Научная статья на тему '«Слово» символ самоидентификации славян'

«Слово» символ самоидентификации славян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / СЛАВА / ВЕНЕДЫ / СЛОВЕНЕ / АНТЫ / СЛАВУН / СЛАВНИК / МАГИ / ПЕНТИНГЕРОВА КАРТА / SLAVNIС / SLOVO / GLORY / SLOVENE / WENDS / ANTYS / SLAVUN / MAGIANS / PENTINGEROVA MAP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурченко Леонид Александрович

Какое содержание вкладывалось в понятие «словене» в раннем средневековье самими славянами? Какой мог быть формообразовательный принцип для этого понятия? Является ли «словене» самоназванием ранних славян? Эти и связанные с ними вопросы рассматриваются в заметке Л. А. Гурченко. Она является дополнительным обоснованием одной из существующих, спорных, но вероятных и убедительных, этимологий этнического названия «словене» от слово.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Slovo» a symbol of Slavs ethnicity

What substance did Slavs themselves put in the concept «Slovene» in the Middle Ages? What was the formative principle for this concept? Is «Slovene» an original name for early Slavs? These questions are examined in the paper by Gurchenko L. A. It is a supplementary reasoning for one of existing etymologies of ethnic name «Slovene» from slovo, which can be disputable, but nevertheless probable and convincing.

Текст научной работы на тему ««Слово» символ самоидентификации славян»

Вопросы культурологии и истории

«СЛОВО» — СИМВОЛ ЭТНИЧНОСТИ СЛАВЯН

Л. А. Гурченко

С именем славяне связывают два близких по содержанию понятия: или слава, или слово. Первое — из ряда польских версий, начиная с XVI в., в области славянской истории и этнографии. Второе представляет собой идею чешского филолога второй половины XVIII - первой трети XIX в. Й. Добровского, который, по мнению современных лингвистов, справедливо считал, что этноним словене связан со славянским slovo. В исследованиях о славянских древностях много сказано

о том, что восточноевропейские венеды, славяне и анты — это один и тот же народ, славяне, которые в начальных веках нашей эры были известны римским историкам под именем венедов/венетов, живших в районе Прибалтики. Но также сказано и о том, что венеды и славяне — это разные этносы, что название «венеды» перешло на славян после того, как они расселились на территориях, которые ранее занимали венеды.

Тождественность восточноевропейских венедов и славян убедительно обосновал В. В. Седов1. Источники VI в. славян называют Sclaveni, но «едва ли кто всерьёз станет оспаривать, что форма Sclaveni скрывает за собой славянское самоназвание *slovene»2.

Но когда словене стали называться словенами? Точнее, в какой период мог быть получен этот результат — название словене? Например, в историко-географическом источнике позднеримского периода на Певтингеровой таблице или карте (II—IV вв.), в той области, где можно предполагать расселение части славянских племён как раз по соседству с венедами, словен нет3.

Определённый исторический интерес представляет и тот факт, что славяне долгое время обходились без названия «словене». До VI в. в источниках его нет. Имеются только частные этимологические построения в исследованиях о славянах. Наше название появляется у готского историка Иордана в VI в.: «Хотя теперь их названия («многочисленного племени венетов») меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются словенами и антами» {Sclaueni el Antes)4. О словенах и антах сообщает и современник Иордана, византийский историк Прокопий Кесарийский, но его сообщение не касается времени появления названия «словене» и «анты», он только упоминает их вместе с другими народами и называет места обитания на левом берегу Дуная5.

С точки зрения времени появления названий «словене» и «анты», особый интерес представляет гипотеза Ф. П. Филина — А. И. Попова о происхождении названия «анты». Не посягая на то, в чём все уверены (название «анты» связано с древнеиндийским antya — «находящийся на краю, на конце», т. е. «украинцы»).

исследователи дают новую этимологию: этноним аварского происхождения, связан с тюркским ant — «клятва», монгольским anda, and — «побратим». При этом происхождение этнонима связывается с историческими событиями в VI в.: славяне, побеждённые аварами, были приведены ими к клятве племенных вождей на союзническую верность. С распадом аваро-славянского союза в конце VI в. исчез и этноним «анты» в византийских источниках0.

Этноним «словене», как представляется, также связан с международными событиями в истории славян, как и «анты», и предполагает развитое коллективное самосознание. В VI в. славяне перешли границу Империи и в огромном числе расселились на её территории. Славяне сражались против всех, заключая договоры со всеми: с византийцами, аварами, болгарами, арабами. Византийцы называли славян вероломными, хвастливыми и высокомерными, потому что славяне горазды были на слово. В качестве критерия приводились не только бесчисленные факты нападения славян на византийцев и другие народы, но и слова, примерно такие, как у вождя славян Даврентия-Добряты к предводителю аваров Баяну: «Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой [землей], а не другие нашей. В этом-то, сказал он, сдержим слово (хата гцш ev PePalco; уточн. пер. наш. — Л. Г.), пока существуют войны и мечи»7.

Добрята имел в виду, конечно, не слово, даваемое кому-то в качестве верного ручательства, а слово-заклятие во время определённых магических действий, в том числе во время молитвы за новые победы соотечественников. Такое слово считалось крепким. Так, например, в заговоре оборотня заклинатель говорит: «Слово моё крепко, крепче сна и силы богатырской»8, подразумевая магическую силу своего слова. О существовании у славян всевозможных магов (колдунов-волхвов, кудесников, ведунов, ворожей) сообщают многие источники9. При этом сами вожди или князья славян выступали посредниками между народом и богами или демонами, выполняя жреческие функции. Это были слоеные или словесные люди — славхты. Выразительный пример представляет имя, а скорее прозвище, архонта (князя) славянского племени северов, которое генетически восходит к антам — Славун. В 767 г. он выступил против Империи во Фракии и был схвачен по приказу императора. Имя Славун имеет этимологическую связь со слово, подразумевая человека известного, в хорошей славе, занимающегося словом в магических целях, имеющего сильное влияние на людей.

