Научная статья на тему '«Словарные» приемы организации материала в трактате «Ключ разумения» Тихона Макарьевского'

«Словарные» приемы организации материала в трактате «Ключ разумения» Тихона Макарьевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ / «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» ТИХОНА МАКАРЬЕВСКОГО / “THE KEY OF UNDERSTANDING” BY TIKHON MAKARYEVSKY / OLD RUSSIAN ART OF SINGING / MUSICAL AND THEORETICAL TREATISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мосягина Наталья Викторовна

«Ключ разумения» — крупнейший музыкально-теоретический трактат конца XVII в. Его автор — монах Тихон Макарьевский — показал систему соотношения между древней знаменной и новой для России «киевской» нотациями. «Ключ» дает различную информацию о знаменах, фитах, лицах и строках, которая представлена в виде разводов дробным знаменем с киноварными пометами и нотолинейных строк. Данному музыкальнотеоретическому руководству присуща информативная, коммуникативная и нормативная функции. Содержательной задачей «Ключа» является описание «лексики» знаменного распева. трактат представляет собой произведение дидактического характера, который создан для проверки или расширения информации о знаменном распеве. По отбору материала «Ключ» является универсальным словарем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“LEXICAL” APPROACHES OF MATERIAL ORGANIZATION IN THE TREATISE “THE KEY OF UNDERSTANDING” BY TIKHON MAKARYEVSKY

“The Key of Understanding” is the most influential musical and theoretical treatise of the end of 18 c. Its author is a monk TikhonMakaryevsky. He presented a system of correlation between old Znamenny and a new for Russia Kievan notations. The Key provides information about znamenny signs, phitas, persons and lines. The information is presented as stroke marks with cinnabar marks and musical and linear lines. Informative, communicative and normative functions inhere in the musical and theoretical work. The purpose of “The Key” is a description of the “vocabulary” of znamenny chants. The treatise is a work of a didactic nature created to verify and extend the information about znamenny chants. From all the materials “The Key” is a universal dictionary.

Текст научной работы на тему ««Словарные» приемы организации материала в трактате «Ключ разумения» Тихона Макарьевского»

УДК 94(470) «16»

ББК Т3(2)45-3 + Э3-807 + щ314.3

Н. В. Мосягина

«словарные» приемы организации материала в трактате «ключ разумения» тихона макарьевского

N. V. Mosyagina

“lexical” approaches of material organization in the treatise “the key of understanding” by tikhon makaryevsky

«Ключ разумения» — крупнейший музыкально-теоретический трактат конца Xvil в. Его автор — монах тихон Макарьевский — показал систему соотношения между древней знаменной и новой для России «киевской» нотациями. «Ключ» дает различную информацию о знаменах, фитах, лицах и строках, которая представлена в виде разводов дробным знаменем с киноварными пометами и нотолинейных строк. данному музыкальнотеоретическому руководству присуща информативная, коммуникативная и нормативная функции. Содержательной задачей «Ключа» является описание «лексики» знаменного распева. трактат представляет собой произведение дидактического характера, который создан для проверки или расширения информации о знаменном распеве. По отбору материала «Ключ» является универсальным словарем.

Ключевые слова: древнерусское певческое искусство, музыкально-теоретические трактаты, «Ключ разумения» Тихона Макарьевского.

“The Key of understanding” is the most influential musical and theoretical treatise of the end of 18 c. its author is a monk tikhonMakaryevsky. He presented a system of correlation between old Znamenny and a new for Russia Kievan notations. the Key provides information about znamenny signs, phitas, persons and lines. the information is presented as stroke marks with cinnabar marks and musical and linear lines. informative, communicative and normative functions inhere in the musical and theoretical work. the purpose of “the Key” is a description of the “vocabulary” of znamenny chants. the treatise is a work of a didactic nature created to verify and extend the information about znamenny chants. From all the materials “the Key” is a universal dictionary.

Keywords: Old Russian art of singing, musical and theoretical treatises, “The Key of Understanding” by Tikhon Makaryevsky.

Теоретические руководства являются богатейшим источником информации о певческом искусстве Древней Руси. Исследование таких памятников остается одним из существенных направлений музыкальной палеографии. К данной проблеме обращались такие исследователи как, М. В. Бражников1, А. Н. Кручи-нина2, Д. С. Шабалин3, З. М. Гусейнова4, Г. А. Ники-шов5 и др. Несмотря на то, что музыкальные азбуки интенсивно изучаются, остается много нерешенных проблем, касающихся как типов азбук, так и строения каждой из них. Среди таких актуальных, в настоящее время, материалов следует выделить крупнейший памятник конца XVII в. — «Ключ разумения» монаха Тихона Макарьевского.

