PERSONALITIES-
-ПЕРСОНАЛИИ
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ. ДАВЫДЕНКО-СУВОРОВА РИММА ВАСИЛЬЕВНА (14.06.1925-25.08.2011)_
© Галина Львовна Микиртичан
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул.
Литовская, д. 2
Контактная информация: Галина Львовна Микиртичан д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гуманитарных
дисциплин и биоэтики. Email: [email protected]
РЕЗЮМЕ: Рассматривается деятельность доцента кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Риммы Васильевны Давыденко-Суворовой, работавшей в Ленинградском педиатрическом медицинском институте (ЛПМИ, ныне СПбГПМУ) с 1957 по 1980 гг. Она создала в ЛПМИ курс истории медицины, разработала оригинальную систему преподавания этой дисциплины, изучала историю ЛПМИ и была автором ее первой музейной экспозиции. Проанализированы научные исследования Р.В. Давыденко-Суворовой в области истории педиатрии и охраны материнства и детства, медицинской этики (биоэтики) и деонтологии, показана ее роль в становлении этих дисциплин. Дана характеристика преподавательской деятельности, отличительной чертой которой был высокий методический уровень. Ее лекции, занятия, выступления перед врачами или студентами, каким бы проблемам они не были посвящены, всегда вызывали интерес, демонстрировали глубокое знание предмета, были насыщены материалом, новыми сведениями, примерами из практики, подкреплялись данными соцопросов, отличались логичностью, четкими формулировками, грамотным, образным языком. Названы свойства личности Риммы Васильевны, привлекавшие к ней людей: доброжелательность, стремление помочь, эрудиция, скромность, принципиальность, честность и др. Благодарную память о Римме Васильевне хранят все, кто знал ее, работал с ней, учился у нее не только профессии, но и жизни.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Римма Васильевна Давыденко-Суворова; Ленинградский педиатрический медицинский институт; М.П. Мультановский; П.Е. Заблудовский.
IN MEMORY OF THE TEACHER. DAVYDENKO — SUVOROVA RIMMA VASILYEVNA (14.06.1925-25.08.2011)
© Galina L. Mikirtichan
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. SaintPetersburg, Russia, 194100
Contact information: Galina L. Mikirtichan MD, PhD, Professor, Head ofthe Department ofHumanities and Bioethics. Email: [email protected]
ABSTRACT: The article deals with the activities of associate professor of the Department of Social Hygiene and Health Organization Rimma Davydenko-Suvorova, who worked at the Leningrad pediatric medical Institute ((LPMI, now SPbSPMU) from 1957 to 1980. She created a course of the histo-
ry of medicine at LPMI, worked out an original system of teaching this discipline, studied the history of LPMI and was the author of its first Museum exhibition. The research of R. V. Davydenko-Suvo-rova in the field of history of Pediatrics and protection of motherhood and childhood, medical ethics (bioethics) and deontology is analyzed, and its role in the development of these disciplines is shown. The characteristic of teaching activity, the distinctive feature of which was a high methodological level, is given. Her lectures, classes, speeches to doctors or students, no matter what problems they were devoted to, always aroused interest, demonstrated a deep knowledge of the subject, abondoned in interesting material, new information, examples from practice, supported by data from social surveys, were logical, clear wording, competent, imaginative language. The properties of Rimma Vasi-lyevna's personality that attracted people to her are named: benevolence, desire to help, erudition, modesty, integrity, honesty, etc. The grateful memory of Rimma Vasilyevna is kept by everyone who knew her, worked with her, and learned from her not only profession, but also life values.
KEY WORDS: Rimma Vasilyevna Davydenko-Suvorova; Leningrad pediatric medical Institute; M P. Multanovsky; P.E. Zabludovsky.
14 июня 2020 г. Римме Васильевне Давы-денко Суворовой исполнилось бы 95 лет.
Родилась Римма Васильевна в Ярославле, позже ее семья переехала в Ленинград. Римма Васильевна росла болезненной девочкой, она много читала, интересовалась живописью, музыкой. Большое влияние на ее формирование оказала семья и особенно бабушка Александра, человек религиозный, православный. В Ленинграде она встретила Великую Отечественную войну и пережила трудные годы блокады, награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда». После окончания школы в 1943 г. поступила в Ленинградский Санитарно-гигиенический медицинский институт (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет имени ИИ Мечникова), который окончила в 1948 г. по специальности лечебное дело с присвоением квалификации врача. О студенческих годах Римма Васильевна вспоминала с большой теплотой, всю жизнь она оставалась в дружеских отношениях со своими одногруппницами.
