Научная статья на тему 'Слово о геологе-угольщике и учёном Юрии Васильевиче Степанове'

Слово о геологе-угольщике и учёном Юрии Васильевиче Степанове Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о геологе-угольщике и учёном Юрии Васильевиче Степанове»



ВеемЯик, май, 2008 г., № 5

Мемориал В. А. Малышеву

нодорожного депо, машинистом, служил в РККА, учился в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, которое окончил в 1934 г. До

1938 г. приобретал конструкторский опыт, затем быш назначен директором Коломенского паровозостроительного завода им. В. В. Куйбышева. В начале

1939 г. И. В. Сталин назначил тридцатишестилетнего В. А. Малышева наркомом тяжёлого машиностроения СССР, в 1940 г. — наркомом среднего машиностроения, преобразованного в начале войны в Наркомат танковой промышленности. Одновременно был заместителем председателя СНК СССР. Создание и непрерывное наращивание танковой мощи Красной Армии — в значительной мере результат инженерноорганизаторской деятельности наркома генерал-полковника инженерно-технической службы В. А. Малышева. За неё он был удостоен звания Г ероя Социалистического Труда, стал дважды лауреатом Сталинской премии, кавалером множества орденов и медалей.

После Великой Победы В. А. Малышев продолжает руководить обеспечением обороноспособности страны, восстановлением и развитием народного хозяйства, а когда возникла задача создания в СССР атомной промышленно-

сти, ему поручили возглавить новую для нашей страны необычную промышленную отрасль. В 1953 г. он был назначен министром среднего машиностроения СССР, и атомная промышленность стала важнейшим компонентом экономической и военной мощи государства. Именно в это время в его ведение среди многих сотен крупных объектов попали и бериллиевые рудники, вступившие в фазу бурного развития.

В. А. Малышев до конца жизни оставался в ряду первостепенных государственных деятелей, руководителей страны. Скончался он 20 февраля 1957 г. на посту председателя Госкоматома Совмина СССР по новой технике и первого заместителя Г осударственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства. Страна многим обязана Вячеславу Александровичу Малышеву, и в первую очередь победой отечественного броневого оружия в войне над фашизмом. В. А. Малышев, Д. Ф. Устинов, Б. Л. Ванников — “железная” когорта сталинских оборонных наркомов — заняла яркое место в мировой истории.

Память о В. А. Малышеве чтят многие города и предприятия России. Только в Екатеринбурге, крупнейшем центре оборонной промышленности, почему-то переименовали улицу Малышева и демонтировали памятник ему. Но этот город за всю свою историю отмечался метаниями из крайности в крайность. Малышевский мемориал в Сыктывкаре — одно из самых популярных мест. В сквере около бюста В. А. Малышева ус-

тановлена самоходная артиллерийская установка, на фронтах эти установки назрівали «зверобоями». Здесь всегда людно. Имя В. А. Малышева присвоено ближайшей к мемориалу школе № 25.

Малышевское рудопроявление пережило с начала перестройки трудные времена и не раз находилось на грани развала. Да и сейчас ситуация не очень устойчивая. Тем не менее его предприятия производят весь спектр традиционных минеральных продуктов, развивают новые производства. Увеличивается добыча самоцветов, найдены уникальные кристаллы и друзы изумруда стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов, ведётся огранка драгоценных камней, изготовление ювелирных изделий, сувениров из камня.

Драгоценный камень из Изумрудных копей. Геологический музей им. А. А. Чернова, № 620/102

В геологическом музее им. А. А. Чернова Института геологии хранится один из крупных кристаллов изумруда, заключённый в слюдитовую оболочку. Правда, попал он к нам не прямо с Ма-лышевки, а через одно из соседних государств, и биография этого камня в значительной степени загадочна.

Так, через судьбу легендарного “танкового” наркома Вячеслава Александровича Малышева сошлись сыктывкарский, оборонный и минералогический меридианы. История человечества и слагается из подобных схождений.

