К 63-летию Великої! Победы
ГЕОЛОГ-ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ЗАЩИТНИК РОДИНЫ ЛАРИСА ПОПУГАЕВА
И
В сентябре 2008 г. исполнится 85 лет со дня рождения Ларисы Анатольевны Попугаевой. Чтя её память, приводим написанное известным поэтом-песен-ником Евгением Долматовским стихотворение, впервые появившееся в журнале «Москва» в апреле 1956 г.:
АЛМАЗЫ Я помню эти пёстрые рассказы О том, что только
в Африке алмазы, И, может быть, ещё в Венецуэле,
И надо плыть туда на каравелле.
К далёким землям с детства
мы пристрастны. Нам представлялось,
что они прекрасны.
А наши земли? Слишком
все знакомо, Что может быть особенного дома?
Якутия... Мерзлотные болота. Посадки нету и для вертолёта. Ведёт отряд студентка
ленинградка, Ей губы обметала лихорадка.
Разведка длится
три жестоких года. И нет, и нет кристаллов углерода. Но будем там искать мы,
где искали,
А не в Бразилии, не в Трансваале.
И всё-таки у нас была открыта Таинственная трубка кимберлита. Средь хаоса таёжного распадка Нашла алмаз девчонка ленинградка.
Теперь ты знаешь,
друг мой ясноглазый, Где нам с тобой искать
свои алмазы.
Публикуя своё стихотворение, Евгений Долматовский допустил некоторые неточности, поскольку знал о соответствующей истории лишь понаслышке.
К моменту своего открытия Лариса Попугаева уже давно не была ни девчонкой, ни студенткой. Еще в конце июня или начале июля 1941 г. она вме-
сте с десятками тысяч ленинградских женщин строила знаменитый Лужский оборонительный рубеж, задержавший на месяц продвижение немцев к Ленинграду. Выносила раненых из-под обстрела, что, по ее собственным словам, было для нее — вчерашней школьницы — «тяжёлой работой». Потом добровольцем ушла в действующую армию и провоевала три года зенитчи-цей-пулемётчицей. Возглавила отделение, заменив командира, погибшего при налёте «юнкерсов» (пикирующих
Зенитчица-пулеметчица Лариса Гинцевич. Надпись на фотографии: «Любимой маму-льке и Иринке от Нелюшки, 6/ХІІ-42 г.»
бомбардировщиков) на воинский эшелон, который зенитчики сопровождали к фронту. В 1944 г. во фронтовой дивизионной газете (“дивизионке”) появилась заметка об успехах в боевой подготовке и службе Л. А. Гринцевич (девичья фамилия нашей героини) и ее боевых подруг.
С войны в родной Ленинград Лариса Гринцевич вернулась лишь летом 1945 г. В 1950 г. окончила Ленинград-
ский университет и сразу же попала на алмазную тематику в Тунгусско-Ленскую экспедицию ВСЕГЕИ, которой руководил И. И. Краснов. Летом 1950 г. она участвует в работе его экспедиции в бассейне р. Нижней Тунгуски. Весной следующего года переходит в Центральную экспедицию Второго Союзного треста, занимавшегося поиском алмазов по всей территории СССР, и в том же году «ведёт отряд» из двух практикантов — студенток с кафедры геоморфологии географического факультета ЛГУ — по Приполярному Уралу. Этот отряд входил в состав партии Олега Владимировича Суздальского, опытного геолога-съемщика, в 1950-е гг. работавшего в упомянутом Втором тресте и ВСЕГЕИ, а в 1960-е перешедшего в Воркутинскую ГРЭ и много сделавшего впоследствии для стирания «белых пятен» с геологической карты Полярного Урала. Интересно, что за несколько лет до Л. Попугаевой по ее маршруту на р. Щугор уже прошли с поисками золота и попутным анализом шлихов на алмазы сотрудники будущего Института геологии Коми филиала АН СССР В. И. Есева и А. А. Чернов. В их шлихах были лишь редчайшие и ничтожные по величине алмазные осколки. Естественно, что аналогичная работа Л. Попугаевой также оказалось безуспешной.
С 1953 г. Л. Попугаева вновь работает в Якутии под руководством Н. Н. Сарсадских. И хотя она своей внешностью все еще напоминает «недавнюю примерную школьницу» (из воспоминаний геолога Екатерины Елагиной), ей уже исполнилось 30 лет. Лариса — мужняя жена и мать годовалой дочери. За её плечами шесть тяжелых полевых сезонов, в том числе и в сибирской тайге. Летом 1953 г. она находит свой первый алмаз, намытый из аллювия на р. Далдын, а год спустя «средь хаоса таежного распадка» открывает, наконец, долгожданное первое отечественное месторождение алмазоносных кимберлитов.