Обращает на себя внимание один из фрагментов исторического сочинения византийского историка VI в. Менандра Протектора о взаимоотношениях аваров и антов. Архонта Мезамера (этимология имени не выяснена), как одного из племенных правителей, анты отправили послом к аварам. Менандр называет Мезамера «пустословом и хвастуном», который, «прибыв к аварам, изрек слова высокомерные и в чем-то даже наглые». Не так оценил человеческие качества Мезамера находившийся среди аваров кутригур, он сказал хакану: «Этот человек приобрел величайшую силу у антов и может противостоять любым своим врагам. Следует поэтому убить его и затем безбоязненно напасть на вражескую [землю]». Авары убили Мезамера10. Не-

сомненно, что «величайшая сила» Мезамера не в последнюю очередь была заключена в том, что он был слоеный, словесный, славун. Однако до VI в., до того, как славяне вышли на международную арену, этнонима словене в качестве самоназвания, в источниках, как уже было сказано, нет. В этом не было необходимости.

С другой стороны, в славянской среде было множество личных имён, во второй части которых присутствует «слава», таких, как Святослав, Вячеслав, Бря-чеслав, Ростислав, Собеслав, Войслав и другие. Были и полные имена со словом «слава» — уже названный князь северов Славун, чешский князь X в. Славник. И такие слова, как «славник», связанное со славить, имевшее функциональное значение, «славутник», «славнук» (завидный, богатый жених)11. Как имена, так и указанные слова связаны чередованием гласных со слово, слыть12. При этом во время заключения военных договоров со славянами, а также в других ситуациях контрагенты неоднократно имели случай слышать от славян, что слова их «роты» (клятвы) крепки, «крепче сна и силы богатырской», что они люди слова. И всё-таки этноним словене был создан не иноплеменными контрагентами, а славянами в качестве самоназвания.

Даже спустя тысячелетие от рассматриваемого периода мы находим у голландца Альберта Кампенского (около 1490-1542), который опирался на сведения своих соотечественников, в том числе непосредственно на сведения, полученные от своих родственников, в послании папе Клименту VII «О делах Московии» сообщение о том же символе этничности, о «слове» у русских славян. «И действительно, у них считается великим и ужасным злодеянием обманывать друг друга ... о клятвопреступлениях и богохульствах у них не слыхивать»13. Если такое положение дел соответствовало этническому самосознанию славян и в VI в. как людей слова, в этом случае только суффикс -анин в качестве форманта отделял, например, слова славун, славник, славутник, словесный, слоеный от самоназвания словене.

При существовавшей у славян этнической связи со словом содержание словене можно истолковать как «люди, верующие в силу слова, воздействующие на силы природы и на людей словом». То, что этноним словене связан со слово, — в этом большинство исследователей уверены, тем более в этом убеждает существование древнерусского кличане, означающего «охотники, поднимающие дичь криком»: клич14.

Допустимо, пожалуй, для рассматриваемой темы привлечь иноязычные соответствия для лексемы слово в названиях античных племён Raeti (реты), жители горной области Ретия между реками Пад, Дунай, Рейн и Лех, и Vocates (вокаты), племя в Галлии Аквитанской, на левом берегу Гарумны15. Ю. Венелин настаивает, что Raeti — это искажённый поздний латинский вариант греческого названия племени pT|xoi (Rlieti) реты от pi]x6v речь, слово16. Что касается названия племени Vocates (вокаты), в нём так или иначе всё-таки усматривается связь с латинским vocabulum слово, чего нет в латинском искажённом варианте греческого названия племени реты.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в VI в. появились этнонимы словене и анты, как сказано у Иордана: «... теперь ... преимущественно они (венеты) все же называются славянами и антами»17. Оба этнонима в основе имеют

слово, но анты — чужое, тюркское слово «клятва», оно не было самоназванием части славянских племён, поэтому с распадом аваро-славянского союза этноним исчез из византийских источников. В то же время этноним словене создан на языке, на котором говорил этнос, и был усвоен в качестве самоназвания.

1 Седов В. В. Этногенез ранних славян // Вестник Российской Академии Наук. Т. 73. № 7. 2003. С. 594-605.

2 Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. I. № 102. С. 127.

3 Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 68. Карта.

4 Там же. С. 106 (34)- 107.

5 Там же. С. 177.

6 Филин Ф. 77. Заметка о термине «анты» и о так называемом «антском периоде» в древней истории восточных славян // Проблемы сравнительной филологии: Сб. статей к 70-летию чл.-корр. АН СССР В. М. Жирмундского. М.-Л, 1964. С. 266-270; Попов A. II. Название народов СССР. М., 1973. С. 34-35.

7 Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 320-321, 350. № 67.

8 Буслаев Ф. II. Значение собственных имен: лютичи, вильцы и волчки в истории языка // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. М., 1851. Кн. 10. С. 13.

9 Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 323-326.

10 Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 317.

11 Даль В. II. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. IV. С. 215. Стлб. 2; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 632.

12 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. СПб., 1996. Т. III. С. 664.

13 Мыльников А. С. Картина славянского мира. СПб., 1999. С. 227-228.

14 Трубачев О. 77. Этногенез и культура древнейших славян. М., 2003. С. 42; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. С. 664-666.

15 Дворецкий II. X. Латинско-руссий словарь. М., 1976. С. 850., стлб. 1; 1089, стлб. 1.

16 Венелин Ю. Древние и нынешние словене. М., 2004. С. 78-79.

17 Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.