Научная статья на тему 'Словарь-тезаурус как лексикографическая модель идиостиля'

Словарь-тезаурус как лексикографическая модель идиостиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
376
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTHOR'S LEXICOGRAPHY / ИДИОСТИЛЬ / СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС / ТЕЗАУРУСНАЯ ФУНКЦИЯ / СЛОВА-КОНЦЕПТЫ / THESAURUS / MODEL / IDIOSTYLE / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасова И. А.

Представлен авторский словарь. Определено место словаря в существующих типологиях, приведена модель словарной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dictionary-thesaurus as a lexicographical model of idiostyle

The article deals with the model of idiostyle on basis of the keywords Vocabulary of Georgiy Ivanov's poetry. The structure of vocabulary articles gives an opportunity to interpret conceptual content of his poetry. Lexicalrepresentation of indiviual concepts helps us to author's inward creative world better

Текст научной работы на тему «Словарь-тезаурус как лексикографическая модель идиостиля»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 1. С. 114-116.

УДК 801

И.А. Тарасова

Педагогический институт Саратовского государственного университета

СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС КАК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИДИОСТИЛЯ

Представлен авторский словарь □□□□□□□□ □□□□ □□□□□□ □□□□□□□ □□□□□□□. Определено место словаря в существующих типологиях, приведена модель словарной статьи.

Ключевые слова: идиостиль, словарь-тезаурус, тезаурусная функция, слова-концепты.

Понимание художественного идиостиля как единства ментальных и языковых структур, концептов и их языкового воплощения, предложенное нами в работе [1], заставляет вновь и вновь обращаться к поиску адекватных моделей представления этого многоуровнего феномена. Думается, что в числе таких моделей может быть рассмотрена лексикографическая модель описания идиостиля, реализованная нами в «Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова» [2].

Первоначальная идея проекта состояла в том, чтобы вырваться за пределы художественного микроконтекста, установить и эксплицировать не только горизонтальные, но и вертикальные связи поэтического слова, выводящие на категории мироощущения. С этой целью в словаре был использован такой лексикографический параметр, как тезаурусная (лексическая) функция (см. работы Ю.Д. Апресяна, И. А. Мельчука, Ю.Н. Караулова, С.Е. Никитиной). Под тезаурусной функцией понимается лексикографический параметр, связывающий заголовочное слово с его ближайшими семантическими партнерами путем указания на тип отношений между ними (синтагматические и парадигматические, с дальнейшей дифференциацией: антонимы, синонимы, симиляры, атрибуты и т. д.) Включение этого параметра в словарную статью дает возможность охарактеризовать созданный нами лексикографический тип как писательский словарь-тезаурус.

В ходе работы оказалось, что зафиксированные посредством тезау-русных функций семантические отношения в лексике идиостиля позволяют рассматривать заголовочные единицы не просто как ключевые слова, но и как слова-концепты авторского сознания, так как за каждым из них просматривается ассоциативно-смысловое поле имени концепта. Синтагматические функции оказались особенно важными для выявления когнитивных признаков концепта - тех ментальных единиц, которые, будучи выраженными целым рядом языковых форм, предопределяют повторяющиеся компоненты семантики ключевого слова (например, когнитивный признак ‘пространственная локализация’ у концепта «вечность»). Парадигматические функции (особенно «оппозиты», «сими-

© И.А. Тарасова, 2010

Словарь-тезаурус как лексикографическая модель идиостиля

115

ляры», «ассоциаты», «символы») позволяют определить место данного концепта среди других единиц авторского сознания

Словарь представляет и другие возможности интерпретации языковой информации в когнитивном ключе. В зоне толкования фиксируются не только общеязыковые и традиционно-поэтические значения, но и индивидуально-авторские смыслы, в том числе символические (например, закат - «символ возможного счастья, мировой красоты, существующих наперекор смерти и судьбе»). Это позволяет реконструировать художественный концепт как личностный смысл, «схваченный» знаком.

По типологии Л.Л. Шестаковой [3] «Словарь ключевых слов поэзии Г. Иванова» является: лингвистическим (так как объектом описания является поэтическое слово); монографическим (создан на материале одного автора); объяснительным (включает зону толкования); дифференциальным (объектом описания являются 25 ключевых слов поэзии Г. Иванова); многопараметро-вым (комплексным) словарем языка писателя.

В словарную статью включена информация следующих типов:

Статистическая. Этот параметр значим как один из критериев выделения ключевых слов, а также как материал для сопоставления с частотными словарями других поэтов. При слове указана абсолютная частота в корпусе поэтических текстов Г. Иванова, представленных в первом томе собрания сочинений в 3 томах. Общий объем выборки - 32000 словоупотреблений.

Грамматическая. Дано указание на начальную форму. Часть речи приводится по необходимости, например, при субстантивации (русский) или как элемент толкования при словообразовательной модификации (например, «нежно» -> нар. к «нежный»); указание на дефектную парадигму (как правило, по числу - «жизнь», только ед.), грамматические варианты (сиянье /сияние), нетипичные падежные окончания типа «в сияньи»).

