Научная статья на тему 'Сложение характера коллекционера в усадебной культуре XVIII —начала XX вв.'

Сложение характера коллекционера в усадебной культуре XVIII —начала XX вв. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
220
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложение характера коллекционера в усадебной культуре XVIII —начала XX вв.»

Сложение характера коллекционера в усадебной культуре XVIII —начала XX вв.

Одинцова А. Ю.

Изучение истории коллекционирования, проблематики сложения частных коллекций —актуальная тема на сегодняшний день. Она представляет большой интерес для исследования русской культурной жизни ХУШ — начала ХХ вв. и для изучения русской культуры в целом, высвечивает новые сведения о многогранности отечественной истории, глубине ее культурных традиций.

Предметом исследования являются художественные коллекции в дворянской усадебной культуре и сложение особого типа личности, в которой собирательство, коллекционирование превратилось в черту характера. Изучение психологии собирательства позволяет взглянуть с новой точки зрения на проблематику сложения частных коллекций. Такой подход плодотворен для изучения истории русского искусства как значимого этапа в становлении усадебной культуры, к которой на рубеже ХХ —ХХ1 вв., в период острых перемен, сопровождающихся сменой культурных элит, проявляется существенный интерес. Коллекционирование произведений искусства, как социальный феномен, отражает не только личностные интересы и вкусы собирателя, но также и уровень современной ему культуры, что позволяет проследить степень восприимчивости общества к ценностям искусства. Представляя из себя продукт культуры и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование произведений искусства является одним из интереснейших видов человеческой деятельности и по отношению к некоторым сферам художественной жизни имеет «руководящий» характер, так как собиратели всегда воздействуют на состояние современной им культуры и ее будущее. В усадебной культуре коллекционирование превратилось в социально значимую область реализации творческого потенциала личности, которая способствовала трансляции культурных норм и ценностных ориентаций, в частности связанных с отношением к атрибутам художественной культуры. Традиционно культуру рассматривают и изучают как совокупность моделей поведения и материальных продуктов. Культурное наследие, деятельность предыдущих поколений аккумулируется в настоящем как специфическая человеческая составляющая среды, в том числе и материальной. Культура, безусловно является одним из центральных факторов психологии, наряду с социальным взаимодействием.

Структура и развитие психических процессов человека порождаются культурно-исторической деятельностью и психические процессы человека возникают одновременно с новыми формами поведения, открывая и новые материальные формы. Опредмечивая свои замыслы и способности в форме вещей, воплощая идеи в материи —человек занимается творческой деятельностью. В то же время, люди изменяют материальные объекты, используя их как средство регулирования своего взаимодействий с миром и между собой —новая культурная ситуация, в которой находится другое поколение, раскрывает иные грани в дав-

но созданном. Таким образом, культура воплощается человеком через творчество и, благодаря сохранению своих материальных атрибутов, транслируется следующим поколениям.

На сложение и развитие традиций собирательства, становление характера коллекционера, существенно влияла система воспитания. Характер —это общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт. Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Чертами характера эти особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему. В современной литературе существует немало классификаций, описывающих отдельные типы характера, их закономерности и связи между собой. Данная статья рассмотривает различные концепции формирования характеров, основываясь на работах таких выдающихся исследователей, как Карл Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон и Эрих Фромм. Рассматриваемые концепции характеров дополняют друг друга, прослеживая процессы формирования личности, влияние на них различных аспектов социального и культурного окружения. Основные теории формирования характера уделяют внимание фазам развития ребенка в ранние годы жизни, внешнему контролю на ранних стадиях развития. Например, согласно моделям Э. Эриксона, Э. Фромма фаза развития на втором-третьем годах жизни ориентирована на задачу приобретения самостоятельности. По мнению Эриксона конфликт этой стадии способствует развитию таких черт, как аккуратность и бережливость, экономность, Фромм отмечает формирование стяжательской ориентации характера, так же включающей эти черты.