Современная наука о музыкальном языке древнерусской церковной культуры правомерно, на наш взгляд, использует методы, применяемые в языкознании. Возможность этого обусловлена не только фактом сосуществования в рукописных памятниках языка литературного и языка музыкального, но значительной общностью данных языковых систем.

Ф. де Соссюр писал: «Кто хочет обнаружить истинную природу языка, должен прежде всего обратить внимание на то, что в нем общего с иными системами того же порядка, а многие лингвистические факторы, кажущиеся на первый взгляд весьма существенными <...>, следует рассматривать лишь во вторую очередь, поскольку они служат лишь для выделения языка из совокупности семиологических систем»6. Данное утверждение оказывается чрезвычайно важным при рассмотрении памятников древнерусского певческого искусства, и настоящая работа представляет собой опыт исследования памятника с помощью некоторых методов, применяемых в лингвистике.

В музыкальной медиевистике рукописные памятники, содержащие информацию относительно отдельных знамен или попевок, фит и лиц, расположенных в определенном порядке, принято называть музыкально-теоретическими руководствами или азбуками. В существующих руководствах независимо от вида графических символов, будь то отдельные

искусствоведениеикультурология

зи^£^ю^,^01^е вю1 или Киоог, з афиксированныекако й -либо нотацией, можно выделиок и типа оклкжения м атериала:

и пиречисллние;

с толкокаике;

• 0акнид.

Тип перетаслешм посорое н по» прищипу «вфави-та». Пкояиис алфаиия^1яи:пя1рки^кмиоикес:кого нтбора вая эяоаеи^»^]^, изо^'»^а^1^»иоос^тж1^ выи^ак^и»^-^кеик^]^^, с^»нол»г:о^ежкт,л соскиолки в математике, логике, се-миотикедая описания искусственных логических и маоомотических языков. Сходные черты обнаруживаются в музыкально-теоретических руководствах мипа «иорншс лем^^с». ^комодстк^ иалож нноке тишал абрШоМ, 1с^^с^С^К^^Е(^Т Набор HKЧepKKИKИИHa«ГШШЙ знасен каям-ка3» ногацрш ило м^ысотьоых фокслсо .ка каких-ошбо юммйm'0киФо.Cлокoоaгйи«мo, я тилс олфевитлкине сякит^»еа^(0^^-^лреоис1^еа^^: каделс-тых »нокон (.икменной, путeвoйвJшдьмесоаокаoИ KЛйC0ЩЙ,BOЗФCЮ»O Фнa\Ieни);пOПеФOI0OИЦ, фит.

Типоиокртомия мы икходим в ^ятводствах, иодержасции словесное о бъяснасиа зо^менаиииим-певок7. В сарз^юуртем омис-нании окюге ..икюдсттк иоикиоeJ)E^^б-окая яасчлененным расположением мaтepиалa: оaФкдкc» зоаии -оки группазнакоо) посвящается нмасб^^си^ш отрисии тикера, состав-ляющий»»oввфиyюойЛоъЮ]По о6и^«^:но к атиору а^^c»о» о^мСюгио (номенолагуре) руководосво может (^а^юи эквтинсивным (атркмящимся оивасииъ итаксИи^И^Ь^О^С^^ОКСлС еДШШ^ с сераиситным Ссгрс-ничиокющкм отбор ХОио^ няя стaгиа,отpеиcающиФ МИКрОЛТрусоурз^ руГОиоаСТВО (CЛOra»ИІKйCMеИOBИЯeT ксбсйкаккоторое “и^-^;^с^£^]^1^е ’’моьедуобъиеюгемым и ибьяониющим »8. Например:

Крюк у Возгласитиего мало

светлый повыше строки

К данному типу статей относятся разделы руководств, впервые появившиеся в XVI в. Они обычно в заглавии содержат указания «како поется в каждом гласе» и «како поется которое знамя в коемждо гласе различно». Продолжение и развитие этого изложения проявляется в разделах ряда теоретических кодексов XVII в., задача которых — дать информацию о распеве не в знаковой, а словесной форме.