После окончания института Римма Васильевна некоторое время работала врачом, а в 1951 г. поступила в аспирантуру на кафедру истории медицины II Московского медицинского института (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова). Заведующим кафедрой в это время был выдающийся советский историк медицины, доктор медицинских наук, профессор Михаил Петрович Мультановский (1895-1972). Он стал для нее учителем, много значил для Риммы Васильевны и повлиял на ее дальнейшую деятельность. Она часто вспоминала его лекции и доклады, отличавшиеся огромной эрудицией и логикой изложения. Во многом эти черты были свойственны и Римме Васильевне. Он был также специалистом в об-
ласти медицинской библиографии и источниковедения, что способствовало формированию у его учеников и последователей подходов к поиску и выбору опубликованных и неопубликованных источников, оценке их достоверности, к достижению правильной интерпретации источника и анализу его содержания, а также тщательного их библиографического описания. М.П. Мультановский был автором одного из первых в СССР учебников «История медицины» (1961).
Под руководством своего учителя она работала над кандидатской диссертацией «Хирургическая помощь детям в Москве до Великой Октябрьской социалистической революции. (Материалы по истории детской хирургии в России)», которую триумфально защитила в 1954 г. [2]. Одним из оппонентов была д.м.н. профессор Эсфирь Мироновна Конюс, врач-педиатр, организатор здравоохранения и историк педиатрии, автор нескольких монографий «Истоки русской педиатрии» (1946), «Александр Андреевич Кисель и его школа» (1949), «Пути развития советской охраны материнства и младенчества: 1917-1940» (1954) и др. Диссертационное исследование Риммы Васильевны не потеряло своей актуальности и сегодня, оно наиболее полно отражает тему, до сих пор продолжает цитироваться. В диссертации представлено становление детской хирургии в стране, описана деятельность пяти хирургических отделений, действовавших до революции в Москве при трех детских больницах, клинике Московского университета и при Московском воспитательном доме. Дан анализ практической и научной деятельности первых московских детских хирургов. Основоположниками детской хирургии были названы детские хирурги Л.П. Александров и Д.Е. Горохов. Впервые в Москве передовыми детскими хирургами была
высказана мысль о целесообразности выделения детской хирургии в отдельную отрасль медицинской науки и необходимость ее преподавания студентам и врачам. Л.П. Александровым были сформулированы особенности хирургии детского возраста, определены ее область и задачи. Римма Васильевна выявила этапы развития детской хирургии, ввела в научный оборот новые факты, назвала имена до этого мало известных врачей, внесших вклад в развитие детской хирургии. По результатам своего исследования и материалов, не вошедших в диссертацию, Римма Васильевна совместно с М.А. Ахметели издала монографию о Т.П. Краснобаеве, одном из основоположников детской хирургии и ортопедии в нашей стране [1].
После аспирантуры Римма Васильевна некоторое время проработала в Ленинградском научно-исследовательском институте хирургического туберкулёза. Здесь она познакомилась с замечательным врачом В.А. Талантовым и его семьей, на всю жизнь ставшими ее близкими друзьями, они часто встречались вне работы, вместе путешествовали.
В 1957 г. Римма Васильевна пришла работать в наш институт — тогда Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ, ныне СПбГПМУ) на кафедру организации здравоохранения, которой руководила с 1956 по 1965 гг. Нина Георгиевна Синявская (1899-1975), известная тем, что в годы блокады Ленинграда она возглавляла детскую консультацию №16 Василеостровского района, и совместно с сотрудниками кафедры организации здравоохранения ЛПМИ под руководством заведующей кафедрой и одновременно ректора ЛПМИ Ю.А. Менделевой, разработала новую форму поликлинической помощи детям по системе единого педиатра, когда врач наблюдал ребенка от рождения до 15 лет. С конца 1942 г. эта система была внедрена в работу детских поликлинических учреждений (детских консультаций для детей от 0 до 3-х лет и детских поликлиник для детей старше 4-х лет), что в тяжелейших условиях дефицита кадров способствовало более тщательному наблюдению за здоровьем детей, оставшихся в городе и переживающих блокаду. С июля 1942 г. Н.Г. Синявская была приглашена на кафедру организации здравоохранения, где обучала врачей на курсах усовершенствования работе по системе единого педиатра. В 1945 г. она полностью перешла в ЛПМИ. С 1950 по 1956 гг. она была главным врачом клинической больницы ЛПМИ.