Если рассматривать особенности воспитательной системы в усадебной традиции, то в раннем возрасте ребенок несколько ограничивался в свободе передвижения, физическом развитии. В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом. К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то присматривал: днем с ребенком находилась мать, ночью —няня, часто осматривал ребенка доктор. Согласно концепции Эриксона, внешний контроль на ранних стадиях развития должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Но воспитывали дворянских детей до трех лет люди крепостные, их свобода и активность для самих себя во многом были ограничены.Нянькам проще было сделать за ребенка то, что он хотел сделать сам. Отсюда обломовщина — явление, характерное для помещичьего строя России.

Положительные стороны домашнего воспитания связаны с образом жизни, в котором присутствова-

ли элементы, обладающие высокими эстетическими свойствами: архитектура, садово-парковое искусство, библиотеки, «изящные искусства». Они услаждали вкус обитателей усадьбы, транслировали принципы поведения в изысканной и насыщенной разнообразными смысловыми системами среде обитания, позволяли демонстрировать статусность. Усвоению коллекционирования как мировоззренческого образца способствовало то, что, будучи творческой по своему содержанию деятельностью, оно легко воспринималось как естественное состояние личности, реализующей свой созидательный потенциал и испытывающей от этого чувство душевного комфорта, так как собирание и изучение произведений искусства способны вызывать эстетическое наслаждение. «Занятие «изящными искусствами», наличие эстетических взглядов рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции».

Склонность к собирательству связана с особенностями развития психических процессов человека. На процессы формирования личности влияют различные аспекты социального и культурного окружения. Я считаю уместным особенно остановиться на типологии характеров известного и авторитетного среди психологов и философов исследователя Эриха Фромма, поскольку его концепция —это концепция социального характера, основанная не на типах темперамента, имеющих биологическую, конституциональную природу, а на отношениях человека с миром вещей и миром людей, отношениях, складывающихся у человека уже в раннем возрасте.

Согласно Фромму, социальный характер является продуктом данного общества, поскольку он формируется на основе поиска путей удовлетворения универсальных психических потребностей человека в данном обществе. С другой стороны, социальный характер является результатом динамической адаптации человеческой природы к структуре общества. Под влиянием требований общества одни из характерологических черт подавляются, другие —активно развиваются или даже гипертрофируются. Чем ближе характер индивида к социальному характеру, тем полнее его адаптация. Таким образом, Фромм предлагает классификацию социальных характеров в зависимости от различных типов социальной структуры. Исследователь выделяет распространённые в ХУШ и Х1Х веках рецептивную, эксплуататорскую и стяжательскую ориентации характера. Мировоззрение последней основывается на проявлении склонности к стяжательству и экономии, причем эти свойства распространяются как на атрибуты материальной сферы, так и на мысли, чувства. Внутренний мир становится основным достоянием человека, и всё, что имеет к нему прямое отношение, приобретает значимость

и большую ценность: «Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям». [5] Сентиментальность, идеализирующие тенденции, верность традициям наряду с гордостью за свой род, особым отношением к своим предкам —подобные ценностные ориентации характерны для дворянской среды рубежа Х1Х-ХХ вв., в которой, в связи с проявлением новых форм общественной жизни, активизацией предпринимательского, преимущественно купеческого сословия, нарастало ощущение утраты лидерских позиций в социуме. Это подтверждается примерами из литературы и искусства, эти тенденции, во многом определяли и концепцию построения художественных коллекций. Краткие упоминания в описаниях усадебного убранства часто включают много деталей, которые позволяют представить характер собиравших коллекции владельцев, понять их ценностную ориентацию, отраженую в коллекциях и собраниях: упоминаются и коллекция портретов русских царей из Особое отношение к собственной родовой памяти инициировало создание галереи семейных портретов, запечатлевших в первую очередь ближайших родственников, родителей. Эти портреты могли заказывали столичным живописцам, приезжавшим в провинциальные усадьбы, но чаще их авторами становились домашние крепостные художники. Порой просвещенные помещики сами брали в руки кисть и вставали за мольберт. Когда-то в парадных залах и гостиных многих усадеб висели портреты владельцев работы Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Кипренского, Венецианова. Но чаще всего для собственно провинциального портрета, была характерна анонимность. Главным для владельцев и зрителей было узнавание, и в подавляющем большинстве случаев владельцев портретов интересовало, кто на них изображен, и лишь во вторую — кем и как выполнены произведения

