Научная статья на тему 'СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИНИ-СПРАВОЧНИКИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ В ШКОЛЕ'

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИНИ-СПРАВОЧНИКИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная школа / учебник по русскому языку / словообразовательный разбор / производное слово / методика словообразования / лингвометодическое обеспечение / лингвометодическое сопровождение / теоретико-практическая опора / мини-справочник / comprehensive school / textbook on the Russian language / word-formation analysis / derivative word / method of word-formation / linguistic and methodological provision / linguistic methodological support / theoretical and practical support / mini-reference book

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

В статье рассматриваются теоретико-практические основы словообразовательных мини-справочников как компонента лингвометодического сопровождения процесса непрерывного обучения словообразовательному разбору в 5–11-м классах общеобразовательной школы. Они разработаны в форме двух оппозиционных списков производных слов, имеющих разный объём производящей базы: список № 1, включает слова, образованные от одного слова, список № 2 – слова, образованные от двух и более слов. Слова в этих оппозиционных списках сгруппированы по способам словообразования; также дан вербально-графический образец словообразовательного разбора каждого слова. В составе комплекта словообразовательных мини-справочников слова даются в двух вариантах компоновки, что проиллюстрировано примерами в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD-FORMATION MINI-REFERENCE BOOKS AS A COMPONENT OF LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONTINUOUS PROCESS OF TEACHING WORD-FORMATION ANALYSIS AT SCHOOL

The article examines the theoretical and practical foundations of word-formation mini-reference books as a component of linguistic and methodological support for the process of continuous teaching of word-formation analysis in 5–11th grades of a comprehensive school. They are developed in the form of two oppositional lists of derivative words with different volumes of the generating base. List No. 1 includes words formed from a single word, list No. 2 – words formed from two or more words. The words in these opposition lists are grouped according to the methods of word formation; a verbal and graphic sample of the word-formation analysis of each word is also given. As part of the set of word-formation mini-reference books, words are given in two layout options, which is illustrated with examples in the article.

Текст научной работы на тему «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИНИ-СПРАВОЧНИКИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ В ШКОЛЕ»

12. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: пос. для учит. М.: Просвещение, 1999. 159 с.

13. Никитина Е. И. Русский язык. 9 класс. Русская речь: учеб. М.: Просвещение, 2021. 336 с.

14. Китайские народные сказки / пер. с кит., сост., предисл. и комментарий Б. Л. Рифтина. М.: Худож. литература, 1972. 334 с.

15. Острикова Т. А., Упоров А. В. Комплексные правописно-речевые работы с дискуссионным продолжением исходного текста (на примере китайской волшебной сказки «Зарок») // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 3 (47). С. 302-321. URL: http://vestospu.ru/archive/ 2023/articles/19_47_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.47.19 (дата обращения: 11.02.2024).

16. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге. (Психологи - учителям литературы) / науч. рук. Г. Г. Граник. М.: НПО Образование, 1996. 128 с.

© Упоров А. В., 2024

УДК 811.161.1'373.611(035):[373+81-13]

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИНИ-СПРАВОЧНИКИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ В ШКОЛЕ

Чучва Лариса Михайловна,

руководитель литературно-драматургической части Хакасский национальный театр кукол «Сказка» имени Л. Г. Устинова (г. Абакан)

В статье рассматриваются теоретико-практические основы словообразовательных мини-справочников как компонента лингвометодического сопровождения процесса непрерывного обучения словообразовательному разбору в 5-11-м классах общеобразовательной школы. Они разработаны в форме двух оппозиционных списков производных слов, имеющих разный объём производящей базы: список № 1 включает слова, образованные от одного слова, список № 2 - слова, образованные от двух и более слов. Слова в этих оппозиционных списках сгруппированы по способам словообразования; также дан вербально-графический образец словообразовательного разбора каждого слова. В составе комплекта словообразовательных мини-справочников слова даются в двух вариантах компоновки, что проиллюстрировано примерами в статье.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, учебник по русскому языку, словообразовательный разбор, производное слово, методика словообразования, лингвометодическое обеспечение, лингвометодическое сопровождение, теоретико-практическая опора, мини-справочник.

