УДК 811.161
Л. Г. Яцкевич, И. Е. Колесова
Вологодский государственный университет
«СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЕВЫХ ГНЕЗД»: ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки (Грант Президента Российской Федерации, проект МК-1544.2014.6)
Статья посвящена принципам описания исторических корневых гнезд и протекающих в них процессов, в том числе функционально-семантической дивергенции лексического состава. В качестве примера такого описания рассматривается пособие по историческому словообразованию, представляющее собой фрагмент словаря, в котором реконструирована структура исторических корневых гнезд, определены направления и основные причины различных процессов, протекающих в их составе. В статье рассматриваются принципы составления словаря, приводятся примеры представленного в нем материала.
Историческое словообразование, историческое корневое гнездо, опыт составления словаря.
The article is devoted to the principles of description of historical root clusters and occurring processes, including functional-semantic divergences of lexical structure. Historical word formation handbook being a fragment of a dictionary of historical root clusters is considered as an example of such description. Structure of the clusters, direction, and the main causes of different processes are described in the tutorial. The paper considers the principles of compiling a dictionary and gives the examples of some vocabulary entries.
Historical word formation, historical root cluster, experience of compiling a dictionary.
Введение.
Одним из основных направлений исследования исторического словообразования русского языка является изучение диахронических процессов, протекающих в структуре исторических корневых гнезд. Многообразие этих процессов неоднократно привлекало внимание исследователей, но до сих пор не существует исторического словообразовательного словаря, в статьях которого были бы представлены исторические корневые гнезда (ИКГ). Под данным термином подразумевается комплексная динамическая система слов, восходящих к единому этимологическому (историческому) корню и формирующаяся одновременно в двух измерениях - в диахронии и в синхронии [1], [4], [7]. При этом на современном этапе развития языка данная общность может уже не осознаваться носителями. Например, слова вить, веник, венец в современном русском языке являются вершинами самостоятельных словообразовательных гнезд, хотя исторически они являются однокоренны-ми словами и образованные от них СГ входят в одно историческое корневое гнездо [5].
Изменить ситуацию, частично восполнив этот недостаток, призвано учебное пособие по историческому словообразованию, которое готовится к изданию на кафедре русского языка, журналистики и теории коммуникаций Вологодского государственного университета. Специфика данного пособия заключается в системном подходе к рассмотрению исторических корневых гнезд как комплексных словообразовательных и лексико-семантических единиц. Основными источниками для реконструкции лексического состава ИКГ служат материалы, собранные на основе различных этимологических, исторических, диалектных, словообразовательных и толковых словарей русского языка. Работа по изучению исто-
рических корневых гнезд ведется в ВоГУ (ранее ВГПУ) уже много лет. Все статьи словаря построены на основе материалов дипломных работ студентов и диссертаций аспирантов кафедры русского языка, выполненных под научным руководством Л. Г. Яц-кевич. Словарь включает 17 статей, каждая из которых представляет собой результаты реконструкции праславянского и древнерусского этапов развития словообразовательной и лексико-семантической структуры исторических корневых гнезд с этимологическими корнями *-Ьег-, *-ЬНе1-* -Ьв^-, *-ЬНга&-, *-у&й-, *-уег-, *-у1й-, *^ИвёИ-, *^ёег-, *-йо/йё-, *-ёке-, *-ёНаЬН-, *-1е1-,*-1 'иЬ-,*-те(-, *-рв1-, *-рек-, *-ро1-.
Основная часть.
Различные аспекты развития исторических корневых гнезд, неоднократно рассматривались в трудах лингвистов. При этом ученых интересовали этимологическая связь слов, входящих в историческое корневое гнездо, и закономерности ее изменений, развитие отношений между словообразовательными моделями одной семантико-словообразовательной категории, формирование новых словообразовательных гнезд на базе разрушения полисемии вершины гнезда и ее производных, а также другие вопросы. Общим для большинства исследований, появившихся в последние десятилетия, является использование в подобных случаях диахронического подхода к рассматриваемому объекту. В основе этого подхода лежит выделение в комплексной системе исторического корневого гнезда отдельных хронологических срезов или диахронических ярусов, представляющих собой особые подсистемы, фрагменты исторического корневого гнезда, соотносящиеся с различными периодами развития русского языка.
