Научная статья на тему '«Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова)'

«Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГНАТИЙ (РИМСКИЙ-КОРСАКОВ) / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В / КОНЦЕПЦИЯ «КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО НАСЛЕДИЯ» / IGNATIUS (RIMSKY-KORSAKOV) / RUSSIAN LITERATURE OF THE XVII CENTURY / COMPREHENSION OF THE RUSSIAN KINGDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулин Иван Александрович

В публикации представлено одно из неизданных сочинений известного церковного писателя второй половины XVII в. митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). «Слово о Российском царствии» написано в 1690 г. и отражает взгляд автора на современное ему российское государство и задачи, которые перед ним стоят. Публикация памятника снабжена подробным комментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Никулин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE TALE OF THE RUSSIAN KINGDOM” BY METROPOLITAN IGNATIUS (RIMSKY-KORSAKOV)

The paper presents one of the unpublished works of the famous ecclesiastical writer of the second half of the XVII century, Metropolitan of Siberia Ignatius (Rimsky-Korsakov). “The Tale of the Russian Kingdom” was written in 1690 and reflected the author’s view on the Russian state of that time and the challenges that it faced. The detailed commentary to the text has been provided.

Текст научной работы на тему ««Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова)»

\ О Тії О т ■

УОНЯС№ОІНО С «О

твдннмхї

ПН*С01НЇЙ 1. н

co'FiDa't-.cmfH

<* /

omrxf сннх'Ь Сд-:рЗДССІН с йолі

СІПШИ

іл. (ІИ

ODU-ICO WUJJJ

Ю0 ‘ ^ymlmgn) Ш J b

ЯПОклС© «imorj O0

■jry *—■ г / ‘ ^ 7-

Ю»^ЮуУ"К>и_ШНЛЯ ШИШ)

^UJ$T lDDJITOlQ * ^

ош waiKoVco ан nouoVya

1 ' * "■ (41

»ш»<0 и : ppw тооппт xV^hCo.) HmVWm

V1H H

N О

J,

5.VV5)

/

iifltmu тз и і

— / / AA±

'fUf/TV ЛІРПШЛЛЯгМПХ. 4 /IMP 7V1£/)ML. ЩХ ' Wifi Tl\(XX3 nnpj. лехУ CMurfoO

-0X70 *jo&Xj^u.i ихптзХ ШЗ 7X>X *■ sSl3LlL /З ЯТ

» С > /

f

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(4). 2012, 185-214

ПУБЛИКАЦИИ

И. А. Никулин

«СЛОВО О РОССИЙСКОМ ЦАРСТВИИ» МИТРОПОЛИТА ИГНАТИЯ (РИМСКОГО-КОРСАКОВА)*

В публикации представлено одно из неизданных сочинений известного церковного писателя второй половины XVII в. митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). «Слово о Российском царствии» написано в 1690 г. и отражает взгляд автора на современное ему российское государство и задачи, которые перед ним стоят. Публикация памятника снабжена подробным комментарием.

Ключевые слова: Игнатий (Римский-Корсаков), русская литература XVII в., концепция «константинопольского наследия», концепция Российского царства.

В последнее время растет внимание исследователей к личности и письменным трудам преосвященного Игнатия (Римского-Корсакова), митрополита Сибирского и Тобольского, известного церковного деятеля и книжника1. Это обусловлено в первую очередь тем, что личность

* Исследование проведено при поддержке гранта Президиума Уральского отделения РАН для молодых ученых на 2013 г.

1 Подробную библиографию работ, посвященных митрополиту Игнатию, см.: Никулин И.А. Игнатий (Римский-Корсаков), митр. // Православная энциклопедия. Т. XXI. М., 2009. С. 125-127.

Сибирского архипастыря не получила должного исследования до революции и долгие советские годы была забыта. Новый интерес начался с публикации в 1975 г. его Послания в Красноярск2. С тех пор был издан целый ряд его сочинений. Подтверждением того, что этот интерес не ослабел, является недавняя публикация «Послания к Афанасию», предпринятая Т. В. Панич3. Полный список сочинений с подробным описанием всех известных на тот момент рукописей представила Л. Б. Воронова4. В нашем предисловии к публикации еще одного сочинения будущего Сибирского архипастыря обозначим время, исторический контекст появления памятника и его композиционные особенности.

На принадлежность публикуемого памятника Игнатию (Римскому-Корсакову) указал еще во второй половине XVIII в. Н. И. Новиков5. С тех пор практически все, кто писал о митрополите Игнатии, упоминали это произведение. Однако его изучение началось лишь в XX в. Известный историк А. П. Богданов уделил в своем исследовании творческой биографии владыки Игнатия значительное место6. По его мнению, в «Слове» автор от мысли о «блаженном состоянии Российского государства под властью двух царей-соправителей»7, переходит к теме необходимости борьбы с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством8. Однако А. П. Богданов только обозначил содержание памятника, отметив наиболее важные для его исследования элементы.

2 Дворецкая Н. А. Послание митрополита Игнатия в Красноярск 1697 г. // Археография и источниковедение в Сибири. Новосибирск, 1975. С. 167-173.

3 Панич Т. В. Житие патриарха Иоакима (вопросы атрибуции, истории текста и литературной специфики памятника) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках Х^ХХ1 вв. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 2010. С. 41-94.

4 Воронова Л. Б. Археографический обзор списков сочинений Игнатия Римского-Корсакова // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 185-201.

5 Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 69.

6 Богданов А. П. Творческое наследие Игнатия Римского-Корсакова // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 6. Ч. 1. М., 1993. С. 233-234; Он же. От летописания к исследованию. Русские историки последней четверти XVII века. Ч. I. М., 1995. С. 122-123.

7 Богданов А. П. Творческое наследие... С. 233.

8 Там же.

Полное заглавие памятника — «Слово избрано от Божественных Писаний и от повестей отеческих о Российском царствии». «Слово» сохранилось в единственном чистовом списке, который находится в библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге, в собрании рукописей из библиотеки Петра (библиотечный шифр: БАН П I А № 10). Его полное археографическое описание было предпринято несколько раз9. Наиболее точно и подробно он был описан И. Н. Лебедевой10. Поэтому ниже мы приводим лишь краткое описание рукописи.

Рукопись создана в 1690 г. в Москве, вероятнее всего в Новоспасском монастыре; размер рукописи — 155x97 мм (8°). Филиграни: герб «семи провинций» с литерами Л|, контрамарка СБС (до 1696 г.)11. Основная часть текста выполнена полууставом. Цитаты из Нового Завета и Псалтири написаны другим писцом скорописью по-гречески. Третьим почерком, мельчайшим полууставом, сделаны различные маргинальные пометы. В рукописи 56 листов, первый и два последние — чистые и ненумерованные, собственно текст расположен на 53 листах, из них 52 имеют буквенную нумерацию, последний лист не нумерован.

Заставка и инициалы — киноварные с золотом. На л. 1 — гравированная заставка-рамка с изображением Воскресения Христова и подписью «гега1 Wasilei» работы гравера Василия Андреева. Переплет рукописи — доски в малиновом бархате с застежками. Обрез золоченый с тиснением. Рукопись поступила в БАН из Рисовальной конторы в 1728 г.12

Сочинение было написано архимандритом Игнатием после устранения от власти царевны Софьи, в начале правления Нарышкиных. Год, предшествовавший написанию этого сочинения, был бурным и для столицы Русского государства, и для самого архимандрита. Под его руководством были закончены росписи Спасо-Преображенского собора монастыря. Примерно в это же время и произошел дворцовый переворот, в результате которого была устранена от власти царевна Софья. В марте 1690 г. не стало главного покровителя Игнатия — патриарха Иоакима, с которым архимандрит был особенно близок и не раз становился его

9 Описание см.: Воронова Л. Б. Археографический обзор. С. 193.

10 Библиотека Петра I. Описание рукописных книг / авт.-сост. И. Н. Лебедева. СПб., 2003. С. 34.

11 Там же.

12 Там же.

доверенным лицом в различных поручениях. Вероятно, поднесением такого сочинения автор хотел упрочить свое положение в столичном обществе, пошатнувшееся в связи со смертью Иоакима, накануне выборов нового патриарха. Кроме того, сочинение явно носит характер поучения, адресованного молодым царям Иоанну и Петру, что было обусловлено отстранением царевны Софьи и их переходом к «самостоятельному» правлению. Идеи, которые содержатся в сочинении, явно перекликаются с написанным им ранее сочинением «Слово благочестивому и христолюбивому воинству» 1687 г.13

Скорее всего, сочинение написано весной 1690 г. Рукопись содержит дату и указание на авторство в самом конце произведения: «Написася, во обители <.. .> Спаса на Новом <.. .> Игнатием иеромонахом, архимандритом Новоспасским, 719814 года, маия, 4-го дня»15. Вполне возможно, что именно 4 мая 1690 г., в Неделю святых жен мироносиц, архимандрит царского родового монастыря преподнес царям Иоанну и Петру свое «Слово избранно <...> о Российском царствии». Сложно сказать, где им было поднесено «Слово», возможно после Литургии в Преображенском, так как 2 мая царь Петр вернулся из водного похода к Угрешскому монастырю и занимался в Преображенском подготовкой к военным учениям16. Также возможно, что рукопись была поднесена и старшему брату Петра царю Ивану Алексеевичу.

