Научная статья на тему '"журнал Московской Патриархии" как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг'

"журнал Московской Патриархии" как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1945-1955 ГГ. / ЗАКАРПАТЬЕ / TRANSCARPATHIA / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ЕПИСКОП / BISHOP / ЖУРНАЛ / MAGAZINE / МУКАЧЕВСКО-УЖГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / СТАТЬЯ / ARTICLE / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / 1945-1955 / MUKACHEVO-UZHHOROD EPARCHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилец Юрий Васильевич

Проанализированы материалы по истории Мукачевско-Ужгородской епархии, которые печатались на страницах «Журнала Московской Патриархии». Автор разделяет все публикации на три группы, исследуя тексты о деятельности епископов, внутренней жизни епархии и некоторых представителей духовенства. Особое внимание уделено материалам о поездках православных делегаций в Москву, контактах с Патриархией, мероприятиях по воссоединению греко-католиков. В заключение раскрывается содержание некрологов об известных подвижниках православной церкви в Закарпатье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Journal of the Moscow Patriarchate" as a source of the Mukachevo-Uzhgorod Eparchy history in 1945-1955

The aim of this publication is to consider the content and context of articles about the Mukachevo-Uzhgorod Orthodox Eparchy history in 1945-1955 printed on the pages of the official periodical of the Russian Orthodox Church The Journal of the Moscow Patriarchate. Based on this research, the author defines the proposed topic as not sufficiently investigated. The calculations show that the greatest number of publications in the journal were in 1948, 1949 and 1955. The article proposes a classification of publications and their division into three groups: 1) articles in which the issues of the activity of bishops were covered; 2) articles which contained information on the internal life of the Eparchy; 3) obituaries. The publications about visits of an Orthodox delegation from Transcarpathia in 1944 to Moscow, Bishop Vladimir (Raich) in 1945, reunited clergy in 1954 were analyzed in detail. It is found that the journal paid much attention to the activities of Orthodox bishops. More than a half of the materials in all publications were devoted to bishops. It is found that articles about Transcarpathia were prepared personally by the bishops (archiereuses) as well as by individual priests or members of the editorial board. The journal paid special attention to the preaching activity of bishops (archiereuses), the holding of certain ceremonies, and church activities. Further biography of bishops, after their transfer from Transcarpathia can be traced on the pages of the journal. It is shown by the author that the journal sufficiently covered the process of reunification of Trans-carpathian Greek Catholics with the Orthodox Church, showed the course of celebrations in this context on Chernecha Mount in Mukachevo. It is noted that in the journal information about Transcarpathians who reached significant positions in the church can be found. A text about the consecration of Dorotheus (Philip), who later headed the Orthodox Church in Czechoslovakia, was analyzed in particular. The obituaries printed in the journal were studied as well. The author's attention was drawn to essays about the leader of the Transcarpathian Orthodox Church Archimandrite Alexy (Kabalyuk) and Fevronia (Ratsyuk) the abbess of the monastery in Domboky. The author comes to a conclusion that The Journal of the Moscow Patriarchate is an important source on the history of the Mukachevo-Uzhhorod Orthodox Eparchy in the first ten years of its existence. The periodical has unique information that cannot be found in other sources.

Текст научной работы на тему «"журнал Московской Патриархии" как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг»

Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 117-124. Б01: 10.17223/15617793/429/14

УДК 930.1: 271.222(477.87)-773»1945/1955»

Ю.В. Данилец

«ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МУКАЧЕВСКО-УЖГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1945-1955 гг.

Проанализированы материалы по истории Мукачевско-Ужгородской епархии, которые печатались на страницах «Журнала Московской Патриархии». Автор разделяет все публикации на три группы, исследуя тексты о деятельности епископов, внутренней жизни епархии и некоторых представителей духовенства. Особое внимание уделено материалам о поездках православных делегаций в Москву, контактах с Патриархией, мероприятиях по воссоединению греко-католиков. В заключение раскрывается содержание некрологов об известных подвижниках православной церкви в Закарпатье. Ключевые слова: 1945-1955 гг.; Закарпатье; духовенство; епископ; журнал; Мукачевско-Ужгородская епархия; статья; церковь.

Специфической чертой периодических изданий как источников, по мнению историка Т. Кузнец, является их комплексный, синтетический характер. В них представлено много форм информации (документальная, текуще-хроникальная, личного характера и т.д.). Также к положительной характеристике прессы исследовательница относит «оперативность представления информации о событиях, непосредственность отображения последних, стремление откликнуться на исторические даты и юбилейные события публикациями исторического или историко-биографического характера, что повышает их ключевую ценность» [1. С. 13].

Одним из важных источников по истории Мукачев-ско-Ужгородский епархии является официальный орган Русской православной церкви (РПЦ) - «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП). Актуальность исследования данной темы вызвана несколькими факторами. Во-первых, в украинской и российской историографии отсутствуют специальные научные разработки по данной проблематике. Во-вторых, в связи с открытием доступа к архивным фондам ученые имеют возможность максимально объективно изучить процессы вхождения православных Закарпатья в состав РПЦ, формирования управленческой структуры в первые десятилетия, роль отдельных личностей в этом процессе. Материалы журнала отражали в первую очередь внутреннюю жизнь епархии, факты, которые епископы считали важными для всей РПЦ.

В данной публикации мы хронологически ограничиваемся первыми десятью годами деятельности Му-качевско-Ужгородской епархии. В это время во главе епархии стояли три архиерея: Нестор (Сидорук) (1945-1948), Макарий (Оксиюк) (1948-1950) и Ила-рион (Кочергин) (1950-1956). Хронологические рамки обусловлены первым этапом в государственно-церков-ных отношениях Советского государства, которые заключались в неком конкордате И. Сталина с РПЦ. После его смерти и полного утверждения Н. Хрущева начинается качественно новый этап в истории церкви в СССР.

Процесс вхождения закарпатских православных в состав РПЦ рассмотрен нами в предыдущих публикациях [2-3]. Тема, которая вынесена в заголовок статьи, недостаточно изучена исследователями. Вместе с тем в последние годы вышло несколько исследований, в которых проанализированы различные аспекты развития данного периодического издания. Среди

авторов, изучавших журнал, можно выделить

A. Алешина [4], А. Василицына [5], М. Ереськина [6],

B. Любартовича [7], Е. Полищука [8-9], архиепископа Тихона (Емельянова) [10], В. Родченко [11]. В 2001 г. Издательский совет Русской Православной Церкви опубликовал 24 номера журнала, которые относятся к первому периоду существования редакции [12].