Галерея обычно включала два раздела —фамильный и официальный, в которых пересекались смысловые оси развития жизни дворянина. Фамильный раздел, кроме обязательных портретов членов семьи, мог дополняться изображениями близких людей — друзей или любимых слуг. Официальный непременно включал изображения особ императорского дома, но, кроме них, могли также присутствовать портреты крупных вельмож и военачальников, к которым хозяева дома по каким-либо причинам испытывали особую симпатию. Так же большую часть составляли коллекции западноевропейского искусства. Мода на европейское искусство, начавшись с эпохи Петра I, поддерживалась многими русскими императорами, а вслед за ними воспроизводилась в дворянской среде.. Создание императорских дворцово-парковых ансамблей стимулировало строительство дворянских усадеб по всей России. Их интерьеры, времяпрепровождение их обитателей копировались с придворного быта. Ориентируясь на вкусы императора и первых

столичных домов, многие дворяне украшали свои усадебные галереи картинами европейских мастеров, демонстрируя при этом своеобразную верность двору.

В коллекциях, складывавшихся в ХУШ веке прослеживается стяжательская ориентация их владельцев. Время диктовало необходимость усвоения новых культурных образцов, демонстрации принадлежности современной культуре, в частности, и благодаря собраниям раритетов разного рода. Стремление собрать, скопить какие-либо материальные ценности подкреплялось и направлялось общими тенденциями эпохи, однако этому способствовали и такие черты характера, которые подробно анализировал К.Г.Юнг. Здесь уместно вспомнить о распространённой в психологии категоризации черт личности : интроверсии и экстраверсии.

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности энергии человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

Так, экстравертные типы характера обращают внимание на внешнюю сторону жизни, они сознательно придерживаются моды, получают стимул к существованию от внешнего мира. Это может относится и к восприятию, оценке произведений искусства: «Так, например, картина может быть названа «прекрасной» потому, что, повешенная в салоне и подписанная известным именем, она, по общему предположению, должна быть «прекрасной», или потому, что, назвав ее «некрасивой», можно огорчить семью или счастливого владельца картины, или еще потому, что посетитель имеет намерение создать приятную атмосферу, а для этого необходимо, чтобы во всем чувствовалось согласие и приязнь». В таком случае создание коллекций является признаком социального статуса, престижа, а так же следования моде.

Интроверты —тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя. Этот тип личности —творцы, созидающие и воплощающие свои идеи, следуя какому-то принципу, воплощая некий замысел, лидеры, способные увлечь своими идеями других, преобразовывая окружающую действительность согласно своему видению.

В истории отечественного коллекционирования, в качестве интровертного характера, способного изменить ситуацию коренным образом, можно привести пример императора Петра I. Художественные вкусы Петра I, его собирательская деятельность оказали значительное влияние на вкусы его придворных и начало коллекционирования ими произведений западноевропейского искусства.

Частное коллекционирование известно на Руси с древнейших времен, но начало систематического коллекционирования связано с именем Петра I, ко-

торый во многом предопределил дальнейшее социокультурное развитие страны. Собирательская деятельность Петра продолжалась вплоть до 1725 г. Вполне очевидно, что Петр отдавал предпочтение работам голландских и фламандских мастеров, хотя в его собрании были и произведения итальянской живописи. Эта особенность обусловила и вкусы дворянской аристократии петровской эпохи. Таким образом, можно говорить о том, что история частного коллекционирования в России берет свое начало в первой четверти ХУШ в., а его возникновение непосредственно связано с собирательской деятельностью Петра I.

