Научная статья на тему 'Слияния и поглощения как форма конкурентного преимущества компании'

Слияния и поглощения как форма конкурентного преимущества компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / МОТИВЫ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ФОРМЫ СДЕЛОК ПО СЛИЯНИЮ И ПОГЛОЩЕНИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слияния и поглощения как форма конкурентного преимущества компании»

Ю.Ю. Осаулец

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК ФОРМА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ

Ключевые слова: слияние и поглощение, реорганизация, эффективная стратегическая позиция, конкурентное преимущество, мотивы слияния и поглощения, формы сделок по слиянию и поглощению.

Всякая жизнь творит собственную судьбу [3].

Анри Амьель

Глобализация, превращаясь в всеохватывающий и интенсивно развивающийся процесс, напрямую воздействует на способность компаний вести деятельность в долгосрочной перспективе. Даже те игроки, чьи силы направлены в основном на национальный рынок, рано или поздно вынуждены рассматривать преимущества выхода за рубеж. Международный бизнес и его современные тенденции способствуют осуществлению этого процесса в более легкой форме не только для крупных корпораций, но также для малых и средних предприятий. Расширение функционирования компаний до международного масштаба - весьма рискованный и затратный процесс, но при правильном подходе и определенных условиях адаптации оно обеспечивает новые возможности для роста и развития бизнеса и, кроме того, служит мотивом продления жизненного цикла самой компании [5].

Современные предприятия используют несколько вариантов развития, среди которых выделяются два принципиальных: рост посредством органического развития или рост за счет приобретения структуры извне. Нужно упомянуть, что любая компания первоначально разрабатывает индивидуальную корпоративную стратегию, которая служит опорой для принятия дальнейших решений, поэтому для менеджеров существует необходимость, соответствуя ей, определять выгодное направление: вложение определенного количества ресурсов для покупки нового бизнеса или перераспределение ресурсов среди существующих направлений деятельности. Следовательно, для компании процесс слияния и поглощения или M&A (Mergers and Acquisitions) является способом достижения стратегического преимущества посредством интегрирования нового бизнеса, который должен быть более весомым для эффективной деятельности компании в целом, чем процесс внутреннего развития.

На сегодняшний момент выделяются разнообразные подходы к определению и классификации сделок по слиянию и поглощению. В более конкретном понимании слияние представляет собой реорганизацию, в результате которой все права и обязанности участников в составе двух или более компаний передаются новому созданному юридическому лицу. А под поглощением понимается процесс передачи всех прав и обязанностей существующему юридическому лицу в связи с прекращением деятельности одного или нескольких участников рынка. В общем же понимании слияние и поглощение - это сделки перехода контроля над деятельностью предприятий, носящие формальный или неформальный характер [1].

В настоящий момент все большее число международных компаний вовлечены в сделки по слиянию и поглощению. Среди них также прослеживается активность по операциям среди транснациональных корпораций. Что же касается российского рынка слияний и поглощений, то он задействует огромные финансовые ресурсы для подобных процедур, привлекая все большее

© Осаулец Ю.Ю., 2013

количество участников, хотя в виду замедления промышленного роста в 2013 г. наблюдается некоторое снижение объема подобных сделок [7].

Несмотря на позитивные оценки экспертов большое количество исследований в этой области свидетельствует о том, что первоначальные цели M&A оказываются недостижимыми или же совсем не осуществляются [8]. Поэтому многие ученые ставят вопрос о целесообразности проведения подобных экономических операций. В 1978 г. консалтинговая фирма Arthur D. Little провела одно из первых на то время серьезных исследований мотивов M&A. Итогом работы стал перечень наиболее весомых причин к осуществлению сделок по слиянию и поглощению, который включал следующие пункты: получение синергетического эффекта, диверсификация бизнеса путем выхода на новые рынки и расширение ассортимента товаров, увеличение рыночной доли, использование приобретенных инноваций и законодательных преимуществ другой страны, налоговые выгоды, покупка необходимых недооцененных активов, стратегия выхода из бизнеса и стремление менеджеров к крупным и успешным сделкам [8].