WORD-FORMATION MINI-REFERENCE BOOKS AS A COMPONENT OF LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONTINUOUS PROCESS OF TEACHING WORD-FORMATION ANALYSIS AT SCHOOL

Chuchva Larisa Michaylovna,

head of the literary and dramatic department Khakassian National Puppet Theater "Fairy Tale" named after L. G. Ustinov (Abakan)

The article examines the theoretical and practical foundations of word-formation mini-reference books as a component of linguistic and methodological support for the process of continuous teaching of word-formation analysis in 511th grades of a comprehensive school. They are developed in the form of two oppositional lists of derivative words with different volumes of the generating base. List No. 1 includes words formed from a single word, list No. 2 - words formed from two or more words. The words in these opposition lists are grouped according to the methods of word formation; a verbal and graphic sample of the word-formation analysis of each word is also given. As part of the set of word-formation mini-reference books, words are given in two layout options, which is illustrated with examples in the article.

Key words: comprehensive school, textbook on the Russian language, word-formation analysis, derivative word, method of word-formation, linguistic and methodological provision, linguistic methodological support, theoretical and practical support, mini-reference book.

У учителей русского языка и учащихся нередко складывается негативное отношение к словообразовательному разбору, что обусловлено его лингвистической трудностью и недостаточным лингвометодическим обеспечением, имеющимся в школьных учебниках в рамках морфемно-словообразовательного и других разделов. Формирование словообразовательных умений обеспечено системой упражнений, представленных в специальном параграфе единого учебника для 6-го класса из УМК-1 [1], но они зачастую имеют только задание и лексический материал, что снижает реализацию их обучающей направленности (см. подробнее: [2; 3]). Недостаточное лингво-методическое обеспечение обучения словообразовательному разбору в учебниках требует коррекции и дополнения посредством разработки специального лингвометодического сопровождения.

Цель данной статьи - описать листовые мини-справочники как компонент учебно-методического сопровождения процесса непрерывного обучения словообразовательному разбору в общеобразовательной школе.

Теоретико-практическая основа словообразовательных мини-справочников

Структурно-содержательной основой словообразовательных мини-справочников являются минимумы производных слов, сгруппированных в два словообразовательно оппозиционных списка. Учебный минимум производных слов был составлен из слов, данных для структурного разбора в учебниках для 6, 7-го классов УМК-1 [4; 5]. Для списков № 1 и 2 были выбраны слова, отличающиеся объёмом производящей базы: список № 1 включает слова, образованные от одного слова; список

№ 2 - слова, образованные от двух и более слов. Это принципиально важная словообразовательная оппозиция: в каждом списке слова сгруппированы по «своим» способам словообразования, не совпадающим со способами образования слов 2-го списка. Соответственно, каждый список должен иметь свой (конкретизированный) план словообразовательного разбора, т. е. план № 1 и план № 2 (см. подробнее: [6, с. 311, 312]).

Оба списка слов используются в разных классах, причём многократно и в разновари-антном оформлении. Необходимость вариантного оформления списков слов в том или ином классе обусловлена определённым этапом и задачами обучения словообразовательному разбору. На самых поздних, продвинутых этапах обучения школьники могут получать/составлять два списка производных слов, сгруппированных по алфавиту или по способам словообразования. Во втором случае необходимы конкретизирующие терминологические подзаголовки. Слова в списках можно давать как изолированно, так и в составе словообразовательных пар. При этом в анализируемых словах нужно/можно указывать словообразовательные средства - морфемы, корни, соединительные гласные и др.), а в производящих словах выделять производящую базу - целые и/или сокращённые слова, основы, буквы и др. отдельные элементы. На начальном этапе изучения словообразовательных терминов у каждого слова можно указать способ словообразования и т. д.