Академик НЮимт

СЛОВО О ГЕОЛОГЕ-УГОЛЬЩИКЕ И УЧЁНОМ ЮРИИ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СТЕПАНОВЕ (1923-1996)

19 мая 2008 г. легендарному исследователю Печорского угольного бассейна Ю. В. Степанову могло бы стать 85 лет. К сожалению — не случилось. Тем не менее память о нем жива и даже становится более глубокой, о чем свидетельствует замечательная биографическая книга Я. Э. Юдовича.

Похоже, что о предках и родителях Юрия Васильевича нам ведомо мало. Дед по материнской линии был поляком, участвовавшем в антироссийском восстании, но впоследствии нашедший укрытие именно в России. О деде по отцовской линии известно и того меньше. Был он как будто человеком “зажиточ-

ным”, вот и все. О родителях информация тоже крайне скудна, хотя по всему видно, что они своим сыном были любымы. Родился наш герой, как и Антон Павлович Чехов, в тихом Таганроге. Учился вперемежку, то в родном городе, то на Сахалине, куда уехал на заработки его отец. Промучился Юра, таким образом, до 9-го класса, после окончания которого по наущению своего дядьки ушел в рабфак при таганрогском заводе “Фрезер”. Завод, судя по названию, был инструментальным.

Вскоре случилась война, известие о которой пришло чуть ли не на выпускных экзаменах. Последний состоялся как раз

22 июня 1941 г. Вскоре юный инструментальщик быш призван в РККА и направлен в пехотное училище. Учили курсантов военным наукам весьма недолго. Уже в октябре 1941 г. вчерашние курсанты оказались под Ростовом, на который немец “пер и пер”, не считаясь ни с какими потерями. Однако плохо вооруженные и поначалу необстрелянные мальчишки — пехотинцы1, артиллеристы, ка,,,,, валеристы и даже моряки —

Ю. В. Степанов, 1941 г. ^ К.

две недели держали оборону,

пока их частью не поубивали, а частью пленили и рассеяли. Среди последних оказался и раненый Юра Степанов. Он остался на занятой фрицами территории, но каким-то образом избежал плена и пробрался в оккупированный Таганрог. Удивительно, но, вернувшись к родителям, он снова поступил учиться, на этот раз в сельхозучилище при таганрогском бур-гомистрате — странном порождении немецкого “орднун-га”. В годы немецкой оккупации Таганрог, похоже, был каким-то оазисом относительного благополучия, о чем интересно было написано и в воспоминаниях крупного геохимика проф. Ю. Г. Щербакова, уроженца Ростова-на-Дону. Однако оазис оазисом, но оккупационные власти вскоре одумались. Начались проверки, и Степанова из понятных соображений неблагонадежности “зачистили” вместе с военнопленными в германское рабство.

Работал в г. Любеке, за непослушание быш едва не повешен. К счастью ограничились отправкой в Брест-Литовский лагерь смерти, откуда Юре удалось бежать. С немецким военным эшелоном (!) двинул обратно домой в Россию. Вновь добрался до Таганрога и даже восстановился в то же самом училище, над которым шефствовал служивший немцам бургомистр. В 1943 г наши наконец-то выбили фрицев и гансов из Таганрога и Юрий Степанов оказался в наступающей армии. На этот раз его определили полковыш телефонистом. Участвовал в тяжелых боях, включая взятие г. Николаева и форсирование Днепра. Заслужил медаль "За отвагу", которую давали только за боевые заслуги. В 1944 г. быш тяжело ранен снайпером, едва не потерял руку и быш комиссован. Говорят, что о войне Ю. В. Степанов вспоминал нечасто и только как о “хаосе, бойне и кровавой мясорубке”. Возможно, потому, что воевать ему пришлось всего полгода. Мой отец, к примеру, отпахавший на передовой два года и закончивший свою войну участием в подрыгве главный бастионов крепости Кенигсберг, находил для неё и другие слова.

После госпиталя Юрий Степанов поступил в МГРИ. Учился хорошо, работая в летние месяцы то коллектором, то младшим геологом, а то и начальником поисковой партии.

