Научная статья на тему 'Следственный изолятор как основное место содержания под стражей: сравнительно-правовой анализ'

Следственный изолятор как основное место содержания под стражей: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
704
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / DETENTION CENTRE / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL STATUS / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICTED PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жамулдинов Виктор Николаевич, Кабжамитов Ойрат Тлеубергенович

Авторы на основе сравнительного правоведения затрагивают проблемы правового положения (статуса) лиц, отбывающих уголовные наказания, относящиеся к числу наиболее важных в уголовно-исполнительной теории и практике. Лицо, отбывающее наказание в следственном изоляторе, так же как и в исправительной колонии, становится субъектом особых правоотношений, в сферу внимания (регулирования) которых попадают такие виды его поведения, которые в обычных условиях не служат предметом правовой регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жамулдинов Виктор Николаевич, Кабжамитов Ойрат Тлеубергенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Следственный изолятор как основное место содержания под стражей: сравнительно-правовой анализ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Следственный изолятор как основное место содержания под стражей: сравнительно-правовой анализ Жамулдинов В. Н.1, Кабжамитов О. Т.2

1Жамулдинов Виктор Николаевич / Zhamuldinov Viktor Nikolayevich - кандидат юридических

наук, доцент, профессор, Российская академия естествознания; 2Кабжамитов Ойрат Тлеубергенович / Kabzhamitov Oirat Tleubergenovich - магистр истории,

старший преподаватель, кафедра экономики, права и философии, факультет филологии и истории, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: авторы на основе сравнительного правоведения затрагивают проблемы правового положения (статуса) лиц, отбывающих уголовные наказания, относящиеся к числу наиболее важных в уголовно-исполнительной теории и практике. Лицо, отбывающее наказание в следственном изоляторе, так же как и в исправительной колонии, становится субъектом особых правоотношений, в сферу внимания (регулирования) которых попадают такие виды его поведения, которые в обычных условиях не служат предметом правовой регламентации. Abstract: the authors on the bases of comparative law touch upon the issues of legal position (status) persons serving criminal penalties relating to the number of the most important in the penal theory and practice. A person serving a sentence in the detention center, as well as in penal colony, becomes the subject of special relations, to the attention of (regulation) which include such types of its behavior, which under normal conditions are not the subject of legal regulation.

Ключевые слова: следственный изолятор, правовое положение, осужденный. Keywords: detention centre, legal status, convicted person.

В соответствии со ст. 16, 17 Конституции Республики Казахстан, ст. 22 Конституции Российской Федерации [1] и ст. 21 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Нужно отметить, что те же статьи 16, 17 Конституции РК, 22 Конституции РФ и ст. 25 Конституции Республики Беларусь предусматривают возможность временного лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких мер должно быть, судебное решение (которое, как предполагается, должно быть законным и обоснованным).

Лишение свободы занимает значительное место в системе уголовных наказаний.

В действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве лишению свободы не дается определения. Оно разрабатывается в научной и учебной юридической литературе. В соответствии со ст. 48 УК РК, ст. 56 Уголовного кодекса РФ и ст. 56 УК РБ [2] лишение свободы заключенного в изоляции от общества путем направления его в колонию - поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму [3]. Возникает вопрос, почему в данных нормах Уголовных кодексов РК, РФ и РБ не был упомянут следственный изолятор?

Следственный изолятор (СИЗО), как самостоятельное учреждение, образовался в 1964 году [4]. В статье 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное

наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года следственный изолятор впервые упоминается в ряду учреждений, исполняющих лишение свободы [5].

На наш взгляд, недостаточно одной статьи, чтобы охватить весь круг вопросов регулирования жизнедеятельности осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе. Законодателем делается отсылка к статьям, которые регулируют порядок и условия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. А ведь следственный изолятор - это не колония!

Статья 15 Закона Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30.03.1999 года № 353-1 ЗРК (далее - «Закон») регламентирует внутренний распорядок в следственных изоляторах МВД РК в целях обеспечения в них режима содержания подозреваемых и обвиняемых.

