Научная статья на тему 'Идеальный «Князь церкви» в образах книжной миниатюры Германии XXII вв. (на примере миниатюры, изображающей Виллигиза Майнцского, в рукописи «Historia de sancto Willigiso» из собрания РГБ)'

Идеальный «Князь церкви» в образах книжной миниатюры Германии XXII вв. (на примере миниатюры, изображающей Виллигиза Майнцского, в рукописи «Historia de sancto Willigiso» из собрания РГБ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ГЕРМАНИЯ / XI В. / XII В. / КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА / АРХИЕПИСКОП / ИНВЕСТИТУРА / КАНОНИЗАЦИЯ / IMPERIAL CHURCH / GERMANY / XI CENTURY / XII CENTURY / BOOK MINIATURE / ARCHBISHOP / INVESTITURE / CANONIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зотова Елизавета Валентиновна

Статья посвящена редко затрагиваемой в отечественной историографии теме репрезентации церковной власти в образах книжной миниатюры средневековой Германии (X-XII вв.). В работе содержится исторический очерк, раскрывающий значение института имперской церкви в данную эпоху; прослеживается взаимосвязь изменения иконографии церковной власти с изменениями роли архиепископов и епископов в жизни империи, и в первую очередь с изменением осознания этой роли самими «князьями церкви», заказывавшими свои изображения или изображения своих великих предшественников. Автор показывает, как постепенно складывался образ идеального «князя церкви». Исследование проводится на примерах образцов книжной миниатюры из ведущих собраний, как зарубежных, так и отечественных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideal «Prince of Church» in Book Miniatures in Germany of X-XII Century (Illustrated by miniature of Willigis of Mainz from manuscript «Historia de sancto Willigiso» from Russian State Library collection)

The article deals with little researched issue of representing church authorities in medieval German book miniatures of X-XII centuries. The article offers a historic outline of significance of imperial church in that period, traces the interaction of iconography of church authorities with the alteration of roles of archbishops and bishops in imperial life and, first, with the change in interpretation of this role by Princes of the Church themselves, since they ordered their images or images of their great predecessors. The author analyses how the ideal «Prince of Church» was shaped. The sources of the research were book miniatures from leading Russian and foreign collections.

Текст научной работы на тему «Идеальный «Князь церкви» в образах книжной миниатюры Германии XXII вв. (на примере миниатюры, изображающей Виллигиза Майнцского, в рукописи «Historia de sancto Willigiso» из собрания РГБ)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 5

Е.В. Зотова

(соискатель ученой степени кандидата искусствоведения кафедры всеобщей

истории искусств МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ИДЕАЛЬНЫЙ «КНЯЗЬ ЦЕРКВИ» В ОБРАЗАХ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ ГЕРМАНИИ X-XII вв. (На примере миниатюры, изображающей Виллигиза Майнцского, в рукописи «Historia de sancto Willigiso» из собрания РГБ)

Статья посвящена редко затрагиваемой в отечественной историографии теме репрезентации церковной власти в образах книжной миниатюры средневековой Германии (X—XII вв.). В работе содержится исторический очерк, раскрывающий значение института имперской церкви в данную эпоху; прослеживается взаимосвязь изменения иконографии церковной власти с изменениями роли архиепископов и епископов в жизни империи, и в первую очередь — с изменением осознания этой роли самими «князьями церкви», заказывавшими свои изображения или изображения своих великих предшественников. Автор показывает, как постепенно складывался образ идеального «князя церкви». Исследование проводится на примерах образцов книжной миниатюры из ведущих собраний, как зарубежных, так и отечественных.

Ключевые слова: имперская церковь, Германия, XI в., XII в., книжная миниатюра, архиепископ, епископ, инвеститура, канонизация.

The article deals with little researched issue of representing church authorities in medieval German book miniatures of X—XII centuries. The article offers a historic outline of significance of imperial church in that period, traces the interaction of iconography of church authorities with the alteration of roles of archbishops and bishops in imperial life and, first, with the change in interpretation of this role by Princes of the Church themselves, since they ordered their images or images of their great predecessors. The author analyses how the ideal «Prince of Church» was shaped. The sources of the research were book miniatures from leading Russian and foreign collections.

Key words: imperial church, Germany, XI century, XII century, book miniature, archbishop, bishop, investiture, canonization.

* * *

Рукопись, озаглавленная «Historia de sancto Willigiso»1, находящаяся в собрании Российской государственной библиотеки, содержит две миниатюры, изображающие Виллигиза, архиепископа

* Зотова Елизавета Валентиновна, тел.: 8-903-164-17-75, e-mail: tmerigold@ yandex.ru.

1 Служба Святому Виллигизу с описанием его чудес // РГБ. Ф. 183. Ин. 368. Германия XII. Лат. яз. Пергамент, 16+37 л., 195x122 мм.

Майнцского с 975 по 1011 г. Манускрипт датирован XII в.2 и происходит из скриптория архиепископа Майнца.

Рукопись включает службу святому Виллигизу и его житие. На одной из миниатюр (лист 2r) Виллигиз представлен вместе с архиепископом Майнца с 1142 по 1153 г. Генрихом, который, вероятно, был заказчиком рукописи. Поводом для создания подобного манускрипта послужила попытка Генриха канонизировать своего предшественника3. Но Виллигиз Майнцский не был мучеником, он прославился не совершением чудес (хотя в манускрипте чудеса ему приписываются как необходимый атрибут святого), он относился к плеяде тех «князей церкви», которые играли важную роль в истории империи. Его «можно было бы назвать идеальным типом немецкого епископа X века... Он ощущал себя теологом, поступал как пастырь и действовал как князь»4.

С середины X в. при императоре Оттоне Великом в управлении государством на первый план выходят представители духовенства. Оттон Великий и его преемники сами назначали архиепископов и епископов крупных епархий, наделяли их ленными владениями, а священнослужители становились их ближайшими помощниками в государственных делах. Таким образом возник институт имперской церкви. Представители имперского духовенства, как правило, происходили из знатных семейств, нередко даже являлись родственниками императора. Пожалуй, единственным известным исключением был Виллигиз Майнцский5. Многие будущие знаменитые представители имперской церкви начинали свой путь с должности придворного капеллана в королевской капелле. Клирики королевской капеллы становились наставниками наследников престола и молодого поколения королевской фамилии. Эгберт, архиепископ Трира (977—993), начал свою карьеру в придворной капелле, в 976 г. он получил должность канцлера, а уже год спустя император От-тон II6 лично назначил его архиепископом Трира — одной из важнейших германских диоцез. Эгберт Трирский заботился о процветании своей диоцезы; прекрасно образованный, он был известен как покровитель наук и искусств. Гериберт, архиепископ Кёльна (999—1021), также бывший вначале придворным капелланом, входил в круг близких друзей Оттона III7. Памяти императора ар-

2 Сведения о датировке см.: Герье В.И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869. С. 1.

3 Там же. С. 51—64.

4 HauckA. Kirchengeschichte Deutschlands III. Leipzig, 1920—1954. S. 414.

5 Король с 955 г., император с 973 по 983 г

6 Достоверных свидетельств о происхождении Виллигиза Майнцского не сохранилось. Легенда XIII в. называет его сыном возницы или тележника (см.: Герье В.И. Указ. соч. С. 30—51).

7 Король с 980 г., император с 983 по 1002 г.

хиепископ Кёльнский посвятил новое аббатство Дойц8 близ Кёльна. Согласно хронике Титмара Мерзебургского9, будущий архиепископ Майнцский Виллигиз еще мальчиком стал учеником Фоль-кольда, который был наставником наследника престола; с 970 г. одаренный молодой клирик уже состоял в императорской капелле, а в 971 г. стал канцлером и возглавил ее. Многочисленные грамоты свидетельствовуют о большом доверии Оттона II к Виллигизу, и когда в 975 г. скончался архиепископ Майнцский Руперт, император назначил на эту должность своего канцлера. Одной из основных заслуг Виллигиза Майнцского является, несомненно, защита интересов несовершеннолетнего Оттона III, наследника престола после ранней смерти Оттона II в 983 г. И после смерти императора, и по достижении Оттоном III совершеннолетия Виллигиз, обладавший огромным влиянием, прилагал все усилия, чтобы сохранять порядок в государстве10. Он заботился и о процветании своей диоцезы: именно Виллигиз начал строительство знаменитого Майнцского собора. Современник Виллигиза Бернвард, епископ Гильдесгейм-ский (993—1022), также состоял в придворной капелле. Бернвард был назначен наставником юного Оттона III. Как истинный представитель имперского епископата, он посвящал себя служению империи и своей собственной диоцезе. Бернвард обладал превосходным художественным вкусом и был прекрасно образован в области искусств. Он основал бенедиктинское аббатство Святого Михаила, прославившееся своим архитектурным оформлением и выдающимися мастерами.

Имперские епископы эпохи Саксонской династии11 представляли собой реальную политическую силу. Не являясь безвольными марионетками в руках всемогущего императора, они оказывали сильнейшую поддержку государству и были столпами, на которые государство опиралось. Из скромного пастыря епископ превратился в могущественного владыку. Первые изображения имперских

8 Монастырь в Дойце (близ Кёльна) был основан Герибертом Кёльнским в 1002 (1003) г.

9 Титмар (Thietmar), епископ Мерзебургский (975—1018), немецкий хронист. Его хроника охватывает период от начала правления Генриха I до правления Генриха II и является основным источником по этой эпохе (Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg / Hg. und Ueb. von Werner Trillmilch. Darmstadt, 1955. S. 120).

10 Оттон III умер в 1102 г., не оставив наследника. Теперь на престол претендовали уже три человека: Генрих Баварский, сын Генриха Сварливого, Германн, герцог Швабии, и маркграф Эккард Мейсенский. В Германии опять начались смуты. В итоге Германн и Эккард образовали союз против Генриха и планировали разделить между собой германские провинции. Влияние Виллигиза спасло государство от распада: законным наследником был признан Генрих Баварский, и архиепископ лично его короновал.

11 Династия германских королей (919—1024) и императоров Священной Римской империи (с 962 г.).

епископов появляются во второй половине X в. К сожалению, до наших дней дошло сравнительно мало памятников той эпохи, но и немногие сохранившиеся книжные миниатюры позволяют отметить некую эволюцию образа епископа. Самым распространенным типом изображений этого периода были «подношения»12. Данная иконография сформировалась еще в эпоху Каролингов. Прежде всего это были изображения коленопреклоненных писарей, преподносящих переписанную ими книгу святому покровителю или заказчику, или же заказчика (донатора), преподносящего книгу святому. Нередко в книге присутствовали парные изображения: писарь — заказчик и заказчик — святой покровитель. Характерным примером подобной иконографии являются две миниатюры с изображением Геро13 — кустоса Кёльнского собора, будущего архиепископа Кёльнского (969—976), из «Кодекса Геро»14, созданного около 969 г. в скриптории аббатства Райхенау. На первой миниатюре изображен Геро как донатор: он преподносит кодекс святому Петру, восседающему на троне. Здесь имеет место традиционная для донаторских изображений разница масштабов фигур донатора и святого: фигура Геро в полтора раза меньше фигуры апостола Петра. На второй миниатюре сам Геро сидит на престоле, а книгу ему преподносит монах аббатства Райхенау Анно, создатель данного кодекса. К этой же группе относится и миниатюра Евангелия15 второй половины XI в. из Фрайзинга. Епископ Фрайзинга Элленгард16 (1052—1078), основатель канониката Святого Андрея, передает книгу святому Андрею, а апостол в свою очередь передает ее Христу, изображенному в медальоне. Элленгард представлен в полном литургическом облачении. Возможно, в данном случае сцена передачи книги является не только изображением Элленгарда как заказчика данной конкретной рукописи, но и как основателя канониката, символически приносящего свое создание в дар.

12 В немецкой историографии принят термин «Devotion(bild)» (от «Devotion» — покорность, преданность). Данный тип донаторских изображений подробно описал Й. Прохно в своей работе «Посвятительные изображения и изображения писарей в немецкой книжной миниатюре» (Prochno J. Das Schreiber- und Dedikationbild in der Deutschen Buchmalerei. Teil 1. Leipzig; Berlin, 1928).

13 Геро, архиепископ Кёльнский (с 969 по 976 г.), в 971 г. возглавлял посольство в Константинополь по поводу предстоящей женитьбы Оттона II на принцессе Феофано.

14 Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek, Hs. 1948. Пергамент, 176 л., 295x217 мм.

15 München, Bayerische National-Bibliothek. Cod. lat. 6380; 12r. Пергамент, 170x135 мм.

16 Элленгард Фрайзингский является типичным примером имперского епископа уже при Салической династии. Элленхард поддерживал своего короля Генриха IV в споре с папой Григорием VII о праве светской инвеституры. В 1076 г. на Вормсском синоде он вошел в число епископов, выступивших за смещение папы Григория VII.

Но наряду с типом «подношения» возникает и развивается новый иконографический тип — епископ-владыка, восседающий на престоле. Подобная иконография, несомненно, заимствована из многочисленных изображений императора. Сохранилось немало рукописей, содержащих миниатюры, представляющие императора восседающим на троне в окружении подданных (например, в Евангелии Лютара17, созданном в скриптории Райхенау около 990 г., так изображен Оттон III (лист 16г): он сидит на троне, по сторонам которого стоят два герцога). Аналогичная схема используется в миниатюре «Кодекса Эгберта»18. Архиепископ Трира Эгберт восседает на престоле, а с обеих сторон от него стоят монахи Райхенау Керальд и Гериберт и преподносят архиепископу книги. Эгберт изображен в полном литургическом облачении: на нем белая аль-ба19, светло-оранжевый далматик20 и коричневая риза21, поверх которой надет белый паллий22. Архиепископ представлен с трапециевидным нимбом — «нимбом живущего»23. Другая миниатюра с изображением Эгберта в иконографии владыки находится в рукописи «Кодекса Гертруды»24. Здесь Эгберт также восседает на престоле. Его облачение составляют голубая альба, светло-зеленый далматик, пурпурная риза, складки на которой обозначены золотыми линиями, и белый паллий. На этой миниатюре голову архиепископа также окружает «нимб живущего». Две эти миниатюры — единственный пример изображения трапециевидного нимба в немецком искусстве25. В левой руке архиепископ держит пастыр-

17 L^thar-Evange^^ Aachen, Domschatz, Inv. Grimme Nr. 25.

18 Codex Egberti (Stadtbibliothek Trier. Ms. 24. л. 2v).

19 Длинное нижнее одеяние называется альба (alba лат. белая), так как изначально оно было только белого цвета. Альба почти полностью закрывается верхними одеяниями, обычно бывает виден лишь нижний ее край.

20 Длинная туника с рукавами. Первоначально далматик — это белое одеяние из льняной или шерстяной ткани, с передней и с задней стороны которого по периметру нашивались полосы с орнаментом красного цвета. Таким же образом были украшены рукава и ворот.

21 Риза (casula) представляет собой плащ-накидку полукруглой формы. Вокруг ворота и спереди по центру ризы обязательно нашивается орнаментированная кайма. Главная часть литургического облачения епископа. Шилась из самых дорогих византийских тканей, окрашенных в пурпур или золото (См.: Герье В.И. Указ. соч. С. 51—64).

22 Паллий (pallium) — знак архиепископской власти. Лента из белой шерстяной ткани, на которую нашиты черные кресты. С XI в. паллий принимает форму буквы «Y».

23 «Нимб живущего» — нимб на прижизненных изображениях людей, почитавшихся святыми или блаженными.

24 Codex Gertrudianis (Cividale, Biblioteca. Ms. sacr. N CXXXVI. Л. 17. Пергамент, 233 л., 238x188 мм).

25 Sauerland H., Haseloff A. Der Psalter Erzbischof Egberts von Trier; Codex Gertrudianis in Cividale. Trier, 1901. S. 50.

ский посох, а правой благословляет. Можно предположить, что, несмотря на неизбежную идеализацию, художник все же сохранил некоторые индивидуальные черты лица Эгберта. Это становится заметно при сравнении двух миниатюр: стиль их различен, но в лицах, несомненно, есть что-то общее, — быть может, изображения создавались при жизни архиепископа. На следующих миниатюрах «Кодекса Гертруды» изображены предшественники Эгберта — святые епископы Трира26. Все они представлены в позе оранта. Два варианта этой позы (епископы стоят с поднятыми руками или держат руки перед собой) чередуются. Епископы изображены в полном литургическом облачении, цветовая гамма которого в целом соответствует первой миниатюре. Здесь мы встречаемся с обобщенным идеализированным типом изображения епископа.