Однако уже в 1949 г. за участие в “пиратско”-студенческой компании — почти детскую

шалосты — был арестован и осужден как «организатор антисоветской группировки “Черный легион” с подозрением на терроризм». По приговору ОСО получил “четвертак” (25 лет) “с исполызо-ванием на тяжелых работах” и вскоре оказался в Минлаге в г. Инте. Здесы и началасы его профессионалыная жизны.

После реабилитации в 1956 г. Ю. В. Степанов восстанавливается в МГРИ и защищает наконец диплом горного инженера. Потом работает Ю. В. Степанов. Инта, 1954 г. главным геологом на интин-

ской шахте. В 1959 г. переходит в Воркутинскую ГРЭ, с которой будет связана практически вся его научно-производственная биография. Он очены быстро становится корифеем в геологии Печорского уголыного бассейна, организует и возглавляет необыиные, но очены эффективные творческие (“тематические”) коллективы. Сердцевиной степановского научного метода на долгие годы становится подход к шахте как к единому “колоссалыному обнажению полезного ископаемого и вмещающих пород”, на котором можно в комплексе изучаты тектонику, литологию, параметры угленосности, свойства углей, гидрогеологию. С 1963 г. Ю. В. Степанов начинает внедряты в геологическую практику методы углепетрографии, особенно метод количественного измерения отражателыной способности витринита, приведший к перевороту в области уголыной геологии. В 1966 г. Юрий Владимирович защищает кандидатскую диссертацию на тему “Методика определения качества уголы-нык пластов при геологоразведочных работах в условиях Печорского бассейна”, а в 1983 г. и докторскую диссертацию “Уг-леносносты и качество углей Европейского Севера СССР”.

Как считал сам Ю. В. Степанов и подтверждают многие специалисты, основными его научными достижениями являются:

1. Определение достоверности оценок мощности уголыных пластов и качества углей на основе результатов сравнителыного анализа даннык бороздового и кернового опробований, а также скважинного каратажа.

2. Разработка метода “точечного” опробования уголынык пластов, резко повышающего производителыносты и снижающего стоимосты оценочных работ.

3. Внедрение в практику геологических поисков в Печорском уголыном бассейне метод оценки степени метаморфизма углей, а следова-телыно, и их качества по отражателыной способности витринита.

4. Вышвление латералыной и вертикалыной зоналыности Печорского уголыного бассейна по степени метаморфизма углей.

5. Разработка остроумного и удивителыного по простоте и эффективности шлихового метода поисков погребен-

На Мокрой Сыше. 1969 г.

Ю. Степанов и сотрудник ростовского ВНИГРИУголы И. Очере-тенко обсуждают пайхойский каменный уголы. Бас. р. Хейяха, 1972 г. Это фото было помещено в газете “Советская Россия” (№ 199, 25 августа 1972 г.)

ных под наносами уголыных пластов по уголыным частицам в речнык осадках.

6. Значителыное расширение границ Печорского уголы-ного бассейна и обоснование проявления в нем мезозойского этапа углеобразования.

Последние годы жизни и творчества Ю. В. Степанова были связаны с нашим институтом, чем можно, безусловно, гордитыся. Узы совместной научной работы связытали его с Я. Э. Юдовичем, В. А. Дедеевым, В. А. Молиным, С. В. Ря-бинкиным, Л. Т. Кыштышовой и многими другими. За свою многотрудную, но плодотворную жизны он подготовил около 80 рукописнык отчетов и 150 публикаций. Множество из этих работ сохраняют и будут еще долго сохраняты свое значение для специалистов, а их структура представляет весыма болышой интерес в связи с последними нововведениями в области оценки научной эффективности. Так вот, в наследии Ю. В. Степанова, почти всю свою жизны “оттрубившего” на производстве, научные книги и статыи в централыных журналах составляют 20 %, статыи в научных сборниках и трудах научных институтов — около 35 %, материалы научный конференций — 45 %. Как показывает опыт, далеко не у каждого научного сотрудника имеются такие показатели.