Римма Васильевна была тепло встречена сотрудниками кафедры, быстро влилась в коллектив, и со многими поддерживала добрые отношения многие годы, в том числе с ассистентом кафедры Ниной Ипполитовной Туроверовой (1893-1975), организатором детского здравоохранения, интересным, художественно одаренным человеком, литературное творчество которой положительно оценивали М. Горький, A.A. Ахматова и др. Стихи и заметки Нины Ипполитовны часто печатались на страницах нашей многотиражной газеты «Советский педиатр».
На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения в ЛПМИ Римма Васильевна работала с 1957 по 1980 гг. сначала в должности ассистента, а с 1968 г. — доцента.
Римма Васильевна создала в ЛПМИ курс истории медицины. Во все эти годы она не прерывала связи со своим учителем, который в 50-60-е годы активно занимался проблемами преподавания истории медицины, в частности, он говорил о необходимости ее системного преподавания, акцентирования внимания на наиболее крупных проблемах и анализе их развития в различные периоды истории. Это было созвучно размышлениям Риммы Васильевны, также связанным с поиском методики преподавания истории медицины в нашем вузе. С течением времени она разработала оригинальную программу преподавания этой дисциплины, в основу которой положено изложение материала в один хронологический ряд, что позволяет сравнивать состояние медицины в определенный временной период в разных странах; разбор событий истории медицины в каждый хронологический период проводится по определенной системе, положенной в основу единого плана для всех исторических периодов; большое внимание онауделила про-филизации курса по педиатрии. Совершенствование системы преподавания не прекращалось, в 1970-е годы в отдельный раздел было выделено преподавание в курсе истории медицины истории классической медицинской этики, а также более детальное изложение связей медицины и искусства. Она также принимала участие в усовершенствовании методики преподавания социальной гигиены и организации здравоохранения, стремилась сделать преподавание более практически ориентированным, творческим, показать значимость этого предмета для любого врача,
Мы, ее ученики, восприняли идеи и положения Риммы Васильевны, стремились следовать им и развивать их.
Я познакомилась с Риммой Васильевной как с преподавателем кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения, будучи студенткой ЛПМИ. После окончания вуза в 1972 г. по приглашению заведующего этой кафедрой Алексея Алексеевича Шошина (19131978), знаменитого ученого, основоположника военно-медицинской географии, внесшего существенный вклад в разработку теории и практики общей медицинской географии, я стала работать на кафедре старшим лаборантом. Он знал меня, т.к. студенткой 4 курса я занималась на факультете общественных профессий. Ответственной за его работу была ассистент кафедры Алла Васильевна Краснова, которая вместе с Риммой Васильевной очень много потом значили в моей жизни, не только в профессиональной, и которым я стольким обязана. Алла Васильевна привела меня к профессору, а он пригласил участвовать в работе студенческого научного общества (СНО) кафедры. Вскоре в работе СНО стал участвовать и В.К. Юрьев, который был избран его председателем, затем выполнил под руководством A.A. Шошина кандидатскую диссертацию, а с 1989 г. заведует кафедрой общественного здоровья и здравоохранения СПбГПМУ. Атмосфера, в которой мне посчастливилось начинать свою работу, была очень благоприятная, дружественная. На кафедре работали высококвалифицированные специалисты, кроме Риммы Васильевны и Аллы Васильевны преподавателями были Николай Глебович Веселов, Лидия Александровна Тахванова, Людмила Константиновна Севбо. Здесь продолжалось образование не только по специальности, но и в плане расширения культурного кругозора. Римма Васильевна была прекрасно знакома с литературой, обладая феноменальной памятью, она прочитывала массу художественной литературы. Любила и хорошо знала поэзию, музыку, особенно оперу, посещала премьеры оперных спектаклей в Ленинграде и в Москве, где жили ее двоюродная сестра Наталия Фёдоровна Ор-белиани, филолог, исследователь творчества A.C. Пушкина, и Маргарита Дмитриевна Виноградова, родственница, изучавшая наследие всемирно известного воспитателя, педагога и писателя A.C. Макаренко. Именно с последней Римма Васильевна много путешествовала по России, ей нравились теплоходные экскурсии по Волге. То же можно сказать и об Алле Васильевне, она была на всех премьерах драматических театров, много путешествовала, в том числе за границей. Неоднократно нами совместно посещались спектакли, художествен-
ные музеи, выставки. Все, конечно, обсуждалось на кафедре, никто не оставался безучастным.
Алексей Алексеевич настаивал на активных занятиях научной работой, и именно он определил направление моей научной и преподавательской деятельности по истории медицины и только тогда начинавшимся исследованиям по медицинской этике под руководством Р.В. Да-выденко-Суворовой. С этого момента наше общение с Риммой Васильевной не прекращалось до конца ее жизни. Все мы новенькие, приходившие на кафедру, учились у Риммы Васильевны. Слушали ее лекции, посещали занятия, пользовались ее методическими материалами, которые она тщательно разрабатывала и собирала, используя примеры из клинической практики, художественной литературы, живописи. Доброжелательность, действенная и бескорыстная помощь многим — характерная черта Риммы Васильевны.
