СЛОВА С КОРНЕМ ЗОЛОТ- В ПОЭТИЧЕСКОМ ИДИОЛЕКСИКОНЕ И. А. БУНИНА
Н. Б. ИППОЛИТОВА, кандидат филологических наук
С самых первых обращений к поэзии и прозе И. А. Бунина в критической литературе утверждается представление о его художественной речи как о «словесном живописании» (Бицилли), подчеркивается, что в произведениях Бунина фиксируется многообразие оттенков цвета. В создании особого, переливающегося всеми красками мира, «парчового», по образному определению О. Михайлова, языка Бунина самую значительную роль играют слова с корнем золот-.
Уже только внимательное чтение бу-нинских стихов убеждает, что золото является одним из преобладающих компонентов его поэтического идиолексикона, возникающим в большинстве произведений, а в некоторых — неоднократно. Слова с корнем золот- имеют разную частеречную соотнесенность: это существительные (золото, злато, позолота), прилагательные (золотой, золотистый, золоченый), глаголы (золотиться, позолотить).
Чаще всего (более 50 % случаев употребления) встречается прилагательное золотой как в прямом значении (золотое кольцо, золотой венец), так и — преимущественно — в переносно-образном, в функции эпитета: ...Глядеть, как рассыпали дети В беседке песок золотой (1900); Сталь золотою сыплет пылью... (1909). Многочисленны и интересны сложные эпитеты, в состав которых входит прилагательное золотой: лилово-золотой (глаз лошади), прозрачно-золотой (огонь костра), зеркально-золотой (круг луны) и под. Такие эпитеты становятся средством передачи восприятия не столько цвета, его оттенков, сколько ощущений, оттенков чувств. Например, фрагмент И увидал я там: в пыли, могилъно-золотая, Давно потухшая, давным-давно пустая Лежит кадильница (1916) передает чувство ли-
рического героя при виде разрушенного алтаря в забытом монастыре, причем сила и глубина впечатления воплощены в сложно-составном эпитете могильно-золотая.
В роли эпитета употребляется и прилагательное с оттеночной семантикой золотистый: Две радуги — и золотистый, редкий Весенний дождь (1905 — 1906). Оно также входит в состав сложных определений: золотисто-смуглые колонны зала (1916); золотисто-светлые столпы воды (1916).
Названные эпитеты постоянно обнаруживаются в развернутых метафорах: В туче, небо заступающей, Прокатился гулкий гром. Ангел, радугой сияющий, Золотым взмахнул крестом (о молнии — 1891); золотой иконостас заката (1903); Ночь тянет вдаль свой невод золотой (1903); в сравнениях: И точно крылья золотые, заря пылала в вышине (1891); Как снежно-золотое поле, сияет в море лунный блеск (1903).
Многие произведения, включающие эпитеты золотой, золотистый, объединены одной из главных тем поэзии И. Бунина — взаимоотношения человека и природы (человека и Вселенной), ощущения всеобщности жизни. Пейзажная лирика проникнута философскими рассуждениями о месте человека в космическом, бесконечном мире. Величие природы воплощается в образах, священных для автора {ангел, крест, иконостас, золотой престол и под.). Эта тема рождает такие сквозные образы бунинской поэзии, как небо, звезды, море, бездна и т. п., которые помогают представить отношение человека к тому, что постоянно ему сопутствует, но в то же время остается таинственно-недоступным .
Существительное золото (злато) употребляется Буниным в метафорическом, метонимическом значении, в составе
© Н. Б. Ипполитова, 2004
97
сравнений: бледно-рыжее золото кос (1916); В жарком золоте заката Пирамиды (1915); Зажглась река, как золото (1903); Лес сверкает в отдаленье, Как ярким золотом пылающий костер (1887).
Особенностью образной системы поэта следует считать необычные (окказиональные) сочетания слов, в которых лексема золото сопровождается разнообразными, порой самыми неожиданными эпитетами-определениями: Церкви шпиц горячим золотом трепещет... (1900); Смуглым золотом Исакий смотрит дивно и темно (1915); Зеленым золотом горит звезда Кентавра (1907); Струится из окна веселый летний свет, Хрустальным золотом ложась на клавесины (1905) и др. Слово золото в подобных сочетаниях приобретает широкое устойчиво-символиче-ское значение: нечто яркое, сияющее, связанное с представлением о прекрасном. Определения конкретизируют его. Необычными такие сочетания воспринимаются вне развернутого окружения; в контекст же они вписываются органично, создавая точный, убедительный образ. Благодаря контексту выявляются их семантическая и эстетическая ценность, глубинный смысл, позволяющие Бунину достичь той наглядно-чувственной образности, «изумительной изобразительности», к какой он всегда стремился.
Глагольные метафоры на основе слов с корнем золот- сравнительно немногочисленны и традиционны. Они возникают в типичных ситуациях: золотятся тонкий пар на лугах, холмы, берег моря, песок; луна золотится сама и золотит воду в реке и т. п.
Образ золота во всех приведенных иллюстрациях, как и в большинстве случаев употребления, способствует передаче восприятия таких реалий, в представлении которых должен присутствовать не только цвет, но и свет (переливы света, мерцание, сияние, блистание): таинственный вечных созвездий узор золотой (1887); Золотыми цветут остриями у кровати полночные свечи (1917); Когда садится солнце за лиманом, песок бывает ярко позлащен (1916) и т. д.