Мукачевско-Ужгородская православная епархия была создана после Второй мировой войны вследствие вхождения приходов Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской православной церкви (далее -СПЦ) и Пражской архиепископии Константинопольского патриархата в состав Украинского экзархата РПЦ. Территория епархии ограничивалась Закарпатской областью УССР, где функционировало 135 приходов с 136 священниками, 18 монастырей и скитов. Общее количество верующих составляло около 14 200 человек.

Первый номер ЖМП вышел в 1931 г., однако во времена церковных гонений в 1935 г. прекратил свою деятельность. С избранием Патриархом Московским Сергия (Страгородского) издание было возобновлено. После возобновления в 1943 г. тираж журнала составлял 3 000 экземпляров, но уже в 1944 г. он достиг 6 000. В 1945-1955 гг. редакция издавала по 12 номеров год. Во главе редакции стояли: в 1944-1946 гг. -митрополит Ленинградский (с 1945 г. - Патриарх) Алексий (Симанский), в 1946-1960 гг. - митрополит Николай (Ярушевич). Ответственными секретарями издания в это время работали протоиерей А. Смирнов, профессор Ленинградской духовной академии Л. Па-рийский, профессор Московской духовной академии А. Георгиевский [8. С. 89-91].

Публикации, которые печатались на страницах ЖМП, мы проанализировали по проблемно-хронологическому принципу. По нашим подсчетам редакция журнала опубликовала в 1945-1955 гг. более 20 статей, которые имели отношение к православной церкви Закарпатья. Все выявленные публикации мы условно разделили на три группы: 1) статьи, освещавшие вопросы деятельности епископов; 2) статьи, которые содержали информацию о внутренней жизни епархии; 3) некрологи. Соотношение статей по тематике выглядит следующим образом: 1-я группа -14 статей; 2 - 8, 3-я группа - 3. Если подходить к анализу количества публикаций по отдельным годам, то ситуация выглядит следующим образом: 1948 г. - 6 статей,

1949 г. - 5, 1955 г. - 4, 1945, 1947, 1950 гг. - по 2, 1946, 1951, 1952, 1954 гг. - по 1.

Перейдем к непосредственному анализу статей. Первые сообщения, которые появились на страницах ЖМП, касались организации канонического перехода Мукачевско-Пряшевской епархии из состава СПЦ в РПЦ. В № 1 за 1945 г. редакция сообщала о пребывании в Москве православной делегации из Закарпатья. «Представители православного духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии (Закарпатская Украина) в составе главы делегации игумена Феофана Сабова и членов: Архимандрита Алексия Коболюк (Кабалю-ка. - Ю.Д.), протоиерея Дмитрия Белякова, священника Иоанна Кополович и профессора Петра Васильевича Линтур» прибыли в столицу СССР 7 декабря 1944 г. [13. С. 5]. На вокзале делегацию встретил Управляющий делами Московской Патриархии про-тоирей Николай Колчицкий и член Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Уткин. Далее редакция ознакомила читателей с краткой историей православия в Закарпатье, акцентируя внимание на упорной борьбе с католической церковью, а также большом влиянии крупных церковно-общественных центров - Киево-Печерской лавры, Почаева и других. В статье детально освещалось передвижение делегации в период с 7 по 13 декабря. В частности, члены делегации были несколько раз приняты митрополитом Алексием, местоблюстителем патриаршего престола, и членами Синода, встречались с председателем Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Карповым, посетили множество храмов, музеев, а также Богословский институт при Московской Патриархии. С благословения патриаршего местоблюстителя настоятель Московского кафедрального собора поднес главе делегации о. Феофану и архимандриту Алексию кресты с украшениями, а остальным членам делегации - наперсные. Всем членам были поднесены церковные богослужебные книги - типикон, цветная триодь, минея и др. [Там же. С. 8]. Во время переговоров члены делегации получили поддержку в намерении перейти под юрисдикцию РПЦ.

После официального обращения к Синоду СПЦ в Белграде было принято решение о каноническом переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Окончательно вопрос был решен на заседании Священного Синода в Москве 22 октября 1945 г. В № 11 за 1945 г. редакция поместила заметку под названием: «Пребывание в Москве епископа Мука-чевского Владимира» [14]. Во время работы Синода «преосвященный Владимир прочел письмо председателя Священного Синода Сербской Церкви, митрополита Иосифа, в котором митрополит сообщает постановление Священного Синода о передаче Мукачев-ской епархии в ведении Русской Православной Церкви». Также епископ от своего лица выразил согласие на передачу епархии в юрисдикцию РПЦ. Как отмечается в публикации, в заключение епископ Владимир произнес краткую речь, в которой сообщил, что он, а также вся Сербская Церковь сердечно рады, что епархия Мукачевская входит в состав РПЦ, и пожелал ей преуспеяния под защитой русской церкви [Там же. С. 20]. В той же публикации находим информацию о

назначении на Мукачевскую кафедру преосвященного Нестора (Сидорука), епископа Уманского.

ЖМП опубликовал пять материалов, которые касались епископа Нестора. В № 5 за 1946 г. была напечатана информация об участии владыки Нестора в наречении и хиротонии иеромонаха Антония (Пель-вецкого) во епископа Станиславского и Коломыйско-го [15]. Особенный интерес вызывает статья, подготовленная епископом Нестором и размещенная редакцией в № 8 за 1947 г. В публикации архиерей в общих чертах проанализировал историческое развитие православия в регионе, подметив особенности государственной политики иностранных государств, в составе которых находилось Закарпатье. Должное внимание он уделил роли Мукачевского монастыря на Чернечьей горе, который в 1947 г. был возвращен православной церкви от греко-католиков. «На Черне-чей горе живут православные черницы во главе с игуменией Параскевой - одной из тех мужественных православных девушек, которых на Мармарош-Сигодском процессе католические инквизиторы вместо унижения прославили как твердых исповедниц веры Святой - и вот к ним, в святую обитель этих верных вере предков тружениц на святой ниве православия, стекаются со всего Закарпатья богомольцы» [16. С. 37]. Отдельно епископ описал празднование в монастыре отпуста на честь Благовещения Пресвятыя Богородицы. В июне 1948 г. владыка Нестор был освобожден от управления Мукачевско-Ужгородской епархией и перемещен на Курскую кафедру [17]. В № 11 от 1951 г. ЖМП напечатал информацию о смерти епископа от кровоизлияния в мозг. В некрологе, который подготовил Н. Концевич, указывались основные заслуги Нестора на архипастырской работе: «Преосвященный Нестор прослужил в сане епископа всего 6 лет, но за это короткое время выполнил ряд ответственных поручений Московской Патриархии: участвовал в воссоединении униатов Закарпатья, совершил в 1946 г. поездку в Венгрию с целью принятия венгерских православных приходов, согласно их просьбе, в юрисдикцию Московской Патриархии, в 1947 г. ездил в Албанию для участия в хиротонии нового епископа, а в 1949 г. посетил Маньчжурию, где изучал состояние жизни православных приходов. Годом раньше Преосвященный Нестор принимал участие в Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве» [18. С. 7-8]. О деятельности епископа Нестора в Закарпатье нами была подготовлена отдельная публикация [19].

