Научная статья на тему 'СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА (ОТ КАМНЕЙ, КОСТЕЙ, ГЛИНЫ И БРОНЗЫ, ЧЕРЕЗ ЗОЛОТО И ПЛАТИНУ, К АЛМАЗАМ, КРЕМНИЮ И КВАРЦУ)'

СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА (ОТ КАМНЕЙ, КОСТЕЙ, ГЛИНЫ И БРОНЗЫ, ЧЕРЕЗ ЗОЛОТО И ПЛАТИНУ, К АЛМАЗАМ, КРЕМНИЮ И КВАРЦУ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ПАМЯТНИКИ ПРАВА / АРТЕФАКТЫ / ИСКУССТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЕДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЭСТЕТИКА ПРАВА / ИСКУССТВО ПРАВОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрковский А. В.

В предлагаемой статье продолжается поддержка предложенной инициативы по актуализации научной полемики, связанной с выявлением и научной обработкой наиболее общих характеристик, понимания права как проявления искусства, решения вопроса о том, какое место в юридической деятельности (правоведении) занимает искусство. Позитивное право содержится в определенных источниках и имеет собственные внешние формы выражения. Внешняя форма выражения источников связана с носителями информации, которые используются для обеспечения целеполаганий правового регулирования. Источники права являются продуктом человеческого (духовного) творчества и результатом искусства, квинтэссенцией творческих достижений, верифицируют взаимодействие искусства и права, обеспечивают интересы юридической деятельности. Опираясь на эмпирические материалы и доктринальные источники, автор приоритетно использует эстологическое направление в правовой аксиологии, и предлагает собственное видение поднятой проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTPRINTS IN THE SAND: THE EVOLUTION OF SOURCES OF LAW (FROM STONES, BONES, CLAY AND BRONZE, THROUGH GOLD AND PLATINUM, TO DIAMONDS, SILICON AND QUARTZ)

The proposed article continues to support the proposed initiative to update the scientific controversy associated with the identification and scientific processing of the most common characteristics, understanding law as a manifestation of art, resolving the issue of what place art occupies in legal activity (jurisprudence). Positive law is contained in certain sources and has certain external forms of expression. The sources of law are the product of human (spiritual) creativity and the result of art, the quintessence of creative achievements, they verify the interaction of art and law, and ensure the interests of legal activity. Based on empirical materials and doctrinal sources, the author primarily uses the estological direction in legal axiology, and offers his own vision of the issues raised.

Текст научной работы на тему «СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА (ОТ КАМНЕЙ, КОСТЕЙ, ГЛИНЫ И БРОНЗЫ, ЧЕРЕЗ ЗОЛОТО И ПЛАТИНУ, К АЛМАЗАМ, КРЕМНИЮ И КВАРЦУ)»

УДК: 340.1

Юрковский Алексей Владимирович,

заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин

Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры

Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия, 664035

e-mail: avyurkovsky@mail.ru

ORCID: 0000-0002-0926-8965

СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА (ОТ КАМНЕЙ, КОСТЕЙ, ГЛИНЫ И БРОНЗЫ, ЧЕРЕЗ ЗОЛОТО И ПЛАТИНУ, К АЛМАЗАМ,

КРЕМНИЮ И КВАРЦУ)

Аннотация. В предлагаемой статье продолжается поддержка предложенной инициативы по актуализации научной полемики, связанной с выявлением и научной обработкой наиболее общих характеристик, понимания права как проявления искусства, решения вопроса о том, какое место в юридической деятельности (правоведении) занимает искусство. Позитивное право содержится в определенных источниках и имеет собственные внешние формы выражения. Внешняя форма выражения источников связана с носителями информации, которые используются для обеспечения целеполаганий правового регулирования. Источники права являются продуктом человеческого (духовного) творчества и результатом искусства, квинтэссенцией творческих достижений, верифицируют взаимодействие искусства и права, обеспечивают интересы юридической деятельности. Опираясь на эмпирические материалы и доктринальные источники, автор приоритетно использует эстологическое направление в правовой аксиологии, и предлагает собственное видение поднятой проблематики.

Ключевые слова: право, источники права, памятники права, артефакты, искусство, юридическая деятельность, правоведение, юридическая техника, эстетика права, искусство правоведения.

