Научная статья на тему 'СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НЕОЛОГИЗМОВ КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ'

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НЕОЛОГИЗМОВ КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
730
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НЕОЛОГИЗМ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фаткуллина Ф.Г., Туктамышева Р.Р.

В предлагаемой статье представлено функциональное описание словообразовательного механизма русского языка в свете новейших достижений современного языкознания. Рассматриваются теоретические проблемы возникновения и функционирования словообразовательных неологизмов, которые появились в эпоху коронавируса, когда произошло интенсивное пополнение словарного запаса языка. Развитие языка неразрывно связано с развитием общества, с событиями, происходящими в объективной действительности, которые находят отражение, прежде всего, в лексическо-семантической системе языка, но со временем появляются так называемые словообразовательные неологизмы, которые представляют собой новые слова, созданные по уже имеющимся моделям. В связи с вышесказанным в статье особое внимание уделяется процессам образования новой лексики, которая хлынула в активный словарь носителя языка в конце 2019 г. и продолжает пополняться. Отмечается, что пандемия и связанные с ней противоэпидемические меры затронули психологически каждого, результатом чего стал приток в язык массмедиа и интернета огромного количества новаций и индивидуально авторской, просторечной, эмоционально-окрашенной лексики, которая наполнила социальные сети. Авторы приходят к выводу о том, что наиболее продуктивными моделями при образовании новых слов пандемийной эпохи являются словообразовательные (словосложение, суффиксация) и семантические неологизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фаткуллина Ф.Г., Туктамышева Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD-FORMING MODELS OF NEOLOGISMS OF THE CORONAVIRUS ERA

The authors of the article present a functional description of the word-formation mechanism of the Russian language in the light of the latest achievements of modern linguistics. The theoretical problems of the emergence and functioning of word-building neologisms that appeared in the era of coronavirus, when there was an intensive replenishment of the vocabulary of the language, are considered. The development of a language is inextricably linked with the development of society, with events taking place in objective reality, which are reflected primarily in the lexical-semantic system of the language, but over time, so-called word-building neologisms appear, which are new words created according to existing models. In connection with the foregoing, the authors of the article pay special attention to the processes of formation of new vocabulary, which flooded into the active dictionary of a native speaker at the end of 2019 and continues to grow. It is noted that the pandemic and related anti-epidemic measures have affected everyone psychologically, resulting in the influx into the language of the mass media and the Internet of a huge number of innovations and individually authorial, vernacular, emotionally colored vocabulary, which filled social networks. The authors conclude that the most productive models for the formation of new words of the pandemic era are word-building (composition, suffixation) and semantic neologisms.

Текст научной работы на тему «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НЕОЛОГИЗМОВ КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ»

УДК 81'376.611

БО!: 10.33184/Ьи11ейп-Ъ8и-2022.1.31

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НЕОЛОГИЗМОВ КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ

© Ф. Г. Фаткуллина*, Р. Р. Туктамышева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (917) 425 57 03.

*Етай: fluzarus@rambler. ги

В предлагаемой статье представлено функциональное описание словообразовательного механизма русского языка в свете новейших достижений современного языкознания. Рассматриваются теоретические проблемы возникновения и функционирования словообразовательных неологизмов, которые появились в эпоху коронавируса, когда произошло интенсивное пополнение словарного запаса языка.

Развитие языка неразрывно связано с развитием общества, с событиями, происходящими в объективной действительности, которые находят отражение, прежде всего, в лексическо-семантической системе языка, но со временем появляются так называемые словообразовательные неологизмы, которые представляют собой новые слова, созданные по уже имеющимся моделям. В связи с вышесказанным в статье особое внимание уделяется процессам образования новой лексики, которая хлынула в активный словарь носителя языка в конце 2019 г. и продолжает пополняться. Отмечается, что пандемия и связанные с ней противоэпидемические меры затронули психологически каждого, результатом чего стал приток в язык массмедиа и интернета огромного количества новаций и индивидуально авторской, просторечной, эмоционально-окрашенной лексики, которая наполнила социальные сети.

Авторы приходят к выводу о том, что наиболее продуктивными моделями при образовании новых слов пандемийной эпохи являются словообразовательные (словосложение, суффиксация) и семантические неологизмы.

Ключевые слова: словообразование, словообразовательная модель, неологизм, заимствование, активный словарь.

