Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
УДК 378.14
СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
А. Е. Шмидт Научный руководитель- Г. М. Гринберг
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail:Shmidt.al.ye@yandex.ru
В данной работе рассматривается понятие и назначения различных типов словарей, а так же их классификация и анализ их пользовательского потенциала для учебной и научной деятельности.
Ключевые слова: словарь, лексикография, энциклопедия, справочник
DICTIONARY AS A LEARNER'S TOOL
A.E. Shmidt Scientific supervisor-G. M. Greenberg
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:Shmidt.al.ye@yandex.ru
This paper discusses the concept and purpose of various types of dictionaries, as well as their classification and analysis of their user potential for educational and scientific activities.
Keywords: dictionary, lexicography, encyclopedia, reference book
В современном мире существует огромное количество слов, каждое из которых несет в себе свой особый смысл, эти слова складываются в письменную и устную речь посредствам которой мы по получаем информацию. Для того, чтобы овладеть необходимой для нас информацией нужно знать, где ее искать, с этой целью люди в античные времена начали составлять энциклопедии понятий, которые сейчас принято называть словарями.
Словарь является научным изданием которое содержит в себе собрание слов, расположенных по определённому принципу, и предоставляет сведения о них. Цель такого издания заключается в систематизации каких-либо сведений путем составления перечня слов в определенном порядке.
Классифицировать словари по назначению можно на три большие группы (типы): энциклопедические, предметные, лингвистические. Энциклопедический словарь содержит в себе все сведения о какой-либо отросли знания или деятельности человека, их назначение заключается в описании какого-либо понятия. Лингвистический же содержит перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом. Предметные словари это специализированное собрание для более детального изучения отрасли человеческого знания. Все три типа разделяют еще на множество видов.
Лексикография то, есть наука о составлении словарей, разрабатывает наиболее оптимальные и допустимые для восприятия способы словарного представления всей совокупности знаний о языке. С распространением интернета во все сферы нашей жизни появилась возможность создания не только печатных, но и электронных экземпляров [1].
Секция «Инновационные технологии в современном образовании»
Цифровые издания имеют ряд преимуществ, а именно: функцию автоматического поиска слов, упрощенное редактирование, экономичность и общедоступность.
Существуют определенные требования и принципы которым словарь должен отвечать, к ним относятся: расположение в определенном порядке; отбор содержания; единообразие представления материала внутри словаря; наличие ссылок; система условных обозначений для упрощения работы со словарем.
Образовательный процесс во всех учебных заведения подразумевает использование словарей и справочников следующих видов: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы, а также предметные и тематические [2].
В процессе обучения в университете студенты сталкиваются с большим количеством самостоятельной работы, в которую входит написание курсовых, дипломных пректов, подготовка докладов и рефератов. В связи с этим появляется необходимость в изучении предметов с терминологией которых они раньше никогда не сталкивались. Это приводит к плохому восприятию научной и учебной литературы, ошибкам в работах обучающегося. Решением данной проблемы может послужить база из словарей и справочников по учебной дисциплине.
Понятийно-терминологические словари содержат конкретную информацию об исследуемой предметной области (дисциплине) представляет собой список слов и словосочетаний (терминов) с раскрытыми значениями. В настоящее время существует база из 20 предметных словарей используемых для формализации текст в различных предметных областях, большинство из них имеют универсальный характер и может быть использован для решения многих задач. Такие словари существенно повышают качество и глубину анализа текста [3].
Система такого словаря представляет собой достаточно сложную структуру, она должна содержать: список терминов; систему управления по поиску необходимых терминов; краткое и полное объяснение значения терминов; иллюстрации и примеры.
Наполнение предметных словарей должно постоянно обновляться т.к. все сферы научного знания не перестают развиваться. Для наилучшего качества усвоенной информации в тексте должны присутствовать рисунки, схемы, чертежи, примеры построения предложений с этими терминами, синонимы, поскольку так информацию проще воспринимать.
Такие словари предназначены в первую очередь не для преподавателей, а для обучающихся. Они помогают погрузиться в область научного знания, самостоятельно разобраться в терминологии того или иного предмета, а также качественно написать учебные работы, научные статьи и тезисы.
Исходя из всего вышесказанного, словарь это не только уникальное и незаменимое пособие по языку, но и важнейший инструмент научных исследований и необходимо развивать данное направление, а также наполнение таких словарей.
Библиографические ссылки
1. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка. - М.: Высшая школа, 2008. - 648 с.
2. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М.: Либроком, 2010. - 178 с.
3. Введенская Л.А. Русская лексикография. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 384 с.
© Шмидт А. Е., 2022