_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
спортсменов, делать прогнозы относительно результатов того или иного спортсмена и способствовать получению высоких результатов в соревнованиях и играх международного уровня (например, в Олимпийских играх) [4, с. 7].
На сегодняшний день использование инновационных информационных технологий влияет на подготовку профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов, отбор в сборные команды становится более совершенным. С большой долей вероятности можем отметить, что внедрение информационных технологий в спортивную индустрию позволит достичь еще больших успехов в данной области и повлияет на результаты выступлений спортсменов на международных соревнованиях. Список использованной литературы
1. Жуков, Р.С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4. - С.76-80.
2. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. - 463 с.
3. Спортивная медицина. Омега-Спорт. [Электронный ресурс]. URL: http://omegas.dyn.ru/ (дата обращения: 27.10.2016).
4. Хасин, Л.А. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт» и перспектива технологии (сообщение первое) / Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян, С.В. Минков, А.Б. Рафалович // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4 . - С. 7-11.
© Переведенцев К.А., Благодатский Г. А., 2016
УДК 37.036.5
Попова Светлана Владимировна
старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация E-mail: [email protected] Бурлак Ольга Анатольевна канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СЛУХОВОЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс работы над педализацией в классе фортепиано. Автор подчёркивает значение слухового компонента в процессе педализации. Кроме того, приведены некоторые методические рекомендации относительно рассматриваемой в статье проблемы.
Ключевые слова
Фортепианное мастерство, педализация, музыкальный слух, воображение, художественный образ,
музыкальное мышление, слуховой контроль.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Педализация - неотъемлемая часть фортепианного мастерства. Искусство педализации делает исполнение более красочным, богатым в художественном отношении. Педаль открывает такие возможности, как эффект своеобразного «таяния» звука, наслоение гармоний, удерживание органного пункта при помощи полупедали, усиление динамики и объёма звучания и многие другие.
Обучение педализации - один из важных компонентов педагогического процесса в фортепианном классе. Работа над педализацией развивает творческое воображение, фантазию, координацию исполнительских движений, музыкальный слух.
Вся работа над педалью в произведении - это, прежде всего, работа слуховая. В музыкальной педагогике даже говорится о так называемом педальном слухе, как особенности именно пианистического слуха [6].
В более широком понимании музыкальный слух рассматривают как «направляемый опытом, сознанием и эмоциями, интонационно чуткий слух, способный прослеживать, осмысливать и оценивать происходящие в музыке события, наблюдать за её течением, за музыкальной формой как процессом» [6, с.66]. Музыкальный слух включает в себя в том числе и тонкое восприятие всех элементов музыкальной ткани, качества звучания, что имеет непосредственное отношение к работе над педализацией.
При обучении педализации довольно быстро формируются простейшие слухо-двигательные связи, что может привести к использованию стереотипной педали. Важно, обязательно подключая сознание, музыкальное мышление, вести более тщательную, тонкую работу над педалью в музыкальном произведении. При этом слух, умение себя слушать выполняют по меньшей мере две функции, одна из которых — возможность корректировать погрешности в педализации. Другая, не менее важная функция — дать творческий импульс к поиску более разнообразной палитры звучания, обогащению художественного образа произведения. В подобной работе большую роль играет и музыкальное воображение, внутренний слух. Внутреннее слышание звучания улучшает качество исполнения, так как музыкально-слуховые представления становятся более чёткими и глубокими, ведь «музыкально-слуховые представления - это то же самое, что архитектурно-строительный проект при строительстве дома...» [4, с. 142].
Чистота, грамотность педализации обусловлена постоянным слуховым контролем. В работе над педализацией нужно прежде всего обращаться к слуху ученика-пианиста, чтобы движение ноги на педали подчинялось художественной задаче, требованию слуха, воображению исполнителя. То есть педагог должен сначала поставить задачу создания какой-то определённой педальной краски, а потом уже, если будет необходимость, - показать исполнительский приём, движение. Важно с самого начала обучения воспитывать навык слухового контроля, не допускать привыкания слуха к нечистому педальному звучанию, быть может иногда, предугадывая ошибки, направлять ученика.