Весь мир вот уже два года живет в эпоху, названную коронавирусной, а сам СОУШ-19 -«чумой XX! века». Поскольку язык - это отражение жизни общества, то он мгновенно отреагировал на все происходящее, создав за короткое время такой массив новаций, который в количественном отношении можно сравнить, пожалуй, с эпохой революции. Как справедливо указал С. О. Карцевский еще в начале XX в.: «Бывают эпохи, когда темы словотворчества ускоряются, новые слова бурным потоком устремляются в устоявшиеся воды языка ...» [4, с. 314].

Декабрь 2019 г. стал переломным для всего мира, повлияв на все сферы жизнедеятельности человека. Коронавирус, который до сих пор продолжает охватывать все новые территории и поражать все большее количество людей, оставил свой яркий след в языковом пространстве, тем самым способствуя появлению новых слов: СОУЮ-19, локдаун, сатурация, красная зона, санитайзер, пандемия и пр. Как известно, «лексику, актуальную для того или иного исторического периода, можно условно представить в виде «словаря эпохи» (ср. словарь пушкинской эпохи, словарь революционной эпохи, словарь эпохи тоталитаризма и пр.)» [1, с. 49].

Подобные слова в настоящее время активно используются носителями языка для придания речи особой положительной/отрицательной эмоциональной окраски, для выражения своего отношения к

происходящему в мире. Ведь пандемия и связанные с ней противоэпидемические меры затронули психологически каждого, результатом чего стал приток в язык массмедиа и интернета не только огромного количества новаций, связанных с новыми объективными условиями жизнедеятельности человека, но и индивидуально авторской лексики, которая наполнила сети и печать, отражая психологическое стремление всех желающих высказаться, самореализоваться, в т. ч. через словотворчество и способность человеческой природы освобождаться от коллективного стресса, от коллективного страха через юмор, иронию, сарказм. Ср.: «Дефицит масок в аптеках прозвали «маскопаникой» - вот еще одно новое слово эпохи коронавируса» [10, с. 188]; «В начале «коронавирусных каникул» Елене Николаевне сделали очередную сложную операцию, но пробыла в больнице совсем немного - медучреждение освобождали для «пандемийщиков» [10, с. 200]; «В то же время все больше стран пытаются не допустить всеобщего карантина за счет более локальных мер и вводят «лайт-локдаун» [10, с. 181].

Для появления «коронавирусных» слов обстановка была более чем подходящая: массовая паника по причине нехватки средств защиты и отсутствия вакцины, неприятие «болезни века», потеря здоровья, отсутствие работы ... [2-3]. Борьба с коронави-русом продолжается и сегодня. И активный словарь

носителя языка в коронавирусную эпоху пополняется все новыми языковыми элементами, которые образуются по уже имеющимся в языке словообразовательным моделям. Данная статья посвящена анализу основных способов образования неологизмов, связанных с появлением COVID-19. Объектом исследования послужили материалы «Словаря русского языка коронавирусной эпохи» (2021) (далее -СлКЭ), который был подготовлен коллективом лексикографов Отдела современной русской лексикографии Института лингвистических исследований Российской академии наук на основе словаря-ежегодника «Новое в русской лексике. Словарные материалы - 2020» (НРЛ-2020)» [10, с. 5].

Развитие любого языка обусловлено также и развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами словообразовательного процесса.

Словообразовательная неология всегда привлекала внимание лингвистов и просто любителей словесности. Исследованием семантической и структурной сторон неологизмов занималась, например, Т. В. Попова, на классификацию которой мы будем опираться в нашем исследовании [7]. Так, по способу образования неологизмов ученый разделяет их на три группы: неологизмы-заимствования, словообразовательные неологизмы и семантические неологизмы.

Неологизмы-заимствования. Особая роль в образовании неологизмов времени пандемии принадлежит процессу прямого заимствования, и, как правило, из английского языка. Ср.: антиваксер - anti-vaxxer, локдаун - lockdown, санитайзер - sanitizer, карантин-шейминг - quarantine-shaming, зумер -zoomer.

Ср. в СлКЭ: локдаун - Англ. lockdown (букв. строгая изоляция); локдаун-лайт - Англ., нем. Lockdown light (о мягком, частичном локдауне); маскне - Англ. maskne, mascne: mask «маска» + acne «акне» (угревая сыпь); и др.