Более позднее аудиторская компания KPMG также провела исследования, которые показали несколько иные мотивы. Из 100 % опрашиваемых компаний 22 % не могли объяснить конкретных причин осуществления ими подобных сделок, 31 % - ссылались на цель увеличения своей рыночной доли, 26 % - опирались на географическое расширение масштабов деятельности, 15 % - ставили во главу угла необходимость в диверсификации и 6 % - заявили об экономии на масштабе производства [8]. Таким образом, можно судить о том, что во втором случае рассмотрен более суженный перечень мотивов M&A, кроме этого некоторые реальные мотивы не всегда осознаются, либо же скрываются. Поэтому анализ причин проведения сделок по слиянию и поглощению, взятых непосредственно из оценок практического опыта различных компаний, имеет выборочных характер и не дает объективной оценки.

Абсолютно все причины слияний и поглощений сводятся к росту и достижению наиболее сильной стратегической позиции на рынке, а значит, главной целью является стратегическое преимущество компании, которого предприятие не может добиться путем внутреннего роста бизнеса. Таким образом, стратегический подход требует выделить две группы мотивов слияния и поглощения: стратегические и функциональные. Первая группа мотивов включает в себя следующие пункты - усиление конкурентоспособной позиции и повышение рыночной стоимости бизнеса, получение финансовой устойчивости и развитие новых бизнес-моделей. Тогда как вторая включает переменный перечень экономических, субъективно-психологических мотивов, например, получение налоговых льгот, увеличение рыночной доли, ускорение НИОКР, рост денежных потоков и контроль над ними и др.

Слияния и поглощения являются высокоэффективным инструментом в реструктуризации компании, и каждый тип сделки M&A несет в себе определенные положительные и отрицательные стороны, поэтому менеджмент конкретной компании должен прекрасно понимать преимущества каждого вида сделки, а также увязывать процесс слияния или поглощения с общими стратегическими целями, чтобы получить наиболее эффективный результат. Рассматривая процедуру слияния и поглощения, в экономической литературе [2, 6] можно встретить понятие реструктуризации или, иными словами, структурной перестройки для более эффективного функционирования организации посредством создания комплекса бизнес-единиц, в которых разделяются, соединяются, ликвидируются действующие структурные подразделения, приобретаются и присоединяются новые через долевое участие в уставном и акционерном капитале сторонней компании. Данное определение учитывает экономическую сущность организационных изменений предприятия и его бизнес-единиц без привязки к

юридическому статусу, рассматривая процесс слияния и поглощения как форму реструктуризации.

Сделка по слиянию и поглощению представляет собой многоступенчатую и достаточно сложную процедуру. Порой для осуществлению подобной экономической операции организовываются специальные защитные компании, ограждающие приобретающую фирму от требований лиц со стороны. Такие созданные компании имеют право на приобретение долей, активов, пакетов акций, а также возможность присоединения компании-цели.

Процедура М&А может характеризоваться следующими формами сделки: приобретением контрольного пакета акций компании или ее основных активов, или, непосредственно, реструктуризацией в форме присоединения [6]. Приобретающая фирма, формируя структуру сделки, руководствуется ее технической простотой, сроками и стоимостью, сохранением непрерывного производства при ее осуществлении, принятием ее долгов и обязанностей на себя и, кроме этого, ориентируется на процесс налогообложения в результате операции М&А. Рассматривая более детально формы сделки М&А, можно отметить, что покупка контрольного пакета акций - наиболее удобный вариант, так как ценовые и временные рамки наиболее привлекательны для компании-захватчика. Кроме этого, приобретение существенной доли акций обеспечивает сохранность документации, хозяйственных и трудовых договоров. Единственным недостатком является приобретение долгов и обязательств совместно с желаемой компаний.

