Научная статья на тему 'Служба сословных заседателей в русском городе конца XVIII начала XIX века право или обязанность? (к постановке проблемы)'

Служба сословных заседателей в русском городе конца XVIII начала XIX века право или обязанность? (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОСЛОВНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОРОДОВОЙ МАГИСТРАТ / БУРГОМИСТР / УЕЗДНЫЙ СУД / JUDICIAL AGENCIES / CLASS ASSESSORS / PUBLIC SERVICE / URBAN POPULATION / TOWN COUNCIL / BURGOMASTER / DISTRICT COURT OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саражина Р. Г.

Затрагивается одна из интереснейших проблем в истории судебной системы России институт сословных заседателей. Автором предпринята попытка на примере функционирования городских судебных учреждений Западной Сибири ответить на вопрос, чем являлась для сословных заседателей служба в судебных учреждениях -правом или обязанностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Class assessors' service in a Russian city in the end of XVIII the beginning of XIX century right or obligation? (Problem statement)

The article is devoted to the problem of class representation in judicial system of Russia. Based on working town's courts of justice of Western Siberia the author tries to give the answer on the question how townspeople saw public service as a painful duty or a special privilege.

Текст научной работы на тему «Служба сословных заседателей в русском городе конца XVIII начала XIX века право или обязанность? (к постановке проблемы)»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 103-106.

УДК 929

Р. Г. Саражина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СЛУЖБА СОСЛОВНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В РУССКОМ ГОРОДЕ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА -ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

(К постановке проблемы)

Затрагивается одна из интереснейших проблем в истории судебной системы России - институт сословных заседателей. Автором предпринята попытка на примере функционирования городских судебных учреждений Западной Сибири ответить на вопрос, чем являлась для сословных заседателей служба в судебных учреждениях -правом или обязанностью.

Ключевые слова: судебные учреждения, сословные заседатели, общественная служба, городское общество, городовой магистрат, бургомистр, уездный суд.

Все служащие судебных учреждений в Российской империи в последней четверти XVIII - I половине XIX в. делились на коронных и выборных. Первые назначались правительством, вторые избирались населением. Если для коронных чиновников государственная служба являлась сознательным выбором профессии и источником дохода, то служба выборных заседателей во многом носила временный характер и не подлежала оплате со стороны государства. В связи с чем вопрос, чем являлась служба для выборных от сословий - правом или обязанностью, казалось бы, не требует ответа в связи с его очевидностью. Однако проблема выборной службы не так проста. В данной статье на примере функционирования судебных учреждений Западной Сибири в конце

XVIII - середине XIX в. мы попытаемся показать всю сложность данной проблемы и ответить на поставленный вопрос.

Выборные должности вводились «Учреждением» 1775 г., согласно которому для каждого сословия учреждались особые судебные инстанции: для дворян создавались уездные и верхние земские суды, для купцов и мещан - городовые и губернские магистраты, для крестьян - верхние и нижние расправы. Службу в новых учреждениях должны были нести назначаемые от правительства чиновники и выборные от сословий заседатели.

К кандидатам на должность сословных заседателей выдвигались определенные требования. Так, например, заседателями от крестьян могли быть граждане, отличающиеся «хорошим поведением», «имеющие дом и землю, женатые, не бывалые в наказаниях, подозрениях, ябедах и явного порока не имеющие, доброго и незазорного поведения, не моложе 30 лет» [1]. Также заседатели от крестьян должны бы-

© Р.Г. Саражина, 2011

ли проживать в той местности, от которой избирались [2]. При выборе заседателей от купечества руководствовались следующими требованиями: «...действительно дом или дом и торг, или дом и ремесло, или дом и промысел в городе имеющим; в штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалых; добрые, совестные и незазорного поведения» [3]. Таким образом, при выборе кандидатов принимались во внимание имущественный, территориальный, возрастной цензы и моральная устойчивость.