Yurkovsky Alexey Vladimirovich,

Head of the Department of State and Legal Disciplines

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office

of the Russian Federation, candidate of legal sciences, associate professor

st. Shevtsova, 1, Irkutsk, Russia, 664035

e-mail: avyurkovsky@mail.ru

ORCID: 0000-0002-0926-8965

FOOTPRINTS IN THE SAND: THE EVOLUTION OF SOURCES OF LAW (FROM

STONES, BONES, CLAY AND BRONZE, THROUGH GOLD AND PLATINUM, TO

DIAMONDS, SILICON AND QUARTZ)

Annotation. The proposed article continues to support the proposed initiative to update the scientific controversy associated with the identification and scientific processing of the most common characteristics, understanding law as a manifestation of art, resolving the issue of what place art occupies in legal activity (jurisprudence). Positive law is contained in certain sources and has certain external forms of expression. The sources of law are the product of human (spiritual) creativity and the result of art, the quintessence of creative achievements, they verify the interaction of art and law, and ensure the interests of legal activity. Based on empirical materials and doctrinal sources, the

author primarily uses the estological direction in legal axiology, and offers his own vision of the issues raised.

Keywords: law, sources of law, monuments of law, artefacts, art, legal activity, jurisprudence, legal technique, aesthetics of law, art of jurisprudence.

В лучших традициях жанра научной литературы, премьерный выпуск журнала «Искусство правоведения» опубликовал логически предопределенные и аргументировано обоснованные авторские материалы И. А. Кузьмина,

транслирующие содержащие проблемы поиска путей осмысления и отражения, диалога мнений, представленные в форме размышления о праве как об искусстве и об искусстве в праве [1, с. 7-13].

Поддерживая названную инициативу, в следующем выпуске журнала «Искусство правоведения» [2, с. 6-13], был опубликован материал, нацеленный на привлечение внимания научного сообщества к теме многообразия понимания юридической деятельности как искусства, сформулировано обращение к читателям о включении в научный дискурс, который с момента его формирования в древние времена и по сей день, не является готовым знанием, с обоснованием необходимости производства и

систематизации знаний по указанной проблематике, описания и объяснение феномена права в контексте форм и результатов социального поведения называемого искусством.

Продолжая развивать сформированный тренд, охватывающий широчайший круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, мышления, сознания, человека к феноменологии государства и права в контексте форм и результатов деятельности в сфере искусства, продолжая попытки разобраться в том, какое место в юридической деятельности занимает искусство, в четвертом выпуске журнала «Искусство правоведения» И. А. Кузьмин опубликовал материалы, о значении теории государства и права в одном из приписываемых ей статусов -

«инструментальном», развивая идеи В.А. Сапуна, В.М. Сырых, А.В. Малько, К.В. Шундикова и многих других авторов [3, 614].

Поддерживая последовательное

отношение к складывающейся форме обозначенного дискурса, продолжая предсказывать нарастание интереса к процессам и явлениям детерминирующим проблематику многообразия понимания юридической деятельности как искусства во всех своих проявлениях, которая имеет творческое начало и содержание, непосредственно связана с общественным сознанием и ориентирована на гармонизацию окружающей реальности, предлагаем рассмотреть вопрос об источниках права, в значении памятников (артефактов) права.

Полагаем, что человеческая цивилизация немыслима в её сегодняшнем состоянии без действия одного из естественных законов, согласно которому информация, как данные (сведения) способна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе.

Одним из носителей информации, природа и механизмы работы которого до сих пор не изучены досконально, является человеческая память.

Очевидно, что человеческая память имеет огромный, но не раскрытый потенциал и именно поэтому, мы сегодня можем прикоснуться к интеллектуальным произведениям древнейших времен.

Человек, являясь существом социальным, нуждаясь в корреляции собственных интересов с интересами других людей, всегда испытывал потребность не только в создании правил поведения, но и в передаче информации о правилах поведения другим людям для того, чтобы эта информация могла

доходить до их сознания в единообразном смысловом содержании.

Именно поэтому, с появлением такого, с одной стороны естественного, а с другой стороны социального феномена как речь (язык), связано появление устных источников права (правила поведения), которые человек начал создавать и запоминать посредствам работы нейролингвистических сигналов мозга.

Обычаи, традиции, мораль, нравственность, этические, эстетические, религиозные и правовые нормы, хранятся в человеческой памяти при помощи нейронов головного мозга и сигналов, которые связывают эти нейроны. В данном случае носителе, человеческая память должна рассматриваться в качестве внешней формы выражения источников права, она связана с носителями информации (нейронами головного мозга и сигналами, которые связывают эти нейроны), которые используются для обеспечения целеполаганий правового регулирования.