В следственных изоляторах отбывают уголовные наказания в виде лишения свободы следующие категории осужденных: осужденные по уголовным делам, подлежащие в установленном порядке направлению в учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, или на принудительное лечение; осужденные, оставленные в СИЗО или переведенные в них из учреждений, исполняющих наказание, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением этих дел в судах, осужденные, привлекаемые к труду по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов.

Согласно п. 1.6 Приказа Министерства юстиции от 25.01.1999 года № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 15 марта 2001 г., 5 марта 2004 г., в следственном изоляторе содержатся:

• Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений (подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений; подсудимые; осужденные по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу; осужденные, привлекаемые к ответственности по другим уголовным делам, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу);

• Свидетели и потерпевшие из состава осужденных (осужденные к лишению свободы, оставленные в следственном изоляторе в связи с производством следственных действий или для участия в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом);

• Осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие передаче конвою для этапирования к месту назначения;

• Осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора;

• Осужденные, переводимые из одного исправительного учреждения в другое.

Характеристика лиц, содержащихся в следственном изоляторе, с точки зрения их

правового положения, такова: подследственные - 48,5 %, обжаловавшие приговор в кассационном (в Республике Казахстан - в апелляционном) порядке - 35,0 %, подготовленные к этапированию в соответствии с приговорами, вступившими в законную силу - 6,6 %, осужденные к высшей мере наказания - 0,3 %, транзитно-пересыльные - 2,6 %, осужденные, оставленные для работы по хозяйственному обслуживанию - 7,0 % [4].

Перечисленные категории лиц имеют различное правовое положение [6] и сотрудники следственных изоляторов обязаны это твердо знать, чтобы правильно применять нормы уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и других отраслей права.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. 4 - е изд. М.: ИНФРА. М, 2003. С. 9.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь, от 9 июля 1999 г. № 275-З Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 60-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2058) <H11300060>.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Издательство РИПЭЛ, 2004. С. 26.

4. Маслихин А. В. Следственный изолятор как место предварительного заключения. Рязань: Рязанская высшая школа МВД СССР, 1976. С. 7, 9.

5. Блохин Ю. И., Жабский А. А. Уголовно-исполнительное право: 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д: Издательский центр. Март, 2002. С. 95.

6. Жамулдинов В. Н. Смертная казнь: историко-правовые аспекты. [Электронный ресурс]. URL: http://scienceproblems.ru/smertnaja-kazn-istoriko-pravovye-aspekty-.html/ (дата обращения: 20.07.2016).

Comparison of constitution of complicity in unity and departure system - with perspective of indirect Principal

Fu Tianqi

Сравнение строения соучастия в единстве и системе отправления - с точки зрения непрямого Принципала

Фу Тьянти

Фу Тьянти /Fu Tianqi - кандидат, магистр права, Школа уголовного судопроизводства, Китайский университет политики и права, г. Пекин, Китайская Народная Республика

Abstract: previous Chinese criminal theoretical System was a unity of wrongfulness and culpability. In recent years the system based on departure of wrongfulness and culpability has been introduced. It can be distinguished from the former by definition of wrongfulness. On the issue of Indirect principal accomplice, the unity system cannot provide a reasonable answer, while the departure system can explain it with limited accessory theory, which provides new perspective for analyzing Indirect principal accomplice.

Аннотация: ранее китайская криминальная теоретическая система представляла собой единство противоправности и виновности. В последние годы была введена система, основанная на незаконности и виновности. Это и есть главное отличие такой системы - незаконность. Что касается косвенного соучастника, система единства не может дать разумный ответ, в то время как система отправления может объяснить это с ограниченным количеством аксессуаров теории, которая обеспечивает новые перспективы для анализа косвенного соучастника.

Keywords: unity system, departure system, indirect principal, extreme accessory theory, limited accessory theory.

Ключевые слова: система, единство, система выезда, косвенные основные, ограниченная теория принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.