ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 1. С. 114-116.
УДК 801
И.А. Тарасова
Педагогический институт Саратовского государственного университета
СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС КАК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИДИОСТИЛЯ
Представлен авторский словарь □□□□□□□□ □□□□ □□□□□□ □□□□□□□ □□□□□□□. Определено место словаря в существующих типологиях, приведена модель словарной статьи.
Ключевые слова: идиостиль, словарь-тезаурус, тезаурусная функция, слова-концепты.
Понимание художественного идиостиля как единства ментальных и языковых структур, концептов и их языкового воплощения, предложенное нами в работе [1], заставляет вновь и вновь обращаться к поиску адекватных моделей представления этого многоуровнего феномена. Думается, что в числе таких моделей может быть рассмотрена лексикографическая модель описания идиостиля, реализованная нами в «Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова» [2].
Первоначальная идея проекта состояла в том, чтобы вырваться за пределы художественного микроконтекста, установить и эксплицировать не только горизонтальные, но и вертикальные связи поэтического слова, выводящие на категории мироощущения. С этой целью в словаре был использован такой лексикографический параметр, как тезаурусная (лексическая) функция (см. работы Ю.Д. Апресяна, И. А. Мельчука, Ю.Н. Караулова, С.Е. Никитиной). Под тезаурусной функцией понимается лексикографический параметр, связывающий заголовочное слово с его ближайшими семантическими партнерами путем указания на тип отношений между ними (синтагматические и парадигматические, с дальнейшей дифференциацией: антонимы, синонимы, симиляры, атрибуты и т. д.) Включение этого параметра в словарную статью дает возможность охарактеризовать созданный нами лексикографический тип как писательский словарь-тезаурус.
В ходе работы оказалось, что зафиксированные посредством тезау-русных функций семантические отношения в лексике идиостиля позволяют рассматривать заголовочные единицы не просто как ключевые слова, но и как слова-концепты авторского сознания, так как за каждым из них просматривается ассоциативно-смысловое поле имени концепта. Синтагматические функции оказались особенно важными для выявления когнитивных признаков концепта - тех ментальных единиц, которые, будучи выраженными целым рядом языковых форм, предопределяют повторяющиеся компоненты семантики ключевого слова (например, когнитивный признак ‘пространственная локализация’ у концепта «вечность»). Парадигматические функции (особенно «оппозиты», «сими-
© И.А. Тарасова, 2010
Словарь-тезаурус как лексикографическая модель идиостиля
115
ляры», «ассоциаты», «символы») позволяют определить место данного концепта среди других единиц авторского сознания
Словарь представляет и другие возможности интерпретации языковой информации в когнитивном ключе. В зоне толкования фиксируются не только общеязыковые и традиционно-поэтические значения, но и индивидуально-авторские смыслы, в том числе символические (например, закат - «символ возможного счастья, мировой красоты, существующих наперекор смерти и судьбе»). Это позволяет реконструировать художественный концепт как личностный смысл, «схваченный» знаком.
По типологии Л.Л. Шестаковой [3] «Словарь ключевых слов поэзии Г. Иванова» является: лингвистическим (так как объектом описания является поэтическое слово); монографическим (создан на материале одного автора); объяснительным (включает зону толкования); дифференциальным (объектом описания являются 25 ключевых слов поэзии Г. Иванова); многопараметро-вым (комплексным) словарем языка писателя.
В словарную статью включена информация следующих типов:
Статистическая. Этот параметр значим как один из критериев выделения ключевых слов, а также как материал для сопоставления с частотными словарями других поэтов. При слове указана абсолютная частота в корпусе поэтических текстов Г. Иванова, представленных в первом томе собрания сочинений в 3 томах. Общий объем выборки - 32000 словоупотреблений.
Грамматическая. Дано указание на начальную форму. Часть речи приводится по необходимости, например, при субстантивации (русский) или как элемент толкования при словообразовательной модификации (например, «нежно» -> нар. к «нежный»); указание на дефектную парадигму (как правило, по числу - «жизнь», только ед.), грамматические варианты (сиянье /сияние), нетипичные падежные окончания типа «в сияньи»).
Семантическая. Данная информация отражена в зонах толкования и тезауруса.
Стилистическая. Представлена после-пометами типа «ирон.», «уничижит.», указанием на использование слова в составе синтаксических фигур - повтора, соположения, контраста, параллелизма и др.
Словообразовательная. Отражена в структуре макростатьи, содержащей все производные ключевого слова и отсылки к тем значениям, с которыми наблюдаются смысловые переклички.