При том, что человек способен создавать, обрабатывать и запоминать поразительные объемы информации, человеческая память, по причинам подлежащим дополнительному

исследованию, проявляет признаки ненадёжности.

Трудно объяснить все причины, по которым человек, не может, а порой не хочет, воспроизводить имеющуюся у него в распоряжении объективную информацию, полностью соответствующую реальной действительности.

По нашему мнению, именно поэтому, человек оставляя следы на ландшафте (следы на песке) пришел к пониманию закономерности, фиксации информация, данных (сведений), отображения их способности быть зафиксированными на каком-либо материальном носителе.

Современная археология знает примеры попыток фиксации информации на камнях и стенах пещер (петроглифы, изображающие животных, охоту и бытовые

сцены), датируемые эпохой палеолита в периоде от 40 до 10 тысяч лет до нашей эры. Данные факты, зафиксированы в значительном многообразии самых разных направлений научных исследований [4-7].

Вслед за объектами природного ландшафта, человек освоил другие доступные ему природные материалы.

Так, по нашему мнению, появились Цзягувэнь (кит. ^#X,(jiagйwën) -письмена на черепашьих панцирях и костях - иероглифические надписи на гадальных костях (панцирях черепах, лопатках баранов и быков), фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими китайскими текстами и образцами китайской письменности, относятся к ХГУ-ХГ векам до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан [8].

Позже начали появляться такие рукописные артефакты как кожа животных, глиняные и восковые таблички, папирус, пергамент, бронза, береста и бумага.

Глиняные таблички (7-й век до нашей эры), например, библиотека

Ашшурбанипала в Ниневии [9], папирус (3000 лет до нашей эры), древнейшие образцы были обнаружены в гробнице фараона первой династии Хемаки (около 2850 года до н. э.) [10], бронзовые свитки (2 тысячи лет до нашей эры) [11] пергамент, с которым связано появление западной философии [12] береста [13] бумага, изобретена в Китае в 1 начале 2 века нашей эры [14, с. 9-20.].

Начиная с 8-9 веков нашей эры, бумага стала основным носителем информации, на которой при помощи знаков, символов и условных обозначений, нанесенных в различных стилистиках, которые впоследствии обрели самостоятельный смысл и особые эстетические качества, составляющие основу самостоятельного направления искусства, такого как каллиграфия.

На бумаге при помощи знаков, символов, условных обозначений фиксировались, и до сих пор фиксируются различные виды информации, включая

документы, являющиеся источниками права, актами толкования, реализации и применения права.

Очевидно, что при помощи артефактов (носителей информации) можно понять, насколько универсально, современно и актуально создавались и создаются образы, позволяющие создавать, обрабатывать, воспринимать и понимать передаваемую информацию.

Древние тексты, на архаичных источниках информации, созданные цивилизациями прошлого, вскрывают пласты проблем, которые человечество пыталось и по сей день пытается решить.

Позднее, в XIX веке, появились новые носители информации, позволяющие фиксировать не только слова, но записывать мысли во всех видах, например, видео- и аудиозображений.

С появлением новых носителей информации, появилось и новое отношение человечества к природе информации, что повлекло за собой особое осмысление различий отдельных видов информации. Такая парадигма, подтолкнула

исследователей в сторону образования отдельной науки, которая называется информациология, - наука об информации, изучающая природу информации, информационные потоки в обществе, все процессы и явления в живой и неживой природе [15].

Различные виды информации, фиксируются на различных носителях и обретают свои индивидуальные признаки и предназначения, которые для юридических целей рассматриваются в качестве внешней формы выражения источников права и используются для обеспечения

целеполаганий правового регулирования.

Носитель информации (как внешняя форма права (в отдельных случаях памятник права)) - это любое вещество, которое способно фиксировать юридически значимую информацию (бумага: листы, свитки, пластик, бирки, оптические диски, магнитные материалы, ленты и диски, полупроводники, различные типы

биохимической памяти (ДНК, РНК)), предназначенное для записи и хранения информации, либо предмет, в отдельных случаях устройство (книга, письмо, палеонтологический артефакт, костяная, глиняная, берестяная, бронзовая, медная, золотая табличка (свиток), аппаратное запоминающее устройство).

