Научная статья на тему '"Служба св. Виллигизу с описанием его чудес"(Ф. 183. № 368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр'

"Служба св. Виллигизу с описанием его чудес"(Ф. 183. № 368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА / ИЛЛЮМИНИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ / ОБРАЗ ЕПИСКОПА / ОБРАЗ СВЯТОГО ЕПИСКОПА / ИКОНОГРАФИЯ / ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ МИНИАТЮРА / XII ВЕК / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ РУКОПИСИ / ГЕРМАНИЯ / BOOK ILLUMINATION / ILLUMINATED MANUSCRIPT / IMAGE OF THE BISHOP / IMAGE OF THE SAINT BISHOP / ICONOGRAPHY / DEDICATION MINIATURE / 12TH CENTURY / MEDIEVAL WEST-EUROPEAN MANUSCRIPTS / GERMANY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зотова Елизавета Валентиновна

В статье речь идет об особенностях иконографии посвятительных миниатюр рукописи Ф. 183. № 386 из собрания Российской государственной библиотеки, созданной в Майнце в середине XII в. и содержащей текст службы архиепископу Виллигизу и чтения о чудесах святого. В данном исследовании анализируются отличия данных миниатюр от традиционных иконографических схем посвятительных сцен образы авторов и донаторов, обращающихся к святому покровителю, и вероятные причины решения, которое художник или заказчик нашел в данной ситуации. На обеих миниатюрах представлен архиепископ Виллигиз, почитавшийся в Майнце в образе святого. Автор проводит сравнение с образами святых епископов в других манускриптах XII в., близких по содержанию: жития святых епископов Германии, представителей имперской церкви X-XII вв. Целью исследования было также определить и обосновать роли изображенных на миниатюрах архиепископа Майнца Генриха I и пробста кафедрального собора Гартманна по отношению к рукописи архиепископа как заказчика и донатора, Гартманна как возможного автора или составителя текста службы и описания чудес. В статье также освещаются темы преемства сана, подражания святому предшественнику, характерные для изображений епископов в рукописях, созданных в Германии в XII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зотова Елизавета Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICIUM ET MIRACULI SANCTI WILLIGISI (F. 183. №368) FROM THE COLLECTION OF THE RUSSIAN STATE LIBRARY: SPECIAL FEATURES OF THE ICONOGRAPHY OF DEDICATION MINIATURES

This article deals with special features of iconography of dedication miniatures in manuscript F. 183. № 368 from the collection of the Russian State Library. This MS was created in Mainz in the middle of the 12th century and contains the text of the church service to archbishop Willigis as well as readings on the miracles of this saint. The article analyses differences of these miniatures from traditional iconographic schemes of dedicational scenes the images of the authors and donators addressing the saint patron; it also attempts to identify probable reasons for the solution that the artist or the commissioner found in this situation. In both miniatures, Archbishop Willigis, venerated in Mainz, is presented as a saint. The article compares the miniatures with images of saint bishops in other manuscripts of the 12th century that are similar in their content. These are lives of saint bishops of Germany and representatives of the imperial church of the 10-12th centuries. The aim of the research was also to identify and describe the roles of those depicted in the miniatures the archbishop of Mainz Henry I and Hartman, the provost of the cathedral, in relation to the manuscript: the archbishop as the commissioner and donator, Hartman as a possible author or compiler of the text of the service and description of the miracles. The article also studies such topics as succession of the church rank and imitation of the saint predecessor, typical of images of bishops in MSS created in Germany in the 12th century.

Текст научной работы на тему «"Служба св. Виллигизу с описанием его чудес"(Ф. 183. № 368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Зотова Елизавета Валентиновна, вед. архивист Отдела рукописей Российской государственной библиотеки РФ Российская Федерация, 11006, г. Москва, ул. Моховая, д. 16 [email protected]

2017. Вып. 28. С. 9-25

«Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф. 183. № 368) из собрания РГБ:

особенности иконографии

посвятительных миниатюр

Е. В. Зотова

В статье речь идет об особенностях иконографии посвятительных миниатюр рукописи Ф. 183. № 386 из собрания Российской государственной библиотеки, созданной в Майнце в середине XII в. и содержащей текст службы архиепископу Виллигизу и чтения о чудесах святого. В данном исследовании анализируются отличия данных миниатюр от традиционных иконографических схем посвятительных сцен — образы авторов и донаторов, обращающихся к святому покровителю, — и вероятные причины решения, которое художник или заказчик нашел в данной ситуации. На обеих миниатюрах представлен архиепископ Виллигиз, почитавшийся в Майнце в образе святого. Автор проводит сравнение с образами святых епископов в других манускриптах XII в., близких по содержанию: жития святых епископов Германии, представителей имперской церкви X—XII вв. Целью исследования было также определить и обосновать роли изображенных на миниатюрах архиепископа Майнца Генриха I и пробста кафедрального собора Гартманна по отношению к рукописи — архиепископа как заказчика и донатора, Гартманна как возможного автора или составителя текста службы и описания чудес. В статье также освещаются темы преемства сана, подражания святому предшественнику, характерные для изображений епископов в рукописях, созданных в Германии в XII в.

Рукопись Ф. 183. № 368 «Служба св. Виллигизу с описанием его чудес»1 из собрания Российской государственной библиотеки является важным источником по истории средневековых культов святых, так как представляет собой единственное дошедшее до наших дней в оригинале доказательство почитания архиепископа Виллигиза в Майнце в XII в. Виллигиз (ок. 940—1011) был ярким представителем оттоновской имперской церкви: более тридцати лет (с 975 по 1011) он возглавлял одну из важнейших немецких епархий и одновременно исполнял обязанности имперского канцлера. Майнцский архиепископ был влиятельным политиком, игравшим важную роль в жизни империи (именно Виллигиз смог отстоять интересы несовершеннолетнего Оттона III2 после ранней смерти им-

1 Служба св. Виллигизу с описанием его чудес. РГБ. Ф. 183. № 368. Майнц, 1147—1152. Пергамен, 38 л., 19,5 х 12 см.

2 Оттон III — король Германии с 983, император (996—1002).

ператора Оттона II (973—983), и образцовым епископом, заботящемся о благе и процветании своего диоцеза. К заслугам Виллигиза относится строительство нового кафедрального собора в Майнце, учреждение школы при соборе также канониката св. Стефана. Майнцский архиепископ не был причислен к лику святых, но память основателя чтилась в церкви св. Стефана, о чем свидетельствует рукопись из собрания РГБ.

Манускрипт представляет собой кодекс небольшого формата и помимо текста службы и чтений с описаниями чудес содержит две посвятительные миниатюры (л. 1у, 2у), на которых изображен сам Виллигиз, а также пробст кафедрального собора Гартманн и архиепископ Майнца Генрих I (1142—1152).

Упоминание в тексте рукописи и изображение на миниатюрах архиепископа Генриха I предоставляет возможность определить период, в который была создана рукопись, а повествование о чудесах, произошедших в 1147 г. (л. 17у), позволяет предположить, что текст был написан не ранее 1147 г.

Предположительно, кодекс создан в одном из майнцских скрипториев. Согласно владельческим записям на л. 1г и л. 36у рукопись принадлежала церкви св. Стефана в Майнце, где и, вероятно, находилась до упразднения канониката св. Стефана в 1802 г. (существуют свидетельства нахождения рукописи в архиве канониката в 1663—1667 гг.3). Дальнейший путь манускрипта не прослеживается вплоть до 1868 г., когда рукопись была обнаружена в процессе отбора книг для Румянцевского музея при распродаже наследства московского букиниста Д. В. Пискарева и приобретена известным собирателем рукописных книг А. М. Хлудовым (1818—1882), который передал ее в дар Румянцевскому музею4. После закрытия музея в 1924 г. манускрипт принадлежит собранию Отдела рукописей, образованной на базе музейной библиотеки Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (с 1992 г. — Российской государственной библиотеки).

Рукопись упоминается в документах 1667 г., связанных с попыткой канонизации Виллигиза, хранящихся в архиве Конгрегации по канонизации святых в Ватикане5. В сообщении, составленном П. ван Валленбурхом, В. Х. фон Штре-весдорфом и А. Г. Фольсиусом, говорится и о миниатюре, представляющей архиепископов Виллигиза и Генриха, причем наличие нимба у Виллигиза рассматривается как доказательство того, что уже во времена Генриха Виллигиз почитался в Майнце как святой. В 1675 г. А. Г. Фольсиус издал текст рукописи. В 1868 г. рукопись была изучена русским историком, профессором Московского университета В. И. Герье (1837—1919). Результатом исследования стала его монография «Виллигиз, архиепископ Майнцский, 975—1011 (по рукописи XII в.)», изданная в 1869 г. на русском и немецком языках, в которой опубликована транскрипция текста, факсимиле листа с невменной нотацией и хромолитографические

3 См.: Jürgensmeier F. Das Fest des heiligen Willigis von Mainz // Willigis und sein Dom. Festschrift zur Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976—1975. Mainz, 1975. S. 427—430.

4 Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867—1869 г. М., 1871. C. 55.

5 Архив Конгрегации по канонизации святых, Протоколы и декреты. Т. 1667/1668, протокол заседания 2 апреля 1667 г. и приложения. Описание содержания в: Jürgensmeier. Op. cit. S. 427-433.

воспроизведения обеих миниатюр6. Монография посвящена деятельности исторического Виллигиза в X в., а также истории его культа в Майнце XII в. Герье рассматривает рукопись в первую очередь как исторический документ, и в этом же контексте он представляет и миниатюры. Издание монографии позволило вновь ввести в научный оборот долгое время считавшуюся утраченной рукопись.

Миниатюры «Службы св. Виллигизу» были опубликованы в немецких юбилейных изданиях: «Willigis und sein Dom» («Виллигиз и его собор»7 — сборник статей, посвященный тысячелетию Майнц-ского собора (миниатюра с изображением Виллигиза и Генриха)), статье В. Гёза о Виллигизе «Leben und Werk des heiligen Willigis» в сборнике «1000 лет церкви Св. Стефана в Майнце»8 (миниатюра c Виллигизом и Гартманном). В обоих случаях миниатюры воспроизводятся по хромолитографиям из издания Герье.

Рукопись также была представлена в сводных каталогах средневековых рукописей из московских собраний и собрания РГБ, составленных российскими9 и немецкими авторами10.

.AKCbiip Vi ¡tuxliirpK iiw.mi

............I

F ft^EaRti I

b-wTlc

V

Архиепископы Майнца Виллигиз и Генрих I. Посвятительная миниатюра «Службы св. Виллигизу с описанием его чудес». Российская государственная библиотека. Ф. 183.1 № 368. Л. 2м. Фото Е. В. Зотовой

6 Герье В. И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869; Guerrier W. Officium et miracula S. Willigisi. Moskau; Leipzig, 1869.

7 Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975—1975 / Bruech A. Ph. Mainz, 1975.

8 Goez W. Leben und Werk des heiligen Willigis // 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990. S. 15-32.

9 Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII-XVII вв.: Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М., 2012. C. 242-243, 426; Золотова Е. Ю., Мокрецова И. П. Западноевропейские средневековые иллюстрированные рукописи из московских собраний. М., 2003. C. 16; Мокрецова И. П., Щеголе-ва Л. И. Каталог средневековых западноевропейских иллюстрированных рукописных книг в собраниях Москвы. М., 2010. C. 61-62, 244-245.

10 Описание рукописи Ф. 183. № 368 на портале Manuscripta Medievalia: http://www. manuscripta-mediaevalia.de/dokumente/html/obj31300093. Тех же авторов печатный каталог: Barow-Vassilevitch D., Heckmann M.-L. Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau). Wiesbaden, 2016.

Две посвятительные миниатюры, выполненные темперой и золотом, расположены в начале кодекса — на л. 1v и 2v. На л. 1v представлены архиепископ Виллигиз и пробст Гартманн. Миниатюра занимает целый лист и заключена в двойную прямоугольную рамку, над которой расположены подписи: «Sanctus Willigisus» и «Hartmannus praepositus». Фигуры даны в полный рост, и контуры фигур выходят за границы внутренней рамки. Фон миниатюры синий. Виллигиз и Гартманн держат в руках табличку с надписью, выполненной декоративным маюскульным письмом, соединяющим в себе элементы капитального квадратного и унциального шрифтов. Надпись, помещенная на золотом фоне, — «Ego Willigisus conservus tuus et fratrum tuorum» — является началом текста, продолжающегося на следующей странице (2r)u. Виллигиз изображен в полном литургическом облачении, в правой руке он держит посох (pedum), относящийся к инсигниям епископа. Альба белая, тонирована светло-зеленым цветом. Далматика белая с орнаментом — (синей) клеткой, в центре каждой клетки красное кольцо. Полосы по краю далматики и по рукавам выполнены золотом. Казула светло-красная, с обозначенными красными линиями складками, паллий белый с золотым контуром и крестами. Голову архиепископа венчает митра, т. е. Виллигиз облачен по современному архиепископу Генриху образцу — митра вошла в литургическое облачение епископов с середины XI в., но в изображениях появляется позднее — только в XII в.12 Островерхая митра с двумя «рожками» соответствует середине — второй половине XII в.13 Виллигиз представлен светловолосым, с бородой и усами, вокруг его головы золотой нимб. Гартманн, чье облачение зеленого и красного цвета (того же оттенка, что и казула Виллигиза), изображен седовласым, с тонзурой.

На второй миниатюре (л. 2v) Виллигиз изображен уже вместе с архиепископом Генрихом. Миниатюра также занимает целый лист и заключена в двойную прямоугольную рамку, фигуры также даны в полный рост и выходят за границы внутренней рамки (подписи над рамкой: «Sanctus Willigisus archiepiscopus» и «Henricus archiepiscopus»). Фон миниатюры такой же, как и на л. 1v. Оба архиепископа также держат табличку с надписью на золотом фоне («Venerabili et dilecto fratri Heinrico sancte Magontine sedis»). Текст на свитке является началом обращения Виллигиза к Генриху. Архиепископы изображены в полном литургическом облачении, в их руках педумы. Интересно, что облачение Генриха в точности повторяет облачение Виллигиза на первой миниатюре, и если бы не нимб над головой второго архиепископа и не соответствующие подписи, именно его можно было бы принять за Виллигиза. Далматика же самого Виллигиза, надетая поверх белой альбы, украшена красно-белым орнаментом, напоминающим волны. Казула Виллигиза голубого цвета. Генрих изображен седовласым, с усами и бородой, Виллигиз — светловолосым, так же как и на первой миниатюре.

Оба изображения имеют прямую связь с «письмами» Виллигиза к Гартман-ну и Генриху, с которых начинается текст рукописи (л. 2r — обращение в форме письма архиепископа Виллигиза к пробсту Гартманну (продолжение, нача-

11 Текст см.: Герье. Указ. соч. С. 1—3.

12 См.: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Darmstadt, 1964. S. 467.

13 См.: Ibid.

ло — текст на золотом поле миниатюры); л. 3r-3v — Обращение архиепископа Виллигиза к архиепископу Генриху (продолжение, начало — текст на золотом поле миниатюры). Таким образом, здесь показаны и «автор» писем, и оба адресата, а само письмо как объект демонстрируется в виде таблички с начальной строкой-обращением. В книжной миниатюре романского периода встречаются подобные изображения писем, например в заставке к Прологу к Пятикнижию Иеронима, составленному в виде письма в так называемой Второй библии из аббатства Св. Марциала в Лиможе из собрания Национальной библиотеки Фран-ции14. Заставка на л. 4v представляет собой посвятительную сцену, в которой автор — Иероним — показывает «письмо к Дезидерию» восседающему на престоле папе Дамасу I (366—384). «Письмо» так же изображено в виде поля, в котором расположено начало текста («Desiderii mei...» — «Дезидерия моего...»).

Основные вопросы, которые вызывают миниатюры московской рукописи, это отношение изображенных на них адресатов «письма» к тексту рукописи, к самому кодексу, к Виллигизу и его культу. Согласно П. Блоху, в средневековом искусстве конкретный человек мог быть представлен в трех основных контекстах: как властитель, в надгробном изображении, а также в качестве донатора15. В книжной миниатюре к образам властителей и донаторов добавляются образы авторов и писцов. Как правило, если показан представитель Церкви, а атрибуты и общий контекст не позволяют идентифицировать его как святого, или же надпись указывает на конкретную историческую личность, то в большинстве случаев мы имеем дело с изображениями автора или создателя книги либо же заказчика.

Текст «обращения» к Гартманну позволяет предположить, что пробст Майнц-ского кафедрального собора является или автором текста всей рукописи, ее части, или же составителем. Виллигиз «пишет» ему: «Прославь имя мое во всей церкви. Деяния, которые я совершил во имя Господа, сделай известными народу» (л. 2r). Кроме этого «письма», в рукописи больше не содержится никаких указаний на возможное авторство Гартманна. Единственное, что про него известно, следует из позднейшей подписи под миниатюрой на л. 1v — в 1143 г. Гар-тманн стал пробстом кафедрального собора, а также был пробстом церкви св. Стефана в Майнце с 1139 г.16 И на самой миниатюре пробст показан на месте «адресата», а не автора.

В изображении, несмотря на одинаковый масштаб обеих фигур, показана иерархия — в жесте Гартманна (раскрытая ладонь, повернутая в сторону собеседника) демонстрируется принятие некой информации вышестоящего ниже-стоящим17. Виллигиз является вышестоящим по отношению к пробсту и по своему сану, и по статусу «святого». Это также нашло свое отражение и в характере

14 Biblia Sancti Martialis Lemovicensis altera. Париж, BNF, Latin 8 (2) II. XI в. Пергамен, 264 л., 54 X 39,5 м.

15См.: Bloch P. Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild — Grabbild — Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen. Berlin 1830-1980. Berlin, 1980. S. 107.

16 Сведения о личности Гартманна содержатся в надписи на л. 1v: Beatus Hartmannus iste fuit prœpositus ecclesiœ maioris anno 1143. Item prœpositus ecclesœ S. Stephani anno 1139.

17 См.: Garnier F. Le language de l'image au moyen âge. Signification et Symbolique. P., 1982. P. 174.

обращения в «письме», где имя Виллигиза поставлено перед именем Гартманна. Иконографически сцена близка изображениям передачи привилегий, которые нередко встречаются в рукописях XII в. Например, весьма типичная композиция для подобного сюжета у миниатюры из «Кодекса Гуты-Синтрама»18(л. 2г), где запечатлено получение привилегий аббатом Герунгом от Каликста II (папа с 1119 по 1124 г.). Аббат с почтением, чуть склонив голову, принимает от папы привилегию (так же как и в наших миниатюрах представленную в виде таблички с текстом, которую держат папа и аббат).

Миниатюра с изображением и Виллигиза, и Генриха также напоминает сцену передачи папской привилегии, однако оба архиепископа представлены как равные, в сходных позах (оба церковных иерарха придерживают одной рукой таблицу с текстом). Такой характер «взаимоотношений» демонстрируется и в «обращении» Виллигиза к Генриху: «Достопочтенному и любезному брату Генриху, достойному епископата Майнцского святого престола...». В тексте не обнаруживаются прямые указания на роль Генриха по отношению к созданию нашей рукописи или включенных в нее произведений. В других источниках также не сохранилось достоверных сведений о предпринятых майнцским архиепископом действиях по утверждению культа своего святого предшественника. Единственное упоминание о нем в связи с именем Виллигиза содержится на страницах московской рукописи. В. И. Герье, основываясь на тексте второго «письма», предполагает, что Генрих был инициатором канонизации своего великого предшественника19. В своем «послании» Виллигиз обращается к Генриху как к своему преемнику на «святом Майнцском престоле», а также посреднику, благодаря стараниям которого Церковь благосклонно примет известия о его деяниях. За помощь архиепископ будет вознагражден вечной жизнью его души («Imple desiderium meum et vives in eternum» — «Исполни желание мое и живи в вечности» и т. д.). Подобный текст позволяет предположить, что Генрих мог выступать в качестве заказчика службы св. Виллигизу и описаний его чудес.

В миниатюрах московской рукописи присутствует интересный момент, также вызывающий вопросы, — это облачение Генриха, полностью повторяющее облачение Виллигиза на первой миниатюре. Было ли это сделано намеренно, или могло быть ошибкой миниатюриста? Вероятно, Генрих специально уподоблен своему святому предшественнику. Также следует отметить, что все лица — и святой архиепископ, живший в прошлом столетии, и современники художника — на миниатюрах относятся к одному идеализированному типу и лишены индивидуальных черт. Таким образом, возникает вопрос, насколько это было характерно для прижизненных изображений в рукописях XII в. Чтобы ответить на него и прочие вопросы, необходимо рассматривать рукопись и ее миниатюры в контексте книжного искусства XII в., а также предшествующей эпохи.

Обе миниатюры в кодексе имеют функцию посвятительных изображений. Как правило, в подобных сценах автор, заказчик или донатор, представал перед святым покровителем, которому посвящалась книга, причем это посвящение

18 Codex Guta-Sintram. Страсбург, Библиотека Большой семинарии, Cod. 78. Марбах, 1154 г. Пергамен, 163 л., 35,5 х 27,0 см.

19 См.: Герье. Указ. соч. С. 60.

могло быть показано как преподнесение книги святому, так и символически — например путем возложения на алтарь.

Образцами иконографии20 для посвятительной миниатюры последующих лет послужили миниатюры в рукописях знаменитой «De laudibus Sanctae Crucis» («О похвале Святому Кресту») Рабана Мавра21. Рукопись неоднократно копировалась как при жизни автора, так и в более поздние эпохи. Самые ранние экземпляры находятся в собраниях Вены и Ватикана22. Венский кодекс, созданный около 830 г., содержит две посвятительные миниатюры, представляющие автора: на листе 1v Рабан Мавр, сопровождаемый своим учителем Алкуином23, преподносит свое сочинение св. Мартину, представленному в виде епископа, в литургическом облачении восседающего на престоле. Вторая миниатюра, расположенная на следующем листе (2v), представляет автора, преподносящего свой труд папе Григорию IV (827—849), стихотворное посвящение которому содержится на соседней странице (3r). Папа, восседающий на престоле, принимает кодекс из рук Рабана. За спиной Григория IV стоят два диакона. Иконографические схемы обеих миниатюр оказались весьма востребованными в последующие эпохи. В книжном искусстве оттоновского периода схема получает новое развитие: посвящение также разбивается на две (и более) сцены, но теперь это не один автор, преподносящий свое сочинение земным и небесным покровителям, а целая «цепь» — от создателя (писца) к заказчику (донатору) и от донатора к святому патрону, который в свою очередь является посредником перед Господом. Примерами таких сцен служат посвятительные миниатюры так называемого «Кодекса Геро» — евангелистария из собрания библиотеки г. Дармштадта24, созданного в 1960-е гг., а также так называемая «Псалтырь Эгберта» (вошедшая в научный оборот и под другим названием — «Кодекс Гертруды» — «Codex Gertrudianis»), в настоящее время находящаяся в собрании Археологического музея г. Чиви-дале25. В евангелистарии посвятительная композиция разделена на две сцены и состоит из двух миниатюр: на первой (л. 6v) заказчик рукописи — Геро, кустод кафедрального собора в Кельне и будущий архиепископ (969—976) — преподносит кодекс апостолу Петру, патрону собора. А на второй Геро принимает книгу от ее создателя Анно, монаха из аббатства Райхенау. В псалтыри порядок сцен изменен в «хронологическом» порядке: на двух первых парных миниатюрах представлен монах Руодпрехт, передающий кодекс заказчику — Эгберту, архиепископу Трира (977—993) (л. 16v и 17r), а вторую пару миниатюр составляют изображения Эгберта (л. 18v), преподносящего псалтырь апостолу Петру (которому также посвящен кафедральный собор) (л. 19r). Епископы и архиепископы Германии X—XII вв. часто выступают в роли заказчиков рукописей и донаторов, поэтому посвятительные сцены не редкость в книгах, созданных для представителей высшей церковной власти. Изображения в рукописях сопровождались

20 См.: Bloch. Op. cit. S. 107.

21 Рабан Мавр (Hrabanus Maurus) (ок. 780—856) — богослов, поэт, педагог. Ученик Алкуи-на. С 822 по 842 г. — аббат Фульды, с 847 г. — архиепископ Майнца.

22 Ватикан, Codex Vaticanus Reginensis latinus 124; Вена, Nationalbibliothek, Cod. 652.

23 Алкуин (ок. 735—804) — ученый, богослов, поэт, сподвижник Карла Великого.

24 Дармштадт, Земельная библиотека, Cod.lat. 1948. Пергамен, 176 л., 29,7 x 22,2 см.

25 Чивидале, Археологический музей, MS CXXXVI. Пергамен, 233 л., 23,8 х 18,8 см.

посвятительными надписями, в которых упоминалось имя заказчика рукописи. Часто такие надписи имели форму обращения-молитвы донатора. Наибольшее распространение получает посвятительная композиция, состоящая из одной сцены, — преподнесение рукописи донатором святому покровителю, при этом миниатюра может занимать как один лист (изображения Оттона, епископа Ре-генсбурга (1060—1089) в понтификале мб. М. 1231 из собрания Национальной библиотеки Франции26; Элленгарда, епископа Фрайзинга (1052—1078), в еван-гелиарии С1т 6831 из собрания Баварской государственной библиотеки27), так и состоять из двух изображений на развороте листа (так называемое «Драгоценное Евангелие»28 Бернварда, епископа Хильдесхайма (993—1022)). В XII в. это уже, как правило, одна миниатюра — например в современной «Службе св. Вил-лигизу» из собрания РГБ рукописи Аврелия Августина <Юе Genesi аё ИИегат» («О буквальном смысле Книги Бытия») из собрания Баварской государственной библиотеки (С1т15812)29. Книга была создана в скриптории при кафедральном соборе Зальцбурга по заказу архиепископа Эберхарда (1147-1167). На миниатюре на л. 1г Эберхард преподносит кодекс святому покровителю Зальцбурга и патрону кафедрального собора — св. Руперту30, первому епископу Зальцбурга.

В «Службе св. Виллигизу...» две посвятительные миниатюры, но связывает их не образ автора или реального заказчика рукописи, а образ Виллигиза, который здесь выступает в роли «автора» или «заказчика», подобно Рабану Мавру, кустоду Геро или архиепископу Эгберту в упоминаемых выше памятниках. Представленные на миниатюрах пары — «автор/писец» и «святой, которому посвящена книга» и «заказчик и святой» — соответствуют традиционным сюжетам посвятительной миниатюры XII в., а также предыдущих эпох, но по содержанию, изображению действия существенно отличаются от привычных схем. Как уже упоминалось ранее, иконографическая схема больше напоминает, например, сцены передачи устава основателем ордена. Таким образом, можно отметить, что в посвятительных миниатюрах «Службы св. Виллигизу» в центре внимания оказывается не действие посвящения, принесения в дар конкретной книги святому патрону, так как помимо наличия иной визуальной информации отсутствует и обычная для подобных случаев посвятительная надпись, а фигура самого Виллигиза, представленного в образе святого епископа.

Для того чтобы установить, является ли иконографическая схема миниатюр московской рукописи, характерной для рукописей, связанных с культами святых, или же мы имеем дело с уникальным решением, найденным для конкрет-

26 Ordines romani ad usum ecclesiae Ratisponensis. Париж, Национальная библиотека Ms. lat. 1231. Регенсбург, ок. 1060-1084. 268 л., 23,1 х 17,7 см, л. 1v.

27 Мюнхен, Баварская государственная библиотека. Clm 6831. Пергамен, 17 x13,5 см, л.2г

28 Хильдесхайм, Музей кафедрального собора, Domschatz Inv.-Nr. DS 18. Хильдесхайм, ок. 1015 г. Пергамен, 232 л., 28 х 20 см.

29 Мюнхен, Баварская государственная библиотека, Clm 15812. Зальцбург, 1147-1167. Пергамен, I + 164 л., 29 x 19 см.

30 Руперт Зальцбургский (? — 718) — ок. 697-698 гг. был посвящен в сан епископа в Ворс-ме и отправлен в качестве миссионера на территорию Баварии. Основал монастырь св. Петра, стал его первым аббатом, а также первым епископом Зальцбурга.

ной ситуации, следует провести сравнение с другими источниками, близкими по содержанию и назначению.

Для XII в. характерно появление и распространение культов новых святых, многие из которых принадлежали к числу представителей высшей церковной власти предыдущих эпох. С традицией почитания святых связан целых ряд различных памятников средневекового искусства: скульптуры, декоративно-прикладное (например, реликварии, литургическая утварь), монументальная живописи и, конечно, книги. Миниатюры с изображением святых церковных иерархов появляются не только в кодексах, предназначенных для богослужений, но и в рукописях другого назначения. Житие основателя или святого покровителя монастыря — один из типичных памятников, создававшихся в монастырских скрипториях на территории Священной Римской империи в X—XII вв. Особым типом житийных рукописей являются книги типа «libellus» (лат. «маленькая книга»), содержащие помимо жития описания чудес святого и другие тексты (в том числе и литургические), связанные с культом данного святого31. Некоторые из подобных рукописей содержали и изображения святого, как правило, они происходят из тех скрипториев, где существовала традиция иллюминирования манускриптов. К данному типу рукописей относится и «Служба св. Виллигизу...». Нередко такие книги были непосредственно связаны с процессом канонизации. Для того чтобы получить официальное одобрение папы, необходимо было представить доказательства того, что кандидат достоин быть причислен к лику святых. С этой целью составлялись (или редактировались созданные ранее) жития, в которых обязательно приводились описания чудес, происходивших как при жизни, так и после смерти кандидата. Тексты, собранные в небольших кодексах типа «libellus», зачитывались на соборах.

Св. Ульрих, епископ Аугсбурга (923—973), стал первым канонизированным представителем имперского епископата. В грамоте папы Иоанна XV (985—996) о канонизации Ульриха, подписанной 3 февраля 993 г., упоминается «маленькая книга» («libellus») о житии и чудесах преподобного Ульриха, которую предоставил епископ Аугсбурга Лиутольд (988—996) для прочтения на Латеранском синоде. В папской грамоте, вероятно, идет речь об описании жизни и чудес Ульриха, составленном пробстом кафедрального собора в Аугсбурге Герхардом — самом раннем житии аугсбургского епископа32. В дальнейшем текст жития был переработан Берно, аббатом Райхенау (1008-1048). Сохранилось несколько рукописей X-XII вв., содержащих житие и описание чудес св. Ульриха, в различных вариантах редакции и компоновки33, и некоторые из них содержат изображения святого епископа.

Рукопись из собрания Австрийской национальной библиотеки, вошедшая в состав сборника житий святых («Vitae sanctorum»34), предположительно является

31 См.: Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C. Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde. Berlin, 1996. S. 179.

32 См.: Berschin W. Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita // Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst. Augsburg, 1993. S. 9.

33 См.: Ibid. S. 10-11.

34 Vitae sanctorum. Wien, ÖNB, Cod. 573. Райхенау 1020-1030 гг. Аугсбург XI и XII вв. Пергамен, 137 л., 20,5 х 14,5 см.

автографом35 Берно из Paйхeнaу36. Листы 27r-90r сборника содержат переработанный Берно текст жития. Манускрипт, созданный в скриптории Paйхeнaу37 в 1020—1040 гг., предназначался для аббатства cвв. Ульриха и Афры в Аугсбурге, о чем свидетельствует посвятительное стихотворение, обращенное к святому епископу и адресованное аббату аугсбургского монастыря Фридебольду (л. 26r составной рукописи), а также посвятительная миниатюра, расположенная на обороте листа с текстом посвящения. На миниатюре, выполненной в характерном для Paйхeнaу стиле, представлен св. Ульрих, благословляющий двух аббатов: автора — Берно и «адресата» (заказчика?) — Фридебольда. Над головой святого патрона изображена длань Господня как указание на известное чудо святого, когда при освящении им потира во время мессы в помощь епископу явилась длань Господня («Dextera Domini»). Подобная трехфигурная композиция, в центре которой находится благословляющий святой (Христос, Дева Мария), заимствованная из византийского искусства (изображения императорской четы), в оттоновскую эпоху получила распространение и на Западе. Данную миниатюру можно отнести к весьма распространенному типу посвятительной миниатюры с изображением святого патрона, но в данном случае изображение книги отсутствует, но представлены и автор, и предположительный заказчик рукописи. Pукoпись позднее была переплетена вместе с текстом службы св. Ульриху аббата Удальшалька (Аугсбург, XII в.) и житиями других важных для данного монастыря святых и блаженных, и по своему назначению является книгой для чтения.

Другим примером, значительно более поздним, житийной рукописи, содержащей изображение святого епископа, является «Житие блаженного Норберта»38 из собрания Баварской государственной библиотеки. Pукoпись происходит из скриптория монастыря Шефтларн в Баварии, период ее создания 1180—1200 гг. Эта книга не была связана с подготовкой процесса канонизации — как известно, Норберт Ксантенский39 был причислен к лику святых уже в XVI в. (1582), и в житии он называется «блаженным». Норберт также не является основателем данного монастыря, но им был основан орден премонстрантов, которому в 1140 г. был передан бывший бенедиктинский монастырь Шефтларн, поэтому изготовление собственного списка жития основателя ордена является весьма закономерным. Всего сохранилось более 20 списков жития, датированных XII—XIII вв., но из них только шефтларнский содержит изображение Норберта. В рукописи помещена миниатюра (л. 5r), на которой он изображен в виде архиепископа, с нимбом, рядом с другим святым епископом. Фигуры епископов заключены в рамку в виде двухпролетной арки. Оба церковных иерарха показаны в литургическом облачении, Норберт (над его фигурой позднейшая надпись «Norpertus») представлен склонившимся перед вторым епископом.

35 Предположение основано на палеографическом анализе X. Гоффмана (см.: Hoffmann H. Buchkunst und Königtum im ottonischen und frühsalischen Reich. Stuttgart, 1986.Textband, S. 346).

36 Берно — аббат Paйхeнaу с 1008 по 1048 г., теолог и гимнограф.

37 См.: Hoffmann. Op. cit. S. 9-11.

38 Vita beati Norberti. München, BSB, Clm 17144. Шефтларн, ок. 1180-1200. Пергамен, 101 л., 14,5 х 8,5 см.

39 Норберт Ксантенский (ок. 1080-1134) — основатель ордена премонстрантов, архиепископ Магдебурга (1126-1134).

Изображение Норберта, в то время еще не являвшегося официально признанным Церковью святым, но почитавшегося местно в ордене премонстран-тов и в Магдебурге, с нимбом весьма характерно для миниатюр, украшавших житийные рукописи XII в. — так же как и в случае с Виллигизом в рукописи из собрания РГБ. Нимб вокруг головы магдебургского архиепископа практически уравнивает его в правах с изображенным рядом с ним святым в облачении епископа — св. Августина. Августину приписывается создание монастырского устава, который был избран Норбертом для своего ордена. Таким образом, св. Августин оказывался и покровителем премонстрантов. Интересно, что в шефт-ларнском житии и сам Норберт также представлен в виде архиепископа, хотя архиепископом Магдебурга он стал лишь через несколько лет после основания ордена (в 1126 г.). Вероятно, здесь Норберт может быть уподоблен св. Августину: ведь так же, как и Августин, Норберт был посвящен в епископский сан благодаря своим заслугам, в число которых входит и основание монашеских общин. На миниатюре в рукописи жития Норберта св. Августин передает ему кодекс, который, вероятно, содержит устав. Таким образом, миниатюра может символически представлять сцену основания ордена путем передачи орденского устава (в виде кодекса) святым покровителем основателю.

Согласно предположению В. Герье40, архиепископ Генрих I был инициатором канонизации Виллигиза, однако различные обстоятельства (в первую очередь напряженные отношения с Римом) не позволили довести процесс до конца. К сожалению, документальных подтверждений этого не обнаружено, но, вероятно, рукопись «Службы святому Виллигизу» могла быть связана и с предстоящим процессом канонизации майнцского архиепископа. Таким образом, основной функцией миниатюр должна была стать репрезентация «кандидата», как, например, на миниатюре в рукописи «Младшего» жития св. Анно41 («Vita Annonis minor»)42 из собрания Университетской библиотеки Дармштадта, где святой архиепископ представлен один, в окружении моделей учрежденных и построенных им церквей и монастырей. Этот вариант жития был создан уже в 1180-е гг., очевидно в рамках подготовки процесса канонизации кёльнского архиепископа, состоявшейся в 1183 г. Композиция перекликается с рельефом на торцевой стороне раки с мощами св. Анно в аббатстве Михаэльсберг в Зигбург, созданной в ту же эпоху: архиепископ изображен стоящим, в руках он держит модель основанного монастыря св. Михаила. Св. Анно представлен в литургическом облачении, на его голове митра характерного для второй половины XII в. образца. Внешность святого архиепископа относится к тому же идеализированному типу, что и Виллигиз, Генрих и Гартманн в московской рукописи.

Изображения в «Службе св. Виллигизу» относятся к иному иконографическому типу, однако здесь посвятительная миниатюра меняет свою привычную функцию — демонстрации подношения донатора (автора) святому покровителю, — здесь она в первую очередь показывает именно самого «кандидата в свя-

40 См.: Герье. Указ. соч.

41 Анно II — архиепископ Кёльна (1056—1075), канонизирован в 1181 г.

42 Vita Annonis Minor, Дармштадт, Университетская библиотека, Hs. 945. Зигбург, ок. 1180— 1181 гг. Пергамен, 68 л., 18,0 х 14,0 см, л. 1r.

тые», как и в случае с изображением Анно II, представляя аргументы в пользу канонизации майнцского и кельнского архиепископов, и соответствует основному назначению самой книги в процессе канонизации. Наиболее близкой с точки зрения иконографии и функции категорией памятников, содержащих подобные изображения, являются реликварии с мощами «новых» святых. Если изображение в житии св. Анно из собрания дармштадтской библиотеки аналогично рельефу торцевой стороны реликвария с мощами кельнского архиепископа, то иконографическая схема миниатюр жития св. Виллигиза повторяется в рельефах раки св. Годехарда, епископа Хильдесхайма (1022—1038), созданной в 1130-е гг. Здесь также присутствуют: святой епископ (Годехард), епископ, по инициативе которого была проведена канонизация (Бернхард (1130—1153), священнослужитель (пробст) — помощник епископа в деле канонизации43. Композиция также относится к посвятительному (донаторскому) типу. Таким образом, уже можно предположить существование традиции подобных изображений.

Основной темой миниатюр «Службы св. Виллигизу» становится не столько изображение Виллигиза как святого епископа, сколько связь его образа с образами людей, имевших непосредственное отношение к развитию культа этого майнцского архиепископа, и прежде всего к его «преемнику» — архиепископу Генриху I. Причиной подобного изображения (предположительного) заказчика книги и святого, которому посвящена рукопись, могло послужить личное желание Генриха I (или же замысел автора) предстать на миниатюре в качестве законного преемника (и тем самым равного по статусу) своего святого предшественника. Генрих уподобляется Виллигизу, вероятно, именно поэтому литургическое облачение Генриха в точности повторяет облачение Виллигиза на первой миниатюре. Подобная имитация проецирует образ великого предшественника, благодаря своим заслугам достойного почитания в церквах диоцеза и даже канонизации, его «святость» на личность его «преемника». Идея преемственности епископского сана и наследования предшественникам, почитавшимся в качестве святых, была очень важна для церковных иерархов Германии, «конкурировавших» как с Римом, так и между собой. Например, в уже упоминавшейся выше «Псалтыри Эгберта» содержатся миниатюры с образами святых трирских епископов, стоявших во главе диоцеза с момента его учреждения (вт. пол. III в.) до VIII в., и на созданном по заказу архиепископа Эгберта реликварии для посоха св. Петра помещен ряд их изображений, причем параллельно ряду образов святых римских понтификов. Изображение самого Эгберта в качестве донатора и, конечно, законного преемника завершает этот ряд. Идея непрерывного преемства нашла свое идеальное воплощение в другом известном памятнике средневекового искусства — так называемом «Понтификале Гундекара» (также «Гундекарианум» ^ипёесапапит)44, представляющем собой полный каталог епископов Эйхштетта до Гундекара II (1057—1075) (позднее продолженный епи-

43 Й. М. Кратц предположил, что данная фигура представляет Бертольда, пробста хиль-десхаймского собора, участвовавшего в поднятии мощей св. Годехарда (см.: Kratz J. M. Der Dom zu Hildesheim. Hildesheim, 1840. S. 136).

44 Liber pontificalis Eichtetensis, Diözesanarchiv Eichstätt, Cod. B4. Эйхштетт, 1071/72. Пергамен, 257 л., 41 х 31 см.

скопом Оттоном (1182—1196), по заказу которого было выполнены изображения еще 8 епископов, включая его самого). Гундекар II здесь предстает как наследник святого епископа Виллибальда45. Также тема преемства присутствует в изображении Эберхарда, архиепископа Зальцбурга, и св. Руперта в уже упоминавшейся рукописи Clm.15582 из собрания Баварской государственной библиотеки, но уже в сокращенном варианте, где присутствует только первый архиепископ, причисленный к лику святых, и архиепископ действующий.

Нельзя не отметить следующий интересный момент: лицо Генриха относится к точно такому же физиогномическому типу, что и лицо Виллигиза, — здесь мы имеем дело с идеализированным типом внешности (подобный же тип встречается и на миниатюре в «Vita Annonis Minor»). Конечно, святой епископ должен был являть собой идеал — не только своими делами, но и видом. Генрих, черты лица которого должны были быть хорошо знакомы майнцскому художнику, изображен точно так же. К тому же типу относятся изображения архиепископа Зальцбурга Эберхарда и святого Руперта в рукописи Clm 15812, созданной приблизительно в тот же период. В этом изображении присутствует тот же важный момент, что и в миниатюре из московской рукописи: и святой епископ, и современник (рукопись создана при жизни Эберхарда) относятся к одному и тому же идеализированному типу. Подобное невнимание к индивидуальным чертам изображаемых современников вовсе не свидетельствует о низком уровне мастерства художников рассматриваемой эпохи: внешнее сходство не имеет значения, так как главную роль играет сан изображаемого (поэтому литургическое облачение, указывающее на сан, обычно изображается во всех деталях).

Рукопись «Службы св. Виллигизу с описанием чудес» из собрания РГБ можно с уверенностью считать уникальным памятником и в контексте истории (единственный сохранившийся до наших дней оригинальный источник, свидетельствующий о почитании Виллигиза в майнцской церкви XII в.), и в контексте истории средневекового книжного искусства. Иллюминированные кодексы подобного типа (содержащие житие и описание чудес «нового» святого, чей культ не имеет широкого распространения) встречаются относительно редко (что демонстрирует пример рукописей «Жития блаженного Норберта», только один из дошедших до наших дней списков которого имеет посвятительную миниатюру).

Среди кодексов аналогичного типа и сходного содержания не удалось обнаружить точных иконографических соответствий. В наиболее близких по содержанию и типу рукописях — житиях Анно II Кельнского («Vita minor») и Норберта Ксантенского — также присутствует посвятительная миниатюра, представляющая святого епископа, но в иных контекстах (учредитель монастырей и строитель церквей, основатель ордена). В результате изучения материала и сравнительного анализа памятников стало понятно, что иконографическая особенность миниатюр московской рукописи заключается в том, что в сценах, где изображены святой и «современник», не «современник» обращается к святому (с подношением, с молением о заступничестве, что характерно для посвятительных миниатюр), а святой сам «обращается» с просьбой. Если рассматривать роли Гартманна и Генриха I по отношению к рукописи как «автора» и «заказчика», то становится очевидным, что

45 Св. Виллибальд — первый епископ (? — 787?) и святой патрон Эйхштетта.

обе миниатюры не соответствуют традиции авторских и донаторских изображений, характерных для книжного искусства рассматриваемого периода (при том что отражают стилистические тенденции и технические особенности миниатюры середины — второй половины XII в.). Вероятно, автор нашел специальное решение для данной ситуации, предположительно основываясь на иконографических образцах иного содержания, но близких по форме, — сценах передачи привилегий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из ключевых вопросов, ответ на который было призвано дать данное исследование, — это обоснование присутствия Гартманна и Генриха I на посвятительных миниатюрах. И на страницах рукописей, и в произведениях декоративно-прикладного искусства мы не обнаруживаем изображений людей, имеющих отношение к развитию культа святого, но не отметившихся какими-либо конкретными действиями в этом направлении, а о подобных событиях с участием Гартманна или даже Генриха сведений не сохранилось. Например, об изображенном на раке св. Годехарда в Хильдесхайме епископе Бернхарде I достоверно известно, что он в 1131 г. успешно завершил процесс канонизации своего предшественника. Но в случае с культом Виллигиза в качестве подобного действия можно рассматривать составление посвященной ему службы и описаний чудес и создание соответствующей рукописи. Изображения авторов и заказчиков житий нам известны на примере Жития св. Ульриха Аугсбург-ского из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod. 573). Основываясь на тексте рукописи («писем» Виллигиза), можно предположить, что пробст Гартманн является автором, а архиепископ Генрих — заказчиком кодекса. Своим деянием оба — и автор, и донатор — должны были заслужить благосклонность Виллигиза, и майнцский святой стал бы для них заступником перед Господом. Посвятительные миниатюры наглядно демонстрируют связь между Гартманном, Генрихом и их патроном. Таким образом, при изменении иконографической схемы и содержания миниатюр в данном случае, основная функция посвятительных изображений (относительно автора и заказчика рукописи) сохраняется.

Одной из важнейших тем, возникающих в миниатюрах нашей рукописи, — это уподобление Генриха I Виллигизу, и такое подражание святому предшественнику весьма характерно для образов епископов. Имитация в таком случае рассматривается как некий акт легитимизации, свидетельство непрерывного наследования епископского престола от святых предшественников. С данной темой мы встречаемся и в других памятниках книжного и декоративно-прикладного искусства X—XII вв. Таким образом, при наличии редкой иконографической схемы посвятительных миниатюр московской рукописи образы и темы являются характерными для изображений епископов в рукописях Германии X—XII вв.

Ключевые слова: книжная миниатюра, иллюминированная рукопись, образ епископа, образ святого епископа, иконография, посвятительная миниатюра, XII век, средневековые западноевропейские рукописи, Германия.

Список литературы Герье В. И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869.

ЗолотоваЕ. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII—XVII вв.: Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М., 2012. Золотова Е. Ю., Мокрецова И. П. Западноевропейские средневековые иллюстрированные рукописи из московских собраний. М., 2003. Михайлова К. А., Подмарькова М. В. Собрание рукописей на западноевропейских языках.

Фонд № 183 (рукописи XII-XIX вв.). Опись. М., 1993. Мокрецова И. П., Щеголева Л. И. Каталог средневековых западноевропейских иллюстрированных рукописных книг в собраниях Москвы. М., 2010. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867—1869 гг. М., 1871. Barow-Vassilevitch D., Heckmann M.-L. Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau). Wiesbaden, 2016.

Berschin W. Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita // Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst. Augsburg, 1993. S. 9.

Bloch P. Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild — Grabbild — Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen. Berlin 1830-1980. Berlin, 1980. S. 107. Bloch P. Zum Dedikationsbild im Lob des Kreuzes des Hrabanus Maurus // Das erste Jahrtausend.

Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr / Bцhmer K. Bd. 1. S. 482. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Darmstadt, 1964. Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C. Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde. Berlin, 1996.

Garnier F. Le language de l'image au moyen âge. Signification et Symbolique. P., 1982. P. 174. Goez W. Leben und Werk des heiligen Willigis // 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990. S. 15-32. Hoffmann H. Buchkunst und Königtum im ottonischen und frühsalischen Reich. Stuttgart, 1986. Textband.

Jürgensmeier F. Das Fest des heiligen Willigis von Mainz // Willigis und sein Dom. Festschrift zur

Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976-1975. Mainz, 1975. S. 427-430. Kratz J. M. Der Dom zu Hildesheim. Hildesheim, 1840.

Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975-1975 / Bruech A. Ph. Mainz, 1975.

St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.

2017. Vol. 28. P. 9-25

Zotova Elizaveta, Senior Archivist,

Department of Manuscripts, Russian State Library 16 Mokhovaia Str., Moscow, 110069, Russian Federation [email protected]

Officium et miraculi sancti Willigisi (F. 183. №368) from the Collection of the Russian State Library: Special Features of the Iconography of Dedication Miniatures

This article deals with special features of iconography of dedication miniatures in manuscript F. 183. № 368 from the collection of the Russian State Library. This MS was created in Mainz in the middle of the 12th century and contains the text of the church service to archbishop Willigis as well as readings on the miracles of this saint. The article analyses differences of these miniatures from traditional iconographic schemes of dedicational scenes — the images of the authors and donators addressing the saint patron; it also attempts to identify probable reasons for the solution that the artist or the commissioner found in this situation. In both miniatures, Archbishop Willigis, venerated in Mainz, is presented as a saint. The article compares the miniatures with images of saint bishops in other manuscripts of the 12th century that are similar in their content. These are lives of saint bishops of Germany and representatives of the imperial church of the 10—12th centuries. The aim of the research was also to identify and describe the roles of those depicted in the miniatures — the archbishop of Mainz Henry I and Hartman, the provost of the cathedral, — in relation to the manuscript: the archbishop as the commissioner and donator, Hartman as a possible author or compiler of the text of the service and description of the miracles. The article also studies such topics as succession of the church rank and imitation of the saint predecessor, typical of images of bishops in MSS created in Germany in the 12th century.

Keywords: book illumination, illuminated manuscript, image ofthe bishop, image ofthe saint bishop, iconography, dedication miniature, 12th century, medieval West-European manuscripts, Germany.

E. Zotova

Е. В. Зотова. «Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф. 183. № 368) из собрания РГБ...

References

Barow-Vassilevitch D., Heckmann M.-L., Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau), Wiesbaden, 2016.

Berschin W., Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita, Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst., Augsburg, 1993, 9-11.

Bloch P., Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild — Grabbild — Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen, Berlin 1830-1980, Berlin, 1980, 107.

Bloch P., Zum Dedikationsbild im Lob des Kreuzes des Hrabanus Maurus // Das erste Jahrtausend. Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr / Böhmer K. Bd. 1. Kat. Ausst. Augsburg, 1993, 9-11, 482.

Braun J., Die liturgische Gewandung im Occident und Orient, Darmstadt, 1964, 467.

Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C., Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde, Berlin, 1996, 179.

Garnier F., Le language de l'image au moyen âge. Signification et Symbolique, Paris, 1982, 174.

Goez W., Leben und Werk des heiligen Willigis, 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990, 15-32.

Hoffmann H., Buchkunst und Königtum im ottonischen undfrühsalischen Reich, Stuttgart, 1986, Textband, 346.

Jürgensmeier F., Das Fest des heiligen Willigis von Mainz, Willigis und sein Dom. Festschrift zur Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976-1975, Mainz, 1975, 427-430.

Kratz J. M., Der Dom zu Hildesheim, Hildesheim, 1840, 136.

Mihajlova K. A., Podmar'kova M. V., Sobranie rukopisej na zapadnoevropejskih jazykah. Fond № 183 (rukopisi XII-XIX vv.), Opis Moscow, 1993, 8-9.

Mokretsova I., Shchegoleva L., Katalog sred-nevekovyh zapadnoevropejskih illjustrirovan-nyh rukopisnyh knig v sobranijah Moskvy, Moscow, 2010, 61-62, 244-245.

Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975-1975. / Bruech, A. Ph. Mainz, 1975.

Zolotova E., Knizhnaja miniatjura Zapadnoj Evropy XII—XVII vv. Katalog illjustrirovan-nyh rukopisej v bibliotekah, muzejah i chast-nyh sobranijah Moskvy, Moscow, 2012, 242243, 426.

Zolotova E., Mokretsova I., Zapadnoevro-pejskie srednevekovye illjustrirovannye rukopisi iz moskovskih sobranij, Moscow, 2003, 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.