Научная статья на тему '«Слово о полку Игореве» в современной ростовской финифти'

«Слово о полку Игореве» в современной ростовской финифти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Слово о полку Игореве» в современной ростовской финифти»

В. Ф. Пак (Ростов)

«Слово о полку Игореве» в современной ростовской финифти

Ростовская финифть XX в., современная финифть все время искала темы для творчества. Тогда как в ранней и классической финифти второй половины ХУ1П-Х1Х вв. такой проблемы не могло даже и стоять, само существование и назначение которой было связано с церковными заказами. После же революции финифть долго искала почву под ногами, и вот, наконец, в 1930-е гг. в ней утвердились цветочная роспись и пейзаж, главным образом архитектурный. Но творчески мыслящим эмальерам семидесятых и восьмидесятых годов в рамках цветочной и пейзажной росписи было тесно и они искали вдохновения в героических сюжетах истории России 1 - от татаро-монгольского нашествия до второй мировой войны 1941-1945 гг. Наиболее интересными представляются произведения, написанные на темы средневековой истории России. В данном пласте можно выделить несколько вещей, связанных непосредственно с великим творением древнерусского гения - «Словом о полку Игореве»:

триптих с одноименным названием 2 старейшего мастера промысла, классика современной ростовской финифти - Н. А. Ку-ландина3 (ювелир Л. Н. Матакова),

оклад для миниатюрной книги 4 с текстом поэмы художника росписи по эмали В. И. Полякова 0 (ювелир А. К. Топоров), панно «Автор Слова» 0 самобытного художника А. Г. Алек-

7

сеева ,

ларчик, на пластине которого цитируются строки из поэмы «На землю половецкую за землю русскую» 8 художника В. Д. Коч-кина 9 (ювелир С. А. Лебедев).

Художники 80-х, работая над новой темой, опираются не только на традиции ростовской финифти (техника, декоративизм колорита), но применяют некоторые художественные приемы оформления древних рукописей, современной книжной иллюстрации и станковой живописной картины.

Миниатюрный оклад к поэме, имеющий на переплете надпись «Слово о полку Игореве», был исполнен Виктором Поляковым в 1986 г., лицевая сторона его «окантована» витой вере-

вочкой из темно-синей эмали и металла, в центре помещена овальная финифтяная пластина, по четырем углам от миниатюры бутоны цветов, выполненные в технике перегородчатой эмали и заполненные темно-синей поливой. Фолиант закрывается на специальную петлю как ценные оклады древнерусских рукописей. И ювелирное, и живописное решение навеяно духом древности. Роспись исполнена со знанием законов перспективы, но в ней присутствует ощущение многоярусности древнерусской миниатюры и стенописи."Так за полосой сменяющих друг друга и клубящихся голубых и розовых облаков, сизая «тьма» войска, в центре пластины слева детализированы отдельные конные фигуры и на переднем плане изображен князь Игорь, возглавляющий свою рать, воинственно и дерзко протянувший левую руку в сторону врага. В руке его копье чуть склоненное вправо. Эта линия нарушает центральную ось композиции, но придает динамизм и движение миниатюре. Порывистый рисунок лишен статики, напряженным движениям всадника вторят упругие линии движений мышц коня. Колорит росписи наполнен свежестью нежных сочетаний голубых, розовых, оливковых, желтых и охры.

Художник В. Кочкин на миниатюре «Не землю половецкую за землю русскую» (1985) изображает скачущих всадников на фоне пронзительно голубого неба. Слова из поэмы начертаны как эпиграф прямо на пластине. Роспись дополнена изящным кружевом скани. В. Кочкин в этой работе проявляется как художник с тонким чутьем колориста, ориентирующегося на де-коративизм старинных ростовских эмалей (голубая, пурпур и позолота имитируют эмали ХУШ-Х1Х вв.).