С древнейших времен, по сей день, человечество пыталось внедрить в процесс правового регулирования как различные виды веществ, предназначавшихся для формирования источников права, так и аппаратных устройств, позволяющих фиксировать юридически значимую информацию и в последствии её считывать, извлекая аутентичное, единообразное содержание.

Для шумерской цивилизации (5-4 тысячелетие до нашей эры) были свойственны такие носители информации, которые одновременно могли

ассоциироваться с внешними формами права как глиняные таблички. В Египте (3 тысячелетие до нашей эры) появляется более эргономичный, обладающий улучшенными качествами по сравнению с глиняными табличками папирус.

В других регионах и других континентах использовались такие носители юридически значимой информации как высушенные, либо дубленые шкуры животных как в Персии, либо в греческом городе Пергам, узкие бамбуковые пластинки, скрепленные шнурами в «бамбуковые книги» в Индии и Китае, пальмовые листья в Африке, узелковое письмо «кипу» в Южной Америке.

Примечательно, что в древние времена и до относительно недавних времен, аппаратные инструменты, были

необходимы, только для фиксации информации на материальном носителе. Специальных аппаратных устройств, необходимых для воспроизведения информации не требовалось.

Средствами нанесения информации были палочки, стилусы, кисти, перья,

разного рода инструменты. Информация наносилась таким образом, чтобы воздействующий на носитель материал, изменял его структуру при помощи самых разных видов воздействия, например таких как теснение, нанесение краски, механического воздействия (нанесения резьбы, сверления, шитья), термического, либо химического воздействия

(выжигания, травления и т. п.).

7 мая 1952 года британский радиотехник Джеффри Даммер впервые выдвинул идею объединения множества стандартных электронных компонентов в монолитном кристалле полупроводника. В 1959 году Эдуард Кеонджян разработал первый прототип интегральной схемы.

Полупроводник - материал, по удельной проводимости занимающий промежуточное место между

проводниками и диэлектриками, и отличающийся от проводников (металлов) сильной зависимостью удельной проводимости от концентрации примесей, температуры и воздействия различных видов излучения. Основным свойством полупроводников является увеличение электрической проводимости с ростом температуры [17].

Микроэлектронное устройство -электронная схема произвольной сложности (кристалл), изготовленная на полупроводниковой подложке (пластине или плёнке) и помещённая в неразборный корпус или без такового в случае вхождения в состав микросборки [16].

Современные источники права фиксируются как на простых полупроводниковых материалах, таких химических элементах как бор В, углерод С, германий Ge, кремний Si, селен Se, сера S, сурьма Sb, теллур Те и йод I., а также сложных полупроводниковых материалах, содержащих химические соединения из двух, трёх и более химических элементов.

В зависимости от видов информации и носителей информации появляются проявления таких феноменологий как текст, звук, видео, постепенно

внедряющиеся в содержание источников права.

Современные источники права предполагают не только аппаратные средства фиксации, но и считывания информации.

В настоящее время источники права фиксируются на электронных носителях, которые в силу ряда причин, отнюдь не вытесняют бумажные носители

юридически значимой информации (компьютерную технику), будущее которой связывают с использованием

полупроводников, содержащих кремний и кварц (следы на песке).

Песок - рыхлая осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород - самого распространенного на Земле минерала, состоящего из молекул диоксида кремния.

Очевидно, что для документирования информации в современной России используют такие материальные носители как бумага и топологии интегральных микросхем.

В Российской Федерации

применительно к описанию источников права в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», содержится дефинитивное описание понятия документированной информации, которая, в свою очередь определяется как зафиксированная на материальном носителе путем

документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Согласно Федерального закона от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» «документ -материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в

пространстве в целях общественного использования и хранения».

Что касается бумаги, то в соответствии со ст. 11. 1. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной

подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен

федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 11.1) ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации», электронный документ -документированная информация,

представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-

телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации», информационно-

телекоммуникационная сеть -

технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использованием средств вычислительной техники.

По нашему мнению, в условиях развития научно-технического процесса, законодатель затрудняется

исчерпывающим образом перечислить материалы, из которых могут производится линии связи и средства вычислительной техники.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «О связи», «линии связи -линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи».

В названном законе также отсутствует перечень материалов, из которых создаются, либо могут создаваться линии связи.

Согласно ст. 1448 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-Ф3, топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на

материальном носителе пространственно-геометрическое расположение

совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.

