Значение творчества А. Потапова не только в возрождении национального вида изобразительного искусства, но и в реабилитации национальных представлений о красоте и цели жизненного пути человека, народных взглядов на нормы поведения в семье и обществе. Идеал женщины связан с образом матери большой дружной семьи («Семеро семейка, да не скиснется горох»), хорошей хозяйки («Ах, жнецы, мои, жнецы...»), задорной и жизнерадостной плясуньи и певуньи («Ярилинские гульбища»).
Идеал мужчины, заслуживающего уважения - это образ хозяина и мастера, крепко стоящего на земле и заботящегося о
Библиографический список
ней. Человек, связанный с ремеслом или земледелием всегда изображен у Потапова решительным и трудолюбивым, окруженным другими людьми, также занятыми делом и многочисленными предметами труда. Его движения уверенные, взгляд открытый, поступь твердая.
Глубоко символичный, многогранный мир русского фольклора трудно отразить в академической манере. Лубки Потапова - это продолжение народной традиции и по форме, и по содержанию. Это гимн крепкой семье, честному труду, бережному отношению к природе. Это гимн русской культуре.
1. Тэнасе, А. Культура и религия. - М., 1975.
2. Алпатов, М.В. Этюды по истории русского искусства. - М., 1967. - Т. 2.
3. Пешкова, А.В. Русская смеховая культура (Истоки и становление (XI-XVШ вв.)): автореф. дис. ... канд. культурологических наук. - М., 2004.
4. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / Собр. Тр. В.Я. Проппа / под ред. Ю.С. Рассказова. - М., 1999.
5. Музыкальная эстетика России XIX-XVШ веков / сост. А.И. Рогов. - М., 1973.
6. Пословицы русского народа / сборник В. Даля. - М., 1984. - Т. 2.
Bibliography
1. Tehnase, A. Kuljtura i religiya. - M., 1975.
2. Alpatov, M.V. Ehtyudih po istorii russkogo iskusstva. - M., 1967. - T. 2.
3. Peshkova, A.V. Russkaya smekhovaya kuljtura (Istoki i stanovlenie (XI-XVIII vv.)): avtoref. dis. ... kand. kuljturologicheskikh nauk. - M., 2004.
4. Propp, V.Ya. Problemih komizma i smekha. Ritualjnihyj smekh v foljklore (po povodu skazki o Nesmeyane) / Sobr. Tr. V.Ya. Proppa / pod red.
Yu.S. Rasskazova. - M., 1999.
5. Muzihkaljnaya ehstetika Rossii XIX-XVIII vekov / sost. A.I. Rogov. - M., 1973.
6. Poslovicih russkogo naroda / sbornik V. Dalya. - M., 1984. - T. 2.
Статья поступила в редакцию 17.09.12
УДК 7.01
Stepanskaya T.M. WORD AND BRUSH OF THE ARTIST - SOURCES OF SPIRITUALITY AND UNIQUENESS OF NATIONAL HERITAGE. In article it is paid attention to interrelation of a word and graphic creativity; the judgment that and high artistry of works ability of the artist to express the mifopoetichesky perception of the world is often premised to expressiveness by a word is emphasized. This thesis is illustrated on an example of creativity of the Siberian painters, mainly, G.I. Gurkina. The author's poem in which ancient words from language of transbaikalian Old Believers are used is provided in article.
Key words: symbol, nature animation, spirituality, integrity, art space, memory continuity, language.
Т.М. Степанская, д-р искусствоведения, проф., член Союза художников России, зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета,
г. Барнаул, Е-mail: stm@art.asu.ru
СЛОВО И КИСТЬ ХУДОЖНИКА - ИСТОЧНИКИ ДУХОВНОСТИ И УНИКАЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ
В статье обращается внимание на взаимосвязь слова и изобразительного творчества; подчеркивается суждение о том, что выразительности и высокой художественности произведений зачастую предпослана способность художника выражать свое мифопоэтическое восприятие мира словом. Этот тезис иллюстрируется на примере творчества сибирских живописцев, главным образом, Г.И. Гуркина. В статье приведено авторское стихотворение, в котором используются старинные слова из языка забайкальских старообрядцев.
Ключевые слова: символ, одушевление природы, духовность, целостность, художественное пространство, память-преемственность, язык.
Территориальные масштабы и необъятные просторы убеждают в том, что Россия - страна регионов, поэтому подлинным лицом культуры была и остается не столько столичная, сколько региональная культура, менее подверженная влиянию моды, менее модернизированная.