Покупка производственных мощностей, напротив, не дает возможности перейти имеющимся у компании-мишени обязательствам к поглощающей фирме, но заставляет последнюю переоформлять на себя всю документацию и хозяйственные договоры, что может негативно сказаться на производстве и привести к слишком высоким затратам. Компромиссным вариантом является сделка по реструктуризации, в частности, в форме присоединения. Процесс переоформления необходимой документации не вызывает таких трудностей, как в вышеописанном варианте, что обеспечивает непрерывность производственного процесса, но, по своей сути, это весьма дорогостоящий процесс.

Возникновение интернациональной производственной системы отвечает требованиям не только традиционно сложившихся рынков товаров и услуг, но и рынков компаний на региональном и глобальном уровнях, то есть таких рынков, где предметом сделок по купле-продаже становятся фирмы. Стратегия использования механизма слияния и поглощения в настоящее время дает множество привилегий и является одним из наиболее эффективных инструментов в конкурентной борьбе. Место компании на рынке отражает уровень ее доходности, и результативность правильной стратегии роста зависит от успешности и скорости ее выхода на определенный уровень, который позволит этой компании диктовать необходимые условия рынку [4].

Библиографический список

1. Владимирова И.Г. Международный менеджмент: учеб. / И.Г. Владимирова. - М.: КНОрус, 2011. - 448 с.

2. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / Патрик А. Гохан; пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 741 с.

3. Давтян. А.О. Книга мудрости / А.О. Давтян. - М.: ЗАО «ОЛМА-Медиа Групп», 2011. - 304 с.

4. Медведев Ю. В. Методология формирования системы компетенций в компании // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 2 (февраль) 2013. - С. 145149.

5. Осаулец Ю. Ю., Медведев Ю. В. Использование особенностей жизненных циклов организации в международном экономическом пространстве: В 2 т. // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIII международной научно-практической конференции 21-22 декабря 2012 г. -Т. 1. - Науч.-инф. изд. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Спецкнига, 2012. - С. 312-315.

6. Пушкин А.В. Покупка и продажа бизнеса / А.В. Пушкин, К.А. Гришин. - Библиотека Tenzor Consulting Group, 2011. - 296 c.

7. Информационное Агентство AK&M. - Бюллетень № 181 «Рынок Слияний и Поглощений» февраль, 2013. - C. 1-20.

8. Путеводитель по рынку профессиональных услуг «Слияния и поглощения» // Серия путеводителей-справочников «Проверено. Коммерсантъ». - М.: Альпина Бизнес Букс, The Platzdarm Group, 2008. -C. 14.

С.А. Петросян

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Ключевые слова: специфический, инвестиции, эффективность, объект, привлечение инвестиций.

В условиях современной глобализации первостепенное значение приобретает не только привлечение иностранных инвестиций, но и оценка целесообразности, рациональности и результативности их использования. Следовательно, определение эффективности иностранных инвестиций даст ответ о целесообразности их привлечения и использования.

Эффективность инвестиций определяется соотношением полученного экономического эффекта к размеру финансовых затрат, которые потребовались для его достижения. Для любого предприятия, организации или государства основной задачей развития бизнеса является повышение эффективности инвестиций. Другими словами, основная задача, которая стоит перед инвесторами, - обеспечить значительное увеличение прибыли, объема производства или общенационального дохода на каждую единицу затраченных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Оценка эффективности инвестиций - чрезвычайно сложная проблема, требующая как количественных, так и качественных подходов во всех случаях инвестирования в экономику и социальную сферу страны. Тем более это относится к иностранным инвестициям, где возникает ряд дополнительных факторов, действие которых необходимо учитывать при этой оценке [1].

В экономической литературе представлено множество методов оценки эффективности инвестиций. Вопросы их разработки и применения отражены в работах зарубежных и российских экономистов: Александр Г., Берис В., Боди Э., Вилиский П.Л., Ковалев В.В., Максимов С.Н., Теплова Т.В., Шермес В.В. и др.

Показатели эффективности инвестиций можно классифицировать по следующим признакам.

1. По виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности инвестиций:

© Петросян С.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.