Действительно, они различаются только наличием или отсутствием бороды и цветом волос (светло-коричневые, серо-коричневые или седые). В конце X в. изображение современника еще не лишено было индивидуальных черт, в отличие от традиции XII столетия, в то время как предшественники представлены очень обобщенно. Сам факт изображения предшественников наглядно показывает, что Эгберт являлся законным преемником святых епископов и его персона имеет неменьшую значимость. С предшественниками был изображен и епископ Эйхштатта Гундекарий II (1057—1075) в своем Понтификалии27. Тема преемственности будет развиваться с течением времени и станет особенно актуальной в XII в. Появление же изображений владыки на престоле показывало значимость фигуры имперского епископа для данной эпохи.

Во второй половине XI в. произошло то, что должно было разрушить саму систему имперской церкви: папа Григорий VII запретил светскую инвеституру, рассматривая эту церемонию как акт симонии28. (Прежде, как уже упоминалось, император фактически сам назначал своих епископов, а посвящение в сан происходило с помощью сначала светской инвеституры, когда король (или император) лично вручал будущему епископу посох и кольцо вместе с предназначавшимися ему землями, а потом церковной, когда полученные кандидатом инсигнии освящались и вручались ему заново. Таким образом, новопосвященный епископ становился вассалом короля.) Тогда же появилось и сочинение кардинала Гум-берта29 «Adversus simoniacos» («Против симонитов»), в котором

26 41v — св. Валерий, 52v — св. Матернус, 66v — св. Агей, 77v — св. Максимин, 86v — св. Паулин, 99v — св. Ницетий, 115v — св. Марус, 127v — св. Феликс, 135v — св. Модуальд, 151v — св. Лютвинус, 168v — св. Легонтиус, 173v — св. Магнезий, 182v — св. Абрунеул.

27 Pontificale Gundecarinum. Eichstatt, Dombibliothek.

28 Симония (по имени Симона Волхва) — торговля церковными должностями.

29 Гумберт из Муайенмутье (992—1061), кардинал, епископ Сильва Кандида.

содержалось описание канонических выборов: сначала кандидатуру нового епископа избирает клир, затем народ, после чего следует церковная инвеститура, и только после этого король может утвердить избрание. В 1058 г. на Латеранском соборе было принято решение о запрещении симонии и светской инвеституры. С этого момента право вручения посоха и кольца принадлежало исключительно посвященным епископам. Конечно, император не мог согласиться с таким решением. Спор об инвеституре перерос в открытую борьбу в правление императора Генриха IV (1056—1106). В 1075 г. были опубликованы декреты Латеранского собора, в которых говорилось, что епископы, назначенные королем или императором, не могут считаться таковыми, так как получили свой сан греховным путем. В ответ на это император выступил против папы. Конфликт продолжался в течение многих лет и был урегулирован уже при сыне Генриха IV, Генрихе V (1106—1125), когда в 1122 г. был заключен Вормсский конкордат. Король лишался права инвеституры посохом и кольцом, но взамен получал право вручения жезла, символизировавшего акт передачи земельных владений. Но и на этом противостояние империи и папства не завершилось. Представитель следующей королевской династии Штауфенов, Фридрих I Барбаросса (1152—1190), вновь пошел на конфликт с Римом. Причиной теперь послужил не спор об инвеституре. Перед императором стояла другая цель — вернуть былое могущество империи, оградить ее от вмешательства папы, сделать его лишь первым епископом империи. Примером для Фридриха была Римская империя Оттона Великого и Карла Великого.