Следует обозначить несколько направлений, в
которых проводились исследования конкретных исторических корневых гнезд. Во-первых, это работы, авторы которых делают основной акцент на всестороннем исследовании современного состояния определенного корневого гнезда, а также группы гнезд, вершины которых связаны различными парадигматическими отношениями. В этих работах рассматриваются мотивационные отношения лексем внутри гнезда, типология полисемии производных, структура и взаимоотношения частных словообразовательных гнезд на современном этапе развития языка. При этом исследуется и история развития данных гнезд с целью выявления его результата на современном этапе.
Во-вторых, это работы, в которых исторические корневые гнезда исследуются в структурно-диахроническом аспекте. При этом не только указываются новообразования, но и фиксируются словообразовательные типы и способы деривации в историческом корневом гнезде на разных этапах его исторического развития. На базе сохранения словообразовательных отношений, характерных для предшествующих диахронических ярусов, и их дальнейшей эволюции в исторических корневых гнездах формируются деривационные блоки, которые представляют собой комплексные системы, объединяющие лексемы, связанные между собой отношениями словообразовательной производности и мотивированности. Образование частных словообразовательных гнезд в рамках исторического корневого гнезда описывается в целом ряде исследований. Для этой цели используется термин «гнездообразование», под которым подразумевается процесс возникновения в структуре ИКГ новых словообразовательных гнезд и преобразования исходных [1], [4], [7]. При разрушении отношений словообразовательной производности, в результате инволюционных процессов в историческом корневом гнезде в ряде случаев наблюдается также образование недеривационного блока, т. е. фрагмента гнезда, в который входят однокоренные слова, не вступающие в отношения словообразовательной производности с лексемами деривационного блока.
И, наконец, третье направление в исследовании конкретных исторических корневых гнезд предполагает структурирование гнезда на основании соотнесенности входящих в него лексем с теми или иными номинативными сферами. В данном пособии для описания лексико-семантической структуры исторического корневого гнезда и ее эволюции используется специальное понятие - лексико-семантическая зона исторического корневого гнезда, под которым подразумевается фрагмент исторического корневого гнезда, представляющий собой систему производных слов, соотносящихся с определенной номинативной сферой [7].
Еще одним аспектом изучения исторических корневых гнезд является рассмотрение их с позиций протекания в них различных дивергентных процессов. Хотя термин «дивергенция» редко используется при рассмотрении исторических корневых гнезд, сами дивергентные процессы как таковые и их ре-
зультаты довольно часто попадают в поле зрения исследователей исторических корневых гнезд. Дивергенция в рамках конкретного исторического корневого гнезда является предметом отдельного монографического исследования в работах И. Е. Колесовой, которая прослеживает различные виды дивергентных процессов на материале ИКГ с этимологическим корнем *-lei- [1].
Таким образом, в соответствии с нашей методикой, в ИКГ как в сложной динамической системе выделяются и описываются следующие структурные компоненты: диахронические ярусы, деривационные и недеривационные блоки, деривационные уровни, лексико-семантические зоны, диалектные и стилистические варианты. Далее последовательно рассмотрим указанные выше структурные компоненты ИКГ.
Диахронические ярусы ИКГ - это особые подсистемы, представляющие собой фрагменты исторического корневого гнезда, соотносящиеся с различными периодами развития русского языка. Соответственно в ИКГ выделяются:
1) исходный для истории развития гнезда прасла-вянский фрагмент;
2) древнерусский фрагмент;
3) старорусский фрагмент;
4) фрагмент периода XVIII - XIX вв.;
5) современный фрагмент периода XX - начала XXI в.
Исследование может быть начато с любого из диахронических ярусов, изменится лишь полнота представления фрагментов ИКГ и происходящих в нем процессов. Однако наиболее результативным является изучение того или иного гнезда на всем протяжении истории языка, именно этот подход реализуется в нашем пособии. Между фрагментами гнезда, находящимися на различных диахронических ярусах, существуют отношения эволюции (развития, развертывания, перестройки, преобразования) и отношения инволюции (свертывания, уменьшения, упрощения, редукции, вырождения) [7]. Так, например, при сравнении реконструируемых праславянского и древнерусского ИКГ с этимологическим * -bolg- > -blag- (-благ-) были выявлены следующие изменения в лексическом составе гнезда и количестве ЛСЗ, свидетельствующие о значительной эволюции этого гнезда в древнерусский период [2].