Сложно судить о результатах поднесения будущим Сибирским архипастырем этого сочинения. Но, так или иначе, в первое время он сохранил свое положение в церковной элите и сыграл заметную роль в выборах патриарха Адриана, точнее не в выборах, а в устранении его главного конкурента. По сообщению Патрика Гордона, архимандрит Новоспасского монастыря подал челобитную (донос) царице Наталье, обвиняя митрополита Маркелла (за его поставление ратовал Петр I), «во многих пунктах и даже

13 «Слово благочестивому и христолюбивому воинству» // Памятники общественнополитической мысли в России конца XVII века: литературные панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 135-173.

14 1690 г.

15 Библиотека Академии наук (БАН). П I А № 10 (далее — Слово о Российском царствии). Л. 53.

16 Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Т. II. С. 134.

ереси»17 (возможно, в склонности к латинству). Такие обстоятельства привели к суду над митрополитом Маркеллом, и царь Петр, по свидетельству Патрика Гордона, «удалил со старшим Царем (т. е. Иваном V) и весь суд в Коломенское»18. Последнее говорит о том, что расследование обвинений архимандрита Игнатия состоялось, но никаких серьезных решений и тем более последствий нам не известно. Возможно, что расследование вел настоятель Новоспасского монастыря совместно с иеродиаконом Карионом (Истоминым)19. Но это было лишь временно. Со смертью своего покровителя он перестал быть нужным в Москве, поэтому неудивительно, что через пару лет он был поставлен на Тобольскую кафедру. Отметим, что, став митрополитом, Игнатий уже не возвращался к этой теме.

Как уже было сказано, сохранился единственный список, явно предназначавшийся для дарения, он красиво оформлен, хорошо переплетен. Все библейские цитаты написаны на греческом, а затем только продублированы на славянском языке. Интересно, что цитаты по-гречески явно вписывал другой писец, уже после того, как была написана основная рукопись. Возможно, что для вставок на греческом языке использовались книги из библиотеки будущего Сибирского архипастыря: Новый Завет на греческом языке и маленький «часословец греколатинский»20. И хотя цитаты на греческом приведены только из Нового Завета и Псалтири, но из-за неясности состава «часословца» утверждать это наверняка нельзя. Более того, из наблюдений за греческим полууставом рукописи видно, что несколько сочетаний букв писец заменял на скорописные сокращения. Из этого можно сделать вывод о знакомстве писца с греческим языком, а не слепом копировании. Третий писец в самом конце сделал мельчайшим полууставом маргинальные пометы.

Композиционно сочинение построено следующим образом. Всту-

17 Gordon P Tagebuch des Generals Patrick Gordon, wahrend seiner Kriegsdienste unter den Schweden und Polen vom Jahre 1655 bis 1661 und seines Ausenthaltes in Ruftland vom Jahre 1661 bis 1699. Zu ersten Male vollstandig veroffentlicht durch Furst M. A. Obolenski und M. G. Posselt. St. Petersburg, 1851. Bd. 2. S. 311 (перевод автора).

18 Gordon P. Tagebuch ... S. 311.

19 Так, по крайней мере, считают авторы статьи в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий // Словарь книжников и книжности Древней Руси (СККДР). Вып. 3 (XVII в.) Ч. 2. И — О. С. 29).

20 Оглоблин Н. Н. Библиотека Сибирского митрополита Игнатия, 1700 г. // Библиограф. 1892. № 8-9. Отд. 1. С. 286-291.

пление, доказывающее особую близость в Новом Завете и церковной истории имен Петра и Иоанна. Центральным местом произведения стало пророчество прп. Кирилла и его толкование. В состав «Слова» входят две повести, которые имеют самостоятельные сюжеты. Первую назовем «Повестью о турском салтане», вторую — «Повестью о свейском крале». Повести и соединяющее их размышление о «мече» являются толкованием на пророчество, в частности «меч», упоминаемый в пророчестве, автор понимает как Животворящий Крест Христов. Завершает сочинение наставление-заключение, обращенное к молодым царям и построенное на цитате из свт. Иоанна Златоуста. Лейтмотивом сочинения, проходящим сквозь все «Слово», стало пророчество преподобного Кирилла Но-воезерского.

Заголовок памятника уже настраивает читателя на его содержание: «Слово избрано от Божественных Писаний и от повестей отеческих о Российском царствии», то есть автор говорит, что это выборка из Священного Писания и других книг. Действительно это так. Само произведение начинается со своеобразного введения, практически целиком состоящего из новозаветных цитат. В этих цитатах для автора имел значение не смысл, а игра слов. В начале «Слова» автор рассказывает (цитатами) об ап. Петре и его сподвижнике по апостольскому служению — апостоле Иоанне Богослове, приводя свидетельства Писания, что Петр и Иоанн всегда были вместе, не только при жизни, но и в посмертных чудесах. Далее автор вспоминает еще одних Петра и Иоанна — митрополита и князя.

После того как автор привел случаи сотрудничества «Петра» и «Иоанна» в Новом Завете и церковной истории, он поясняет, для чего это делается. «Зри и разумей, — пишет он, — яко и царство сие Всероссийское пресвятлыми цари, царем Иоанном, и царем Петром утверждается»21. И к этим словам добавляет как бы заключение к первой части своего произведения: «Не бяше тое время, егда при спасителном смотрении, и в спасителных Страстех, и славном Воскресении Христове, и по Вознесении Его на Небеса, при апостолех, по них пастырех и учителех, идеже потребно святой Церкви, воеже быти Петру без присущества Иоаннова»22. Иначе говоря, по его словам, рядом с «Петром» всегда есть «Иоанн».

И затем, от этой мысли, с упоминанием о венчании на царство царей

21 Слово о Российском царствии. Л. 10.

22 Там же. Л. 11.

Петра и Иоанна, автор переходит к известному пророчеству преподобного Кирилла Новоезерского23. Именно это пророчество стало центральной мыслью всего произведения. В Слове архимандрит Игнатий использовал не первоначальную редакцию жития, а сокращенную версию из печатного пролога. По крайней мере, приведенная им цитата ближе всего именно к редакции, изданной в прологе24. «Слово о Российском царствии» — не первое произведение, в котором Игнатий использовал рассматриваемое нами пророчество. Идентичный текст Игнатий использовал в «Слове благочестивому и христолюбивому воинству» 1687 г.25: «И абие рече: видех на престоле царя седяща и пред ним два отрока стояща храбра зело, и умиленна имуща на главах своих венцы царствия и вдаде им Господь оружие на сопротив-ныя и поклонятся ему вси языцы и будет царство наше умирено Богом и управлено»26. После пророчества приводится его толкование. «Два отрока стояща храбра зело, и умиленна» у архимандрита Игнатия превращаются в молодых царей Иоанна и Петра. В подтверждение своего толкования пророчества Кирилла Новоезерского автор включает в состав произведения два рассказа, которые явно носят характер устного предания.

В обеих повестях автор особо отмечает их подлинность. Так, «Повесть о турском салтане» начинается с указания источников. Автор отмечает: «...еже слышах от достоверно ведущаго»27. Достоверно знающим историю называется «некий иеромонах», имени которого автор в произведении не приводит. В сочинении подчеркиваются не только обстоятельства, во время которых история была рассказана, но отмечается и время (август 1678 г.), и место (Соловки). Информантом «некоего иеромонаха» назван «некий монах Воскресенскаго монастыря зовомаго, новаго Иерусалима», который «по случаю прислан бяше в Соловецкий монастырь». Он же, в свою очередь, узнал историю «достоверно из уст святейшаго Никона патриарха в Воскресенском монастыре, егда при

23 См.: Карбасова Т. Б. О пророчестве преподобного Кирилла Новоезерского // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 93-94; Она же. Кирилл Новоезерский: История почитания. М.; СПб., 2011.

24 Пролог (декабрь — февраль). М.: Печатный двор, 29.08.1641. Л. 379.

25 «Слово благочестивому и христолюбивому воинству» // Памятники общественнополитической мысли в России конца XVII века: литературные панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 144.

26 Слово о Российском царствии. Л. 13 - 13 об.

27 Там же. Л. 15.

нем, святейшем патриархе, в келии его живяше»28. В начале другой повести Игнатий пишет, что «некто от освященных чинов диакон, со многою верностию извещался, поведа ми»29.