Если указанные работы более тяготеют к передаче событийной канвы произведения, то А. Алексеев стремится постичь облик создателя поэмы. Личность автора «Слова» пытались разгадать многие исследователи, но до сих пор имя его неизвестно, но лишь в одном сходятся все ученые: творение это гениально, и автор был «человеком с широким государственным кругозором, отлично ориентировавшимся как в русской истории, так и в политической обстановке своего времени». Таким и изображает его художник А. Алексеев. Миниатюра «Автор Слова» сродни стилю «монументального историзма» (по выражению Д. С. Лихачева). Художник стремился передать сам дух, характер творца: крупные черты лица, четкие определенные очертания носа, бровей, плотно сжатые губы. В правой

руке его перо, левая с напряженно раздвинутыми пальцами придерживает "бумагу. Кольчуга, облегающая статную фигуру отсвечивает, поблескивая металлическим блеском на выступающих мускулах груди и плеч. Синий плащ, перекинутый через плечо, драпируется четкими жестковатыми складками. Несмотря на то, что художнику позировал ростовский мастер портрета на эмали А. Е. Зайцев-Картавцев, миниатюре присущи черты автопортретности. Художник здесь выступает также и в качестве ювелира, он доводит миниатюру до полной законченности, заключая ее в овал и обрамляя широким ажурным кольцом, богато украшенным сканью, выполненной в духе ювелирного искусства древнерусских мастеров.

Дальше других идет в этом направлении старейший мастер Н. А. Куландин. Автор решает тему в трехчастной форме, которую он применял и ранее. Известен триптих 1968 г. — «Ростовские звоны», в котором художник также достигает широты эпического звучания темы и талантливо решает пространственно-временные напластования. В триптихе явно присутствует ритмическое начало: сквозь толщу времен звук, как бы рассекая плоскость, переходит в иное качество - пластику рисунка. Ритмическая трех-частность обоих работ исходит из идеи троичности, характерной для древнерусской литературы и фольклора, в недрах которых берут начало два жанра «слава» и «плач», ставшие лейтмотивом триптиха «Слово о полку Игореве». Первоначальное свое понимание поэмы художник ярко выразил в эскизе: на центральной части триптиха помещен Автор поэмы, за спиной которого разворачивается битва на фоне солнечного затмения, левая часть триптиха - плач Ярославны и правая, заключительная часть - «Слава Игорю Святославличу... Князем слава и дружине! Аминь».

Но между эскизом и законченным произведением прошла огромная работа, в процессе которой появляются некоторые изменения и в композиции, и в ощущениях художника: если в эскизе на центральной пластине изображен автор поэмы, в руках которого свиток и перо, то в материале (во всех трех вариантах) он мыслится уже в ином качестве - это вещий Боян, играющий на гуслях. Таким образом, в представлении художника, образ творца поэмы сливается с обликом сказителя Волна. Композиция (эскиз - варианты) почти не меняется - тот же разворот фигуры, также рядом мальчик, но к нему переходят атрибуты летописца - свиток и свеча, мальчик четче вычленяется как символ преемственности поколений.

Н. Куландин, сделав эскиз, продолжал знакомиться с темой глубже. Судя по конечному воплощению образа князя Игоря -правая часть триптиха, ему стали известны сведения из Ипатьевской летописи: «И по Божьему попущению ранили Игоря, не смог он владеть левой рукой своею, и была великая печаль в полку его...» «...он снял с себя шлем и снова поскакал к кову-ям, чтобы они, узнав князя, возвратились... Когда же приближался Игорь к полкам своим, половцы перерезали ему дорогу и, на расстоянии полета стрелы от его полка, взяли его в плен». И тогда появляется изображение перевязанной руки Игоря и его непокрытая русая голова, и половцы - не сражающиеся как в эскизе, а пленяющие Игоря. А в эскизе композиция правой части триптиха более сложна и совершенна в своей классической завершенности: в динамичных ракурсах изображен князь Игорь в воинском снаряжении верхом на коне. В вариантах же 1986 и 1987 гг. образ князя вырастает до богатыря. Князь Игорь Н. Ку-ландина ассоциируется с образом ростовского князя Василько. Та же копна русых волос, то же богатырское телосложение. С одной стороны художник все более уточняя исторические подробности, детализирует, а с другой, не опускаясь в излишнюю детализацию и повествовательность, добивается обобщения изображения. Так, в эскизе в центральной части на втором плане изображается конное войско, а в материале - абрис войска трансформируется в клубы пожарищ (триптих 1986 г.) и грозовые тучи (варианты 1987 г.). Символ солнечного затмения сохраняется от эскиза до конечного воплощения темы в материале. На заднем плане четче, чем в эскизе очерчен пейзаж, и на фоне озаренного дымом пожарищ неба высится силуэт белокаменного храма. Художник достигает колористического равновесия как отдельно рассматриваемой правой части, так и триптиха в целом.

