К 1966 г. полностью закончено кольцевание отдельных водопроводов, ранее принадлежавших разным предприятиям и ведомствам. Многое сделано для улучшения санитарно-технического состояния головных водопроводных сооружений. Санэпидстанция добилась организации зон строгого режима на всех головных водопроводных сооружениях. Затампонированы 3 бездействующие артезианские скважины, все нестандартные водоразборные колонки заменены колонками московского типа. Специализированной организацией произведена чистка под давлением всей водопроводной сети. Для увеличения подачи питьевой воды построен водовод диаметром 600 мм из Мытищинских артезианских скважин протяженностью 1350 м. Построенный в 1965 г. для водоснабжения строящегося микрорайона Подлипки комплекс водопроводных сооружений подключен к Западному водопроводу города.
В результате строительства новых и улучшения санитарно-технического состояния существующих водопроводных сооружений возросло количество воды, подаваемой населению. В 1966 г. ликвидированы перебои в подаче ее на 4-й и 5-й этаж. Если водопотребле-ние на 1 человека в 1964 г. составляло 200 л, то уже в 1965 г. оно достигло 300 л.
За всеми источниками водоснабжения и водопроводной сетью установлен плановый санитарный и лабораторный контроль. Санитарное обследование водопроводов производится раз в квартал. Пробы воды для анализа берутся в 182 точках, главным образом тупиковых, с ежемесячным бактериологическим и ежеквартальным химическим исследованием воды в каждой из них. Все лица, обслуживающие водопроводные сооружения, взяты на учет, подвергаются ежегодному обследованию на бацилло- и глистоносительство, проходят периодически медицинское освидетельствование. С машинистами водонасосных станций, мастерами, бригадирами и слесарями-водопроводчиками в 1965 и 1966 гг. были проведены занятия по санитарному минимуму. Обучение прошел 181 человек.
Решен вопрос о дальнейшем улучшении водоснабжения города путем строительства насосно-фильтровальной станции с забором воды из Акуловского водоканала. По решению городского Совета, первая очередь насосно-фильтровальной станции на 50 000 м3 в сутки будет сдана в эксплуатацию в 1967 г. Все мероприятия по упорядочению водоснабжения города были осуществлены с помощью и под руководством горкома КПСС и исполкома городского Совета. Санэпидстанция являлась инициатором этих мероприятий и строго контролировала всю проводимую работу.
Поступила 16/Х1 1966 г
УДК 618.9»1 .553-022.38
СЛУЧАИ БОТУЛИЗМА, ВЫЗВАННЫЕ МАРИНОВАННЫМИ ГРИБАМИ
В. Е. Воронкин, А. Ю. Штейн, 3. Ю. Кусраева Городская санэпидстанция, Запорожье
В декабре 1965 г. в Запорожье были зарегистрированы случаи ботулизма, связанные с употреблением в пищу маринованных грибов домашнего приготовления. Описаний такого рода пищевого отравления в Советском Союзе мы не встретили. Есть сведения, что в США были 3 случая ботулизма, вызванного употреблением грибов, привезенных из Югославии (К- И. Матвеев).
Ниже мы приводим выдержки из протоколов эпидемиологического обследования и историй болезни, а также результаты бактериологического исследования лиц, пострадавших от ботулизма в Запорожье.
Семья С. состояла из 2 взрослых и 1 ребенка 12 лет. В августе 1965 г. глава семьи, 40 лет, собрал грибы в лесопосадке вдоль автотрассы Москва—Симферополь; консервирование их производила его жена. 22/ХП крышку одной из банок с грибами сорвало, их попробовала хозяйка дома (съела 2 гриба) и поставила в холодильник. На следующий день она почувствовала общую слабость, головокружение, понижение зрения, по записи в амбулаторной карте — «туман перед глазами». 24/ХП был вызван участковый врач, который диагностировал »гипертоническую болезнь» и назначил симптоматическое лечение. Вечером 26/Ху в гости к С. пришла сестра с мужем. Были поданы на стол картофельное пюре, сельдь, колбаса любительская и маринованные грибы из той банки, крышку с которой 22/ХП сорвало, а также вино. Ужинали в 18 часов 30 мин.
На другой день в 6 часов утра гражданин С. пошел на работу и почувствовал головокружение, общую слабость, головную боль, тошноту, боль внизу живота, понижение зрения и двоение предметов перед глазами. Стула у него не было, температура не повысилась. К Ю часам такие же симптомы, но менее выраженные, появились у его дочери. Вызванный
участковый врач, сопоставив симптомы страдания, заподозрил пищевое отравление и госпитализировал больных в инфекционную больницу с диагнозом ботулизма. Гражданин С. был доставлен туда через 10 часов после начала заболевания, дочь — через 6 часов, а жена — на 5-е сутки. Гражданин С. в очень тяжелом состоянии, состояние остальных членов семьи было средней тяжести.
