MERGER AND ACQUISITION IN THE BANKING SECTOR Kuvshinova T.O. (Russian Federation) Email: [email protected]
Kuvshinova Tatiana Olegovna - Master of Economics, DEPARTMENT WORLD ECONOMY AND ECONOMIC THEORY,
FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD
Abstract: the relevance of this work is due to the fact that in the current economic situation, credit institutions face a huge problem of overcoming specific adverse conditions through the application of effective measures. There is a need to develop methods of re-organization. In this light, the ongoing merger and acquisition activity is one of the main elements of the change aimed at modifying the ownership structure and deserves special consideration. Mergers and acquisitions take place within the overall corporate strategy of banks. On this basis, it should be concluded that they are presented as one of the methods of obtaining the strategic goal: strengthening the role of the market, the growth of market value (capitalization), etc. reorganization Processes make it possible to raise the level of competitiveness and capitalization of banks, to bring to an increase in the quality of financial services offered, to increase the customer base, to minimize financial risks. Keywords: transactions, mergers, acquisitions, synergy effect, financial synergies, operational synergies.
СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Кувшинова Т.О. (Российская Федерация)
Кувшинова Татьяна Олеговна - магистр экономических наук, кафедра мировой экономики и экономической теории, факультет экономики и управления, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Аннотация: актуальность данной работы обусловлена тем, что в нынешней экономической обстановке перед кредитными организациями стоит огромная проблема преодоления конкретных неблагоприятных условий путем применения эффективных мер. Возникает потребность освоения методов переорганизации деятельности. В этом свете, предпринимаемые меры деятельности по слияниям и поглощениям, являются одним из основных элементов изменения, ставящим целью модификацию структуры собственности, что заслуживает особого рассмотрения. Сделки по слиянию и поглощению происходят в сфере общей корпоративной стратегии банков. Исходя из чего, следует сделать вывод, что они представляются как один из методов получения поставленной стратегической цели: укоренение роли на рынке, рост рыночной стоимости (капитализации) и др. Процессы реорганизации дают возможность поднять уровень конкурентоспособности и капитализации банков, вывести к увеличению качества предлагаемых финансовых услуг, приумножить базу клиентов, свести к минимуму финансовые риски. Ключевые слова: сделки, слияния, поглощения, эффект синергии, финансовые синергии, операционные синергии.
На сегодняшний день экономика двигается с непрерывным прогрессом, в связи с этим большинство банковских учреждений повседневно приходят к мысли, что нужно вносить какие-то изменения в ведение своего бизнеса, находить новые направления для совершенствования банковской политики, чтоб проще перенести сложившуюся
экономическую ситуацию. Самым альтернативным решением поддержания бизнеса является внедрение сделок по слиянию и поглощению.
Дабы принять решение о реконструкции банка, владельцы руководствуются разнообразными мотивами и целями. Возможно рассмотрение сделки о слиянии и поглощении с двух разных позиций:
- банк-покупатель;
- банк-продавец.
Но, следует заметить, что вопреки столь разным взглядам со стороны этих двух позиций, основополагающим этих сделок является желание оптимизировать издержки и увеличить доход.
Конечным итогом сделки слияния выступает сокращение большинства трат на административные и коммерческие нужды, и коммерческий банк остается от этого в плюсе. Еще одним положительным моментом сделки слияния становится охват большей части рынка, с минимальными убытками, в отличие от других методов увеличения доли на рынке. Благодаря проведенной реорганизации повышается уровень конкурентоспособности банка.
Основными целями для сделок слияния и поглощения в банковской сфере можно назвать:
- получение приоритета на рынке капитала, данная цель дает возможность наилучшего распределения финансов внутри банка. Существует правило, свидетельствующее тому, что большие банки приходятся гарантом стабильности, это помогает им получать куда больший кредитный рейтинг и заполучать крупнейших клиентов;
- увеличение рынка сбыта или «заморозка» доли на рынке;
- изменение бизнеса — в целом уменьшает операционный риск и гарантирует средний объем пополнений. Диверсификация становится помощником в стабилизации потока доходов, что не может быть не выгодно для сотрудников банка, так же как и для клиентов (путем увеличения ассортимента услуг и товаров) [5, с. 34]. Для банка, появившегося путем слияния и поглощения, заметно снижаются риски. Опять же, есть банки, которые не останавливаются на предложении банковских услуг, а увеличивают собственную работу посредством универсализации услуг. Примером может служить, взаимопроникновение банковского и страхового капитала. Чаще всего диверсификация внедряется в тот момент, когда у банка присутствуют свободные финансы, и ему хочется их вложить в слияние или поглощение для получения определенной выгоды.
- расширение базы данных клиентов, дополняющеюся увеличением положительного отношения клиентов к бренду банка, что в большей степени увеличит долю рынка;
- подъем финансовых показателей в сфере роста объемов продаж, стимулировании прибыли, увеличении рентабельности вложенного капитала.
