Научная статья на тему 'СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Словарно-орфографическая работа / начальная школа / звукобуквенный анализ / коммуникационная технология / орфографическая грамотность / орфограмма / vocabulary and spelling work / elementary school / sound-letter analysis / communication technology / spelling literacy / spelling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулмайрам Жакыпова, Медет Ислаев

В статье рассматривается словарно-орфографическая работа в начальной школе. На сегодняшний день наблюдается процесс снижения грамотности выпускников общеобразовательных школ несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а педагоги используют в своей профессиональной деятельности разнообразные способы, методы и приемы. Наблюдающийся на сегодняшний день процесс снижения грамотности выпускников общеобразовательных школ, несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а педагоги используют в своей профессиональной деятельности разнообразные способы, вызывает обеспокоенность в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулмайрам Жакыпова, Медет Ислаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCABULARY AND SPELLING WORK IN THE PRIMARY SCHOOL

The article deals with vocabulary and spelling work in elementary school. Today, there is a process of reducing the literacy of graduates of general education schools, despite the fact that students learn the rules, and teachers use a variety of ways, methods and techniques in their professional activities. The current process of reducing the literacy of graduates of general education schools, despite the fact that students learn the rules, and teachers use various methods in their professional activities, causes concern in society.

Текст научной работы на тему «СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.3

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жакыпова Гулмайрам Сайтмаматовна, магистрант Ислаев Медет, старший преподаватель

Islaev88@ma.il. ги Ошский государственный университет,

Ош, Кыргызстан

Аннотация. В статье рассматривается словарно-орфографическая работа в начальной школе. На сегодняшний день наблюдается процесс снижения грамотности выпускников общеобразовательных школ несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а педагоги используют в своей профессиональной деятельности разнообразные способы, методы и приемы. Наблюдающийся на сегодняшний день процесс снижения грамотности выпускников общеобразовательных школ, несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а педагоги используют в своей профессиональной деятельности разнообразные способы, вызывает обеспокоенность в обществе.

Ключевые слова. Словарно-орфографическая работа, начальная школа, звукобуквенный анализ, коммуникационная технология, орфографическая грамотность, орфограмма.

БАШТАЛГЫЧ МЕКТЕПТЕГИ СЭЗДУК-ОРФОГРАФИЯЛЫК

ЖУМУШТАР ИШТЕРИ

Жакыпова Гулмайрам Сайтмаматовна, магистрант

Ислаев Медет, ага окутуучу Islaev88@mail. ги Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация: Макалада башталгыч мектепте лексика жана орфографиялык иштер каралат. БYгYнкY кундв окуучулар эрежелерди вздвштуруп, мугалимдер вздврYHYн кесиптик ишмердYYЛYгYндв тYрдYY ыкмаларды, жолдорду жана усулдарды колдонушканына карабастан, жалпы билим берYYчY мектептердин бYтYPYYчYлврYHYн сабаттуулугунун твмвндвв процесси ЖYPYп жатат, Бул кврYHYШ коомдо тынчсызданууну жаратууда.

ТYйYндYY свздвр: свздYк-орфографиялык жумуш, башталгыч класс, тыбыш-тамга анализи, коммуникациялык байланыш технологиясы, орфографиялык сабаттуулук, орфограмма.

VOCABULARY AND SPELLING WORK IN THE PRIMARY SCHOOL

Zhakypova Gulmayram Saitmamatovna, undergraduate

Islaev Medet, his teacher Islaev88@mail.ru Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Abstract: The article deals with vocabulary and spelling work in elementary school. Today, there is a process of reducing the literacy of graduates of general education schools, despite the fact that students learn the rules, and teachers use a variety of ways, methods and techniques in their professional activities. The current process of reducing the literacy of graduates of general education schools, despite the fact that students learn the rules, and teachers use various methods in their professional activities, causes concern in society.

Key words: vocabulary and spelling work, elementary school, sound-letter analysis, communication technology, spelling literacy, spelling.

Введение. На всём протяжении школьного обучения словарно-орфографической работе в начальных классах уделялось пристальное внимание. Связано это с рядом факторов, но, в первую очередь с тем, что основы орфографически грамотного письма закладываются в человеке с первых лет обучения - уже в первом классе ученики знакомятся и «проносят» через всю свою жизнь написание,

Под словарно-орфографической работой М.Р. Львов понимает «изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению; запоминание буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение из в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и так далее» [2, с. 191]. Практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов: понимание семантики слов, умение орфографически правильно записывать слова, использовать слова в своей устной и письменной речи.

