Научная статья на тему 'СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА'

СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словарь / лексикография / энциклопедия / справочник / dictionary / lexicography / encyclopedia / reference book

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Е. Шмидт, Г М. Гринберг

В данной работе рассматривается понятие и назначения различных типов словарей, а так же их классификация и анализ их пользовательского потенциала для учебной и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Е. Шмидт, Г М. Гринберг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICTIONARY AS A LEARNER'S TOOL

This paper discusses the concept and purpose of various types of dictionaries, as well as their classification and analysis of their user potential for educational and scientific activities.

Текст научной работы на тему «СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

УДК 378.14

СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

А. Е. Шмидт Научный руководитель- Г. М. Гринберг

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:Shmidt.al.ye@yandex.ru

В данной работе рассматривается понятие и назначения различных типов словарей, а так же их классификация и анализ их пользовательского потенциала для учебной и научной деятельности.

Ключевые слова: словарь, лексикография, энциклопедия, справочник

DICTIONARY AS A LEARNER'S TOOL

A.E. Shmidt Scientific supervisor-G. M. Greenberg

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:Shmidt.al.ye@yandex.ru

This paper discusses the concept and purpose of various types of dictionaries, as well as their classification and analysis of their user potential for educational and scientific activities.

Keywords: dictionary, lexicography, encyclopedia, reference book

В современном мире существует огромное количество слов, каждое из которых несет в себе свой особый смысл, эти слова складываются в письменную и устную речь посредствам которой мы по получаем информацию. Для того, чтобы овладеть необходимой для нас информацией нужно знать, где ее искать, с этой целью люди в античные времена начали составлять энциклопедии понятий, которые сейчас принято называть словарями.

Словарь является научным изданием которое содержит в себе собрание слов, расположенных по определённому принципу, и предоставляет сведения о них. Цель такого издания заключается в систематизации каких-либо сведений путем составления перечня слов в определенном порядке.

Классифицировать словари по назначению можно на три большие группы (типы): энциклопедические, предметные, лингвистические. Энциклопедический словарь содержит в себе все сведения о какой-либо отросли знания или деятельности человека, их назначение заключается в описании какого-либо понятия. Лингвистический же содержит перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом. Предметные словари это специализированное собрание для более детального изучения отрасли человеческого знания. Все три типа разделяют еще на множество видов.

Лексикография то, есть наука о составлении словарей, разрабатывает наиболее оптимальные и допустимые для восприятия способы словарного представления всей совокупности знаний о языке. С распространением интернета во все сферы нашей жизни появилась возможность создания не только печатных, но и электронных экземпляров [1].

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

Цифровые издания имеют ряд преимуществ, а именно: функцию автоматического поиска слов, упрощенное редактирование, экономичность и общедоступность.

Существуют определенные требования и принципы которым словарь должен отвечать, к ним относятся: расположение в определенном порядке; отбор содержания; единообразие представления материала внутри словаря; наличие ссылок; система условных обозначений для упрощения работы со словарем.

Образовательный процесс во всех учебных заведения подразумевает использование словарей и справочников следующих видов: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы, а также предметные и тематические [2].

В процессе обучения в университете студенты сталкиваются с большим количеством самостоятельной работы, в которую входит написание курсовых, дипломных пректов, подготовка докладов и рефератов. В связи с этим появляется необходимость в изучении предметов с терминологией которых они раньше никогда не сталкивались. Это приводит к плохому восприятию научной и учебной литературы, ошибкам в работах обучающегося. Решением данной проблемы может послужить база из словарей и справочников по учебной дисциплине.

Понятийно-терминологические словари содержат конкретную информацию об исследуемой предметной области (дисциплине) представляет собой список слов и словосочетаний (терминов) с раскрытыми значениями. В настоящее время существует база из 20 предметных словарей используемых для формализации текст в различных предметных областях, большинство из них имеют универсальный характер и может быть использован для решения многих задач. Такие словари существенно повышают качество и глубину анализа текста [3].

Система такого словаря представляет собой достаточно сложную структуру, она должна содержать: список терминов; систему управления по поиску необходимых терминов; краткое и полное объяснение значения терминов; иллюстрации и примеры.

Наполнение предметных словарей должно постоянно обновляться т.к. все сферы научного знания не перестают развиваться. Для наилучшего качества усвоенной информации в тексте должны присутствовать рисунки, схемы, чертежи, примеры построения предложений с этими терминами, синонимы, поскольку так информацию проще воспринимать.

Такие словари предназначены в первую очередь не для преподавателей, а для обучающихся. Они помогают погрузиться в область научного знания, самостоятельно разобраться в терминологии того или иного предмета, а также качественно написать учебные работы, научные статьи и тезисы.

Исходя из всего вышесказанного, словарь это не только уникальное и незаменимое пособие по языку, но и важнейший инструмент научных исследований и необходимо развивать данное направление, а также наполнение таких словарей.

Библиографические ссылки

1. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка. - М.: Высшая школа, 2008. - 648 с.

2. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М.: Либроком, 2010. - 178 с.

3. Введенская Л.А. Русская лексикография. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 384 с.

© Шмидт А. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.