Тип развода, формулируемый в руководстве подобного типа, представляет собой своеобразную транскрипцию9. В языкознании транскрипцией называется «способ однозначной фиксации на письме звуковых характеристик отрезков речи»10. В музыкально-теоретических руководствах, а также в рядовых певческих рукописях этот метод используется для фиксации распева сложных знаков, попевок, фит и лиц дробным знаменем.

Например:

Начертание Развод

Выделенные приемы изложения материала (в алфавите, в словарной статье, в транскрипции) представлены в одном из выдающихся музыкальнотеоретических памятников, знаменно-нотолинейном руководстве — «Ключе разумения», созданном монахом Тихоном Макарьевским в конце XVII века. Исследование памятника показало правомерность привлечения при работе с ним методов раздела языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей — лексикографии11.

В языкознании справочная книга, которая содержит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определенном порядке, называется, как известно, словарем. Функция словаря заключается в объяснении значения описываемых единиц, передаче различной информации о них или переводе на другой язык. Все эти позиции с очевидностью проявляются также в музыкальнотеоретических руководствах, и предварительное изучение материала подтвердило возможность применения разработанной в лингвистике классификации справочных книг и ввести в научный обиход музыкальной палеографии, по сути — науке о музыкальном языке русской церковной культуры, термина «словарь» для ряда памятников теоретической мысли12. Опираясь на разработанную в языкознании типологию словарей, мы рассматриваем «Ключ разумения» как справочную книгу, являющуюся своеобразным словарем знаменного распева 2-ой пол. 17 века, как по составу руководства, так и посистеме его организации13.

Используя классификацию лексикографии, мы можем назвать «Ключ разумения» универсальным музыкальным словарем знаменного распева, поскольку он объединяет в себе свойства разных типов музыкальных словарей. Остановимся на этом подробнее.

Раздел «Имена знамени» (Например: РНБ. Q. XII. 1. Л. 4—4об.) содержит перечисление основных певческих знаков знаменной нотации. Перечисление включает:

• начертание знамени;

• название знамени;

• перевод распева знамени на пятилинейную нотацию;

• начертание и название нотных знаков.

Расположение знамен в разделе зависит от

степени распевности знака: сначала идут знамена единогласостепенные, далее — двоегласостепен-ные, т. е. распевающиеся в две ступени и так далее. В общей сложности раздел содержит распевы 73 знамен.

Пример:

Н. В. Мосягина

Данный раздел «Ключа» представляет основную лексику, «словарный состав» знаменной нотации с переводом знаков на пятилинейную нотацию.

Раздел «Указание российскому столповому знамени како против киевския ноты в российском пении восми гласов поется»14 (Например, РНБ, Q.XП. 1, л.113—114) содержит перечисление певческих знамен, которое включает:

• начертание знамени;

• название знамени;

• перевод распева знамени на пятилинейную нотацию.

В отличие от «Имен знамени», в данном разделе представлены знамена с учетом их функционирования в системе осмогласия, что нашло отражение в са-мозаглавии раздела, приведенном выше. Например, семейство статей в разделе «Имена знамени» было представлено следующими разновидностями:

В «Указании» же, помимо перечисленных, присутствует также статья с облачком, статья закрытая и статья мрачнозакрытая:

При этом распев статьи закрытой средней встречается только в шестом и втором гласах. Распев скамеицы в «Указании» соответствует характерному для четвертого гласа распеву, показывающему знак в распеве ломкой и др.

«Указание» включает 62 развода знамен, а также два примера: строка со стрелой с подсекою и певческая строка «Сошедшеся о празднолюбцы»15.

Таким образом, наличие разделов «Имена знамени» и «Указание» отражает стремление составителя, с одной стороны, включить в теоретическое руководство максимальное количество значений знамен, а с другой — систематизировать этот материал, с учетом специфики функционирования знаков.