В «Слове о Российском царствии» Игнатий продолжает мыслить в рамках концепции «константинопольского наследия»30, согласно которой российские монархи являются наследниками Византии и их главная задача — освобождение Восточной Церкви и, в первую очередь, Константинополя. Русское царство — это всемирное царство, потенциально включающее в себя все православные народы. Таким образом, главным направлением внешней политики архимандрит Игнатий видит борьбу с Османской империей.

Интересны и характеристики, которые автор произведения дает отдельным лицам. Так, повествуя о венчании на царство царей Петра и Иоанна, автор именует патриарха Иоакима, своего учителя и покровителя, «всеблаженнейшим, православным пастырем, во Святем Дусе отцем <...> великим господином всесвятейшим кир Иоакимом.»31.

О царях Иоанне и Петре Новоспасский архимандрит пишет: «Зело храбра являет храбраго великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича <...> Умиленнаго же являет великаго государя нашего царя и великаго князя Иоанна Алексиевича <.> Кто бо видев умиление и кроткое благоговеинство, и молчаливое его предстояние в молитве Божии <. > не удивится и не похвалит»32. В другом месте автор отмечает, что молодой царь Петр имеет «возраст высокий и благообразный образ лица его»33. Особо подчеркиваются военные таланты будущего императора Петра: «Храбрость же его воинственная и чин устроения по даней ему от Господа Бога царской премудрости, всем явленна. И ничтоже храбрых ополчений благопоступаний же воинов его укрыся от него, но яко высокопарный орел, царственным своим оком вся назирая и премудростным разумом вся управляя, чины убо распо-

28 Слово о Российском царствии. Л. 16 - 16 об.

29 Там же. Л. 36.

30 Термин, предложенный Н. В. Синицыной. Подробнее об этой концепции и ее отличии от теории «Москва — Третий Рим» см.: СиницынаН. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (ХУ-ХУ вв.). М., 1998. С. 306-312.

31 Слово о Российском царствии. Л. 12.

32 Там же. Л. 13 об. - 14 об.

33 Там же. Л. 22 об.

лагая и храбрственно к делам храбрости научая и скорошественне хитрость храбрства показуя, стреляния же и копие ударения и мужественное острым мечем рыцерство и самодейственне показуя»34.

В целом сочинение представляет собой довольно любопытный пример осмысления Московского царства и его задач конца XVII в. Автор показывает себя не только как прекрасный книжник, но и как знаток церковной и государственной политики, ситуации в Восточных Патриархатах и т. д.

Надо отметить, что это сочинение, в отличие от некоторых других трудов митрополита, «кануло в Лету». Скорее всего, после поднесения оно так и лежало в бумагах Петра I, так и не привлекши внимания ни современников, ни исследователей XIX — начала XX в.

***

Текст памятника публикуется по единственной сохранившейся рукописи. В тексте пунктуация современная. Титлы раскрыты, твердый знак в конце слов убран, неупотребляемые ныне буквы заменены на соответствующие буквы современного алфавита. В греческом тексте Священного Писания предпочтение отдавалось тексту памятника с сохранением характерных ошибок и т. д. Разделительным знаком ( // ) отмечаются границы между листами рукописи.

34 Слово о Российском царствии. Л. 23 об. - 24.

Ivan A. Nikulin

“THE TALE OF THE RUSSIAN KINGDOM” BY METROPOLITAN IGNATIUS (RIMSKY-KORSAKOV)

The paper presents one of the unpublished works of the famous ecclesiastical writer of the second half of the XVII century, Metropolitan of Siberia Ignatius (Rimsky-Korsakov). “The Tale of the Russian Kingdom” was written in 1690 and reflected the author’s view on the Russian state of that time and the challenges that it faced. The detailed commentary to the text has been provided.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Ignatius (Rimsky-Korsakov), russian literature of theXVII century, comprehension of the Russian Kingdom.

Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский

СЛОВО ИЗБРАНО ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ И ОТ ПОВЕСТЕЙ ОТЕЧЕСКИХ О РОССИЙСКОМ ЦАРСТВИИ

(Л. 1.)

Слово избрано от Божественных Писаний и от повестей отеческих о Российском царствии1. // (Л. 1 об.)

Ей £Ї Пєтрос, каї елі таит^ тд лєтра, оікобоц^аш цои таи еккА^ач каї пиХаї абои ои катіахиаоиаіу аит^с2.

Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей3. Словеса суть Господня, у святаго евангелиста Матфиа, во главе 16, в зачале 67-м.

Царь царствующым, вся премудростию сотворивый Христос Господь, // (Л. 2) обещавает в нынешнем Евангелии святому Своему ученику и верховному апостолу Петру на его исповедании, якоже на камени, Церковь Свою созидати.

£Ї Пєтрос, каї елі таит^ т^ лєтра оікобоц^аш цои таи єккХ^аіач каї пиХаї абои ои катіахиаоиаіу аит^с.

Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей4. Слышателие благословеннии, // (Л. 2 об.) уверив сему Христову словеси, святый апостол Петр, многы церкви во славу Христову воздвиже, во Антиохии же и во Александрии, и в самом Риме, начен от Иеросалима проповедая и глаголя: Киріос vaф ауіф аитои, каї ёу цєаш єккХ^аіас ицу^аш ає, каї ёу єккХ^аіаїс єиХоу^аєтє Киріои

1 Здесь и далее жирным шрифтом выделены фрагменты текста, для написания которых писец использовал киноварь (красную краску).

2 Во всем сочинении автор вслед за греческим текстом приводит тот же текст на славянском языке. Здесь и далее ссылки на соответствующие места в Священном Писании приводятся после цитаты на славянском.

3 Мф 16. 18.

4 Там же.

Господь во храме святем своем5, и посреде церкве воспою тя6, и в // (Л. 3) церквах благословите Господа7.

Сей святый Христов верховный апостол Петр утверждение есть Христове Церкви, но мню, яко вопросите мя8: что есть утверждение его? Отвещаю: исповедание. Которое? Егда Господу нашему Иисусу Христу.

’ЕХ0^ єіс та цєрп Каїааріас т^с ФіХіллои ^ршта тоис цаб^тас аитои Хєушч Т^ацє Хєуоиагу ої ау0ршлоі єЬаі т6v dv0рwлоu; ої бє єїлоч Ої

цєv ’Iшdvvnv т6v Ралтіат^, аХХої бє ’НХїач // (Л. 3 об.) єтєрої бє 'Iєрєц^av ^ Єva т^ лрофптшч Хєуєі аитоїс, Тцєїс бє ™а цє Хєуєтє єЬа; dлокрl0єlс бє Еїц^ Пєтрос єїлє, о Хріатбс о иїбс той 0єои той £футас. Каї dлокрl0єlс о ’І^аоСс єт^ аитф, Maкdрlос єї, Еїц^ вар і^а, бті аар^ каї аїца оик dлєкdХu^є аоі dХХ’ о лат^р цои о єv тоїс оuрavоIс. Муш бє аоі Хєуш оті аи єї Пєтрос, каї єлї таитд т^ лєтра оікобоц^аш цои т^ єккХ^аіач каї лиХаї абои ои катіахиаоиагу аит^с. // (Л. 4).

Пришедшу во страны9 Кесарии Филипповы, вопрошаше ученикы Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго? Они же реша: овии убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк. Глагола им Иисус: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон10 Петр, рече: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. И, отвещав, Иисус рече ему: блажен // (Л. 4 об.) еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на Небесех: и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей11.

Се есть святаго апостола исповедание. Се есть утверждение или, рещи, камень основания и всего Православия совершенное благочестие, во еже глаголати и испове- // (Л. 5.) дати от сердца: воистину, Ты еси Христос, Сын Бога Живаго.

Имяше же убо святый апостол Петр, во проповеди вселенныя, от Христа Бога, якоже и себе званнаго апостола, святаго Иоанна евангели-

5 Пс 10. 4.

6 Пс 21. 23.

7 Пс 67. 27.

8 Над словом со знаком замены «мене».

9 На полях ссылка: «Мф. зач. 67».

10 Писец употребил греческую Е вместо С.

11 Мф 16. 13-18.

ста и Богослова. Вкупе утверждающа повеления Христова и вкупе посылаема уготовати требование Его.

Якоже Лука богогласный12 во благовестии своем написа: // (Л. 5 об.) Ш0£ бё ^ %£ра т^ афцшч £у ^ £ба 0и£а0а1 то лааха ка! алшто^Е Штроv ка!’Iшdvvnv алшч Пор£и0£ут£с ел1цааат£ то лааха 1Уа фdYWЦ£v.

Прииде же день опреснок, воньже подобаше жрети Пасху: и посла Петра и Иоанна, рек: шедше уготовайте Пасху, да ямы13. Богослов же Иоанн14 сам о себе свидетелствует и о Страсти Христове, тако глаголя: // (Л. 6)

'НкоХои0£1 бё тф 1паои П£трос ка! аАЛос ца0^т^с. О бё ца0^т^с

£к£1^ос ^ у^атос тф арх!£р£1, ка! аиу£1а^\0£ тф 1паои £к; т^ аи\^ той арх!£р£«с, о бё Штрос £ат^ка лрос т^ 0ира £^ш. ’Е^А0^ ош о ца0^т^с о аАЛос ос ^ у^атос тф арх!£р£1 ка! ал^ т^ 0иршрф ка! £1а1£уау£ т6v П£троv.

По Иисусе же идяше Симон Петр и другий ученик. Ученик же той бе знаемь архиереови, и вниде со Иисусом во двор // (Л. 6 об.) архиере-ов. Петр же стояше при дверех вне. Изыде убо ученик той, иже бе знаемь архиереови, и рече дверницы, и введе Петра15. И паки во Воскресении Господни.

’Е^А0^ о П£трос ка! о аААос ца0^т^с, ка! ^рхоvто ас то |тупЦ£юч £тр£хо бё оi био оцои.

Егда изыде Петр16 и другий ученик (его же любляше Иисус17) [се есть Иоанн], и идяста ко гробу Христову, течаста // (Л. 7) же оба вкупе18. Есть же писано и в Деяниих Апостолских о вкупособрателном люблении их.

’Ел! то аито бё П£трос ка! ’Iwdvvnс dv£pа^vоv ас то І£р6v £л! т^ шраv т^с лроа£ихлс т^ £мат^.

Вкупе же Петр и Иоанн19 восхождаста во святилище на молитву, в час девятый20.

12 На полях ссылка: «Лук, зач. 108».

13 Лк 22. 7-8.

14 На полях ссылка: «Иоанн, зач. 58».

15 Ин 18. 15-16.

16 На полях ссылка: «Иоанн, зач. 63».

17 Ин 21. 20.

18 Ин 20. 3-4.

19 На полях ссылка: «Деян. зач. 7».

20 Деян 3, 1.

Что же не воспомянем ли, и жителств святых отец наших, и иже евангелски и апостолски // (Л. 7 об.) ходившых, да последуем стопам их. Изряднее же о Пресвятей Богородице21, еже писано есть в житии препо-добнаго Сергиа.

Пресвятая убо Владычица наша Богородица и Приснодева Ма-риа явися преподобному Сергию Радонежскому, имея с собою святых апостол Петра Верховнаго и Иоанна Богослова22. И прежде сего явися святая Богородица преподобному Кириаку, // (Л. 8) имея такожде с собою святых верховных апостол Петра и богословца Иоанна. И святому Иоанну Златоусту явистася святая апостола, Петр и Иоанн, якоже виде их вшедшых к нему святый Исихий.

Святый же Петр, митрополит Киевский и всеа России, егда про-уведением Божественнаго разума, откровением уразуме прославлену быти граду Москве, // (Л. 8 об.) проповеди ради прииде из Киева даже и до него, и возлюби паче инех российских градов жити в нем и восхоте тамо и престолу архиерейскому утвердитися. Бяше же в том граде благочестивый великий князь Иоанн. И глагола ему святый Петр, да созиждет во своем граде Москве соборную церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, посреде града // (Л. 9) каменную.

Моляше же его сице: сыне, аще послушаеши мене и храм Пресвя-тыя Богородици во своем граде воздвигнеши, ты убо прославишися паче иных князей, и сынове твои, и сыны сынов твоих в род и род. И град сей Москва славен будет во всех российских градех. И святители поживут в нем, еще же и кости моя положении будут // (Л. 9 об.) в нем, и взыдут рукы его на плещи враг его, и Бог прославится о нем23.

И тако благословением Божиим чрез святыя его молитвы в церкви Пресвятыя Богородицы престол архиерейский утвердися и град Москва славе показася. Ибо благочестивых и православных ради царей, царствующих в нем, царствующий великий град Москва наименовася. // (Л. 10)

Зри и разумей: яко и царство сие Всероссийское пресвятлыми цари, царем Иоанном и царем Петром утверждается. Но якоже прежде

21 Ср. с литургическим возгласом: «Изрядно о Пресвятей...»

22 На полях: «Октомв. 1» (на 1 октября по старому стилю приходится праздник Покрова Пресвятой Богородицы).

23 Ср.: ПСРЛ. Т. 21: Степенная книга царского родословия. Ч. I. СПб., 1908. С. 328; Пролог (декабрь — февраль). М.: Печатный двор, 29.08.1641. Л. 142 об.

глаголах, яко святый апостол Петр, везде имяше апостола и богослова Иоанна, вкупе собирающася, или Пасху уготовати или по Христе ити или о Христове Воскресении уверитися, по реченному: течаста же оба вкупе, или // (Л. 10 об.) во святилище на молитву ити, вкупе восхож-дах Петр, и Иоанн, или со Пресвятою Богородицею, или самим о себе, являтися святым вкупе являхуся, святая апостола Петр и Иоанн. Или в царствующем граде Москве, Церковь Богоматери создати, и престол Царский и архиерейский утвердити. Бяху вкупе, великий князь Иоанн и во святых отец наш Петр чудотворец. // (Л. 11)

Не бяше тое время, егда при спасителном смотрении, и в спасителных Страстех, и славном Воскресении Христове, и по Вознесении Его на Небеса, при апостолех, по них пастырех и учителех, идеже потребно святой Церкви, воеже быти Петру без присущества Иоаннова. Сего ради, от Царя Небесна-го, дашася царствию Российскому, // (Л. 11 об.) еще сущи отрокома, Богом избранныя и Богом помазанныя, благоверныя и христолюбивыя, великия государи цари и великия князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы. Вкупе во царствии Всероссийском. Сии пресветлии царие Петр и Иоанн24 воцаристася и царскими венцы во едино // (Л. 12) время, Божиею милостию рукою всеблаженней-шаго православнаго пастыря, во Святем Дусе отца и богомолца своего, а нашего великаго господина всесвятейшаго кир Иоакима, архиепископа царствующаго великаго града Москвы, и всея Великия, и Малыя, и Белыя России Патриарха. Во святей соборней и апостолстей церкви Пресвятыя Богородицы венчании быша и на престол // (Л. 12 об.) царский отеческий седоста вкупе. И вся Россиа возрадовася о пресветлом царствовании их, по реченному во псалме: Тіої Еі^у dYaХХldс0wаav єлї тф РааїХє^ аитши Сынове Сиони25 возрадуются о царех своих26. Радость бо сия истинная и от древних святых прозрением будущих откровенная.

Якоже виде о них во откровении по чисто- // (Л. 13) те жития своего. Преподобный и богоносный отец наш святый Кирилл Новоезерский, и глаголаше и абие рече: видех27 на престоле царя седяща и пред ним два от-

24 Подпись на полях «в лето 7190 июня 25».

25 Ссылка на полях «Псал. 149».

26 Пс 149. 2.

27 На полях вставка «в лето 7040-е (1532 г.): февруариа 4» (прп. Кирилл Новоезерский умер 4 февраля 1532 г.)

рока стояща, храбра зело. И умиленна имуща на главах своих венцы царствия, и вдаде им Господь оружие на сопротивныя и поклонятся ему вси языцы и будет царство наше умирено // (Л. 13 об.) Богом и управлено28.

Вонмем же, возлюбленнии, в разсуждении духовном, кто убо есть царь той седящий. Седящаго убо царя на престоле, именует самого ЦАРЯ29 царствующих, великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

И пред ним два отрока стояща, храбра зело и умиленна. Зело храбра являет храбраго великаго государя нашего царя и великаго // (Л. 14) князя ПЕТРА Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца. Умиленнаго же являет великаго государя нашего царя и великаго князя Иоанна Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца.

Кто бо видев умиление и кроткое благоговеинство, и молчаливое его предстояние в молитве Божии, глаголю же: // (Л. 14 об.) благовер-наго сего и христолюбиваго великаго государя нашего царя и великаго князя Иоанна Алексиевича всея России, не удивится и не похвалит.

Сам бо Господь Бог таковаго ублажает и похваляет, глаголя: на кого призрю, но на кроткаго и молчаливаго, и трепещуго словес Моих30. Паче же и прославляет его Господь Бог, и в далечайшых странах, по // (Л. 15) реченному: прославляющаго мя, рече, прославлю31.

Но да слышите о сем удивлению достойную повесть, еже слышах от достоверно ведущаго.

В прешедшем убо времени сих настоящих времен, осмыя тысящи сто осмьдесять шестаго месяца августа32, бывшу некоему иеромонаху по случаю во странах северных Всероссийскаго сего царствия, в царском // (Л. 15 об.) их богомолии, во обители Всемилостиваго Спаса и Пречи-стыя Богородици и преподобных Зосимы и Саватиа чудотворцев, в Соловецком монастыре. И восхоте убо той иеромонах некогда по острову оному великому от уныния проходитися и ходившу ему с братиями.

28 Ср. Пролог (декабрь — февраль). М.: Печатный двор, 29.08.1641. Л. 379.

29 Здесь и далее отдельные слова приводятся прописными буквами так, как это сделано и в рукописи.

30 Ис 66. 2. Цитата не дословная, полная: «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и мол-чаливаго и трепещущаго словес моих?».

31 1 Цар 2. 30.

32 То есть в августе 1678 г. С 1676 до 1680 г. иеромонах Игнатий (Римский-Корсаков) нес послушание экклесиарха в Соловецкой обители.

Брат некий, монах Воскресенскаго монастыря, зовомаго нова-го Иерусалима, иже есть // (Л. 16) близ царствующаго града Москвы, на Истре, сей по случаю прислан бяше в Соловецкий монастырь. Сей убо монах особь глагола оному иеромонаху о пресветлом и преславном рождении сего благовернаго великаго государя, и христолюбиваго царя и великаго князя Иоанна Алексиевича всея России. Еже он достоверно из уст святейшаго Никона патриарха в Во- // (Л. 16 об.) скресенском монастыре, егда при нем, святейшем патриархе, в келии его живяше, в келии его слыша от него сице.

Во оно время, в неже родися сей великий государь царь и великий князь Иоанн Алексиевич всея России от благовернаго и христолюбиваго великаго государя, пресветлаго царя и великаго князя Алексиа Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, // (Л. 17) и от его пресветлой царици, государыни нашей и великой княгини Марии Ильичны, в лето 7174-го, месяца августа33. И тогда в далечайшей стране нападе страх и трепет на нечестиваго Моамефова34 раба турскаго, глаголю салтана, и со всеми его служащыми, сицевым образом. Смотряю-щым убо мудрым их волхвом о всяких человеческих рождениях, со всеми // (Л. 17 об.) иными поведаша царю своему салтану турскому, глаголюще: яко родися, рекоша, в сие время белому московскому царю сын царевич. И последи убо той царевич имать быти белым московским царем. Егда же той царем будет на царстве своем, тогда ему, турскому салтану царю, будет от него великая незгода или и совершенное разорение. // (Л. 18)

Сия же слышав, турецкий салтан смятеся и бысть в недоумении и во ужасе велице, и вси паши, и вся палата его. И бысть между ими тайно о том плач и ужас велий; никому же ведущу, токмо ближним салтановым.

Уведав же сия вся, турскаго салтана паша иерусалимский [еже35 есть болярин и воевода Иерусалимский], воз- // (Л. 18 об.) вести святейшему патриарху Иерусалимскому греческаго Православия сущу в тайне [беста бо себе друга, патриарх Иерусалимский и паша турецкий] и запо-веда ему никому же поведати збывшееся.

Слышав жия сия преславная Божия дела на Российском царствии, той святейший патриарх от онаго турецкаго паши [еже есть болярина]

33 Август 1666 г.

34 «Моамефом» именуют древнерусские книжники пророка Мухаммеда.

35 На полях со знаками замены «иже».

прослави Бога // (Л. 19) и назнамена писанием время, в неже рождение царевичево бысть, и день и час, воньже поведа ему паша сия словеса.

По неколицех же днех прииде посланник с царским посланием от благовернаго и христолюбиваго великаго государя, царя и велика-го князя Алексиа Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, царствующаго // (Л. 19 об.) града Москвы, во святый град Иерусалим, ко всесвятейшему Иерусалимскому патриарху.

Яко да молит Господа Бога, в Троице Святей славимаго, о нем, великом государе царе, и о его благоверной36 царице, и о их благородных чадех, и о новорожденном сыне их, благоверном государе царевиче и великом князе Иоанне Алексиевиче. // (Л. 20)

Присла же великий государь царь ко святейшему Иерусалимскому патриарху и милостыню доволну. Написано же бысть в писании царском время и день рождения царевичева.

Разсмотрев же святейший Иерусалимский патриарх, яко время и день рождения великаго государя царевича и великаго князя Иоанна Алексиевича тое бяше, в неже рекоша мудри турецкии волсви // (Л. 20 об.) родитися сыну царевичу у белаго московскаго царя, и прослави Бога.

И возвести сия вся некоторым верным посланцом своим, ко оному святейшему Никону патриарху. Он же, сия слышав, такоже по премногу благодарствоваше Бога.

И повеле изографом тезоименитаго аггела его, честнаго и славна-го великаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, // (Л. 21) главу на дске37 начертати, и яко на блюде лежащ, вапы изобразити, и положив же тамо в той святой иконе и от крови святаго Предтечи, съседшейся во время усекновения его, и округ ея в таблицах таинственно и премудро о благополучении милости Божия малым речением изъявленная написа. И святую ону Предтечевы главы икону, в нейже бяше и честная его Кре-стителева // (Л. 21 об.) кровь, во благословение присла оному новорожденному царевичу и великому князю Иоанну Алексиевичу, иже Божиею милостию ныне великий государь царь и великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец.

До зде сказание повести сея, еже поведа ему оный монах. Сия же аз слышав от него и никому же ничесо же рех, дондеже увидев вещем збы-

36 После слова между строк вставка «государыне».

37 Доске.

тие // (Л. 22) и царствование его с братом его великим государем царем и великим князем Петром Алексиевичем всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем.

Кто же паки видев храбрость, и обозрителство, и ревность о святей Церкви и о своем царском Всероссийском царствии в помощи Божии благовернаго и христолюбиваго великаго и храбраго государя нашего царя // (Л. 22 об.) и великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, не возрадуется и не возвеселится.

Что же явление храбрости сие: возраст высокий и благообразный образ лица его, яко лице аггела Божия, слово его царское, яко глас трубы златокованны.

Воинственная же его изъявления и обозрителство и ревность о святой Церкви, сие есть любовь // (Л. 23) ко Господу Богу, в Троице Святей славимому, и к Пречистей Деве Богородице Марии, и по всем святым угодником Божиим, и помощь Восточной святей Христове Церкви: Православия же отеческаго преданий тоя хранение. Почитание же и послушание и заступление во Святем Дусе отцу своему и прилежному богомолцу, а нашему великому господину, всесвятейшему кир Иоакиму, Божиею милостию // (Л. 23 об.) архиепископу царствующаго великаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России патриарху.

Храбрость же его воинственная и чин устроения, по даней ему от Господа Бога царской премудрости, всем явленна. И ничтоже храбрых ополчений благопоступаний же воинов его укрыся от него, но яко высокопарный орел, // (Л. 24) царственным своим оком вся назирая и прему-дростным разумом вся управляя, чины убо располагая и храбрственно к делам храбрости научая и скорошественне хитрость храбрства пока-зуя38, стреляния же и копие ударения и мужественное острым мечем ры-церство и самодейственне показуя.

Храбрость же его сия царская, данная ему паче // (Л. 24 об.) иных царей, в роде сем, по реченному во апокалипси святаго Иоанна евангелиста и Богослова, якоже он тамо пишет, во главе шестой.

Каі єїбо'У бтє ^'уоі^є'у то dpvюv т^ афрауіба т^ бєитєрач ^коиаа той бєитєрои ^фои Х£Yоvтос,’'Epxоu каі рХєлє. Каі є^Х0^ dХХос їллос лиррос, каі тф ка0^Ц^ш ел’ аитф ебо0п аитф Ха^єі^ т^ єір^^ dл6 т^с УЛс каі їуа dХХ^Хоuс афd^шаl, каі ебо0п аитф |шхаіра ц£YdХn. // (Л. 25)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И видех, егда отверзе Агнец печать вторую, слышах второе животное, глаголющее: гряди и виждь. И изыде другий конь рыж, и седящему на нем дано бысть взяти мир от земли, и да убиет друг друга, и дан бысть ему меч великий39.

Слышите же духовне, и разсудите с Богом реченная Богословом, яко мню сему сего храбраго царя нашего показовати // (Л. 25 об.) приточне.

Седящему бо на рыжем кони, кто признаватися инако хощет, аще не сему нашему пресветлому и храброму царю и великому князю Петру Алексиевичу, всея России самодержцу. Се бо зрим, яко во время царствования его взят бысть мир от земли, сиречь от земная мудрствующих, глаголю же от нечестивых турков и татаров. Взяша бо западни кра- // (Л. 26) леве мир свой от него, турскаго салтана. Понеже он, турский, глаголю, салтан, яко хищный волк, хотя кого победити, мир свой лестный разрушаше, но прежде, иже где видяше силное господарство, со оным мир утверждаше, яко да удобнее на подсилное себе господарство обратится и, победив, и в нем воцарится.