Освоение педали часто начинают с применения запаздывающей педали. Для сравнения педального и беспедального звучания полезно сначала поиграть произведение без педали (на первом этапе обучения), чтобы сформировать навык игры легато именно пальцами, а не с помощью педали. Кроме того, целесообразно прослушивать, прорабатывать отдельно с педалью партию левой руки (сопровождения).
Художественные задачи применения прямой педали — подчеркнуть опорные доли, ритмическую основу мелодии (в произведениях с танцевальным характером или с упругой ритмической основой). Однако и прямая педаль, в зависимости от музыкальной цели, может быть разной градации — степени, глубины нажатия, продолжительности. Она может быть более короткой в лёгких танцевальных пьесах, более продолжительной и глубокой в пьесах, требующих более насыщенного звучания. Прямая педаль может выполнять и связующую функцию — соединение баса с аккордом в партии аккомпанемента. В последнем случае нужно обязательно внимательно слушать, захвачен ли басовый звук на педаль, так как бывает, что басовый звук берут слишком коротко.
Целесообразно учить произведение с остановками, вслушиваясь в чистоту звучания. Важно научить слушать чистоту педализации не только при смене гармонии, но и в мелодической линии. Часто, если педаль меняется на каждый звук в мелодии, теряется полноценное легато, возникают толчки с каждой подменой педали. В этом случае может помочь возвращение к игре без педали, а также к работе над мелодической линией с менее глубокой педалью.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
Что касается использования в игре левой педали, то здесь, прежде всего, важно помнить о том, что это - своеобразная звуковая краска, тембр, а не средство для достижения динамики piano.
Если возникает ошибка в педализации, педагог может показать правильный вариант, предложить сравнить звучание и обязательно объяснить причину возникновения ошибки. Важно взывать к музыкальности ученика, работать над художественным образом, воспитывать внимательность, чуткость слуха к разнообразным педальным краскам, смене гармоний.
Необходимо отметить, что, хотя педаль в начале обучения необходимо показывать, однако специально заучивать педализацию в конкретном произведении - нецелесообразно. Учащийся должен осознавать цель педализации и достижение этой цели должно постепенно становиться бессознательным. Задача педагога - воспитывать у учащихся понимание музыки, чутьё педали, самостоятельность в проверке слухом результатов своей игры.
Итак, работа над педалью - это работа над звуком, который «есть сама материя музыки; облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем самую музыку на большую высоту» [3, с. 72]. Обучение педализации неразрывно связано с воспитанием тембро-динамического слуха, музыкального воображения, навыка слухового контроля, налаживанием координации между слухом и движением. Список использованной литературы:
1. Евстигнеева, Л.А. Методика обучения игре на инструменте: учеб. пособие, 2010. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: evstigneeva-metodika.. .fortepiano.doc
2. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста [Текст]: Методическое пособие // Б.Е. Милич. - М.: Москва. «Кифара», 2002 г. - 117 с.
3. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] // Г. Нейгауз. - М.: Москва, Музыка, 1967. - 312 с.
4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей [Текст] // В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
5. Светозарова, Н., Кременштейн, Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано [Текст] // Н. Светозарова, Б. Кременштейн. - М.: Москва. «Музыка», 1965 г. - 120 с.
6. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под общ.ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
© Попова С.В., Бурлак О.А., 2016
УДК 377.5 ББК 74.5
Романченко Михаил Константинович,
канд.техн.наук, заместитель директора по научно-методической работе, «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»,
[email protected] Загоровский Владимир Викторович, канд.техн.наук, преподаватель, «Сибирский государственный университет водного транспорта»,
ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье исследуется технология применения методических средств в целях развития профессиональных компетенций, квалифицированных рабочих и специалистов на базе образовательного