Т. 12, № 3-4, 2007
Вестник Ивановской медицинской академии
29
знаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска;
• выявление заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
• определение показателей заболеваемости, динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников нефтедобывающей отрасли;
• своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Впервые в рамках проведенных медицинских осмотров в электронном виде была создана база данных о состоянии здоровья 3098 обследованных ОАО «Томскнефть» ВНК, определенных для прохождения периодического медицинского ос-
мотра с учетом данных о дате проведения предыдущего осмотра, возраста (лица, не достигшие 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно), стажа работы (работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет).
Созданная база данных позволила упростить и ускорить проведение мониторинга заболеваемости, стандартизировать полученные результаты.
Ведение и обновление базы данных за последующие годы позволило в динамике оценить результаты проведенной работы, оценить исполнение, эффективность и результативность выданных рекомендаций по дальнейшему обследованию, лечению и реабилитации (санаторно-курортному лечению) работников нефтедобывающей отрасли.
СЛУЖБА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МИЛЛИОННОМ ГОРОДЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ершова Е.В.
МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», г. Челябинск
Скорую медицинскую помощь (СМИ) населению г. Челябинска на догоспитальном этапе оказывает муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (МУЗ ССМП). Радиус обслуживания до 35 км. Численность обслуживаемого населения — 1 092 ООО чел.
В структуру МУЗ ССМП входят 8 районных подстанций, дистанционно-диагностический кардиологический центр («ЭКГ по телефону»), служба связи, отдел АСУ и другие вспомогательные подразделения.
Прием вызовов от населения осуществляется через многоканальную цифровую телефонную станцию «Коралл»). Звукозаписывающий комплекс «Спрут-\л/т» ведет запись телефонных переговоров каждого рабочего пульта по приему вызовов, переговоров по рации, что дает возможность хранения рабочих переговоров в компьютерной базе более двух лет.
В 2006 г. по национальному проекту «Здоровье» получено 53 автомобиля.
Весь автотранспорт радиофицирован радиостанциями марки «Моторола».
Ежедневным оказанием СМП занимаются 85 круглосуточных выездных бригад, в т.ч. 29 врачебных, 40 фельдшерских и 16 специализированных (кардиологические, неврологические, психиатрические, взрослые и детская реанимационные).
В МУЗ ССМП трудятся 183 врача и 610 средних медицинских работников. Все имеют сертификат
специалиста. Более 50% аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.
За 2006 г. общее число выполненных вызовов (безрезультатных) составило 305,7 тыс., что составляет 283 на тыс. населения.
Среднесуточная нагрузка в 2006 г. составила на врачебную бригаду — 11,3 вызова в сутки; на кардиологическую — 7,3; на психиатрическую — 5,3; на неврологическую — 4,1; на реанимационную — 3,9; на педиатрическую — 8,6; на фельдшерскую — 11,4 вызова.
В структуре выполненных вызовов внезапные заболевания составляют 62,9%; несчастные случаи, отравления и травмы — 13,0%; обострения хронических заболеваний — 14%; роды и патология беременности — 0,1%; перевозки — 10,0%.
Число пострадавших в ДТП за 2006 г. составило 2737 чел. Смертельных исходов 84.
Среднее время ожидания прибытия бригады на вызов за 2006 г. составило 16,58 (в 2004 г. — 22,62 мин.).
Количество проведенных медицинских манипуляций на 1000 вызовов составило 312,38 (в 2004 г. — 234,89).
В практике работы выездных бригад широко используются современные медицинские технологии: системный тромболизис; ингаляционная небулай-зерная терапия; инфузия гидроксиэтилкрахмалов при острой кровопотере; экспресс-тест «Тропо-нин-1» и «Миоглобин».
Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения
30
Полностью решены вопросы респираторной поддержки и инфузионной терапии. Расхождение клинико-догоспитальных диагнозов составило в 2006 г. 3,4%. Экспертиза качества оказания СМП проводится по трем ступеням.
В 2007 г. открыт учебно-тренировочный класс, где осуществляется обучение медицинского персонала.
Финансирование учреждения осуществляется полностью из городского бюджета, в т. ч. и в рамках городской программы «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи населению г. Челябинска на 2006 — 2010 годы». Стоимость вызова за 2006 г. составила 983,5 руб.
Перспективы развития:
• внедрение единых сквозных технологических стандартов по оказанию медицинской помощи
больным и пострадавшим на до- и госпитальном этапах;
• уменьшение непрофильной нагрузки по обслуживанию хронических больных — перемещение акцента на амбулаторнополиклиническое звено здравоохранения города;
• сокращение времени ожидания бригады скорой медицинской помощи — разукрупнение районных подстанций;
• воспитание нового типа медицинских работников СМП — «универсальный солдат» — дисциплинированность, профессиональная грамотность, владение всеми методиками, доступными для догоспитального этапа.
РЕФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Закарая М.Г., Давтян В.Г., Рыжова Е.Г.
ФДППО ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», г. Владимир
Целью исследования было раскрыть сущность и проблемы реформирования системы управления здравоохранением на региональном уровне в современных социально-экономических условиях, и внести предложения по повышению ее эффективности и устойчивости. Состояние системы здравоохранения как отрасли социальной сферы определяется конкретными социально-экономическими условиями развития общества. Не существует идеальной системы здравоохранения вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации.
Развитие общества, науки и практики требует постоянного совершенствования системы здравоохранения, повышения ее эффективности, изменения структуры, оптимизации ее функционирования в конкретной экономической ситуации.
Развитие общества, науки и техники определяет состояние системы здравоохранения, формирует механизмы и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами. Именно эти факторы привели к необходимости реформирования здравоохранения в конце XX в. К сожалению, социально-экономические трансформации 90-х гг. XX в. остановили процесс модернизации, что ввело отрасль в состояние острого системного кризиса. Кризис системы здравоохранения потребовал изменения государственной политики в области здравоохранения, выделив его модернизацию в качестве национальных приоритетов.
Целью государственной политики стало укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидизации и смертности на основе повышения доступности и качества меди-
цинскои помощи, укрепление первичного звена здравоохранения, создания условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Необходимо отметить, что за предшествующие годы был накоплен определенный опыт решения научных, организационных, экономических, финансовых задач по предоставлению населению доступной, высококачественной медицинской помощи при относительно небольших, но эффективно используемых вложениях в здравоохранение. Этот опыт, а также высокопрофессиональный кадровый корпус, научные исследования и прикладные разработки в области медицины, явились основой современной модернизации системы здравоохранения.
Наиболее разработанными разделами национального проекта «Здоровье» являются укрепление первичного амбулаторного звена здравоохранения (участковая служба, врачи общей практики) и создание федеральных центров высоких медицинских технологий, призванных координировать научную и инновационную деятельность медицинских организаций. Таким образом, наименее реформируемой оказалась специализированная амбулаторная и стационарная помощь.
В то же время в условиях реформирования здравоохранения недопустимо уменьшение доступности специализированной помощи. Снижение ее доступности очевидно: имеется тенденция к оттоку и переквалификации врачей-специалистов во врачей «первого контакта». Уменьшение коечности специализированных отделений должно сопрово-