В № 10 за 1947 г. редакция опубликовала статью С. Хруцкого о праздновании Успения Пресвятой Богородицы в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре. По словам автора, на отпуст в Мукачево пришло около 30 тыс. паломников со всех частей области. Богослужение совершалось под открытым небом, в специально сооруженной деревянной часовне, которая служила алтарем и солеей. По приглашению закарпатского архипастыря в Мукачево прибыли: «высокопреосвященный Макарий в сопровождении о. протопресвитера Г. Костельника и о. протоиерея В. Дрелиха. С Волыни прибыл преосвященный Вар-лаам Луцкий, из Одессы преосвященный Сергий, из

Станислава преосвященный Антоний, а из Киева в качестве представителей Экзарха Украины митрополита Иоанна прибыла делегация в составе протоиереев К. Ружицкого, Д. Плахтеева и Б. Шулькевича и множество священнослужителей местных церквей» [20. С. 39]. Отдельно С. Хруцкий остановился на проповеднической деятельности архиереев во время праздника. Епископ Нестор «отметил явный акт покровительства Божией Матери в том факте, что в радостный день Ее Успения тут собрались 4 архиерея с родной украинской земли, как бы в вознаграждение за те страдания за веру православную, какие переносил благочестивый народ Закарпатья; как наглядный памятник этих страданий нарочито воздвигнута часовня, являющаяся точным воспроизведением тех молитвенных домов, в каких молились первые пионеры и исповедники Православия» [Там же. С. 40]. Владыка Волынский и Ровенский Варлаам (Борисевич) в проповеди подчеркнул «чувство симпатии и сочувствия к закарпатским страдальцам за веру православную, наполняющее души их ближайших земляков-волынцев» [Там же]. Преосвященный Антоний (Пель-вецкий), епископ Станиславский и Коломийский, «первую часть своей проповеди посвятил празднику Успения Божией Матери, представив Успение как радостный завершительный акт трудного земного жития Богоматери, а далее начал говорить о радостном эпилоге многострадальной жизни галицкого народа, каким явилось его воссоединение с Киевом, "матерью русских народов", не только в политической жизни, но и в религиозно-церковной сфере» [Там же]. За архиерейской литургией, после Евангелия, произнес слово о. протопресвитер д-р Г.Ф. Ко-стельник, а во время запричастного стиха проповедовал преосвященный Сергий (Ларин), епископ Одесский и Херсонский. В конце литургии к верующим обратился со словом архиепископ Макарий (Оксиюк).

С июня 1948 г. по 17 марта 1950 г. во главе Мука-чевской епархии стоял архиепископ Макарий, имея титул - Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский [21]. В № 10 за 1948 г. ЖМП разместил три материала за подписью архиепископа. Все они касались погибшего протопресвитера Гавриила Ко-стельника. Среди них были некролог, соболезнование по поводу смерти и статья о погребении главы инициативной группы по «воссоединению» греко-католиков [22-24].

В 1949 г. в Закарпатье, аналогично с Галицией, была ликвидирована греко-католическая церковь. Часть духовенства и большинство приходов перешли в состав РПЦ. Редакция ЖМП уделила этому событию значительное внимание, разместив в № 10 четыре материалы по «воссоединению». В частности, на страницах журнала был напечатан указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о награждении архиепископа Макария правом ношения креста на клобуке [25]. Значительное влияние на греко-католическое духовенство оказало послание Макария к «всечестнейшим и боголюбивым пастырям, благочестивым инокам, инокиням и всем благочестивым верным чадам Святой Православной Церкви на Закарпатье» [26]. Названный документ был также напе-

чатан в виде брошюры, которую раздавали в Мукаче-ве во время отпуста на Чернечьей горе. Провозглашение ликвидации Ужгородской унии с Римом состоялось на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Мукачевском монастыре. Об этом событии редакция опубликовала два материала. Один из них, авторства о. Н. Павлосюка, описывал торжественное богослужение и масштаб участия в нем православного духовенства и верующих. Литургию «совершал высокопреосвященный Макарий, архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский, в сослу-жении преосвященных Антония Станиславского и Михаила Дрогобычского, о. о. архимандритов закарпатских монастырей Пантелеймона и Матфея» [27. С. 5]. Перед окончанием богослужения настоятель Ужгородского кафедрального собора, протоиерей Ириней Контратович, «провозгласил всему собравшемуся на Чернечей горе благочестивому народу в день 28 августа 1949 г., что с этим днем закончила свое существование на Закарпатской Украине церковная уния закарпатского духовенства с Римом... "Отныне и во веки мы - православные чада, святой Матери нашей Русской Православной Церкви"», -торжественно провозгласил о. Контратович» [Там же. С. 6]. В том же номере редакция поместила выдержки из отчета архиепископа Макария Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. В своем докладе от 30 августа 1949 г. владыка «последовательно изложил ход церковного торжества и особенно отметил в нем тот момент, когда он на торжественной литургии передал в благословение благочестивому народу Закарпатья драгоценный дар Его Святейшества - образ Богоматери» [28. С. 10]. В заключение своего доклада высокопреосвященный Макарий писал: «Итак, первые семена единения греко-католиков Закарпатья с Православной Церковью уже посеяны. Торжественное всенародное молитвенное общение духовенства и десятков тысяч верующих дает основание полагать, что семя братского единения в православной вере предков найдет добрую почву для всхода и развития. Молимся и уповаем, что Господь и впредь не оставит Своим благословением труды сеющих и поливающих ниву Православной Церкви на Закарпатье и возрастит на ней добрые плоды благочестия, мира и радости» [Там же. С. 11]. На этом докладе Патриарх Алексий I написал следующую резолюцию: «1949. Сент. 7. Радуюсь совершившемуся торжеству Православия в Мукачевском монастыре. Укрепи, Боже, сие, еже совершил еси» [Там же].