Для времени правления Фридриха I и его сына Генриха VI (1169—1190, император с 1191 г.) было характерно появление культов новых святых. Причем «кандидатуры в святые» избирались не случайно, все они были связаны с былым величием империи. Прежде всего в ряду таких канонизаций следует назвать канонизацию Карла Великого в 1165 г. Мощи святого императора были помещены в великолепный реликварий. По длинной стороне ковчега располагались не традиционные изображения апостолов и святых, а изображения шестнадцати королей и императоров различных династий, правивших после Карла Великого. Таким образом демонстрировалось, что Барбаросса продолжал традиции своих великих предшественников и являлся их законным наследником. Сильная имперская церковь, которую можно было поставить в противовес Риму, была просто жизненно необходима, поэтому в это время канонизируются, например, такие имперские епископы, как Берн-вард Гильдесгеймский, архиепископ Анно Кёльнский(1056—1075) как достойнейшие примеры для подражания. Интересно, что на одной из длинных сторон ковчега с мощами Анно Кёльнского

в числе двенадцати святых (соответствовавших изображениям двенадцати апостолов на противоположной стороне) были изображены шесть святых кёльнских архиепископов — предшественников Анно: здесь опять же затрагивается тема преемственности, как и в случае с Карлом Великим. Но если законный преемник и последователь Карла — Фридрих Барбаросса, то здесь это архиепископ Кёльна Филипп I фон Хайнсберг (1167—1191). В этот же период возобновилось почитание другого кёльнского архиепископа — святого Гериберта, канонизированного еще в 1073 (1075) г. Около 1170 г. мощи святого Гериберта были перенесены в роскошный ре-ликварий.

А в Майнце несколько ранее архиепископ Генрих (1142—1153) предпринял попытку официально канонизировать своего знаменитого предшественника Виллигиза. Но канонизация не состоялась. У архиепископа Майнцского были крайне напряженные отношения с Римом: папа Евгений III (1145—1154) в 1148 г. отлучил Генриха от сана за то, что тот проигнорировал Реймсский синод, но благодаря вмешательству короля Конрада III (1127—1135, 1138— 1152) решение о низложении было отменено. Вероятнее всего причиной недовольства папы была политика Генриха в отношении монастырей30. Кроме того, Генрих впал в немилость Фридриха I Барбароссы за то, что поддерживал несовершеннолетнего сына Конрада III, Фридриха, также претендовавшего на престол. Закончилось это тем, что папа при активном содействии Фридриха Барбароссы лишил Генриха архиепископского сана в 1153 г. и рукоположил его противника — Арнольда фон Зеленгофена. Арнольд фон Зеленгофен не поддержал идею канонизации Виллигиза, и тот так и не был причислен к лику святых, однако почитался как «блаженный» — «beatus»31. На миниатюре же московской рукописи, созданной при жизни Генриха, Виллигиз представлен с нимбом святого.

В полном литургическом облачении, включающем митру, ставшую обязательным атрибутом только в XII в., Виллигиз изображен светловолосым, с бородой и усами. Лицо Генриха относится к точно такому же физиономическому типу, из чего следует, что мы опять имеем дело с идеализированным типом внешности. Имперский епископ прежних лет должен был являть собой идеал не только своими делами, но и видом. Генрих, черты лица которого должны были бы быть хорошо знакомы майнцскому художнику,

30 Gerlich А. Heinrich I, Erzbischof von Mainz // Lexikon des Mittelalters. München; Zürich, 1991. Bd 5. S. 2083.

31 Беатификация означала то, что культ распространялся только на одну епархию, но по воле епископа этой епархии «блаженного» могли почитать как «святого» (например, выставлять его реликвии в соборе).