Словообразовательные неологизмы. Согласно Т. В. Поповой, в эту группу входят следующие модели словообразования: аббревиация, сложение слов (основ), простые производные слова [7, с. 35].

Аббревиация. В словаре-справочнике лингвистических терминов под ред. Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой данный способ определяется как «1) слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков слов, введенное в исходное словосочетание (первоначальная аббревиатура); 2) то же, что сложносокращенное слово» [https://gufo.me/dict/linguistics_rosenthal/%D0%B0% D0%B 1%D0%B 1%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0% B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F].

В СлКЭ находим 2 слова, образованных путем аббревиации: КОВИД-19 и COVID-19 - Англ.

COVID-19, CoViD-19, covid19 (аббревиатура COro-naVIrus Disease 2019); SARS-CoV-2 - (аббревиатура severe acute respiratory syndrome Coronavirus 2). Остальные элементы в СлКЭ, связанные с собственно коронавирусной инфекцией, являются производными от аббревиатуры КОВИД, COVID.

Сложение слов (основ). Данный способ словообразования является наиболее продуктивным в русском языке. «Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово» [11, с. 164].

СлКЭ состоит из двух частей - основной и дополнительной. Дополнительную часть представляют около 2 000 частотных единиц, появившихся в эпоху пандемии и образованных способом сложения слов. Ср.: сущ. (аббр.) + сущ., с компонентом корона: корона-роман, корона-рэп, корона-рубль, корона-свадьба, корона-свидание, корона-сводка, корона-сериал, корона-симптом, корона-скандал, корона-скепсис, корона-скидка, корона-случай, корона-смертность, корона-спектакль, корона-список, корона-стресс, корона-такси, корона-хайп и др.; сущ. (аббр.) + сущ., с компонентом ковид, COVID, ZOOM (связано с общением через сеть Интернет): COVID - пати, COVID-пациент, COVID-перерыв, COVID-плазма, COVID-плакат, COVID-площадка, COVID-плюс, COVID-поборы, COVID-повестка, COVID-пневмония, COVID-поддержка, COVID-позитивность, COVID-показатель, ZOOM-звонок, ZOOM-зона, ZOOM-игра, ZOOM-класс, ZOOM-комната, ZOOM-канал, ZOOM-концерт, ZOOM-культура, ZOOM-обсуждение, ZOOM-общение, ZOOM-огонек, ZOOM-окно, ZOOM-презентация, ZOOM-окно, ZOOM-уязвимость, ZOOM-усталость и др.; сущ. (аббр.) + прил.: COVID-подобный, COVID-проблемный, COVID-уязвимый (возм. и субстантивированная лексема), COVID-чиновничий, COVID-чистый, COVID-экстремальный, ZOOM-коктейльный и др.; прил.+прил.: ковидно-антирасистский, ковидно-ас-социируемый, ковидно-безопасный, ковидно-боль-ной, ковидно-вакцинный, ковидно-валютный, ко-видно-визовый, ковидно-вирусный, ковидно-вирусо-логический, ковид-новостной, ковидно-гриппозный, ковидно-денежный, ковидно-депрессивный, ко-видно-истеричный, ковидно-карантинный, гречко-туалетно-бумажный и др.; с компонентом ПЦР [пэ-цэ-эр]: ПЦР-анализ, ПЦР-лаборатория, ПЦР-тест, ПЦР-тестирование, пэцээрка.

Как видно из примеров, больше всего слов создано путем сложения двух и более основ существительных и прилагательных. Образование такого типа слов возможно и при помощи соединительной гласной: вакцинобесие, вакционодиссидент, вакци-нократия, вакцинокризис, вакционационализм, вак-циноскептик, вакционотурист, вакционофил, вак-

цинофилия, вакциноцентризм, вирусоизоляция, ви-русобес, вирусмажорный, вирусоносец, вирусообо-рот, вирусоскептик, гречковирус, гречкомания и др.

Языковой материал, представляющий способ сложения слов (основ), имеет высокий словообразовательный потенциал ввиду частотности употребления компонентов, составляющих такие единицы.