Архиепископ Макарий пользовался значительным авторитетом в Патриархии. В № 9 за 1949 г. редакция поместила Постановление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода о направлении Мака-рия в составе делегации на Всесоюзную конференцию сторонников мира от РПЦ [29]. В декабре 1949 г. Совет Московской духовной академии избрал архиепископа Макария своим почетным членом [30]. В марте 1950 г. архиепископ Макарий был освобожден от управления Мукачевско-Ужгородской епархией, оставаясь только управляющим Львовско-Терно-польской кафедрой. В июле 1951 г. он был избран предстоятелем Польской Православной церкви с ти-

тулом митрополита Варшавского и всея Польши [31]. Умер в 1961 г. Редакция ЖМП опубликовала объемный некролог, в котором характеризировалась в том числе и миссионерская деятельность владыки Мака-рия в Закарпатье [32. С. 53].

17 марта 1950 г. временное управление Мукачев-ской и Ужгородской епархией было поручено епископу Уманскому Илариону (Кочергину). 22 июля того же года Синод утвердил его на должности Мука-чевско-Ужгородского епископа. О деятельности нового архиерея редакция журнала напечатала несколько статей. В № 7 за 1952 г. вышла статья протоиерея М. Бендаса «"Умовение ног" в кафедральном соборе». Автор подчеркивал, что это событие является особенно памятным для Закарпатья. «Православные в Закарпатье, находившиеся под чешской и сербской церковной юрисдикцией, не видели чина "Умовение ног" -первые потому, что православный их епископ жил далеко, в столице Чехословакии - Праге, а вторые -потому что в Сербской Церкви совершение этого чина не было принято. Епископ Иларион совершил обряд в стенах Мукачевского собора при большом стечении богомольцев» [33].

В № 12 за 1954 г. издание сообщило о поездке группы бывшего греко-католического духовенства из Закарпатья и других западных областей в Киев и Москву. В составе делегации из Мукачевско-Ужгородской епархии были «протоиерей города Му-качева о. Михаил Пензель и благочинный Иршавско-го района протоиерей о. Василий Маттуш... Прибывшие гости были приняты Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, затем они посетили киевские храмы, монастыри и Киево-Печерскую лавру, осмотрели город и его достопримечательности» [34. С. 24]. В Москву гости прибыли 16 октября, где на Киевском вокзале были встречены протопресвитером Н. Колчицким, сотрудником Московской Патриархии С. Филипповым, протоиерея М. Зерновым, священником М. Стаднюком и помощником старосты одного из московских храмов Ф. Абрамовым. Поселение состоялось в новой гостинице «Ленинградская». «На другой день, в воскресенье, гости, несмотря на усталость, выразили горячее желание быть в храме. Преосвященный Антоний совершил Божественную литургию в храме Всех Скорбящих Радости в сослужении местного духовенства и трех членов делегации. Часть остальных гостей-священников сослужила настоятелю храма св. Пимена Великого, а другая часть - настоятелю храма св. Иоанна Воина» [Там же. С. 24]. 17 октября 1954 г. гости были приняты Святейшим Патриархом Алексием I в его резиденции, а вечером сослужили в Патриаршем соборе под праздник пяти Московских святителей. На следующий день гости совершили молебен перед великой московской святыней - чудотворной иконой Божией Матери Иверской, в храме Воскресения в Сокольниках. 19 октября участники делегации нанесли визит в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и встретились с его председателем Г. Карповым. Духовенству из Западной Украины была дана возможность посетить Кремль, Оружейную палату, Третьяковскую га-

лерею, Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, метро, Музей Советской Армии, бывшие Новодевичий и Донской монастыри, Московскую духовную академию. «В субботу, 23 октября, гости, разделившись на три группы, совершали всенощное бдение в храмах: Всехсвятском, Ильинском и Никольском. А в воскресенье утром они отбыли в Троице-Сергиеву лавру, где преосвященный Антоний соборне с епископом Леонидом, наместником лавры архимандритом Пименом, членами делегации и прочим духовенством совершил Божественную литургию. С благоговением гости приложились к мощам великого основателя лавры преподобного Сергия. По окончании литургии они приняли участие в монашеской трапезе» [34. С. 27]. 2428 октября духовенство посетило Ленинград. Во время визита были организованы прием у митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), посещение Эрмитажа, Ленинградской духовной академии, целого ряда храмов [Там же. С. 29-30].

В 1955 г. ЖМП три раза писал о жизни Мукачев-ско-Ужгородской епархии. В № 2 была помещена статья о пятилетии воссоединения униатов Закарпатья с РПЦ. Автор признавал, что «за такое короткое время воссоединившиеся приходы, конечно, не могли изжить всех последствий латинского влияния в церковных обрядах». Отмечалась большая роль в этом процессе архиепископа Макария и епископа Илариона. В частности, на долю последнего выпал «труд по внедрению в бывшие униатские приходы православного богослужебного чина». С этой целью он осуществлял ряд мероприятий по ознакомлению духовенства с особенностями православного богослужения, организовал во всех приходах Закарпатья церковные советы и ревизионные комиссии [35]. 4 февраля 1955 г., по информации редакции, духовенство и верующие г. Мукачево Закарпатской области праздновали 10-летие интронизации Святейшего Патриарха Алексия. «В этот день в Мукачевском кафедральном соборе Преосвященным Иларионом, епископом Мукачев-ским и Ужгородским, в сослужении соборного духовенства была совершена Божественная литургия. После литургии был отслужен благодарственный молебен. На молебен вышло все духовенство города и настоятели сельских приходов. Торжественное богослужение закончилось многолетием Святейшему Патриарху» [36]. В рамках упоминаемых мероприятий 3 января 1955 г. в Свято-Николаевском монастыре в Мукачеве состоялся съезд благочинных Мукаче-во-Ужгородской епархии с участием правящего архиерея преосвященного Илариона. «Этот съезд с удовлетворением отметил значительные успехи в деле перехода воссоединившихся с Русской Православной Церковью униатских приходов Закарпатья на православные обычаи» [37]. Духовенство наметило ряд новых действий по устранению из богослужебной практики некоторых латинских искажений.