Раздел «различных попевок»16 представляет собой собрание образцов, аналогичных тем, которые в языкознании называются «языковыми примерами». Здесь распевы каждого из «знамени пременного», что «изменяются по гласом в различных попевках», даны в контексте певческой строки. Раздел разбит на 38 словарных статей — «глав», отражающих распевы многозначных знамен в зависимости от гласовой попевки, в которую они входят. Все главы имеют свой порядковый номер, который приведен в разделе «Главы пременнаго знамени»17:

гяьы лрвиАимлгаг унл*«ни

Л гкФ/гхый і/*

' • ■* ЗЛЛАЛИА HHfbl л* ГГЛЧЇА ГЭЛЛАТМ* л -> ' ,

(гглтл мала А «

(‘ГА‘ПЛ гк'/чгллл А* fТркм /ipof/ГДЛ пмхічи картон Д ntf гкокд ^ '

ІТріІЛА ГвШКААЧКя/^ {тліплдліс^ІАА ма /\ ГТА‘Г(А tptflHA,А ВДдДОНІтаЛ. Ч*‘

гпуі ІІЛА If ОМИЛА иґ егргклл ЛЦАЧНАА.

«длин са)Ґпї шнкпн

КААЛІНЦА

4'ріІлАЄІІО'ШІШ нрії ключіквп h#*

К "jMtniLA ггюткн ,*

- . ' ^ n

Цмгнул ГМвЯЧ'ГК ГЛОЯЧНГЩ^Д. »**

.4 ^ ^

PrptkAA «Г^ЛчГё^ДНДЛ }/

ICC ЛХХЛ 6.У

ire

i<3

iu

v*

A

*

AA

**

ЛЛ

£

At

A'3

ЛЗ

ЛИ

FjutAAjtA.rt'e^lL-HA n'V ■ йндллл euS **(/ h/ahma tpt~ Л A f ПЛи^АК^ААЫ грі л' ПО ИПрОЧ(Д Г(І

ндлкд ^

ЧДШКД ДЛАДЛЛ, tJ

ЧАШІЄА ПЄЛНАА 0 ШЧгкл ^

У

ЛІРЧ пк*ь.

^АЛіПЛй

ЖПП ШГ>Н9^АКкі

/1^

И

Внутри главы (словарной статьи) материал расположен следующим образом: в левой части — порядковый номер главы, название знамени и глас примера, в правой — пример из песнопения, представленный в знаменном и нотолинейном ва-

риантах1

Искусствоведение и культурология

Языковой пример включает:

• поэтическую строку;

• знаменную строку;

• указание гласа певческой строки;

• дробное знамя в виде киноварной подтекстовки основной невменной строки;

• подробные киноварные пометы19;

• нотолинейную строку.

Кроме певческих строк, служащих примером роспева для «пременных» знаков, в данный раздел включены «прочие строки», как их называет составитель. Они не выделены в отдельную главу, не относятся к какому-либо знаку и являются, по-видимому, дополнительным материалом, иллюстрирующим уже показанные ранее распевы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо «различных попевок», «Ключ» содержит фиты и лица, а также певческие строки, выделенные в раздел — «Фиты с розводами и строки осмогласного пения». Он, как и «различные попевки», может вероятно, рассматриваться как еще один раздел «языковых примеров», в которых тайнозамкненное начертание объясняется простым знаменем. Раздел разбит на восемь глав (словарных статей), соответствующих восьми гласам. Как и в разделе «различные попевки», в разделе фит объясняемое начертание расположено в левой части, а объясняющее (пример-развод) — во второй. Объясняемое начертание включает:

• тайнозамкненный оборот (иногда с названием);

• текст, на который приходится данное начертание в каком-либо песнопении;

• указание «побочных» гласов, в которых данный оборот может встречаться, помимо основного гласа, указанного в начале каждой статьи.

Объясняющее состоит из:

• поэтической строки;

• знаменной строки;

• дробного знамени в виде киноварного сопровождения основной невменной строки;

• подробных киноварных помет;

• нотолинейной строки.

Внутри статьи материал излагается последовательно: сначала выписаны фиты, затем лица и в конце — строки. Однако этот порядок может быть нарушен, и в некоторых случаях фиты и лица записываются вместе.

Помимо разделов, показывающих, по всей видимости, основной практический материал, «Ключ» содержит дополнительную информацию относительно целей и задач руководства, а также справочные сведения о нотациях, представленные в двух вводных и одной заключительной статье. Кроме того, словарь имеет графическую иллюстрацию, которая, как поясняет лингвистический словарь, служит обычно семантизации слова (в нашем случае знака), раскрытию семантических полей, в которые входит данное слово (знак), показывает разновидности и устройства предметов (знаков). Включение графического изображения обычно бывает необходимо тогда, когда предмет объяснения трудно описать «компактным опреде-лением»20, и подобную ситуацию мы наблюдаем в «Ключе». Изображение ключа является графической иллюстрацией к теоретическому разделу «Сказание

<...> о нотном гласобежании», в котором дается описание соотношения знаков двух нотаций.