Во многих ИКГ выделяются деривационные и недеривационные блоки. В составе деривационных блоков формируются деривационные уровни, которые отражают последовательность развития новых словообразовательных гнезд на базе предшествующих. Между СГ различных деривационных уровней наблюдаются следующие виды отношений:
а) цепочечные отношения, при которых словообразовательные гнезда последовательно развиваются на основе друг друга;
6) радиальные отношения, при которых на базе одного словообразовательного гнезда формируется целый ряд новых;
в) цепочечно-радиальные отношения, сочетающие в себе два предыдущих типа.
Блоки недеривационного типа возникают в результате инволюции исходного фрагмента ИКГ, утраты некоторых производящих лексем и разрушения по разным причинам словообразовательных отношений. Так, в ИКГ с вершиной *-у«- в древнерусский период недеривационный блок формируется за счет разрушения отношений производности между вершиной ИКГ и существительным вино и состоит из одного частного словообразовательного гнезда.
Лексико-семантические зоны исторического корневого гнезда могут формироваться как на основе полисемии вершины гнезда, так и на базе полисемии производных, находящихся на 1-11 ступенях словообразовательной производности. В процессе развития языка одни лексико-семантические зоны ИКГ постепенно расширяются, другие - стабилизируются, третьи - сворачиваются или исчезают (полностью или только из литературного языка, сохраняясь в диалектной или профессиональной лексических системах) (табл. 1).
Так, сравним развитие ЛСЗ в ИКГ с корнем *1'иЬ-в праславянский и древнерусский периоды [3] (табл. 2 и 3).
В свою очередь функционально-семантическая дивергенция лексического состава ИКГ приводит к выделению его функционально-стилистических компонентов, которые могут существовать на каждом
диахроническом уровне, формируясь в рамках различных сфер функционирования и стилей языка. Особый интерес в этом отношении представляют территориально-диалектные и терминологические сферы функционирования. Например, в ИКГ с вершиной *-1в1- обширная лексико-семантическая зона «Посуда» формируется исключительно в диалектах, не проникая в литературный язык.
Под функционально-семантической дивергенцией лексического состава исторического корневого гнезда мы понимаем расхождение предметно-логического содержания производных лексем, развитие у них разных лексических значений в разных номинативных сферах функционирования [1], [6], [7]. Эти процессы, в свою очередь, порождают вторичные дивергентные процессы, к которым относится, в частности, образование в структуре исторического корневого гнезда частных словообразовательных гнезд и гнездообразование, т. е. формирование новых словообразовательных гнезд. Процессы гнез-дообразования, в свою очередь, тесно связаны с дивергентными процессами, затрагивающими корневые морфемы, а именно: с процессами морфемиза-ции алломорфов и морфемообразования, приводящими к переразложению и опрощению основы производных лексем [7].
Таблица 1
Изменения в структуре ИКГ с этимологическим * -bolg- > -blag- (-благ-)
№п/ Лексико-семантические зоны Количество лексем в ИКГ
п в ИКГ с корнем (-благ-) Праславянский период Древнерусский период
1 ЛСЗ «Отношение к божественному» - 340
2 ЛСЗ «Понятия нравственности и этики» 7 87
3 ЛСЗ «Красота» - 24
4 ЛСЗ «Знатность» - 7
5 ЛСЗ «Душевное состояние человека» 6 -
6 ЛСЗ «Плодородие» - 5
7 ЛСЗ «Польза» - 6