Динамична левая часть «Плач Ярославны». Согласно тексту и подобно графику В, А. Фаворскому, Куландин изображает Ярославну стоящей на Путивльской деревянной стене, возвышающейся над холмом. Выразителен и красив ее облик. Подавшись вперед и воздев к небу руки, Ярославна с мольбой обращается к силам небесным. Трагичны изломы движений ее тела. Здесь между эскизом и готовыми вариантами расхождений нет, за исключением фигурки плачущей девушки возле ног Ярославны во втором варианте.

Художник, дорабатывая свой первоначальный эскиз, доводит изображение до лаконичной законченности и композици-

онной уравновешенности. Левая и правая части ярославского триптиха как композиционно, так и колористически вариативно схожи и почти зеркально вторят друг другу. Лишь лица персонажей слегка отличаются. Колористическое решение первого варианта сочнее, ярче, выразительней. Оба варианта отличаются эмоциональным напряжением, тонкой поэзией и совершенством исполнения. Здесь ясно и отчетливо прослеживаются два начала: дух героической освободительной борьбы, с одной стороны, и глубокий лиризм, - с другой. А упомянутые выше художники В. И. Поляков, А. Г. Алексеев и В. Д. Кочкин развивают в миниатюрах лишь первое направление, что, впрочем, не снижает их достоинств.

Для рассмотренных выше произведений на тему «Слова о полку Игореве» характерны высокая степень эмоционального напряжения, тонкая поэзия и совершенство исполнения. Эти произведения стоят не только в ряду лучшей миниатюрной живописи по эмали в Ростове 1970-1980-х годов, вышедшей за рамки простого ремесленничества, но и вносят своеобразный вклад в понимание значимости поэмы для всей славянской культуры.

Примечания

1 См.: Кривоносое В. Т. Огненное письмо. Ярославль, 1977; Гончарова Л. Н. Ростовская финифть. Открытки. М., 1985; Зайцев-Картав цев А. Е. Ростовские эмали. Фотоальбом. М., 1988; Вахрина В. И. Ростовская финифть. Открытки. М., 1989; Декоративное искусство. Эмаль, текстиль, керамика, металл, финифть, ювелирное искусство. Каталог международной выставки. Ярославль, 1994; Борисова В. И. Ростовская финифть. Альбом. М., 1995; Пак В. Ф. Лирико-эпическое начало в исторических сюжетах современной ростовской финифти / VI Золотаревские чтения. Тезисы. Рыбинск, 1996. С.28-29; Пак В. Ф. Древнерусские сюжеты в произведениях ростовских эмальеров / Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария (11-13 июня 1997 года). Вып. V. Можайск-Терра, 1998. С. 452-458.

2 Первый вариант 1986 г. - музей фабрики «Ростовская финифть» Инв. № 67; Вариант 1987 г. - Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Инв. № 54935. Фн-461. Неоконченный вариант 1987 г. (отсутствует левая часть) - собственность автора.

3 Куландин Николай Александрович (1930 г. рождения), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Учился в художе-

ственно-ремесленном училище при Первомайском фарфоровом заводе, член СХ России с 1975 г. Работы Н. А. Куландина находятся в Государственной Оружейной палате, Всесоюзном музее декоративно-при-кладного и народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», музее НХП фабрики «Ростовская финифть» (Ростов), музеях Рыбинска, Вологды и частных коллекциях.

4 ГМЗ РК Инв. № КП-18060.

5 Поляков Виктор Иванович (1955 г. рождения). Учился в Чебоксарском художественном училище и в Московском технологическом институте. Работал главным художником фабрики «Ростовская финифть». Член СХ России с 1989 г. Работы В. И. Полякова находятся в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», музее ТОО «Ростовская финифть» (Ростов), частных коллекциях (Москва, США, Германия, Австрия, Италия).

6 ГМЗ РК Инв. № КП-12160.

7 Алексеев Александр Геннадиевич (1940 г. рождения). Учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина. Член СХ России с 1980 г. Работы А. Г. Алексеева находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Ярославском государственном историко-архитектурном музее (Ярославль), Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», музее ТОО «Ростовская финифть» (Ростов), частных коллекциях.

8 ГМЗ РК Инв. № КП-15413.

9 Кочкин Валерий Дмитриевич (1957 г. рождения). Учился в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина. Член СХ России с 1987 г. Работы В. Д. Кочкина находятся в: Государственной Оружейной палате (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Сергиево-Пасадском историко-художественном музее-заповеднике; Ярославском государственном историко-архитектур-ном музее-заповеднике, художественном музее (Ярославль), Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», музее ТОО «Ростовская финифть» (Ростов) и частных коллекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.