Научная статья на тему 'Изображения архиепископов Кёльна в немецкой книжной миниатюре х-хii веков'

Изображения архиепископов Кёльна в немецкой книжной миниатюре х-хii веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА / АРХИЕПИСКОП / ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КЁЛЬН / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зотова Елизавета Валентиновна

Статья посвящена проблеме репрезентации высшей церковной власти в книжной миниатюре на примере архиепископов Кёльна: взаимосвязи изменения иконографии с изменением роли архиепископов в жизни империи и новым осознанием своей роли самими церковными иерархами. Исследование проводится на примерах образов книжной миниатюры из ведущих немецких собраний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображения архиепископов Кёльна в немецкой книжной миниатюре х-хii веков»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213).

Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 171-175.

ИЗОБРАЖЕНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ КЁЛЬНА В НЕМЕЦКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ Х-Х11 ВЕКОВ

Статья посвящена проблеме репрезентации высшей церковной власти в книжной миниатюре на примере архиепископов Кёльна: взаимосвязи изменения иконографии с изменением роли архиепископов в жизни империи и новым осознанием своей роли самими церковными иерархами. Исследование проводится на примерах образов книжной миниатюры из ведущих немецких собраний.

Ключевые слова: книжная миниатюра, архиепископ, имперская церковь, Кёльн, Германия.

Представители высшего духовенства, архиепископы и епископы, играли ведущие роли в истории средневековой Германии. Имперская церковь, оформившаяся как политический институт в первой половине X века, в правление Оттона Великого1, стала настоящей опорой государства. Церковные иерархи являлись духовной и политической элитой германского общества. Они были ближайшими помощниками императора, наставниками наследников престола. Архиепископы крупнейших епархий были могущественными владыками, способными оказать значительное влияние на ход любых событий в жизни империи.

О высочайшем статусе князей церкви говорит появление их изображений в немецкой книжной миниатюре. Если образы императора возникают в книжной иллюстрации уже в эпоху Каролингов2 (например, Людовик Благочестивый3 в образе воина Христова (miles Christi) в сочинении4 Рабана Мавра5), то первые изображения имперских епископов появляются только в период правления уже следующей династии Оттонов6, в X веке. Конечно, тот факт, что до нашего времени дошли далеко не все кодексы, созданные в рассматриваемый период, не позволяет представить наиболее полную картину, но в то же время сохранившиеся манускрипты предоставляют возможность исследования основных тенденций в формировании и развитии образа носителя высшей духовной власти в книжной миниатюре. В данной статье эти тенденции будут исследованы на основе памятников, датированных X, XI и XII веками, содержащих изображения архиепископов Кёльна.

Кёльн занимает особое место в истории немецкой церкви. Этот город является од-

ним из древнейших оплотов христианства на территории Германии. С Кёльном связаны имена многих почитаемых святых, например, св. Урсулы7. Первым кёльнским епископом считается св. Матернус8 (IV век9). В IX веке в правление Карла Великого10 образовалось Кёльнское архиепископство. Первым архиепископом кёльнским считается Хильде-больд11, возглавлявший придворную капеллу12. В этот период начинает складываться институт имперской церкви, ставший настоящей опорой империи, и одну из ведущих ролей неизменно играет архиепископ Кёльна.

Особенно сильным влияние кёльнских архиепископов было в эпоху правления династии Оттонов. Именно в этот момент и появляются первые изображения имперского духовенства в книжной миниатюре. Самым ранним и, вероятно, первым13 из сохранившихся подобных изображений являются две миниатюры из «Кодекса Геро»14, созданного около 969 года в скриптории аббатства Райхе-нау, представляющие Геро15, будущего архиепископа кёльнского. Геро во время создания кодекса еще исполнял обязанности кустода16 Кельнского собора, но сам факт заказа книги в таком прославленном центре книжного искусства, как Райхенау, и появления изображения Геро в кодексе говорит о весьма высоком статусе самого заказчика. Миниатюры данного кодекса являют собой характерный пример «подношения»: данная иконография сформировалась еще в каролингскую эпоху; прежде всего это были изображения коленопреклоненных писарей, преподносящих переписанную ими книгу святому покровителю или заказчику, или же заказчика - донатора17, преподносящего книгу святому. Нередко в книге присутствовали парные изображения:

писарь - заказчик и заказчик - святой покровитель. На первой миниатюре изображен Геро как донатор: он преподносит кодекс св. Петру, восседающему на троне. Здесь имеет место традиционная для донаторских изображений разница масштабов фигур донатора и святого: фигура Геро в полтора раза меньше фигуры апостола Петра. На второй миниатюре сам Геро сидит на престоле, а книгу ему преподносит монах аббатства Райхенау Анно, создатель данного кодекса.