8 ЛСЗ «Материальное положение человека» 2 -
9 ЛСЗ «Счастье, благополучие» - 4
10 ЛСЗ «Питание» 5 -
11 «Красноречие» - 7
ЛСЗ в ИКГ с корнем *l'ub- в праславянский период
Таблица 2
1. ЛСЗ «Ласковое обращение к тому, кто любим»
2. ЛСЗ «Приятный,
угодный, такой, который нравится»
3. ЛСЗ «Безнравственные качества»
4. ЛСЗ «Брачные отношениия между мужчиной и женщиной»
5. ЛСЗ «Внебрачные отно-ше-ния»
6. ЛСЗ «Испытывать любовь, пристрастие к кому-либо»
6.1. ЛСЗ Отношения, чувства 6.2. ЛСЗ Действие, направленное на объект любви 6.3. ЛСЗ Тот, кого любят 6.4. ЛСЗ Тот, кто любит
ЛСЗ в ИКГ с корнем *1'иЬ- в древнерусский период
Таблица 3
1. ЛСЗ с семантической доминантой корня люб-
1.1. ЛСЗ «испытывающий любовь, склонность к кому-либо»
1.1.1. ЛСЗ
«любовь»
1.1.2. ЛСЗ
«любить»
1.1.3. ЛСЗ «тот, кто любит кого-либо»
1.1.4. ЛСЗ «тот, кого любят»
1.2. ЛСЗ «приятный, угодный, такой, который нравится»
1.3. ЛСЗ «испытывающий любовь, пристрастие к чему-либо»
2. ЛСЗ с семантической доминантой второго компонента
2.1. ЛСЗ «положительная оценка человека с позиции
христианства»:
2.1.1. ЛСЗ «любовь к Богу»;
2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1 2.1
2. ЛСЗ «любовь к добру, добротолюбие»;
3. ЛСЗ «полный любви, любящий»;
4. ЛСЗ «любовь к ближнему»;
5. ЛСЗ «любовь к детям»;
6. ЛСЗ «мудрость, любовь к знанию»;
7. ЛСЗ «трудолюбие, усердие, мастерство»;
8. ЛСЗ «книголюбие»;
9. ЛСЗ «любовь к учению»;
10. ЛСЗ «внимательность, послушание»;
11. ЛСЗ «почтительный»;
12. ЛСЗ «щедрость»;
13. ЛСЗ «любовь к истине»;
14. ЛСЗ «любовь к странничеству»;
15. ЛСЗ «жизнелюбие»;
16. ЛСЗ «кротость»;
17. ЛСЗ «дружба»;
18. ЛСЗ «другие христианские добродетели»
2.2. ЛСЗ «отрицательная оценка человека с позиции христианства»:
2.2.1. ЛСЗ «спор, вражда»;
2.2.2. ЛСЗ «распутство, разврат»;
2.2.3. ЛСЗ «корыстолюбие, жадность»;
2.2.4. ЛСЗ «любовь к мирскому»;
2.2.5. ЛСЗ «говорливость, многословие»;
2.2.6. ЛСЗ «идолопоклонство»;
2.2.7. ЛСЗ «любовь к щегольству»;
2.2.8. ЛСЗ «самолюбие»;
2.2.9. ЛСЗ «честолюбие, славолюбие»;
2.2.10. ЛСЗ «властолюбие»;
2.2.11. ЛСЗ «винолюбие»;
2.2.12. ЛСЗ «грехолюбие»;
2.2.13. ЛСЗ «склонность к гордости»;
2.2.14. ЛСЗ «склонность к развлечениям, к праздникам»;
2.2.15. ЛСЗ «пустой, никчемный»;
2.2.16. ЛСЗ «любопытство»
Все эти процессы в рамках ИКГ тесно взаимосвязаны, поэтому для их рассмотрения используется комплексный подход. Реконструкция структуры ИКГ осуществляется в несколько этапов, которые охарактеризованы ниже.
1. Извлеченные из этимологических, исторических, терминологических и других словарей этимологически однокоренные лексемы распределяются по диахроническим ярусам ИКГ.
2. На каждом диахроническом ярусе производится отождествление корневых морфов на основе лек-сико-семантического, словообразовательного и мор-фонологического анализа слов, в состав которых они входят. Например, корень -ви- (ть), восходящий к
праславянскому *-уе/- на разных этапах своего существования может быть представлен алломорфами [*-у/-/ *-vвj-/ *-У&-/ *-УЬ]-/*- Уу-].
3. На каждом диахроническом ярусе проводится словообразовательный анализ лексем, на основе которого реконструируются частные словообразовательные гнезда, входящие в состав ИКГ, и словообразовательная структура ИКГ в целом. Дается общая схема словообразовательной структуры ИКГ, состоящая из частных СГ. Например, в ИКГ с вершиной *-уе1- в древнерусский период формируется восемь частных словообразовательных гнезд (см. рисунок).
