира и взаимопонимания» [8, 290]. Во многом благодаря мудрым решениям архиерея на белорусских землях не совершился внутрицерковный раскол, какой случился в Украине в связи с провозглашением Киевского Патриархата, и не разразился межконфессиональный конфликт, который существует между украинскими униатами и православными.
Список литературы
1. Вестник Белорусского Экзархата (ВБЭ). - 1/1992. - № 8.
2. Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) от 9-11 октября 1989 г. // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). - 1990. - № 1.
3. Постановления Священного Синода РПЦ от 10-11 апреля 1989 г. // ЖМП. -1989. - № 7.
4. Постановления Священного Синода РПЦ от 16 октября 1989 г. // ЖМП. - 1990. - № 1.
5. Постановления Священного Синода РПЦ от 13 ноября 1989 г. // ЖМП. -1990. - № 2.
6. Постановления Синода БПЦ от 5 ноября 1990 г. // ВБЭ. - 1/1991. -
№ 6.
7. Постановления Синода БПЦ от 21 апреля 1991 г. // ВБЭ. - 1/1992. - №
8.
8. В послушании преданный. К 25-летию архипастырского служения на Белорусской земле Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси (1978-2003). - УП «Минская фабрика цветной печати». - 2003.
9. Грыгор'ева, В. В. Канфеси на Беларус (к. ХУШ - XX ст.) / В. В. Грыгор'ева, У. М. Завальнюк, У. I. Навщю, А. М. Фшатава; Навук. рэд. У. I. Навщю. - Мн.: ВП «Экаперспектыва», 1998. - 340 с.
10. Корзун, М. С. Участие Русской и Белорусской (Экзархата Московской Патриархии) православных церквей в движении сторонников мира в 1970-х гг. -начале XXI в. // Российские и славянские исследования: науч. сб. Вып. 6 / редкол.: А. П. Сальков, О. Я. Яновский (отв. редакторы) [и др.]. - Минск: БГУ, 2011. - 399 с.
11. Король, В. Л. Миротворческая деятельность РПЦ в Беларуси в 19701980-е гг. // Христианство в Беларуси: история и современность: сб. научных ст. / редкол.: А. А. Коваленя [и др.] - Минск: Беларуская навука, 2014. - 494 с.
12. Кривонос, Ф., иер. Белорусская Православная Церковь в XX столетии: спецкурс лекций для Минской Духовной Семинарии. - Минск: Врата, 2008. - 255 с.
13. Курьянович, А. Митрополит Филарет - депутат Верховного Совета Беларуси XII созыва // Религия и общество - 6: сб. науч. статей / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. - С. 47-48.
14. Митрохин, Н. А. Русская Православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е, испр., доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 656 с.
15. Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 511 с.
16. Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. -Москва. Московская Патриархия. Изд. дом «Хроника», 1994. - 253 с.
17. Свидерский, Е., иер. Православная Церковь в Белоруссии в период с 1978 по 2006 гг.: дипломная работа. - Жировичи: МинДС, 2008. - 130 с.
18. Семьдесят лет митрополиту Филарета / Студенческий журнал «Ступени». - Жировичи: Минская духовная академия и семинария. -Спецвыпуск. - 2005.
19. Хорошко, Д., иер. Белорусский Экзархат Московского Патриархата: дипломная работа. - Жировичи: МинДС, 1998. - 84 с.
20. Беларусь. Религия. // Православная энциклопедия. Том IV (Афанасий -бессмертие) / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва. Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия».