Научная статья на тему 'Слово о преподавателе и ученом. И. Н. Олегина (к 70-летию со дня рождения)'

Слово о преподавателе и ученом. И. Н. Олегина (к 70-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о преподавателе и ученом. И. Н. Олегина (к 70-летию со дня рождения)»

/—

ХРОНИКА

СЛОВО О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И УЧЕНОМ. Й.Н. ОЛЕГИНА (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Преподаватели и ученые исторического факультета прошлых лет запомнились навсегда. Это были профессионалы самой высокой пробы: настоящие трибуны, люди убежденные в правоте своих взглядов, многие весьма далекие от политической конъюнктуры. Они сами творили историю нашего Отечества, защитили его в годы тяжелейшей войны и гордились этим. Но, конечно, они были разными - со своими чудачествами, темпераментом, отношением к занятиям: кто-то приходил за час до их начала, кто-то чуть-чуть всегда опаздывал, кто-то казался очень строгим, у кого-то глаза постоянно лучились добротой. Но в целом это были люди несуетные, мудрые и по-особому светлые. Занятия никогда не ограничивались аудиториями, особенно если там не принято было что-то говорить. Знания по истории мы получали даже в перерывах, во время разных работ, практик, отдыха и т.д. Уже тогда, в 1960-е годы, прекрасными качествами преподавателя обладала Ирина Николаевна Олегина, самая младшая среди своих коллег по кафедре, а впоследствии кандидат исторических наук, доцент кафедры Новейшей истории России Санкт-Петербургского государственного университета.

Ирина Николаевна родилась 14 января 1937 г. в семье военнослужащего. Ее жизнь с детства была связана с частыми переездами, неудобствами, но и с яркими впечатлениями «кочевой жизни», встречами с новыми, интересными людьми, ранними познаниями окружающего мира, формированием таких черт характера, как трудолюбие, доброжелательность, целеустремленность. Конкретно все это проявилось еще в школе, где И.Н. Олегина отличалась необыкновенным прилежанием в изучении различных предметов, побеждала в олимпиадах и в итоге 33-ю Ленинградскую школу закончила с золотой медалью. Потом был исторический факультет Ленинградского государственного университета, с 1959 г. - аспирантура.

Под началом таких крупных отечественных ученых, как В.В. Мавродин, С.Б. Окунь, С.Н. Валк, Н.Г. Сладкевич, В.А. Овсянюин, сформировалась область научных интересов молодого ученого - историография отечественной истории, зарубежная историография, методология исторической науки, история индустриализации России, история отечественной культуры. Но подлинный успех пришел с завершением и защитой в 1967 г. кандидатской диссертации («Английская и американская историография о политике индустриализации СССР»), Во время защиты некоторые выступавшие высказывали мнения о фундаментальности исследования, выполненного на уровне требований, предъявляемых к докторским диссертациям. Вскоре по решению Редакционно-издательского совета

© Н.А. Виноградов, 2007

Ленинградского университета работа была опубликована (см.: Олегина И.Н. Индустриализация-СССР в английской и американской историографии. Л., 1971. 222 с.).

'В совершенстве владея темой исследования, проанализировав в оригинале огромный массив зарубежной литературы, автор сумела показать, что в зарубежных трактовках истории социалистической индустриализации отчетливо прослеживаются не замеченные ранее следующие тенденции. Во-первых, не всегда присутствовали враждебные нам мотивы. Многие зарубежные историки высоко оценивали достижения советской экономической и политической системы в восстановлении народного хозяйства и справедливо указывали на потенциальные возможности страны в деле индустриализации. Конечно, эти оценки не оставались неизменными как во времени, так и в отдельных аспектах. Во-вторых, многие западные исследователи и политики указывали на позитивную роль Октябрьской революции в снятии препятствий на пути прогресса страны, необходимости планирования процесса индустриализации (Л. Фишер, М. Фарбман, У. Чемберли, Э.Х. Карр и др.). В-третьих, что касается западных историков, осмыслявших советскую индустриализацию исключительно с позиций антикоммунизма, то во многих случаях привлекательность темы внутрипартийной борьбы в России часто заслоняла объективный анализ экономического развития. Попытки же указывать на ошибки в планировании хозяйственной деятельности, на преимущества концепций оппозиционных платформ и др. происходили по причине слабого знания или явной предвзятости в изображении процессов преобразования в России.

Такого рода выводы автора были достаточно новыми в исторической литературе и в определенной мере не совпадали с официальными установками хотя бы потому, что совершенно в ином свете были представлены зарубежные исследователи российской и советской истории. Поблекло, хотя совсем и не исчезло, универсальное понятие «буржуазные фальсификаторы истории». Ирина Николаевна одной из первых сумела доказать, что на Западе также существуют различные уровни исторического знания. Многие работы перегружены субъективистскими выводами. Но их тоже надо читать. Не отвергать, а вести аргументированные дискуссии.

В 70-е годы стали известными в университете и в городе основные лекционные курсы доцента И.Н. Олегиной по историографии отечественной истории, истории отечественной культуры XX в., концепциям современной исторической науки (зарубежной и отечественной). Многие годы Ирина Николаевна вела специальные семинары по истории отечественной культуры. Десятки людей в стране и за рубежом обращаются до сих пор к Ирине Николаевне за консультацией или отзывом на работу. Она никогда не отказывает в помощи, щедро делится своими знаниями.

В начале 70-х годов вызвала отклик за рубежом ее статья «Капиталистическая и социалистическая индустриализация в трактовке А. Гершенкрона». Ее перевод появился в журнале «Rivista storica italiana» в 1972 г. и сопровождался статьей А. Гершенкрона «Критика издалека: ответ». Затем ответ Гершенкрона был перепечатан также журналом «Soviet Studies» (1973 г.).

И.Н. Олегина ответила на методологические вопросы, затронутые в статье Гершенкрона, двумя статьями в «Вестнике Ленинградского университета» (1976. № 20; 1977. № 2), на которые А. Гершенкрон, в свою очередь, откликнулся статьей в «Soviet Studies» «Критика издалека: новый ответ». В центре развернувшейся дискуссии были общие проблемы методологии истории и сравнительной экономической истории и, в частности, концепция «стадий отсталости» А. Гершенкрона, которую он попытался применить к исследованию индустриализации России. По нашему мнению, поставленные авторами

вопросы традиционности и прерывности в историческом развитии, исторической необходимости, закономерности, альтернативы, воздействия на экономику не экономических явлений актуальны и в наше время и требуют дальнейшей разработки.

В конце 80-х годов заметным событием в исторической науке стала новая монография Ирины Николаевны, в которой рассматривались основные концепции английской и американской историографии, в частности взгляды историков-объективистов, пытавшихся п^дхо^ить к освещению политики индустриализации в России с реалистических позиций. 'Автор включилась в новую дискуссию по экономическим и социальным проблемам российской индустриализации (см.: Олегина И.Н. Критика концепций современной американской и английской буржуазной историографии по проблемам индустриализации СССР. Л, 1989. 220 с.). Отметим лишь, что для выработки современных концепций технологического обновления страны весьма полезными могут стать выводы автора о регулировании импорта зарубежной техники, о преимуществах централизованного планирования в использовании научных и технических новшеств и их роли в повышении уровня жизни, культуры и социальной активности различных слоев населения.

Нас, пришедших на исторический факультет в шестидесятые годы прошлого века, всегда привлекала основательность Ирины Николаевны, которая присутствовала в приобщении студентов к научной работе. Она прочитывала все наши курсовые, дипломные работы, а позже статьи и диссертации. Внимательно выслушивала на семинарах и на экзаменах. Нередко замечания и пожелания преподавателя занимали несколько страниц, но это никого не расстраивало. И, вероятно, потому, что Ирина Николаевна исключительно доброжелательный человек. Постепенно приходило умение работать с литературой, источниками и, что не менее важно, созревала убежденность в правильности выбора профессии преподавателя и исследователя. Многие подражали человеческим качествам Ирины Николаевны, перенимали ее привычки начинать и вести занятия. Даже годы спустя ее выпускников можно было узнать, побывав на их занятиях.