Академик Д.С. Лихачев углубляет это мнение, неоднократно отмечая, что именно провинция держала уровень не только численности населения, но и уровень культуры России, подчеркивая при этом: столичные города собирали все лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры, но гениев рождала именно провинция. Применительно к Алтаю, перечень имен выдающихся деятелей культуры и искусства, рожденных им, не только объемен, но и чрезвычайно убедителен: изобретатель первой в России рельсовой чугунной дороги К. Фролов, создатель парового двигателя И.И. Ползунов, начальник Колывано-Вокресенских заводов П.К. Фролов - первый собиратель художественной коллекции в Сибири XVIII века, Ф.В. Стрижков - один из создателей «царицы ваз» из ревневской яшмы для Зимнего Дворца в Петербурге, В.М. Шукшин - признанный во всем мире универсальный мастер художественного творчества и многие
другие. В XVIII и первой половине XIX в. на Алтае было сделано более 150 открытий в области науки и техники, была собрана библиотека технической литературы из трех тысяч томов; на Алтае были открыты первый в Сибири музей, для которого было построено специальное здание в Змеиногорске, театр в Барнауле. Можно перечислить еще многие достижения культуры, искусства и науки Алтая.
Ярким именем в художественной культуре России является Г.И. Гуркин (1870-1937) - первый профессиональный живописец на Алтае. При изучении наследия Г.И. Гуркина обнаруживается такая его особенность, как связь слова и живописи.
Слово - универсально, как известно, им можно выразить чувства, описать видимый мир. Язык каждого народа обладает своим уникальным богатством. Русский язык отличается гибкостью, выразительностью, многозначностью, масштабностью словарного запаса и распространения. Русский язык - основа великой русской культуры, истоки которой уходят в глубокую древность. Уместно спросить, что мы знаем об этих истоках, о нашем языке?
Что понимаем
мы о прошлом?
Что было в нём?
Под плач сирот в нём обмирало солнце.
В нём божия дуга
распластывала
крылья
И в лывы падал
черногуз.
В нём одновыдинкой
шумели слыхи, и радостный отхон
крушил сумёты
в морозобой сурепый.
В нём повторялся
солнцесяд, и серебрилась
в небесах
гусиная дорожка.
Слова, выделенные курсивом, не всем окажутся понятными, а между тем, в них заключается такая точность, такое глубокое осмысление нашими предками события, предмета, явления! «Обмирало солнце» - солнечное затмение, «божия дуга» - радуга, «лывы» - лужи, «черногуз» - осенний лист, «слыхи» - слухи, «отхон» - последний ребенок в семье, «сумёты» - сугробы, «морозобой сурепый» - сильный мороз, «солнцесяд» - закат, «гусиная дорожка» - млечный путь. Такое глубокое знание языка доступно лишь специалистам, но на интуитивном уровне, на уровне архетипического мышления оно доступно творцам-худож-никам, мастерам пластических искусств.
Обратившись к творчеству художников Алтая, мы убедимся в обоснованности этого суждения: чем большими достоинствами художественности обладает произведение, тем теснее его автор связан со словом. Связь эта может быть многообразной. Так, Илзе Рудзите, уроженка Латвии, с середины 1960-х годов живущая на Алтае, проявила себя как художник фольклорноэтнического направления. Источником вдохновения для произведений И. Рудзите явились латышский эпос, латышские народ-
ные песни, а также художественное слово писателя В.М. Шукшина, индийский эпос, то есть то, что принадлежит Слову — как универсальному средству выразительности. Рудзите умеет сочетать в своих полотнах высокий символизм и декоративность исполнения с глубиной психологических переживаний, литературную основу своих сюжетов с жизненной достоверностью и непосредственностью чувств. Это сочетание, которое является не чем иным как всеобъемлющим синтезом, лежащим в основе бытия, создает на полотнах Рудзите удивительную, неповторимую атмосферу, проникнутую светом, радостью и верой в разумное устройство Мира.
Авторское мировоззрение предстает важнейшей скрытой или выпукло выраженной гранью художественной деятельности. Без изучения авторской мировоззренческой концепции зачастую невозможно понять особенности художественного языка, авторскую идею, запечатленную в произведениях. Важной составляющей мировоззрения первого профессионального живописца на Алтае Г.И. Гуркина как художника является поклонение природе, глубокое переживание ее красоты и любви к ней, ее символизация. Для Г.И. Гуркина символическим образом Алтая предстает кедр. Художник искренно, восторженно и лирично писал, обращаясь к Алтаю: «Ты, как могучий зеленый кедр, который растет вдали от многолюдных сёл и городов, тебе не по душе суета и толкотня людская. Какими красками опишу я тебя, мой славный Алтай? И какой линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он, пышный широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветви на свободе! Крепко цепляясь корнями по расщелинам скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи вечных снегов, где одни лишь туманы гуляют, - там он любит, свободно качаясь, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай!» [1, с. 2].
