Научная статья на тему 'Случайны ли залёты птиц? (на примере орнитофауны Присурья)'

Случайны ли залёты птиц? (на примере орнитофауны Присурья) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Луговой Алексей Евгеньевич

Второе издание. Первая публикация: Луговой А.Е. 2000. Случайны ли залёты птиц? (На примере орнитофауны Присурья) // Беркут 9, 1/2: 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Случайны ли залёты птиц? (на примере орнитофауны Присурья)»

Период откладывания яиц у кайр сильно растянут и это отражается на появлении молодых. Первые молодые кайры отмечены 25 июля. Спуск их на воду начался в начале августа и продолжался до 23 августа. С последними молодыми покинули базар и взрослые особи.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1329: 3168-3171

Случайны ли залёты птиц?

(На примере орнитофауны Присурья)

А.Е.Луговой

Второе издание. Первая публикация в 2000*

Термин «залётный» вид в орнитологической литературе очень часто сочетают с понятием «случайный». Объяснение причин залётов птиц дал в своё время Н.А.Зарудный (1888). Он выдвинул в общей сложности пять причин залётов птиц в несвойственные им регионы, и все они действительно носят характер случайности (птицы «сбиваются» с пролётной дороги, их «увлекают» за собой другие виды в период миграций, их привозят люди и затем выпускают на волю и т.д.). При таких ситуациях, а они, безусловно, имеют место, выражение «случайно залётный вид» правомерно, хотя, как правило, установить истинную причину каждого конкретного случая залёта не удаётся.

Анализ литературных сведений о залётных птицах региона Присурья (Приволжская возвышенность) позволяет предполагать, что эти залёты имеют определённые закономерности. Попытаемся это проиллюстрировать. Известные нам (на середину 1970-х годов) 45 залётных видов птиц Присурья (Луговой 1975), распределяются по «типам фаун» Б.К.Штегмана (1938) определённым образом (см. таблицу).

Из приведённого списка следует, что 8 (18%) видов относятся формам с невыявленным типом фауны (хотя хохотунью Larus cachinnans мы бы отнесли к южному, средиземеноморскому типу), 11 (25%) — к арктическому типу, 8 (18%) — к таёжному и лишь 4 (8%) вида — к европейскому типу. Причём эти 4 вида (большая белая цапля Casmerodius albus, лебедь-шипун Cygnus olor, погоныш-крошка Porzana pusilla и болотная гаичка Parus palustris) не «чистые европейцы», ибо отнесены Б.К.Штегманом к формам, имеющим связь с «китайской фауной».

Симптоматично, что в регион Присурья почему-то не залетают

* Луговой А.Е. 2000. Случайны ли залёты птиц? (На примере орнитофауны Присурья) //Беркут 9, 1/2: 133-135. 3168 Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1329

виды, которые гнездятся и мигрируют сравнительно недалеко отсюда, а именно в прилежащих с запада участках Русской равнины, где простирается одинаковое с Присурьем европейское лесополье (бывшая лесостепь). Подобные залёты были бы очень понятны — птицы не покидают привычных им ландшафтов! Однако таких залётов практически не наблюдается. В Присурье ни разу не встречены красный коршун Milvus milvus, средний пёстрый дятел Dendrocopos medius, просянка Miliaria calandra, красноголовый королёк Regulus ignicapillus и тому подобные виды. В то же время сплошь и рядом в лесостепное (лесопо-левое) Присурье залетают птицы из чуждых природно-ландшафтных географических зон.

Список залётных птиц Присурья с указанием их принадлежности к «типам фаун»

1. Pelecanus onocrotalus (MC) 24. Himantopus himantopus (MC)

2. Pelecanus crispus (MC) 25. Recurvirostra avosetta (MC)

3. Casmerodius albus (Е) 26. Calidris canutus (A)

4. Phoenicopterus roseus (C) 27. Numenius phaeopus (T)

5. Rufibrenta ruficollis (A) 28. Limosa lapponica (A)

6. Anser erythropus (?) 29. Glareola nordmanni (?)

7. Cygnus olor (Е) 30. Larus fuscus (?)

8. Tadorna tadorna (М) 31. Larus cachinnans (?)

9. Netta rufina (C) 32. Larus glaucoides (A)

10. Aythya marila (A) 33. Xema sabini (A)

11. Clangula hyemalis (A) 34. Syrrhaptes paradoxus (М)

12. Melanitta nigra (T) 35. Anthus campestris (М)

13. Melanitta fusca (T) 36. Pastor roseus (C)

14. Buteo rufinus (М) 37. Locustella luscinioides (?)

15. Aquila nipalensis (C) 38. Phylloscopus inornatus (T)

16. Aegypius monachus (М) 39. Remiz pendulinus (?)

17. Gyps fulvus (C) 40. Parus palustris (Е)

18. Lagopus lagopus (A) 41. Pinicola enucleator (T)

19. Porzana pusilla (Е) 42. Loxia pytyopsittacus (T)

20. Pluvialis squatarola (A) 43. Loxia leucoptera (T)

21. Eudromias morinellus (A) 44. Emberiza rustica (T)

22. Chettusia gregaria (?) 45. Calcarius lapponicus (A)

23. Arenaria interpres (?)

Типы фаун: А - арктический; Т - таёжный (сибирский); Е - европейский; С - средиземноморский; М - монгольский; ? - не выясненного происхождения. Подчёркнутые виды залетают из зон, расположенных южнее Присурья.

