Научная статья на тему 'Слово о Викторе Ефимовиче Хаине'

Слово о Викторе Ефимовиче Хаине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о Викторе Ефимовиче Хаине»

78

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 4. ГЕОЛОГИЯ. 2011. № 4

ИСТОРИЯ НАУКИ

СЛОВО О ВИКТОРЕ ЕФИМОВИЧЕ ХАИНЕ

Имя академика Виктора Ефимовича Хаина знакомо геологическим кругам всего мира. Его с полным правом можно отнести к категории ученых, значение которых определяется двумя словами: светильник разума. Монументальный труд «Тектоника континентов и океанов», созданный им в последнее десятилетие жизни, свидетельствует об этом в полной мере.

Он не был обделен талантами. Отмечу только некоторые из них, а именно: огромная память и способность ранжировать и систематизировать массивы знаний; живейший интерес к новому в науке; реактивность в восприятии рационального зерна высказываний. Приходилось слышать от него, что он «синтезатор» в научной деятельности. Он старался не пропускать ни одного научного мероприятия по его профилю, при этом усаживался в середину первого ряда кресел, чтобы не упустить ничего.

Мое знакомство с В.Е. Хаиным восходит к концу 1940-х годов. Он был старше меня на три года. В марте 1950 г. я защищал кандидатскую диссертацию, посвященную тектонике северной части Восточных Карпат. На этой защите Виктор Ефимович выступал в качестве официального оппонента, будучи уже доктором наук и профессором. Его очень подробный отзыв заканчивался вполне положительной оценкой, и голосование было 100%-ным. С этих пор у нас и начались дружеские контакты. В те годы он жил и работал в Баку, но в Москву приезжал довольно часто. Однажды приехал надолго, и моя семья помогла ему с жильем — он поселился у родственников моей жены. В выходные дни Виктор Ефимович заглядывал к нам на дачу в «Отдых». Мой сын был тогда еще маленьким, и мы втроем играли в детский бильярд. Наш гость непременно привозил с собой что-нибудь к дачному застолью. Обстановка была непринужденной и очень дружественной. Однако мы всю жизнь называли друг друга по имени-отчеству и на Вы.

Наши взгляды и оценки почти всегда совпадали. Особенно это проявлялось в обсуждении докладов на научных форумах или на заседаниях редколлегии журнала «Геотектоника», в составе которой мы состояли со дня основания журнала (1965).

Имел место лишь один случай недопонимания, он относится к 1995 году. Я опубликовал статью «О трех парадигмах в геологии», имея в виду геосинклинальную теорию, теорию тектоники литосферных плит, а в качестве третьей — геологическую теорию будущего, которая должна быть более адекватной природным процессам, в первую очередь тектоно-геодинамическим. Виктор Ефимович так не считал и передал в редакцию «Геотектоники» свой текст о «парадигмах», который содержал несколько нелестных высказываний, что меня, конечно, огорчило, наверное, должна была бы разразиться полемика, но этого не произошло из-за вмешательства Н.А. Богданова, который мудро спро-

сил: «А зачем вам это нужно?» На этом инцидент и был исчерпан и наши прежние «допарадигменные» отношения полностью восстановились.

Научное наследие Виктора Ефимовича огромно. Оно включает не только тектоно-геодинамическую и регионально-тектоническую части, но и нефтяную геологию. Особенно много в последний период им выполнено по арктической тектонике, что отражает его мысли о большой перспективности этого региона в отношении нефтегазоносности.

В.Е. Хаин постоянно заострял внимание на общих проблемах геологической науки. В этом плане он выступал с яркими докладами на различных совещаниях, а также в периодической печати. Одно из последних выступлений было озаглавлено «О главных направлениях в современных науках о Земле» («Вестник Российской Академии наук», 2009, т. 79, № 1). В нем определены три главных области современных исследований: глубинная геодинамика, ранняя история Земли и взаимодействие внутренних и внешних оболочек планеты. В рамках этих областей В.Е. Хаин конкретизировал важнейшие очередные проблемы.

Длительное время Виктор Ефимович вел большую, важную и ответственную работу в качестве главного составителя и редактора Международной тектонической карты мира. В 1974 г. его и меня командировали в Париж для участия в сессии Комиссии по Геологической карте мира (Подкомиссия по Тектонической карте мира), и я видел, с каким уважением к Виктору Ефимовичу относились геологи стран Старого и Нового Света. Его роль в создании упомянутой карты трудно переоценить. Успеху проекта способствовали его обширнейшие знания геологии континентов и океанов, общительный характер и, конечно, владение иностранными языками, о чем ходили легенды. Знания он черпал не только из книг, но и при непосредственном ознакомлении с геологическими объектами. Он любил странствовать, ведя экспедиционные работы или участвуя в экскурсионных поездках при проведении конгрессов или совещаний.

Его выступления отличались ясностью, когда нужно — смелостью, они всегда вызывали у слушателей интерес. Держался он во всех случаях жизни скромно.

Я коснулся лишь некоторых черт удивительного человека, каким был Виктор Ефимович. К сказанному добавлю только, что он был добрым и демократичным, отличался красноречием и остроумием, за что его неизменно избирали тамадой на дружеских встречах. Трудные стороны жизни и удары судьбы Виктор Ефимович переносил достойно. Говорил о себе, что если бы не потери очень близких ему людей, то считал бы себя счастливым человеком...

Жизнь покинула Виктора Ефимовича вскоре после того, как геологическая общественность отметила его 95-летний юбилей.

Академик РАН Ю.М. Пущаровский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.