Сложные слова (с контаминацией). Сложные слова, образованные соединением отдельных частей двух и более слов в одно семантическое и грамматическое целое, встречаются в «ковидной» речи все чаще. Например: ковидно,

• КОВИДНО, 2. предикат. Обидно, плохо (в период пандемии). - Контаминация: ковид (см.) + обидно.

• КОВИДНИЦА-1, ы, ж. Разг.-сниж. О больнице, созданной или перепрофилированной для лечения больных коронавирусной инфекцией. - Контаминация: ковид (см.) + больница, ковид (см.) + здравница.

• КОВИднУтЬСЯ, ковиднусь и ковиднусь, ковиднешься и ковиднешься; сов. Разг.-сниж. 3. Стать болезненно сосредоточенным на теме коронавирусной инфекции, начать вести себя неразумно, нелепо из-за боязни заражения коронавирусной инфекцией; то же, что двинуться, тронуться на чем-л. - Контаминация: ковиднуть (см.) + двинуться на чем-л. (помешаться на чем-л., стать ненормальным, странным, разг.-сниж.) / тронуться (сойти с ума, разг.-сниж. ирон.).

• КОВИДОВАТЬ, дую, дуешь; несов., непе-рех. 2. Шутл. Завидовать. - Контаминация: ковид (см.) + завидовать.

• КОВИДОВИЗОР, а, м. Ирон., неодобр. О телевизоре как источнике информации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, часто недостоверной, поступающей в чрезмерном количестве. - Контаминация: ковид (см.) + о + телевизор.

• КОВИДОНАВТ, а, м. Обычно мн. Шутл. О враче, о медицинском работнике красной зоны, занимающемся лечением больных ко-ронавирусной инфекцией в противочумном костюме, внешне напоминающем костюм космонавта. - Контаминация: ковид (см.) + космонавт, астронавт.

• МАСКОЗАКИДАТЕЛЬСТВО, а, ср. - Контаминация: маска (здесь: медицинская маска как средство индивидуальной защиты) + шапкозакидательство (излишне самоуверенный, легкомысленный подход к решению трудного дела, разг.).

• НАРУЖИТЕЛЬ, я, м. Шутл. О нарушителе режима самоизоляции. - Контаминация: наружа (см.) + нарушитель (здесь: нарушитель режима самоизоляции); и др.

Причиной появления сложных слов с контаминацией, как мы видим, является попытка обретения эмоционально гармоничного состояния носителя языка путем шутливого, ироничного словообразования ввиду пандемии.

Простые производные слова. Данная группа лексических единиц включает неологизмы, образованные наиболее «привычными» способами словообразования:

- приставочный способ: баронавирус, бесконтактный, бескоронавирусный, доковидный, докоро-навирусный, докоронный, домасочный, допандемий-ный, досамоизолироваться и др.;

- суффиксальный способ: балконный, британец, вакцинный, вакцинщик, вирусовать, вирусолиза-ция, вывозной, дистанционер, дистанционка, зумер, зумизация, зумерничать и др.;

- приставочно-суффиксальный: антистатик, антительцы, беззумие, безмасочник, безмасочница, безмасочно, бесковидный, бесперчаточник, зака-рантинить, закарантиниться, заквартирье, зако-видеть, залокдаунить, замасочник, застрянец и др.

Следует отметить простые производные слова, образованные с помощью иностранной и русских приставок пост-, после- и пред- - данные словообразовательные компоненты весьма частотны при образовании лексических единиц эпохи пандемии. Сравните: поствирусный, постинфодемический, посткарантинный, постковид, постковидник, пост-ковидница, постковидный (англ. post-COVID(-19), постковидовский, посткорона, посткоронавирус-ный, постлокдаун, постлокдаунский, постпанде-мийный, постпандемический, постпандемия; после-карантиновый, послековидный, послекоронавирус-ный, послепандемийный; предковидный, предкоро-навирусный, предпандемийный, предпандемический.

Образование неологизмов эпохи пандемии сопровождается эмоционально-экспрессивной окраской лексем, что связано с активным авторским словотворчеством. Во многих исследованиях изучаемые лексемы именуются как язык катастрофы, поскольку происходящие события интерпретируются в ней с эмоциональной точки зрения [6-7; 10; 12]. Так, в СлКЭ словарная статья практически всех неологизмов имеет стилистические пометы. Ср.:

• ЗУМИТЬСЯ, люсь, ишься; несов. Разг. Осуществлять рабочие встречи, учиться, общаться в режиме онлайн, в т.ч. с использованием сервиса Zoom.