В больнице были приняты все меры для спасения жизни больного С.: внутримышечно ему ввели лечебную поливалентную противоботулиническую сыворотку по Безредка, сделали промывание желудка, поставили очистительную клизму, дали слабительную соль, тем не менее состояние пострадавшего резко ухудшилось: температура повысилась до 37°, появился цианоз слизистых оболочек, дыхание стало затрудненным, поверхностным, составляло 48 в минуту, пульс 112 ударов в минуту, артериальное давление упало до 80/60 мм рт. ст. Через 2 часа после поступления больного в больницу у него возник паралич мягкого неба, спазм глоточных мышц при глотании и разговоре, афония, язык обложился белым налетом, тоны сердца были приглушены, живот при пальпации болезнен в надлобковой области и области сигмовидной кишки, печень и селезенка не прощупывались. При явлениях паралича дыхания 28/ХП в 5 часов утра, т. е. через 23 часа от начала заболевания и через 34 часа 30 мин. после принятия пищи, больной умер.
Родственник пострадавшей семьи, гражданин П., 29 лет, поступил в больницу 27/ХП в 16 часов 30 мин. При поступлении жаловался на общую слабость, тошноту, понижение зрения, двоение предметов перед глазами; температура была нормальная, стул задержан. Больной направлен в больницу врачом-окулистом. Жена гражданина П. поступила в больницу 28/ХП в 8 часов 45 мин. утра в состоянии средней тяжести с жалобами на головокружение, тошноту, рвоту, общую слабость, боли в животе и двоение предметов перед глазами.
28/ХП работники городской бактериологической лаборатории у оставшихся в живых 4 больных взяли кровь и поставили развернутую реакцию нейтрализации на белых мышах с противоботулиническими диагностическими сыворотками типов А, В, С и Е. Цитрат-ная кровь для реакции нейтрализации у 3 больных была взята после введения лечебной про-тивоботулинической сыворотки и у 1 больной — до введения этой сыворотки. В тот же день лаборатория получила промывные воды и испражнения больных из больницы, а от врача по пищевой гигиене — пищевые продукты, изъятые из квартиры пострадавших и употреблявшиеся ими в пищу во время ужина 26/ХП. Были доставлены грибы маринованные домашнего приготовления, оставшиеся после ужина и взятые из холодильника в стеклянной банке, которую пострадавшие не открывали; колбаса любительская, баклажаны, фаршированные морковью (также домашнего приготовления), и сельдь маринованная.
29/ХП в 13 часов в лабораторию поступил направленный судебно-медицинским экспертом трупный материал умершего гражданина С.— кровь, желудок, толстый и тонкий кишечник (всеч с содержимым), а также печень.
В лаборатории было проведено исследование на наличие возбудителей ботулизма и обнаружение ботулинических токсинов. Кроме того, пищевые продукты, промывные воды и испражнения больных исследовались на сальмонеллезную и дизентерийную группу, а также на группу условно патогенных бактерий. Развернутая реакция нейтрализации ставилась с остатками грибов, которые употреблялись в пищу больными, с грибами, находившимися в холодильнике в закрытом виде, промывными водами и трупным материалом.
Результаты бактериологического исследования следующие. В развернутой реакции нейтрализации с диагностическими противоботулиническими сыворотками типов А, В, С и Е и цитратной кровью больной, не получавшей лечебной противоботулинической сыворотки, обнаружен ботулинический токсин типа А. У больных, получивших лечебную сыворотку, ботулинический токсин не найден. В развернутой реакции нейтрализации с непро-гретым фильтратом из грибов, которые ели пострадавшие, также выявлен токсин типа А. В грибах, не употреблявшихся больными, ботулинический токсин не установлен. При постановке развернутой реакции нейтрализации с трупным материалом (кровью, желудком и его содержимым, толстым и тонким кишечником и его содержимым, а также печенью) ботулинический токсин типа А оказался в крови, содержимом желудка и тонкого кишечника.
Первые симптомы заболевания мышей наблюдались уже через 2—254 часа после внут-рибрюшинного введения им крови, непрогретого фильтрата грибов и непрогретого трупного материала. Мыши, которым вводили прогретый фильтрат грибов, содержимое тонкого кишечника и желудка (при 100° в течение 30 мин.), не погибали. Заболевание мышей начиналось с учащенного дыхания, затем возникало расслабление мышц, западение мышц брюшной стенки («осиная талия»); через 7—8 часов с явлениями параличей и судорог животные погибали. У погибших мышей имелось размягчение мышц туловища; при вскрытии макроскопических изменений в органах не наблюдалось.
В исследованных пищевых продуктах и промывных водах возбудители ботулизма, сальмонеллезной и дизентерийной группы, а также условно патогенные бактерии не выделены. В испражнениях также не оказалось возбудителей ботулизма, сальмонеллезной и дизентерийной группы.
ЛИТЕРАТУРА
Матвеев К. И. Ботулизм. М., 1959, с. 111.
Поступила 28/ХП 1966 г.