Примерно половина этих птиц (23 вида) — обитатели тундры, лесотундры, тайги. Их залёты в Присурье легко объясняются отклонениями от основной трассы осенних и весенних перелётов. Однако почти столько же видов (22 — они в списке подчёркнуты) залетает из зон, расположенных к югу от Присурья, из Прикаспийских областей — пустынь, полупустынь, гор, морских побережий, что требует какого-то объяснения. Мы вкратце уже указывали (Луговой 1972), что ответ следует искать в геологическом прошлом нашего материка. В период наибольшего Днепровского (Рисского) оледенения ледовый щит не

дошёл до реки Суры (Герасимов, Марков 1939), и Присурье оказалось на долгое время изолированным от западных районов мощными ледниками, однако не потеряло связи с южными и восточными территориями. Более того, во второй половине четвертичного периода, во время хвалынской трансгрессии, уровень Каспийского моря на 50 м превышал уровень Мирового океана, и воды этого озера-моря простирались до широты Сызрани. Тогда юго-восточные отроги Приволжской возвышенности служили островами и северным берегом Каспия. Следовательно, и ныне южная наземная, прибрежная и островная фауна была максимально приближена к Присурью, здесь гнездились многие теперь зоогеографически «далёкие» виды.

По мнению Ф.Дарлингтона (1966), миграции птиц можно рассматривать, исходя из понятия ареала вида. Былой ареал вида при этом тоже не должен сбрасываться со счетов. На атавистический характер залётов птиц указывал А.Я.Тугаринов (1936). А Е.М.Воронцов (1966) считал, что причинами залётов в Нижегородский край фламинго Phoe-nicopterus roseus, степного орла Aquila nipalensis, белоголового сипа Gyps fulvus и других ныне «южных» птиц может служить их гнездование там в конце ледникового периода.

Итак, вполне допустимо предположить, что полный разрыв контактов между Присурьем и более западными территориями лесостепья с одной стороны, наличие хороших контактов с фауной южных территорий с другой, определили характер современных залётов птиц в описываемую нами область.

Исходя из всего вышесказанного, можно по-разному оценивать и появление на любой территории новых гнездящихся видов. Если этому процессу предшествовали залёты вида на данную территорию, тогда правильнее будет говорить о восстановлении былого ареала, а не о его расширении. Например, появлению в 1930-е годы на гнездовье золотистых щурок Merops apiaster в Присурье предшествовали залёты этих птиц (Луговой 1975). По данным разных авторов (Бородин и др. 1997; Лысенков и др. 1997), в конце 1990-х годов в Присурье стали гнездиться красноносый нырок Netta rufina и ходулочник Himantopus himanto-pus, которые нами ранее приведены в качестве залётных. Этих птиц, восстанавливающих свой былой ареал, естественно, необходимо из списка залётных исключить и т.д.

Иное дело, когда в районе появляются на гнездовье виды, которые ранее туда не залетали. Так, в Присурье начали встречаться кольчатая горлица Streptopelia decaocto, белый аист Ciconia ciconia, горихвостка-чернушка Phoenicurus ochruros, о чём есть упоминания в литературе (Луговой 1975; Бородин и др. 1997; Лапшин, Лысенков 1997). Ни одна из названных птиц в прежние годы тут не регистрировалась в качестве залётной. Следовательно, в данных случаях мы имеем дело с

подлинным расширением, а не с восстановлением былых ареалов.

Заканчивая, хочется ещё раз указать на то, что по крайней мере часть залётов птиц обусловлена историческими факторами формирования ландшафтов в четвертичный период, в связи с чем выражение «случайный залёт» не точно отражает суть дела. Слово «случайный» в отношении к залётным птицам лучше вообще не применять, тем более, что оно, в сущности, ничего не добавляет к ёмкому выражению «залётный вид». Этот орнитологический термин, при необходимости, может быть подразделён на: «регулярный залётный вид» — для птиц, отмечаемых в регионе более менее часто, и на «редкий залётный вид» — для птиц, отмечаемых единично.

Литератур а

Бородин О.В., Барабашин Т.О., Киряшин В.В. и др. 1997. Беглые заметки о новых находках редких птиц // Фауна, экология и охрана редких птиц Среднего Поволжья. Саранск: 58-59.

Воронцов Е.М. 1966. Зоогеографическая характеристика и районирование Горьковской

области // Учён. зап. Горьков. ун-та. Сер. биол. 75: 3-13. Герасимов И.П., Марков К.К. 1939. Ледниковый период на территории СССР // Тр. Инта геогр. АН СССР 33: 1-462. Дарлингтон Ф. 1966. Зоогеография. Географическое распространение животных. М.: 1518.

Зарудный Н.А. 1888. Орнитологическая фауна Оренбургского края // Зап. Акад. наук 57, прил. 1: 1-338.

Лапшин А.С., Лысенков Е.В. 1997. Белый аист (Ciconia ciconia) и луговой конёк (Anthus pratensis) - гнездящиеся виды Мордовии // Фауна, экология и охрана редких птиц Среднего Поволжья. Саранск. 80-81. Луговой А.Е. 1972. Фаунистический анализ состава птиц Присурья // Учён. зап. Горьков.

пед. ин-та им. М.Горького. Сер. биол. наук 146: 3-16. Луговой А.Е. 1975. Птицы Мордовии. Горький: 1-299.

Лысенков Е.В., Лапшин А.С., Спиридонов С.Н. 1997. О гнездовании ходулочника (Himantopus himantopus) в Мордовии // Фауна, экология и охрана редких птиц Среднего Поволжья. Саранск. 87-88. Тугаринов А.Я. 1936. К вопросу о формировании островных фаун // Изв. АН СССР. Сер. биол. 2/3: 501-522.

Штегман Б.К. 1938. Основы орнитогеографического деления Палеарктики // Фауна СССР: Птицы 1, 2: 1-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.