изображен точно так же. Это еще раз подтверждает, что внешнее сходство в тот период не имело значения, в отличие от предыдущей эпохи (взять, например, изображения того же Эгберта Трир-ского). С подобным идеализированным типом мы сталкиваемся и в миниатюре, изображающей архиепископа Анно Кёльнского в рукописи его жития «Vita Annonis Minor»32. Рукопись была создана около 1180 (1181) г. в аббатстве Зигбург, основанном в 1064 г. самим архиепископом. На миниатюре Анно представлен как основатель монастырей и церквей: две модели церквей он держит в руках, две помещены у его ног, а одна находится над головой. Эти модели представляют каноникаты Святого Георгия и Святой Марии ад Градус, аббатства Зигбург, Графшафт и монастырь Заарфельд в Тюрингии, учредителем которых был Анно Кёльнский. Архиепископ также изображен светловолосым, с бородой и усами, его облик очень напоминает Виллигиза и Генриха из Московской рукописи. Он также в полном облачении и митре. К тому же типу относятся изображения святого Руперта и Эберхарда, архиепископа Зальцбурга (1147—1164) в рукописи Августина33. Святой Руперт (епископ Вормсский), живший в VIII в., почитается как основатель и святой патрон Зальцбурга. Эберхард преподносит книгу святому Руперту, фигура которого, согласно традиции донаторских изображений, больше фигуры архиепископа. В этом изображении присутствует тот же важный момент, что и в миниатюре из московской рукописи: и святой епископ, и современник (рукопись создана при жизни Эберхарда) относятся к одному и тому же идеализированному типу. Подобным образом представлен и Бернвард Гильдесгеймский в так называемом «Сакраментарии Ратманна»34, созданном около 1159 г.35 в скриптории монастыря Святого Михаила (основателем которого был епископ Бернвард), и в требнике из частного собрания36, происходившем из того же скриптория, но созданном позднее (около 1170—1180 гг.). На миниатюре в «Сакраментарии...» изображена посвятительная сцена: пресвитер Ратманн (Ratmannus presbiter), создатель рукописи, передает кодекс Бернварду и святому Михаилу. Фигуры размещены в архитектурном обрамлении: Ратманн преклонил колени у возвышения, где стоят Бернвард и святой Михаил, масштаб фигур которых, согласно традиции, больше масштаба фигуры пресвитера. Бернвард изображен со светлыми волосами,

32 Darmstadt. Hs. 945. Пергамент, 68 л., 180x140 мм. Л. 1r.

33 Augustinus in Genesim. München, Bayerische Staatsbibliothek. Clm 15812. Пергамент, 1+164 л., 290x190 мм. Л. 1r.

34 Hildesheim, Domschatz Nr. 37, 111v. Пергамент, 202 л., 345x240 мм.

35 В 1400 г. весь текст «сакраментария» был стерт и написан новый, но миниатюры и большие инициалы остались прежними.

36 Stammheim-Missale, 156r. Пергамент, 184 л., 285x190 мм.

усами и бородой, в полном облачении и в митре. Бернвард на миниатюре в тропаре также соответствует этому типу. Иконография данного изображения, несомненно, восходит к миниатюре «Сакра-ментария Ратмана». Но в отличие от этой миниатюры здесь Бернвард изображен один. Персонаж в монашеском одеянии (Heinrich von Midel) в знак высочайшего почтения целует ногу святого, а ангел в левом верхнем углу передает Бернварду крест. Так же как и в «Сакраментарии...», здесь присутствует архитектурное обрамление, олицетворяющее облик монастыря Святого Михаила. В обеих миниатюрах святой Бернвард Гильдесгеймский (изображенный с нимбом) представлен прежде всего как основатель обители, но возможно, что одной из главных причин канонизации и расцвета его культа послужили неоспоримые заслуги епископа перед империей.

Имперские епископы предыдущих столетий в XII в. стали олицетворять собой идеального «князя церкви». Идеализация их образов, их поступков нашла свое отражение в изобразительном искусстве: возник новый обобщенный образ святого епископа, встречающийся в книжной миниатюре различных регионов — от Кёльна до Зальцбурга. В почитании церковных владык X — начала XII в. выразилась попытка возродить былое величие империи с ее системой имперской церкви, обрести независимость от папства, все больше укреплявшего свои позиции.

Список литературы

1. Герье И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869.

2. Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg / Hg. und ueb. von Werner Trillmilch. Darmstadt, 1955.

3. Gerlich А. Heinrich I, Erzbischof von Mainz // Lexikon des Mittelalters. München; Zürich, 1991. Bd 5. S. 2083.

4. Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands III. Leipzig, 1920—1954.

5. Prochno J. Das Schreiber- und Dedikationbild in der Deutschen Buchmalerei. Teil 1. Leipzig; Berlin, 1928.

6. SauerlandH.V., Haseloff A. Der Psalter Erzbischof Egberts von Trier; Codex Gertrudianis in Cividale. Trier, 1901.

Поступила в редакцию 25.06.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.