Несколько обособленно среди публикаций стоит статья о наречении и хиротонии архимандрита Доро-фея (Филиппа). Владыка Дорофей родился 1913 г. в с. Нанково Хустского района Закарпатской области. В 1938 г. вступил в Свято-Николаевский мужской монастырь в с. Иза, где в июле следующего года был

пострижен в монашество. В 1951 г. назначен духовником женского монастыря в Мукачеве. Во время пребывания в обители заочно окончил курс духовной семинарии и поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 июня 1955 г. Священный Синод РПЦ назначил его на Кременецкую епископскую кафедру. Архимандрит До-рофей был хиротонисан в воскресенье, 12 июня 1955 г., в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали Патриарх Алексий I, архиепископ Можайский Макарий (Даев) и настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха) [38. С. 12]. В 19642000 гг. возглавлял Православную церковь в Чехословакии, а впоследствии в Чехии и Словакии.

На страницах ЖМП были опубликованы также два некролога - схиархимандрита Алексия (Кабалюка) и игуменьи Февронии (Рацюк). Протоиерея Георгий Станканинец сообщил основные вехи биографии архимандрита, акцентируя внимание на его сельском происхождении и религиозном воспитании. Он переходит в православие на Святой горе Афон, а далее принимает монашество в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре на Холмщине. Весной 1911 г. от Сербского Патриарха получает благословение для священнодействий в Закарпатье. Кабалюк преследовался австро-венгерскими властями и был осужден на Мараморош-Сиготском процессе на четыре с половиной года тюремного заключения. После освобождения в 1918 г. о. Алексий возглавляет православное движение в крае. В 1921 г. его избирают настоятелем монастыря и возводят в сан игумена. В 1923 г. о. Алексий получает новое повышение - он возводится в сан архимандрита. Стараниями архимандрита Алексия строятся монастырь в Изе, женский монастырь в Домбоках, много храмов и епархиальный интернат. В 1944 г., после освобождения Закарпатья, о. Алексий с делегацией православного духовенства ездил в Москву по вопросу перехода местной епархии

в ведение РПЦ. Умер 2 декабря 1947 г. в Девичьем монастыре в Домбоках, похоронен на кладбище мужского монастыря в с. Изе Хустского района [39. С. 70]. Попутно отметим, что архимандрит Алексий (Ка-балюк) был в 2001 г. канонизирован УПЦ под именем Алексия Карпаторусского исповедника [40. С. 131]. Некролог о игуменье Февронии подготовил игумен Василий (Пронин), известный впоследствии церковный историк и религиозный деятель. Монахиня Феврония стояла у основания первого женского монастыря в с. Липча. С 1942 г. и до своей смерти 24 сентября 1950 г. она находилась во главе православного Девичьего монастыря в Домбоках Мукачевского района [41].

Таким образом, ЖМП является важным источником по истории Мукачевско-Ужгородской православной епархии первых десяти лет ее существования. Редакция освещала основные события в жизни православных Закарпатья, акцентируя внимание на деятельности епископов и духовенства. В журнальных материалах содержатся биографические данные о правящих архиереях, уникальная информация о поездках православных делегаций в Москву и Ленинград, сообщения о мероприятиях по очищению православного обряда от латинских влияний и т.д. Пик интереса редакции ЖМП к жизни Мукачевско-Ужгородской епархии приходится на 1948-1949 гг. За эти два года в журнале напечатано более 50% всех статей на закарпатскую тематику, что было вызвано так называемым «воссоединением» греко-католиков с православной церковью. Уникальными по своему содержанию являются некоторые торжественные речи и проповеди архиереев, которые печатались на страницах ЖМП. На сегодняшний день их текст не обнаружен в архивах, что повышает ценность периодического издания. Количество статей о епархии также зависело от активности архиерея, который лучше или хуже умел организовать оперативное освещение различных аспектов своей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнець Т. Iсторiя в журналi «Труды Киевской Духовной Академии»: тематична спрямовашсть публжацш // Гшея: науковий вкник.

Збiрник наукових праць. 2016. Вип. 110. С. 13-19.

2. Данилец Ю. Поездка делегации Мукачевско-Пряшевской православной епархии в Москву и канонический переход в состав РПЦ (на

материалах ГАРФ) // Яос2шк гео^^пу. 2017. Яок ЫХ. г. 1. С. 131-150.

3. Данилець Ю. Православна церква на Закарпатт в першi роки радянсько! влади (на документах розсекречених фондiв ДАЗО) // Русин.

2016. № 4. С. 217-235.

4. Алешин А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской патриархии» в период Великой

Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 79-87.

5. Василицын А. «Журнал Московской Патриархии» как источник по истории русской православной церкви в БССР послевоенного

периода // Актуальные проблемы источниковедения : материалы междунар. науч.-практ. конф. к 135-летию со дня рождения

B.И. Пичеты, Минск-Витебск, 9-11 октября 2013 г. Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. С. 298-301.

6. Ерескин М. «Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Русской Православной Церкви // Ученые записки Орловского

государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 89-90.

7. Любартович В. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии // ЖМП. 2003. № 9. С. 6-11.

8. Полищук Е.С. К 65-летию начала непрерывного издания «Журнала Московской Патриархии» // ЖМП. 2008. № 9. С. 88-96.

9. Полищук Е. Журнал Московской Патриархии // Православная энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная

энциклопедия», 2008. Т. XIX. С. 396-398.

10. Тихон, архиеп. Бронницкий. Средства массовой информации Русской Православной Церкви на пороге третьего тысячелетия // ЖМП. 2000. № 4. С. 48-65.

11. Родченко В. Типологические особенности «Журнала Московской Патриархии» как официального общецерковного издания» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2. С. 142-148.

12. Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы. М. : Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2001. 272 с.

13. Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины // ЖМП. 1945. № 1. С. 5-10.

14. Пребывание в Москве епископа Мукачевского Владимира // ЖМП. 1945. № 11. С. 20-21.

15. Хроника [наречение и хиротония иеромонаха Антония (Пельвецкова) во епископа Станиславского и Коломыйского] // ЖМП. 1946. № 5.

C. 14-15.

16. Нестор, епископ. Из Закарпатья // ЖМП. 1947. № 8. С. 35-38.

17. Хроника (назначения и перемещения архиереев) [епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор (Сидорук) назначен епископом Курским и Белгородским] // ЖМП. 1948. № 9. С. 40.

