У«
г® 'БесшЯик., май, 2008 г., № 5
У себя дома после войны. Лениград, 1946 г. На фотографии видно, что у Ларисы были тонкие, очень красивые кисти рук
Обществу об открытии коренных месторождений алмазов в нашей стране стало известно только после выступления Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина на XX съезде КПСС в феврале 1956 г.: «Замечательным открытием последних лет является обнаружение месторождений алмазов
в Якутии». До этого вся соответствующая работа шла в большой тайне. Даже автор этих строк, учившийся в то время в Ленинградском горном институте, прослушавший курсы лекций по месторождениям полезных ископаемых и по геологии СССР, прошедший практикум по шлиховому анализу — методу, который в руках Л. А. Попугаевой сыграл решающую роль в открытии первых якутских кимберлитовых трубок, даже не догадывался о том, что у нас ищут алмазы.
В печати имя геолога Ларисы Попугаевой впервые появилось 8 мая 1956 г., когда в газете «Восточно-Сибирская правда», издававшейся в Ир-
кутске, было сообщено, что «первую трубку в Якутии нашла геолог тов. Л. А. Попугаева». О том, что это было действительно первое упоминание о первооткрывательнице «Зарницы» свидетельствует факт сообщения Ларисой об этой публикации своей маме в Ленинград из полевой партии на р. Далдын. Как известно, впоследствии Ларисе Анатольевне были посвящены сотни публикаций — от газеты «Пионерская правда» и до журнала «Советский Союз», она стала героиней даже крупных повестей. Однако в своих письмах больше никогда это не обсуждала.
В остальном в стихотворении Е. Долматовского всё правильно. В наши дни в Сибири идет промышленная добыча алмазов. А когда-то решающий перелом в их истории начался с крошечного кристаллика, добытого из речных галечников благодаря этой удивительной женщине.
К. г.-м. н. Е. Ирейвус
МАЛЫШЕВСКИЕ МЕРИДИАНЫ: УСТЬ-СЫСОЛЬСК, ТАНКИ, ИЗУМРУДЫ. НАРКОМ ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ МАЛЫШЕВ
Каждый геолог или любитель камня наслышан о легендарных Изумрудных копях на Урале, одном из самых замечательных минералогических объектов планеты. Бериллы, изумруды, александриты, фенакиты и другие самоцветы украшают музейные экспозиции, витрины ювелирных магазинов, сверкают в изысканных женских нарядах. Побывать и покопаться в Изумрудных копях — мечта любого минералога и коллекционера. Но сделать это не очень просто. Дело в том, что главными объектами добычи на копях были и остаются не столько самоцветы, сколько различные технические продукты: кварцевые, полевошпатовые, медисто-фосфористые, мусковитовые, танталовые, урановые. И в первую очередь бериллий — минералообразующий элемент берилла и его разновидностей. Он применяется для защиты жаростойких сплавов от окисления, в электронике, самолётостроении, ракетостроении, в ядерных реакторах для замедления и отражения нейтронов, в смеси с радием, полонием и некоторыми другими элементами-источниками нейтронов. Эго важнейший стратегический металл, металл войны. Предприятие по добыче бериллия принадлежало Министерству атомной энергетики и промышленности и было глубоко засекречено. Под но-
мерным почтовым ящиком скрывался Малышевский рудник или просто Ма-лышевка.
В 1981 г. мне с небольшим минералогическим отрядом из сыктывкарцев и свердловчан удалось пробиться по болотистым среднеуральским лесным дорогам к одному из шлагбаумов в ограждении рудника и рудничного городка. Академическое задание и авторитетные разрешения открыли нам доступ не только на сверхсекретную территорию, но и ко всей необходимой информации, к рудникам, к музейным фондам. Многое для меня здесь стало откровением и самым удивительным — памятник легендарному “оборонному”
наркому В. А. Малышеву на улице его имени. И только тогда до меня дошло, что этот «Изумрудный город» и бериллие-вый рудник назван в честь именно того Малышева, уроженца Усть-Сысольска (Сыктывкара), которым гордится наш город, да и вся Россия.
Изумрудные копи, где первый “зелень камень” был найден в 1831 г. углежогом Максимом Кожевниковым в кор-
нях поваленного дерева, представляют собой протяженную изумрудоносную слюдитовую зону, в которую входят шесть крупных и более десятка средних и небольших месторождений. Главное из этих месторождений, бывший Мариинский прииск, стало центром рудодобы-чи и было названо Малышевским.
Сравнительно короткая, пятидесятичетырёхлетняя жизнь Вячеслава Александровича Малышева по насыщенности событиями, делами, свершениями поистине уникальна. Она ярко отразила беспрецедентную динамику, высочайший пафос, человеческую самоотверженность тяжелейшего этапа в истории нашего Отечества.