Приведём образцы вариантного оформления словообразовательных мини-справочников, основанных на списках производных слов.

Фрагменты словообразовательных мини-справочников, включающих алфавитные списки

производных слов

Список № 1 Слова, образованные от ОДНОГО СЛОВА

водолазный

выход

крючок

перелесок

побелить

подшефный

пригорок

синь

собеседник столовая

СПИСОК № 2 СЛОВА, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ДВУХ И БОЛЕЕ СЛОВ

вуз

завхоз КВН

медсестра

плащ-палатка

пчеловод

самолёт

спецкор

физкультура

царь-колокол

Фрагменты словообразовательных мини-справочников, включающих алфавитные списки слов в словообразовательных парах (анализируемое + производящее/производящие)

СПИСОК № 1 Анализируемое слово

И ЕГО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА)

водолазный - водолаз выход - выходить крючок - крюк перелесок - лес побелить - белить

подшефный (сущ.) - подшефный (прил.)

пригорок - гора

синь - синий

собеседник - беседа

столовая (сущ.) - столовый (прил.)

СПИСОК№ 2 Анализируемое слово и его производящие

(СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА)

вуз - высшее учебное заведение

завхоз - заведующий хозяйственной частью

КВН - клуб весёлых и находчивых

медсестра - медицинская сестра

плащ-палатка - плащ, палатка

пчеловод - разводить пчёл

самолёт - сам, летать

спецкор - специальный корреспондент

физкультура - физическая культура

царь-колокол - царь, колокол

Фрагменты словообразовательных мини-справочников, включающих списки словообразовательно

сгруппированных производных слов (группировка по способам словообразования)

Список № 1 Способы образования слов,

ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ОДНОГО СЛОВА

1. Морфемные способы

(с прибавлением морфем) 1.1. Приставочный

побелить

*

перелесок Суффиксальный

водолазный крючок

Приставочно-суффиксальный

собеседник пригорок

2. Бессуффиксный способ

синь выход

3. Грамматический способ

(= переход в другую часть речи)

столовая подшефный

* Примечание. Слово могло быть образовано др способом.

Список№ 2 Способы образования слов,

ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ДВУХ И БОЛЕЕ СЛОВ

1. Способы сложения

1.1. Сложение целых слов и/или основ Сложные слова

плащ-палатка царь-колокол

1.2. Сложение с соединительной гласной

пчеловод самолёт

2. Сложение целых слов и/или усечённых (сокращений слов)

Сложносокращённые слова

физкультура медсестра завхоз спецкор

Сложносокращённые слова-аббревиатуры КВН

вуз

На начальном этапе обучения словообразованию соответствующий мини-справочник должен быть максимально конкретизированным. Представим в рисунке 1 фрагменты терминологически сгруппированного и графически оформленного словообразовательного мини-справочника, отражающего предпочитаемые нами приёмы вербально-графической фиксации результатов словообразовательного разбора на уровне словообразо-

Варианты планов словообразовательного разбора. На основании типового (обобщённого) плана словообразовательного разбора (см. подробнее [6, с. 310, 311] и в соответствии со списками слов № 1 и № 2 проведена разработка конкретизирующих планов словообразовательного разбора, отражающих специфику словопроизводства производных слов из данных списков. Представим эти планы.

вательных пар.

План словообразовательного разбора № 1, конкретизированный для списка производных слов № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Слово в начальной форме, часть речи, лексическое значение.

2. Словообразовательная пара однокоренных слов: анализируемое слово ^ производящее слово.

3. Сравнение строения слов и словообразовательные выводы.

3.1. Анализируемое слово образовано присоединением морфем? Указываем в нём словообразующую морфему/морфемы, а в производящем - соответствующую основу.

3.2. Слово образовано бессуффиксным способом? В производящем слове подчеркиваем основу.