18. Концевич Н., протоиерей. Епископ Курский и Белгородский Нестор (некролог) // ЖМП. 1951. № 11. С. 7-10.

19. Данилец Ю. Нестор (Сидорук) - первый Мукачево-Ужгородский архиерей // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков : материалы XV Междунар. науч. конф., Иваново, 23-24 марта 2016 г. : в 2 ч. Иваново : Иванов. гос. ун-т, 2016. Ч. 1. С. 117123.

20. Хруцкий С. Веками ожидаемое торжество // ЖМП. 1947. № 10. С. 38-41.

21. Хроника (назначения и перемещения архиереев) [архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк) назначен архиепископом Львовским, Тернопольским и Ужгородско-Мукачевским] // ЖМП. 1948. № 9. С. 40.

22. Макарий, архиепископ. Протопресвитер о. Гавриил Костельник (некролог) // ЖМП. 1948. № 10. С. 11-14.

23. Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский. Соболезнование по поводу смерти протоиерея о. Гавриила Костельника // ЖМП. 1948. № 10. С. 17.

24. Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский. Кончина и погребение протопресвитера о. Гавриила Костельника // ЖМП. 1948. № 10. С. 18-24.

25. Алексий I, Патриарх [Московский и всея Руси]. Преосвященному архиепископу Львовско-Тернопольскому и Мукачевско-Ужгородскому Макарию [награждение правом ношения креста на клобуке] // ЖМП. 1949. № 10. С. 11.

26. Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский, священноархимандрит Почаевской Св.-Успенской Лавры. [Послание] всечестнейшим и боголюбивым пастырям, благочестивым инокам, инокиням и всем благочестивым верным чадам Святой Православной Церкви на Закарпатье // ЖМП. 1949. № 10. С. 7-9.

27. Павлосюк Н., священник. Торжество Православия на Закарпатье // ЖМП. 1949. № 10. С. 5-6.

28. К воссоединению греко-католиков Закарпатья // ЖМП. 1949. № 10. С. 10-11.

29. Постановление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода [направить на Всесоюзную конференцию сторонников мира делегацию от РПЦ в составе: митрополита Крутицкого Николая (глава), архиепископа Львовского Макария, протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иоанна, прот. г. Гомеля М.П. Кротта] // ЖМП. 1949. № 9. С. 11.

30. Новые почетные члены Московской Духовной Академии // ЖМП. 1950. № 3. С. 19-20.

31. Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода 15 июня 1951 г. [отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Церкви на пост ее Главы архиепископа Львовского и Тернопольского Макария (Оксиюка)] // ЖМП. 1951. № 7. С. 3-4.

32. Мирошниченко М. Предстоятель Православной Церкви в Польше Митрополит Макарий (некролог) // ЖМП. 1961. № 4. С. 51-58.

33. Бендас М., протоиерей. «Умовение ног» в кафедральном соборе // ЖМП. 1952. № 7. С. 55.

34. Зернов М., протоиерей, Стаднюк М., священник. Церковные гости из Западной Украины и Закарпатья (дневник пребывания) // ЖМП.

1954. № 12. С. 24-30.

35. Летопись церковной жизни: пятилетие воссоединения униатов Закарпатья // ЖМП. 1955. № 2. С. 61.

36. Летопись церковной жизни: в Мукачевско-Ужгородской епархии // ЖМП. 1955. № 4. С. 7.

37. Летопись церковной жизни: съезд благочинных // ЖМП. 1955. № 5. С. 12.

38. Наречение и хиротония архимандрита Дорофея (Филипп) // ЖМП. 1955. № 7. С. 10-13.

39. Станканинец Георгий, протоиерей. Схиархимандрит Алексий (Кабалюк) // ЖМП. 1948. № 2. С. 69-70.

40. Данилець Ю. Обраний Божим Провидшням. Життепис преподобного Олекая Карпаторуського сповщника. Чершвщ : Мкто, 2013.

168 с.

41. Василий (Пронин), игумен. Кончина игумении Февронии // ЖМП. 1950. № 12. С. 57-58. Статья представлена научной редакцией «История» 26 января 2018 г.

"THE JOURNAL OF THE MOSCOW PATRIARCHATE" AS A SOURCE OF THE MUKACHEVO-UZHGOROD EPARCHY HISTORY IN 1945-1955

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2018, 429, 117-124. DOI: 10.17223/15617793/429/14

Jurij V Danilets, Uzhgorod National University (Uzhgorod, Ukraine). E-mail: jurij.danilec@uzhnu.edu.ua Keywords: 1945-1955; Transcarpathia; clergy; bishop; magazine; Mukachevo-Uzhhorod Eparchy; article; church.

The aim of this publication is to consider the content and context of articles about the Mukachevo-Uzhgorod Orthodox Eparchy history in 1945-1955 printed on the pages of the official periodical of the Russian Orthodox Church - The Journal of the Moscow Patriarchate. Based on this research, the author defines the proposed topic as not sufficiently investigated. The calculations show that the greatest number of publications in the journal were in 1948, 1949 and 1955. The article proposes a classification of publications and their division into three groups: 1) articles in which the issues of the activity of bishops were covered; 2) articles which contained information on the internal life of the Eparchy; 3) obituaries. The publications about visits of an Orthodox delegation from Transcarpathia in 1944 to Moscow, Bishop Vladimir (Raich) in 1945, reunited clergy in 1954 were analyzed in detail. It is found that the journal paid much attention to the activities of Orthodox bishops. More than a half of the materials in all publications were devoted to bishops. It is found that articles about Transcarpathia were prepared personally by the bishops (archiereuses) as well as by individual priests or members of the editorial board. The journal paid special attention to the preaching activity of bishops (archiereuses), the holding of certain ceremonies, and church activities. Further biography of bishops, after their transfer from Transcarpathia can be traced on the pages of the journal. It is shown by the author that the journal sufficiently covered the process of reunification of Trans-carpathian Greek Catholics with the Orthodox Church, showed the course of celebrations in this context on Chernecha Mount in Mukachevo. It is noted that in the journal information about Transcarpathians who reached significant positions in the church can be found. A text about the consecration of Dorotheus (Philip), who later headed the Orthodox Church in Czechoslovakia, was analyzed in particular. The obituaries printed in the journal were studied as well. The author's attention was drawn to essays about the leader of the Transcarpathian Orthodox Church Archimandrite Alexy (Kabalyuk) and Fevronia (Ratsyuk) the abbess of the monastery in Domboky. The author comes to a conclusion that The Journal of the Moscow Patriarchate is an important source on the history of the Mukachevo-Uzhhorod Orthodox Eparchy in the first ten years of its existence. The periodical has unique information that cannot be found in other sources.