Осуществление общественных должностей вменялось в обязанность всем гражданам, независимо от их национальной и религиозной принадлежности [4]. В результате наряду с православными жителями городов в выборах участвовали и приверженцы исламского вероисповедания. Так, в томский городовой магистрат в 1785 г. в ратманы был выбран бухарец [5]. В списках заседателей в Тюменский нижний земский суд в 1788 г. также встречаются татарские фамилии [6]. Конфессиональный фактор, по мнению А. И. Куприянова, актуализировался лишь после издания указа от 27 мая 1820 г., который резко ограничивал роль старообрядцев в общественной жизни города: избрание

старообрядцев на выборные службы допускалось лишь при ограниченном числе православных [7].

Сословные заседатели избирались на три года. Выборным лицам городского самоуправления на время службы присваивались разряды согласно «Табели о рангах». Так, заседателям губернского магистрата, мещанским заседателям совестного суда присваивался 10 класс «за уряд, пока в должности пребывают», губернского города городового магистрата первый и второй бургомистры, уездный стряпчий, «буде выше чина того не имеют, считаются в 11 классе за уряд». Городового магистрата 1-й и 2-й бургомистры, а также ратманы губернского городового магистрата были отнесены к 12-му классу. Городовых магистратов ратманы и бургомистры в посадах были «за уряд» в 13-м классе. Наконец, городовые старосты, судьи словесного суда и ратманы в посадах считались в 14-м классе на время службы [8]. Хотя заседателям из крестьян не полагались разряды, на них распространялась одна из главных привилегий чиновников: «...пока в должности пребывают, то без суда да не коснется до них наказание ни от кого» [9]. Помочь отли-

чить выборных государственных служащих от обывателей должны были мундиры, которые несли в себе определенные социальные коды, позволяющие идентифицировать их обладателя [10].

Оплата за выполнение общественных служб была отменена, правительство распорядилось не только приостановить её с 1 января 1788 г., но и вернуть в казну суммы, переданные в 1786-1787 гг. [11], в результате чего материальное положение сословных заседателей было крайне неустойчиво. Вследствие этого, местным властям нередко приходилось принуждать кандидатов к исполнению их общественных обязанностей. Так, в 1813 г. на должность бургомистра Курганской ратуши был избран купец Пирожников, который в это время находился в Петербурге по своим делам. Он, сославшись на болезнь, отказался выехать, однако его обследовали и установили, что болезнь купец симулирует. Губернское правление предписало Пирожникову отбыть к месту службы, однако он вторично сослался на болезнь, теперь уже заручившись свидетельством штаб-лекаря. Ратуша в жалобе губернатору расценила этот шаг как «от-бывательство» от должности и просила выслать его в Курган насильно [12].

О том, что избавиться от службы, даже если выбор был осуществлен несправедливо, было очень трудно, а подчас и невозможно, свидетельствует дело об избрании в заседатели Тобольской палаты уголовного суда в 1810 г. Ивана Петровича Евсеева. Несмотря на то, что Евсеев находился в весьма преклонном возрасте (70 лет) и был слаб здоровьем, а также «состоял опекуном имения умершего тобольского купца Степана Маляева и имел разным людям на себя одолжение», он был избран мещанским обществом заседателем в палату уголовного суда и был приведен к присяге 16 сентября 1810 г. Однако новоявленный чиновник не появился в палате и к 17 января 1811 г. по причине болезни. Инспектор полевой аптеки Папст поставил ему следующий диагноз: «Кроме старости лет имеет цинготную болезнь почти с беспере-рывными переломами и опухолью на ногах, во многих частях тела наросты, причиняющие боль, наружный чрезвычайный почесуй...». В силу такой тяжелой болезни на место Евсеева был избран мещанин Матвей Андреевич Булыгин [13].

Кроме тяжелой болезни, была ещё одна возможность отмены несправедливых

Служба сословных заседателей в русском городе...

105

выборов - подача прошений на имя губернатора. Так, в 1827 г. томский купец Феоктист Шумилов был избран заседателем в городовой суд, несмотря на то, что он в это время продолжал службу депутатом в присутствии, учрежденном для составления торгового соглашения с бухарскими торговцами, и являлся депутатом по надзору за торговлей, а мещанин Василий Евсеев был выбран в заседатели, несмотря на то, что был цеховым [14]. Но томский губернатор отказался утверждать купца Шумилова, заявив о неосновательности его выбора на должность заседателя городового суда. В результате на повторных выборах 25 января 1828 г. на место Феоктиста Шумилова был избран Иван Шумилов [15].