3.3. Слова одинаковы? Указываем их часть речи.

4. Итоговый вывод.

Способ словообразования (прист., суфф., прист.-суфф.; бессуфф.; переход в др. часть речи).

План словообразовательного разбора № 2, конкретизированный для списка производных слов № 2

1. Анализируемое слово в начальной форме; его часть речи, лексическое значение (сложносокращённые слова, в том числе слова-аббревиатуры, расшифровываем).

2. Словообразовательная пара: анализируемое слово ^ производящие слова.

3. Сравнение строения слов и словообразовательные выводы.

3.1. От чего образовано анализируемое слово? В производящих словах выделяем овалом (или подчёркиваем) целые и/или сокращённые слова/основы.

3.2. С помощью чего образовано слово? В анализируемом слове подчеркиваем соединительные гласные.

4. Итоговый вывод.

Способ словообразования (сложение слов/основ без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; сложение целого и сокращённого слов; сложение сокращённых слов/основ; сложение букв/звуков).

Далее представим вариантные образцы полного словообразовательного мини-справочника, включающего оппозиционные списки производных слов и альтернативные планы словообразовательного разбора. Полный словообразовательный мини-справочник продемонстрируем в двух вариантах компоновки (см. рис 2, 3).

Вариант горизонтально-вертикальной группировки планов словообразовательного разбора и списков производных слов

1) Верхняя горизонталь - обобщённый план (план-схема) словообразовательного разбора.

2) Средняя горизонталь - два конкретных плана словообразовательного разбора, адаптированных для слов списка № 1 и 2.

3) Нижняя горизонталь - два списка производных слов.

Вариант с горизонтальной компоновкой списков производных слов и планов словообразовательного разбора

1) Верхняя горизонталь - обобщённый план (план-схема) словообразовательного разбора.

2) Средняя горизонталь - список производных слов № 1 и конкретизированный план словообразовательного разбора № 1.

3) Нижняя горизонталь - список производных слов № 2 и конкретизированный план словообразовательного разбора № 2.

СписокJHs 1: Способы образования слое.

образованных от одного слова

Список № 2: Способы образования слое.

образованных от делен более слое

1) Марф емные сп а с а 5 ы

= прибавление морфем

Приставочный

пЗо елнть —

пер ее ок л е с ок;*

Суффиксальный водолазный — род о л ад крючок ,крюк, (черед. КУЧ)

Пр истлво чно-суффинсальны й

собеседник'— реседа щкйдр ¿¿: |Го да

2) Бессуффиксный спосоо

синь ,сидин выход — рыход^яь

Грамматический способ = переюд б другую часть речи

столовая (с\чц.) — столовый (прил.) подшефньш (сущ.) — подшефньш (прил.)

* Примечание. Слово может быть образовано идругими способами: перелесок-лес._

1) Сложение слое, осное

Сложные слова

Сложен ие слов, основ плащ-палатка ^шап^ <§алатк|> царь-колокол ^блбкЗ^

Сложение с соединительной гласной пч ел овод — р аззЗВДрпь - о самолет i^а^г- а, - @)ать

2) Сложение целых слое и усеченны* (сокращений слое)

Сложно с окрашенные слова

физкультур а ->— ijinä^i е екая медсестра ^ЁЗЩ1инская<£ест^а

3) Сложени eye еченныз слое (сокращений слое)

Сложносокращенные слова завх оз—(sa^le дующий^о)яйстЕе нно й частью

спецкор -^^пе^ральный^Ь^респондент Сложение букв/звуков, слогов

С лова -а с 5р евиа туры КВН*— ^уо^селыхигйаходчивых вуз <— ^Есше е@ч ебно ^з£вед е ние

* Примечание. Слово может быть образовано и другим спо с о о ом.