Слово - носитель духовности. Искусство и духовность -проблема, обсуждаемая в трудах мыслителей с давних времен. Вспомним размышления Платона о том, что художник-творец постигает «некую мудрость», которая характерна природе, и «сообразуясь с ней» творит. При этом Платон утверждает: «... присущая природе мудрость вовсе не слагается постепенно из теорем или доказательств, но сразу есть единое целое; она не слагается из множества в единство, а, напротив, раскрывает свое единство во множестве» [2, с. 98]. Ощутить это единство -приобщиться к духовности. Широко известен труд австрийского историка искусств Макса Дворжака «История искусств как история духа». Основная идея М. Дворжака состоит в том, что в самой основе создания произведения лежит «духовное выяснение отношений между объектом и субъектом как таковых. На место художественных форм как объекта исследования приходит выражающаяся через него и в нем история духа» [3, с. 322]. Восхождение художника к духовному плану бытия происходит через общение с природой.
Как высказанные тезисы соотносятся с творчеством сибирского пейзажиста Г.И. Гуркина? В чём уникальность и непреходящая жизненная сила творчества Г.И. Чорос-Гуркина? Очевидно, в авторской мировоззренческой концепции. В 2010 году исполнилось 140 лет со дня рождения первого профессионального алтайского живописца, но и в наши дни творчество Г.И. Гуркина воспринимается органичной школой художественности. Л.Н. Толстой в свое время определенно резко отозвался об одной из выставок живописи русских художников-современников, выделив лишь И.Е. Репина, Н.Н. Ге, П.Н. Орлова и Л.О. Пастернака: «Там ничего похожего на картины как произведения человеческой души, а не рук - нет» [4]. Как известно, искусство для русского мастера мировой литературы было выражением знания «о назначении и благе». Мировоззрение Гуркина отражает национальное народное видение окружающего мира, в котором присутствуют одушевление, одухотворение, особое восприятие пространства и особое переживание времени. Быт и бытиё. Замкнутость и беспредельная открытость. Конкретность мига и вечность.
Реалии сегодняшнего дня вновь и вновь подтверждают тщетность попыток человека возвыситься над природой. Рельефно обозначился крах этой идеи, порожденной во многом утратой цельности восприятия мира, разрывом тысячелетних связей. «Драматический итог противопоставления человека и природы осознаётся сегодня как подлинная катастрофа» [5, с. 118]. Отчуждение человека от природы, потребительское отношение к ней находят отражение в искусстве, его формах и содержании: человек и природа всё более превращаются в произведениях современных авторов в условные знаки, умозрительные конструкции, невнятные объемы, не организующие пространство, в мыслительные модели, в механические жесткие изолированные от природной живой гармонии замкнутые схемы, в пятна
Рис. 1. И. Рудзите. Портрет матери. По мотивам латышской народной песни о солнце и матери. Двп., пастель. 1988
зашифрованных текстов. Все это можно обозначить таким понятием, как «самозамкнутость», то есть нечто лишённое дыхания жизни в пространстве света, воздуха, духа природы. Зачастую в творчестве современных художников отсутствует эстетическое кредо, авторское мировоззрение размыто, неясно, конь-юктурно, эгоцентрично. Творчество Гуркина актуально, так как воплощает идею целостного восприятия мира. Дневниковые записи и другие письменные документы художника отражают его способность ощущать космические масштабы природы. Художественное восприятие пространства — источник целостности и гармонии пейзажных композиций Гуркина. Живописно-пластические решения то открытых, то закрытых пространств диктовались реальным пространством места («Озеро горных духов» 1910, «Хан Алтай» 1907). Письменные тексты Гуркина, как и его картины, раскрывают эстетическое кредо художника, основанное на личной природной гедонистической способности к созерцанию реальной природы, для воспроизведения которой Гуркин использовал профессиональную школу, освоенную им в мастерской русского пейзажиста И.И. Шишкина в Российской Академии художеств. «Школа не пришла в противоречие с природой художника» [6, с. 18].
В XX в. появился феномен взаимодействия не только разных видов искусств, но и взаимопроникновения разных уровней человеческого мышления, например, художественного и рационального. На рубеже XX-XXI вв. обозначилась тенденция расширения творческого поля художественного процесса и усиления в нем роли авторского мировоззрения. В этом смысле творчество Г.И. Гуркина являет собой пример единства этнографического, исторического и художественного пространства, что наиболее полно отвечает критериям художественности.
