Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 146-149
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Храм Ленинградской Духовной Академии 14 октября 1985 г.
«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и прене-порочную и Матерь Бога нашего».
ак часто слышим мы в храме это прекрасное песнопение, в котором со времен глубокой древности Святая Церковь Христова выражает свою веру в Богоматеринство Пресвятой Девы Марии и свое благоговейное почитание Той, Которую она именует «Высшей небес и чнстшей светлостей солнечных», «Славою небесных и упованием земных».
Некогда в своем вдохновенном гимне Богу Спасителю в доме праведных Захарии и Елизаветы Пречистая Дева пророчески провозвестила о том, что Ее, на смирение Которой призрел Господь, «будут ублажать... все роды» (Лк. 1, 46—48). Нет никакого сомнения в том, что слова эти были не просто выражением внутренних переживаний, переполнявших чистейшую душу Благодатной Божественной Избранницы, но Божественным Откровением или словом Господним, которое Дух Божий «давал Ей провещевать» (Деян. 2,4).
«Слово Господне пребывает в век» (1 Петр. 1,25) и «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И Церковь, исполняя это пророчество, не переставала, не перестает и никогда не перестанет славить и ублажать «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим»!
Что же означает выражение «ублажать» ... Пренепорочную Матерь Бога нашего? «Ублажать» — значит благоговейно исповедывать Ее поистине «Присноблаженной», т. е. навеки приобщившейся к нескончаемому блаженству пребывания в общении с Богом — Источником любви, нетленной чистоты и святости. И — исповедуя эту истину — со-радоваться Пренепорочной, «вошедшей в радость Господа своего» (Мф. 25,21)—сорадоваться чистым, любящим и благодарным Богу сердцем.
Желая дать нам как можно более глубокое понимание величия жизненного подвига и славы Богоматери, Церковь на Литургии почти всех Богородичных праздников предлагает нашему вниманию евангельское повествование о том, как некая женщина из народа, слушавшего наставления Спасителя, возвысив голос, прославила Его, а вместе с Ним и Ту, Которая носила Его во чреве, родила Его, ласкала и лелеяла на своей груди, питала своим материнским молоком.
Эта женщина, «может быть мать, или сильно желавшая быть матерью, живее других вообразила счастье благословенной Матери Иисуса» (м. Филарет. Слова и речи, т. 3, с. 194). Но, прославляя Ее, называя Ее «блаженной», женщина эта не постигала однако всего духовного величия Богоматери. Не проникая в священную тайну Богомате-ринства, сопряженного с великой жертвенностью, она думала о Ней просто как о счастливейшей из женщин, потому что Она родила и воспитала такого необыкновенного Сына, потому что, как Мать, Она бли-
же всех к Нему и в близости этой имеет постоянный источник радости и утешения.
Услышав восторженные восклицания этой женщины, Господь не запретил ей и не выразил неодобрения ее столь естественным чувствам, но ответил на эти восклицания полным глубокого назидания изречением: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11,28).
Этим ответом, который обращен не только к той женщине, но и к каждому верующему сердцу, Господь возвел смысл почитания Богоматери на высочайшую ступень. Он открыл нашему сознанию, что блаженство Пречистой состоит не только в том, что Она по плоти родила Богочеловека и, как Мать, конечно ближе всех к Нему, но и в том, в особенности, что именно Она является самой совершенной слыша-тельницей, хранительницей и исполнительницей Божественных «глаголов вечной жизни» (Ин. 6,68).
Вся ветхозаветная история была длительным, на протяжении тысячелетий происходившим приготовлением к событию Воплощения Сына Божия. Но принять человеческое естество в Свою Божественную Ипостась Он мог лишь через рождение по плоти и от такой Матери, Которая была бы поистине Препепорочной и достойнейшей не только всего человеческого рода, но и всех разумных творений Божиих.
Да и самое рождение не могло быть результатом обычных плотских брачных отношений, неизбежно омрачаемых греховными переживаниями, несмотря на священный характер самого брака, как союза, основанного изначальным благословением Божиим. «Брак, — говорит митрополит Московский Филарет, — мог рождать только людей. Одно лишь девство было достойно родить богочеловека» (Слова и речи,
т. 4, с. 24).
И Богоизбранная Отроковица, дочь праведных Иоакима и Анны, смиренно посвятившая себя на всецелое служение Богу, явилась тем существом, которое удостоилось, чрез сверхестественное зачатие от Духа Святого, стать Матерью нашего Искупителя, сохраняя при этом нерушимым данный Ею ранее священный обет вечного Девства.
«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему»! — сказала Мария Ангелу, возвестившему Ей волю Божию о рождении Ею Сына Божия. И этим актом всецелого предания себя воле Божией, начался великий жертвенный подвиг Богоматеринства.
С напряженным вниманием проникала Она ко всему, что касалось Ее возлюбленного Сына. Она вслушивалась в каждое богооткровенное слово, исходившее или из Его уст, или сказанное о Нем, и, как свидетельствует Евангелист, «сохраняла все слова сии, слаягая (их) в сердце своем» (Лк. 2, 17.19.26—34.49.51).
И Она была не только прилежной слушательницей и хранительницей слова Божия, но и до конца верной его исполнительницей. Она никогда не забывала пророческих слов праведного Симеона Богопри-нмца о предстоящем вольном страдании Ее Сына и о том, что и Ей самой «оружие пройдет душу» (Лк. 2,35).
Она много страдала — страдала так, «как никто никогда не страдал па земле, кроме Самого Распятого» (Митр. Филарет. Слова и речи, т. 2, с. 154), перенося все терпеливо, со смирением, надеждой и безусловной преданностью Богу. И это страдание воспламеняло в Ее сердце не ропот или негодование, но безграничную сострадательную любовь к людям, спасти которых от рабства греху ценой Своих крестных мук ; пришел на землю Ее Сын.