Рис. 1. Фрагменты подробного (терминологически сгруппированного и графически оформленного) словообразовательного мини-справочника, составленного на основе оппозиционных списков производных слов

Плав-схема словообразовательного разбора 1) Слово в начальной форме, его лексическое значение. 2) Словообразовательная пара. Отчего образовано анализируемое слово, с помощью чего. 3) Способ словообразования.

План словообразовательного разбора для Списка слов № 1 План словообразовательного разбора для Списка слов ЛГе 2

1. Слово в начальной форме, часть речи, лексическое значение. 2. Словообразовательная пара однокоренных слов: анализируемое <— производящее. 3. Сравнение строения слов. 3.1. Слово образовано присоединением морфем? Указываем морфему/морфемы 3.2. Слово образовано без прибавления морфем? Подчеркиваем основу, зачеркиваем удаляемую часть, 3.3. Слово образовано грамматически? Указываем часть речи, 4. Способ словообразования: прист.. суф., прист,-суфф,: бессуфф,: переход в др, часть речи. 1. Слово в начальной форме, часть речи, лексическое ■значение: расшифровка сложносокращенного слова, аббревиатуры, 2. Словообразовательная пара: анализируемое слово <— производящие слова. 3. Сравнение строения слов. 3.1, Отчего образовано слово? Выделяем овалом слова, основы, части слов, буквы: 3.2. С помощью чего? Подчеркиваем соединительные гласные. 4. Способ словообразования: слож. слов, основ: слож. с соед. гласной: слож. сокращ.основ; слож. букв/звуков: слож. части слова с целым словом.

Список .У? 1: Способы образования слов, образованных от одного слова Список № 2: Способы образования слов, образованных от дю"х и более слов

1) Морфемные способы = прибавление морфем Приставочный побелить белнтЗ^ перевесок десок. Суффиксальный водолазйЫй <— родолаз, крючбй <— ,крюк,(черед. К//Ч) Приста во* то-суффиксальный соТЗеседйик^ <— |беседр при^орбк! <— |гора 1) Сложение слов, основ Сложные слова Сложение слов, основ плащ-палатка <— йлаш) (^алатка> царь-колокол <ца2§з ^олоко^-Сложение с соединительной гласной пчеловод <— разводить + о +<пчед) самолет <— о + (лежать 2) Сложение целых слов и усеченных (сокращений слов) Сложносокращенные слова физкультура <— физическая ^уультург^ медсестра <— (йёд&щннская(бестра

Рис. 2. Фрагменты полного словообразовательного мини-справочника с вертикальной компоновкой планов словообразовательного разбора и списков производных слов

План-схема словообразовательного разбора 1) Слово е начальной форме, его лексическое значение. 2) Словообразовательная пэра. От чего образовано анализируемое слово, с помошью чего. 3) Способ слов ообрэз ов зния.

список. № 1: способы обра зобания слов. обра зованньи ог одного слова План словообразоватЕльного разбора д.хч Списка № 1

1) Морфемные способы = прибавление морфем прнс!ий«шны_й_ побелить 4— флнп} перевесок <1— ,тесок* Суффиксальный. водолазЙый родола^ криочйк ¿крюк; (черед. К Ч) Пристаеочло-суф ф иксплышй. сййвдйи^ реоедр пргйгорсй: ,гора 2)Бессуффиксный способ синь ¿шрй выход рыхол^яь 3) Грамматический способ = п ер еюд в другую часть речи столовая (сущ.) столовый (прил.) подшефный подшефный (прнл) 1 Примечание. Слово ногтю оыгъ ооразоьЕно 1[отеущлл првставочно-су ффшла-тьньем способ он. 1. Словов начальной форме, часть речи, лексическое значение. 2. Словообразовательная пара однокеренных слов: анализируемое*— производящее. 3. Сравнение отроения слов. 3.1. Слово образовано присоединением морфем? Указываем ы орф ему.-'м орф емы. 3.2. Слово образовано без прибавления морфем? Подчеркиваем основу, зачеркиваем удаляемую часть. 3.3. Слово образовано грамм этически? Указываем часть речи. 4. Способ слов ообразования:приот.. суф., прист.-суфф.;бессуфф.;переход в др. часть речи.