Разворачивавшаяся на фоне и в непосредственной связи с общим подъемом в экономической, политической, культурной и других сферах, история русского частного коллекционирования еще раз подтверждает серьезность произошедших в петровскую эпоху перемен. Продолжавшие существовать после смерти Петра I традиции «универсального» собирательства постепенно все же уступили место новому типу коллекционирования, характер частного коллекционирования уже значительно изменился в сторону специализации.

Искусство, как одна из разновидностей процесса познания окружающего мира, оказалось востребованным инструментом его исследования. Принимая крайнюю форму, накопление знаний и фактов, может превратиться в накопление материальных объектов, связанных с объектом исследования. Подобное явление можно назвать акцентуацией характера. Согласно типологической модели К. Леонгарда, описанной им в работе «Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность», присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера.

«Я считаю мыслительную работу естествоиспытателя акцентуацией лишь в тех случая, когда его деятельность носит характер собирания, коллекционирования. Чем больше он мысленно перерабатывает наблюдаемое, тем более его психическая деятельность приближается к плану интроверсии. Философу же, разрабатывающему определенные идеи, я приписываю только ин-тровертированныи характер умственной деятельности даже в тех случаях, когда ход его мысли основывается на объективных источниках или фактах.»

Коллекционирование —акцентуированная мыслительная деятельность. Подобное суждение вполне закономерно для эпохи ХУШ века, когда увлечение западной культурой принимало, порой, весьма причудливые формы. Покупка картин и предметов искусства ради количества, приобретение готовых коллекций — одна из подобных форм. Но со временем подобная деятельность превратилась в средство выражения интересов, чувств, душевной организации. Потребность в творчестве, наряду с предрасположенностью к накоплению материальных, художественных, историче-

ских ценностей, в своей совокупности привели к расцвету частного коллекционирования и меценатства в ХГХ веке и на рубеже ХГХ-ХХ веков.

Представление о структуре коллекций, мотивации их формирования дают разнообразные источники информации, включая архивные материалы, воспоминания самих коллекционеров и их современников, произведения искусства, хранящиеся в музейном фонде страны и частных собраниях.

Если говорить о современных предпосылках к коллекционированию, то согласно концепции Э. Фромма, в современную эпоху доминирует рыночная ориентация характера, связанная с экономической функцией рынка в современном обществе, с появлением особого «личностного рынка». При этом принцип оценки и на личностном рынке такой же, как и на товарном. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром.

Мышление так же, как чувствование, определяется рыночной ориентацией. Этому мышлению свойственно оперирование категориями сравнения и количественного измерения, а не тщательный анализ того или иного феномена и его качеств. Рыночная ориентация не развивает что-то, уже потенциально наличествующее в человеке. «Торговые отношения» распространяются не только на личностные качества человека, но и на сферу отношений, интересов и увлечений: они теперь оцениваются по критериям моды, стоимости, возможной выгоды. Такой подход заметен и в коллекционировании. Если человек с рыночной ориентацией характера занимается собирательством произведений искусства, он безусловно рассматривает свою деятельность, как один из способов вложения денежных средств. Безусловно, в таком качестве рассматривали свои коллекции и многие, многие предшествующие поколения коллекционеров. Но для них важнейшим критерием всё же оставалась художественная и историческая ценность произведений. В наши дни критерием оценки становится имя автора, модное и высоко котирующееся на художественном рынке —такой вывод можно сделать из сообщений о многочисленных подделках произведений искусства.

Безусловно, культурно-исторические условия воспитания влияют на раскрытие творческого начала в человеке. Жизнь и быт дворянской усадьбы особая микрокультура созданная внутри, оригинальная среда, существующая по своим законам, формировала образ жизни и воспитания, а значит —активно учавствовали и в формировании характера. Домашнее воспитание способствовало приобщению к русской национальной культуре, а так же к духовным ценностям мирового искусства, что безусловно должно воспитывать в человеке творческое начало. Однако формирующаяся при этом структура характера не всегда способствовала свободному проявления творчества.