Семантическая. Данная информация отражена в зонах толкования и тезауруса.

Стилистическая. Представлена после-пометами типа «ирон.», «уничижит.», указанием на использование слова в составе синтаксических фигур - повтора, соположения, контраста, параллелизма и др.

Словообразовательная. Отражена в структуре макростатьи, содержащей все производные ключевого слова и отсылки к тем значениям, с которыми наблюдаются смысловые переклички.

Представление ключевого слова в совокупности его производных - концептуально важный шаг, так как, по нашему мнению, авторский концепт наиболее адекватно выражает не одно слово, даже ключевое, а всё словообразовательное гнездо в целом.

Модель словарной статьи можно представить как структуру, включающую несколько зон:

Вход. Входом в макростатью является одно из 25 ключевых слов поэзии Г. Иванова, в микростатью - одно из 169 ключевых слов и их производных. Каждое слово при входе сопровождается количественным показателем. Под ключевыми словами нами понимаются слова, наиболее значимые в поэтическом мире Г. Иванова, являющиеся выразителями его художественной идеологии, обладающие достаточно высокой частотой употребления, тропеическим потенциалом, образно, семантически нагруженные.

Морфологическая зона является факультативной (см. выше о грамматической информации).

Зона толкования включает перечень значений многозначного (как правило) ключевого слова. Располагаются эти значения от номинативных, прямых к переносным языковым и индивидуальноавторским, символическим; от свободных к конструктивно обусловленным. Главная установка при заполнении зоны толкования состояла для нас в следующем: при формулировке художественного значения важно его соотнесение с основными категориями авторского мироощущения. Этим вызвано стремление зафиксировать индивидуально-символические значения. Их дефинирование опирается на устойчивые, повторяющиеся авторские ассоциации. Символические значения включены в семантическую структуру ключевых слов «роза», «закат», «звезда», «синий», «весна», «черный», «снег» и др. Например, «синий -символ вечности», «снег - давящая сила, оказывающая влияние на судьбу лирического героя» и т. п.

Зона иллюстраций. Размер цитаты определяется не только принципом смы-

116

И.А. Тарасова

словой достаточности. Учитывается упоминание в контексте круга ассоциатов, позволяющих раскрыть концептуальное содержание лексемы. Для слов, вовлеченных в лексикографическое описание в качестве заголовочных, приводятся все контексты их употреблений с указанием страницы по трехтомнику.

Зона тезауруса. Тезаурусная зона словарной статьи представляет собой перечень лексических функций, аргументом которых является ключевое слово, а значения выявляются на базе поэтических текстов Г. Иванова. Вначале следуют синтагматические функции, характеризующие заголовочную единицу как компонент высказывания. Ими выражаются семантические отношения типа субъект - предикат (розы -цвели); предикат - объект (обставили -судьбу); предикат - локус (летят - в пустоту); эпитет - носитель признака (блаженный - полет) и некоторые другие. Парадигматические функции восстанавливаются на материале макроконтекста. К ним относятся общеязы-ковые синонимы и антонимы (судьба - рок, жизнь - смерть), контекстуальные оппозиты (поэт - человек) и сими-ляры (судьба - неизбежность), субъекты и образы сравнения, символы (смерть - черный), метаморфозы (музыка - волна, снег -поэзия) и др.

Зона гнездования. В Словаре используется алфавитно-гнездовой принцип расположения материала. Выделенные нами ключевые слова поэзии Г. Иванова подаются в Словаре не изолированно, а в окружении однокоренных слов, соотносимых в своей семантике с основными значениями ключевой лексемы. Именно такая группировка материала представляет оптималь-

ную возможность для лексикографического описания концептов авторского сознания как смысловых единиц, проявляющих себя в целом ряде языковых форм.

Итак, в созданном нами «Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова» нашли отражение идиостилевые и тезаурообра-зующие свойства ключевых слов - констант поэтического мира Г. Иванова. Различные зоны словарной статьи по-разному ориентированы на выявление этих свойств, а состав и структура словаря в целом дает возможность создать вполне адекватное представление о вербально-семантическом и когнитивном уровне языковой личности поэта, о ментальной и словесно-образной составляющих его идиостиля.

Словарь-тезаурус - это не просто лексикографическая форма представления материла, это вместе с тем и оригинальный способ исследования поэтического языка, его интерпретация словарными средствами. Статьи словаря явились своеобразным «полуфабрикатом» для когнитивных штудий, словарные наблюдения, развернутые в текст, были положены в основу целого ряда статьей (о концептах «Вечность», «Душа», «Россия», «Счастье» и др.) В этом нам видится практическая ценность этой лексикографической формы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: ког-

нитивный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2003.

[2] Словарь ключевых слов поэзии Георгия Ивано-

ва / сост. И. А. Тарасова. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.

[3] Шестакова Л.Л. Авторский словарь в аспекте лексикографической типологии // Русистика сегодня. 1998. № 1-2. С. 41-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.