Частотность употребления, смысловая и функционально-стилистическая значимость слов с корнем золот- позволяют
98
считать их ключевыми элементами1 поэзии Бунина. Они входят в функционально-семантические поля2 всех важнейших сквозных образов бунинской лирики (осени, моря, леса-сада, солнца и др.). Вот некоторые примеры со сквозным образом леса: И красив он (лес) в уборе своем, золотистой листвою одетый...] Лес словно терем расписной: лиловый, золотой, багряный; Лес загудит, затрещит — и посыплются листья дождем золотым; со сквозным образом моря: Дальше — золотой, горячий блеск: там море; Морской простор — в доспехе золотом; Цвет моря — млечно-зо-лотой\ со сквозным образом солнца: А солнце под водой по валунам скользит и шевелится, как невод золотой. Ключевыми элементами слова с корнем золот- становятся и в ряде бессюжетных (бесфабульных) прозаических произведений Бунина, и в его очерках. Так, в «Эпитафии» (1900) мы видим традиционные для русской художественной речи микрообразы: береза — «белоствольное дерево в золотых хлебах», у подножья березы — «золотистый ковер» из листьев; «осень убирала березу в золотой убор». В цикле «Тень птицы» (1911) микрообразы носят иной — инди-
KJ
видуально-авторскии характер, как, например, следующие эпитеты: золотисто-си-ний воздух; пыльно-золотистыми столпами прорезываемое солнце; золо-тисто-обожженный мрамор колоннад и под.
Слова с корнем золот- выполняют композиционно-стилистические функции, в частности участвуют в приеме сопоставления (или противопоставления) золотого и серебряного. С золотом связывается представление о радости, тепле, юге, солнце, при этом передается светлое, оптимистическое восприятие жизни. Холод зимы, севера, прохлада ночи, раннего утра вы-
л
Ключевые элементы — единицы разных уровней системы языка, постоянно повторяющиеся и обеспечивающие таким образом целостность и связность отдельного произведения или всего творчества данного автора.
о
* Функционально-семантическое поле — комплекс лексем, объединенных вокруг сквозного образа и манифестирующих сквозную тему поэтического творчества.
зывают у поэта ассоциации с серебром, например: на окне, серебряном от инея; земля в морозном серебре; Бледнеет ночь... Звучнее лес, безжизненней луна, и серебро росы на стеклах холоднее (1888). Луна, месяц, звезды — золотые, если ночь южная или приносящая покой, умиротворение: Теплый лунный свет позолотил холмы и мысы... (1904), и серебряные, если ночь северная или тревожная, мрачная: Лунный лик нырял и серебристым блеском ртути слюду по насту озарял (1905). Наглядно противопоставлены серебряная пыль туманно-япких звезд в «Холодной весне» (1913) и вечных созвездий узор золотой летней ночью в «Полевых цветах» (1887). Данное противопоставление рождает устойчивые ассоциации, проходящие через всю лирику Бунина (горячее золото — холодное серебро) и запечатленные в привычных, устойчивых для него сочетаниях: золото морского, речного песка, нагретого горячим солнцем, и серебро утренней, холодной от росы травы: Разлит залив зеркальностью безбрежной, И глубоко на золоте песка, Под хрусталем сверкает белоснежный Недвижный отблеск маяка (1904); Останется хоть память вместе с ним Об этом светлом вертограде С травой, хрустящей оелым серебром
(1917).
Особенно наглядно устойчивые ассоциативные связи и композиционно-стилистическая значимость сопоставления золотого и серебряного проявляются в рамках одного произведения. Так, в стихотворении «Долог был во мраке ночи...» (1885), которое можно интерпретировать как символическое изображение преодоления человеком тяжких жизненных испытаний («бури в житейском море»), ночь
в начале стиха вызывает представление о тревоге, ожидании беды. Здесь присутствует образ серебра: Над свалившеюся тучей, Как над черной горной кручей, звезды блещут серебром... Но приближается рассвет, уходит буря: И все ярче меж волнами В брызгах огненно-живых, В переливах голубых Золотое блещет пламя. Восходит солнце, торжествует добро, препятствия преодолены, заканчивается долгий путь в ночи.
В осенней поэме «Листопад» золотой лес возникает в первых строках: пока еще в «пестром тереме» царит осень, но близится зима, тишина осеннего покоя превращается в мертвое молчанье, мертвый сон. Вместо золота — серебристый туман; земля в морозном серебре. Осень прощается с лесом, и скоро мягкою порошей засеребрится мертвый край. Лес из терема, украшенного золотом и багрянцем, превратится в ледяной чертог, сияющий хрусталем и серебром.
Следует отметить, что образ золота традиционен для художественной (особенно поэтической) речи в целом. В русском фольклоре злато-серебро означает богатую, т. е. обеспеченную, благополучную, жизнь. Однако значение его в творчестве разных авторов неодинаково. Для Бунина золото становится одним из важнейших атрибутов — ассоциатом сквозных образов, участвующим в создании индивиду алыю-авторских сложных эпитетов, необычных сочетаний слов, устойчивых оборотов, выполняющим композиционно-стилистические функции. Следовательно, слова с корнем золот- можно рассматривать в качестве компонентов поэтического идиостиля И. А. Бунина, средства вербализации концептов жизнь, радость, красота, коистантов его индивидуальной языковой картины мира.
Поступила 02.03-04.