Якоже убо и Российское // (Л. 26 об.) христианское великих государей наших царство, видя в помощи Божии ратоборственно и силно, сотвори просителне в мире с собою пребыти и лестнее мир утверди. Хищения же Украины Великоросския за миром своим лестным татаровы непрестанно творяше.

В то же время лестнаго своего с россияны мира и на западныя страны вооружися, // (Л. 27) хотя онех победити и под турецкую свою неволю обратити и тако от него земных мудрований, нечестиваго злодея, взяша мир свой, еже есть примирение, западныя страны и убиша друг друга.

Пришедше же убо послове от оных, глаголю, западных кралей, молях пресветлых нашых Всероссийскых царей, яко да повелят быти своему царскому // (Л. 27 об.) с ними, западными крали, миру и моляху же взятии мир свой от земли турския и татарския, иже40 и бысть взятие мира, за многия их турския и татарския неустоятелныя мирных постановлений причины еже есть действа.

Сего ради, ко хранению пресветлаго их великих государей Все-российскаго царствия, дан бысть храбрости его царстей, яко храброму

39 Откр 6. 3-4.

40 На полях вставка со знаками заменены «еже».

царю, меч // (Л. 28) великий, еже прилично есть храбрости его меч же, глаголется, все его великаго государя всероссийское храброе воинство, воли его царстей и превысочайшей деснице служащее.

О сем бо препоясания мече, данном пресветлой его царстей храбрости, воспримем слово от пророка святаго и царя Давида, глаголанное во псалме 44-м.

Пєр^шааі т^ роцфа^ аои // (Л. 28 об.) елі т6v ц^Р^ аои биуаті т^ шрают^ті аои каі тф гаХХєі аои каі £утєґує каі катєиобои каі РааїХєиє є'уєкє'у dХn0£^ас каі бікаюашпс каі обпулаєі ає 0аицаат«с л бє^ю аои.

Препояши мечь твой по бедре твоей, силне, красотою твоею и добротою твоею; и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды; и наставит тя дивно // (Л. 29) десница твоя41.

Имуща на главах своих венцы царския42. Царския венцы, яко имети има на главах своих, являет пресветлаго царскаго рождения их от царствующих родителей своих, естественне та венца имущых, и еже вкупе любовию братски царствовати има во отеческом достоянии и одержании своем, сохраняя псаломское слово: // (Л. 29 об.)

’Ібои б^ ті кaХ6v ^ ті тєрл'Уб'У dХХ’ ^ то катоікєгу dб£Х0оuс елі то аито. Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе43.

И вдаде има Господь оружие на сопротивныя и поклонятся ему вси языцы44.

Вданное има оружие Господне, Животворящий Крест, яко же и царю Константину, тако же показан бысть крест на небеси изображен // (Л. 30) звездами. Прииде же ему и глас, глаголющ: Константине, сим побеждай, или, по иному преводу45, в сем знамении победиши.

На егоже образ святый царь Константин призвав хитрыя злато-хитрецы, повеле им устроити от злата крест святый, якоже бысть ему показан на небеси.

Той убо святый крест, повелением пресветлаго царя государя и великаго // (Л. 30 об.) князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, принесен бысть в Россию из святыя Афонския горы, на время

41 Пс 44. 4-5.

42 Из пророчества прп. Кирилла. Более полный текст пророчества см. выше.

43 Пс 132. 1.

44 Из пророчества прп. Кирилла. Более полный текст пророчества см. выше.

45 То есть переводу.

победы на полскаго краля, точию да будет со оным пресветлым царем в путешествиях его, ко отмщению на злотворцев полских и литовских и немецких людей, егоже царским повелением пред многочисленными полками его предношаху и Божиею // (Л. 31) милостию силою Честнаго и Животворящаго Креста всегда победу получаху.

Совершившымся же46 трилетным онем царским и славным великим ратоборственным путешествием и с великою и славною победою пресветлый царь в царствующий град Москву возвратися.

По сем же оныя Афонския горы монаси со архимандриты и игумены своими моляху // (Л. 31 об.) пресветлаго царя, да повелит оный Животворящий Крест, егоже на время восприят из Афонския горы в Москву, паки возвратити в гору Афонскую.

Но прошения их не угодна бяху пресветлому царю, и с великим гневом отсылахуся, овии же гневом царским за многая прошения их и в далечайшыя обители посылахуся, а еже отдати им // (Л. 32) честнаго онаго креста во святую гору никако же бе намерение.

Тии же Афонския горы монаси непрестаях моляще даже и до сего пресветлаго их царствования, видев же всех Творец и Владыка Господь Бог пресветлое их и братолюбное царствование, и яко да исполнит преподобнаго угодника своего Кирилла предвиденное, вдаде има оное свое оружие, // (Л. 32 об.) Животворящий Крест, на побеждение всех видимых и невидимых врагов, сицевым образом, яко да оным монахом Афонския, глаголю, горы. Того ради яко да будет Животворящий Крест, соделанный царем Константином, в Велицей России неот'емлем, даватися соизволиша милостыни некоторой по вся лета. Приходити же им повелено // (Л. 33) бысть по оную милостыню во время, якоже свидетелствует царский хрисовул, еже есть царская жалованная грамота, данная им по их прошению.

Сицевым убо образом, тое оружие мира, непобедимая победа, глаголю же, Животворящий Крест Господень, соделанный царем Константином, вдадеся им пресветлым царем, яко быти ему, у них // (Л. 33 об.) великих государей, во царствии Всероссийском даже до века.

Се есть оружие или, истиннее рещи: сей есть меч, от него же пред-рече смерть свою быти оный нечистый Муромский, паче же рещи Мо-

амефов змий47, глаголя: будет рече мне смерть48 от Петрова плеча, от Агрикова меча, якоже о сем повествуется в житии благовернаго // (Л. 34) и святаго князя Петра Муромскаго чудотворца49.

Слышите, возлюбленнии, речение сие, глаголющее быти совершеннее смерти Моамефова змиа от Петрова плеча, Агрикова же меча. Меч же Агриков приточне, истиннее же рещи: того то есть меч, ему же есть имя Алфа и Омега, се убо и во Апокалипси откровенное оружие, // (Л. 34 об.) или меч, яко дан бысть седящему на рыжем кони50. По речен-ному: и се, изыде конь рыж, и седящему на нем дан бысть ему меч великий51.

Церковь же святая молит со псалмопевцем, глаголя:

”Екх^ роцфшоу ка! айYкA.£lаоv ^^Т1ас; т^ катаб1«к^т^ Ц£.

Ет^ т^ ^ихЛ Цои ашт^р(а аои о1ц! ёуш.

Изсуни меч52, и заключи сопротив гонящых // (Л. 35) мя. Рцы души моей, спасение твое есмь аз53.

И паки той же пророк молит, глаголя:

’'Екх£оv т^ ору^у аои ел! та £0^ та Ylvшакоvтd а£ ка! еп! ^аайаас

а! то бvоцd аои оик ёл£каA.ёааvто.

Пролей гнев Твой на54 языкы, незнающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша55.

47 «Моамефом» именуют древнерусские книжники пророка Мухаммеда. Надо полагать, что под «Моамефовым змеем» автор имеет в виду Османскую империю, на территории которой находились в то время все Восточные Патриархаты.

48 Ссылка на полях: «Иуниа, день 25, зри яко в сий дне сии пресветлии цари, царскими венцы венчашася».

49 Автор отсылает читателей к известному произведению «Повесть о Петре и Февро-нии Муромских».

50 На полях: «зри: яко пресветлаго сего государя царя мати, благоверная государя царица и великая княгиня НАТАЛИА Кирилловна от благороднаго рода НАРЫЖКИНЫХ».

51 Откр 6. 4. Цитата не дословная; полная: «И изыде другий конь рыжь: и седящему на нем дано бысть взяти мир от земли, и да убиют друг друга: и дан бысть ему мечь великий» (Откр 6. 4).

52 Ссылка на полях: «Псалом, 35». На самом деле автором процитирован псалом 34. Скорее всего, это описка писца или автора.

53 Пс 34. 3.

54 Ссылка на полях: «Псалом, 78».

55 Пс 78. 6.

И будет царство наше умирено Богом и управлено56. Богом умиренное и упра- // (Л. 35 об.) вленное царство, яве глаголет преподобный Кирилл, яко наше есть, рече, Великия России, само христианское их великих государей Московское царство.

Зрите, благословеннии слышателие, каковая нам в царствовании их братолюбном явися благодать Божия, спасителная всем человеком.

Зрите от преподобных отец свидетелствованная о пресветлом // (Л. 36) царствовании их.