На протяжении всей жизни научные интересы Риммы Васильевны были связаны с историей педиатрии и охраны материнства и детства. Она и мне предложила тему кандидатской диссертации «Развитие поликлинической помощи детям в Петербурге — Петрограде — Ленинграде», практически мало исследованную, отличающуюся новизной. С этого времени началось мое вхождение в науку под руководством Риммы Васильевны, она передала мне свою методику работы с источниками, тщательность в подборе материала, стремление к поиску и изучению всех доступных источников при написании работы, внимание не только к крупным, но и мелким деталям — скрупулезность, уважение и любовь к исследуемому материалу, событию, к герою статьи или монографии, помогала мне на каждом этапе работы. В дальнейшем уже после ее ухода на пенсию при ее научном консультировании мною выполнялась работа по основным этапам и направлениям развития педиатрии в России. По результатам этой работы мы совместно издали монографию «История отечественной педиатрии (1998) [5].
В 1973 г. Римма Васильевна была на курсах ФПК в Москве на кафедре истории медицины II Московского медицинского института, где обучалась в аспирантуре, которой в это время заведовал ученик М.П. Мультановского профессор М.М. Левит. Он инициировал, буквально посадив вместе Римму Васильевну и доцента З.М. Мельникову из Свердловского медицинского института и предоставив условия для работы, написание «Учебно-методического по-
собия для семинарских занятий по истории медицины для педиатрических факультетов» (М.,1974), не имеющего аналогов [10]. По сути это и пособие, и хрестоматия, т.к. содержит выдержки из трудов отечественных педиатров.
Римма Васильевна практически первой в нашем вузе начала серьезно заниматься историей ЛПМИ, она побывала в библиотеках и архиве, где нашла материалы, позволившие представить основные этапы развития института. Ею написана прекрасная статья о крупном педиатре конца XIX — начала XX вв. Дмитрии Александровиче Соколове — первом главном враче детской больницы «В память священного коронования их императорских величеств», на базе которой был открыт наш институт [6].
А мне в качестве первой научной работы она поручила собрать материал о первом директоре института Викторе Осиповиче Моча-не, а затем о следующем директоре с апреля 1925 по 1949 гг. — Юлии Ароновне Менделе-вой.
В 1973 г. по инициативе ректора ЛПМИ профессора Г.А. Кайсарьянц началась работа по созданию музея истории вуза. Доцент кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Р.В. Давыденко-Суворова вошла в состав организационной группы, она осуществляла сбор материалов, которые хранились на различных кафедрах, стала автором первой экспозиции по истории института. Римма Васильевна привлекла меня к сбору материала, познакомила с азами музейного дела. В 1975 г. выставка по истории вуза была открыта в административном корпусе, здесь проводились занятия со студентами, знакомившие их с основными вехами истории ЛПМИ. Римма Васильевна была научным руководителем этого направления работы. В конце 1970-х г. экспозиция была перенесена на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения. Эта выставка послужила основой для создания научной концепции Музея истории ЛПМИ, когда в 1984 г. по инициативе ректора профессора В.П. Алферова начались работы по превращению выставочной экспозиции в музейную. Римма Васильевна уже не работала в институте, но мы постоянно консультировались с ней, прислушивались к ее советам.
Одной из первых в стране в конце 1960-х — начале 1970-х годов Р.В. Давыденко-Суворова начала исследовать проблемы медицинской этики с историко-теоретических позиций и с использованием методов социологического опроса. Опрашивались врачи различных специальностей, родители здоровых и больных детей, население,
дети в Ленинграде, Пскове, Владимире и в Кири-шах Ленинградской области. Организационную помощь в этом исследований оказывали Николай Глебович Веселов, доцент кафедры и секретарь парткома ЛПМИ (впоследствии основатель и заведующий в нашем вузе первой в России кафедрой социальной педиатрии с 1986 по 1996 гг.) и главный врач Киришской Центральной районной больницы Валерий Петрович Есиновский. В этой работе большую роль сыграла заинтересованность главных врачей детских учреждений, в основном детских поликлиник, в рассмотрении новых проблем взаимоотношений врачей, пациентов и их родителей, позволивших выявить резервы совершенствования педиатрической помощи детям. По числу респондентов и рассмотренных проблем смело можно сказать, что это исследование в те годы не имело аналогов. По его материалам последовали публикации в центральных педиатрических журналах [7].