СГ 1
Вити 'сгибать, изгибать'
СГ 2 Вити 'плести'
4
СГ 7 Венъ 'нечто сплетенное, венок'
СГ 3 Вити 'навивать, накручивать'
СГ 4 Выя 'шея'
СГ 5 Веть
'ветка'
СГ 6
Ветвъ
'ветка'
СГ 8
Вино
'напиток'
Рисунок. Словообразовательные гнезда в ИКГ с вершиной *-уеь в древнерусский период
Частные СГ и особенности их формирования демонстрируются в составе словарной статьи. Например, в ИКГ с вершиной *-уе1- активно идет процесс гнездообразования, приводящий к образованию новых корней и выделению отдельных СГ с вершинами ветка, веник, венец, вино и др. В ИКГ с этимологическим корнем *-уёй- соответственно формируются СГ с вершинами ведать, видеть, вещать, невеста и др. А в ИКГ с вершиной -*-Ш- формируются всего два отдельных СГ с вершинами слой и влияние, но зато активно идут дивергентные процессы, приводящие к появлению когерентных лексем. Например, глагол заливаться, который в разных номинативных сферах приобретает значения: 'затекать куда-либо', 'пить много спиртного', 'тонуть', 'плакать', 'заходить в большом количестве (о рыбе)', 'звонко с переливами лаять, преследуя зверя по следу', 'производить звуки плавным разводом голоса' [1].
4. Производится лексико-семантический анализ полисемии вершин частных словообразовательных гнезд и производных от них слов. На этой основе реконструируются лексико-семантические зоны в составе ИКГ и дается их общая схема. Например, в составе ИКГ с вершиной *-1е1- на разных этапах его развития формируется от 7 (в праславянский период) до 23 (в старорусский период) лексико-семанти-ческих зон, относящихся к таким тематическим группам как «Природа», «Быт», «Книжная лексика» и «Промыслы».
Подобное описание исторического корневого гнезда позволяет проследить основные направления его развития и выявить эволюционные, инволюционные и дивергентные процессы, происходящие в его структуре.
Выводы.
Таким образом, «Словарь исторических корневых гнезд», предназначенный в первую очередь для преподавателей лингвистических дисциплин, для сту-
дентов и аспирантов филологических факультетов, содержит краткий обзор научных работ, посвященных описанию исторических корневых гнезд и тем разнообразным процессам, которые протекают в их структуре, представляет материалы для словаря исторических корневых гнезд, включающие в себя описание семантической и словообразовательной структуры семнадцати ИКГ и происходящих в них диахронических процессов. Данное пособие может оказать большую помощь при изучении исторического словообразования.
Литература
1. Колесова, И. Е. Функциональная и семантическая дивергенция в историческом корневом гнезде с этимологическим корнем *-1еь -: дис. ... канд. филол. наук / И. Е. Колесова. - Вологда, 2009.
2. Кузнецова, Т. Э. Судьбы церковнославянизмов с корнем -благ- в различных сферах функционирования русского языка / Т. Э. Кузнецова. - Вологда, 2014.
3. Лужинская, Д. И. Эволюция исторического гнезда с этимологическим корнем *-1'иЬ- в русском языке / Д. И. Лужинская. - Вологда, 2014.
4. Рыбакова, И. Ю. Процессы гнездообразования и се-мообразования в историческом корневом гнезде с этимологическим корнем -*Ъег-: дис. ... канд. филол. наук / И. Ю. Рыбакова. - Вологда, 2003.
5. Рычкова, И. А. Процессы гнездообразования в историческом корневом гнезде глагола вить / И. А. Рычкова // Проблемы текста: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика Д. С. Лихачева. - Вологда, 2006.
6. Яцкевич, Л. Г. Эволюционные процессы в историческом корневом гнезде с алломорфами -рез- / -реж- / -раз- / -раж- / -рож- в вологодских говорах / Л. Г. Яцкевич / Говоры Вологодского края: аспекты изучения / отв. ред. Л. Ю. Зорина. - Вологда, 2008. - С. 168-181.
7. Яцкевич, Л. Г. Эволюционные процессы в структуре исторических корневых гнезд / Л. Г. Яцкевич // Слово: Сб. статей. - Череповец, 2003. - С. 9-14.