Нет такой добродетели, которой не украшалась бы Ее чистая и (святая жизнь. Огонь любви горел в Ее сердце и Она, как никто другой, ] в полноте п совершенстве «исполнила закон Христов» (Гал. 6,2). Пре-! 147
подобный Ефрем Сирии, прославляя Христа Спасителя и Пречистую Деи;., говорит: «Ты, Господи, и Матерь Твоя, Вы единственные совер-I п с • : ■ с в и т I >! во всяком отношении, ибо в Тебе, Господи, нет пятна, и у Марли Твоей нет порока!» (Прот. С. Булгаков. Купина неопалимая,
с. 8).
В жизни христианина важное место наряду с верой занимает надежда на милосердие Божие. В трудных обстоятельствах, в минуты грозящей опасности или во время горестных переживаний о« ищет поддержки в молитве и обретает уверенность, что Бог никогда не оставляет обращающихся к Нему, постоянно заботится о нас и ведомыми Ему, хотя обычно и сокрытыми от нас, путями ведет ко спасению.
Но бывают моменты, когда острое ощущение нашей греховности, чувство стыда за падения и измены Тому, Кто взял на Себя грехи мира и пролил на Кресте Свою пречистую Кровь, как бы ослабляет энергию нашей надежды. И тогда мы «более ощущаем ужас правосудия Божия, чем сладость любви Его» (М. Филарет, т. 1, с. 92). Горечь такого состояния хорошо выражается словами известной притчи о блудном сыне: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим» (Лк. 15,21). Или словами одной из молитв ко Св. Причащению: «Прости ми вся, ел и к а Ти согреших: яко многих зол исполнись душа моя, и несть во мне спасения надежды!»
И чтобы помочь нам никогда не впадать в отчаяние и не ослабевать в надежде на милосердие Божие, Господу угодно было даровать Своей Церкви и указать каждому из нас на великое спасительное средство.
Во время Своих крестных страданий «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се. сын Твой, Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26—27).
Святая Церковь верит в то, что этими предсмертными словами Господа, сказанными Его Пречистой Матери, Ей навеки было вверено попечение о всех верующих в Него, а верующим было завещано обращаться к Ней за помощью в любых, даже самых трудных и близких к отчаянию состояниях, ибо молитва Ее пред Сыном и Богом имеет и всегда будет иметь великую силу и действенность.
В бесчисленных обращениях к Божией Матери, с любовью к Ней возносимых, Церковь называет Ее мольбы ко Господу «святыми и всесильными» (молитва утренняя ко Пресвятой Богородице), именует Ее «теплой Предстательницей и Помощницей», наставляющей нас ко спасению, подающей помощь при кончине и ходатайствующей за нас в страшный день суда, чтобы мы были удостоены соделаться наследниками неизреченной славы Ее Божественного Сына.
Церковь учит нас тесно сочетать нашу надежду на Триединого Бога с упованием на заступничество пред Ним Пресвятой Богородицы:
«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Снятый: Троице святая, слава Тебе!» И в том же самом богослужебном чине другая молитва: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати божия, сохрани мя под кроном Твоим» (см. Чин Вел. Повечерия и молитвы на сон грядущим).
Дорогие братия и сестры!
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из любнмейших праздников русского народа. В его сознании это не только день воспоминания о чудесном событии, бывшем во Влахернском храме города Константинополя более тысячи лет тому назад, но и светлое торжество вселенского прославления Тон, Которая есть «предивный Покров всему миру» и «Заступница усердная рода христианского».
Многовековый опыт жизни нашего народа свидетельствует, что. несмотря на все наши немощи, падения и даже измены Христу, ради великой веры и благочестия многих святых и подвижкинов земли Русской, Пресвятая Дева не переставала и не перестает покровительствовать нашему Отечеству и в дни мира, и в годины тяжких народных испытаний. И это дает нам великую надежду на будущее в преддверии близкого уже дня тысячелетия крещения Руси.
Лишь бы не оскудевало в нас чувство раскаяния. Лишь бы мы были в состоянии не устами только, но всем сердцем нашим произносить святые слова замечательной молитвы, читаемой на вечерне Св. Пятидесятницы: «Тебе Единому согрешаем, но и Тебе Единому служим» (молитва 2-я).
Обратимся же в этот святой день к нашей Небесной покровительнице и заступнице прекрасными словами богородична из службы Русским Святым:
«О, преславного чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродник наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображениями милостивно обогащает. О, Владычице Державная! Не преетани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века. Аминь».
СЛОВО О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
1956 г.
«Христианская кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном судищи Христове просим».
о имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Недавно мы говорили о смерти, как о неотвратимом возмездии за прародительский грех, возмездии, ожидающем всякого человека, и притом— неизвестно когда.
Мы приводили примеры, убеждавшие в том, что даже величайшие подвижники благочестяи, такие как преп. Иларион Великий или преп. Симеон Столпник, страшились при приближении к ним смертного часа.
Такие примеры невольно приводят нам на память грозные слова предостережения, сказанные первоверховным апостолом Петром:.^Гсли праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4, 18).
Продолжим ныне нашу беседу о переходе человеческой души через грань смерти, из настоящей привременной жизни—-в век будущий, непреходящий.
Постараемся при свете Божественного Откровения заглянуть, насколько это возможно и полезно для нас, по ту сторону завесы, отделяющей нас от загробного мира.
«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27)—говорит св. апостол Павел.
По объяснению свв. Отцов и Учителей Церкви речь идет здесь не о последнем Страшном всеобщем Суде, а о так называемом «частном суде», определяющем временную участь души до второго пришествия Христова и общего воскресения мертвых.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.