Он родился 3(16) января 1902 г. в семье усть-сысольского учителя. Детство и юность прошли в Великих Луках, где В. А. Малышев с 1918 по 1920 г. работал помощником секретаря и секретарём городского суда, с 1920 по 1924 г. учился в Великолукском железнодорожном техникуме. Затем был слесарем желез-
В. А. Малышев
‘ВеонЯик, май, 2008 г., № 5
Мемориал В. А. Малышеву
нодорожного депо, машинистом, служил в РККА, учился в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, которое окончил в 1934 г. До
1938 г. приобретал конструкторский опыт, затем был назначен директором Коломенского паровозостроительного завода им. В. В. Куйбышева. В начале
1939 г. И. В. Сталин назначил тридцатишестилетнего В. А. Малышева наркомом тяжёлого машиностроения СССР, в 1940 г. — наркомом среднего машиностроения, преобразованного в начале войны в Наркомат танковой промышленности. Одновременно был заместителем председателя СНК СССР. Создание и непрерывное наращивание танковой мощи Красной Армии — в значительной мере результат инженерноорганизаторской деятельности наркома генерал-полковника инженерно-технической службы В. А. Малышева. За неё он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал дважды лауреатом Сталинской премии, кавалером множества орденов и медалей.
После Великой Победы В. А. Малышев продолжает руководить обеспечением обороноспособности страны, восстановлением и развитием народного хозяйства, а когда возникла задача создания в СССР атомной промышленно-
сти, ему поручили возглавить новую для нашей страны необычную промышленную отрасль. В 1953 г. он был назначен министром среднего машиностроения СССР, и атомная промышленность стала важнейшим компонентом экономической и военной мощи государства. Именно в это время в его ведение среди многих сотен крупных объектов попали и бериллиевые рудники, вступившие в фазу бурного развития.
В. А. Малышев до конца жизни оставался в ряду первостепенных государственных деятелей, руководителей страны. Скончался он 20 февраля 1957 г. на посту председателя Госкоматома Совмина СССР по новой технике и первого заместителя Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства. Страна многим обязана Вячеславу Александровичу Малышеву, и в первую очередь победой отечественного броневого оружия в войне над фашизмом. В. А. Малышев, Д. Ф. Устинов, Б. Л. Ванников — “железная” когорта сталинских оборонных наркомов — заняла яркое место в мировой истории.
Память о В. А. Малышеве чтят многие города и предприятия России. Только в Екатеринбурге, крупнейшем центре оборонной промышленности, почему-то переименовали улицу Малышева и демонтировали памятник ему. Но этот город за всю свою историю отмечался метаниями из крайности в крайность. Малышевский мемориал в Сыктывкаре — одно из самых популярных мест. В сквере около бюста В. А. Малышева ус-
тановлена самоходная артиллерийская установка, на фронтах эти установки называли «зверобоями». Здесь всегда людно. Имя В. А. Малышева присвоено ближайшей к мемориалу школе № 25.
Малышевское рудопроявление пережило с начала перестройки трудные времена и не раз находилось на грани развала. Да и сейчас ситуация не очень устойчивая. Тем не менее его предприятия производят весь спектр традиционных минеральных продуктов, развивают новые производства. Увеличивается добыча самоцветов, найдены уникальные кристаллы и друзы изумруда стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов, ведётся огранка драгоценных камней, изготовление ювелирных изделий, сувениров из камня.
Драгоценный камень из Изумрудных копей. Геологический музей им. А. А. Чернова, № 620/102
В геологическом музее им. А. А. Чернова Института геологии хранится один из крупных кристаллов изумруда, заключённый в слюдитовую оболочку. Правда, попал он к нам не прямо с Ма-лышевки, а через одно из соседних государств, и биография этого камня в значительной степени загадочна.
Так, через судьбу легендарного “танкового” наркома Вячеслава Александровича Малышева сошлись сыктывкарский, оборонный и минералогический меридианы. История человечества и слагается из подобных схождений.
Академик НЮимт
СЛОВО О ГЕОЛОГЕ-УГОЛЬЩИКЕ И УЧЁНОМ ЮРИИ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СТЕПАНОВЕ (1923-1996)
19 мая 2008 г. легендарному исследователю Печорского угольного бассейна Ю. В. Степанову могло бы стать 85 лет. К сожалению — не случилось. Тем не менее память о нем жива и даже становится более глубокой, о чем свидетельствует замечательная биографическая книга Я. Э. Юдовича.
Похоже, что о предках и родителях Юрия Васильевича нам ведомо мало. Дед по материнской линии был поляком, участвовавшем в антироссийском восстании, но впоследствии нашедший укрытие именно в России. О деде по отцовской линии известно и того меньше. Был он как будто человеком “зажиточ-
ным”, вот и все. О родителях информация тоже крайне скудна, хотя по всему видно, что они своим сыном были любымы. Родился наш герой, как и Антон Павлович Чехов, в тихом Таганроге. Учился вперемежку, то в родном городе, то на Сахалине, куда уехал на заработки его отец. Промучился Юра, таким образом, до 9-го класса, после окончания которого по наущению своего дядьки ушел в рабфак при таганрогском заводе “Фрезер”. Завод, судя по названию, был инструментальным.
Вскоре случилась война, известие о которой пришло чуть ли не на выпускных экзаменах. Последний состоялся как раз