Да слышите же согласную повесть сего святаго Кирилла видению, юже некто от освященных чинов диакон со многою верностию извеща-яся, поведа ми: в царство, рече, пресветлаго царя государя и великаго князя Феодара Алексиевича, всея России самодержца. В третие лето царства его, в двадесять же четвертый // (Л. 36 об.) день месяца июния57 идущу оному диакону путем ко граду своему и постиже некоего юношу, в свиту монашеску одеяна и во единой убо руце жезл путешественный, в друзей же обутель, сиречь сапоги, носяща.

Той же диакон, по обычаю своему, нача вопрошати его, глаголя: от-куду, брате, грядеши; он же отвещав ему: бех рече, отче, // (Л. 37) в мона-стире Всемилостиваго Спаса, на Каменном, и ходих помолитися, [бе же речение его немователно.] Диакон же рече ему: зрю тя, брате, человека не российския земли жителя; он же отвеща ему: несть, рече, вашея рос-сийския земли рождением, но иноземец есмь новокрещеный.

Вопроси же паки диакон, глаголя: которыя // (Л. 37 об.) еси земли, брате. Он же отвещав: свийския, рече, земли, града же Стеколна, от палаты кралевскаго величества, сенаторский сын, и бывшу ми со отцем моим при кралевском величестве, услышах премудрыя глаголы, глаголемы о вашем Российском царствии: яко Бог прославляет его, паче иных царств. И того ради оставих // (Л. 38) свою землю, приидох в Московское ваше царствие и восприях вашу веру.

Диакон же, моляще его, глаголя: прошу тя, брате, повеждь ми, ка-ковыя премудрыя глаголы слышал еси о нашем Российском царствии.

Он же отвеща ему сице: Краль убо наш посылаше послы своя с писании во вся западныя кралевства, // (Л. 38 об.) яко да споможение

56 Из пророчества прп. Кирилла. Более полный текст пророчества см. выше.

57 24 июня 1679 г.

сотворят ему на вашего российскаго царя. Понеже многия, рече, мне обиды от него, а едином убо ми противостояти ему никакоже возможно.

Тии же кралеве, слышавше послания его, из тех всех кралевств вос-писавше кралю нашему, глаголюще: чесого убо ради нам с российским царем имети вражду; аще // (Л. 39) же тебе обида от него есть каковая и ты убо, с полским кралем во единстве, сопротивостойте ему, зане же имеете между собою пограничество царств своих, нам же в том несть ни единаго деления.

Слышав же сия, краль наш воспечаловася зело, понеже вси крале-ве, к ним же посылаше писания на вашего российскаго царя, // (Л. 39 об.) отрекоша ему о споможении.

Оный же краль наш призва к себе мудрых своих советников и начат с ними творити совет: како бы им самим царю российскому мститися.

Тии же мудрыя советникы отвещаша ему, тако глаголюще: яко убо Господь Бог прославляет царство его паче иных царств. Егда же убо будут во оном царствии // (Л. 40) два царя, тогда наипаче прославится. То-чию да будут в мире и в любви пребывати между собою. Аще же любве и совет между ими не будет, во царствии их58.

Диакон же вопроси его, глаголя, каковое зло имать быти. Он же рече: того убо аз не вем, каковое то зло будет, понеже мудрыя люди59 того кралю не сказаша. // (Л. 40 об.)

Иеродиакон же рече ему: како убо вашы мудрыя познавают в преходящее быти, рцы ми; и многое ли время прейдет, до онех дву царей; и в которое время имут быти, и како они именами будут нарицатися;

Он же отвеща: того убо они, мудрыя нашы люди, не сказаша, в которое время // (Л. 41) имут быти два царя в Российском царствии и како будут именами нарицатися.

Рече же ему иеродикон: несовершенныя суть мудрецы60 вашы. Понеже ни времени знают, ниже како именами нарицатися будут. Каковая то мудрость их, яко совершенно ничесого возвещают, разве бо мнением тако глаголют. И на сем словеси той диакон в мале осклабися и рече // (Л. 41 об.) ко юноше оному: кроме Господа Бога, кому от человек ведати в предхотящее быти, точию пророком и святым отцем нашым.

58 На полях мелким почерком «То некое злое приключение будет».

59 На полях мелким почерком со знаками замены «советники».

60 На полях заменено «философы».

Он же рече ему: ей, отче честный, не лжу, аще убо и не пророцы, ниже святыя наши мудрыя люди совершенно же убо все познавают.

Священнодиакон же паки нача его вопрошати: повеждь ми, рече, брате, како прославлено будет царствие наше Российское, // (Л. 42) яко-же рекл еси, егда будут два царя.

Он же отвеща: аще, рече, в мире и в любви пребывати имут, велие благо будет всему царствию вашему.

Диакон же рече ему: каковое же убо благо будет всему нашему царствию?

Юноша же поведа ему сице: бусорман, рече, на все Православие воз’ярится и пойдет на вся западныя христианы великим воинством // (Л. 42 об.) и многым кралем соодолеет. И тогда вси западных христиан крали припадут к вашым российским царем, просяще мира, и помощи, и заступления на бусормана турскаго царя.

Тогда убо цари ваши, слышавше прошения их, умилятся над христианы и воздвигнутся на бусорман и пойдут на них воинством, побо-рая по христианстве, и Господь // (Л. 43) Бог подаст руку помощи, и победят бусорман. И тако прославится царствие ваше Российское.

Священнодиакон же моли его, глаголя: прошу тя, брате Иоанне [тако бо имя свое сказал ему], повеждь ми и сие: при онех ли двою царех совершится сие великое дело, еже бусормана турскаго победити имут нашы благочестивыя цари? Отвещав же он и рече: // (Л. 43 об.) отче честный, не вем сего, аще при онех совершится сие великое дело или при наследниках рожденных от них благочестивых царей, токмо совершенно побежден имать быти турский бусорман.

Иеродиакон же о сем зело умилися и прослави Бога и рече ему: брате Иоанне, молю тя, иди во царствующий град Москву и возвести тайну сию // (Л. 44) великую пресветлому царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея России самодержцу.

Он же отвещав, рече: не умедлю, честный отче, пребывая зде, но иду во царствующий град Москву ко благочестивому царю и в подобно время вся ему о сей тайне возвещу. По сих же словесех, хотящема има разытися, поклонение друг другу сотвориста. И моли // (Л. 44 об.) его иеродиакон, глаголя: брате Иоанне, посети мой убогий домик61.

Он же, отвещав, рече ему: отче честный, аще аз умедлю к тебе при-

ити, моля тя, яко да приидеши сам ко мне в дом боголюбца сего, [поведа же ему и имя его] и паки с тобою увидевшеся собеседуева.

Священнодиакон же пришед в дом свой, и в нареченное время, // (Л. 45) чаяше62 его приити к себе, видев же, яко не прииде юноша во время, в неже хоте приити, востав, иде в дом ко оному боголюбцу, идеже по-веда себе хотяща обитати. Вопроси же господина дому того и живущих в нем, аще обитает у них таковый юноша, глаголавый с ним в путешествии.

Они же о сем удивляхуся, глаголюще: яко в доме // (Л. 45 об.) нашем воистинну несть бывал таковый человек, якова же ты глаголеши. И мним убо, яко несть тебе каковое бысть привидение.

По сих же словесех оный диакон отиде в дом свой, много имея в помысле своем соистязание, и вся сия возложи на Господа Бога и рече: якоже Господ[е]ви [у]годе, тако да будет.

Возвести же сия вся во оно время и духовному // (Л. 46) своему отцу, некоему иерею, Спасовы церкве, глаголемыя, единодневныя. И от того убо времене рече: забвению предах сия и ниже на паметь когда взы-доша ми вышереченная.

Егда же изыде царское повеление воинству православному, в лето 7195-е63, во еже ити им на страну турскаго салтана, на крымскую, глаголю, землю, тогда воспомяну // (Л. 46 об.) преславнаго онаго юношу, по-ведавшаго ему о двою царех российских. И глагола к себе: не сии ли убо суть два царя, о них же слышах, иже Божиею милостию царствуют ныне в России, великия государи цари и великия князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы. И тако о сем много помышляше, аще от Господа Бога // (Л. 47) сие извещение бысть ему, и моляшеся, да сотворит Господь по воли Своей, яко-же речена быша к нему.

Таковая же аз слышав, и согласно обретох видению святаго Кирилла Новоезерскаго, яко достойная памяти написах к словесем сим.

И сего ради должни есмы непрестанныя молитвы ко Господу Богу, в Троице Святей славимому, // (Л. 47 об.) о них, великих государех наших, и о всем их пресветлом царском доме во святей Церкви и в домех наших возсылати.

Яко да подаст им Господь Бог, великим государем нашим пресвет-

62 Заменено на «ожидаше».

63 1686/1687 г., имеется в виду Первый Крымский поход.