Предпосылками сделок слияния и поглощения могут являться:
1. Внешние факторы — перемены в общей политической и экономической ситуации, государственном регулировании, положение в конкретной среде и конкурентной отрасли банка.
Отнести к внешним факторам следует:
- монополизированный мотив. Применяется при типе горизонтального слияния. Главная цель этого мотива, усиление или достижение монопольного состояния на рынке. Возможно полагать, что данная сделка повлечет за собой повышение цен на предложения банка (банковские тарифы, ставки кредитования);
2. Внутренние факторы — все, что напрямую связано с работой банка, ее конечными результатами, понижением издержек, увеличением объемов продаж и ростом производственных мощностей [1, с. 19].
Следующие характеристики отнесем к внутренним мотивам:
- собственные мотивы менеджеров — отождествляют поиск финансов для роста бизнеса или же наоборот, возможность ухода из бизнеса, отдав его в «добрые» руки.
13
Зачастую, в такой ситуации, рождается агентский конфликт между акционерами и менеджерами, это получается в том случае, когда директор имеет менее 100% акции. Сложившаяся обстановка может повлечь за собой возможность принятия неверного решения. Существует еще один вариант, банк, желающий поглотить конкурирующий банк, имеет возможность «подкупить» менеджера для помощи в принятии решения. Но, будет куда целесообразнее, при принятии данного решения, руководствоваться экономическими показателями, а не собственными умозаключениями менеджеров;
- мотив «Устранения неэффективности управления». Имеет цель распространения качественного менеджмента в сферу поглощаемого банка и применение наилучших управленческих технологий, способных стать важным фактором объединенной структуры. Наиболее часто, как правило, банки с невысокой рентабельностью, выступают объектами поглощения.
- мотив «Стоимость замещения компании и ее разница в рыночной цене». Естественно, приобрести уже существующий банк намного проще, чем запустить работу нового. Данное действие имеет смысл в том случае, если рыночная стоимость целиковой компании-мишени намного меньше цены замены ее активов.
Российские банки увеличивают свою долю на рынке путем сделок с региональными банками, это ведет к тому, что происходит расширение границ присутствия и захват лидирующих позиций в секторе, обходя ненужные затраты и имея выход на новый рынок. Увеличение охвата регионов присутствия было первостепенной целью в процессе интеграции и присоединения банков в 2011 г. Таковыми покупками стали: ОАО «АКБ «Банк Москвы», ОАО «ТрансКредитБанк» и их последующее присоединение в 2011 г. к банку «ВТБ 24» (ПАО).
В наше время финансовая теория подразумевается в том, что слияния и поглощения, наряду с другими инвестиционными решениями, преследует свою цель в приросте чистой текущей стоимости и приумножение богатства или рыночной цены акций для акционеров приобретающих банк (фирму).
Самым важным мотивом в объединении ресурсов банка принято считать достижение синергетического эффекта, просматриваемого в максимально быстром росте нового банка и положительная динамика ее финансовых показателей, преобладающих над возможностями банка до слияния и поглощения [1, с. 19].
Суть вышеописанного эффект была раскрыта в теории синергии, или теории повышения добавленной экономической стоимости компании. Теория была представлена в работе Бредли, Десаи и Кима в 1983 году. В данной теории говорится о том, что появляющаяся при слиянии новая компания получает возможность использования широкого спектра преимуществ (синергий), которые получаются в итоге объединения ресурсов этих корпораций. Предположим, что банк А желает приобрести банк Б и в результате слияния появляется новый банк С (превосходящая объемом своих активов каждый из сливающихся банков по отдельности и активы которой являются комбинацией активов банков А и Б), то при прочих равных условиях можно говорить о синергетическом эффекте, который может получить банк С [2, с. 74].
Исходя из этого эффект можно разделить на несколько составляющих:
- экономия масштаба;
- укрепление рыночных позиций;
- объединение ресурсов;
- снижение транзакционных издержек;
- повышение эффективности НИОКР [4, с. 126].
На два типа следует разделить все синергетические эффекты: финансовые синергии и операционные синергии.
Синергии операционные появляются в случае воздействия следующих факторов:
1. Экономия операционных издержек (эффект агломерации), эта экономия обусловлена масштабами деятельности банка. После слияния банк сокращает административные, маркетинговые расходы и др.
14
Операционные издержки являются не единственным фактором, который положительно сказывается на банке. В момент слияния работники имеет возможность повысить квалификационные знания, произойдет централизация бухгалтерского учета, финансового контроля, менеджмента.
2. Рост размеров рыночной ниши банка (гипотеза увеличения монополистической мощи корпорации). При увеличении доли рынка, конкуренция банка уменьшается в завоеванном сегменте, что несет отрицательный эффект банкам наименьшего размера. Во многих странах видят смысл в борьбе со слияниями, которые негативно влияют на конкуренцию.