Таким образом, даже простое перечисление особенностей изложения текста в «Ключе разумения» монаха Тихона Макарьевского показывает, что он является универсальным словарем знаменного распева 2-ой пол. 17 века, который дает различную информацию о знаменах, фитах, лицах и строках. Данная информация представлена в виде: развода дробным знаменем, который можно назвать знаменной транскрипцией; киноварных помет, являющихся своеобразной транслитерацией; нотолинейной строки, служащей «фонетическим» переводом.

К тому же данному «словарю» присущи следующие функции:

— информативная (она позволяет кратчайшим способом приобщиться к накопленным знаниям);

— коммуникативная (она дает необходимые сведения о знаменном распеве);

— нормативная (она фиксирует значения и употребления певческого материала).

По отбору материала «Ключ» можно рассматривать как своеобразный тезаурус21. Содержательной же задачей «Ключа» является, на наш взгляд, описание «лексики» знаменного распева. В функциональном аспекте словарь представляет собой произведение дидактического характера, которым читатель пользуется для проверки или расширения информации о знаменном распеве. Следовательно, строение «Ключа», отбор материала и способ его

Н. В. Мосягина

изложения вполне соответствует всем условиям, необходимым для формирования словаря.

Примечания

1. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. — Л. : Музыка, 1972.

2. Кручинина А. Н. Попевка в русской музыкальной истории XVII в. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л. : СПбГК, 1979.

3. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. — Кемерово, 1991.

4. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV—

XVI вв. — СПб., 1999.

5. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII в. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1977.

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — Екатеринбург, 1999. — С. 24.

7. О кокизниках-толкованиях, в которых объяснение распева происходит не через дробное знамя, а посредством словесного объяснения см.: Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки

XVII в. — СПб., 1995. — Гл. 1.

8. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 463.

9. От лат. 1гашспр1», букв. — переписывание.

10. Лингвистический энциклопедический словарь. — С. 517.

11. От греч. lexikos — относящийся к слову и gra-рЬэ — пишу.

12. Термин «словарь» в музыкальной медиевистике применяется обычно к знаковому составу нотации

(См.: Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности XI—XIV вв. (К проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации) :дис. ... канд. искуствоведения. — Л., 1982), предполагая лишь одно из значений термина «словарь», а именно, «словарный состав».

13. Впервые «Ключ» был представлен М. В. Бражниковым в «Древнерусской теории музыки» на примере списка рукописи Q. XII. 1. (РНБ. Q. XII. № 1. Л. 2—63 (кон. XVII в.). В дальнейшем этот список с точки зрения состава памятника рассматривает Г.А. Никишов.

14. Заголовок воспроизведен по рукописи: РНБ. Q. 1. 1052. Л. 18об.

15. К стреле светлой с отсекой есть небольшой комментарий: «стрела со отсечкой без держания поскору в конце поется» (РНБ, Вяз. Q. 215. Л. 42об.).

16. Самозаглавия данный раздел не имеет. Название нами введено из раздела «Описание.» по рукописи РНБ. Q. XII. 1. Л. 6.

17. РНБ. Q. XII. 1. Л. 4об.

18. РНБ. Q. XII. 1. Л. 6об.—7.

19. Говоря о подробных киноварных пометах, мы имеем в виду использование не одной пометы для указания самого высокого звука в распеве знака, а нескольких помет, обозначающих высоту всех звуков в распеве знака.

20. Лингвистический энциклопедический словарь. — С. 463.

21. Тезаурус — (от греч. 0г|ааир6<; — сокровище, сокровищница) — 1) словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах; 2) идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами (Лингвистический энциклопедический словарь. — С. 506).

Поступила в редакцию 8 июля 2013 г

МоСягИНА Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, окончила теоретический факультет СПбГК (1999 г.). Основатель и руководитель ансамбля древнерусского певческого искусства «Ключ разумения». Автор 15 научных статей. Участник международных научных конференций и семинаров. E-mail: [email protected]

MosYAGINA N atalia viktorovna, Senior lecturer, Department of Old Russian Art of Singing, N. A. Rimsky-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory, graduated from the Rimsky-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory in 1999, founder and leader of the ensemble “The Key of Understanding”, author of і5 research papers, member of international scientific meetings and seminars. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.