REFERENCES

1. Kuznets', T. (2016) Istoriya v zhurnali "Trudy Kievskoy Dukhovnoy Akademii": tematichna spryamovanist' publikatsiy [History in the journal "Proceedings of the Kiev Theological Academy": thematic confrontation of publications]. Gileya: naukoviy visnik. Zbirnik naukovikhprats'. 110. pp. 13-19.

2. Danilets, Yu. (2017) Poezdka delegatsii Mukachevsko-Pryashevskoy pravoslavnoy eparkhii v Moskvu i kanonicheskiy perekhod v sostav RPTs (na

materialakh GARF) [Trip of the Mukachevo-Pryashevsk Orthodox Eparchy delegation to Moscow and the canonical transition to the Russian Orthodox Church (on the materials of State Archive of the Russian Federation (GARF))]. Rocznik teologiczny. Rok LIX. Z. 1. pp. 131-150.

3. Danilets', Yu. (2016) Orthodox church in Transcarpathia in the early Soviet years (on documents from declassified SATR fund). Rusin. 4. pp. 217-

235. (In Ukrainian). DOI: 10.17223/18572685/46/14

4. Aleshin, A. (2014) On the development of theological education in The Journal of Moscow Patriarchate during the Great Patriotic War and Early

Post-War Years (1943-1948). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 8 (337):59. pp. 79-87. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vasilitsyn, A. (2013) ["The Journal of the Moscow Patriarchate" as a source on the history of the Russian Orthodox Church in the BSSR post-war

period]. Aktual'nye problemy istochnikovedeniya [Topical issues of source study]. Conference dedicated to the 135th anniversary of the birth of V.I. Pikheti. Minsk-Vitebsk. October 9-11, 2013. Vitebsk: Vitebsk State University. pp. 298-301.

6. Ereskin, M. (2014) "Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii" kak istochnik po istorii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi ["The Journal of the Moscow Patri-

archate" as a source on the history of the Russian Orthodox Church]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumani-tarnye i sotsial'nye nauki. 4. pp. 89-90.

7. Lyubartovich, V. (2003) U istoka vozrozhdeniya izdatel'skogo dela Moskovskoy Patriarkhii [At the source of the revival of the publishing business

of the Moscow Patriarchate]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 9. pp. 6-11.

8. Polishchuk, E.S. (2008) K 65-letiyu nachala nepreryvnogo izdaniya "Zhurnala Moskovskoy Patriarkhii" [To the 65th anniversary of the beginning

of the uninterrupted edition of "The Journal of the Moscow Patriarchate"]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 9. pp. 88-96.

9. Polishchuk, E. (2008) Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii [The Journal of the Moscow Patriarchate]. In: Alexy II (ed.) Pravoslavnaya entsiklopediya

[Orthodox Encyclopedia]. Vol. 19. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya".

10. Tikhon, Archbishop of Bronnitsy. (2000) Sredstva massovoy informatsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi na poroge tret'ego tysyacheletiya [Mass media of the Russian Orthodox Church on the threshold of the third millennium]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 4. pp. 48-65.

11. Rodchenko, V. (2011) Tipologicheskie osobennosti "Zhurnala Moskovskoy Patriarkhii" kak ofitsial'nogo obshchetserkovnogo izdaniya [Typological features of "The Journal of the Moscow Patriarchate" as an official general church publication]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. 2. pp. 142-148.

12. Council of the Russian Orthodox Church. (2001) Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii v 1931—1935 gody [The Journal of the Moscow Patriarchate in

1931-1935]. Moscow: Izd. Sovet Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi.

13. ZhMP. (1945) Prebyvanie v Moskve delegatsii Pravoslavnoy Tserkvi Zakarpatskoy Ukrainy [Stay in Moscow of the delegation of the Orthodox Church of Transcarpathian Ukraine]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 1. pp. 5-10.

14. ZhMP. (1945) Prebyvanie v Moskve episkopa Mukachevskogo Vladimira [Stay in Moscow of Bishop Vladimir Mukachevsky]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 11. pp. 20-21.

15. ZhMP. (1946) Khronika [narechenie i khirotoniya ieromonakha Antoniya (Pel'vetskova) vo episkopa Stanislavskogo i Kolomyyskogo] [Chronicle

[nomination and ordination of Hieromonk Antoniy (Pelvetskov) bishop of Stanislavsk and Kolomiysk]]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 5. pp. 14-15.

16. Nestor, Bishop. (1947) Iz Zakarpat'ya [From Transcarpathia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 8. pp. 35-38.

17. ZhMP. (1948) Khronika (naznacheniya i peremeshcheniya arkhiereev) [episkop Uzhgorodskiy i Mukachevskiy Nestor (Sidoruk) naznachen epis-kopom Kurskim i Belgorodskim] [Chronicle (appointments and movements of bishops) [bishop of Uzhhorod and Mukachevo Nestor (Sidoruk) appointed bishop of Kursk and Belgorod]]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 9. pp. 40.

18. Kontsevich, N., Archpriest. (1951) Episkop Kurskiy i Belgorodskiy Nestor (nekrolog) [Bishop of Kursk and Belgorod Nestor (obituary)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 11. pp. 7-10.

19. Danilets, Yu. (2016) [Nestor (Sidoruk) - the first Mukachevo-Uzhgorod bishop]. Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX—XXI vekov [State, society, church in the history of Russia in the 20th-21st centuries]. Proceedings of V international conference. Ivanovo. 23-24 March 2016: in 2 parts. Pt. 1. Ivanovo: Ivanovo State University. pp. 117-123. (In Russian).

20. Khrutskiy, S. (1947) Vekami ozhidaemoe torzhestvo [The celebration expected for centuries]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 38-41.

21. ZhMP. (1948) Khronika (naznacheniya i peremeshcheniya arkhiereev) [arkhiepiskop L'vovskiy i Ternopol'skiy Makariy (Oksiyuk) naznachen arkhiepiskopom L'vovskim, Ternopol'skim i Uzhgorodsko-Mukachevskim] [Chronicle (appointments and movements of the bishops) [Archbishop of Lviv and Ternopil Makariy (Oksiyuk) appointed archbishop of Lviv, Ternopil and Uzhgorod-Mukachevo]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 9. pp. 40.