Как к руководителю дипломных и диссертационных работ к И.Н. Олегиной традиционно шло много студентов и аспирантов. И для каждого находилась интересная тема исследования. Все получали достаточную помощь в корректировании плана работы, выборе метода исследования, поиске и систематизации необходимых материалов. От внимательного взгляда Ирины Николаевны никогда не ускользали наши промахи и недоработки. Но это никогда не уменьшало желания работать добросовестно. Во-первых, обращаться к Ирине Николаевне с незавершенной работой было не принято. Во-вторых, все знали, что если работа получилась серьезная, то более высокой оценки ей никто не даст. Именно в такой творческой атмосфере возникали намерения работать по теме после защиты дипломной работы, что закономерно приводило к диссертационным исследованиям.

С 1963 г. и по настоящее время Ирина Николаевна ведет преподавательскую и научную работу на историческом факультете СПбГУ (кафедра истории СССР, кафедра истории советского общества, кафедра русской истории, кафедра Новейшей истории России). Под ее руководством подготовили кандидатские диссертации около 20 человек. Некоторые из них стали докторами наук. Вполне закономерным стало награждение И.Н. Олегиной в 1981 г. дипломом Министерства высшего и среднего образования СССР и ЦК ВЛКСМ за научное руководство студенческой работой, получившей медаль по итогам Всесоюзного конкурса научных работ 1980/81 г.

В 70-е - начале 90-х годов было заметно ее участие в работе Научного совета Академии наук и его Северо-Западной секции по историографии (потом - по историографии и источниковедению).

Среди работ И.Н. Олегиной последних лет можно назвать статьи об А.А. Богданове, о Карле Баллоде, о новейших тенденциях в современном зарубежном россиеведении, а также участие в подготовке «Книги памяти Ленинградского - Санкт-Петербургского университета» (Вып. 1-2. СПб, 1995-2000).

Классической по глубине анализа и объективности оценок можно признать опуб--ликованную в 2005 г. работу И.Н. Олегиной, посвященную «новому направлению» в изучении социально-экономической истории России конца XIX - начала XX в. Автор одной из первых сумела показать, что в историографии «нового направления» (П.В. Во-лобуев, К.Н. Тарновский, А.Я. Аврех, П.Г. Галузо, К.Ф. Шацилло и др.), развивавшегося в рамках марксизма, отчетливо проявилось стремление многих российских историков пробиться к истине через все препоны одобряемых властями концепций. По справедливому утверждению автора, только неутомимыми поисками исторической истины, твердостью в отстаивании своих научных принципов историкам «нового направления» в 1950-1990-е годы удалось сформировать представление о недостаточной зрелости капиталистических отношений в России, что не соответствовало официальным подходам в трактовке предпосылок Октябрьской революции.

Свой замечательный юбилей талантливый педагог и известный исследователь встречает славными свершениями, венчающими ее деятельность в изучении важнейших областей истории мировой и отечественной культуры. Как и прежде все, что делает и чем занимается Ирина Николаевна, доводится до результата, образца, служащего ориентиром и исходной позицией для новых исследований в соответствующей области исторической науки. В каждой ее публикации чувствуется обстоятельный анализ источника, скрупулезный расчет, поиск и определение оптимального метода исследования. Именно эти свойства натуры ученого обеспечили признание студентов, коллег и ученых не только университета, но и специалистов зарубежных и отечественных научных учреждений.

Время обладает важным качеством - оно оценивает. Кто-то выдерживает проверку временем, а кто-то нет. Одни труды безвестно теряются во времени, а другие становятся еще масштабнее. То, что сделано И.Н. Олегиной, еще предстоит оценить в полной мере. Она сформировалась как преподаватель и ученый в эпоху перемен, что, как известно, связано с душевным дискомфортом. Трудный период Ленинградской блокады, не менее трудные послевоенные годы. Бюрократические препоны не раз становились барьером на пути ее продвижения к давно заслуженным высоким степеням и званиям. Ирина Николаевна избрала другой путь: своим трудом она добилась заслуженного признания в научном и студенческом мире.

Сегодня ученики юбиляра трудятся во многих вузах, архивах, музеях, школах России, Дальнего и Ближнего зарубежья. Данное посвящение Учителю и Человеку является лишь перечнем небольшой части того, что сделала Ирина Николаевна для исторической науки, для всех нас. Это и пожелание ей множества новых учеников, дискуссий, открытий неизведанных или забытых страниц истории.

Н.А. Виноградов Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.