Самое ранее из сохранившихся изображений кёльнского архиепископа было создано спустя два десятилетия после «Кодекса Геро» и уже непосредственно в самом Кёльне: это миниатюра «Лекционария Эвергера»18. На этой миниатюре представлен заказчик кодекса, архиепископ Эвергер19, павший ниц перед престолом апостолов Петра и Павла. Данная сцена расположена на двух листах: на первом листе - фигура Эвергера, над ним золотая надпись на пурпурном фоне - обращение архиепископа к апостолам, просьба об отпущении грехов, на втором - Петр и Павел на престоле, Павел благословляет Эвергера. В молитвенно сложенных руках архиепископа манипул20 - знак епископского сана, полученный им от Св. Петра, первого возглавившего христианскую церковь, что символически показывает легитимность сана кёльнского архиепископа. Изображение относится к иконографическому типу devotio (поклонение)21, когда заказчик рукописи представлен в позе смирения; данный тип является одной из разновидностей донаторских образов.

К сожалению, современных изображений архиепископов, возглавлявших кельнский диоцез на протяжении XI века, не сохранилось. Но в то же время существование таких изо-бражений22, созданных в этот период в других областях империи, позволяет предположить их наличие и в Кёльне, ведь в это время кёльнскую кафедру занимало немало влиятельных князей церкви. Одним из самых значительных церковных иерархов той эпохи был св. Гери-берт23, который так много сделал для процветания своего диоцеза и обладал столь безупречной репутацией, что жители Кёльна почитали его как святого, а в 1073(75) году св. Гериберт был официально канонизирован. Прижизненных изображений святого архиепископа не сохранилось, но следующее, XII, столетие дало новую жизнь культу св. Гериберта, а также других архиепископов эпохи Оттонов.

Существенный удар по самому организму имперской церкви нанесла так называемая борьба за инвеституру, начавшаяся в середине XI века. Ранее император фактически сам назначал своих епископов, а посвящение в сан происходило с помощью инвеституры, сначала светской, когда король (или император) лично вручал будущему епископу посох и кольцо вместе с предназначавшимися для него землями, а потом церковной, когда полученные кандидатом инсигнии освящались и вручались ему заново. Таким образом, новопосвященный епископ становился вассалом короля24. Светская инвеститура создавала основу института императорской церкви. Но в 1058 году на Латеранском соборе было принято решение светской инвеституры, которая была объявлена актом симонии25. С этого момента право вручения посоха и кольца принадлежало папе, что стало причиной многолетнего противостояния императора и папства. Имперские епископы поддерживали своего государя, на вторую половину XI века пришелся весьма напряженный период в жизни германской церкви, и кельнские архиепископы последней четверти столетия даже были вынуждены отстраниться от политической жизни империи.

Противостояние императора и папы римского продолжалось и в следующем, XII, столетии. Причем уже далеко не все церковные иерархи защищали интересы империи, некоторые из них открыто поддерживали папу и открыто выступали против императора. К их числу относился и кельнский архиепископ Фридрих I фон Шварценбург26. Вплоть до 1120-х годов Фридрих, один из влиятельнейших людей своего времени и верный сподвижник предыдущего государя, Генриха IV27, был сторонником папы Пасхалия II28 в его конфликте с императором Генрихом V29. В 1122 году при участии кельнского архиепископа был заключен Вормсский конкордат, согласно которому король лишался права инвеституры посохом и кольцом, но взамен получал право передачи жезла, символизирующего акт передачи земельных владений. В этот период роль архиепископа весьма изменилась: их влияние на жизнь империи по сравнению с предыдущими эпохами нисколько не уменьшилось, и в то же время с исчезновением светской инвеституры они обрели некую политическую независимость и стали по-новому осознавать свой статус,

