Научная статья на тему 'След земной основателю фармацевтического факультета БГМУ, заслуженному деятелю науки РБ Р. Н. Абдуллиной исполнилось бы 80 лет'

След земной основателю фармацевтического факультета БГМУ, заслуженному деятелю науки РБ Р. Н. Абдуллиной исполнилось бы 80 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «След земной основателю фармацевтического факультета БГМУ, заслуженному деятелю науки РБ Р. Н. Абдуллиной исполнилось бы 80 лет»

ПАМЯТНАЯ ДАТА

СЛЕД ЗЕМНОЙ Основателю фармацевтического факультета БГМУ, заслуженному деятелю науки РБ Р.Н. Абдуллиной исполнилось бы 80 лет

Так случается, что научный руководитель впоследствии становится родным человеком. Райля Нигметзя-новна, будучи профессором, зав. кафедрой фармакологии № 2 и деканом фармацевтического факультета Башгос-медуниверситета пригласила меня, выпускницу лечебного факультета, к себе на работу.

Во время учебы я активно занималась в студенческом научном обществе, тем не менее предложение было несколько неожиданным: по распределению меня направили в РКБ в отделение реанимации-анестезиологии. Но о науке мечтала давно, еще с медучилища, а тут сразу место и в заочную аспирантуру. Рискнула, решив после защиты вернуться в клинику. «Возвращаюсь» без малого 30 лет...

С самых первых дней на кафедре жизнь завертелась стремительно и насыщенно. Максимально занятая сама, наш руководитель не щадила ни учеников, ни сотрудников. Профессор Абдуллина по всему Советскому союзу подбирала научно-педагогические кадры для новых кафедр основанного ею фармацевтического факультета. Так, приглашены были семьи: Ли-ходед, Лозовые, Халиуллины, Строкины, Плехановы... Практически все остались в нашей республике, основав свои династии провизорских кадров. Уже защитили кандидатские, докторские диссертации их дети, учатся внуки.

Первый выпуск студентов, яркий, сильный по подготовке, состоялся в 1986 году. Они и стали преподавателями на новых кафедрах, позже — доцентами, профессорами, заведующими лабораторий, республиканских центров. Много их в управленческих аппаратах. Одна из учениц, Иксанова Г.Р., организовала и возглавила кафедру фармации БГМУ.

На кафедре велась интенсивная научная работа. За литобзором ездили в «Ленинскую» и Медицинскую библиотеки в Москву. Каждый источник выбирался, обрабатывался, переводился (с английского) самим соискателем. Если японский, польский — ищи переводчика. В порядке вещей было съездить в столицу за единственным источником, поступившим, наконец, из Лионской библиотеки (Франция). Лучшей наградой было услышать: «Вчера начала читать твой обзор литературы. Думала, почитаю немного и усну. Не получилось. Интересно». Современным ученым заметно легче: интернет, компьютер. Но трудности забылись. Нами двигали одержимость, призвание, пример научного руководителя. Командировки, реактивы, лабораторные животные оплачивались вузом. Связи с научными центрами были по всей стране: Латвия, Казахстан, Москва. Это было замечательное время! Незабываемые встречи, общение. С началом перестройки все изменилось. В последний раз профессор отправила меня в научную командировку в Ригу, Академию наук Латвии со словами: «Поезжай. Неизвестно, как сложится дальше». Как оказалось, она была провидицей.

До сих пор пользуюсь одним из методов Райли Нигметзяновны: находить интересные факты по фармакологии и в классической литературе, фильмах. Она требовала творчества в работе.

При внешней суровости она была на удивление чутким человеком. Могла навестить в Москве, сварить крепкий бульон и вывести в Измайловский парк на прогулку: «Бледная, это от библиотеки». Внимательный взгляд ее серых глаз улавливал все. В самый отчаянный момент эксперимента, когда, казалось, все насмарку, внезапно появившись, одним прикосновением умудрялась исправить «шалящий» прибор. Умела увлечь, заинтересовать, заставить работать и

мыслить самостоятельно. В горькие дни, когда не стало моей мамы, ее реакция была своеобразной: она по максимуму загрузила меня исследованиями, строго требуя результатов (позже я поняла — зачем). Однажды обронила: «Рано тебе терять. А ей — уходить. Как хорошо ты вспоминаешь маму. А вот будут ли вспоминать меня?..» Ее помнят все, кто знал! Родные, сотрудники, ученики и в моем сердце дорогая шефиня осталась навсегда. Вспоминается один случай. Обычно подтверждение из аттестационной комиссии после защиты диссертации приходило через 3 — 4 месяца. Я переживаю: уже лето, скоро отпускной сезон... Наконец, в почтовом ящике обнаружила заветный конверт. Хочется поделиться радостью с наставником, а она на даче, в Деме. Сотовых нет еще и в помине. А я работаю в приемной комиссии и дежурю на «скорой». Отпросившись чуть раньше, бегу на электричку. Тихо подхожу к знакомому светлому дому, на крыльце — Райля Нигметзяновна в сарафане, косыночке, рядом — лейка, о чем-то сосредоточенно думает. Молча высыпаю в подол платья охапку роз. Поднимает серьезный взгляд: «Получила?» Счастливо выдыхаю: «Да!» «А ты знаешь, о чем я думала? — продолжает она, — какими словами тебя успокоить, чтобы ты все лето провела спокойно, не тревожилась понапрасну». Потом была баня, восхитительный фирменный пирог, задушевные разговоры, а ранним утром — в город, на первую электричку.

...В последнее время она серьезно больна, не встает. Как всегда спокойно говорит: «Я умираю». Долго сижу рядом, держу ее руку в ладонях, грею. Она засыпает, внезапно открывает глаза: «Завтра придешь?» Твердо обещаю, а сердце тоскливо сжимается в нехорошем предчувствии. ...Утром кладу к ее ногам ее любимые белые хризантемы, голос дрожит, с трудом произнося слова ее любимой песни: «Отцвели уж давно хризантемы в саду...». Даже со временем пустота в душе не заполняется. Мне не хватает ее общества, мудрых советов, поддержки.

Райля Нигметзяновна вместе с мужем, Маратом Мухамедьяновичем Хафизовым, в прошлом директором Башкирской республиканской гимназии № 1 имени Рами Гарипова, вырастили замечательных детей, которые пошли по стопам мамы. Альфия Маратовна — талантливый кардиолог. Рафаэль Маратович заведует хирургическим отделением в горбольнице №21. Они оба защитили диссертации. Из четырех внуков трое окончили медуниверситет. Подрастает правнучка. Семейная династия продолжается! В феврале доктору медицинских наук, заслуженному деятелю науки РБ Райле Нигметзяновне Абдуллиной исполнилось бы восемьдесят лет. Память об этом светлом, душевном и мудром человеке навсегда останется в наших сердцах.

Р. Галимова,

доцент кафедры фармакологии №2 БГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.