Впервые в нашем городе, возможно и в стране, ею была разработана программа по проблемам медицинской этики в педиатрии и при поддержке Н.Г. Веселова организованы курсы для руководителей детских лечебно-профилактических учреждений. С лекциями и докладами по результатам первого в нашей стране масштабного исследования по деонтологии в педиатрии она выступала на конференциях во многих медицинских учреждениях, на циклах Факультета повышения квалификации преподавателей (ФПК) и Факультета усовершенствования врачей (ФУВ).
Очень ценил ее лекции руководитель ФПК проф. A.B. Цинзерлинг и стремился, чтобы все, приезжавшие на курсы, обязательно слушали эту лекцию. Лекции Риммы Васильевны по этике приходили слушать профессора, в частности заведующий кафедрой факультетской педиатрии профессор A.B. Папаян. По ее мнению, проблемы медицинской этики должны быть выделены в медицинском вузе в отдельный курс, кроме того, все кафедры должны уделять особое внимание этой тематике [9]. И это задолго до введения обязательного преподавания биоэтики, последовавшего в 2000 г. Как указывалось, в нашем вузе это было начато Р.В. Давыденко-Суворовой в 1970-х годах.
Ее лекции, занятия, выступления перед врачами и студентами, каким бы проблемам они ни были посвящены — социальной гигиене и организации здравоохранения, истории медицины, медицинской этике, связям медицины и искусства и др., всегда вызывали интерес, демонстрировали глубокое знание предмета, были насыщены материалом, новыми сведени-
мщшшормшшоошия
TDM5 IPS 2020
Ы 2058-4212
ями, примерами из практики, подкреплялись данными соцопросов, отличались высоким методическим уровнем, логичностью, четкими формулировками, хорошим литературным, грамотным, образным языком, артистичностью. На циклах ФУВ лекций и занятий было несколько больше. Здесь она начала применять совершенно новый тогда и редкий так называемый игровой метод в проведении занятий с врачами: использовать ролевые игры, решение ситуационных задач. Затем она распространила эту методику на занятия со студентами, что усилило их интерес и сделало возможным более глубокое понимание проблемы. Традиционные викторины применялись постоянно.
Опросы врачей, студентов по проблемам медицинской этики, а затем и биоэтики проводились постоянно. Одна из них была опубликована в Социологическом журнале в 1996 г., когда исследования по биоэтике в нашей стране только начинались [4]. Также эти проблемы нашли отражение в коллективной монографии «Проблемы медицинской этики в хирургии» (2000) [3].
Римме Васильевне был свойственен творческий подход к любому делу, она всегда заинтересовывала слушателей и студентов, которые по прошествии лет давали высокие отзывы о ее деятельности, вспоминали эпизоды из ее лекций, переписывались с ней, обращаясь с просьбами о консультации, а затем и на правах друзей. Примером можно назвать, обучавшуюся в 70-е годы на курсах ФПК преподавателя — милую Е.М. Чуйкину из Караганды, затем переехавшую в Ригу, которая стала добрым другом Риммы Васильевны, приезжала к ней, по несколько дней жила у нее и трогательно заботилась.
В 1975 г. в составе СНО кафедры организовалась группа студентов (Е. Умецкая, Л. Сипович, С. Попова, 3. Александрова, Г. Ольшанникова, М. Волчек, Л. Ратманова), которые заинтересовались проблемами медицинской этики и под руководством Риммы Васильевны помогали ей в обработке анкет, собранных в рамках обширного исследования по проблемам медицинской этики в педиатрии. Их называли «энтузиасты». С результатами исследования студенты-энтузиасты выступали на конференциях в разных городах, их доклады всегда привлекали внимание, т.к. в них освещались совершенно новые проблемы. Работа и обучение также переросли в дружбу и после окончания института многие из этой группы не порывали связи с Риммой Васильевной, навещали ее, в том числе и те, кто жил в других городах. При подготовке этой статьи эти уже состоявшиеся врачи — бывшие студенты Риммы Васильев-
ны, откликнулись, и в память о ней прислали материалы, которые пополнят фонды Музея истории СПбГПМУ.