что наглядно демонстрирует миниатюра из «Лекционария архиепископа Фридриха I30». Фридрих изображен сидящим на престоле, в литургическом облачении31, над ним фигура благословляющего Христа. Две эти фигуры составляют центр композиции, обрамленный изображениями Иоанна Крестителя и Моисея (сверху), Иуды и Малахии (внизу), Петра, Павла, Иакова, Иоанна, Матфея (слева) и Давида, Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила (справа). В углах миниатюры четыре медальона с персонификациями добродетелей: Силы, Мудрости, Права и Меры. Эта миниатюра - явление исключительное. Такая иконографическая программа не встречалась в изображениях епископов, подобная композиция скорее соответствовала бы изображению императора, и еще в предыдущем веке возник ряд таких композиций. Ярким примером подобного изображения служит миниатюра из «Евангелиария Генриха II»32, созданного в первой четверти XI века: Генрих II, восседающий на престоле, окружен персонификациями добродетелей. Император представлен как грозный судья (в медальоне внизу дана сцена суда), что, без всякого сомнения, адресует зрителя к иконографии Христа во славе

- Majestas Domini33. Медальон, в который заключено изображение Генриха II, напоминает мандорлу - сияние, окружающее Христа в Majestas Domini. Данная иконография была чрезвычайно популярна в средневековом искусстве: Majestas Domini как часть программы сцены Страшного суда занимала тимпаны34 соборов, занимала свое место в росписях интерьеров церквей и, наконец, часто встречалась на страницах кодексов. Появление императорских или королевских изображений в иконографии Христа говорит об изменениях восприятии природы власти в германской империи. Подобные же изменения, но уже в осознании своей роли у церковных иерархов, демонстрирует иконографическая преемственность в образе властителя: Христос-император-архиепископ.

Программа изображения была, вероятнее всего, разработана самим Фридрихом. Архиепископ представлен как ученый-теолог (рядом с его престолом лежат книги), он несет слово Божие своей пастве, руководимый самим Христом. Так же, как персонажи Ветхого и Нового Заветов, чьи изображения расположены в раме. В случае с этой миниатюрой абсолютно новым является то, что прижизнен-

ное изображение архиепископа представляет собой не донаторскую композицию, а продуманную программу репрезентации, восходящую к образам императорской власти.

На споре об инвеституре конфликты империи и папства не были исчерпаны. Представитель следующей королевской династии, Штауфенов, Фридрих I Барбаросса35 вновь пошел на конфликт с Римом. Император мечтал вернуть былое могущество империи, оградить ее от вмешательства папы. Примером для Фридриха была римская империя Оттона Великого и Карла Великого. Для времени правления Фридриха I и его сына Генриха VI36 было характерно появление культов новых святых. Причем «кандидатуры в святые» избирались не случайно, все они были связаны с былым величием империи. Прежде всего, в ряду таких канонизаций следует назвать канонизацию Карла Великого в 1165 году. И имперские епископы предыдущих эпох, в том числе и архиепископы Кёльна, также заняли свое заслуженное место среди новых святых: в 1183 году был официально канонизирован Анно37, архиепископ Кельна с 1056 по 1075 год, значительно распространился культ св. Гериберта, причисленного к лику святых столетием раньше. Появились кодексы, содержавшие жития архиепископов, а в них миниатюры, представлявшие святых. На миниатюре, находившейся на листе 1у ныне утраченного «Кодекса Теодерика»38, изображен архиепископ Гериберт, сидящий на престоле, у подножия которого маленькие фигурки монахов аббатства Дойц, обращающиеся к своему святому покровителю (возможно, один из них - Тиодерик, автор рукописи). Св. Гериберт представлен в полном архиепископском облачении, в его правой руке - пастырский посох, а в левой - книга, символизирующая миссию архиепископа как учителя своей паствы. Архиепископ изображен со светлыми волосами, без бороды. Черты его лица идеализированы, что вполне естественно для изображения святого. Как и в случае с миниатюрой, представляющей архиепископа Фридриха II, мы имеем дело с репрезентативной иконографией, но использованной в совершенно ином контексте: здесь изображен не современник, заказчик рукописи, а почитаемый святой. Не исключено, что заказчиком рукописи, прославляющей великого предшественника, мог быть и сам действующий архиепископ - подобный слу-

чай зафиксирован в Майнце39. Такие изображения и кодексы с житиями в целом служили сразу нескольким важным целям: как воздавали почести святому, так и подтверждали идею преемственности нынешнего архиепископа от знаменитых имперских епископов предыдущих эпох, бывших настоящими опорами империи, и, таким образом, ставили их в один ряд. Вообще, сама идея преемственности, наследования была очень популярна в правление Фридриха Барбароссы и Генриха VI, в первую очередь в отношении воссоздания империи (что наглядно демонстрирует как канонизация Карда Великого, так и ориентация на эпоху Оттонов).