список № i! способы обра зобания слов. обра зоба иных ог дв}гк и более слов План словообразовательного разбора для Списка 2

1) Сл ожен и е сл ов. основ Сложные слов а Сложение слое, основ пл=ш-палагка ^йшЦ) <£1лТп~Г> парь -колокол ^ЯйоЁ^! Сложение с соединительной, ¿латой. пчеловод раз^Ерть + о самолет ■о -^те^згь 2) Сложение целых слов н усеченных (сокращений слов) Сложносокращенные слова физкультура 4—физическая медсестра 4—<£^ининскэя 1. С лов об начальной форме, часть речи, лексическое значение; расшифровка сложносокращенного слова, аббревиатуры. 2. Словообразовательная пара: анализируемое слово <— производящие слова. I Сравнение строения слов. 3.1. Отчего образовано олово? Выделяем овапы слова, основы, чаоти слов, бугаы; 3.2. С пом ешью чего? Подчеркив аем соединительные гласные. 4. Способ словообрэзовзния:слож. слов, основ: слож. о соед. гласной; слож. оокрэщ. основ; слож. б^тсЕ звуков: слож. части слов а с целым словом.

Рис. 3. Фрагменты полного словообразовательного мини-справочника с горизонтальной компоновкой списков

производных слов и планов словообразовательного разбора

Мини-справочники можно предъявлять школьникам на электронных и бумажных носителях. В листовом формате распечатывать не в книжной, а в альбомной ориентации. В таком случае лист складывается пополам и используется как вкладыш в учебник и/или тетрадь.

В завершение статьи отметим, что предлагаемые словообразовательные мини-справочники, основанные на оппозиции двух групп производных слов, имеющих производящую базу разного объёма, являются компонентом лингвометодического сопровождения процесса

непрерывного развития учебно-языковых словообразовательных умений. Теоретико-практическая направленность изучаемого словообразовательного материала, его системное, лаконичное и вариантное предъявление помогает учащимся с разным уровнем языковой подготовки осознавать и запоминать изучаемое и повторяемое, успешнее выполнять словообразовательный разбор в упражнениях и диагностических работах по опорам. Для учащихся мини-справочник может стать основой обобщающего полного устного ответа по словообразованию.

Итак, электронные и листовые словообразовательные мини-справочники помогают успешному обучению и учению при условии их целесообразного и вариантного использования, включая непрерывное обогащение словарного дидактического материала.

Для учителя русского языка это наглядная основа блочного или поэлементного сообщения новых знаний, повторения и систематизации изученного материала, источник узкотематических мини-справочников для упражнений с опорами.

Библиографический список

1. Русский язык: 6 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / М. Т. Баранов [и др.]. 5-е изд. перераб. М.: Просвещение, 2023. Ч. 1. 240 с.; Ч. 2. 208 с.

2. Чучва Л. М. Группы и виды словообразовательных упражнений для обучения школьников словообразовательному разбору производных слов // Вестник Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 4. С. 141-150.

3. Чучва Л. М., Острикова Т. А. Способы толкования лексического значения производных слов как объекта словообразовательного разбора в школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный науч. журнал. 2022. № 3. С. 218-236. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_43_2022.pdf (дата обращения: 18.01.2024).

4. Русский язык учеб. для 6 кл. ср. школы. В 2 ч. / М. Т. Баранов [и др.]. М.: Просв., 2018. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 175 с.

5. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобр. учреждений / М. Т. Баранов [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2018. 223 с.

6. Чучва Л. М., Острикова Т. А. Альтернативные варианты школьных планов и образцов элементарного словообразовательного разбора // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (46). С. 296319. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/21_46_2023.pdf (дата обращения: 18.01.2024).

© Чучва Л. М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.