Финансовые синергии, второй тип синергических эффектов. Они появляются в результате воздействия следующих факторов:
- создание налоговых щитов (обход налогообложения). Слияние возможно представить как вариант ухода от налогообложения, что также используется для стимулирования сделки слияния. Предположим, что кредитные организации изъявили желание о слиянии, если одна из них имеет крупные налоговые льготы, а операции второй облагаются по стандартным ставкам. В этом случае, после проведения слияния этих кредитных организаций налоговые льготы становятся доступными для обеих организаций, то это является выгодным решением. Также, на практике можно увидеть ситуацию, в которой в момент слияния банков уменьшается их балансовая прибыль, что дает возможность уменьшения налогового бремени [5, с. 39]. Но существуют свои нюансы, будет ли данная сделка приравниваться к сделке подходящей налогообложению или нет. Возможно, если налоговые органы будут позиционировать акционеров приобретаемого банка, как лиц меняющих старые акции на новые акции объединенной структуры, то ни рост капитала, ни его уменьшение не могут быть учтены. И прямо пропорционально наоборот, если акционеры приобретаемого банка пожелают выступить в качестве продавцов акций, то они будут вынуждены внести налог на увеличенный капитал.
Но определиться с целью, и ждать эффекта синергии недостаточно при том, что портфель услуг и продуктов поглощаемого банка будет эффективно дополнять уже существующее предложение. Огромную важность несет оценка стоимости и продолжительности наработки таких компетенций, ведя учет всех сопутствующих показателей (необходимое время на развитие технологий, возможность роста просроченной задолженности).
В конечном итоге следует установить предельную стоимость, при увеличении которой банку нет смысла участвовать в сделке и определиться с критически необходимыми преимуществами от сделки [3, с. 40]. Необходимо делать реальную оценку всевозможным эффектам и средой конкурентов от сделки. В дальнейшем, все мотивы нужно классифицировать на те, с помощью которых: возможно достичь эффекта синергии и не имеется возможным получить данный эффект. Самой преследуемой целью при сделках слияния или поглощения выступает прирост капитала, а, исходя из этого, и расширение регионов присутствия, стабильное положение на рынке и, соответственно, заполучение базы клиентов.
Список литературы /References
1. Богатова Е.Р. Что такое M&A? / Е.Р. Богатова // В курсе правового дела, 2011. № 14. C. 19.
2. Рудык Н.Б. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием / Н.Б. Рудык. М.: Финансы и статистика, 2000. 456 с.
3. Тульчинский С.Э. Слияния и поглощения. Важные предпосылки успешной интеграции/ С.Э. Тульчинский // Управление в кредитной организации, 2009. № 2. C. 40-43.
4. Эванс Ф. Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях / Ф.Ч. Эванс. М.: Альпина Паблишер, 2009. 336 с.
5. Эскиндаров М.А. Теория слияний и поглощений (в схемах и таблицах): учебное пособие / М.А. Эскиндаров, И.Ю. Беляева, А.Ю. Жданов, М. М. Пухова. М.: КНОРУС, 2013. 232 с.
EVALUATING IMPACT OF TECHNOLOGICAL CHANGES IN MARKET WITH PRODUCERS AND HETEROGENEOUS
CONSUMERS Klimchuk M.Yu. (Russian Federation) Email: [email protected]
Klimchuk Maria Yurievna — Bachelor, SPECIALTY: APPLIED MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE, DEPARTMENT OF COMPUTATIONAL MATHEMATICS AND CYBERNETICS, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article deals with issues related to the social welfare and GDP of the economic system when introducing new technology to the labor market. An attempt is made to evaluate the effect of computerization of low-tech labor. First model is constructed without the use of technology and the problem of competitive equilibrium is solved for it. Next, a second model is built using computerization of workers who produce low-tech labor. Additionally, in this model a production tax is added to pay for the unemployed. Analytic comparison of both models based on GDP and public welfare gives mixed results. Keywords: competitive balance, computerization of labor, high-tech labor, low-tech labor, GDP, public welfare.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА С ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ И РАЗНОРОДНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ Климчук М.Ю. (Российская Федерация)
Климчук Мария Юрьевна — бакалавр, специальность: прикладная математика и кибернетика, факультет вычислительной математики и кибернетики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с общественным благосостоянием и ВВП экономической системы при внедрении новой технологии на рынок труда. В работе делается попытка оценить эффект от компьютеризации низкотехнологичного труда. Строится модель без использования технологий и для нее решается задача конкурентного равновесия. Далее приводится вторая модель с использованием компьютеризации работников, которые производят низкотехнологичный труд. Также в этой модели добавляется налог на производство для выплат безработным. Аналитическое сравнение обеих моделей по ВВП и общественному благосостоянию дают неоднозначные результаты. Ключевые слова: конкурентное равновесие, компьютеризация труда, высокотехнологичный труд, низкотехнологичный труд, ВВП, общественное благосостояние.