Художественное пространство - сложная структура, формирующаяся под непосредственным влиянием природы, этнографической среды, особенностей исторического развития, мифопоэтического восприятия и религиозной культуры. Большую роль в созидании общего художественного пространства играет индивидуальное художественное пространство личности, которое человек приобретает в детстве, то есть ментальность.
Ментальность - это устойчивая характеристика творца, она сохраняется в течение всей жизни, но в течение жизни она и обогащается общением с другими территориями, с другими
культурами, возвышая творчество до понимания общечеловеческих ценностей, среди которых природа - главная.
Красиво, образно, точно сказали об этом русские мыслители. Вспомним слова философа В. Соловьева: «Природа есть живое воплощение небесного начала на земле... красота растений, живых существ и самого человека есть первоисточник творчества». Мастера русского пейзажа, среди которых И.И. Шишкин - учитель Г.И. Гуркина, всей своей художественной практикой соответствуют суждению философа. Сопоставив эту мысль В. Соловьева с текстом на одном из рисунков Г.И. Чорос-Гурки-на под названием «Моя молитва - Алтаю» (1916 г.), мы поймем, почему русская академическая школа не пришла в противоречие с ментальностью художника-этнического алтайца: «Сам Алтай - сама Любовь... А туманы, а горы, озёра: их чистота, вечное спокойствие - величавое, грандиозное. А воздух - прозрачная синева - даль гор. Великий творец «Ульген» - моя душа в созерцании всего прекрасного на твой Чистый Алтарь мирового храма приносит молитву любви, которая родилась и живет в лучах этого света!» [7].
Профессиональное образование в Российской Академии художеств строилось на обучении профессиональным навыкам в традициях европейской и русской реалистической школы, при этом каждый воспитанник академии обладал яркой индивидуальностью, так как между профессиональной подготовкой и ментальностью художника осуществлялась «соответствие» при создании произведений [6, с. 17]. Г.И. Чорос-Гуркин - один из первых профессиональных художников Сибири. Его ментальность, ментальность этнического алтайца, основанная на поклонении природе, не противоречила, но напротив, перекликалась с ментальностью русских живописцев, так же испытывающих благоговение и восторг перед природой России и вообще перед природой земли. Чтобы еще раз подтвердить этот тезис, обратимся к размышлениям русского философа И. Ильина о Горном озере: «...Горное озеро - тихое великолепие, живое средоточие... Природа умеет беречь свои тайны и хранить священное молчание... Каждый, кто посмотрит в его глубину, унесет с собой утешение, свет, жизненную радость и смирение духа. О, созерцательность покоя! Око мира, воспринимающее и хранящее» [8, с. 295]. Не правда ли в словах Ильина та же тональность, что и в «Молитве Алтаю» Гуркина?
Рис. 2. Г.И. Гуркин. Озеро горных духов. Х., м. 1910
Современные исследователи выделяют три исторические парадигмы отношения к культурному наследию и традиционной культуре: «отсутствие прошлого», «память-преемственность», «культурный диалог» [9, с. 14]. В основе этих парадигм лежат такие установки, как представления о чрезвычайной культурной значимости исторической памяти. Социокультурная ситуация в современной России убеждает в том, что «высокая» культура не выдерживает столкновения с рыночным мышлением и, уступая рынку, зачастую выходит из борьбы за умы и сердца людей. Этнокультурные традиции в настоящее время выполняют функцию восстановления и развития духовно-нравственной связи между поколениями, между этносами, функцию сохранения национального своеобразия, в том числе и в художественном творчестве. Вот почему творчество Г.И. Чорос-Гуркина, рожденное на основе мифопоэтического национального мироощущения и русской художественной академической школы, является образцом высокой художественности и непреходящей актуальности. Умея оторваться от повседневности, умея стать внутренне свободным для свершения целостного творческого порыва, Г.И. Чорос-Гуркин создал своё искреннее художественное пространство, не утратив национальной духовности.
Феномен Гуркина - явление не только подлинной художественности, но и особенной актуальности для начала XXI века, когда обострены противоречия между «старым» и «новым». Новое в социокультурной динамике - не только технологическая модернизация, но преимущественно синтез традиции и нововведения. Однако, длится и не прерывается художническая традиция переживать такие этапы создания произведения, как «осенение» (осенило!, т.е. художник попал под «Сень» космическую или божественную, духовную), «озарение» (постижение идеи, её пластического воплощения), наконец, материализация
Библиографический список
образа в эскизе, наброске, картине и т.п. Все названные этапы связаны со словом, предшествующим материализации образа.