Юрий Василыевич Степанов относится к поистине великому поколению русских людей, не выбиравших общественный строй и вождей, но проживших с достоинством, честыю и совестыю, а потому имеющих полное право взираты на нас оттуда с пристрастием и надеждой. И очены важно, чтобы мы их не обманули.

Д. г. - м. н. В. Силаев

-летию института

ОТ СЕКТОРА до ИНСТИТУТА

В сектор геологии Коми филиала АН СССР я поступил 23 августа 1952 г. после окончания Карело-Финского (ныне Петрозаводского) университета. Коллектив сектора быш тогда неболышим, на-сколъко я помню, человек 11. Это быши кроме заведующего, профессора Александра Александровича Чернова, научные сотрудники М. В. Фишман, П. Д. Калинин, М. Г. Трущелев, А. И. Першина, В. И. Есева, 3. П. Михайлова, Т. В. Яковлева, а также химик А. Н. Кудинова, шлифовалыщик А. Н. Михайлов, лаборант В. И. Есев. По прибыпии в филиал я сразу же быш представлен Александру Александровичу. Он спросил меня, чем бы я хотел заниматыся — осадочными или изверженными породами. Если осадочными, будете работаты с

А. И. Першиной, если изверженными — с М. В. Фишманом. Я ответил, что моя мечта — изучаты осадочные породы. Далее Александр Александрович сказал, что можно поступиты к нему в аспирантуру, но он советует вначале по-работаты младшим научным сотрудником. Вообще-то я быш настроен на аспирантуру, но согласился с мнением Александра Александровича.

В январе 1953 г. к нам поступил на работу еще один молодой человек —

вытускник Свердловского горного института Г. В. Симаков. Он выбрал изверженные породы и быш прикреплен к М. В. Фишману.

В июне 1953 г. мы с А. И. Першиной выехали в поле для изучения палеозойских отложений р. Б. Сышя. Для того чтобы добраться до верховья реки, пришлось тащить лодку ш себе с помощью бечевы в течение нескольких дней. Таким транспортом мы пользовались много лег, пока не появились лодочные моторы. Пришлось также совершать и многодневные пешие маршруты с тяжелыми рюкзаками. На Большой Сыше я получил возможность ознакомиться с силурийскими, девонскими, каменноугольными и пермскими отложениями. После нашего возвращения с поля Александр Александрович спросил, какие же отложения я выбрал для своих исследований. Я ответил, что хотел бы заниматься каменноугольными отложениями, уж очень мне понравились скалы карбона, особенно в Верхних Воротах на р. Б. Сышя. Не зря это место В. А. Журавский назвал «Печорскими Альпами».

С 1954 г. сектор начал значительно пополняться геологами. Особенно надо отметить, что в этом году в сектор при-

шла на работу, переехав из Москвы, ученица Александра Александровича, знаменитый профессор Вера Александровна Варсанофыева, хорошо известная всему геологическому миру. Даже не верилосы, что она навсегда останется в нашем коллективе. Кроме того, в том же году прибыши Н. В. Калашников, Б. И. Гуслицер, В. И. Чалышев и В. А. Чермных. Первый из них сразу же включился в изучение брахиопод, собранных В. И. Есевой на средней Печоре. Осталыные поступили в аспирантуру к

В. А. Варсанофыевой и А. А. Чернову.

В 1955 г. сектор пополнился Б. А. Голдиныш, который влился в группу М. В. Фишмана, а также химиком-ана-литиком Л. П. Павловым. В этом же году произошло знаменателыное собыггие, а именно первая защита кандидатской диссертации М. В. Фишманом, которая состояласы в московском ИГЕМ. Так появился первый кандидат, выфосший в нашем секторе.

В 1956 г. прибыши геолог Л. М. Ва-рюхина (жена В. И. Чалышева) и химик Г. Е. Юшкова. Лилия Михайловна заня-ласы изучением спорово-пылыцевых комплексов верхней перми, а Галина Евгеныевна — организацией спектралы-ного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.