Творчество предполагает активность и заботу, имеет своей предпосылкой любовь к тому, что создаёт

человек в процессе своего творчества. При этом активное начало всегда способствует развитию человека, каким бы родом деятельности он не занимался, а значит —ведёт к изменению его личностных характеристик. Любые изменения будь то изменение литературных, поэтических или эстетических вкусов, философских убеждений или любых других жизненных позиций могут происходить по двум возможным сценариям.

В одном случае, новое знание органично добавляется к уже усвоенному. В некоторых случаях это происходит совершенно бесконфликтно, иногда —приобретённые вновь черты характера, ценностные ориентации не просто отличаются, но враждебны друг другу, по целому ряду позиций. Но именно в этом случае начинается внутреннее противопоставление старой и новой установки, и активный поиск их совмещения становится творческим конфликтом.

Поскольку прежняя система ценностей не может быть просто уничтожена —она оказывается благополучно вытеснена в бессознательное. То есть по сути ничего не изменилось —знаки поменялись, но качественно система не добавила в себя ничего нового и функционирует по все тем же старым моделям. В первом случае к уже пройденному добавляется новое или вообще рождается нечто третье. Во втором — происходит бег по кругу, или «встречный бег» как дословно переводится термин «Энантиодромия».

Энантиодромия —предрасположенность любых

поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность. Это понятие использовалось Карлом Густавом Юнгом, Признание Юнгом неизбежности энантиодромических изменений помогало ему в предвидении психических изменений. Юнг полагал также возможность установления связи с энантиодромичекими изменениями, связи, составляющей, по его мнению, сущность сознания. Если сознательную жизнь определяет какая-то крайне односторонняя тенденция, то через некоторое время в психическом возникает равная по мощи контрпозиция. Вначале она не имеет доступа к сознательному проявлению, но затем прорывает запреты эго и сознательный контроль. Закон энантиодромии определяет и юнговский принцип компенсации.

Согласно Юнгу, рациональная культурная установка необходимо переходит в свою противоположность, а именно в иррациональное культурное опустошение. Но возможен и обратный переход.

Характерное явление энантиодромии встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление. Сегодня, когда на смену прежним установкам сложившихся типов характера приходит рыночная ориентация, диктующая свои порядки, вносящая изменения в систему жизненных ценностей, кажется что возможность духовного возрождения почти утрачена. Но эти изменения необходимы, что бы выжить

в изменившемся мире, их приятие вовсе не означает радикальный отказ от прежнего достояния. Напротив, обращение к опыту предыдущих поколений даёт возможность, выбрав всё самое лучшее из разных эпох, синтезировать новую систему ценностных ориентаций.

Главное условие при этом —не отрицать ценности прошлых и современных достижений. Только тогда появляется возможность обогатить свой дух новыми горизонтами, что в конце концов, приведёт к формирования эстетического вкуса, обогащению духовного опыта. Подобная трансформация произошла в ХГХ веке, когда разительно изменилось отношение владельцев имений к усадебному убранству, когда родовые коллекции, портретные галереи стали пониматься достоянием, предметом гордости и частью истории, которую стремились увековечить и приумножить. Такие изменения вполне могут произойти и в наше время. Эти изменения будут носить конструктивный и созидательный характер в том случае, если будут осуществляться людьми психологически зрелыми, способными к сублимации, а значит к творчеству.

Список использованных источников

1. Коул М. Культурно-историческая психология.

М.: Когито-центр, 1997.

2. Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен. Автореферат дисс.. канд. культурологии. — СПб, 1997.

3. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России. Учебное пособие СПб., 2004.

4. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

5. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: БАХРАХ, 1997.

6. Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. М.: Республика 1993.

7. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Информация об авторе

• Одинцова А.Ю. // аспирант кафедры истории и теории изобразительного искусства РАЖВиЗ, г. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.