В Российской Федерации на федеральном уровне помимо Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных

технологиях и о защите информации» и Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» дефиниция носителя информации фигурирует еще в 136 нормативных актах, обладающих высшей юридической силой, среди которых фигурируют такие как: все кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 06.02.2023 г. № 10-

ФЗ «О пробации в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»,

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О

противодействии экстремистской

деятельности», Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ «О государственной

дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и

въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 382-ФЗ «О

государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» и др.

Согласно мнению И. Д. Ковальченко историко-информационный подход к источникам права представляет собой информационный процесс, в котором фигурируют объект - отражаемая реальность, субъект - творец источника и информация - результат отражения объекта субъектом. Этот процесс, как и всякий информационный, всегда имеет

прагматический аспект, т.е. творец источника всегда преследует

определенную цель, выявляя сведения об объективной действительности [18].

В нашем случае, применительно к названию предлагаемого исследования можно отметить, что следы на песке представляют собой отображение эволюции источников права (от камней, костей, глины и бронзы, через золото и платину, к алмазам, кремнию и кварцу).

Подводя итог, необходимо отметить, что рассмотренные вопросы эволюции источников права, приоритетно

затрагивают проблему оценки их носителей. Источники права являются продуктом человеческого (духовного) творчества и результатом искусства, квинтэссенцией творческих достижений, человечества в области обретения, в нашем, исследуемом случае, веществ, которые способны фиксировать юридически значимую информацию, предназначенных для записи и хранения информации, либо обретения предметов, в отдельных случаях устройств, способных фиксировать и (или)

воспроизводить юридически значимую информацию.

Предлагаемый формат, по нашему мнению, позволяет расширить

представления как о внешних формах выражения права, так и сформировать новые методологические подходы к изучению памятников права, сформировать модели совершенствования реальных процессов правового регулирования и государственного управления в России.

Одновременно полагаем необходимым выстроить акцент на дополнительном изучении и проработке содержательных характеристик типов и видов действующих в современной России источников права, их внешних форм, проблем веществ и аппаратных средств, использующихся при их создании и применении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кузьмин И. А. Право как искусство и искусство в праве (теоретическое измерение) // Искусство правоведения. THE ART OF LAW. 2022. No 1. С. 7-13.

2. Юрковский А. В. К вопросу об искусстве, праве и искусстве правоведения // Искусство правоведения. THE ART OFLAW. 2022. No 2. С. 6-13.

3. Кузьмин И. А. Инструментальная теория права: реальность или вымысел? // Искусство правоведения. THE ART OF LAW. 2022. No 4. С. 6 -14.

4. Абаев Н. В. Некоторые мировоззренческие и духовно-культурные факторы организации и самоорганизации «кочевой» цивилизации // Вестник Тувинского государственного университета. Вып. 1. - Тыва: Изд-во Тыв.ГУ, 2009. - С. 4-13.

5. Баттистини М. Символы и аллегории. Энциклопедия искусства. - М.: Омега, 2008. - 331 с.

6. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. - Л.: Наука, 1971. - 240 с.

7. Юнг К. Г. Психология религии. - М.: Медиум, 1994. - 258 с.

8. Ткаченко Г. А. Гадательные надписи // Культура Китая от А до Я. Словарь-справочник. — М.: АСТ: Восток — Запад, 2008. — С. 50—51.

9. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой.

— М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1988. — 346 с.

10. Дойель, Лео. Завещанное временем. Поиски памятников письменности / Пер. с англ. Э. А. Маркова; Пред., науч. ред. Я. В. Василькова. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1980. — 728 с.

11. Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Отв. ред. проф. С. И. Ковалёв. Академия наук СССР. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (1960). — 272 с.

12. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, «Пневма», 2002, 880 с,

13. Черепнин Л. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. — М.: Наука, 1969. — 438 с.

14. Мао Цзо-бэнь. Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко. — М.: Молодая гвардия, 1959.

— 160 с.

15. Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы, 2004.

16. Черняев В. Н. Технология производства интегральных микросхем и микропроцессоров / Черняев В. Н.. — М.: Радио и связь, 1987. — 464 с.

17. Якубовский С. В., Барканов Н. А., Ниссельсон Л. И., Топешкин М. Н., Ушибышев В. А. Аналоговые и цифровые интегральные микросхемы. — М.: Радио и связь, 1985. — 432 с.

18. Ковальченко И.Д. Исторический источник в свете учения об информации (к постановке проблемы) // История СССР. 1982. № 3. С. 129-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.