г® 'БесшЯик., май, 2008 г., № 5
У себя дома после войны. Лениград, 1946 г. На фотографии видно, что у Ларисы были тонкие, очень красивые кисти рук
Обществу об открытии коренных месторождений алмазов в нашей стране стало известно только после выступления Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина на XX съезде КПСС в феврале 1956 г.: «Замечательным открытием последних лет является обнаружение месторождений алмазов
в Якутии». До этого вся соответствующая работа шла в большой тайне. Даже автор этих строк, учившийся в то время в Ленинградском горном институте, прослушавший курсы лекций по месторождениям полезных ископаемых и по геологии СССР, прошедший практикум по шлиховому анализу — методу, который в руках Л. А. Попугаевой сыграл решающую роль в открытии первых якутских кимберлитовых трубок, даже не догадывался о том, что у нас ищут алмазы.
В печати имя геолога Ларисы Попугаевой впервые появилось 8 мая 1956 г., когда в газете «Восточно-Сибирская правда», издававшейся в Ир-
кутске, было сообщено, что «первую трубку в Якутии нашла геолог тов. Л. А. Попугаева». О том, что это было действительно первое упоминание о первооткрывательнице «Зарницы» свидетельствует факт сообщения Ларисой об этой публикации своей маме в Ленинград из полевой партии на р. Далдын. Как известно, впоследствии Ларисе Анатольевне были посвящены сотни публикаций — от газеты «Пионерская правда» и до журнала «Советский Союз», она стала героиней даже крупных повестей. Однако в своих письмах больше никогда это не обсуждала.
В остальном в стихотворении Е. Долматовского всё правильно. В наши дни в Сибири идет промышленная добыча алмазов. А когда-то решающий перелом в их истории начался с крошечного кристаллика, добытого из речных галечников благодаря этой удивительной женщине.
К. г.-м. н. Е. Ирейвус
МАЛЫШЕВСКИЕ МЕРИДИАНЫ: УСТЬ-СЫСОЛЬСК, ТАНКИ, ИЗУМРУДЫ. НАРКОМ ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ МАЛЫШЕВ
Каждый геолог или любитель камня наслышан о легендарных Изумрудных копях на Урале, одном из самых замечательных минералогических объектов планеты. Бериллы, изумруды, александриты, фенакиты и другие самоцветы украшают музейные экспозиции, витрины ювелирных магазинов, сверкают в изысканных женских нарядах. Побывать и покопаться в Изумрудных копях — мечта любого минералога и коллекционера. Но сделать это не очень просто. Дело в том, что главными объектами добычи на копях были и остаются не столько самоцветы, сколько различные технические продукты: кварцевые, полевошпатовые, медисто-фосфористые, мусковитовые, танталовые, урановые. И в первую очередь бериллий — минералообразующий элемент берилла и его разновидностей. Он применяется для защиты жаростойких сплавов от окисления, в электронике, самолётостроении, ракетостроении, в ядерных реакторах для замедления и отражения нейтронов, в смеси с радием, полонием и некоторыми другими элементами-источниками нейтронов. Это важнейший стратегический металл, металл войны. Предприятие по добыче бериллия принадлежало Министерству атомной энергетики и промышленности и было глубоко засекречено. Под но-
мерным почтовым ящиком скрывался Малышевский рудник или просто Ма-лышевка.
В 1981 г. мне с небольшим минералогическим отрядом из сыктывкарцев и свердловчан удалось пробиться по болотистым среднеуральским лесным дорогам к одному из шлагбаумов в ограждении рудника и рудничного городка. Академическое задание и авторитетные разрешения открыли нам доступ не только на сверхсекретную территорию, но и ко всей необходимой информации, к рудникам, к музейным фондам. Многое для меня здесь стало откровением и самым удивительным — памятник легендарному “оборонному”
наркому В. А. Малышеву на улице его имени. И только тогда до меня дошло, что этот «Изумрудный город» и бериллие-вый рудник назван в честь именно того Малышева, уроженца Усть-Сысольска (Сыктывкара), которым гордится наш город, да и вся Россия.
Изумрудные копи, где первый “зелень камень” был найден в 1831 г. углежогом Максимом Кожевниковым в кор-
нях поваленного дерева, представляют собой протяженную изумрудоносную слюдитовую зону, в которую входят шесть крупных и более десятка средних и небольших месторождений. Главное из этих месторождений, бывший Мариинский прииск, стало центром рудодобы-чи и было названо Малышевским.
Сравнительно короткая, пятидесятичетырёхлетняя жизнь Вячеслава Александровича Малышева по насыщенности событиями, делами, свершениями поистине уникальна. Она ярко отразила беспрецедентную динамику, высочайший пафос, человеческую самоотверженность тяжелейшего этапа в истории нашего Отечества.
Он родился 3(16) января 1902 г. в семье усть-сысольского учителя. Детство и юность прошли в Великих Луках, где В. А. Малышев с 1918 по 1920 г. работал помощником секретаря и секретарём городского суда, с 1920 по 1924 г. учился в Великолукском железнодорожном техникуме. Затем был слесарем желез-
В. А. Малышев