лым царем, имети любовь и соединение, в любви душевное спасение и телесное здравие, и умножит лет живота их, и да послет Господь Бог свыше // (Л. 48) победу им на вся видимыя и невидимая врагы, и державу царствия их миром и тишиною оградит, и исполнит всякия благодати, и мирно устроит.

Той бо есть Царь царствующих, и Господь господствующих64, и Источник всякия благодати, в Него же веровахом, и Егоже имя призыва-ем65, и о Нем же живем, и движемся, и // (Л. 48 об.) есмы66.

Сия убо слышаще, возлюбленнии, возрадуемся духовне и возвеселимся, помышляюще любовь Божию. И якоже глаголет божественный Зла-тоуст67: яко от Бога даруемая достоинства (или саны) известная и по смерти пребывают, а яже от человек, не тако. К сему же и нравоучением увещая, глаголет: пребудем прочее // (Л. 49) достойное дарования жителство пока-зующе и мир и святыню соблюдающе. Инии бо убо санове привременны суть и с настоящым разорятся житием, и на сревреницех суть купуемыя, (отнюду ниже сан сия быти речет кто, но имена санов точию, в ризнем украшении и дароносцев ласкателстве силу имущии). Сей же, аки от Бога // (Л. 49 об.) данный дар святыни и сыноположения, ниже смертию пресеца-ется, но и зде творит светлы, и к будущей с нами отходит жизни.

Соблюдаяй бо сыноположение и святыню со опаством сохраняяй, самого того иже диадимою облеченнаго и порфирою одеяннаго, светлейший есть, и блаженнейший, и в настоящем житии тишиною питаяй-ся // (Л. 50) многою, и благими насыщаяйся надеждами; и никую же никогда же отнюд плища и смущения имеяй вину, но сладости всегдашния наслаждаяйся. Благодушество бо и радость ни чалства величество, ни имений множество, ни могутства надмение, ни телесе крепость, ни мно-гоценность трапезы, ни ризы утварь: ни ино что от человеческих тво- // (Л. 50 об.) рити обыче, но разве исправление самое духовное и совесть блага. И иже сию очищенну имеяй, аще и в рубища одеян будет и гладом боряся, зело питавшихся есть благодушнейший. Якоже убо лукавая све-дый в себе, аще и всех восприимет имения, всех есть окаяннейший. Сего же ради Павел, убо во гладе живый всегдашнем // (Л. 51) и наготе боряй-

64 Ср. 1 Тим 6. 15; Откр 19. 16.

65 Молитва 6-я, из молитв на сон грядущим.

66 Деян 17. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67 На полях со знаками замены «Хрисостом».

ся и уязвляемь, на всяк день радовашеся и наслаждашеся паче царствующих тогда. Ахав же, царствуяй и пищи насласждаяйся многоценныя, понеже грех он содела, стеняше же и скорбяше, и лице его спадшее бе и прежде греха и по гресе. Аще убо хощем восприяти наслаждение прежде иных всех, да убежим лукавства, // (Л. 51 об.) и да гоним добродетель; несть бо мощно инако сего причаститися, аще и на самый взыйдем царский престол. Темже и Павел глаголаше: плод же духовный любовь, радость, мир68. Сего убо плода питаем в себе верою Христовою и житие свое утвердим на камени веры. Камень бо есть тверд вера, и истинная свобода есть еже обладати страстми. // (Л. 52) Держимся убо сего камени незыблемаго, ниже бо реки, ниже ветри припадше возмогут чим по-вредити нас, стахом бо на камени недвижими.

Се бо есть наша твердость и камень основания — исповедание православныя веры: воистинну Ты еси Христос, Сын Бога Живаго; тако бо исповедающе, и добре поживше, и здешния радости // (Л. 52 об.) насладимся, и будущее получим Царствие. Благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначалным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Жи-вотворящым Единосущным Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. // (Л. 53)

НАПИСАСЯ во обители Всемилостиваго Спаса на Новом, царских пресветлых прародителей строения; Игнатием иеромонахом, архимандритом Новоспасским, 719869 года, маия, 4-го дня.

68 Гал 5. 22.

69 1690 г.

*г/

сЗS’Гб*И1,0*ПСАк П~Г4 (3^ HblHt

/ Ч ^ .

<v

иіНСМЧ СуДЇН СГП О Mb (ttO

/. - '

V ШУ - . .

ЫЛ&

ґчшніі* „ и Qtpxo-

n О f-T "4‘ I '

QHOMX ОІПЛ* iWcnj* . fri нспоаг^у*нїн 7 Uu№3-^-гИ наношшн jj^uoai*

СШ>^» •

' 1 > 7 < ' e /If ~77(rf0i’ y7icU іП1 rocc'rn

ТЛ ~7Ті~ГрОС MTtA&tybCTlQ/LCCU

1 / • / (J ,

Tea» (tXW^ffrtOCY . ■XCU~77V^M-

01Y сиїїяс.

jkiT (Icrnp'i , и на

СНЛЛ'Ь 110МЛ£НН СО^И^Ат'Ь

u^uoai ило\> * и Qeamc*' О^уэ i vc* Ht со^ум 'fc‘ ro mr Vh , ^bdiioim^'u {ьлгослосіжнін

OtSbcr OU -XCOTtOYZrfOVi

/ . /> / f Л 4 V — '

1IItl fCH

БАН ПI А № 10. Л. 2.

Jw ті ■xaSfV . 7! TV ItjPJlYn. J7 TV X«r.v*r'v

O' uno (ijOffpo , или что ttpouno : нЪ (qth ^Лніпи Ьриііі'їм Сі'l И»П'Ь .

И й'лдст Г^ь Opart’ll

н« соп^опінанмя . н

ГІОИЛОНЯГГІСЛ Слл* QtH hx^MLJbl .

^^^CKHHOf И АЛСЯ ОЦв^'іЧ

Ijyti , ^гГимосттриун и^піа . Кймслцк н lljiVo

^ммстишіпн» , тмии^Лі IIOtlOt^UHl (ыспи ИбГП'* mw HtetcH

■ Hf‘H^ <*«

Ga* H М«Л глгоиуі : £to

ЦСІООЧЛГПІНІ ІИЛЛХ noerfc-у^>д«М , ИЛИ ПО ином» и^аоді в'с«мБ знімл»«їи

noeri^rtllLH . '

|~Joi osp^ •• спім*

І^ь ^мстянгліна ирн-'аампч xiimtm ^«іпо.

і попнНї (\'сіп^онгпи ьа^уашо1'^

(і|ііпч «шин . VeiioQtv Бы

CW ПОНО^кСИнХ НО» HtSKH.

___ /, -J і ' - ■=--РПон ' Хб« сткін tunvi,

поп^'І'нїілЛ пцжпгбітіло» ГО U|Jlf - И 0МНИЛГМ

БАН ПI А № 10. Л. 29 об. — ЗО

ії

нлн ЛЧі'п, . Іансо дс'нт, ~~~у~..Тт£; Sbltmk С'ідміулл» на »к1'_ «И-мі нони . (lo»titHMo_

^T-MM HT..u.4 ■}*.„/ I ,

и(йЦ|ПГи"-‘ AAV • li r« ****** * *

HJflUKHH

■ плія п^ним - •>■*„/ і • .

~Йгг : p<*.

'Г,'ЛЛ^11ЛА'‘ H<* HJAA4 , ЛЧНЧ tjUUlU Cw* A4t'tT>

Л° , _

вмип'іи

ІІ *- 1 ' ' " llfiiotik cmot* ллолн

to '^'ОІЛЛЛОП'^'сПІ^ЛЛЧ ГХЛ :

jVx/ffer f>6/u<jacucin Xcu

cvfb')ir;rvv iltvxYTtxt ?«v

хсст<Л':с.'Хт‘)ач /tct . (Ілоу

гтГ ^/а^’Ґuau , SVT71C!*.

гои oi'/и: іГи . ї / , m [^«НН yUtm , Н ^OHub-

чн conpommit ГОМЛЩ uxt

\ р •s. V- /и

AAA . ІІ^ЬІ ДЛСИИ

спасініЧ главі (сть Ot'^l.

пани oio'h'qVv njjiii't, А»однт'і гля :

■У •

£77/

Т

“V . , ^ »

*гас» o^rw <г°и Осі крю Осе от іїусз0Хог9ос

<Я? , ’Уои {77/ (эесеОшхс . ои та

1( / , » ■» «V 7 О

oyoucc га</ оих {тхаЛігкук,

^ І . , /- -ч

|і^ои*н гнг^а'ь тили н« нЦыиы m^HWbujjbiR тш, н н« іі^стпїл нЯ<*-

К5 ruaotrco м? п|іи^ааіііло(.

ts^nm, ii|jnt(mn на. nit Лімнцно Кголлт> н ^пусіалсно . (згом'ь^лли^імно^ ,н\п^«

БАН ПI А № 10. Л. 34 об. — 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.