• ИЗОЛЯНТ, а, м. Разг. О том, кто находится на карантине в связи с подозрением на наличие у него коронавирусной инфекции.

• ИНФЕИКЦИЯ, и, ж. Шутл. О недостоверной информации о коронавирусной инфекции.

• КАРАНТЕ, неизм., ср. Шутл. 1. О карантине по коронавирусной инфекции как об искусстве поведения и о боевой стратегии.

• КАРАНТИГОЛИК, а, м. Разг. шутл. О том, кто много трудится в период самоизоляции.

• КАРАНТИНЕЦ, неизм., м. Разг.-сниж. О крайне тяжелых последствиях карантина.

• ПОДБОРОДОЧНИК, а, м. Обычно мн. Разг. О том, кто носит защитную маску на подбородке.

• РАСХЛАМИНГО, неизм., ср. Шутл. О генеральной уборке в период строгого карантина.

• САМОУДАЛЕНКА, и, ж. Разг. О режиме самоизоляции в период карантина по коро-навирусной инфекции.

- бессуфиксный: дистант (от дистанционный), наружа (от наружный), корона (от коронавирус), эпивак (от ЭпиВакКорона).

Семантические неологизмы. Данная группа лексем представлена трансформациями уже имеющихся в языке семантических реалий. Ср. : коронованный (ранее - в преступном мире; теперь «человек, заболевший коронавирусной инфекцией»), контактный (ранее - такой, который связан с контактом; теперь - «человек, имевший контакт с зараженным коронавирусом»), бесконтактный, маски-шоу (ранее - шутливое представление; теперь - необходимость носить защитные средства (маски), намордники (ранее - для собак; теперь - средство защиты -медицинская маска), наручники (ранее - надевались преступникам на руки; теперь - средство защиты -перчатки) и др.

Семантические неологизмы в большей степени демонстрируют доказательство расширения семантики имеющихся в языке единиц [12-13].

Таким образом, рассмотрев неологизмы коро-навирусной эпохи, мы можем сделать вывод, что выявленные «коронавирусные» лексемы представляют продуктивные словообразовательные модели современного русского языка. Наиболее продуктивными словообразовательными моделями стали словообразовательные неологизмы (словосложение, суффиксация) и семантические неологизмы.

Исследование лексики, возникшей в коронави-русную эпоху, не может быть закончено, так как изо дня в день появляются все новые реалии, требующие

номинации. Представляется возможным, что некоторые лексические единицы со временем видоизменятся или покинут активный словарь носителей языка. Однако на их смену придут новые реалии и новые номинации, которые потребуют изучения в различных аспектах.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №20-012-00136.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованова Е. И., Маджаева С. И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2020. №7(441). Филол. науки. Вып. 121. С. 48-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-slovare-epohi-pandemii-koronavirusa

2. Казанцева Е. А., Фаткуллина Ф. Г., Валиахметова Э. К. Адаптация студентов к обучению в режиме онлайн: итоги года // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2021. №3(37). С. 147-156.

3. Карасик В. И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции // Политическая лингвистика. 2020. №2(80). С. 25-34.

4. Карцевский С. О. Язык, война и революция: Научно-поп. очерк. Страсбург // Современные записки. 1922. Кн. X. Культура и жизнь. URL: http://emigrantika.imli.ru/news/207-bookv

5. Кронгауз Максим. Как COVID-19 меняет русский язык (интервью). URL: https://news.un.org/ru/ audio/2020/06/1379652

6. Народ без устали творит анекдоты про COVID. URL: http://www.karavantver.ru/narod-bez-ustali-tvorit-anekdoty-pro-covid/

7. Попова Т. В. Русская неология и неография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 399 с.

9. Сидидомцы и погулянцы: Словарь эпохи коронавируса. Как изменился наш язык из-за пандемии. URL: https://www.the-village.ru/city/the-village-guide/380605-slovar-koronavirusa

10. Словарь русского языка коронавирусной эпохи. СПб.: Институт лингв. исследований РАН, 2021. 550 с.

11. Современный русский язык: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим направлениям и специальностям / Н. С. Валгина, Д. Э. Ро-зенталь, М. И. Фомина / под ред. Н. С. Валгиной. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2008. 527 с.