«Житие св. Анно», «Vita Annonis Minor»40, содержит миниатюру, которую можно отнести как к репрезентативному, так и к донатор-скому типу: Анно представлен как основатель монастырей и церквей. Две модели церквей архиепископ держит в руках, две помещены у его ног, а одна - над головой. Эти модели представляют каноникаты Св. Георгия и Св. Марии ад Градус, аббатства Зигбург, Граф-шафт и монастырь Заарфельд в Тюрингии, учредителем которых был Анно. Композиция перекликается с рельефом на торцевой стороне раки с мощами св. Анно41, созданной в ту же эпоху: архиепископ изображен стоящим, в руках он держит модель монастыря Зигбург. Несмотря на некоторые различия в иконографии, по своему контексту миниатюра из жития св. Анно очень близка изображению св. Гериберта.

Таким образом, изучив ряд изображений архиепископов Кёльна, созданных на протяжении трех столетий, и рассмотрев ряд важнейших аспектов, мы получили возможность на примере одного из важнейших диоцезов Германии проследить изменения иконографических типов в связи с исторической ситуацией и осознанием своей роли и самих церковных иерархов: от смиренных «подношений» до весьма смелой репрезентативной программы, разработанной архиепископом Фридрихом II, и появления идеи преемственности и наследования великим предшественникам.

Примечания

1 Король с 955 года, император с 973 по 983 год.

2 Каролинги - королевская и императорская династия. После распада империи франков

правили в Восточно-франкском королевстве (Германии) до 911 года.

3 Король франков и император с 814 по 840 год.

4 Hrabanus Maurus De laudibus sancti crucis, Fulda. Inv. Codex 652, Österreichische Nationalbibliothek, Вена.

5 Рабан Мавр (Hrabanus Maurus)(780-856) -теолог, поэт, писатель. Ученик Алкуина. Аббат Фульды. С 847 года архиепископ Майнца.

6 Оттоны - короли и императоры, представители Саксонской династии (X век).

7 Св. Урсула (VI век) согласно легенде претерпела мученическую смерть вблизи Кёльна.

8 Св. Матернус (VI век), ученик Св. Петра, третий епископ Трира, первый епископ Кёльна.

9 В 313 году выдвинулся в Агриппину (Кёльн), принял участие в синоде в 314 году в Арле (см. Die Regesten der Erzbischöfe von Köln im Mittelalter. Bd.2. 11001205 Bearb. F-W.Oedi-ger. Bonn, 1954, 1-10).

10 Карл Великий - король франков с 768, с 800 по 814 - император.

11 Хильдебольд - с 748/7 по 818 епископ и первый архиепископ Кёльна.

12 Капелла (придворная капелла) - объединение представителей клира, выполнявших при дворе как религиозные, так и светские функции (например, воспитание наследника престола).

13 Steinberg, S. H. Steinberg-von Pape, Die Bildnisse geistlicher und weltlicher Fürsten und Herren. Teil 1 (von der Mitte des 10.bis zum Ende des 12. Jahrhunderts (950-1200). 1931. S. 41.

14 Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschul-bibliothek, Hs. 1948. Пергамент. 176 листов, 295x217 мм.

15 Геро - архиепископ Кёльнский с 969 по 976 год.

16 Кустод - хранитель собора.

17 Донатор (donator (лат). - даритель) - лицо, жертвующее средства на строительство храма или заказчик произведения искусства: алтарного образа, книги.

18 Köln, Erzbischöfliche Diözesan - und Dombibliothek, Dom Hs.143. Лист 3v. Пергамент. 158 л., 297x200 мм.

19 Эвергер - архиепископ Кёльна с 985 по 999 год.