В феврале 1978 г. состоялось празднование 50-летнего юбилея кафедры. Ответственной за проведение торжественного заседания была Римма Васильевна. Шла очень серьезная подготовка к этой дате. Была собрана библиография трудов, опубликованных сотрудниками за годы существования кафедры (3.0. Мичник, А.Н. Антонова, Р.П. Левитиной, Е.П. Соколова-Натансон и др.), написаны очерки о ряде выдающихся работников кафедры, разработаны этапы ее развития [8]. Подготовка к юбилею предполагает не только научную программу, но и решение многих организационных проблем. В работу включились кроме сотрудников и студенты-сновцы, в том числе из группы «энтузиастов», их помощь была неоценима. Кроме всего прочего, они обследовали некоторые кладбища города с целью нахождения захоронений ушедших из жизни сотрудников кафедры: ими была найдена могила Юлии Ароновны Менделевой — первой заведующей кафедры социальной гигиены женщины и ребенка (так кафедра называлась при ее основании), Лидии Ивановны Чулицкой, известного педиатра, организатора кафедры педологии раннего детского возраста, а затем сотрудника кафедры социальной гигиены, с ее именем связан так называемый индекс Чулицкой для оценки физического развития детей раннего возраста, и ДР-
Но самое главное, на юбилей были приглашены старейшие сотрудники, работавшие на кафедре с первых лет ее основания с Ю.А. Менделевой: А.Н. Типольт, которая олицетворяла связь со знаменитым педиатром К.А. Раухфусом, организатором Всероссийского попечительства по охране материнства и младенчества, работала до революции в его учреждениях, а в нашем институте была ближайшей сотрудницей знаменитого статистика и демографа В.В. Паевского; С.С. Якубсон — создатель первого санитарно-просветительного музея по охране материнства и младенчества в институте; Ф.И. Огнева — секретарь парторганизации в годы Великой Отечественной войны. Для них это приглашение было очень значимым, им было приятно, что их знают и помнят. Это была зримая связь поколений, поскольку на юбилее присутствовали студенты, которые принимали деятельное участие в организации торжества.
Римма Васильевна была членом государственной экзаменационной комиссии, тогда выпускники сдавали и экзамен по социальной
Рис. 1 Римма Васильевна Давыденко-Суворова
Рис. 2. Доцент Римма Васильевна Давыденко-Суворова
гигиене и организации здравоохранения. Здесь она встречалась с экзаменаторами с различных кафедр. Ее эрудиция и обширный кругозор импонировал коллегам, они часто беседовали на разные темы. Однажды, на экзамене по педиатрии, как рассказывала Римма Васильевна, она подошла к знаменитому педиатру Александру Федоровичу Туру и спросила его, как он мог бы сформулировать основное кредо педиатра. А.Ф. Тур подумал немного и ответил: «Педиатр должен любить детей, быть преданным своей профессии и быть терпеливым с матерью ребенка». Теперь этот девиз широко известен и упоминается в литературе.
Римму Васильевну очень уважали и любили как высокого специалиста и доброжелательного человека ее коллеги по всему Советскому Союзу, несмотря на ее величайшую скромность, отсутствие желания показать себя, свои обширные знания в разных областях, свое взвешенное суждение. Мне неоднократно довелось убедиться в этом. Диссертационного совета по специальности 07.00.10 история науки и техники (медицинские науки) в нашем городе не было, поэтому надо было ехать в Москву в НИИ медицинской информации, где такой совет был. Институт возглавлял действительный член Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор Юрий
Павлович Лисицын, президент конфедерации историков медицины. Но прежде надо было пройти апробацию в Отделе истории медицины НИИ им. H.A. Семашко. Я приехала в Москву с именем Риммы Васильевны (она уже была на пенсии) и увидела, как московские ученые уважают моего Учителя, как доброжелательно сотрудники отдела под руководством члена-корреспондента АМН СССР профессора Б.Д. Петрова (профессор Е.И. Лотова, кандидаты наук Х.И. Идельчик, И.В. Венгрова, Е.И. Да-нилишина, М.Я. Яровинский, И.В. Егорышева и др.), отнеслись к нашему труду. Защита прошла очень успешно, и с этих пор эти люди — мои дорогие коллеги и друзья, которые так по-доброму отнеслись ко мне и тогда и потом, когда я в Москве же защищала докторскую диссертацию.