Традицию Г.И. Гуркина записывать свои впечатления от природы продолжает первый Народный художник России на Алтае М.Я. Будкеев. Будкеев ведет дневник, читать который доступно не всем, но те, которым художник доверился, изумляются богатству языка, богатству слова автора горных пейзажей: «Чуя» — набирать звучание через обобщение, контрасты, звон, восторг! Левая скала - в тени - плотный силуэт и среди воды - камень с отражением в воде... «камни тяжелые, мокрые, загадочно мерцающие»... «Чуя под облаками» — весь мотив светлый; «пороги, перекаты, шумы»... «все серебристо, светло, прозрачно»,... «деревья — силуэты разлапистые»... Быть может, к такой выразительности русского языка художники приобщаются, слушая мелодии, шумы, грохот рек, шепот озер и горных туманов Алтая. Всю эту музыку они воплощают в своих произведениях.
Слово и кисть художника - это классики М.Ю. Лермонтов, К. Волошин, это наши современники Г.Ф. Борунов, М.Я. Будкеев, А.Г. Вагин, И.Р. Рудзите, А. Пак и многие, многие другие! Слово - универсально, язык - национален, сберечь язык - значит сохранить культуру народа. В современной научной литературе утверждается мысль о том, что для каждой культурно-исторической эпохи характерен свой тип творчества. Быть может, это так. К сожалению, для художника ХХ! века проблемой является не природа, не гармония, не мир, а метод, способ, приём, как писать природу, как писать о мире. Для алтайского художника Г.И. Гуркина и его духовных восприемников главной задачей творчества есть выражение идеи единства мира, его гармонии. В этом причина неизбывной глубины художественного пространства живописцев — поэтов слова и кисти.
1. Чорос-Гуркин Г.И.: Каталог выставки / Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина. - Горно-Алтайск, 1995.
2. Платон. Избранные трактаты. - М., 1994. - Т. 1.
3. Дворжак, М. История искусства как история духа. - СПб., 2001.
4. Толстой. Л.Н. Собрание сочинений. - М., 1983.
5. Никульшина, Е.Л. Соотношение традиций и инноваций в национальной культуре в эпоху глобализации // Культурная память: актуальные проблемы и связь времен: мат. международной науч. конф. - Воронеж, 2001.
6. Чирков, В.Ф. Пространство реальное и художественное: проблема соответствий // Традиционное и актуальное в искусстве Сибири: сб. матер. н/п конф. 15-16 ноября 2005. - Красноярск, 2006.
7. Гуркин Г.И. Моя молитва - Алтаю. Рисунок из фондов ГУК РА «Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина».
8. Ильин, И.А. Возвращение. - Минск, 2008.
9. Каминский, С.Ю. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках. - Екатеринбург, 2009. Bibliography
1. Choros-Gurkin G.I.: Katalog vihstavki / Nacionaljnihyj muzeyj Respubliki Altayj im. A.V. Anokhina. - Gorno-Altayjsk, 1995.
2. Platon. Izbrannihe traktatih. - M., 1994. - T. 1.
3. Dvorzhak, M. Istoriya iskusstva kak istoriya dukha. - SPb., 2001.
4. Tolstoyj. L.N. Sobranie sochineniyj. - M., 1983.
5. Nikuljshina, E.L. Sootnoshenie tradiciyj i innovaciyj v nacionaljnoyj kuljture v ehpokhu globalizacii // Kuljturnaya pamyatj: aktualjnihe problemih i svyazj vremen: mat. mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Voronezh, 2001.
6. Chirkov, V.F. Prostranstvo realjnoe i khudozhestvennoe: problema sootvetstviyj // Tradicionnoe i aktualjnoe v iskusstve Sibiri: sb. mater. n/p konf. 15-16 noyabrya 2005. - Krasnoyarsk, 2006.
7. Gurkin G.I. Moya molitva - Altayu. Ricunok iz fondov GUK RA «Nacionaljnihyj muzeyj Respubliki Altayj im. A.V. Anokhina».
8. Iljin, I.A. Vozvrathenie. - Minsk, 2008.
9. Kaminskiyj, S.Yu. Aktualizaciya arkheologicheskogo naslediya v sovremennihkh socialjno-kuljturnihkh praktikakh. - Ekaterinburg, 2009.
Статья поступила в редакцию 17.09.12
2З2