Результаты и обсуждение. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе занимает, как известно, одно из основных мест. Результативность этой работы зависит от профессионально-педагогического мастерства учителя начального звена обучения: является ли он креативно мыслящим педагогом-профессионалом или учителем, который

всего лишь пассивно отрабатывает в школе свои часы. Например, умелое применение учителем начальных классов современных информационно-коммуникационных технологий повышает заинтересованность обучающихся на уроке русского языка.

При планировании и организации словарно-орфографической работы педагогу необходимо четко обозначить причины, мешающие развитию орфографической грамотности у младших школьников. Укажем основные, на наш взгляд, причины, которые оказывают отрицательное влияние на развитие орфографической грамотности [4]:

1. Частое сведение работы со словами, в которых есть непроверяемые гласные, к контрольно-повторительным упражнениям.

2. Механический характер работы над ошибками.

3. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе не всегда проводится в тесной связи с изучаемым на данном этапе грамматико-орфографическим материалом и т.д.

Очень часто на уроках русского языка слова из программных списков называют словарными. Но, по мнению Л. В. Савельевой: «Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова». Так как не названа сама орфограмма, следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребёнок узнаёт только из дополнительного объяснения учителя, но не из названия словарные» [3, с. 40].

Мы исследовали организацию и проведение словарно-орфографической работы в 3-ем классе. Младшие школьники получают теоретические сведения о том, что такое орфограмма. Отметим, что в указанной программе отведено большое количество академических часов, направленных на изучение орфографии. Приведем примеры заданий, направленных на формирование орфографических умений у обучающихся 3-го класса.

Упражнение №1. Правописание слов-омонимов. Найдите в тексте омонимы.

Упражнение №2. Разделительный мягкий и твердый знак. Вставьте ъ, где необходимо, выделите приставки, подчеркните буквы после ъ.

Упражнение №3. Непроизносимые согласные звуки.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Упражнение №4. Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-. Измените словосочетания по образцу.

Упражнение №5. Правописание предлогов и приставок. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов -ик, -ек, -ок-.

Упражнение №6. Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.

Развитию орфографической грамотности учеников начального звена обучения способствуют и такие виды работы как: работа в парах (дети оценивают - проверяют друг у друга выполненные задания, объясняют правописание орфограммы, в которой допущена ошибка); распространенное упражнение: «Найди орфограмму» (развивает орфографическую зоркость обучающихся); использование презентаций; различные диктанты; творческие задания и т.д.

Широкую возможность для развития орфографической грамотности обучающихся начальной школы предоставляет и внеурочная работа - это и викторины, олимпиады, лингвистические «экскурсии», различные проекты, и работа в кружке по русскому языку, утренники и т.д. [5].

В процессе проведенного нами наблюдения за учебно-воспитательным процессом в начальных классах, в аспекте рассматриваемой нами темы, мы провели и диагностическую работу - оценили уровень сформированности орфографической грамотности младших школьников по критериям:

1. Находить орфограмму.

2. Определять тип орфограммы.

3. Выбирать способ проверки.

4. Проверять орфограмму (-ы) по правилу.

5. Осуществлять контроль орфографической правильности письма.

Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что

наибольшие затруднения у детей вызывают пункты №2 и №3. Это позволяет нам предположить, что требуется дальнейший поиск путей повышения орфографической грамотности младших школьников.

Мы считаем, что для повышения орфографической грамотности младших школьников необходимо определение эффективных педагогических условий; применение различных методов и приемов, современных информационно-

коммуникационных технологий на уроках русского языка. Современный урок русского языка в начальных классах должен планироваться с обязательным учетом возможностей, потребностей, а также индивидуальных особенностей каждого младшего школьника, который, также, как и педагог, - активный субъект всего процесса обучения. «Использование кластеров, кроссвордов, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку русского языка, делает его более занимательным, насыщенным, интенсивным» [1, с. 47].

Выводы. Итак, наиболее высоких показателей в деле повышения орфографической грамотности младших школьников можно добиться при соблюдении следующих условий:

- методической подготовленности учителя к осуществлению словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Биджиева, В. И. Оптимизация лексической работы на уроках русского языка в начальной школе. Современная педагогика: теория, методология, практика: сборник статей II международной научнопрактической конференции (18 декабря 2019 г.). - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. - С. 47.

2. Львов, М. В. Правописание в начальных классах. - Москва: Просвещение, 2014. - 236 с.

3. Савельева, Л. В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. № 7. - С. 39-47.

4. Чиркова, Т. В. Подготовка учителей к использованию лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Карачаевск, 14-16 ноября 2019 года / отв. ред. Биджиева В. И. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, 2019. - С. 224-228.

5. Шадрова В. И., Кравцова О. В. Формирование словарно-орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. - № S2. - С. 173-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.