В 60-80-е годы ежегодно Центральным институтом усовершенствования врачей (ЦО-ЛИУВ) кафедрой истории медицины устраивались выездные курсы повышения квалификации для преподавателей истории медицины в разных городах СССР: весной — для профессоров и доцентов, осенью — для младшего звена преподавателей. Римма Васильевна участвовала практически во всех курсах, ее туда приглашали, ее там ждали, все желали послушать ее выступления по истории педиатрии, меди-
цинской этике, проблемам преподавания. Большой резонанс имели ее исследования по связям медицины и искусства. Заведовал кафедрой истории медицины ЦОЛИУВ известный историк медицины, доктор медицинских наук, профессор Заблудовский Павел Ефимович (18941993), автор перевода классиков мировой медицины (Джироламо Фракасторо, Парацельса, Бернардино Рамаццини и др.) и совершенно уникальных комментариев к ним. Человек классически образованный, владевший несколькими языками, интеллигент, любивший и уважающий людей и в каждом видевший личность. Ему принадлежат фундаментальные труды по истории всемирной и отечественной медицины, истории организации здравоохранения, истории клинической медицины, физиологии, патологии, микробиологии, иммунологии и др. Он очень нежно относился к Римме Васильевне, ценил ее ум и свойства характера, ее интеллигентность. Вел с ней переписку, а когда приезжал в Ленинград, обязательно встречался, и они вели долгие разговоры, гуляя по на-
шему прекрасному городу. Римма Васильевна и меня познакомила с Павлом Ефимовичем, он стал приглашать меня на курсы, давал ценные советы, рассказывал эпизоды из своей интереснейшей жизни при встречах и в письмах.
Приезжая в Ленинград, П.Е. Заблудовский часто останавливался в семье Валентина Петровича и Людмилы Михайловны Грицкевичей и их дочери Ирины. В.П. Грицкевич — известный ученый в области источниковедения и музейного дела, автор уникальных монографий по истории музееведения, человек обширных знаний. Римма Васильевна очень дружила с ними, часто бывала в их гостеприимном доме, находила понимание, внимательное отношение и заботу.
Долгая дружба связывала Римму Васильевну и с другими известными учеными, например с Евгенией Яковлевной Белицкой (1906-1983) доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института с1961 по1971 гг., которая стояла у истоков
Рис. 3. Заседание СНО на кафедре социальной Гигиены и организации здравоохранения ЛПМИ. 1976 г. Повестка дня: Результаты социологического опроса врачей и населения по медицинской этике.
1 ряд: К.В. Мельник — главный врач детской поликлиники ЛПМИ; Е.П .Есиновский — главный врач Кириш-ской ЦРБ, Р.В. Суворова — доцент кафедры; A.A. Шошин — профессор, заведующий кафедрой; Л.К. Севбо — руководитель СНО;
2 ряд: студенты — члены СНО: 3. Александрова, Г. Ольшанникова, С. Попова. М. Волчек, Е. Умецкая, Скачков, Л. Сипович, Т. Шаламова, Л. Ратманова.
охраны материнства и детства и социальной гигиены в СССР.
Добрые отношения были у Риммы Васильевны с Александрой Николаевной Типольт (1888-1986), человеком приветливым и доброжелательным, которая была хранительницей истории охраны материнства и младенчества (ОММ), она много рассказывала об этом, всю жизнь чтила своего учителя В.В. Паевского (1893-1934), создателя статистики в области ОММ. Римма Васильевна не раз посещала гостеприимный дом Александры Николаевны, приглашая меня сопровождать ее.
Р.В. Давыденко-Суворова — участник съездов и конференций по социальной гигиене и истории медицины. Она участвовала в разработке резолюций съездов, была членом научного Общества историков медицины, в 70-е годы — член правления этого общества.
Римма Васильевна очень рано ушла на пенсию, в 1980 г., как только ей исполнилось 55 лет. Для вуза это была, несомненно, потеря. Мы были свидетелями того как ректор института профессор Г.А. Тимофеева уговаривала Римму Васильевну не уходить. Но она была непреклонна, принципиальность, кристальная честность были в ее характере.
Ее пригласили на работу в НИИ кардиологии A.B. Краснова, где она к тому времени работала в оргметодотделе, и его рководитель В.Ф. Ча-впецов. Здесь Римма Васильевна развернула исследование проблем медицинской этики в кардиологии с помощью социологического метода. Были разработаны специальные анкеты, по которым были опрошены врачи и пациенты. По результатам были опубликованы статьи и сделаны доклады, вызвавшие большой интерес.
Вскоре Римма Васильевна заболела, и ушла с работы. Но к ней продолжали обращаться многие исследователи, им необходимы были ее консультации, советы по написанию статей, докладов, диссертаций. Она бескорыстно помогала каждому, кто к ней обращался, причем независимо от темы его работы и специальности. Этому способствовали ее ясный ум, склонность к систематизации, логичность и оригинальность мышления, творческий подход, прекрасная память, владение методологией исследовательской работы, большой профессиональный опыт и любовь к людям.
Римма Васильевна была верующим православным человеком.
Я счастлива, что в моей жизни встретился такой человек, был рядом со мной с 1972 по 2011 гг., человек, определивший мой путь и в науке, и в жизни, мой Учитель.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметели М.А., Суворова Р.В., 3. Ю. Ролье, ред. Т.П. Краснобаев. М.: Акад. мед. наук СССР. Ин-т туберкулеза; 1958.