Что касается бедного населения городов, то, учитывая их и без того сложное материальное положение, существовала возможность освободить их от должностей [16]. Таким образом, после избрания существовало всего два легальных пути уклонения от выполнения общественных должностей. Первый путь - подача прошений в вышестоящие инстанции. Второй - наём вместо себя другого лица [17]. Так, в 1821 г. вместо избранного бургомистром тарского мещанина И. М. Немчинова служил нанятый им А.Л. Мантабаров [18].

С другой стороны, возможность избираться на городовые службы была свидетельством полноценного членства в городовом обществе, т. е. определенного социального статуса, что, по-видимому, для горожан было небезразлично. К тому же отслужившие заседатели и судьи являлись в городском обществе «лучшими людьми» и занимали «после бывших в магистрате людей первое место», бургомистры получали звание людей «степенных». Помимо этого, прослужившие в высших должностях городского общества лица получали право не быть избранными в следующий раз в «нижние службы». Например, прослуживших бургомистрами велено было не избирать в ратманы, ратманов - в судьи словесного суда [19].

Кроме того, участие в городских учреждениях, несомненно, приносило определенные выгоды. Известны случаи, когда купцы стремились занять высокие посты, что придавало им авторитет в городском обществе и обеспечивало преимущества к ведению коммерческой деятельности [20].

Данные конца 30-х гг. XIX в. позволяют нам говорить об изменениях в само-

сознании горожан, в частности, о постепенном изменении отношения к городским службам, которые начинают осознаваться не только как повинность, но и как форма самоуправления, как привилегия. Свидетельствуют об этом приговоры купеческих и мещанских обществ сибирских городов по вопросу упразднения магистратов и ратуш. Остановимся на этой проблеме поподробнее.

В 1837 г. по высочайше утвержденному положению Комитета министров был учрежден особый комитет «для изыскания средств к улучшению городов». Этот комитет заключил, что «тягости и неудобства городской службы по выборам проистекают. от излишества некоторых должностей по выборам замещаемым», предлагая городские магистраты и ратуши упразднить, а их дела присоединить к ведомству уездных судов, выбирая в каждый суд по 2 заседателя от городских обывателей. Министерство внутренних дел, рассмотрев предложение комитета, в свою очередь отмечало, что соединение магистратов и ратуш с уездными судами предоставит городскому обществу следующие выгоды: во-первых, «ход дел и правильность решений. будут более обеспечены», т. е. правительство больше доверяло правоприменительной деятельности коронных судов, а не сословных; во-вторых, министерство справедливо полагало, что это облегчит выборы в небольших городах; в-третьих, это позволило бы сократить городские расходы.

В итоге состоящий в должности гражданского губернатора Х.Х. Повало-Швейковский направил циркуляр министерства в градские думы сибирских городов, добавляя, что он «в полной мере предварительно уверен, что каждое купеческое и мещанское общество не только не станет противоречить настоящему предположению правительства, но почтет его за доказательство истинного попечения о благосостоянии его, за знак неусыпной бдительности правительства о облегчении его тягостей, несомых по службе по выборам и о водворении в судопроизводство лучшего порядка и законности». Но градские думы и ратуши категорично заявили, что они выступают против присоединения магистратов и ратуш к уездным судам. Посмотрим, какие аргументы предоставили обыватели.