12. Фаткуллина Ф. Г. Системность и антропоцентричность глагольной лексики (поле деструктивности): монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. 180 с.

13. Хайруллина Р. Х., Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г. Современные тенденции в лексикографии: лингвокультурологи-ческий словарь // Мир науки, культуры, образования. 2020. №4(83). С. 441-443.

Поступила в редакцию 02.02.2022 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.31

WORD-FORMING MODELS OF NEOLOGISMS OF THE CORONAVIRUS ERA

© F. G. Fatkullina*, R. R. Tuktamysheva

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (917) 425 5 7 03.

*Email: fluzarus@rambler.ru

The authors of the article present a functional description of the word-formation mechanism of the Russian language in the light of the latest achievements of modern linguistics. The theoretical problems of the emergence and functioning of word-building neologisms that appeared in the era of coronavirus, when there was an intensive replenishment of the vocabulary of the language, are considered. The development of a language is inextricably linked with the development of society, with events taking place in objective reality, which are reflected primarily in the lexical-semantic system of the language, but over time, so-called word-building neologisms appear, which are new words created according to existing models. In connection with the foregoing, the authors of the article pay special attention to the processes of formation of new vocabulary, which flooded into the active dictionary of a native speaker at the end of 2019 and continues to grow. It is noted that the pandemic and related anti-epidemic measures have affected everyone psychologically, resulting in the influx into the language of the mass media and the Internet of a huge number of innovations and individually authorial, vernacular, emotionally colored vocabulary, which filled social networks. The authors conclude that the most productive models for the formation of new words of the pandemic era are word-building (composition, suffixation) and semantic neologisms.

Keywords: word formation, word formation model, neologism, borrowing, active vocabulary.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Golovanova E. I., Madzhaeva S. I. Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. 2020. No. 7(441). Filol. nauki. No. 121. Pp. 48-57. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-slovare-epohi-pandemii-koronavirusa

2. Kazantseva E. A., Fatkullina F. G., Valiakhmetova E. K. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika. 2021. No. 3(37). Pp. 147-156.

3. Karasik V. I. Politicheskaya lingvistika. 2020. No. 2(80). Pp. 25-34.

4. Kartsevskii S. O. Sovremennye zapiski. 1922. Kn. X. Kul'tura i zhizn'. URL: http://emigrantika.imli.ru/news/207-bookv

5. Krongauz Maksim. Kak COVID-19 menyaet russkii yazyk (interv'yu). URL: https://news.un.org/ru/ audio/2020/06/1379652

6. Narod bez ustali tvorit anekdoty pro COVID. URL: http://www.karavantver.ru/narod-bez-ustali-tvorit-anekdoty-pro-covid/

7. Popova T. V. Russkaya neologiya i neografiya [Russian neology and neography]. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2005.

8. Rozental' D. E., Telenkova M. A. Slovar'-spravochnik lingvisticheskikh terminov [Dictionary-reference book of linguistic terms]. Moscow: Prosveshchenie, 1976.

9. Sididomtsy i pogulyantsy: Slovar' epokhi koronavirusa. Kak izmenilsya nash yazyk iz-za pandemii. URL: https://www.the-vil-lage.ru/city/the-village-guide/380605-slovar-koronavirusa

10. Slovar' russkogo yazyka koronavirusnoi epokhi [Dictionary of the Russian language of the coronavirus era]. Saint Petersburg: Institut lingv. issledovanii RAN, 2021.

11. Sovremennyi russkii yazyk: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayushchikhsya po filologicheskim naprav-leniyam i spetsial'nostyam [Modern Russian language: textbook for university students of philological specialties] / N. S. Valgina, D. E. Rozental', M. I. Fomina. Ed. N. S. Valginoi. Izd. 6-e, pererab. i dop. Moscow: Logos, 2008.

12. Fatkullina F. G. Sistemnost' i antropotsentrichnost' glagol'noi leksiki (pole destruktivnosti): monografiya [Consistency and anthropocen-tricity of verbal vocabulary (field of destructiveness): monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2021.

13. Khairullina R. Kh., Vorob'ev V. V., Fatkullina F. G. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. No. 4(83). Pp. 441-443.

Received 02.02.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.