20 Манипул (manipulus) - элемент литургического облачения, полоса ткани (шелка) с

изображением креста, надевается на левую РУкУ.

21 См.: Prochno, J. Das Schreiber - und Dedika-tionsbild in der deutschen Buchmalerei. Teil 1. Leipzig/Berlin, 1929.

22 Например, современное изображение Берн-варда, епископа Хильдесхайма (993-1022). Евангелиарий Бернварда (Kostbares Evangeliar) Hildesheim, Domschatz Nr. 18. Хильдес-хайм, н. 11 в., два изображения Зигеберта, еписокопа Миндена. Фрагмент Ordo Missae Berlin, SBPK, Theol.lat.qu.3.Минден (?) ок. 1022-36, и Сакраментарий Зигеберта Berlin, SBPK., Theol.lat.fol.2. Минден (?) ок. 1022-36.

23 Гериберт (Хериберт) - архиепископ Кёльна с 999 по1021 год, основатель аббатства Дойц (Deutz).

24 Гергей, Е. История папства. М., 1996. С.92-93.

25 Симония - (по имени Симона Волхва) -торговля церковными должностями.

26 Фридрих I фон Шварценбург - архиепископ Кёльна с 1100 по 1131 год.

27 Генрих IV - император с 1056 по 1106 год.

28 Пасхалий II - папа (1106-1125).

29 Генрих V - император с 1106 по 1125 год.

30 Лекционарий Фридриха (Fridrich Lektionar) Köln, Dombibl., Dom Hs. 59. Кельн, ок. 1130. Пергамент. 171 л., 345х256 мм.

31 Основные составляющие литургического облачения епископа: альба (alba) - длинное нижнее одеяние, практически полностью закрывается верхними одеяниями, обычно бывает виден только нижний ее край; далматик

- длинная туника с рукавами. Первоначально далматик - это белое одеяние из льняной или шерстяной ткани, с передней и с задней стороны которого по периметру нашивались полосы с орнаментом красного цвета. Таким же образом были украшены рукава и ворот, риза (casula) представляет собой плащ-накидку полукруглой формы. Вокруг ворота и спереди по центру ризы обязательно нашивается орнаментированная кайма. Главная часть

литургического облачения епископа. Шилась из самых дорогих византийских тканей, окрашенных в пурпур или золото. Паллий (pallium) - знак архиепископской власти. Лента из белой шерстяной ткани, на которую нашиты черные кресты. С XI века паллий принимает форму буквы «Y»; митра - головной убор.

32 Евангелиарий Генриха II. Регенсбург, ок. 1020 г. Рим, Rom. Bibl. Vat. Ottobon. Lat. 74.

33 Majestas Domini - «Величие Господне» -распространенная в искусстве Средних веков иконография, представляющая Христа на престоле, в мандорле, как правило, окруженного символами четырех Евангелистов.

34 Тимпан - зд. полуциркульная ниша над порталом собора. Как правило, заполнялась скульптурными композициями.

35 Фридрих Барбаросса - император с 1152 по 1190 год.

36 Генрих VI - император с 1191 по 1997 год, с 1195 - король Сицилии.

37 Анно - архиепископ Кёльна с 1056 по 1075 год.

38 Кодекс Теодерика (Codex Thioderici), Кёльн, аббатство Дойц ок. 1155-65 годов. Манускрипт утрачен во время Второй мировой войны и сохранился только в виде фотографий (Rheinisches Bildarchiv, Pl.-Nr. 13052).

39 Генрих, архиепископ Майнца (1142-1153), вероятнее всего являлся заказчиком рукописи «Historia de sancto Willigiso», содержащей житие св. Виллигиза - знаменитого имперского епископа, архиепископа Майнца времени Оттонов. На миниатюре, открывающей манускрипт, представлены оба архиепископа Майнца: и Виллигиз, и Генрих; это может послужить доказательством того, что именно Генрих заказал рукопись. (Служба Святому Виллигизу с описанием его чудес. РГБ. Ф. 183. Ин. 368. Германия XII. Лат. яз. Пергамент. 16 +37 л., 195х122 мм).

40 Vita Annonis Minor. Darmstadt, Hs. 945. Л. 1r. Пергамент. 68 л., 180х140 мм.

41 Рака - реликварий в форме саркофага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.