Тобольское купеческое и мещанское общество заявило, что их городской суд никогда не встречал затруднений в от-

правлении службы по выборам, поэтому они настаивают, чтобы городской суд был оставлен. Тюменская городская дума заявила, что не видит никакой пользы в реформе, так как и в окружной суд нужно будет избирать двух заседателей и двух кандидатов, да ещё и расходы на канцелярию будут возложены на городское общество. Тарское, туринское и семипалатинское купеческое и мещанское общества подтвердили опасения тюменцев. Городские ратуши Барнаула, Каинска и Кузнецка предоставили аргументы, отличающиеся от мнений городских обществ Тобольской губернии. Во-первых, они выдвинули опасение, что с передачей дел в загруженные окружные суды они не будут производиться там с таким же успехом и оперативностью, как в магистратах и ратушах; во-вторых, они поддержали мнение других городских обществ о том, что вследствие реформы не произойдет снижение городских расходов; в-третьих, помимо судебных дел, ратуши занимаются хозяйственными вопросами городов, а в результате упразднения ратуш городу необходимы будут специалисты, которые взвалят на себя решение хозяйственных проблем, - утверждали горожане; в-четвертых, городские общества заявили, что «хотя выборы в общественные службы членов уменьшатся двумя лицами (судья и кандидат), но облегчение не может заменить тех прав и привилегий, которые дарованы градским обществам.» [21].

Таким образом, городские общества не поддержали идею правительства, а решили сохранить городские органы управления и суда на прежнем основании, считая, что существование магистратов и ратуш предоставляет им больше привилегий и прав, несмотря на затраченные на их содержание расходы. Не последнюю роль в решении сохранить городские органы управления и суда сыграло также неверие граждан в объективность и бескорыстие судейских чиновников-профессионалов. Они более доверяли выбранным ими заседателям, знавшим реальные нужды и запросы своего сословия.

Таким образом, однозначно ответить на вопрос, чем являлась служба по выбору для населения - правом или повинностью, достаточно трудно. Однако можно с уверенностью утверждать, что если в начале, в период появления выборных долж-

ностей, по большому счету, служба рассматривалась как повинность, то позднее, к середине XIX в., когда фактически правительством ставится вопрос об уничтожении сословных барьеров и формировании общегражданского судопроизводства, в сознании городского населения происходят изменения в отношении общественных служб. Под угрозой потерять возможность судиться «судом равных» горожане начинают рассматривать выборную службу заседателей не только и не столько как повинность, но и как привилегию, как форму самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственный архив Тюменской области (ГАТюмО). Ф. И-10. Оп. 1. Д. 4146. Л.3, 5 об.

[2] Полное собрание законов Российской империи. Собрание I (ПСЗ). СПб., 1830. Т. XX. № 14392. Ст. 75.

[3] Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 657. Л. 5.

[4] Комлева Е. В. Участие купечества приенисей-ских городов в органах городского самоуправления (последняя четверть XVIII - I половина

XIX в.) // Местное самоуправление в истории Сибири XIX-XX вв. : сборник материалов региональной науч. конференции. Новосибирск, 2004. С. 52.

[5] ГАТО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 657. Л. 4 об.

[6] ГАТюмО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 2081. Л. 38-51.

[7] Куприянов А. И. Городская демократия: выборы в русской провинции (II половина 1780-х -начало 1860-х гг.) // Отечественная история. 2007. № 5. С. 39.

[8] ПСЗ. Т. XX. № 14392. Ст. 53-57.

[9] Там же. Ст. 58.

[10] Куприянов А. И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII - I половина XIX в. М., 2007. С. 223.

[11] ГАТО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 887. Л. 1-3.

[12] Рабцевич В. В. Социальный состав органов городского самоуправления Западной Сибири в 80-х годах XVIII - I четверти XIX в. // История городов Сибири досоветского периода (XVII -н. XX). Новосибирск, 1977. С. 95.

[13] Государственный архив Тюменской области в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-8. Оп. 1. Д. 88. Л. 18-40.

[14] Там же. Л. 99 об.

[15] ГАТО Ф. 50. Оп.1. Д. 400. Л. 115 об.-116.

[16] Там же. Д. 3009. Л. 100 об.

[17] Там же. Л. 100.

[18] Куприянов А. И. Городская культура русской провинции... С. 281.

[19] ПСЗ. Т. XX. № 14392. Ст. 281-282.

[20] Рабцевич В. В. Сибирский город. С.136.

[21] Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1623. Л. 1-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.