2. Давыденко-Суворова Р.В. Хирургическая помощь детям в Москве до Великой Октябрьской социалистической революции. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 1954.
3. Лучкевич B.C., Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В., Ше-пилов В.В. Проблемы медицинской этики в хирургии. СПб.: СПбГМА; 2000.
4. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. Отношение студентов-медиков к эвтаназии. Социологический журнал. 1996; N 1-2: 190-193.
5. Микиртичан Г. Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. Лекции. СПб.: СП6ГПМА;1998.
6. Суворова Р.В. Д.А. Соколов и его роль в истории отечественной педиатрии. В кн.: Охрана здоровья женщин и детей. Л.: ЛПМИ; 1976: 4-15.
7. Суворова Р.В. и др. Деонтологические аспекты организации помощи детям. Педиатрия. 1979; N 7: 47-49.
8. Суворова Р.В., Веселов Н.Г., Микиртичан Г.Л., Севбо Л.К. Научная деятельность кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского педиатрического медицинского института. Советское здравоохранение. 1979; N 5: 42-46.
9. Суворова Р.В., Микиртичан Г.Л., Коротких Р.В. Морально-этические аспекты профессионального воспитания врачей. Советское здравоохранение. 1988; N 2: 46-52.
10. Суворова Р.В., Мельникова З.М., Левита М.М., ред. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по истории медицины для педиатрических факультетов. М.: М-во здравоохранения РСФСР. Второй моек. гос. мед. ин-т им. Н. И. Пирогова; 1974.
REFERENCES
1. Ahmeteli M.A., Suvorova R.V., Z. Ju. Rol'e, red. T.P Krasnobaev. [T. P. Krasnobaev], M.: Akad. med. nauk SSSR. In-t tuberkuleza: 1958. (in Russian).
2. Davydenko-Suvorova R.V. Hirurgicheskaja pomoshh' detjam v Moskve do Velikoj Oktjabr'skoj socialistich-eskoj revoljucii. [Surgical care for children in Moscow before the great October socialist revolution], PhD thesis. M.; 1954. (in Russian).
3. Tuchkevich V.S., Mikirtichan G.L., Suvorova R.V., Shepilov V.V. Problemy medicinskoj jetiki v hirurgii. [Problems of medical ethics in surger], SPb.: SPbGMA; 2000. (in Russian).
4. Mikirtichan G.L., Suvorova R.V. Otnoshenie studen-tov-medikov k jevtanazii. [Attitude of medical students to euthanasia], Sociologicheskij zhurnal. 1996; N 1-2: 190-193. (in Russian).
5. Mikirtichan G.L., Suvorova R.V. Istorija otechestvennoj pediatrii. [History of Russian Pediatrics], Lekcii. SPb.: SPbGPMA;1998. (in Russian).
6. Suvorova R.V. D.A. Sokolov i ego rol' v istorii otechestvennoj pediatrii. [D.A. Sokolov and his role in the history of Russian Pediatrics], In.: Ohrana zdorov'ja zhensh-hin i detej. L.: LPMI; 1976: 4-15. (in Russian).
7. Suvorova R.V. i dr. Deontologicheskie aspekty organ-izacii pomoshhi detjam. [Deontological aspects of the organization of assistance to children], Pediatrija. 1979; N 7: 47-49. (in Russian).
8. Suvorova R.V., Veselov N.G., Mikirtichan G.L., Sevbo L.K. Nauchnaja dejatel'nost' kafedry social'noj gigieny i organizacii zdravoohranenija Leningradskogo pedi-atricheskogo medicinskogo instituta. [Scientific activity
of the Department of social hygiene and health organization ofthe Leningrad pediatric medical Institute], Sovet-skoe zdravoohranenie. 1979; N 5: 42-46. (in Russian).
9. Suvorova R.V., Mikirtichan G.L., Korotkih R.V. Mor-al'no-jeticheskie aspekty professional'nogo vospitanija vrachej. [Moral and ethical aspects of professional education of doctors], Sovetskoe zdravoohranenie. 1988; N 2: 46-52. (in Russian).
10. Suvorova R.V., Mel'nikova Z.M., Levita M.M. Ucheb-no-metodicheskoe posobie dlja seminarskih zanjatij po istorii mediciny dlja pediatricheskih fakul'tetov. [Training manual for seminars on the history of medicine for pediatric faculties], M.: M-vo zdravoohranenija RSFSR. Vtoroj mosk. gos. med. in-t im. N. I. Pirogova; 1974. (in Russian).