Представление ключевого слова в совокупности его производных - концептуально важный шаг, так как, по нашему мнению, авторский концепт наиболее адекватно выражает не одно слово, даже ключевое, а всё словообразовательное гнездо в целом.
Модель словарной статьи можно представить как структуру, включающую несколько зон:
Вход. Входом в макростатью является одно из 25 ключевых слов поэзии Г. Иванова, в микростатью - одно из 169 ключевых слов и их производных. Каждое слово при входе сопровождается количественным показателем. Под ключевыми словами нами понимаются слова, наиболее значимые в поэтическом мире Г. Иванова, являющиеся выразителями его художественной идеологии, обладающие достаточно высокой частотой употребления, тропеическим потенциалом, образно, семантически нагруженные.
Морфологическая зона является факультативной (см. выше о грамматической информации).
Зона толкования включает перечень значений многозначного (как правило) ключевого слова. Располагаются эти значения от номинативных, прямых к переносным языковым и индивидуальноавторским, символическим; от свободных к конструктивно обусловленным. Главная установка при заполнении зоны толкования состояла для нас в следующем: при формулировке художественного значения важно его соотнесение с основными категориями авторского мироощущения. Этим вызвано стремление зафиксировать индивидуально-символические значения. Их дефинирование опирается на устойчивые, повторяющиеся авторские ассоциации. Символические значения включены в семантическую структуру ключевых слов «роза», «закат», «звезда», «синий», «весна», «черный», «снег» и др. Например, «синий -символ вечности», «снег - давящая сила, оказывающая влияние на судьбу лирического героя» и т. п.
Зона иллюстраций. Размер цитаты определяется не только принципом смы-
116
И.А. Тарасова
словой достаточности. Учитывается упоминание в контексте круга ассоциатов, позволяющих раскрыть концептуальное содержание лексемы. Для слов, вовлеченных в лексикографическое описание в качестве заголовочных, приводятся все контексты их употреблений с указанием страницы по трехтомнику.
Зона тезауруса. Тезаурусная зона словарной статьи представляет собой перечень лексических функций, аргументом которых является ключевое слово, а значения выявляются на базе поэтических текстов Г. Иванова. Вначале следуют синтагматические функции, характеризующие заголовочную единицу как компонент высказывания. Ими выражаются семантические отношения типа субъект - предикат (розы -цвели); предикат - объект (обставили -судьбу); предикат - локус (летят - в пустоту); эпитет - носитель признака (блаженный - полет) и некоторые другие. Парадигматические функции восстанавливаются на материале макроконтекста. К ним относятся общеязы-ковые синонимы и антонимы (судьба - рок, жизнь - смерть), контекстуальные оппозиты (поэт - человек) и сими-ляры (судьба - неизбежность), субъекты и образы сравнения, символы (смерть - черный), метаморфозы (музыка - волна, снег -поэзия) и др.
Зона гнездования. В Словаре используется алфавитно-гнездовой принцип расположения материала. Выделенные нами ключевые слова поэзии Г. Иванова подаются в Словаре не изолированно, а в окружении однокоренных слов, соотносимых в своей семантике с основными значениями ключевой лексемы. Именно такая группировка материала представляет оптималь-
ную возможность для лексикографического описания концептов авторского сознания как смысловых единиц, проявляющих себя в целом ряде языковых форм.
Итак, в созданном нами «Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова» нашли отражение идиостилевые и тезаурообра-зующие свойства ключевых слов - констант поэтического мира Г. Иванова. Различные зоны словарной статьи по-разному ориентированы на выявление этих свойств, а состав и структура словаря в целом дает возможность создать вполне адекватное представление о вербально-семантическом и когнитивном уровне языковой личности поэта, о ментальной и словесно-образной составляющих его идиостиля.
Словарь-тезаурус - это не просто лексикографическая форма представления материла, это вместе с тем и оригинальный способ исследования поэтического языка, его интерпретация словарными средствами. Статьи словаря явились своеобразным «полуфабрикатом» для когнитивных штудий, словарные наблюдения, развернутые в текст, были положены в основу целого ряда статьей (о концептах «Вечность», «Душа», «Россия», «Счастье» и др.) В этом нам видится практическая ценность этой лексикографической формы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: ког-
нитивный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2003.
[2] Словарь ключевых слов поэзии Георгия Ивано-
ва / сост. И. А. Тарасова. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.
[3] Шестакова Л.Л. Авторский словарь в аспекте лексикографической типологии // Русистика сегодня. 1998. № 1-2. С. 41-52.