22. Makariy, Archbishop. (1948) Protopresviter o. Gavriil Kostel'nik (nekrolog) [Protopresbyter Fr. Gavriil Kostelnik (obituary)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 11-14.

23. Makariy, Archbishop Archbishop of Lviv and Ternopil and Mukachevo-Uzhgorod. (1948) Soboleznovanie po povodu smerti protoiereya o. Gav-riila Kostel'nika [Condolence over the death of Archpriest Fr. Gavriil Kostelnik]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 17.

24. Makariy, Archbishop of Lviv and Ternopil and Mukachevo-Uzhgorod. (1948) Konchina i pogrebenie protopresvitera o. Gavriila Kostel'nika [The death and burial of Protopresbyter Fr. Gavriil Kostelnik]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 18-24.

25. Alexy I, Patriarch [of Moscow and All Russia]. (1949) Preosvyashchennomu arkhiepiskopu L'vovsko-Ternopol'skomu i Mukachevsko-Uzhgorodskomu Makariyu [nagrazhdenie pravom nosheniya kresta na klobuke] [To His Eminence Archbishop of Lviv-Ternopil and Mukachevo-Uzhgorod Makariy [awarding the right to wear a cross on a klobuk]]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 11.

26. Makariy, Archbishop of Lviv and Ternopil and Mukachevo-Uzhgorod, the Archimandrite of the Pochaev St. Assumption Lavra. (1949) [Poslanie] vsechestneyshim i bogolyubivym pastyryam, blagochestivym inokam, inokinyam i vsem blagochestivym vernym chadam Svyatoy Pravoslavnoy Tserkvi na Zakarpat'e [[Address] to the most honorable and God-loving pastors, pious monks, nuns and all pious faithful children of the Holy Orthodox Church in Transcarpathia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 7-9.

27. Pavlosyuk, N. priest. (1949) Torzhestvo Pravoslaviya na Zakarpat'e [The Triumph of Orthodoxy in Transcarpathia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 5-6.

28. ZhMP. (1949) K vossoedineniyu greko-katolikov Zakarpat'ya [To the reunification of the Greek Catholics of Transcarpathia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 10. pp. 10-11.

29. ZhMP. (1949) Postanovlenie Svyateyshego Patriarkha Aleksiya i Svyashchennogo Sinoda [napravit' na Vsesoyuznuyu konferentsiyu storonnikov mira delegatsiyu ot RPTs v sostave: mitropolita Krutitskogo Nikolaya (glava), arkhiepiskopa L'vovskogo Makariya, protopresvitera N.F. Kol-chitskogo, namestnika Troitse-Sergievoy Lavry arkhimandrita Ioanna, prot. g. Gomelya M.P. Krotta] [Decree of His Holiness Patriarch Alexy and the Holy Synod [to send a delegation from the Russian Orthodox Church to the All-Union Conference of Supporters of the Peace: Metropolitan Nikolai of Krutitsk (head), Archbishop of Lviv Makariy, Protopresbyter N.F. Kolchitsky, governor of the Trinity-Sergius Lavra, Archimandrite Ioann, prot. of Gomel M.P. Krott]]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 9. pp. 11.

30. ZhMP. (1950) Novye pochetnye chleny Moskovskoy Dukhovnoy Akademii [New honorary members of the Moscow Theological Academy]. ZhMP — The Journal ofthe Moscow Patriarchate. 3. pp. 19-20.

31. ZhMP. (1951) Postanovlenie Svyateyshego Patriarkha i Svyashchennogo Sinoda 15 iyunya 1951 g. [otpustit' v yurisdiktsiyu Pol'skoy Avtoke-fal'noy Tserkvi na post ee Glavy arkhiepiskopa L'vovskogo i Ternopol'skogo Makariya (Oksiyuka)] [Decree of His Holiness the Patriarch and the Holy Synod of June 15, 1951 [to release the Archbishop of Lvov and Ternopil Makariy (Oksiyuk) into the jurisdiction of the Polish Auto-cephalous Church for the post of its Head]]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 7. pp. 3-4.

32. Miroshnichenko, M. (1961) Predstoyatel' Pravoslavnoy Tserkvi v Pol'she Mitropolit Makariy (nekrolog) [Metropolitan Makariy, Primate of the Orthodox Church in Poland (obituary)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 4. pp. 51-58.

33. Bendas, M., Archpriest. (1952) "Umovenie nog" v kafedral'nom sobore ["Foot Wash" in the cathedral]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 7. pp. 55.

34. Zernov, M., archpriest, & Stadnyuk, M., priest. (1954) Tserkovnye gosti iz Zapadnoy Ukrainy i Zakarpat'ya (dnevnik prebyvaniya) [Church guests from Western Ukraine and Transcarpathia (diary of stay)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 12. pp. 24-30.

35. ZhMP. (1955) Letopis' tserkovnoy zhizni: pyatiletie vossoedineniya uniatov Zakarpat'ya [Chronicle of church life: the five-year reunion of the Uniates of Transcarpathia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 2. pp. 61.

36. ZhMP. (1955) Letopis' tserkovnoy zhizni: v Mukachevsko-Uzhgorodskoy eparkhii [Chronicle of church life: in the Mukachevo-Uzhhorod Eparchy] . ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 4. pp. 7.

37. ZhMP. (1955) Letopis' tserkovnoy zhizni: s"ezd blagochinnykh [Chronicle of church life: congress of the Deans]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 5. pp. 12.

38. ZhMP. (1955) Narechenie i khirotoniya arkhimandrita Dorofeya (Filipp) [Naming and consecration of Archimandrite Dorotheus (Philip)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 7. pp. 10-13.

39. Stankaninets, G., Archpriest. (1948) Skhiarkhimandrit Aleksiy (Kabalyuk) [Schema-Archimandrite Alexy (Kabalyuk)]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 2. pp. 69-70.

40. Danilets', Yu. (2013) Obraniy Bozhim Providinnyam. Zhittepis prepodobnogo Oleksiya Karpatorus 'kogo spovidnika [Selected by God's Providence. Life record of Rev. Oleksiy Karpatursky, a confessor]. Chernivtsi: Misto.

41. Vasiliy (Pronin), hegumen. (1950) Konchina igumenii Fevronii [The death of the Abbess Fevronia]. ZhMP — The Journal of the Moscow Patriarchate. 12. pp. 57-58.

Received: 26 January 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.